Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Акция для пищевой промышленности

Действия руководителя организации, планирующего в связи со сложившейся ситуацией в стране по коронавирусу закрыть организацию на карантин


Вопрос:

В связи со сложившейся ситуацией в стране по коронавирусу руководитель хочет закрыть организацию на карантин. Правомерны ли действия руководителя? Какими нормативными документами необходимо руководствоваться?

Какой алгоритм действий работодателя по отношению к работникам?

Ответ:

Если из-за ситуации с коронавирусом работа организации фактически приостановлена, можно объявить простой по причинам, которые не зависят от работника и работодателя.

Обоснование:

Трудовое законодательство не употребляет понятия "закрытие организации на карантин". На практике таким действиям работодателя соответствует оформление простоя (в связи с вынужденным приостановлением организацией деятельности на период эпидемии).

Простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (часть 3 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ).

Так, если из-за коронавируса невозможно осуществлять производственную и хозяйственную деятельность (например, принято решение о приостановке работы культурно-досуговых, образовательных учреждений), сотрудники временно не могут исполнять свои должностные обязанности (например, выполняющие международные перевозки), у сотрудников из-за общей обстановки нет объема работы (спрос на товары/услуги/работы упал) и т.п., в этих случаях можно ввести простой.

Для оформления простоя работодателю следует принять решение о приостановке работы и объявить простой:

1. Своему непосредственному руководителю организации сотрудником передается уведомление или служебная записка о вынужденной приостановке работы с указанием соответствующей причины (часть 4 статьи 157 ТК). Если простой зафиксирован в отдельном структурном подразделении, то его руководитель оформляет акт о простое в произвольной форме с указанием обстоятельств простоя.

2. В произвольной форме составляется и издается приказ о приостановке деятельности, производственных процессов.

3. Издается приказ об объявлении простоя. Он должен включать в себя: причину введения простоя, тех, в отношении кого вводится простой (если в отношении всех работников, то список всех подразделений), время начала и окончания простоя (на усмотрение работодателя можно ввести простой на месяц, два и более или обозначить дату окончания "до издания соответствующего приказа об окончании простоя"), размер оплаты времени простоя (см. ниже), указание на то, где будут находиться работники во время простоя (если у работодателя нет необходимости вызывать сотрудников на рабочие места, следует отразить в приказе их нахождение дома и освобождение от обязанности присутствовать на работе).

Согласно статье 157 ТК РФ, если во введении простоя нет вины ни сотрудника, ни работодателя, то он должен оплачиваться в размере не меньше 2/3 оклада или тарифной ставки. Так, если невозможность продолжения работы (прекращение поставок, приостановление продаж и т.п.) вызвана распространением коронавируса, то простой, на наш взгляд, объявляется по обстоятельствам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя, соответственно, и оплачивается в размере не меньше 2/3 оклада или тарифной ставки.

Что касается варианта оформления отпуска без содержания, то необходимо понимать, что он оформляется по добровольному письменному заявлению, то есть инициативе самого работника, заставить работника уйти в отпуск без сохранения заработной платы нельзя (статья 128 ТК РФ). Поэтому использовать такой вариант не рекомендуем - во избежание дальнейших споров с работниками и претензий проверяющих.

4. Работники должны быть ознакомлены с приказом об объявлении простоя под подпись. При отказе сотрудника, нужно составить акт об отказе за подписью двух свидетелей.

5. Служба занятости населения уведомляется о принятом решении (если речь идет об объявлении простоя по всей организации).

Так, при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (абзац второй пункта 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Единая унифицированная форма уведомления не установлена, если в вашем регионе она также не утверждена, то направьте в службу занятости информацию о приостановке в произвольной форме, указав в уведомлении ее причину, период и численность сотрудников, которую она затрагивает.

Обращаем внимание, что ситуации приостановки деятельности, когда обстановка с коронавирусом никак не повлияла на деятельность компании и причины объявления простоя (экономического, технологического, технического или организационного характера) фактически отсутствуют, не могут быть квалифицированы как простой. В таком случае сотрудники продолжают выполнять трудовую функцию в штатном или дистанционном режиме. Работодатели же, в свою очередь, обеспечивают санитарные правила: контролируют температуру тела, обеспечивают при входе кожными антисептиками, контролируют соблюдение самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении их из стран, где зарегистрированы случаи COVID-19 и пр. (см. письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" вместе с "Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников"). Роспотребнадзором пока в обязанности работодателей оформление простоя из-за угрозы распространения коронавируса не вменено. Рекомендуем отслеживать актуальную информацию, вероятно, меры безопасности усилятся.

Ответ подготовила Эксперт СПП:
Лисицкая Ольга Сергеевна
эксперт по гражданскому, медицинскому
и трудовому праву


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane