Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Суть проекта

Стадия принятия

Предложено разрешить использование стейблкоинов во внешней торговле

Необходимо разрешить использование стейблкоинов во внешнеторговых операциях при сохранении запрета на проведение расчета ими внутри России. Законопроект N 540256-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" опубликован 30 января в электронной базе Государственной Думы (https://sozd.duma.gov.ru/bill/540256-8).

Соавторами инициативы стали депутаты от фракции КПРФ, в том числе ее лидер Геннадий Зюганов.

Стейблкоин представляет собой цифровой актив, который стремится поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к различным активам (фиатной валюте, драгоценным металлам и так далее) или к корзине активов.

Согласно документу, в условиях внешнеполитического давления со стороны недружественных государств и утраты надежности межбанковских каналов перевода средств предлагается разрешить проведение внешнеторговых операций (экспортных сделок) с использованием стейблкоинов, обеспеченных золотом.

При этом разрешение на использование стейблкоинов в качестве средства расчета на территории России не допускается.

30.01.2024 внесен в Государственную Думу.

26.02.2024 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку).

27.03.2024 отрицательное закалючение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

10.07.2024 отрицательный отзыв Правительства РФ

ЦБ предложили наделить правом международной интеграции платежных систем

Необходимо предоставить Правительству и Банку России полномочия по регулированию интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств. Законопроект N 540241-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части правового регулирования интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств опубликован 30 января в электронной базе Государственной Думы (https://sozd.duma.gov.ru/bill/540241-8).

Соавторами инициативы стали депутаты от фракции КПРФ, в том числе ее лидер Геннадий Зюганов.

Согласно документу, на фоне отключения российских банков от SWIFT и планов создать альтернативные платежные системы на базе ШОС и БРИКС необходимо наделить Правительство и Центробанк правом регулировать интеграцию национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств.

Ранее в КПРФ предложили России выйти из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР). Членство в указанных организациях лишает Россию права проводить самостоятельную валютную политику и вынуждает привязывать обменный курс к иностранной валюте, утверждали коммунисты.

30.01.2024 внесен в Государственную Думу.

26.02.2024 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку).

22.03.2024 Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовано направить проект на заключение в Банк России

22.07.2024 официальный отзыв Правительства РФ: данный проект не нужен, т.к. вопросы взаимодействия операторов российских и иностранных платежных систем уже урегулированы действующим законодательством.

Антиотмывочные требования распространят на операции с цифровыми рублями

В 2023 году внесены комплексные изменения в федеральное законодательство, направленные на внедрение в оборот цифрового рубля.

В августе 2023 года Банком России в пилотном режиме запущена платформа цифрового рубля.

Вместе с тем, сформированные ранее правовые основы функционирования платформы не предусматривают исполнение антиотмывочных требований при совершении операций с цифровыми рублями.

В этой связи законопроектом № 576830-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона "О банках и банковский деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/576830-8) предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с целью распространения его требований на кредитные организации - участников платформы и оператора платформы (Банка России).

В частности, законопроектом предусматривается многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований, предусматривающая вовлечение как кредитных организаций - участников платформы, так и непосредственно оператора платформы (Банка России).

Основной "противолегализационный" функционал будет возложен на оператора платформы (Банк России).

В том числе Банк будет сообщать в Росфинмониторинг:

а) об операциях с цифровыми рублями (перечень таких операций
определится соглашением между Банком России и Росфинмониторингом);

б) о подозрительных операциях (подозрительной деятельности);

в) о приостановленных операциях по 115-ФЗ;

г) о случаях расторжения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы, отнесенным оператором платформы к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, а также прав на отказ от заключения счета цифрового рубля, его расторжение по инициативе оператора платформы и в совершении операции с цифровыми рублями;

д) иные сведения по запросу Росфинмониторинга.

Оператор платформы будет вправе:

- отказаться в определенных случаях от заключения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы;

- отказать в совершении операции с цифровыми рублямие, если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операций с цифровыми рублями.

Законопроект также предусматривает иные права и обязанности
оператора платформы.

В целях защиты законных прав и интересов пользователей платформы в случае отказа оператором платформы от заключения счета цифрового рубля и совершению операций с цифровыми рублями законопроектом устанавливается механизм поэтапного обжалования принятых оператором платформы решений: сначала на уровне оператора платформы, а затем при необходимости на уровне межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ, с участием ФТС России, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций.

За участниками платформы (кредитными организациями) сохраняется требование о проведении идентификации клиентов - пользователей платформы, а также закрепляется обязанность передавать их идентификационные данные оператору платформы.

Также законопроектом предусматривается новый вид обязательного контроля для кредитных организаций - участников платформы по зачислению и списанию денежных средств на счет (со счета) цифрового рубля и соответственно списанием и зачислением указанных средств с банковского счета или электронного кошелька (на банковский счет или электронный кошелек) клиента.

Помимо этого, Банк России сможет отзывать у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с неоднократным в течение года нарушением участником платформы антиотмывочных требований.

Если проект примут, то он вступит в силу - с 1 января 2025 года, в связи с завершением установленного пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2023 № 340-ФЗ периода ограниченного функционирования платформы.

15.03.2024 внесен в Государственную Думу.

20.03.2024 направлен в комитет(ы) Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по финансовому рынку)

15.05.2024 Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовано направить проект на заключение в Банк России

31.07.2024 официальный отзыв Правительства РФ: поддерживает законопроект при условии его доработки

Законопроектом N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" планируется обложить налогами доходы от операций с криптовалютой и ввести ответственность за их неуплату (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7).

Масштабное распространение технологии "блокчейн" и расширение числа экономических субъектов, использующих криптовалюту, в том числе с целью получения доходов, требует законодательной определенности в части ее налогообложения.

Криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности.

В настоящее время у налоговых органов отсутствует информация об открытых российскими юрлицами и гражданами криптовалютных кошельках и осуществляемых операциях по ним.

В целях НК РФ предлагается признать цифровую валюту имуществом.

Кроме того, проектом Федерального закона предусматривается возможность при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или Минфина истребовать налоговыми органами у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой. Для решения этой задачи вносятся изменения в статью 86 НК РФ.

Также физлица - граждане РФ, а также постоянно проживающие в РФ на ВНЖ иностранцы и лица без гражданства, все организации, филиалы и представительства юрлиц, компаний и других корпоративных образований независимо от того, российские они, иностранные или международные, если у них есть право распоряжаться цифровой валютой, обязаны будут сообщать об этом в налоговые органы, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год свыше 600 тысяч рублей.

За непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения, устанавливается ответственность. Для этого предлагается часть первую НК РФ дополнить новой статьей 129_15 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога по операциям, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты". В ней устанавливается, что за неуплату или неполную уплату налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций с использованием цифровой валюты, будет взыскан штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога.

08.02.2022 Правительство утвердило концепцию правил оборота криптовалюты (http://government.ru/news/44519/ )

Планируют создать легальный рынок криптовалюты, установить правила операций с ней, определить участников оборота и требования к ним. Концепцию предложений утвердило правительство. Рассмотрим некоторые аспекты.

Чтобы купить или продать криптовалюту, физлицу или компании нужно пройти идентификацию, а также:

- открыть либо уже иметь счет или электронный кошелек в банке, который отвечает ряду требований;

- создать через специального оператора криптовалютный кошелек, привязать его к счету или электронному кошельку в системе банка. Речь идет об операторах, которые работают по модели Р2Р-обменника или биржи.

Оператор сообщит банку данные о криптовалютном кошельке клиента и о деталях операции. Банк проверит, связана ли она с незаконной деятельностью, и сообщит оператору, можно ли ее провести. Последний зачислит цифровую валюту на криптовалютный кошелек клиента, а деньги с его счета или электронного кошелька переведут оператору (при продаже - наоборот).

В системе обмена цифровых валют сформируется запись о сделке с данными о ее сумме и номере криптовалютного кошелька.

Переводить деньги при купле-продаже такой валюты разрешат только по счетам или электронным кошелькам, которые открыли в указанных банках. Сделки можно будет заключать на иностранных биржах, если у них есть специальные договоры с такими банками.

Напомним, в январе ЦБ РФ предлагал запретить майнинг, организацию выпуска, оборота, обмена криптовалюты и т.д.

15.11.2024 Правительство России одобрило проект поправок к проекту федерального закона № 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Поправки вводят правила налогообложения доходов и расходов от майнинга цифровой валюты, ее купли-продажи, а также обязанности операторов майнинговой инфраструктуры, связанные с налоговым контролем.

Принято решение о целесообразности налогообложения финансового результата от майнинга, как наиболее справедливо отражающего результаты этой деятельности. Такой подход направлен на соблюдение баланса интересов бизнеса и государства.

Цифровая валюта будет признаваться для целей налогообложения имуществом. Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, станут учитываться по мере ее получения в размере ее рыночной стоимости. При этом доходы можно уменьшать на понесенные в связи с майнингом расходы.

Операции с цифровой валютой не будут облагаться НДС. Доходы от операций с цифровой валютой станут учитываться в одной налоговой базе с доходами от операций с ценными бумагами. Таким образом, предельная ставка НДФЛ при налогообложении криптовалюты не будет превышать 15%.

Оператору майнинговой инфраструктуры будет необходимо сообщать в налоговые органы сведения о лицах, которые осуществляют майнинг с использованием его инфраструктуры.

Проект поступил в Государственную Думу 01.12.2020.

14.12.2020 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам).

14.01.2021 отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

08.02.2021 назначен комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству).

17.02.2021 проект принят в первом чтении.

13.10.2021 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам).

08.02.2022 Правительство утвердило концепцию правил оборота криптовалюты.


Ознакомиться с текстом проекта можно, перейдя по ссылке:

https://sozd.duma.gov.ru/bill/540256-8
https://sozd.duma.gov.ru/bill/540241-8
https://sozd.duma.gov.ru/bill/576830-8
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ