Предложено разрешить использование
стейблкоинов во внешней торговле
Необходимо
разрешить использование стейблкоинов во
внешнеторговых операциях при сохранении
запрета на проведение расчета ими внутри
России. Законопроект N 540256-8 "О внесении
изменений в Федеральный закон "О
цифровых финансовых активах, цифровой
валюте и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации"" опубликован
30 января в электронной базе
Государственной Думы
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/540256-8).
Соавторами инициативы стали депутаты от
фракции КПРФ, в том числе ее лидер
Геннадий Зюганов.
Стейблкоин представляет собой цифровой
актив, который стремится поддерживать
стабильную стоимость за счет привязки к
различным активам (фиатной валюте,
драгоценным металлам и так далее) или к
корзине активов.
Согласно документу, в условиях
внешнеполитического давления со стороны
недружественных государств и утраты
надежности межбанковских каналов
перевода средств предлагается разрешить
проведение внешнеторговых операций
(экспортных сделок) с использованием
стейблкоинов, обеспеченных золотом.
При этом разрешение на использование
стейблкоинов в качестве средства
расчета на территории России не
допускается.
|
30.01.2024 внесен в
Государственную Думу.
26.02.2024 назначен ответственный комитет
(Комитет Государственной Думы по
финансовому рынку).
27.03.2024 отрицательное закалючение
Комитета Государственной Думы по
финансовому рынку.
10.07.2024 отрицательный отзыв Правительства
РФ
|
ЦБ
предложили наделить правом
международной интеграции платежных
систем
Необходимо
предоставить Правительству и Банку
России полномочия по регулированию
интеграции национальной платежной
системы в национальные платежные
системы дружественных государств.
Законопроект N 540241-8 "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" в части
правового регулирования интеграции
национальной платежной системы в
национальные платежные системы
дружественных государств опубликован 30
января в электронной базе
Государственной Думы
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/540241-8).
Соавторами инициативы стали депутаты от
фракции КПРФ, в том числе ее лидер
Геннадий Зюганов.
Согласно документу, на фоне отключения
российских банков от SWIFT и планов создать
альтернативные платежные системы на
базе ШОС и БРИКС необходимо наделить
Правительство и Центробанк правом
регулировать интеграцию национальной
платежной системы в национальные
платежные системы дружественных
государств.
Ранее в КПРФ предложили России выйти из
Международного валютного фонда,
Международного банка реконструкции и
развития (МБРР) и Международной
ассоциации развития (МАР). Членство в
указанных организациях лишает Россию
права проводить самостоятельную
валютную политику и вынуждает
привязывать обменный курс к иностранной
валюте, утверждали коммунисты.
|
30.01.2024 внесен в
Государственную Думу.
26.02.2024 назначен ответственный комитет
(Комитет Государственной Думы по
финансовому рынку).
22.03.2024 Комитетом Государственной Думы по
финансовому рынку рекомендовано
направить проект на заключение в Банк
России
22.07.2024 официальный отзыв Правительства
РФ: данный проект не нужен, т.к. вопросы
взаимодействия операторов российских и
иностранных платежных систем уже
урегулированы действующим
законодательством.
|
Антиотмывочные требования
распространят на операции с цифровыми
рублями
В 2023 году внесены комплексные изменения
в федеральное законодательство,
направленные на внедрение в оборот
цифрового рубля.
В августе 2023 года Банком России в
пилотном режиме запущена платформа
цифрового рубля.
Вместе с тем, сформированные ранее
правовые основы функционирования
платформы не предусматривают исполнение
антиотмывочных требований при
совершении операций с цифровыми
рублями.
В этой связи законопроектом № 576830-8 "О
внесении изменений в Федеральный закон
"О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма» и статью 20 Федерального
закона "О банках и банковский
деятельности" в связи с внедрением
цифрового рубля"
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/576830-8) предлагается
внесение изменений в Федеральный закон
от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" с целью
распространения его требований на
кредитные организации - участников
платформы и оператора платформы (Банка
России).
В частности, законопроектом
предусматривается многоуровневая
модель исполнения антиотмывочных
требований, предусматривающая
вовлечение как кредитных организаций -
участников платформы, так и
непосредственно оператора платформы
(Банка России).
Основной "противолегализационный"
функционал будет возложен на оператора
платформы (Банк России).
В том числе Банк будет сообщать в
Росфинмониторинг:
а) об операциях с цифровыми рублями
(перечень таких операций
определится соглашением между Банком
России и Росфинмониторингом);
б) о подозрительных операциях
(подозрительной деятельности);
в) о приостановленных операциях по
115-ФЗ;
г) о случаях расторжения договора счета
цифрового рубля с пользователем
платформы, отнесенным оператором
платформы к группе высокой степени
(уровня) риска совершения подозрительных
операций, а также прав на отказ от
заключения счета цифрового рубля, его
расторжение по инициативе оператора
платформы и в совершении операции с
цифровыми рублями;
д) иные сведения по запросу
Росфинмониторинга.
Оператор платформы будет вправе:
- отказаться в определенных случаях от
заключения договора счета цифрового
рубля с пользователем платформы;
- отказать в совершении операции с
цифровыми рублямие, если возникают
подозрения, что операция совершается в
целях легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, или
финансирования терроризма;
- расторгнуть договор счета цифрового
рубля с пользователем платформы в случае
принятия в течение календарного года
двух и более решений об отказе в
совершении операций с цифровыми
рублями.
Законопроект также предусматривает иные
права и обязанности
оператора платформы.
В целях защиты законных прав и интересов
пользователей платформы в случае отказа
оператором платформы от заключения
счета цифрового рубля и совершению
операций с цифровыми рублями
законопроектом устанавливается
механизм поэтапного обжалования
принятых оператором платформы решений:
сначала на уровне оператора платформы, а
затем при необходимости на уровне
межведомственной комиссии, созданной
при Банке России в соответствии с
Федеральным законом 115-ФЗ, с участием ФТС
России, Уполномоченного при Президенте
РФ по защите прав предпринимателей, а
также общественных организаций, союзов и
ассоциаций кредитных организаций.
За участниками платформы (кредитными
организациями) сохраняется требование о
проведении идентификации клиентов -
пользователей платформы, а также
закрепляется обязанность передавать их
идентификационные данные оператору
платформы.
Также законопроектом предусматривается
новый вид обязательного контроля для
кредитных организаций - участников
платформы по зачислению и списанию
денежных средств на счет (со счета)
цифрового рубля и соответственно
списанием и зачислением указанных
средств с банковского счета или
электронного кошелька (на банковский
счет или электронный кошелек) клиента.
Помимо этого, Банк России сможет
отзывать у кредитной организации
лицензии на осуществление банковских
операций в связи с неоднократным в
течение года нарушением участником
платформы антиотмывочных требований.
Если проект примут, то он вступит в силу -
с 1 января 2025 года, в связи с завершением
установленного пунктом 4 статьи 8
Федерального закона от 24.07.2023 № 340-ФЗ
периода ограниченного функционирования
платформы.
|
15.03.2024 внесен в
Государственную Думу.
20.03.2024 направлен в комитет(ы)
Государственной Думы (Комитет
Государственной Думы по финансовому
рынку)
15.05.2024 Комитетом Государственной Думы по
финансовому рынку рекомендовано
направить проект на заключение в Банк
России
31.07.2024 официальный отзыв Правительства
РФ: поддерживает законопроект при
условии его доработки
|
Законопроектом N 1065710-7
"О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации" планируется обложить
налогами доходы от операций с
криптовалютой и ввести ответственность
за их неуплату (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7).
Масштабное распространение технологии
"блокчейн" и расширение числа
экономических субъектов, использующих
криптовалюту, в том числе с целью
получения доходов, требует
законодательной определенности в части
ее налогообложения.
Криптовалюта часто используется в целях
уклонения от уплаты налогов, для
легализации средств, добытых преступным
путем, и финансирования противоправной
деятельности.
В настоящее время у налоговых органов
отсутствует информация об открытых
российскими юрлицами и гражданами
криптовалютных кошельках и
осуществляемых операциях по ним.
В целях НК РФ предлагается признать
цифровую валюту имуществом.
Кроме того, проектом Федерального закона
предусматривается возможность при
установлении признаков, указывающих на
возможное нарушение налогового
законодательства, и наличии согласия
руководителя (заместителя руководителя)
вышестоящего налогового органа или
Минфина истребовать налоговыми органами
у банков выписки по счетам физических
лиц, которые использовались в связи с
проведением операций с цифровой валютой.
Для решения этой задачи вносятся
изменения в статью 86 НК РФ.
Также физлица - граждане РФ, а также
постоянно проживающие в РФ на ВНЖ
иностранцы и лица без гражданства, все
организации, филиалы и
представительства юрлиц, компаний и
других корпоративных образований
независимо от того, российские они,
иностранные или международные, если у
них есть право распоряжаться цифровой
валютой, обязаны будут сообщать об этом в
налоговые органы, если сумма поступлений
или списаний цифровой валюты за
календарный год свыше 600 тысяч рублей.
За непредставление (несвоевременное
представление) или представление отчета
об операциях (гражданско-правовых
сделках) с цифровой валютой и об остатках
указанной цифровой валюты, содержащего
недостоверные сведения, устанавливается
ответственность. Для этого предлагается
часть первую НК РФ дополнить новой
статьей 129_15 НК РФ "Неуплата или
неполная уплата сумм налога по
операциям, расчеты по которым
осуществлялись с использованием
цифровой валюты". В ней
устанавливается, что за неуплату или
неполную уплату налога в результате
невключения в налоговую базу прибыли
(доходов) от операций с использованием
цифровой валюты, будет взыскан штраф в
размере 40% от суммы неуплаченного
налога.
08.02.2022 Правительство утвердило концепцию
правил оборота криптовалюты
(http://government.ru/news/44519/ )
Планируют создать легальный рынок
криптовалюты, установить правила
операций с ней, определить участников
оборота и требования к ним. Концепцию
предложений утвердило правительство.
Рассмотрим некоторые аспекты.
Чтобы купить или продать криптовалюту,
физлицу или компании нужно пройти
идентификацию, а также:
- открыть либо уже иметь счет или
электронный кошелек в банке, который
отвечает ряду требований;
- создать через специального оператора
криптовалютный кошелек, привязать его к
счету или электронному кошельку в
системе банка. Речь идет об операторах,
которые работают по модели Р2Р-обменника
или биржи.
Оператор сообщит банку данные о
криптовалютном кошельке клиента и о
деталях операции. Банк проверит, связана
ли она с незаконной деятельностью, и
сообщит оператору, можно ли ее провести.
Последний зачислит цифровую валюту на
криптовалютный кошелек клиента, а деньги
с его счета или электронного кошелька
переведут оператору (при продаже -
наоборот).
В системе обмена цифровых валют
сформируется запись о сделке с данными о
ее сумме и номере криптовалютного
кошелька.
Переводить деньги при купле-продаже
такой валюты разрешат только по счетам
или электронным кошелькам, которые
открыли в указанных банках. Сделки можно
будет заключать на иностранных биржах,
если у них есть специальные договоры с
такими банками.
Напомним, в январе ЦБ РФ предлагал
запретить майнинг, организацию выпуска,
оборота, обмена криптовалюты и т.д.
15.11.2024 Правительство России одобрило
проект поправок к проекту
федерального закона № 1065710-7 "О
внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации". Поправки вводят правила
налогообложения доходов и расходов от
майнинга цифровой валюты, ее
купли-продажи, а также обязанности
операторов майнинговой инфраструктуры,
связанные с налоговым контролем.
Принято решение о целесообразности
налогообложения финансового результата
от майнинга, как наиболее справедливо
отражающего результаты этой
деятельности. Такой подход направлен на
соблюдение баланса интересов бизнеса и
государства.
Цифровая валюта будет признаваться для
целей налогообложения имуществом.
Доходы в виде цифровой валюты,
полученной в результате майнинга, станут
учитываться по мере ее получения в
размере ее рыночной стоимости. При этом
доходы можно уменьшать на понесенные в
связи с майнингом расходы.
Операции с цифровой валютой не будут
облагаться НДС. Доходы от операций с
цифровой валютой станут учитываться в
одной налоговой базе с доходами от
операций с ценными бумагами. Таким
образом, предельная ставка НДФЛ при
налогообложении криптовалюты не будет
превышать 15%.
Оператору майнинговой инфраструктуры
будет необходимо сообщать в налоговые
органы сведения о лицах, которые
осуществляют майнинг с использованием
его инфраструктуры.
|
Проект поступил в
Государственную Думу 01.12.2020.
14.12.2020 назначен ответственный комитет
(Комитет Государственной Думы по бюджету
и налогам).
14.01.2021 отрицательное заключение Комитета
Государственной Думы по бюджету и
налогам.
08.02.2021 назначен комитет-соисполнитель
(Комитет Государственной Думы по
государственному строительству и
законодательству).
17.02.2021 проект принят в первом чтении.
13.10.2021 назначен ответственный комитет
(Комитет Государственной Думы по бюджету
и налогам).
08.02.2022 Правительство утвердило концепцию
правил оборота криптовалюты.
|