Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Акция для пищевой промышленности

Возврат стоимости билета на спектакль с учетом текущей эпидемиологической обстановки


Вопрос:

В соответствии со ст.52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.92 N 3612-1) в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным ч.10 ст.52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.

В соответствии со ст.52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем в настоящее время они не утверждены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Посетитель театра обратился с заявлением о возврате билета на спектакль более чем за десять дней до дня проведения спектакля. Вместе с тем в настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни (далее - Указ).

Будет ли считаться нарушением законодательства возврат стоимости билета в срок, превышающий 10 дней в условиях действия Указа?

Влияет ли наличие обстоятельств непреодолимой силы (Указ) на обязательства исполнителя по отношению к потребителю?

Ответ:

Если потребитель отказался от посещения зрелищного мероприятия по своей инициативе, само мероприятие состоялось, у организации отсутствуют правовые основания не исполнять обязательство по возврату денежных средств в срок.

Если мероприятие было отменено в связи с форс-мажором - запретом массовых мероприятий из-за эпидемиологической обстановки и введением режима повышенной готовности, то организация также должна исполнить обязательство - вернуть деньги за билет, однако, если сроки организацией все же пропущены, то она освобождается от возможных неустоек (пеней, штрафов) за это, если докажет, что введение ограничений из-за коронавируса (иное обстоятельство непреодолимой силы) помешало исполнить (сделало невозможным исполнение) обязательство по возврату денежных средств в срок.

Обоснование:

В соответствии с частями 10, 11 статьи 52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.92 N 3612-1) в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, возврат билета посетителем осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по не указанным причинам посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки - не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.

При этом правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий Правительством Российской Федерации, действительно, пока не утверждены.

В данной ситуации, как мы понимаем, само зрелищное мероприятие (спектакль) не отменялось (не переносилось), посетитель по своей инициативе отказался от его посещения, ранее чем за десять дней до дня его проведения.

Поскольку в части сроков осуществления возврата денежных средств специальное законодательство нормативного регулирования пока не содержит, обращаемся к общим положениям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Так, статьей 31 Закона N 2300-1 установлены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. В частности, требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 Закона N 2300-1, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

На наш взгляд, следует обратить внимание на конструкцию нормы - в ней речь идет не о любых требованиях потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы, а о требованиях потребителя, "предусмотренных пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 Закона N 2300-1": это возврат денежных средств при отказе от исполнения договора, когда исполнитель нарушает сроки выполнения работ (оказания услуг) или выполняет работы (оказывает услуги) с недостатками. Рассматриваемая ситуация к таким случаям не относятся (ни сроки, ни качество исполнителем не нарушались).

Тем не менее, на практике надзорные органы применяют именно 10-дневный срок возврата денежной суммы за билет на культурно-зрелищное мероприятие (например, это следует из разъяснений Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области с официального сайта ведомства), или сами исполнители устанавливают именно такой срок возврата (с момента получения исполнителем соответствующего заявления потребителя/с момента сдачи билета).

Соответственно, несоблюдение срока возврата потребителю денежных средств исполнителем является нарушением.

Что касается влияния на обязательство исполнителя сложившейся неблагополучной эпидемиологической обстановки и введения в связи с этим ограничительных мер по проведению зрелищных мероприятий, то необходимо учитывать следующее.

Если потребитель отказался от посещения зрелищного мероприятия по своей инициативе, само мероприятие не отменялось, не переносилось (состоялось), а срок возврата денежных средств наступил еще до введения ограничений, у организации отсутствуют правовые основания не исполнять обязательство по возврату денежных средств в срок. В этом случае действуют обычные правила - как и без непредвиденных обстоятельств (пандемии коронавируса и введенных в связи с ней ограничений).

Если мероприятие все же было отменено в связи с форс-мажором - запретом массовых мероприятий из-за эпидемиологической обстановки и введением режима повышенной готовности (а согласно Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), повлекшее введение режима повышенной готовности, обозначено именно как обстоятельство непреодолимой силы), то организация также должна вернуть деньги за билет (если потребитель не согласен перенести запланированное посещение), однако, нарушая сроки возврата (при отсутствии возможности соблюсти сроки возврата), вправе ссылаться на действие обстоятельства непреодолимой силы как основание освобождения от ответственности за нарушение сроков возврата (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). Проще говоря, деньги возврату подлежат в срок, однако если сроки организацией все же пропущены, то она освобождается от возможных неустоек (пеней, штрафов) за это, если докажет, что именно введение ограничений из-за коронавируса (иное обстоятельство непреодолимой силы) помешало исполнить (сделало невозможным исполнение) обязательство в срок.

Добавим, что в сложившейся ситуации следует постоянно следить за обновлениями по вопросу, поскольку на фоне динамики распространения коронавирусной инфекции в нормативной базе и правоприменительной практике изменения и дополнения происходят ежедневно.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane