ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2018 года N 716-р
Об утверждении долгосрочного прогноза
социально-экономического развития
Сахалинской области до 2035 года
(с изменениями на 22 ноября 2022 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 10.11.2021 N 619-р, от 22.11.2022 N 859-р)
В целях определения тенденций и
количественных параметров
социально-экономического развития
Сахалинской области, воздействия
решений федеральных и областных органов
исполнительной власти на экономические
и социальные проблемы в регионе в
соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона
Сахалинской области от 17.11.2015 N 103-ЗО "О
стратегическом планировании в
Сахалинской области":
Утвердить долгосрочный прогноз
социально-экономического развития
Сахалинской области до 2035 года
(прилагается).
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
А.В.Белик
Утвержден
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 18.12.2018 N 716-р
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА
(в
ред. Распоряжения Правительства
Сахалинской области от 22.11.2022 N 859-р)
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
3031 |
2032 |
2033 |
2034 |
2035 | |
|
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||||||||||
Население |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел. |
486,9 |
484,9 |
483,6 |
482,6 |
482,2 |
482,3 |
482,8 |
483,8 |
484,9 |
486,1 |
487,4 |
488,7 |
489,8 |
490,7 |
491,5 |
492,3 | |
Численность населения трудоспособного возраста, тыс. чел. |
280,6 |
277,4 |
281,2 |
282,8 |
285,6 |
288,4 |
288,9 |
289,0 |
289,6 |
290,7 |
291,0 |
292,3 |
293,0 |
293,8 |
294,0 |
295,0 | |
Численность населения старше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
111,0 |
111,8 |
109,3 |
107,4 |
106,1 |
105,2 |
105,2 |
105,2 |
105,3 |
105,3 |
105,3 |
105,4 |
105,4 |
105,6 |
105,8 |
106,0 | |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
69,7 |
68,4 |
69,18 |
71,5 |
72,11 |
72,72 |
73,89 |
74,66 |
75,42 |
76,29 |
77,16 |
77,2 |
77,4 |
77,6 |
77,8 |
78,0 | |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
11,5 |
11,2 |
11,4 |
11,6 |
11,7 |
11,9 |
12,2 |
12,2 |
12,2 |
12,2 |
12,4 |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
12,3 | |
Суммарный коэффициент рождаемости, число детей на 1 женщину |
1,97 |
1,943 |
2,145 |
2,18 |
2,215 |
2,25 |
2,257 |
2,265 |
2,274 |
2,281 |
2,288 |
2,294 |
2,302 |
2,310 |
2,06 |
2,075 | |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
13,7 |
15,6 |
15,3 |
15,0 |
14,7 |
14,4 |
13,0 |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
12,4 |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
12,3 |
12,3 | |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-2,2 |
-4,4 |
-3,9 |
-3,4 |
-3,0 |
-2,5 |
-0,8 |
-0,4 |
-0,3 |
-0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Миграционный прирост (убыль), тыс. чел. |
-1,5 |
0,7 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 | |
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Валовой региональный продукт, млн. руб. |
1002708 |
1182081 |
1166281 |
1271930 |
1343979 |
1399702 |
1490603 |
1550674 |
1648207 |
1714200 |
1775911 |
1839906 |
1896280 |
1952911 |
1931038 |
1880349 | |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % г/г |
98,1 |
95,0 |
87,6 |
104,6 |
101,3 |
100,0 |
102,3 |
101,0 |
102,3 |
100,1 |
100,0 |
100,1 |
99,1 |
99,6 |
96,0 |
95,0 | |
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта, % г/г |
87,2 |
124,1 |
112,6 |
104,3 |
104,3 |
104,1 |
104,1 |
103,0 |
103,9 |
103,9 |
103,6 |
103,5 |
104 |
103,4 |
103,0 |
102,5 | |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Объем отгруженной продукции (работ. услуг), млн. руб. |
821864 |
1032258 |
958484 |
1056189 |
1106603 |
1125530 |
1190307 |
1235723 |
1305682 |
1345590 |
1373891 |
1394897 |
1406185 |
1406382 |
1355538 |
1302030 | |
Индекс промышленного производства, % г/г |
96,9 |
88,8 |
75,4 |
106,5 |
100,9 |
98,0 |
101,9 |
100,0 |
101,9 |
99,3 |
98,4 |
98,0 |
97,3 |
96,5 |
93,0 |
92,6 | |
Добыча полезных ископаемых |
96,0 |
88,1 |
74,9 |
107,0 |
100,6 |
97,1 |
101,8 |
99,7 |
101,9 |
99,0 |
97,8 |
97,4 |
96,5 |
95,4 |
91,1 |
90,4 | |
Добыча угля, % г/г в сопоставимых ценах |
107,4 |
101,2 |
102,2 |
115,0 |
114,9 |
115,3 |
107,0 |
102,0 |
101,2 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
101,5 |
101,0 |
101,1 |
101,0 | |
Добыча сырой нефти и природного газа, % г/г в сопоставимых ценах |
95,9 |
87,9 |
74,6 |
120,6 |
102,4 |
97,6 |
100,6 |
98,9 |
102,0 |
98,3 |
96,6 |
96,1 |
94,7 |
93,2 |
86,8 |
85,1 | |
Добыча металлических руд, % г/г в сопоставимых ценах |
102,3 |
102,7 |
50,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |
Добыча прочих полезных ископаемых, % г/г в сопоставимых ценах |
114,1 |
99,6 |
108,5 |
101,5 |
102,8 |
103,0 |
102,0 |
102,3 |
102,5 |
102,4 |
102,6 |
102,5 |
102,7 |
102,5 |
102,7 |
103,0 | |
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых, % г/г в сопоставимых ценах |
86,7 |
66,9 |
143,1 |
103,2 |
104,0 |
105,0 |
103,5 |
103,0 |
102,8 |
102,1 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
102,3 |
102,7 |
103,0 | |
Обрабатывающие производства, % г/г в сопоставимых ценах |
112,0 |
100,1 |
115,0 |
102,9 |
103,0 |
104,4 |
102,2 |
102,1 |
101,8 |
101,4 |
101,8 |
101,7 |
101,8 |
102,1 |
102,3 |
102,3 | |
Производство пищевых продуктов, % г/г в сопоставимых ценах |
109,2 |
86,0 |
118,0 |
102,6 |
103,8 |
105,7 |
102,0 |
101,8 |
101,5 |
101,1 |
101,5 |
101,3 |
101,5 |
101,6 |
102,1 |
102,0 | |
Производство напитков, % г/г в сопоставимых ценах |
115,2 |
100,3 |
100,1 |
100,5 |
100,7 |
101,1 |
102,0 |
101,9 |
101,8 |
101,5 |
101,6 |
101,4 |
101,4 |
101,4 |
101,2 |
101,2 | |
Производство текстильных изделий, % г/г в сопоставимых ценах |
88,7 |
101,5 |
100,2 |
100,8 |
100,8 |
101,0 |
101,2 |
101,5 |
101,3 |
101,4 |
101,5 |
101,8 |
102,0 |
102,1 |
102,0 |
102,1 | |
Производство одежды, % г/г в сопоставимых ценах |
123,5 |
102,3 |
101,0 |
101,2 |
101,3 |
101,3 |
101,3 |
101,4 |
101,6 |
101,5 |
101,7 |
102,0 |
101,8 |
101,9 |
102,0 |
102,1 | |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения, % г/г в сопоставимых ценах |
97,4 |
99,1 |
106,1 |
105,2 |
103,7 |
104,2 |
101,0 |
101,5 |
101,2 |
101,2 |
101,4 |
101,5 |
101,5 |
101,2 |
101,3 |
101,5 | |
Производство бумаги и бумажных изделий, % г/г в сопоставимых ценах |
70,1 |
100,5 |
100,2 |
101,0 |
101,2 |
102,3 |
101,6 |
101,8 |
101,5 |
102,0 |
101,8 |
101,6 |
101,9 |
102,0 |
102,1 |
102,0 | |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации, % г/г в сопоставимых ценах |
89,6 |
113,1 |
100,5 |
100,6 |
100,7 |
100,7 |
101,0 |
101,2 |
101,1 |
101,5 |
101,3 |
101,5 |
101,4 |
101,7 |
101,6 |
102,0 | |
Производство кокса и нефтепродуктов, % г/г в сопоставимых ценах |
86,3 |
141,0 |
101,1 |
101,5 |
102,0 |
102,1 |
105,5 |
104,3 |
105,1 |
103,2 |
103,0 |
102,5 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,0 | |
Производство химических веществ и химических продуктов, % г/г в сопоставимых ценах |
145,5 |
107,7 |
100,2 |
101,0 |
101,2 |
101,5 |
102,0 |
102,3 |
102,5 |
102,1 |
101,5 |
102,0 |
101,8 |
102,0 |
102,0 |
102,1 | |
Производство резиновых и пластмассовых изделий, % г/г в сопоставимых ценах |
73,8 |
64,8 |
105,8 |
100,7 |
101,0 |
101,5 |
101,0 |
101,1 |
101,2 |
101,5 |
101,3 |
102,0 |
101,8 |
101,5 |
102,0 |
102,1 | |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции, % г/г в сопоставимых ценах |
155,7 |
186,9 |
110,5 |
103,0 |
104,0 |
104,0 |
104,2 |
103,5 |
103,5 |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
104,2 |
104,3 |
104,0 |
104,2 | |
Производство металлургическое, % г/г в сопоставимых ценах |
67,1 |
185,1 |
100,9 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
101,3 |
101,2 |
101,5 |
101,3 |
101,6 |
101,5 |
101,0 |
101,3 |
101,5 |
101,7 | |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, % г/г в сопоставимых ценах |
в 9,8 р. |
117,8 |
101,0 |
101,0 |
102,0 |
103,0 |
104,3 |
105,0 |
104,8 |
105,1 |
105,2 |
105,5 |
105,1 |
105,3 |
105,5 |
105,7 | |
Производство мебели, % г/г в сопоставимых ценах |
125,9 |
98,3 |
100,5 |
100,6 |
100,9 |
101,0 |
101,2 |
101,5 |
101,3 |
101,5 |
101,3 |
101,7 |
101,5 |
101,9 |
102,0 |
102,0 | |
Производство прочих готовых изделий, % г/г в сопоставимых ценах |
100,4 |
84,8 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
102,0 |
101,5 |
101,0 |
101,5 |
101,8 |
102,0 |
102,1 |
102,3 |
102,5 |
102,0 |
102,2 | |
Ремонт и монтаж машин и оборудования, % г/г в сопоставимых ценах |
86,5 |
149,1 |
100,1 |
101,5 |
101,7 |
101,8 |
101,5 |
101,9 |
102,0 |
102,3 |
102,1 |
102,5 |
102,4 |
102,5 |
102,5 |
102,7 | |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, % г/г в сопоставимых ценах |
101,6 |
97,4 |
103,7 |
101,0 |
101,1 |
101,5 |
101,7 |
101,3 |
102,0 |
101,8 |
102,1 |
102,0 |
101,8 |
102,0 |
102,1 |
102,0 | |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, % г/г в сопоставимых ценах |
94,3 |
88,5 |
98,3 |
100,5 |
101,0 |
102,0 |
102,8 |
102,5 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
103,5 |
103,2 |
103,2 |
103,0 |
103,1 | |
Потребление электроэнергии, млн. кВт. ч |
3816,3 |
3727,9 |
3615,2 |
3687,4 |
3761,1 |
3836,5 |
3881,4 |
3894,1 |
3906,8 |
3919,6 |
3932,4 |
39500 |
3957,9 |
3973,7 |
3989,5 |
3997,4 | |
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, руб./тыс. кВт. ч |
4550,1 |
5226,2 |
5393,0 |
6390,6 |
6764,0 |
6836,2 |
7102,8 |
7379,8 |
7667,6 |
7966,7 |
8277,4 |
8600,2 |
8935,6 |
9284,1 |
9646,2 |
10022,4 | |
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную потребителям, % г/г |
105,8 |
107,5 |
103,2 |
118,5 |
105,4 |
100,8 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 |
103,9 | |
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
13913,7 |
15170,6 |
16656,3 |
17142,2 |
17590,0 |
18451,0 |
18728,7 |
19267,5 |
19885,2 |
20403,1 |
20832 |
21249,1 |
21567,8 |
21891,9 |
22155 |
22398,9 | |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г |
106,6 |
100,6 |
104,2 |
100,3 |
100,5 |
103,2 |
100,5 |
100,3 |
100,2 |
100,2 |
100,1 |
100,1 |
100,0 |
100,2 |
100,2 |
100,1 | |
Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
82041 |
92359 |
105048 |
113089 |
122060 |
135082 |
141584 |
148097 |
155839 |
163660 |
172722 |
180840 |
189340 |
197860 |
207753 |
217725 | |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % г/г |
96,0 |
107,0 |
102,1 |
101,7 |
102,7 |
106,3 |
100,3 |
100,0 |
100,6 |
100,4 |
100,8 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году |
109,0 |
105,3 |
111,4 |
105,9 |
105,1 |
104,1 |
104,5 |
104,6 |
104,6 |
104,6 |
104,7 |
104,7 |
104,7 |
104,5 |
105 |
104,8 | |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м в общей площади |
439,8 |
503,2 |
500,0 |
500,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 |
527,0 | |
Торговля и услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Индекс потребительских цен на конец года, % к декабрю предыдущего года |
105,0 |
106,2 |
108,5 |
105,5 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104 |
104 | |
Индекс потребительских цен в среднем за год, % г/г |
104,1 |
105,2 |
112,0 |
106,0 |
104,7 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104 |
104,0 | |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
164968,8 |
176676,0 |
191720,0 |
205090,0 |
217970,0 |
230480,0 |
241856,5 |
253543 |
265530,5 |
278084,8 |
290943,4 |
305304,4 |
320691,7 |
337188,1 |
354883,8 |
373508,1 | |
Оборот розничной торговли, % г/г в сопоставимых ценах |
98,5 |
101,1 |
94,4 |
100,6 |
101,1 |
101,3 |
100,9 |
100,8 |
100,7 |
100,7 |
100,6 |
100,9 |
101,0 |
101,1 |
101,2 |
101,2 | |
Индекс-дефлятор, % г/г |
104,6 |
105,9 |
114,9 |
106,3 |
105,1 |
104,4 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 | |
Объем платных услуг населению, млрд. рублей |
49,5 |
54,3 |
54,6 |
58,0 |
60,9 |
64,0 |
66,9 |
70,0 |
73,2 |
76,7 |
80,3 |
84,1 |
88,2 |
92,4 |
96,1 |
100,2 | |
Объем платных услуг населению, % г/г в сопоставимых ценах |
86,0 |
106,2 |
95,5 |
100,1 |
100,5 |
101,0 |
100,5 |
100,6 |
100,6 |
100,7 |
100,7 |
100,7 |
100,8 |
100,8 |
100 |
100,2 | |
Индекс-дефлятор, % г/г |
103,3 |
103,4 |
105,2 |
106,1 |
104,6 |
104,0 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104 |
104 | |
Внешнеэкономическая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Экспорт товаров, млн. долл. США |
11323,8 |
11469,4 |
16130,8 |
13437,3 |
12994,8 |
11620,7 |
11323,8 |
8529,1 |
8621,7 |
8597,0 |
8059,2 |
7784,1 |
7735,6 |
7179,1 |
6693,7 |
5916,6 | |
Импорт товаров, млн. долл. США |
901,7 |
425,1 |
430,1 |
550,1 |
770,1 |
980,7 |
901,7 |
938,8 |
881,5 |
827,7 |
759,2 |
873,1 |
987,0 |
1057,5 |
1171,4 |
1007,4 | |
Страны дальнего зарубежья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Экспорт товаров - всего, млн. долл. США |
11322,5 |
11469,0 |
16130,3 |
13436,4 |
12993,5 |
11619,0 |
11322,5 |
8621,4 |
8255,4 |
8146,4 |
7802,5 |
7783,3 |
7734,8 |
7496,8 |
12245,7 |
11678,5 | |
Экспорт ТЭК, млн. долл. США |
10508,9 |
10574,1 |
15357,2 |
12599,1 |
12084,6 |
10709,0 |
10508,9 |
7256,7 |
6890,1 |
6779,1 |
6433,6 |
6381,1 |
6330,6 |
6091,6 |
11126,2 |
10539,1 | |
Импорт товаров - всего, млн. долл. США |
891,7 |
424,5 |
429,3 |
548,2 |
767,6 |
977,9 |
891,7 |
1142,6 |
1192,6 |
1192,6 |
1242,5 |
1242,5 |
1292,5 |
1292,5 |
893 |
942,8 | |
Государства-участники СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Экспорт товаров - всего, млн. долл. США |
1,3 |
0,4 |
0,5 |
0,9 |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,5 |
0,6 | |
Импорт товаров - всего, млн. долл. США |
10,0 |
0,6 |
0,8 |
1,9 |
2,5 |
2,8 |
10,0 |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7 |
7,2 | |
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
7955 |
8260 |
8350 |
8350 |
8350 |
8370 |
8370 |
8380 |
8380 |
8390 |
8390 |
8400 |
8400 |
8410 |
8410 |
8420 | |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), тыс. чел. |
48,2 |
42,0 |
43,3 |
44,6 |
44,6 |
45,3 |
45,3 |
45,4 |
45,4 |
45,5 |
45,5 |
45,6 |
45,6 |
45,7 |
45,7 |
45,8 | |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб. |
270,6 |
219,7 |
252,2 |
255,0 |
262,0 |
275,0 |
275,0 |
275,1 |
275,1 |
275,2 |
275,2 |
275,3 |
275,3 |
275,4 |
275,4 |
275,5 | |
Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
230493,9 |
241022,5 |
246321,6 |
338028,6 |
325597,3 |
347097,4 |
373961,0 |
402115,8 |
433231,5 |
467654,8 |
505302,9 |
534871,7 |
566189,5 |
598176,3 |
636250,3 |
673544,7 | |
Темп рост объема инвестиций в основной капитал (индекс), % г/г |
91,0 |
100,1 |
91,7 |
128,5 |
91,5 |
101,6 |
103,1 |
102,8 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
101,1 |
101,2 |
101,1 |
101,3 |
101,4 | |
Индекс-дефлятор, % г/г |
106,3 |
104,5 |
111,4 |
106,8 |
105,3 |
104,9 |
104,5 |
104,6 |
104,6 |
104,7 |
104,7 |
104,7 |
104,6 |
104,5 |
105 |
104,4 | |
Инвестиции в основной капитал к ВРП, % |
23,0 |
20,4 |
21,1 |
26,0 |
24,2 |
24,8 |
25,1 |
25,9 |
26,3 |
27,3 |
28,5 |
29,1 |
29,9 |
30,6 |
32,9 |
35,8 | |
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Собственные средства |
129460,7 |
126203,8 |
162127,0 |
250771,5 |
232540,4 |
240976,0 |
247936,1 |
266602,8 |
287232,5 |
310055,1 |
335015,8 |
354619,9 |
375383,6 |
396590,9 |
421833,9 |
446560,1 | |
Привлеченные средства, из них: |
84786,7 |
94863,9 |
84194,62 |
87257,07 |
93056,90 |
106121,37 |
126024,9 |
135513,0 |
145999,0 |
157599,7 |
170287,1 |
180251,8 |
190805,9 |
201585,4 |
214416,3 |
226984,6 | |
кредиты банков |
5641,5 |
9560,9 |
9340,20 |
10374,47 |
12113,70 |
13105,29 |
14492,9 |
15584,0 |
16789,9 |
18124,0 |
19583,0 |
20729,0 |
21942,7 |
23182,3 |
24657,9 |
26103,2 | |
заемные средства других организаций |
1770,0 |
2400,9 |
4325,69 |
4581,97 |
4927,18 |
6151,82 |
6427,3 |
6911,2 |
7446,0 |
8037,6 |
8684,6 |
9192,8 |
9540,3 |
10079,3 |
10506,4 |
11122,2 | |
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн. рублей |
184002,8 |
187448,1 |
204110,4 |
155950,9 |
140057,3 |
138031,0 |
114788,5 |
121025,0 |
132756,5 |
133222,1 |
133871,8 |
145533,9 |
155438,3 |
153901,3 |
149758,5 |
145697,9 | |
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, млн. рублей в том числе по направлениям: |
200517,4 |
185744,5 |
229478,6 |
179400,4 |
158333,9 |
156779,2 |
130073,0 |
137157,1 |
150557,7 |
150995,2 |
151638,3 |
164942,5 |
176215,1 |
174321,8 |
169426,6 |
164613,1 | |
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн. рублей |
-16514,5 |
1703,6 |
-25368,2 |
-23449,5 |
-18276,6 |
-18748,2 |
-15284,5 |
-16132,1 |
-17801,2 |
-17773,1 |
-17766,5 |
-19408,6 |
-20776,8 |
-20420,5 |
-19668,1 |
-18915,2 | |
Денежные доходы населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % г/г |
98,6 |
99,9 |
98,7 |
102,6 |
102,4 |
102,3 |
102,1 |
102,2 |
102,3 |
102,3 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,6 |
100,1 |
100,8 | |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения, руб./мес.: |
15914 |
15906 |
18930 |
19550 |
20467 |
21623 |
22488 |
23387 |
24323 |
25296 |
26308 |
27360 |
28454 |
29593 |
30776 |
32007 | |
трудоспособного населения |
16946 |
16932 |
20634 |
21310 |
22309 |
23569 |
24512 |
25492 |
26512 |
27572 |
28675 |
29822 |
31015 |
32256 |
33546 |
34888 | |
пенсионеров |
12746 |
13604 |
16280 |
16813 |
17602 |
18596 |
19340 |
20113 |
20918 |
21755 |
22625 |
23530 |
24471 |
25450 |
26468 |
27527 | |
детей |
17321 |
17300 |
19791 |
20880 |
21715 |
22584 |
23487 |
24427 |
25404 |
26420 |
27477 |
28576 |
29719 |
30908 |
32144 |
33430 | |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, % |
7,7 |
7,4 |
7,2 |
6,9 |
6,6 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,1 |
6,0 |
6,0 |
5,7 |
5,7 |
5,5 |
5,5 |
5,5 | |
Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Численность рабочей силы, тыс. чел. |
275,7 |
275,1 |
275,0 |
275,2 |
275,4 |
275,6 |
275,8 |
276,4 |
276,9 |
277,3 |
277,8 |
278,5 |
279,0 |
279,3 |
279,6 |
280,0 | |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
275,4 |
270,8 |
272,4 |
273,6 |
274,7 |
276,7 |
277,0 |
277,5 |
278,2 |
278,8 |
279,0 |
279,2 |
279,5 |
279,8 |
280,3 |
280,5 | |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
руб./мес. |
92518 |
94285 |
104091 |
113667 |
121510 |
128922 |
136915 |
145267 |
154564 |
164302 |
174324 |
184260 |
195132 |
207035 |
219250 |
232405 | |
% к предыдущему году |
105,8 |
101,9 |
110,4 |
109,2 |
106,9 |
106,1 |
106,2 |
106,1 |
106,4 |
106,3 |
106,1 |
105,7 |
105,9 |
106,1 |
105,9 |
106,0 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
рублей |
75169 |
76979 |
84313 |
90934 |
95628 |
101462 |
107752 |
114209 |
121487 |
128977 |
136827 |
144534 |
152983 |
162315 |
171673 |
181276 | |
% к предыдущему году |
104,9 |
102,4 |
109,5 |
107,9 |
105,2 |
106,1 |
106,2 |
106,0 |
106,4 |
106,2 |
106,1 |
105,6 |
105,8 |
106,1 |
105,8 |
105,6 | |
Реальная заработная плата работников организаций, % г/г |
101,7 |
96,9 |
98,5 |
103,0 |
102,1 |
102,0 |
102,1 |
102 |
102,3 |
102,2 |
102 |
101,6 |
101,8 |
102 |
101,8 |
101,9 | |
Производительность труда, % |
98,8 |
96,6 |
87,1 |
104,1 |
100,9 |
99,3 |
102,2 |
100,8 |
102,0 |
99,9 |
99,9 |
100,0 |
99,0 |
99,5 |
95,8 |
94,9 | |
Уровень безработицы, % к рабочей силе |
5,5 |
5,2 |
5,1 |
5,0 |
4,9 |
4,7 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,5 | |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
0,84 |
0,6 |
0,62 |
0,59 |
0,56 |
0,54 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 | |
Общая численность безработных, тыс. чел. |
15,3 |
14,4 |
14,0 |
13,8 |
13,5 |
13,0 |
12,7 |
12,2 |
11,6 |
11,4 |
11,1 |
10,9 |
10,6 |
10,3 |
10,1 |
9,8 | |
Численность зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. чел. |
2,3 |
1,67 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 | |
Фонд заработной платы работников организаций: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
млн. руб. |
200534 |
204920 |
218712 |
230616 |
242543 |
255910 |
273824 |
292170 |
312622 |
332630 |
352920 |
373037 |
395046 |
419144 |
443873 |
470506 | |
% к предыдущему году |
106,9 |
102,20 |
106,7 |
105,4 |
105,2 |
105,5 |
107,0 |
106,7 |
107,0 |
106,4 |
106,1 |
105,7 |
105,9 |
106,1 |
105,9 |
106,0 |
Приложение
к долгосрочному прогнозу
социально-экономического развития
Сахалинской области до 2035 года,
утвержденному распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 18.12.2018 N 716-р
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ОСНОВНЫМ
ПАРАМЕТРАМ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 22.11.2022 N 859-р)
Долгосрочный прогноз
социально-экономического развития
Сахалинской области на период до 2035 года
(далее - Прогноз) разработан на основе
параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации с учетом
ориентиров и приоритетов
социально-экономического развития,
предусмотренных Указами Президента
Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О
мерах по социально-экономическому
развитию Дальнего Востока" и от 21.07.2020 N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации до 2030 года",
Стратегией развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 -
2030 годы, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 09.05.2017 N 203,
Концепцией демографической политики
Дальнего Востока на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
20.06.2017 N 1298-р, Стратегией
социально-экономического развития
Сахалинской области на период до 2035 года,
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области от
24.12.2019 N 618, Планом социального развития
центров экономического роста
Сахалинской области, утвержденным
распоряжением Правительства
Сахалинской области от 25.06.2018 N 347-р.
Производство валового регионального
продукта
В 2020 году объем валового регионального
продукта составил 1002,7 млрд. рублей, или
98,1% к уровню 2019 года.
В общем объеме ВРП на вид экономической
деятельности добыча полезных ископаемых
приходится 64,2%, строительство - 5,5%,
оптовую и розничную торговлю - 3,7%,
транспортировку и хранение - 3,4%.
В 2035 году объем валового регионального
продукта прогнозируется в размере 1880,3
млрд. рублей и возрастет по сравнению с
2020 годом в текущих ценах в 1,8 раза.
Увеличение объема валового
регионального продукта будет
обусловлено ростом объемов производства
по видам экономической деятельности:
"Транспортировка и хранение",
"Строительство", "Обрабатывающие
производства".
Промышленное производство
Добыча полезных ископаемых.
Объем промышленного производства в 2021
году достиг 1032,3 млрд. руб. Индекс
производства к уровню 2020 года составил
88,8%. Основной вклад в объем промышленного
производства вносит сфера деятельности
"добыча полезных ископаемых" (более
90%).
По оценке министерства экономического
развития Сахалинской области, в 2022 году
индекс промышленного производства
составит 75,4% к уровню 2021 года.
Индекс производства сферы деятельности
"добыча полезных ископаемых" в 2022
году предположительно составит 74,9%. При
этом более 82% данного вида деятельности
приходится на нефтегазовый сектор.
Нефтегазовый комплекс Сахалинской
области представлен следующими
компаниями: ООО
"ННК-Сахалинморнефтегаз", АО
"Петросах", АО "Сахалинская
нефтяная компания", ООО
"Сахалинская Энергия" (оператор
проекта "Сахалин-2"), ООО
"Сахалин-1" (оператор проекта
"Сахалин-1"), ООО "Газпром добыча
Шельф Южно-Сахалинск" (оператор
Киринского блока проекта
"Сахалин-3", владелец лицензии - ПАО
"Газпром"), ООО
"РН-Шельф-Арктика".
Снижение добычи нефти, включая газовый
конденсат, в 2021 году к уровню 2020 года
составило 13,1%, что соответствовало
производственным планам Компаний по
проектам "Сахалин-1" и
"Сахалин-2".
Снижение добычи нефти также связано с
остановкой добычи ООО
"ННК-Сахалинморнефтегаз",
выработкой запасов месторождений АО
"Петросах".
В 2022 году объем добычи нефти оценивается
на уровне 8,7 млн. тонн (54,7% к предыдущему
году. Снижение обусловлено объявлением
форс-мажора и остановкой добычи
углеводородов по проекту
"Сахалин-1"). Начиная с 2023 года,
ожидается увеличение объема добычи
нефти, который к 2035 году составит 11,0 млн.
тонн (126,4% к уровню 2022 года).
Объем добычи газа природного и попутного
в 2021 году составил 32,1 млрд. куб. м, или 95,8%
к 2020 году. Снижение объема добычи связано
в основном с проведением самого
масштабного в истории планового
технологического останова объектов
газовой цепочки проекта "Сахалин-2".
В 2022 году объем добычи газа
прогнозируется на уровне 26,2 млрд. куб. м
(81,6% к 2021 году), в 2023 - 2028 годах ожидается
увеличение добычи газа. В долгосрочной
перспективе ожидается снижение объема
добычи газа, который к 2035 году составит
23,6 млрд. куб. м (90,1% к уровню 2022 года).
Добыча угля в 2022 году оценивается в
объеме 13,27 млн. тонн (101,0% к 2021 году). Данное
увеличение объясняется техническим
перевооружением и увеличением добычи
угля ООО "Солнцевский угольный
разрез".
В долгосрочной перспективе ожидается
увеличение объема добычи угля, который к
2035 году составит 22,27 млн. тонн (167,8% к
уровню 2022 года), что, в первую очередь,
связано с развитием участка
Солнцевского буроугольного
месторождения (отработка запасов угля
участка недр Южный), а также техническим
перевооружением и модернизацией
действующих мощностей.
Основными пунктами назначения
отгружаемого угля за пределы
Сахалинской области являются страны АТР
(Япония, Южная Корея, Китай, Индия,
Таиланд).
Обрабатывающие производства.
В 2022 году объем отгруженных товаров
собственного производства по виду
деятельности "Обрабатывающие
производства" планируется на уровне
90,4 млрд. руб. (115% к 2021 году в сопоставимой
оценке), значительная часть которого
относится к сфере деятельности
"Производство пищевых продуктов"
(85,1%). При этом около 90% приходится на
переработку и консервирование рыбы,
ракообразных и моллюсков.
В долгосрочной перспективе продолжится
рост объема отгруженной продукции по
виду деятельности "Обрабатывающие
производства", который к 2035 году
составит 206,7 млрд. рублей (в 2,2 раза выше
уровня 2022 года в действующих ценах).
Рыбохозяйственный комплекс.
Вылов водных биологических ресурсов,
выделенных для добычи Сахалинской
области, составляет в последние годы
более 600 тыс. тонн ежегодно.
Основными объектами промысла являются:
минтай, треска, сельдь, камбала, навага,
терпуг, крабы и тихоокеанские лососи.
Помимо рыболовства, важной составляющей
рыбопромышленного комплекса является
производство продукции по виду
деятельности "Переработка и
консервирование рыбы, ракообразных и
моллюсков", которое составляет более
70% в общем объеме обрабатывающих
производств.
В 2022 году производство продукции
рыбопереработки предположительно
составит 446,1 тыс. тонн (107,9% к 2021 году), к 2035
году достигнет 469,9 тыс. тонн (105,3% к уровню
2022 года).
В долгосрочном периоде увеличение
объемов планируется за счет более
полного освоения выделенных квот на
вылов водных биоресурсов, возможного
увеличения подходов тихоокеанских
лососей, перспективных объектов
промысла: сардины-иваси, скумбрии, сельди
тихоокеанской, а также развития
воспроизводства и аквакультуры на
территории субъекта.
Основными приоритетами в
рыбохозяйственном комплексе субъекта
являются: увеличение вылова за счет
более полного освоения водных
биоресурсов, в том числе перспективных и
недоосваиваемых объектов промысла,
повышение объемов производства
высосокачественной рыбной продукции, в
том числе стимулирование роста
продукции глубокой переработки,
производства товарной аквакультуры, а
также искусственного воспроизводства.
В перспективе планируется строительство
рыбоводных заводов по выпуску молоди
горбуши и кеты на островах: Итуруп,
Кунашир и Парамушир.
Для увеличения производства рыбы и
морепродуктов за счет собственных
средств проводится модернизация
производственных мощностей,
приобретение технологических линий,
способствующих увеличению качества
продукции, глубины ее переработки, в
целях расширения рынков сбыта.
Продолжится инвестиционная политика
предприятий за счет привлечения
собственных и заемных средств на
модернизацию флота и береговой
инфраструктуры перерабатывающих
предприятий.
Пищевая промышленность.
Пищевая и перерабатывающая
промышленность Сахалинской области
представляет собой комплекс предприятий
мясомолочной, хлебопекарной,
кондитерской и пивобезалкогольной
отраслей, а также комбикормовое
производство.
В 2022 году на фоне внутреннего спроса,
увеличения предложения со стороны
сырьевого сектора отдельных отраслей
сельскохозяйственных
товаропроизводителей,
совершенствования технологии
переработки мяса и мяса птицы
прогнозируется наращивание объемов
производства мяса и субпродуктов
убойных животных и домашней птицы.
В перспективе ожидается динамичное
развитие пищевой и перерабатывающей
промышленности, чему будет
способствовать реализация
инвестиционной политики в сфере
животноводства в регионе.
Рост промышленного производства будет
обеспечен за счет ввода в эксплуатацию
производственных мощностей по
переработке мяса убойных животных и мяса
птицы, по производству комбикормов для
сельскохозяйственных животных.
Лесопромышленный комплекс.
Производственные мощности предприятий
лесного комплекса располагаются во всех
муниципальных образованиях области (за
исключением городского округа
"Охинский", Курильский городской
округ, Северо-Курильский городской округ
и Южно-Курильский городской округ).
В долгосрочной перспективе сохранится
положительная динамика производства
продукции лесного хозяйства за счет
улучшения работы предприятий
лесопромышленного комплекса.
Электроэнергетика.
Объем выпуска продукции в сфере
деятельности "Обеспечение
электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха" будет
определяться развитием отраслей
экономики и платежеспособностью
потребителей.
Производство электроэнергии в 2022 году
оценивается на уровне 4,6 млрд. кВт. ч, в
том числе собственное производство
электроэнергии на собственные нужды
промышленных предприятий Сахалинской
области составит 1,9 млрд. кВт. ч.
Индекс тарифов на электроэнергию,
отпущенную различным категориям
потребителей за 2022 год планируется на
уровне 103,2% к соответствующему периоду 2021
года.
В территориальной энергосистеме
Сахалинской области основным
производителем электроэнергии и
теплоэнергии является ПАО
"Сахалинэнерго", на его долю
приходится более 80,7% вырабатываемой в
области электроэнергии и 75,9% тепловой
энергии. На долю потребления
электроэнергии промышленными
потребителями приходится 11,4%, населением
- 34%, предприятиями сельского хозяйства -
5%, прочими потребителями - 49,6%.
Для обеспечения надежного и
качественного энергоснабжения
продолжится строительство и
реконструкция передающих электросетей
области.
Инвестиции
Динамика прогноза инвестиций
складывается исходя из реализуемых и
планируемых к реализации проектов, по
которым решения в силу разных причин
могут быть не приняты.
Основную динамику вложения инвестиций
по Сахалинской области будет определять
деятельность предприятий нефтегазового
сектора (доля в общем объеме инвестиций в
прогнозном периоде составит более 42%), а
также развитие специальных
экономических зон, в которых установлены
особые правовые режимы осуществления
предпринимательской деятельности (ТОСЭР
и свободный порт Владивосток), в том
числе новый преференциальный налоговый
режим на Курильских островах,
предусматривающий для резидентов
установление беспрецедентного набора
льгот.
Приоритетными направлениями областной
инвестиционной политики на долгосрочную
перспективу являются: содействие
модернизации производства и его
структурной перестройке; повышение
конкурентоспособности местной
продукции на внутреннем рынке;
обеспечение финансовой устойчивости
товаропроизводителей региона;
ускоренное инвестиционное развитие
приоритетных секторов экономики
(сельское хозяйство, рыбохозяйственный
комплекс, обрабатывающая
промышленность, а также туризм и
сопутствующая сфера услуг).
Формирование прогнозных показателей на
период до 2025 года рассчитывалось в том
числе в соответствии с объемами
финансирования, предусмотренными
государственными программами
Сахалинской области, а также в рамках
финансирования по предоставлению иных
межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета бюджету
Сахалинской области.
В прогнозном периоде запланирована
модернизация системы ЖКХ посредством
перевода котельных на газ, ликвидация
ветхих сетей, создание системы обращения
с ТКО, подготовка концессионных
инициатив.
Инвестиции в социальную сферу будут
формироваться за счет государственных
капитальных вложений.
В рамках адресной инвестиционной
программы запланированы мероприятия по
реконструкции и строительству
социальных объектов в муниципальных
образованиях Сахалинской области:
детские сады, больницы, отделения
поликлиник, ФАПы, школы, спортивные
объекты.
В 2022 году на полях Петербургского
международного экономического форума
Сахалинская область подписала 11
соглашений, 7 из которых предполагают
реализацию инвестиционных проектов,
общий объем инвестиций составит свыше 47
млрд. рублей (проекты по строительству
жилья, созданию комплексной системы
обращения с отходами, развитию
сахалинского нефтегазового парка -
производство и обслуживание
нефтегазового оборудования, налаживание
производства азота).
Строительство
Объем работ, выполненных по виду
экономической деятельности
"Строительство", в 2021 году составил
92,4 млрд. рублей, или 107% в сопоставимых
ценах к 2020 году (82,04 млрд. рублей). Рост
показателя обусловлен увеличением
объемов строительства жилья (на 14,4% к
уровню 2020 года).
В перспективе объем подрядных работ
планируется обеспечить за счет
реализации мероприятий государственных
программ Сахалинской области.
Планируется продолжить реконструкцию и
строительство передающих электросетей;
газификацию котельных и строительство
распределительных газопроводов в
муниципальных образованиях Сахалинской
области; строительство образовательных
учреждений, общеобразовательных
учреждений, объектов здравоохранения,
культуры, спорта и социального
обеспечения; обеспечение мероприятий по
переселению граждан из аварийного
жилого фонда; строительство новых
сейсмостойких домов для переселения
граждан, проживающих в домах, имеющих
дефицит сейсмостойкости, либо
сейсмоусиление которых экономически
нецелесообразно; реализацию проектов в
области сельского хозяйства; развитие
производства строительных материалов и
др.
Ввод в действие жилых домов.
В 2021 году ввод жилья в Сахалинской
области составил 503,2 тыс. кв. м, что на 14,4%
выше уровня 2020 года. Индивидуальными
застройщиками в 2021 году построено жилых
домов общей площадью 219 тыс. кв. м, или 43,5%
к общему объему построенного жилья.
В 2022 году план по вводу жилья на
территории Сахалинской области
составляет 500 тыс. кв. м.
На среднесрочный период установлен
ежегодный плановый показатель ввода
жилья в эксплуатацию в следующих
объемах:
- 2023 год - 500 тыс. кв. м;
- 2024 - 2035 годы - 527 тыс. кв. м ежегодно.
В перспективе в Сахалинской области
планируется дальнейшее строительство
сейсмостойкого жилья, жилья для
переселения граждан из ветхого и
аварийного жилого фонда, а также
строительство жилых домов для всех
категорий граждан в рамках реализации
государственной программы
"Обеспечение населения Сахалинской
области качественным жильем".
Внешняя торговля
Основными контрагентами Сахалинской
области во внешнеторговых операциях
являются страны Азиатско-Тихоокеанского
региона. В связи с введением в 2022 году
беспрецедентных антироссийских
санкционных ограничений, которые
поддержали ряд зарубежных стран, в том
числе Япония и Республика Корея, рынок
сбыта сахалинских энергоносителей в
Азиатско-Тихоокеанском регионе
постепенно меняется. Перспективными
рынками для увеличения поставок
топливно-энергетических ресурсов
являются КНР, Индия, Таиланд, Вьетнам и
Индонезия.
Внешнеторговый оборот Сахалинской
области в 2021 году составил 11,9 млрд.
долларов США, что ниже уровня 2020 года на
2,7%. Снижение показателей внешней
торговли обусловлено, прежде всего,
сокращением стоимости импортных
поступлений, объем экспортных поставок в
2021 году по сравнению с 2020 годом вырос на
1,3%.
По оценке, в 2022 году объем
внешнеторгового оборота в стоимостном
выражении к уровню 2021 года снизится на
10,9%.
Снижение внешнеторгового оборота
напрямую связано с сокращением объемов
добычи нефти и газа из-за остановки
производственной деятельности на
проекте Сахалин-1 и выхода из проекта
оператора "Эксона Нефтегаз Лимитед"
(США). Однако значительный рост мировых
цен и спроса на нефть и природный газ не
дадут резко "просесть"
внешнеторговому обороту в 2022 году.
Согласно мнению экспертов, цены на
топливно-энергетические ресурсы будут
сохраняться на повышенном уровне до
конца 2022 года.
В условиях санкций и резкого скачка цен
на нефть и газ, в 2022 году наблюдается рост
спроса на уголь (в 2022 году может достичь
исторического максимума).
В случае изменения тенденций роста цен
на углеводороды, стоимостной объем
внешнеторгового оборота в 2022 году
значительно снизится.
В среднесрочном периоде мировые цены на
нефть и газ будут постепенно снижаться,
соответственно объем экспорта и
внешнеторгового оборота области будет
также сокращаться.
В 2021 году в структуре экспортных
поставок преобладала продукция
топливно-энергетического комплекса
(нефть сырая, сжиженный природный газ,
уголь), на долю которой пришлось 92,2%
сахалинского экспорта (2020 год - 92,8%).
Значительных изменений в структуре
внешней торговли не ожидается. В
прогнозируемом периоде данная товарная
группа сохранит лидерство в структуре
вывоза за рубеж.
Вторая позиция в структуре экспорта -
рыба, рыбо- и морепродукты. Ее удельный
вес в стоимостном объеме экспорта в 2021
году составил 6,1%. В перспективе
прогнозируется постепенный рост
экспорта объемов рыбы, рыбо- и
морепродуктов. В рассматриваемом
периоде прогнозируется постепенный рост
удельного веса рыбной продукции в общем
объеме экспорта - до 14,1%.
Рост показателей экспорта данной статьи
товаров обусловлен созданием и
модернизацией действующих
производственных мощностей в
рыбопромышленном комплексе,
ориентированных на производство
экспортной продукции, в том числе в
рамках реализации регионального проекта
"Экспорт продукции АПК"
(национальный проект "Международная
кооперация и экспорт").
Объем импортных поступлений в 2021 году по
сравнению с 2020 годом снизился в 2,1 раза и
составил 425,1 млн. долларов США. Основу
поступлений из-за рубежа составляют:
машиностроительная продукция - 67,7%
стоимости импорта; металлы и изделия из
них - 14,0%, продукция химической
промышленности и каучук - 9,0%. Импорт
Сахалинской области носит
инвестиционный характер, что связано с
технологическими особенностями
реализации нефтегазовых шельфовых
проектов. В перспективе объемы импортных
поступлений будут зависеть от
реализуемых на территории Сахалинской
области крупных инвестиционных
проектов.
В условиях санкционных ограничений и
"добровольного отказа" иностранных
партнеров от сотрудничества с Россией
значительный рост показателей импорта
из стран дальнего зарубежья в
прогнозируемом периоде не предвидится.
Торгово-экономическое и международное
сотрудничество Сахалинской области со
странами СНГ, за исключением Республики
Беларусь, развито незначительно.
Объективными факторами, затрудняющими
формирование устойчивого
взаимодействия, являются:
географическая отдаленность, сложная
логистическая схема и сравнительно
небольшой объем внутреннего
потребительского рынка островного
региона.
Резкого роста показателей внешней
торговли со странами СНГ в
прогнозируемом периоде не произойдет.
Это связано с тем, что региональные
предприниматели приобретают товары
белорусского производства не только на
территории Республики Беларусь, но и в
Торговом Доме Республики Беларусь в
России (г. Москва), а также
представительствах белорусских
компаний, расположенных в Российской
Федерации; поставки из Узбекистана и
Азербайджана проходят через хабы
Новосибирска, Москвы и Краснодара.
Потребительский рынок
В 2021 году объем розничного товарооборота
сложился в сумме 176,7 млрд. рублей, или 101,1%
в сопоставимой оценке к уровню 2020 года.
Оказано платных услуг в объеме 54,3 млрд.
рублей (106,2% к уровню 2020 года).
По оценке, в 2022 году объем розничного
товарооборота составит 191,7 млрд. рублей,
или 94,4% к уровню 2021 года (сопоставимые
цены).
Снижение показателя обусловлено
введением иностранными государствами
санкционных ограничений, которые
привели к волатильности валютного курса,
расширению дефицита ликвидности
банковского сектора. Одновременно
ажиотажный спрос населения на ряд
продовольственных и
непродовольственных товаров привели к
ускорению инфляции. До конца 2022 года в
условиях импортных ограничений и
продолжающейся перестройки
производственно-логистических цепочек
прогнозируется индекс-дефлятор на
уровне 114,9%.
В перспективе основными причинами
позитивных перемен в розничной торговле
станут снижение инфляционного давления,
рост реальных располагаемых доходов
населения, снижение уровня бедности,
улучшение жилищных условий для
населения, ускорение технологического
развития, ускоренное внедрение цифровых
технологий, дальнейшая активизация
использования населением банковского
кредитования для приобретения товаров
длительного пользования, увеличение
отечественными предприятиями выпуска
конкурентоспособной продукции,
отвечающей по потребительским свойствам
потребностям населения, увеличение сети
экономформата.
В рамках мероприятий по
совершенствованию торговой
деятельности в Сахалинской области
разработан ряд документов
стратегического планирования,
направленных на выстраивание
эффективной многоформатной торговли с
уклоном на малые форматы. Это
способствует развитию конкуренции,
создает более комфортную среду для
потребителей, расширяет каналы сбыта для
товаропроизводителей.
В 2035 году объем оборота розничной
торговли составит 373,5 млрд. руб., или 101,2% в
сопоставимой оценке к уровню 2034 года.
Объем платных услуг населению в 2022 году
оценивается в размере 54,6 млрд. рублей,
или 95,5% к уровню 2021 года.
В 2035 году объем платных услуг составит
100,2 млрд. руб., или 100,2% в сопоставимой
оценке к уровню 2034 года.
Уровень жизни населения
Реальные располагаемые денежные доходы
в 2022 году оцениваются на уровне 98,7%,
реальная заработная плата - 98,5%. В
последующие годы прогнозируется
последовательный рост реальных
располагаемых доходов населения.
Средний размер заработной платы по
итогам 2021 года с учетом роста показателя
во внебюджетном секторе составил 94,3 тыс.
рублей.
В 2022 году с учетом индексации оплаты
труда работников бюджетной сферы
увеличения размера МРОТ, а также
доведения заработной платы основного
персонала до целевого уровня (Указы
Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года N 597, от 28 декабря 2012 года N 1688, от 1
июня 2012 года N 761) значение показателя
оценивается на уровне 104,1 тыс. рублей
(оплата труда наемных работников в
организациях, у индивидуальных
предпринимателей и физических лиц, по
оценке, составит 84,3 тыс. руб.). В
прогнозном периоде реальная заработная
плата работников предприятий и
организаций Сахалинской области
ожидается в диапазоне 101,6 - 102,3%.
Согласно нормам действующего
законодательства, на 2021 год в
Сахалинской области была установлена
величина прожиточного минимума в
среднем на душу населения - 15906 рублей,
для трудоспособного населения - 16932
рубля, пенсионеров - 13604 рубля, детей - 17300
рублей.
Величина прожиточного минимума в
Сахалинской области на 2022 год,
исчисленная в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации с
учетом применения коэффициента
региональной дифференциации, составила
в среднем на душу населения - 16252 рубля,
для трудоспособного населения - 17715
рублей, пенсионеров - 13977 рублей, детей -
17733 рубля.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.05.2022 N 973 "Об особенностях исчисления
и установления в 2022 году минимального
размера оплаты труда, величины
прожиточного минимума, социальной
доплаты к пенсии, а также об утверждении
коэффициента индексации
(дополнительного увеличения) размера
фиксированной выплаты к страховой
пенсии, коэффициента дополнительного
увеличения стоимости одного пенсионного
коэффициента и коэффициента
дополнительной индексации пенсий,
предусмотренных абзацами четвертым -
шестым пункта 1 статьи 25 Федерального
закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации", с
1 июня 2022 года величина прожиточного
минимума в Сахалинской области,
установленная на 2022 год, была увеличена
по сравнению с началом года на 10% и
составила в среднем на душу населения -
18930 рублей, для трудоспособного
населения - 20634 рубля, для пенсионеров -
16280 рублей, для детей - 19791 рубль.
Исходя из имеющихся данных Минтруда
России, для разработки прогноза
социально-экономического развития
Сахалинской области на среднесрочный
период величина прожиточного минимума в
среднем на душу населения
прогнозируется по базовому варианту: в
2023 году - 19550 рублей, в 2024 году - 20467 рублей,
в 2025 году - 21623 рубля.
Учитывая отдельные параметры сценарных
условий Минэкономразвития России,
ежегодный темп роста величины
прожиточного минимума на душу населения
и по социально-демографическим группам
населения Сахалинской области, начиная с
2026 года, планируется на уровне 104,0%.
В целях повышения
социально-экономического положения,
уровня и качества жизни граждан
разработана региональная программа
"Снижение уровня бедности в
Сахалинской области на 2020 - 2024 годы"
(постановление Правительства
Сахалинской области от 03.02.2020 N 38).
В Сахалинской области установлено более
50 мер социальной поддержки семей с
детьми, которые существенно влияют на
качество жизни семей с детьми. Их
получателями являются почти 51 тыс.
человек.
Продолжены мероприятия в рамках
мониторинга средней заработной платы и
обеспечен контроль за сохранением
достигнутого соотношения между уровнем
оплаты труда отдельных категорий
работников бюджетной сферы,
определенных указами Президента
Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая
2012 года, и уровнем средней заработной
платы в регионе.
Реализация мероприятий Программы в
целом в сочетании с положительной
динамикой экономического развития,
прежде всего с увеличением занятости и
доходов экономически активного
населения будет способствовать
повышению уровня и качества жизни
населения.
В 2035 году доля населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума снизится до 5,5% (2021 год - 7,4%).
Труд и занятость
В 2021 году ситуация на рынке труда
Сахалинской области сохранялась
достаточно стабильной и регулируемой.
Уровень безработицы по методологии МОТ
по сравнению с 2020 годом снизился на 0,3 пп.
и составил 5,2%. Уровень регистрируемой
безработицы на конец 2021 года составил 0,6%
(по России - 1,0%, по ДФО - 1,2%).
В 2022 году в связи с введением санкционных
мер в отношении Российской Федерации на
постоянной основе ведется превентивный
мониторинг состояния рынка труда.
Реализуются проактивные меры по
поддержке занятости населения, принятые
на федеральном и региональном уровнях.
Предусмотрена поддержка субъектов
малого и среднего бизнеса с
использованием финансовых
инструментов.
Услуги в области содействия занятости
доступны безработным, незанятым
гражданам, а также работникам,
находящимся под риском увольнения.
Через стимулирование работодателей
решаются вопросы занятости и создания
условий для отдельных категорий
населения: инвалидов, молодежи, женщин,
воспитывающих несовершеннолетних детей,
лиц, освобожденных из мест лишения
свободы, граждан предпенсионного и
пенсионного возраста.
Особое внимание уделяется развитию и
повышению качества трудовых ресурсов.
Организован комплекс мероприятий по
подготовке и переподготовке кадров по
наиболее востребованным на рынке труда
профессиям и специальностям.
В 2022 году численность занятого населения
прогнозируется в количестве 272,4 тыс.
человек, что на 0,6% выше, чем в 2021 году. По
оценке, численность безработных по МОТ
составит 14,0 тыс. человек (5,1% от
численности рабочей силы). Число
безработных, зарегистрированных в
органах службы занятости, к концу 2022 года
составит 1,7 тыс. человек (0,6% от
численности рабочей силы).
Переход к инновационной экономике
приведет к изменению сложившейся
структуры занятости населения, будет
сопровождаться возрастающей
потребностью в высококвалифицированных
трудовых ресурсах, созданием новых и
сокращением неэффективных рабочих мест,
и, как следствие, способствовать
сбалансированности спроса и предложения
рабочей силы.
В перспективе развитие профессиональной
мобильности рабочей силы будет
обеспечиваться за счет повышения
гибкости трудовых отношений, развития
системы непрерывного профессионального
образования, профессиональной
подготовки и переподготовки кадров с
учетом приоритетов развития экономики.
Результатом указанных факторов станет
планомерное увеличение численности
занятых к 2035 году до 280,5 тыс. человек, или
103,6% к уровню 2021 года.
Ежегодно будет сохраняться тренд на
снижение численности и уровня
безработицы. В прогнозируемом периоде
(2022 - 2035 годы) общая численность
безработных по МОТ снизится с 14,0 тыс. до
9,8 тыс. человек. Численность
зарегистрированных безработных к концу
2035 года сохранится в пределах 1,3 тыс.
человек.
Уровень безработицы по МОТ, по оценке,
снизится с 5,1% в 2022 году до 3,5% в 2035 году. По
прогнозу, уровень регистрируемой
безработицы к концу 2035 года не превысит
0,5% от численности рабочей силы.
Ситуация на рынке труда на долгосрочный
период будет зависеть от
социально-экономических,
демографических факторов, реализации
мер инвестиционной политики,
предусматривающих создание новых
рабочих мест, модернизации производства
с целью роста производительности труда,
а также адресных мер, направленных на
содействие занятости отдельных
категорий граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, развития
новых направлений занятости.
Демография
Среднегодовая численность постоянного
населения области в 2021 году сложилась в
количестве 484,9 тыс. человек и снизилась
за год на 0,4%.
Основная причина сокращения численности
населения - высокая смертность (2021 год -
15,6 случаев в расчете на 1000 населения, 2020
год - 13,7).
Предпосылками высокого уровня
смертности является процесс старения
населения, высокий уровень смертности
среди лиц трудоспособного возраста
вследствие несчастных случаев, травм, а
также смертность от новой
коронавирусной инфекции Covid-19 в виде
прямых либо сопутствующих заболеваний.
В прогнозный период коэффициент
смертности предположительно составит 15,0
- 12,3 в расчете на 1000 населения.
Ожидаемая продолжительность жизни
(число лет) к 2035 году прогнозируется на
уровне 78 лет (2021 год - 68,4).
В перспективе на рождаемость населения
окажет влияние процесс уменьшения числа
женщин детородного возраста
(последствие спада рождаемости в 1990-х
годах). Одновременно положительный
миграционный прирост будет
способствовать сохранению коэффициента
рождаемости на уровне 11,6 - 12,3 родившихся
в расчете на 1000 населения.
В Сахалинской области разработан и
осуществляется комплекс мер по
повышению рождаемости, развитию
региональной системы предоставления мер
социальной поддержки в связи с рождением
и воспитанием детей.
Реализация инвестиционных проектов,
включая проекты в рамках ТОСЭР и режима
Свободного порта, а также мер,
направленных на содействие переселению
соотечественников, проживающих за
рубежом, способствуют миграционному
приросту населения. Так, в 2021 году
миграционный прирост составил 0,7 тыс.
человек, в 2022 - 2035 годах положительное
сальдо миграции ожидается в пределах от
0,6 до 1,5 тыс. человек.
По прогнозной оценке, в 2035 году
среднегодовая численность постоянного
населения составит 492,3 тыс. человек и к
уровню 2021 года увеличится на 7,4 тыс.
человек, или на 1,5%.
Ссылается на
- Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями на 24 ноября 2022 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
- О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 14 ноября 2017 года)
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Сахалинской области от 18.12.2018 N 716-р "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года"
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Сахалинской области от 18.12.2018 N 716-р "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года"