МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2020 года N 24-06-06/21324
Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности
Во
исполнение поручения Заместителя
Председателя Правительства Российской
Федерации Т.А.Голиковой от 17 марта 2020 г. N
ТГ-П13-1924 Минфин России настоящим
сообщает следующее.
1.
Согласно правовой позиции, содержащейся
в пункте 8 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от
24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами
некоторых положений Гражданского
кодекса Российской Федерации об
ответственности за нарушение
обязательств", в силу пункта 3 статьи 401
Гражданского кодекса Российской
Федерации для признания обстоятельства
непреодолимой силой необходимо, чтобы
оно носило чрезвычайный и
непредотвратимый при данных условиях
характер.
При
этом требование чрезвычайности
подразумевает исключительность
рассматриваемого обстоятельства,
наступление которого не является
обычным в конкретных условиях. Если иное
не предусмотрено законом,
обстоятельство признается
непредотвратимым, если любой участник
гражданского оборота, осуществляющий
аналогичную с должником деятельность, не
мог бы избежать наступления этого
обстоятельства или его последствий.
Учитывая изложенное,
распространение новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-NCOV, по мнению
Минфина России, носит чрезвычайный и
непредотвратимый характер, в связи с чем
является обстоятельством непреодолимой
силы.
2.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон N
44-ФЗ) заказчик вправе осуществить
закупку у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя) закупки
определенных товаров, работ, услуг
вследствие аварии, иных чрезвычайных
ситуаций природного или техногенного
характера, непреодолимой
силы, в случае
возникновения необходимости в оказании
медицинской помощи в экстренной форме
либо в оказании медицинской помощи в
неотложной форме при условии, что такие
товары, работы, услуги не включены в
утвержденный Правительством Российской
Федерации перечень товаров, работ, услуг,
необходимых для оказания гуманитарной
помощи либо ликвидации
последствий чрезвычайных
ситуаций
природного или техногенного характера) и
применение иных способов определения
поставщика (подрядчика, исполнителя),
требующих затрат времени,
нецелесообразно.
Учитывая, что распространение
новой коронавирусной инфекции,
вызванной 2019-NCOV, является
обстоятельством непреодолимой
силы, заказчик
вправе осуществить закупку у
единственного поставщика (подрядчика,
исполнителя) на основании пункта 9 части 1
статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
При
этом условие об отсутствии закупаемых
товаров, работ, услуг в вышеуказанном
перечне применению не подлежит, поскольку
такой перечень распространяется исключительно на
закупки товаров, работ, услуг для
оказания гуманитарной помощи либо
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного или техногенного
характера.
3.
Согласно положениям Федерального закона
от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера" органы управления и силы
единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций функционируют в
том числе в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации.
Учитывая положения пункта 2
настоящего письма, при введении режима
повышенной готовности в связи с
распространением новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить
закупку любых
товаров, работ, услуг, требуемых в связи с
введением режима повышенной готовности,
на основании пункта 9 части 1 статьи 93
Закона N 44-ФЗ, поскольку распространение
такой новой коронавирусной инфекции
является обстоятельством непреодолимой
силы. При этом условие об отсутствии
закупаемых товаров, работ, услуг в
перечне товаров, работ, услуг,
необходимых для оказания гуманитарной
помощи либо ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера, утвержденном
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р, в силу
вышеизложенного также не подлежит применению.
А.М.Лавров
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru, 19.03.2020
Ссылается на
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- О лабораторной диагностике новой коронавирусной инфекции
- Об оснащении краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, в которых планируется организация медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и ее осложнениями (с изменениями на 18 мая 2020 года)
- Об оснащении краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края для обеспечения мер по оказанию медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (с изменениями на 10 ноября 2020 года)
- О распределении добровольных пожертвований, поступивших на реализацию мероприятий по защите здоровья населения и предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
- О реализации мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19
- COVID-19: ГИД для руководителя
- Об осуществлении закупок в нерабочие дни
- Об осуществлении закупок в нерабочие дни
- Правовые основы признания распространения коронавируса обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)
- О внесении изменений в распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 24.03.2020 N 54-р
- Об утверждении Порядка осуществления заказчиками Санкт-Петербурга закупок на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- Об утверждении плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Татарстан в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, волатильностью цен на нефть и курса доллара в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
- О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (с изменениями на 22 мая 2020 года)
- О внесении изменения в приказ министерства образования Ставропольского края от 27 марта 2020 года N 419-пр "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Об утверждении плана развертывания коечных мощностей в медицинских организациях, подлежащих перепрофилированию в моноинфекционные госпитали для лечения пациентов, больных COVID-19 (с изменениями на 30 сентября 2020 года)
- О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (с изменениями на 28 мая 2020 года)