Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

О перевод студентов, обучающихся по очной форме обучения, на дистанционное обучение


Вопрос:

В образовательной организации есть студенты, которые обучаются по очной форме обучения платно, но сейчас очное обучение невозможно, в связи с этим возникает вопрос оплаты, имеет ли право образовательная организация проводить дистанционное обучение без пересмотра оплаты за обучение, как быть в этой ситуации (вопрос от образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования)?

Ответ:

Сами по себе выбранные образовательной организацией образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, не определяют форму обучения, иными словами "дистанционное обучение", строго говоря, не является формой обучения.

Следовательно, перевод студентов, обучающихся по очной форме обучения, на дистанционное обучение не означает их перевод на очно-заочную или заочную форму обучения.

Поскольку выбор образовательных технологий относится к прерогативе образовательной организации, перевод "очников" на дистанционное обучение не влечет за собой необходимость пересмотра стоимости их обучения.

Следует также учитывать, что перевод с очной формы обучения (на иные формы) повлечет за собой невозможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, оплачивающих обучение детей (подопечных), поскольку такой вычет предоставляется только при получении образования по очной форме.

Обоснование:

Согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (часть 2); формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 5).

В соответствии с пунктом 4 "Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464, формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в т.ч. использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (пункт 12 части 3).

Согласно статье 16 Федерального закона N 273-ФЗ под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1); организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2); при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (часть 4).

В н.в. действует "Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816.

Согласно пункту 3 указанного Порядка организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Следует также отметить, что с целью принятия мер по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также координации и поддержки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, образовательных организаций при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 N 103 утверждён "Временный порядок сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".

См. также: рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий (https://edu.gov.ru/distance).

Следует также учитывать, что изменение очной формы обучения (на иные формы) влечет за собой невозможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, оплачивающих обучение детей (подопечных), поскольку такой вычет предоставляется только при получении образования по очной форме.

См.: письмо ФНС России от 12.10.2017 N ГД-4-11/20605"О предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц" (вместе с письмом Минфина России от 25.09.2017 N 03-04-07/61763).

Согласно пп.2 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Груша Герман Афанасьевич


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ