Дата
составления (актуализации): 01.09.2024
Сравнительный анализ действующей редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ и проекта ФЗ "О промышленной безопасности"
Перечень принятых сокращений
Законопроект - проект ФЗ "О
промышленной безопасности"
ЗС -
здания и сооружения
ОПО -
опасный производственный объект
СГС -
согласованная на глобальном уровне
система классификации опасности и
маркировки химических веществ и смесей
СУПБ -
система управления промышленной
безопасностью
ПТУ -
передвижное техническое устройство
ТУ -
техническое устройство
ФЗ - федеральный закон
Обзор основных изменений
За два с лишним десятилетия, прошедших с
принятия ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, существенно
изменились критерии отнесения объектов
к категории ОПО, формы и методы
обеспечения промышленной безопасности,
порядок и виды организации
государственного контроля и надзора. При
этом в ФЗ N 116 различные изменения и
дополнения вносились около тридцати раз.
Отставание отечественного
законодательства в области промышленной
безопасности от реалий сегодняшнего дня
привело к необходимости кардинальных
изменений в данной сфере правового
регулирования. Поэтому единственно
верным решением становится принятие
нового федерального закона,
учитывающего современную практику и
реалии обеспечения промышленной
безопасности.
В этой
связи проектом ФЗ "О промышленной
безопасности":
1)
вводится новая модель государственного
регулирования в области промышленной
безопасности, основанная на степени
риска возникновения аварий и масштаба их
возможных последствий
2)
уточняется область регулирования
законодательства в области промышленной
безопасности, вводится
актуализированный понятийный аппарат;
3)
предусматривается повышение
эффективности федерального
государственного надзора в области
промышленной безопасности;
4)
вводится применение согласованной на
глобальном уровне системы классификации
опасности и маркировки химических
веществ и смесей (СГС), расширен перечень
опасных веществ (приложение к
Законопроекту);
5)
предусматривается создание организаций
научно-технической поддержки органа
государственного регулирования в
области промышленной безопасности;
6)
декларируется новый подход к продлению
срока эксплуатации ТУ и ЗС: решение о
дальнейшей эксплуатации принимается
руководителем организации письменно на
основе результатов технического
диагностирования ТУ или обследования
технического состояния ЗС, таким
образом, возникают новые виды
деятельности в области промышленной
безопасности;
7)
предусматривается введение новых
объектов - передвижных технических
устройств, которые не рассматриваются в
качестве ОПО и подлежат отдельному
учету; требования к эксплуатации ОПО и
ПТУ в этой связи дифференцированы;
8)
внедряются новые формы контроля:
дистанционный контроль промышленной
безопасности и аудит системы управления
промышленной безопасностью;
9)
периодичность проверок ОПО
регламентируется в зависимости
проведения и результатов аудита и
наличия программы по дистанционному
контролю;
10)
вводится регламентация требований к
сварочным работам и к аттестационным
центрам в данной области;
11)
вводится возможность установления
индивидуальных требований промышленной
безопасности в обосновании безопасности
ОПО как при его строительстве или
реконструкции, так в ходе его
технического перевооружения;
12) классы опасности ОПО устанавливаются при регистрации ОПО (из Законопроекта исключена таблица, относящая ОПО к тем или иным классам в зависимости от количества опасных веществ или по иным критериям).
I. Основные новеллы
Проект ФЗ "О промышленной
безопасности" дополнен следующими
новыми статьями либо новыми положениями
существующих статей:
1. Впервые определена сфера
действия проекта ФЗ "О
промышленной безопасности" и
виды правоотношений, регулируемые
проектом указанного Федерального
закона.
Попутно весьма
существенно расширен перечень видов
деятельности в области промышленной
безопасности:
Статья 1. Сфера действия настоящего
Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон определяет
правовые, экономические и социальные
основы обеспечения промышленной
безопасности на территории Российской
Федерации и на иных территориях, над
которыми Российская Федерация
осуществляет юрисдикцию в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и нормами международного
права.
2.
Настоящий Федеральный закон регулирует
отношения, возникающие при
осуществлении следующих видов
деятельности в области промышленной
безопасности:
1)
проектирование, строительство,
эксплуатация, реконструкция,
капитальный ремонт, техническое
перевооружение, консервация и
ликвидация опасных производственных
объектов;
2)
изготовление, применение, монтаж,
наладка, обслуживание, ремонт,
модернизация, замена и вывод из
эксплуатации технических устройств,
применяемых на опасных производственных
объектах;
3)
изготовление, применение, монтаж,
наладка, обслуживание, ремонт,
модернизация, консервация и вывод из
эксплуатации передвижных технических
устройств;
4)
техническое освидетельствование и
техническое диагностирование
технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах, и
передвижных технических устройств;
5)
экспертиза промышленной безопасности;
6) аудит
системы управления промышленной
безопасностью;
7)
обследование технического состояния
зданий и сооружений опасных
производственных объектов;
8)
применение взрывчатых материалов
промышленного назначения;
9)
ведение маркшейдерских работ;
10)
выполнение сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств.
3. Целью
применения настоящего Федерального
закона является последовательное
снижение риска аварий на опасных
производственных объектах и передвижных
технических устройствах, а также
минимизация (локализация и ликвидация)
негативных последствий таких аварий.
2. В связи с новеллами в
правовом регулировании,
устанавливаемыми проектом ФЗ "О
промышленной безопасности", вводятся новые понятия,
адаптированные к современным реалиям
обеспечения промышленной
безопасности.
Определение ОПО
перенесено в статью законопроекта, посвященную
определениям, что представляется более
логичным:
Статья 2. Основные
понятия
4)
передвижные технические устройства -
машины и оборудование, указанные в
Приложении 2 к настоящему Федеральному
закону;
7)
организации, эксплуатирующие опасные
производственные объекты - юридические
лица, образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
а также иностранные юридические лица,
компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных государств, филиалы
указанных иностранных лиц, созданные на
территории Российской Федерации,
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие эксплуатацию опасных
производственных объектов либо
планирующие эксплуатировать опасные
производственные объекты;
8)
организации, эксплуатирующие
передвижные технические устройства -
юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также
иностранные юридические лица, компании и
другие корпоративные образования,
обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных государств, филиалы
указанных иностранных лиц, созданные на
территории Российской Федерации,
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие эксплуатацию
передвижных технических устройств;
11)
система дистанционного контроля
промышленной безопасности - комплекс
программных, программно-аппаратных
средств, средств измерений, а также
специальных технических средств,
обеспечивающих непрерывное получение,
обработку и передачу в режиме реального
времени информации, характеризующей
риск возникновения аварий на опасном
производственном объекте;
12)
объект дистанционного контроля - опасный
производственный объект, оснащенный
системой дистанционного контроля
промышленной безопасности;
13)
государственный мониторинг в области
промышленной безопасности -
автоматизированный сбор, фиксация,
обобщение, систематизация и оценка
информации, обработанной системами
дистанционного контроля промышленной
безопасности на объектах дистанционного
контроля;
18)
техническое диагностирование
технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах, и
передвижных технических устройств -
комплекс мероприятий, направленный на
всестороннее обследование указанных
технических устройств и определение их
технического состояния (далее -
техническое диагностирование
технических устройств, технические
устройства);
19)
техническое освидетельствование -
периодический контроль технического
состояния технических устройств в
процессе их эксплуатации;
20)
специалист по техническому
диагностированию - физическое лицо,
подтвердившее соответствие
квалификации положениям
соответствующего профессионального
стандарта в соответствии с трудовым
законодательством Российской Федерации
и законодательством о независимой
оценке квалификации Российской
Федерации, и осуществляющее техническое
диагностирование технических
устройств;
21)
аудит системы управления промышленной
безопасностью - независимая оценка
организации деятельности организаций,
эксплуатирующих опасные
производственные объекты, передвижные
технические устройства, на предмет
обеспечения соблюдения требований
промышленной безопасности посредством
функционирования системы управления
промышленной безопасностью;
22)
аудитор в области промышленной
безопасности - физическое лицо,
аттестованное в установленном
Правительством Российской Федерации
порядке, которое обладает специальными
познаниями в области промышленной
безопасности, соответствует
требованиям, установленным федеральными
нормами и правилами в области
промышленной безопасности, и
осуществляет аудит системы управления
промышленной безопасностью;
23)
взрывчатые материалы промышленного
назначения - взрывчатые вещества и
изделия на их основе, используемые в
мирных целях;
24)
маркшейдерские работы - работы по
выполнению натурных измерений и
геометрических графических построений,
определяющих пространственное
расположение горных выработок, буровых
скважин, параметры сдвижения горных
пород и земной поверхности, деформации
подрабатываемых объектов, объёмы горных
разработок, добычи и потерь полезных
ископаемых, устанавливающие границы
безопасного ведения горных работ, горных
отводов, опасных зон, целиков, а также по
прогнозированию развития опасных
ситуаций, влияющих на состояние недр и
земной поверхности при ведении горных и
иных работ, связанных с пользованием
недрами;
25)
обследование технического состояния
зданий и сооружений опасного
производственного объекта - комплекс
мероприятий по определению и оценке
фактических значений контролируемых
параметров, характеризующих
эксплуатационное состояние, пригодность
и работоспособность зданий и сооружений
и определяющих возможность их
дальнейшей эксплуатации или
необходимость восстановления и
усиления.
3. Предусматривается
организация научно-технической
поддержки органа государственного
регулирования промышленной
безопасности и цели такой
поддержки:
Статья 4. Организации
научно-технической поддержки органа
государственного регулирования
промышленной безопасности
1.
Организации научно-технической
поддержки органа государственного
регулирования промышленной
безопасности осуществляют свою
деятельность в целях:
1)
прогнозирования рисков возникновения
аварий на опасных производственных
объектах и передвижных технических
устройствах;
2)
научно-технического обоснования
разработки требований к безопасности
технологических процессов;
3)
координации и содействия внедрению
инновационных технологий обеспечения
промышленной безопасности;
4)
осуществления государственного
мониторинга промышленной
безопасности.
2.
Отнесение юридического лица к
организации научно-технической
поддержки осуществляется в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации.
4. Законопроектом впервые установлены
требования к ФНП в области промышленной
безопасности:
Часть вторая статьи 7
2.
Федеральные нормы и правила в области
промышленной безопасности (далее -
Федеральные нормы и правила)
устанавливают требования к:
1)
деятельности в области промышленной
безопасности, в том числе осуществляющим
ее работникам;
2)
безопасности технологических процессов
на опасных производственных объектах, в
том числе порядку действий в случае
аварии или инцидента на опасном
производственном объекте или
передвижном техническом устройстве;
3)
безопасной эксплуатации технических
устройств;
4)
применению взрывчатых материалов
промышленного назначения;
5)
ведению маркшейдерских работ;
6)
обоснованию безопасности опасного
производственного объекта.
5. В контексте новелл,
внесенных в Законопроект, перечень обязанностей
организации, эксплуатирующей ОПО,
дополнен в части установления
дополнительных обязанностей, а
именно:
Статья 8
1. Организация,
эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана:
осуществлять или прекращать
эксплуатацию технических устройств,
применяемых на опасных производственных
объектах, на основании результатов
технического освидетельствования, при
выявлении такой необходимости в рамках
осуществления производственного
контроля, а также в соответствии с
решениями, принятыми по результатам их
технического диагностирования, а зданий,
сооружений на опасных производственных
объектах - в соответствии с решениями,
принятыми по результатам обследования
их технического состояния с учетом
требований промышленной безопасности,
проектной или технической
документации;
обеспечивать передачу в
автоматическом режиме информации,
обработанной системой дистанционного
контроля промышленной безопасности на
объекте дистанционного контроля, в орган
государственного регулирования
промышленной безопасности или его
территориальный орган (в случае, если
опасный производственный объект оснащен
системой дистанционного контроля
промышленной безопасности в
соответствии с настоящим Федеральным
законом);
обеспечивать проведение
обследования технического состояния
зданий и сооружений опасных
производственных объектов в
установленных случаях и сроки и по
предъявляемому в установленном порядке
предписанию органа государственного
регулирования области промышленной
безопасности, или его территориального
органа с учетом требований проектной
документации, а также федеральных норм и
правил;
представлять в территориальный
орган органа государственного
регулирования промышленной
безопасности, федеральные органы
исполнительной власти в области
промышленной безопасности информацию о
выполнении мероприятий, предложенных
комиссией по техническому
расследованию;
6. Учитывая совместную
сферу регулирования (законодательство в
области промышленной безопасности и
законодательство в области
градостроительной деятельности, в
области обеспечения безопасности зданий
и сооружений), проект Федерального
закона дополнен
положениями о требованиях промышленной
безопасности к эксплуатации зданий и
сооружений ОПО, практически по аналогии
с изменениями, внесенными
Законопроектом в
положения о продлении срока
эксплуатации технических устройств,
применяемых на ОПО.
Согласно
Законопроекту,
решение о дальнейшей эксплуатации
зданий и сооружений принимается
руководителем организации,
эксплуатирующей ОПО, письменно, на
основе результатов обследования их
технического состояния:
Статья 10. Требования
промышленной безопасности к
эксплуатации зданий и сооружений
опасных производственных объектов
1.
Эксплуатация зданий и сооружений
опасного производственного объекта
осуществляется в соответствии с
требованиями, установленными
законодательством Российской Федерации
о градостроительной деятельности, с
учетом требований к безопасности
технологических процессов на опасных
производственных объектах,
установленных федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности.
2.
Эксплуатация зданий и сооружений
опасного производственного объекта,
предназначенных для осуществления
технологических процессов, хранения
сырья или продукции, перемещения людей и
грузов, локализации и ликвидации
последствий аварий, не допускается без
проведения обследования их технического
состояния:
в
случае истечения срока эксплуатации
здания или сооружения, установленного
проектной документацией или технической
документацией;
в
случае отсутствия проектной
документации, либо отсутствия в
проектной документации или технической
документации данных о сроке
эксплуатации здания или сооружения;
после
аварии на опасном производственном
объекте, в результате которой были
повреждены несущие конструкции данных
зданий и сооружений.
3.
Решение о возможности эксплуатации
зданий и сооружений опасного
производственного объекта в случаях,
указанных в части 2 настоящей статьи,
принимается руководителем организации,
эксплуатирующей опасный
производственный объект либо
руководителем обособленного
структурного подразделения такой
организации в письменной форме или в
форме электронного документа,
подписанного с использованием усиленной
квалифицированной электронной подписи,
с учетом результатов обследования
технического состояния зданий и
сооружений.
4.
Обследование технического состояния
зданий и сооружений опасного
производственного объекта проводится в
порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
о градостроительной деятельности с
учетом требований, установленных
федеральными нормами и правилами, и
основываясь на принципах независимости,
объективности, всесторонности и полноты
исследований.
7. В связи с новеллами в
правовом регулировании Проектом ФЗ
"О промышленной безопасности" вводятся и регламентируются
принципиально новые положения (новая
Глава 3 в составе 5 статей), а именно:
7.1. Требования к
передвижным техническим устройствам
(практически по аналогии с обязанностями
по эксплуатации ОПО) (также вводятся
понятие таких устройств и их виды -
соответственно, статья 2 и Приложение 2
Законопроекта):
Статья 15. Требования
промышленной безопасности к
эксплуатации передвижных технических
устройств
1.
Организация, эксплуатирующая
передвижные технические устройства,
обязана:
соблюдать требования
промышленной безопасности;
обеспечить постановку на учет
каждого передвижного технического
устройства, до ввода его в эксплуатацию,
в органе государственного регулирования
промышленной безопасности, федеральных
органах исполнительной власти или их
территориальных органах;
обеспечивать проведение
технического освидетельствования в
случаях и с периодичностью,
установленных в технической
документации изготовителя технического
устройства;
осуществлять или прекращать
эксплуатацию передвижных технических
устройств, на основании результатов
технического освидетельствования, а
также в соответствии с решениями,
принятыми по результатам их
технического диагностирования;
допускать к работе с передвижным
техническим устройством лиц,
удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не
имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;
обеспечивать проведение
подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;
организовывать и осуществлять
производственный контроль за
соблюдением требований промышленной
безопасности;
обеспечивать наличие и
функционирование необходимых приборов и
систем контроля за производственными
процессами в соответствии с
установленными требованиями;
обеспечивать проведение
технического диагностирования
передвижных технических устройств в
случаях, установленных настоящим
Федеральным законом или по
предъявляемому в установленном порядке
предписанию органа государственного
регулирования промышленной
безопасности, федеральных органов
исполнительной власти в области
промышленной безопасности, или их
территориальных органов;
предотвращать проникновение в
опасную зону передвижного технического
устройства посторонних лиц;
заключать договор обязательного
страхования гражданской
ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации
об обязательном страховании гражданской
ответственности владельца опасного
объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте;
приостанавливать эксплуатацию
передвижного технического устройства в
случае аварии или инцидента на нем, а
также в случае обнаружения вновь
открывшихся обстоятельств, создающих
угрозу жизни и здоровью людей;
осуществлять мероприятия по
локализации и ликвидации последствий
аварий на передвижном техническом
устройстве, оказывать содействие
государственным органам в расследовании
причин аварии;
принимать участие в техническом
расследовании причин аварии на
передвижном техническом устройстве,
анализировать причины аварии и
принимать меры по устранению указанных
причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины
возникновения инцидента на передвижном
техническом устройстве, принимать меры
по устранению указанных причин и
профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в
установленном порядке орган
государственного регулирования
промышленной безопасности, его
территориальные органы, федеральные
органы исполнительной власти в области
промышленной безопасности, а также иные
органы государственной власти, органы
местного самоуправления об аварии на
передвижном техническом устройстве;
принимать меры по защите жизни и
здоровья людей в случае аварии на
передвижном техническом устройстве;
вести
учет аварий и инцидентов на передвижных
технических устройствах;
представлять в орган
государственного регулирования
промышленной безопасности, или в его
территориальный орган, федеральные
органы исполнительной власти в области
промышленной безопасности информацию о
количестве аварий и инцидентов, причинах
их возникновения и принятых мерах.
2.
Работники, деятельность которых
связанна с эксплуатацией передвижных
технических устройств обязаны:
соблюдать положения нормативных
правовых актов, устанавливающих
требования промышленной безопасности, а
также правила ведения работ на
передвижном техническом устройстве и
порядок действий в случае аварии или
инцидента на нем;
проходить подготовку и
аттестацию в области промышленной
безопасности;
незамедлительно ставить в
известность своего непосредственного
руководителя или в установленном
порядке других должностных лиц об аварии
или инциденте на передвижном
техническом устройстве;
приостанавливать работу в случае
аварии или инцидента на передвижном
техническом устройстве, а также в случае
отклонения режимов и параметров его
работы от значений, установленных его
изготовителем в технической
документации;
в
установленном порядке участвовать в
проведении работ по локализации аварии
на передвижном техническом устройстве;
проходить обязательные
медицинские осмотры в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
3. Учет
передвижных технических устройств
осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
7.2. Требования к применению
взрывчатых материалов:
Статья 16. Требования к
применению взрывчатых материалов
промышленного назначения
1.
Требования к взрывчатым веществам и
изделиям на их основе устанавливаются в
соответствии с законодательством о
техническом регулировании.
2.
Организация, применяющая взрывчатые
материалы промышленного назначения,
обязана:
обеспечивать проведение
подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;
допускать к применению
взрывчатых материалов промышленного
назначения лиц, удовлетворяющих
соответствующим квалификационным
требованиям и не имеющих медицинских
противопоказаний к указанной работе;
организовывать и осуществлять
производственный контроль за
соблюдением требований промышленной
безопасности;
обеспечивать сохранность
взрывчатых веществам и изделий на их
основе, вести их учет и проводить
необходимые режимно-охранные
мероприятия;
принимать участие в техническом
расследовании случаев утраты взрывчатых
веществ и изделий на их основе;
анализировать причины случаев
утраты взрывчатых веществ и изделий на
их основе, принимать меры по устранению
указанных причин и профилактике
подобных случаев;
своевременно информировать в
установленном порядке орган
государственного регулирования
промышленной безопасности, его
территориальные органы, а также иные
органы государственной власти, органы
местного самоуправления о случаях
утраты взрывчатых веществ и изделий на
их основе.
3.
Применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
осуществляется на основании разрешения
выданного территориальным органом
органа государственного регулирования
промышленной безопасности юридическим
лицам, имеющим лицензии на осуществление
деятельности, связанной с обращением
взрывчатых материалов промышленного
назначения в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
7.3. Требования к ведению
маркшейдерских работ
Статья 17. Требования к
ведению маркшейдерских работ
1.
Маркшейдерские работы проводятся
организациями, имеющими лицензию на
производство маркшейдерских работ.
2. При
проведении маркшейдерских работ должна
быть обеспечена правильность
осуществляемых пространственных
измерений и определений параметров
горных разработок и подземных
сооружений, положений участков
строительства и эксплуатации подземных
сооружений, границ горных отводов,
границ ведения горных работ и применения
взрывчатых материалов промышленного
назначение, опасных зон, зон охраны от
вредного влияния горных разработок,
деформации зданий и сооружений,
сдвижения горных пород, контуров
предохранительных целиков, границ
разноса бортов карьеров и разрезов в
соответствии с методиками (методами)
измерений и установленными показателями
точности измерений.
3.
Маркшейдерские работы должны
проводиться в соответствии с
согласованной с органом
государственного регулирования
промышленной безопасности, его
территориальными органами в
установленном порядке проектной
документацией на производство
маркшейдерских работ, техническим
проектом разработки месторождений
полезных ископаемых и иной проектной
документации на выполнение работ,
связанных с пользованием участками недр,
планами и схемами развития горных работ,
а также с требованиями по проведению
маркшейдерских работ, установленными
федеральными нормами и правилами в
области промышленной безопасности.
7.4. Требования к проведению
сварочных работ в связи с применением на
ОПО передвижных технических
устройств
Статья 18. Проведение
сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств
1.
Проведение сварочных работ при
строительстве, эксплуатации,
реконструкции, капитальном ремонте,
техническом перевооружении, консервации
и ликвидации опасного производственного
объекта, изготовлении, монтаже, наладке,
обслуживании и ремонте технических
устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, и передвижных
технических устройств должно
обеспечивать их безопасную эксплуатацию
и не создавать угрозу причинения вреда
жизни и здоровью граждан.
2.
Требования к производству сварочных
работ на опасных производственных
объектах, при ремонте и обслуживании
передвижных технических устройствах
устанавливаются федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности.
3.
Сварочные работы должны проводить
только организации и физические лица,
прошедшие проверку готовности к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах.
4.
Проверка готовности организаций к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств проводится в целях
подтверждения наличия технических,
кадровых и организационных возможностей
для организации безопасного проведения
сварочных работ.
Проверка готовности физических
лиц к выполнению сварочных работ на
опасных производственных объектах, при
ремонте и обслуживании передвижных
технических устройств проводится в
целях подтверждения наличия
необходимого уровня профессиональной
подготовки, знаний и умений для
безопасного проведения сварочных
работ.
5.
Порядок проверки готовности к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств, в том числе требования к
организациям и физическим лицам,
подлежащим проверке готовности к
выполнению сварочных работ, срокам и
периодичности проведения проверки, а
также формам документов, выдаваемых по
ее результатам, устанавливается органом
государственного регулирования
промышленной безопасности.
6.
Проверку готовности физических лиц и
организаций к выполнению сварочных
работ на опасных производственных
объектах, при ремонте и обслуживании
передвижных технических устройств
проводят юридические лица (далее -
аттестационные центры), являющиеся
членами единого общероссийского
профессионального объединения -
некоммерческой организации в
организационно-правовой форме
ассоциации (союза), основанной на
принципе обязательного членства и
объединяющей в своем составе не менее
семидесяти пяти юридических лиц,
находящихся не менее чем в шестидесяти
субъектах Российской Федерации и
осуществляющих деятельность по проверке
готовности к выполнению сварочных работ
на опасных производственных объектах,
при ремонте и обслуживании передвижных
технических устройств. Аффилированные
юридические лица учитываются только в
одном из субъектов Российской
Федерации.
7.5. С учетом обобщенных
положений
различных подзаконных актов в
проекте ФЗ "О промышленной
безопасности" появляется регламентация
деятельности аттестационных центров в
области сварочных работ:
Статья 19. Единое
общероссийское профессиональное
объединение организаций, являющихся
аттестационными центрами, и
осуществляющих проверку готовности к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств
1.
Единое общероссийское профессиональное
объединение организаций, являющихся
аттестационными центрами, и
осуществляющих проверку готовности к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств (далее - профессиональное
объединение) является открытым для
вступления новых членов. Требования к
организациям, являющимся членами
профессионального объединения, а также
организациям, претендующим на
вступление в профессиональное
объединение, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
2.
Профессиональное объединение вправе
установить обязанности аттестационных
центров, связанные с осуществлением ими
профессиональной деятельности, которые
не должны противоречить настоящему
Федеральному закону и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации.
Аттестационные центры вправе
участвовать в управлении делами
профессионального объединения, в том
числе в работе Общего собрания, избирать
и быть избранным в любые органы
профессионального объединения, вносить
на рассмотрение органов управления
профессионального объединения
предложения, касающиеся вопросов
деятельности профессионального
объединения, участвовать в их
рассмотрении, а также в принятии
соответствующих решений в порядке,
определенном уставом профессионального
объединения.
3. Любой
член профессионального объединения в
случае нарушения его прав и законных
интересов действиями (бездействием)
профессионального объединения, его
работников и (или) решениями его органов
управления вправе оспаривать такие
действия (бездействие) и (или) решения в
судебном порядке, а также требовать в
соответствии с законодательством
Российской Федерации возмещения
профессиональным объединением
причиненного ему вреда.
4.
Профессиональное объединение
приобретает свой статус со дня выдачи
заключения органа государственного
регулирования промышленной
безопасности о соответствии
требованиям, установленным настоящим
Федеральным законом. Порядок выдачи и
форма заключения о соответствии
профессионального объединения
требованиям Федерального закона
устанавливаются органом
государственного регулирования области
промышленной безопасности.
Структура, компетенция, порядок
формирования и срок полномочий органов
управления профессионального
объединения, порядок принятия ими
решений и их выступления от имени
профессионального объединения
устанавливаются уставом
профессионального объединения в
соответствии с положениями
законодательства Российской Федерации в
отношении ассоциаций (союзов) и
положениями настоящего Федерального
закона.
5.
Контроль за выполнением
профессиональным объединением
обязательных требований,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом, осуществляется органом
государственного регулирования
промышленной безопасности при
осуществлении федерального
государственного надзора в области
промышленной безопасности в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным
законом.
Профессиональное объединение в
целях обеспечения выполнения
требований, установленных
законодательством в области
промышленной безопасности к выполнению
сварочных работ на опасных
производственных объектах, передвижных
технических устройствах, осуществляет
следующие функции:
1)
разрабатывает и устанавливает
обязательные для профессионального
объединения и его членов правила
профессиональной деятельности и
контролирует их соблюдение,
обеспечивает взаимодействие
аттестационных центров и координацию их
деятельности;
2)
организует и обеспечивает
функционирование единой общедоступной
информационной системы, содержащей
нормативно-правовые акты, формы
документов, описание процедур проверки
готовности физических лиц и организаций
к выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств;
3)
осуществляет методическое обеспечение
деятельности аттестационных центров;
4)
организует взаимодействие физических
лиц и организаций, проходящих проверку
готовности к выполнению сварочных работ
на опасных производственных объектах,
при ремонте и обслуживании передвижных
технических устройств с
профессиональным объединением и
аттестационными центрами, в том числе с
применением системы электронного
документооборота и обеспечением
установленных законодательством
Российской Федерации требований о
защите информации;
5) в
порядке, установленном профессиональным
объединением, ведет единые реестры
аттестационных центров, физических лиц и
организаций, прошедших проверку
готовности к выполнению сварочных работ
на опасных производственных объектах,
при ремонте и обслуживании передвижных
технических устройств;
6)
организует научно-техническую поддержку
органа государственного регулирования
промышленной безопасности в части
применения сварочных технологий на
опасных производственных объектах,
передвижных технических устройствах;
7)
оказывает содействие в разработке и
внедрении инновационных сварочных
технологий, участвует в развитии
нормативно-правовой базы в области
сварочного производства, разрабатывает
и обеспечивает применение методик
проведения процедур проверок и
испытаний сварочно-технологических
свойств и характеристик сварочного
оборудования и материалов для
применения на опасных производственных
объектах, для ремонта и обслуживания
передвижных технических устройств;
8)
проводит аудит (экспертные проверки на
соответствие установленным требованиям)
организаций, вступающих в члены
профессионального объединения, и
осуществляет инспекционный контроль за
деятельностью членов профессионального
объединения, постоянный мониторинг и
экспертизу результатов деятельности
аттестационных центров;
9)
представляет и защищает в органах
государственной власти, органах
местного самоуправления, иных органах и
организациях общих профессиональных и
имущественных интересов, связанных с
осуществлением деятельности членами
профессионального объединения;
10)
утверждает методику определения
стоимости услуг аттестационных центров
по проверке готовности физических лиц и
организаций к выполнению сварочных
работ на опасных производственных
объектах, передвижных технических
устройствах.
6.
Правила профессиональной деятельности
должны предусматривать:
1)
порядок вступления в профессиональное
объединение новых членов и выхода или
исключения из него членов, выдачи,
переоформления, приостановки и
прекращения действия аттестата
соответствия, устанавливающего область
деятельности аттестационного центра;
2)
порядок рассмотрения жалоб на действия
членов профессионального объединения;
3)
порядок проведения аудита (экспертных
проверок на соответствие установленным
требованиям) организаций, вступающих в
члены профессионального объединения, и
осуществления инспекционного контроля
за деятельностью членов
профессионального объединения;
4) меры
дисциплинарного воздействия по
отношению к членам профессионального
объединения, их должностным лицам и
работникам, в том числе в части лишения
статуса аттестационного центра, порядка
применения и учета таких мер, а также
контроля их исполнения;
5) иные
требования, установление которых
отнесено по решению членов
профессионального объединения к
компетенции профессионального
объединения.
7.
Профессиональное объединение размещает
документы, затрагивающие интересы, права
и обязанности физических лиц и
организаций, проходящих проверку
готовности к выполнению сварочных работ
на опасных производственных объектах,
передвижных технических устройствах, на
своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
8.
Сведения, содержащиеся в реестрах,
размещаются на официальном сайте
профессионального объединения в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
9.
Проверка готовности к выполнению
сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств проводится по инициативе
физических лиц либо организаций (далее -
заявители) за счет средств заявителей на
основании договора о возмездном
оказании услуг. Заявитель вправе
обратиться за услугой в любой
аттестационный центр, область
деятельности которого, установленная
профессиональным объединением,
соответствует заявленным требованиям.
10.
Организации и физические лица вправе
обратиться в профессиональное
объединение с жалобой на действия
(бездействие) и решения аттестационного
центра - члена профессионального
объединения, его должностных лиц,
принятые (осуществляемые) в ходе
проведения проверки готовности к
выполнению сварочных работ на опасных
производственных объектах, при ремонте и
обслуживании передвижных технических
устройств.
8. В связи с новеллами в
правовом регулировании проектом ФЗ
"О промышленной безопасности" регламентируются порядок
и особенности проведения аудита системы
управления промышленной
безопасности:
Статья 20. Аудит системы
управления промышленной
безопасностью
1. Аудит
системы управления промышленной
безопасностью проводится на
добровольной основе в отношении
организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, передвижные
технические устройства, на которых
созданы и функционируют системы
управления промышленной
безопасностью.
2.
Предметом аудита системы управления
промышленной безопасностью является
оценка системы управления промышленной
безопасностью и влияния ее
функционирования на обеспечение
соблюдения требований промышленной
безопасности на опасном
производственном объекте, передвижном
техническом устройстве.
3. Аудит
системы управления промышленной
безопасностью проводит организация,
аккредитованная органом
государственного регулирования
промышленной безопасности либо
организация научно-технической
поддержки указанного органа, за счет
средств ее заказчика.
Организации, осуществляющей
деятельность по проведению аудита
системы управления промышленной
безопасностью, запрещается проводить
указанный аудит в отношении организации,
входящей с ней в одну группу лиц в
соответствии с антимонопольным
законодательством Российской Федерации.
Заключение аудита системы управления
промышленной безопасностью,
подготовленное с нарушением данного
требования, не может быть использовано в
целях, установленных настоящим
Федеральным законом.
4. Аудит
системы управления промышленной
безопасностью проводится в порядке,
установленном федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности, на основании принципов
независимости, объективности,
всесторонности и полноты анализа
деятельности организации, проводимого, в
том числе с использованием современных
достижений науки и техники.
5.
Результатом проведения аудита системы
управления промышленной безопасностью
является заключение, которое
подписывается руководителем
организации, проводившей аудит системы
управления промышленной безопасностью,
и аудитором в области промышленной
безопасности, участвовавшими в
проведении указанного аудита.
Требования к содержанию и оформлению
заключения аудита системы управления
промышленной безопасностью
устанавливаются федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности.
6.
Заключение аудита системы управления
промышленной безопасностью
представляется ее заказчиком в орган
государственного регулирования
промышленной безопасности или его
территориальный орган, которые вносят в
реестр заключений аудита системы
управления промышленной безопасностью
это заключение в течение пяти рабочих
дней со дня его поступления. Заключение
аудита системы управления промышленной
безопасностью может быть использовано в
целях, установленных настоящим
Федеральным законом, исключительно с
даты его внесения в реестр заключений
аудита системы управления промышленной
безопасностью органом государственного
регулирования промышленной
безопасности или его территориальным
органом.
7. В
целях настоящего Федерального закона
под заведомо ложным заключением аудита
системы управления промышленной
безопасностью понимается заключение,
подготовленное без проведения
указанного аудита или после его
проведения, но явно противоречащее
содержанию материалов, предоставленных
аудитору в области промышленной
безопасности и рассмотренных в ходе
проведения аудита системы управления
промышленной безопасностью, или
фактическому состоянию опасных
производственных объектов, передвижных
технических устройств, эксплуатируемых
организацией, в отношении которой
осуществлялся аудит системы управления
промышленной безопасностью.
Заключение аудита системы
управления промышленной безопасностью,
признанное заведомо ложным, подлежит
исключению из реестра заключений аудита
системы управления промышленной
безопасностью.
8.
Ведение реестра заключений аудита
системы управления промышленной
безопасностью осуществляется органом
государственного регулирования
промышленной безопасности в
соответствии с административным
регламентом.
9.
Руководитель организации, проводящей
аудит системы управления промышленной
безопасностью, обязан:
организовать проведение аудита
системы управления промышленной
безопасностью в порядке, установленном
федеральными нормами и правилами в
области промышленной безопасности;
обеспечить проведение аудита
системы управления промышленной
безопасностью аудиторами в области
промышленной безопасности;
обеспечить наличие сведений,
оборудования, приборов, материалов и
средств информационного обеспечения,
необходимых для проведения аудита
системы управления промышленной
безопасностью;
обеспечивать сохранность
предоставленных сведений и материалов,
характеризующих функционирование
системы управления промышленной
безопасности, а также
конфиденциальность информации,
полученной в ходе проведения аудита в
области промышленной безопасности;
обеспечить аудиторам в области
промышленной безопасности доступ ко
всем техническим устройствам,
применяемым на опасном производственном
объекте, зданиям и сооружениям опасного
производственного объекта, передвижным
техническим устройствам,
эксплуатируемого организацией в
отношении которой проводится аудит
системы управления промышленной
безопасностью.
10.
Аудитор в области промышленной
безопасности обязан:
оценивать организацию
деятельности организации,
эксплуатирующей опасный
производственный объект, на предмет
обеспечения соблюдения требований
промышленной безопасности посредством
обеспечения функционирования системы
управления промышленной безопасностью
путем проведения анализа сведений и
материалов, характеризующих ее
функционирование, предоставленных для
проведения аудита системы управления
промышленной безопасностью, а также
фактического соблюдения требований
промышленной безопасности организацией,
в отношении которой проводится аудит
системы управления промышленной
безопасностью, подготавливать
заключение аудита системы управления
промышленной безопасностью и
предоставлять его руководителю
организации, проводящей аудит системы
управления промышленной
безопасностью;
соблюдать установленные
федеральными нормами и правилами в
области промышленной безопасности
порядок проведения аудита системы
управления промышленной безопасностью и
требования к содержанию и оформлению
заключения аудита системы управления
промышленной безопасностью;
обеспечивать объективность и
обоснованность выводов, содержащихся в
заключении аудита системы управления
промышленной безопасностью;
обеспечивать конфиденциальность
информации, полученной в ходе аудита
системы управления промышленной
безопасностью.
11.
Аудитору в области промышленной
безопасности запрещается участвовать в
проведении аудита системы управления
промышленной безопасностью в отношении
организации, в трудовых отношениях с
которой он состоит. Заключение аудита
системы управления промышленной
безопасностью, подготовленное с
нарушением данного требования, не может
быть использовано в целях, установленных
настоящим Федеральным законом.
9.
Проектом ФЗ "О промышленной
безопасности" регламентируются условия и особенности
проведения технического расследования
случаев утраты
взрывчатых веществ и изделий на их
основе:
Статья 23. Техническое
расследование случаев утраты взрывчатых веществ и изделий
на их основе
1.
Техническое расследование случаев
утраты взрывчатых веществ и изделий на
их основе направлено на установление
обстоятельств и причин утраты
взрывчатых материалов промышленного
назначения, выявление организационных и
технических недостатков, приведших к
нарушению действующего порядка
хранения, транспортирования,
использования и учета взрывчатых
веществ и изделий на их основе, а также на
определение мероприятий по недопущению
подобных случаев в дальнейшем,
обязательных для исполнения
организацией, в которой произошла утрата
взрывчатых веществ и изделий на их
основе.
2. Все
случаи утраты взрывчатых веществ и
изделий на их основе, происшедшие в
организациях и на объектах,
государственный контроль (надзор) за
деятельностью которых осуществляется
органом государственного регулирования
промышленной безопасности, а также при
ведении работ на которые выдано
разрешение на ведение работ со
взрывчатыми веществами и изделиями на их
основе, предусмотренное настоящим
Федеральным законом, включая случаи
потери в результате стихийных бедствий,
пожаров и других аварий, подлежат
техническому расследованию и учету вне
зависимости от времени выявления таких
случаев в порядке, установленном органом
государственного регулирования
промышленной безопасности.
3.
Техническое расследование случаев
утраты взрывчатых веществ и изделий на
их основе проводится специальной
комиссией, возглавляемой должностным
лицом органа государственного
регулирования промышленной
безопасности или его территориального
органа.
4.
Порядок технического расследования
случаев утраты взрывчатых веществ и
изделий на их основе и их учета, порядок
формирования и состав специальной
комиссии устанавливается органом
государственного регулирования
промышленной безопасности.
10. Проектом ФЗ "О
промышленной безопасности" в
статью, посвященную регламентации
деятельности федерального
государственного надзора в области
промышленной безопасности, вносится ряд
изменений: предусматриваются проверки
организаций, эксплуатирующих
передвижные технические устройства, без
взаимодействия с такими организациями, в
установленном порядке. Установлена
возможность увеличения срока
(периодичности) проведения проверок при
наличии положительного заключения аудита в
области промышленной безопасности.
Вводится дополнительно основание для
внеплановой проверки (в ходе
государственного мониторинга):
Статья 25. Федеральный
государственный надзор в области
промышленной безопасности
7. В
отношении опасных производственных
объектов IV класса опасности, а также
объектов дистанционного контроля
плановые проверки не проводятся. В
отношении организаций, эксплуатирующих
передвижные технические устройства,
проводятся мероприятия по контролю, без
взаимодействия с юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями в
соответствии с Федеральным законом от 26
декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
8. Для
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, эксплуатирующих
опасные производственные объекты I, II или
III класса опасности, представивших
положительное заключение аудита системы
управления промышленной безопасность за
период, следующий после проведения
последней плановой проверки,
проведенной органом государственного
регулирования промышленной
безопасности или его территориальным
органом, до начала формирования
ежегодного плана проведения плановых
проверок, плановые проверки проводятся
не чаще чем один раз в течение пяти лет.
Пункт 4 части 10
10.
Основанием для проведения внеплановой
проверки является:
4)
выявление при проведении
государственного мониторинга в области
промышленной безопасности фактов
соответствия деятельности по
эксплуатации опасного
производственного объекта, оснащенного
системой дистанционного контроля
промышленной безопасности, индикаторам
риска нарушения обязательных требований
в области промышленной безопасности,
утверждаемым органом государственного
регулирования промышленной
безопасности.
Абзац второй части 14
На
указанных опасных производственных
объектах, в отношении которых
представлено положительное заключение
аудита системы управления промышленной
безопасностью, мероприятия,
направленные на осуществление
постоянного государственного надзора,
не проводятся в течение года со дня
предоставления каждого такого
заключения.
11. Проектом ФЗ "О
промышленной безопасности" регламентируются условия и особенности государственного
мониторинга в области промышленной
безопасности:
Статья 26. Государственный
мониторинг в области промышленной
безопасности.
1.
Государственный мониторинг в области
промышленной безопасности является
мероприятием по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями в
соответствии с Федеральным законом от 26
декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
2.
Государственный мониторинг в области
промышленной безопасности
осуществляется органом
государственного регулирования
промышленной безопасности в
соответствии с Положением о
государственном мониторинге в области
промышленной безопасности, утверждаемым
Правительством Российской Федерации, в
котором должен быть определен порядок
подключения к системе дистанционного
контроля промышленной безопасности,
требования к системе дистанционного
контроля промышленной безопасности,
требования к составу информации,
передаваемой посредством системы
дистанционного контроля промышленной
безопасности.
3. При
выявлении в ходе осуществления
государственного мониторинга в области
промышленной безопасности сведений о
готовящихся нарушениях или о признаках
нарушений обязательных требований
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями орган
государственного регулирования
промышленной безопасности или его
территориальный орган объявляет
юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю предостережение о
недопустимости нарушения обязательных
требований в соответствии с положениями
Федерального закона от 26 декабря 2008 года
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля".
4.
Сведения об объектах дистанционного
контроля вносятся органом
государственного регулирования
промышленной безопасности в
государственный реестр опасных
производственных объектов при начале
информационного взаимодействия с
организацией, эксплуатирующей объект
дистанционного контроля.
12. Законопроектом вводится понятие
общественного контроля в области
промышленной безопасности, а также
уточняются особенности его проведения,
права и обязанности субъектов
общественного контроля:
Статья 27. Общественный
контроль в области промышленной
безопасности
1. Под
общественным контролем в области
промышленной безопасности понимается
общественная деятельность,
осуществляемая в целях обеспечения
соблюдения организациями,
осуществляющими деятельность в области
промышленной безопасности, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными
предпринимателями и их уполномоченными
представителями требований,
установленных настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области
промышленной безопасности.
2.
Общественный контроль в области
промышленной безопасности
осуществляется на добровольной основе
общественными инспекторами органа
государственного регулирования
промышленной безопасности,
привлекаемыми органом государственного
регулирования промышленной
безопасности из числа профсоюзных
инспекторов труда (далее - общественные
инспектора в области промышленной
безопасности). Порядок такого
привлечения и квалификационные
требования к общественным инспекторам в
области промышленной безопасности
утверждаются органом государственного
регулирования промышленной
безопасности.
3.
Общественный инспектор в области
промышленной безопасности обязан:
1)
информировать территориальный орган
органа государственного регулирования
промышленной безопасности о выявленных
им нарушениях требований промышленной
безопасности;
2)
оказывать содействие органу
государственного регулирования
промышленной безопасности в проведении
мероприятий по контролю и техническом
расследовании причин аварии на опасном
производственном объекте.
4.
Общественный инспектор в области
промышленной безопасности вправе:
1)
осуществлять наблюдение за соблюдением
организациями, эксплуатирующими опасные
производственные объекты, требований
промышленной безопасности;
2)
представлять организациям,
эксплуатирующим опасные
производственные объекты, предложения
об устранении нарушений требований
промышленной безопасности;
3)
принимать участие в мероприятиях по
контролю, проводимых органом
государственного регулирования
промышленной безопасности, и
техническом расследовании причин аварии
на опасном производственном объекте.
13. Законопроектом вводится регламентация
независимой оценки
качества оказания услуг в области
промышленной безопасности:
Статья 28. Независимая оценка качества оказания
услуг в области промышленной
безопасности
1.
Независимая оценка качества оказания
услуг в области промышленной
безопасности проводится в целях
получения сведений о качестве
проведения:
1)
аудита системы управления промышленной
безопасностью;
2)
экспертизы промышленной безопасности;
3)
технического диагностирования
технических устройств;
4)
обследования технического состояния
зданий и сооружений опасных
производственных объектов.
2.
Независимая оценка качества оказания
услуг в области промышленной
безопасности проводится автономной
некоммерческой организацией, в состав
учредителей которой входят
общероссийские объединения
работодателей и Торгово-промышленная
палата Российской Федерации.
3. На
основе результатов независимой оценки
качества оказания услуг в области
промышленной безопасности могут
формироваться рейтинги организаций,
осуществляющих указанные в части 1
настоящей статьи виды деятельности в
области промышленной безопасности.
4.
Автономная некоммерческая организация,
указанная в части 2 настоящей статьи,
размещает в сети "Интернет"
информацию о порядке проведения и
результатах независимой оценки качества
оказания услуг в области промышленной
безопасности.
14. Законопроектом предусматривается ряд
положений, действующих на время
переходного периода в связи с изменением
законодательства в области промышленной
безопасности:
Статья 30. Переходные
положения
1.
Правоустанавливающие документы в
области промышленной безопасности,
выданные или утвержденные в
установленном порядке до дня вступления
в силу настоящего Федерального закона,
действительны до окончания срока их
действия.
2.
Эксперты в области промышленной
безопасности, аттестованные в
установленном порядке с правом
проведения экспертизы промышленной
безопасности технических устройств до
дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, вправе проводить
работы по техническому диагностированию
технических устройств без
дополнительного подтверждения
квалификации до окончания действия
документов об аттестации.
3.
Документы и сведения, предоставление
которых предусмотрено настоящим
Федеральным законом в соответствующий
федеральный орган исполнительной власти
в форме электронного документа,
подписанного с использованием усиленной
квалифицированной электронной подписи,
до 1 января 2025 года могут предоставляться
на бумажном носителе.
4. Если иное не установлено техническим регламентом, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы или назначенном ресурсе технического устройства, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона, эксплуатация такого технического устройства без проведения его технического диагностирования допускается в течение срока его безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности до вступления в силу настоящего Федерального закона.
II. Обзор изменений, внесенных в ранее действующие положения ФЗ N 116 от 21.07.1997
Немногие положения статей действующего
Федерального закона N 116-ФЗ остались без
изменений. К ним можно отнести положения,
регламентирующие вопросы
лицензирования деятельности в области
промышленной безопасности
(Законопроектом выделено в отдельную
статью), особенности регистрация и
классификация опасных производственных
объектов, требования промышленной
безопасности к проектированию,
строительству, реконструкции,
капитальному ремонту, вводу в
эксплуатацию, техническому
перевооружению, консервации и
ликвидации опасного производственного
объекта. Прочие же положения ФЗ N 116 в
контексте новелл Законопроекта
существенно переработаны.
Основные изменения отражены в сравнительной таблице.
Сравнительная таблица изменений
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ |
Проект Федерального закона "О промышленной безопасности" |
Примечание эксперта |
Статья 1 |
Статья 2 |
Существо изменения:
изменено определение промышленной
безопасности. |
Статья 1 |
Статья 2 |
Существо изменения: в
свете реалий современного правового
регулирования, а также сложившейся
практики изменено и дополнено
определение аварии. |
Статья 1 |
Статья 2 |
Существо изменения: в
свете новелл, внесенных в проект ФЗ "О
промышленной безопасности", изменено
и дополнено определение инцидента. |
Статья 5 |
Статья 3 |
Существо изменения: в
свете особенностей правового
регулирования вопросов, отнесенных к
компетенции Президента РФ и
Правительства РФ, и, в частности,
подчинения ряда органов исполнительной
власти Президенту РФ, Законопроектом
определены вопросы в области
промышленной безопасности, относящиеся,
соответственно, к ведению Президента РФ
и Правительства РФ. |
Статья 5 |
Статья 3 |
Существо изменения: в контексте разделения федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности на орган государственного регулирования и прочие органы, уполномоченные в данной сфере, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом РФ, данной статьей дан перечень таких органов исполнительной власти. |
Статья 3 |
Статья 7 |
Существо изменения: необходимые случаи, требующие отступления от требований в области промышленной безопасности, равно - разработки основания безопасности ОПО, должны быть обоснованы. При этом Законопроектом перечень таких случаев не приведен. |
Статья 9 |
Статья 8 |
Существо изменения:
скорректирован перечень обязанностей
работников, занятых на ОПО. |
Статья 7 |
Статья 11 |
Существо изменения: новый подход
к продлению срока эксплуатации
технических устройств, применяемых на
ОПО: решение об их дальнейшей
эксплуатации принимается руководителем
организации, эксплуатирующей ОПО,
письменно, на основе результатов
технического диагностирования
технических устройств. |
|
5. Техническое диагностирование
технических устройств проводится
специалистами по техническому
диагностированию в порядке,
установленном федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности, на основании принципов
объективности, всесторонности и полноты
исследований, проводимых с
использованием современных достижений
науки и техники. |
|
Статья 10 |
Статья 12 |
Существо изменения:
переработаны положения,
регламентирующие порядок и условия
обеспечения готовности действий по
локализации и ликвидации аварий. |
Статья 14
|
Статья 13 |
Существо изменения:
переработаны положения,
регламентирующие особенности
разработки декларации промышленной
безопасности. |
Статья 13 |
Статья 21 |
Существо изменения:
переработаны положения,
регламентирующие случаи проведения
экспертизы промышленной безопасности. |
Статья 12 |
Статья 22 |
Существо изменения:
переработаны положения
законодательства, регламентирующие
порядок и особенности проведения
технического расследования аварий. |
Статья 11 |
Статья 24 |
Существо изменения:
переработаны положения
законодательства, регламентирующие
порядок и особенности осуществления
производственного контроля и систем
управления промышленной
безопасностью. |
Статья 16 |
Статья 25 |
Существо изменения: |
III. Обобщающее резюме
ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" от
21.07.1997 N 116-ФЗ существенно устарел и не
отвечает реалиям сегодняшнего дня.
В свою
очередь, проект ФЗ "О промышленной
безопасности", который учитывает
современную практику и реалии
обеспечения промышленной безопасности,
заключает в себе следующие основные
изменения:
-
вводит новую модель государственного
регулирования в области промышленной
безопасности;
-
устанавливает новые формы контроля:
дистанционный контроль и аудит
промышленной безопасности, проверки
объектов без взаимодействия с
организациями;
-
вводит применение СГС и исключает
отнесение ОПО к тем или иным классам
опасности по количеству опасного
вещества;
-
устанавливает новый подход к порядку
продления срока эксплуатации ЗС и ТУ;
-
вводит новый вид объектов технического
регулирования - передвижные технические
устройства, а также требования к ним.
Материал подготовлен:
Воронков Алексей Юрьевич
Ссылается на
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)