Внимание! Документ недействующий.
Проект
Концепция развития системы
стандартизации в нефтегазовом комплексе
на период до 2020 года
1 Общие положения
Настоящая Концепция содержит
совокупность целей и принципов
стандартизации в нефтегазовом комплексе
Российской Федерации и определяет
приоритетные направления технического
развития системы стандартизации на
период до 2020 года (далее - Концепция).
Система стандартизации в нефтегазовом
комплексе включает участников системы,
документы в области стандартизации и
информационные ресурсы. Её деятельность
направлена на достижение
упорядоченности в сферах производства и
обращения продукции нефтегазовой
промышленности.
Концепция должна способствовать:
развитию отечественного и
международного рынков нефтегазовой
продукции, работ (услуг) нефтегазового
комплекса и смежных отраслей
промышленности;
повышению безопасности и качества
создаваемой и используемой нефтегазовой
продукции, работ (услуг), в том числе за
счет широкого внедрения инновационных
процессов и высокотехнологичного
оборудования;
обеспечению энергетической
эффективности, ресурсосбережению
технологических процессов в
нефтегазовом комплексе и в смежных
отраслях промышленности.
Характеризуя общее состояние системы
стандартизации в нефтегазовом
комплексе, следует отметить, что она в
сегодняшнем состоянии не способна
адекватно ответить на вызовы, касающиеся
ускоренной модернизации
технологической базы нефтегазового
комплекса (НГК), повышения качества
выпускаемой продукции, обеспечения
энергоэффективности, ресурсосбережения
и экологической безопасности.
В силу экономических и иных причин
государственный и нефтегазовый секторы
сократили инвестиции в разработку
национальных, межгосударственных и
международных стандартов. Отсюда
снизились эффективность и сама
возможность продуктивной работы
технических комитетов по
стандартизации. Наметилось существенное
отставание от работ, проводимых в
аналогичных секторах ИСО/СЕН. Имеющиеся
средства не позволяют поддерживать
требуемый для развития темп обновления
фонда национальных стандартов.
Однако, несмотря на серьезное
отставание, имеются объективные
предпосылки для ускоренного развития
системы стандартизации. Огромный
интеллектуальный потенциал
нефтегазового комплекса и его
инвестиционные возможности позволяют
создать необходимые условия для
сокращения разрыва между национальными
и международными стандартами, а также
создания системы перспективных
стандартов, необходимых для реализации
Энергетической стратегии России на
период до 2030 года .
Для достижения этой цели в ближайшей
перспективе предстоит осуществить ряд
мер по совершенствованию сложившейся
системы стандартизации. В связи с чем
разработка "Концепции развития
системы стандартизации в нефтегазовом
комплексе до 2020 года" становится
приоритетной и практически значимой
задачей.
Реализация Концепции и Программы
стандартизации на период до 2020 года,
разработанных при активном участии
нефтегазовых компаний, производителей и
поставщиков средств технологического
обеспечения НГК, а также технических
комитетов по стандартизации (ТК)
позволит на системном уровне обеспечить
планомерное обновление фонда
национальных и корпоративных стандартов
для предприятий отрасли, ускорить
внедрение признанных на глобальном
рынке международных и региональных
стандартов, создать доказательную базу
соответствия продукции требованиям
технических регламентов.
2 Правовая основа разработки Концепции
Правовую основу разработки Концепции
образуют нормативные акты, принятые на
национальном, межгосударственном и
международном уровнях стандартизации.
2.1. На
национальном уровне правовую основу
составляют:
Федеральный закон "О техническом
регулировании";
Положение о Министерстве энергетики
Российской Федерации;
Энергетическая стратегия России на
период до 2030 года;
Концепция развития национальной системы
стандартизации Российской Федерации на
период до 2020 года.
При формировании представления о
правовой основе разработки настоящей
Концепции наряду с указанными
документами учтены отдельные положения
Федеральных законов "О
континентальном шельфе Российской
Федерации", "О газоснабжении в
Российской Федерации", "Об охране
окружающей среды", "О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов", "Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации", "Об охране атмосферного
воздуха"; Закона Российской Федерации
"О недрах", "О безопасности
объектов топливно-энергетического
комплекса"; Доктрины национальной
энергетической безопасности; Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития до 2020 года; международных
соглашений, регулирующих вопросы
стандартизации, а также нормативные
правовые акты Правительства Российской
Федерации по вопросам стандартизации;
документы в области стандартизации,
используемые на территории Российской
Федерации и иные нормативные правовые
акты, действующие в Российской
Федерации.
2.2. На
межгосударственном уровне правовую
основу составляют:
"Соглашение о единых принципах и
правилах технического регулирования в
Республике Беларусь, Республике
Казахстан и Российской Федерации";
"Соглашение о проведении
согласованной политики в области
стандартизации, метрологии и
сертификации" Межгосударственного
совета по стандартизации, метрологии и
сертификации;
"Соглашение о проведении
согласованной политики в области
технического регулирования, санитарных
и фитосанитарных мер Евразийского
экономического сообщества";
Меморандум между Евразийской
экономической комиссией и
Межгосударственным советом по
стандартизации, метрологии и
сертификации о сотрудничестве в области
стандартизации и обеспечения единства
измерений;
2.3. На
международном уровне правовую основу
составляют:
"Соглашение по техническим барьерам в
торговле" Всемирной торговой
организации,
иные международные нормативные правовые
акты, положения которых Российская
Федерация обязана исполнять в
соответствии с действующим
законодательством.
3 Сфера реализации Концепции
Концепция охватывает следующие секторы
нефтегазового комплекса России и
смежных отраслей промышленности:
нефтегазодобывающую промышленность;
нефтегазоперерабатывающую
промышленность;
магистральный транспорт и хранение
нефти, газа и продуктов их переработки;
нефтегазохимическую промышленность;
а также затрагивает:
нефтегазовый сервис;
производство средств технологического
обеспечения нефтегазового комплекса
(технологического оборудования,
комплектующих изделий и материалов).
Концепция определяет приоритетные
направления стандартизации. важнейшим
из которых является поддержка
инновационного развития нефтегазового
комплекса посредством непрерывного
процесса поиска и практической
реализации новых научно-технических,
технологических и
организационно-экономических решений.
Предстоит разработать стандарты,
обеспечивающие:
создание и широкое применение
отечественных программно-аппаратных
комплексов, оборудования и приборов для
моделирования и управления
геолого-техническими мероприятиями в
процессе разработки месторождений;
внедрение современных методов
увеличения нефтеотдачи и повышение
коэффициента извлечения нефти на
разрабатываемых и вводимых в разработку
месторождениях, в том числе
нетрадиционных видов углеводородного
сырья;
разработку и освоение технологических
комплексов по бурению и добыче
углеводородов на континентальном
шельфе;
внедрение технологий и оборудования для
утилизации попутного нефтяного газа, в
том числе малотоннажного производства
синтетического жидкого топлива;
разработку и внедрение современных
технологий нефтегазопереработки и
нефтегазохимии;
создание отечественных средств
технологического обеспечения процессов
добычи, переработки и транспортирования
нефти и газа.
4 Цели и принципы стандартизации
Стратегическими целями развития системы
стандартизации в нефтегазовом комплексе
на период до 2020 года являются:
содействие выходу российских
нефтегазовых компаний на глобальный
рынок;
снижение неоправданных технических
барьеров для развития нефтегазового
комплекса;
обеспечение энергетической
безопасности, энергоэффективности и
ресурсосбережения, и экологической
безопасности;
повышение конкурентоспособности
нефтегазового комплекса предупреждение
действий, вводящих в заблуждение
потребителей продукции нефтегазового
комплекса;
формирование и совершенствование
системы стандартизации в нефтегазовом
комплексе, отвечающей нормам ВТО и
Таможенного союза;
содействие экономической интеграции
государств - членов Таможенного союза,
Евразийского экономического сообщества,
Содружества Независимых Государств в
части вопросов, относящихся к сфере
деятельности нефтегазового комплекса;
содействие трансферту наилучших
лабораторных практик применительно к
задачам нефтегазового комплекса;
активизация работы в технических
комитетах международных и региональных
организациях по стандартизации по
нефтепродуктам, природному газу,
материалам, оборудованию и морским
сооружениям в нефтяной и газовой
промышленности;
расширение применения IT- технологий в
процессах планирования и разработки
стандартов в нефтегазовом комплексе и в
смежных отраслях промышленности;
координация деятельности нефтегазовых
компаний и предприятий смежных отраслей
промышленности в процессе разработки
национальных, межгосударственных и
международных стандартов.
Предполагается, что реализация
Концепции будет осуществляться при
соблюдении следующих основных
принципов:
приоритетности общенациональных
интересов для обеспечения
энергетической безопасности и
конкурентоспособности НГК на мировых
рынках;
гармонизации национальных и
международных стандартов для развития
глобальных нефтегазовых рынков;
баланса интересов государства и бизнеса;
обязательности соблюдения требований
документов по стандартизации, в случае
объявления об их использовании, а также в
случае определения обязательности
исполнения требований стандартов в
рамках контрактных (договорных)
обязательств;
применения в НГК международных и
региональных стандартов, региональных
сводов правил, стандартов иностранных
государств и сводов правил иностранных
государств;
максимального учета мнений нефтегазовых
компаний и предприятий смежных отраслей
промышленности при разработке
документов по стандартизации на
национальном уровне;
обеспечения преемственности работ по
стандартизации;
экономической и технической
обоснованности устанавливаемых
стандартами требований к продукции
(работам, услугам);
открытости (прозрачности) процедур
разработки документов по
стандартизации, разрабатываемых на
национальном уровне;
однозначности в понимании требований,
включаемых в документы по
стандартизации;
непротиворечивости документов по
стандартизации нормативным правовым
актам; унификации правил и процедур
разработки документов по
стандартизации;
обеспечения системности и комплексности
стандартизации;
обеспечения актуальности и
достоверности информационных ресурсов в
области стандартизации в нефтегазовом
комплексе.
5 Современное состояние стандартизации в нефтегазовом комплексе
Деятельность по стандартизации в
нефтегазовом комплексе осуществляется в
соответствии с положениями Федерального
закона "О техническом
регулировании".
Разработку стандартов на национальном
уровне выполняют более 10 технических
комитетов, охватывающих практически все
сектора нефтегазового комплекса и
смежных отраслей промышленности. Создан
фонд документов, насчитывающий более 1000
национальных и межгосударственных
стандартов. Для сравнения аналогичный
фонд ИСО составляет около 900 стандартов,
DIN (Германия) - около 1600.
Наряду с этим, в ведущих нефтегазовых
компаниях сформированы корпоративные
системы стандартизации, в документах
которых нашли отражение особенности
применяемых ими технологий. В ряде
случаев корпоративные стандарты
затрагивают сферы, пока не охваченные
национальной системой стандартизации.
При этом нельзя не заметить отсутствие у
нефтегазовых компаний приверженности к
разработке стандартов на национальном
уровне. Проблема усугубляется тем, что в
силу низкой рентабельности большинство
предприятий нефтегазового комплекса
оказалось недостаточно восприимчивыми к
современным национальным и
международным стандартам. Более того,
отдельные компании дистанцировались от
стандартизации на национальном уровне, и
до настоящего времени не проявляют
должной активности в разработке и
применении национальных стандартов.
Как следствие стареет фонд национальных
стандартов. Средний возраст стандартов
превысил 15 лет. Наблюдается существенное
отставание от работ, проводимых
международными и региональными
организациями по стандартизации
(ИСО/СЕН). Уровень гармонизации
российских и международных стандартов
составляет не более 30% против 65-70% у стран
ЕС.
Отечественный нефтегазовый бизнес
продолжает по-прежнему инвестировать
средства в развитие корпоративных
систем стандартизации. Между тем
экономическая выгода от применения
международных стандартов осознана во
многих странах с развитой энергетикой.
Крупные компании, работающие на
глобальном рынке ("Shell", "BP",
"Eni", "GdF" и др.), в основном
вкладывают средства в разработку и
внедрение международных стандартов.
Актуальность применения западным
бизнесом международных стандартов
обусловлена также сложившейся практикой
проведения тендеров при реализации
глобальных инвестиционных проектов. В
этом случае международные стандарты, как
правило, выступают в качестве фильтра
для подрядчиков.
Отрасль имеет значительные ресурсы для
прорыва в рассматриваемой сфере
деятельности. Однако для его
осуществления в ближайшей перспективе
потребуется разработка новой политики в
области стандартизации. Предстоит
нарастить правовую базу, провести
структурные преобразования, повысить
эффективность управления работами по
стандартизации в отрасли, создать
экономические условия для перехода
отрасли на международные (региональные)
стандарты, восстановить утраченные
позиции отечественной школы
стандартизации.
Уже сегодня можно говорить о некоторых
позитивных шагах. Начата и набирает
темпы поэтапная модернизация правовой
базы. При активном содействии
профессионального сообщества НГК
подготовлены и внесены поправки в
Федеральный закон "О техническом
регулировании". Это позволило создать
предпосылки для усиления роли и влияния
стандартов на экономику отрасли. Большое
значение для повышения эффективности
стандартизации имеет совершенствование
институциональной среды. В последнее
время активизировалась деятельность
созданных в НГК научно-общественных
организаций, в состав которых вошли
представители федеральных органов
исполнительной власти, нефтегазовых
компаний, научных организаций,
общественных объединений
предпринимателей и потребителей, в том
числе зарубежных организаций (СЕН/ТК 12,
ИСО/TC67, "Eni", "OGP", "IFAN",
"Shell", "BP" и др.). Это позволило
консолидировать усилия нефтегазовых
компаний в сфере технического
регулирования и стандартизации.
Оптимизирована структура технических
комитетов. В состав комитетов вошли
ведущие нефтегазовые компании, как ОАО
"Газпром", ОАО "НК "Роснефть",
НК "Лукойл", ООО "Межрегионгаз",
ОАО "АК" "Транснефть" и др.
Прогноз развития энергетических рынков
и анализ программ развития
стандартизации ИСО/СЕН позволили
определить приоритеты стандартизации на
ближайшую перспективу. Установлено, что
в первую очередь разработка
национальных стандартов будет
направлена на обеспечение
энергетической безопасности,
экологической безопасности и
энергоэффективности. Предстоит
обеспечить поддержку проектов
разработки месторождений российского
шельфа, совершенствования
нефтегазотранспортной системы,
внедрения передовых технологий,
связанных с разведкой и освоением
высокозатратных месторождений,
производства и транспортировки
сжиженного природного газа (СПГ),
газификации населения, внедрения
энергосберегающих технологий и
производства конкурентоспособного
нефтегазового оборудования и
материалов. Особая роль будет отведена
применению международных и национальных
стандартов для поддержки
инфраструктурных проектов, в том числе
выполняемых на условиях международного
разделения труда.
Учитывая ограниченные ресурсы
стандартизации, намечено и в дальнейшем
уделять повышенное внимание применению
программно-целевого метода
планирования. Деятельность по
стандартизации будет базироваться на
перспективных и годовых программах,
позволяющих сосредоточить ресурсы на
приоритетных направлениях. В целях
снижения высоких производственных и
экологических рисков, характерных для
применяемых в отрасли технологий, в
первоочередном порядке предстоит
разработать комплекс национальных
стандартов и сводов правил,
обеспечивающих соблюдение требований
технических регламентов.
Одним из перспективных направлений для
восполнения запасов углеводородного
сырья является освоение месторождений
газа и нефти на российском шельфе. На
шельфе содержится четверть запасов
нефти и половина запасов газа. Ожидается,
что в России доля добычи углеводородов
на шельфе к 2020 году составит 4% общего
объема. Потребуется разработка новых
подходов к проектированию и
строительству таких сложных
технологических комплексов.
Предусмотрено создать комплекс
стандартов на морские конструкции,
оборудование и материалы, способные
работать в экстремальных климатических
условиях.
Важную роль призваны сыграть
национальные стандарты в решении
проблемы рационального использования
попутного газа. По самым скромным
подсчетам российские компании ежегодно
сжигают в факелах около четверти
добытого газа. Это ежегодно обходится
экономике в десятки млрд. долларов США и
наносит непоправимый урон экологии.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих
разработку и применение национальных
стандартов, является низкий
технологический уклад отдельных
секторов НГК и смежных отраслей
промышленности. Особое беспокойство
вызывает состояние техники и технологий
нефтепереработки. Износ оборудования
достигает 80%, а сроки службы важнейших
видов технологического оборудования
превышают все допустимые пределы.
Необходима глубокая модернизация
технологий на основе передовых
стандартов. В последние три года
разработаны и утверждены
гармонизированные национальные
стандарты на колонные аппараты,
пластинчатые теплообменники и др. виды
современного технологического
оборудования. Разработана и реализуется
краткосрочная целевая программа
стандартизации важнейшего
технологического оборудования для
нефтегазоперерабатывающих и
нефтехимических производств.
Программа газификации регионов России
предусматривает рост объемов
строительства распределительных
газопроводов. Масштабы строительства
газопроводов ведут к увеличению
технических рисков. В целях их снижения
разработан технический регламент
"Технический регламент о безопасности
сетей газораспределения и
газопотребления" (утв. постановлением
Правительства РФ от 29 октября 2010 года N
870). Планируется завершить разработку
национальных стандартов,
устанавливающих требования к системам
стальных газопроводов с максимальным
рабочим давлением до 1,6 МПа, к
полиэтиленовым газопроводам с рабочим
давлением до 1,2 МПа, к станциям
редуцирования давления газа для
транспортирования и распределения
газа.
В условиях глобального рынка особую
актуальность приобретают вопросы
повышения эффективности управления
бизнес-процессами. Наиболее остро они
стоят в международном нефтегазовом
бизнесе. Эффективность производства и
инвестиционная привлекательность
нефтегазовых компаний, подрядчиков и
поставщиков (прежде всего для
зарубежного инвестора) напрямую зависят
от соответствия систем управления
требованиям международных стандартов. В
связи с этим развитие системы
стандартизации в НГК предполагает
ускоренное внедрение на предприятиях
НГК систем менеджмента качества по
стандарту ИСО 9001. Учитывая экологические
и профессиональные риски, связанные с
особенностями технологий добычи и
переработки углеводородов, одним из
перспективных направлений развития НГК
будет являться внедрение на
предприятиях систем управления охраной
среды по международным стандартам серии
ИСО 14000 и систем управления
профессиональными рисками в области
охраны труда по стандарту OHSAS 18001.
В ближайшей перспективе развитие
нефтегазового комплекса потребует
решения ряда актуальных проблем
стандартизации. Необходимо будет
определить приоритетные направления
стандартизации с горизонтом
планирования 5-7 лет, обеспечить
координацию разработки технических
регламентов и взаимосвязанных с ними
национальных стандартов и сводов правил,
привести систему управления
стандартизацией в НГК в соответствие с
международной практикой,
гармонизировать национальные и
международные стандарты глобального
нефтегазового рынка.
Предстоит также создать условия для
поэтапного перехода предприятий отрасли
на применение современных национальных
стандартов и адаптированных к
технологиям отрасли международным
стандартам, а также обеспечить
подготовку и повышение квалификации
специалистов по стандартизации для НГК.
Должно быть активизировано участие
бизнеса отрасли в разработке
национальных и международных
стандартов. Предстоит создать систему
экономических стимулов для разработки и
применения национальных стандартов.
Необходимо будет также занять
лидирующие позиции в специализированных
технических комитетах международных и
региональных организаций по
стандартизации (ИСО/ТК 67, ИСО/ТК 193, ИСО/ТК
28 и СЕН/TК 12).
Наряду с этим в ходе реализации
Концепции предстоит решить ряд проблем,
характерных для системы стандартизации
нефтегазового комплекса. Анализ показал,
что имеет место децентрализация в
управлении работами по стандартизации.
Отсутствует единая техническая политика
стандартизации. Фонд национальных
стандартов не отражает последние
достижения, содержит ряд устаревших
документов с технологиями 20-30-летней
давности, не пользующихся спросом.
Существует структурная и тематическая
разобщенность компаний в сфере
стандартизации. Образовалось
неупорядоченное множество стандартов.
Система национальных стандартов
недостаточно развита применительно к
стратегическим направлениям развития
НГК и перенасыщена частными стандартами,
не определяющими прогресс в отрасли
Предложения компаний по гармонизации
стандартов, как правило, носят случайный
характер и не обеспечивают комплексное
решение существующих проблем. Снижается
конкурентоспособность отрасли из-за
нарастания разрыва между работами по
стандартизации за рубежом и в России.
Темпы обновления стандартов не
соответствуют показателям стран,
определяющих политику на глобальном
нефтегазовом рынке
Доказательная база соответствия
техническим регламентам не
соответствует современным требованиям
(избыточна, включает дублирующие
стандарты стран Таможенного союза, не
обеспечена в полной мере стандартами на
продукцию и на методы испытаний и
правила отбора образцов, национальные
стандарты медленно трансформируются в
межгосударственные и т.д.). На внутреннем
рынке доминируют стандарты организаций
(СТО) и технические условия (ТУ), что
создает значительные проблемы для
развития малого и среднего бизнеса. В
инфраструктурных проектах применяют
"западные" стандарты, что
обеспечивает конкурентное преимущество
иностранным подрядчикам. Не
урегулирован вопрос о соотношении
нормативных документов, обязательных
для применения, и "добровольных"
стандартов. Национальные стандарты, в
отличие от практики ЕС и США, не нашли
должного применения в регулятивной
практике (при разработке нормативных
документов, государственных программ,
формировании портфеля госзаказов и т.п.).
Разработка и утверждение национальных
стандартов осуществляется в ряде
случаев без учета требований,
установленных нормативными правовыми
документами, принятыми федеральными
органами исполнительной власти,
осуществляющими нормативное правовое
регулирование в установленной сфере.
Приведенный выше перечень ключевых
проблем сложившейся в последние годы
практики стандартизации в НГК лежит в
основе преобразований, которые должны
последовать при реализации Концепции
развития системы стандартизации в НГК и
сформированной на ее базе Программы
развития стандартизации в НГК на период
до 2020 года.
6 Прогноз развития стандартизации на период до 2020 года
На первом этапе (до 2016 года) реализация
Концепции позволит обеспечить:
разработку методологии формирования
перспективной системы стандартов;
определение основных векторов развития
стандартизации;
разработку программы стандартизации в
нефтегазовом комплексе на период до 2020
года;
ежегодное обновление фонда национальных
стандартов не менее чем на 6-7%;
уровень гармонизации национальных и
международных стандартов не менее 45-50%;
разработку методики обновления
документов по стандартизации в
нефтегазовом комплексе на основе
международных стандартов с учетом
передовых отраслевых и корпоративных
документов по стандартизации (как
отечественных так и зарубежных).
На втором этапе (до 2020 года) реализация
Концепции позволит обеспечить:
реализацию программы стандартизации в
нефтегазовом комплексе на период до 2020
года;
создание системы перспективных
стандартов, реализующих положения
Энергетической стратегии Росси на
период до 2020 года;
ежегодное обновление фонда национальных
стандартов не менее чем на 10%;
уровень гармонизации национальных
стандартов в нефтегазовом комплексе с
международными стандартами не менее 65-70%.
В результате достижения прогнозных
показателей развития стандартизации в
нефтегазовом комплексе улучшится
качество производственного потенциала
российского нефтегазового комплекса,
возрастет объем продуктов высоких нефте-
и газохимических переделов, повысится
качество запасов месторождений,
вовлекаемых в промышленную
эксплуатацию, повысится эффективность
действующих месторождений.
Улучшатся структура и качество фонда
стандартов, применяемых в нефтегазовом
комплексе. За счет роста количества
стандартов, гармонизированных с
международными и европейскими
стандартами, будет ускорен трансфер
необходимых для развития нефтегазового
комплекса знаний и технологий.
Увеличатся темпы обновления фонда
национальных стандартов, что позволит
постоянно поддерживать стандарты на
современном уровне и снизит риски
отставания от работ, выполняемых в
рамках международных, региональных и
зарубежных организаций по
стандартизации.
За счет намеченных институциональных
преобразований повысится качество
планирования работ на всех уровнях
стандартизации. Будут решены
организационные и кадровые проблемы,
обеспечено эффективное
администрирование системой
стандартизации в НГК, налажена
координация работ её участников, в том
числе занятых разработкой международных
и региональных стандартов в рабочих
органах ИСО/МГС/СЕН, преодолена
структурная и тематическая
разобщенность компаний. Удастся
сконцентрировать ресурсы на
приоритетных направлениях
стандартизации и обеспечить более
детальную проработку предложений по
разработке стандартов за счет большей
публичности их обсуждения в рамках
общественных организаций НГК,
специализированных технических
комитетах, постоянно действующего
органа управления системой
стандартизации в НГК.
Кроме того, будет обеспечено опережающее
развитие системы стандартов. Это
позволит создать необходимые условия
для достижения стратегических целей
развития нефтегазовой промышленности. В
первую очередь предстоит разработать
систему стандартов, обеспечивающих:
энергоэффективность и рациональное
использование энергетических
ресурсов;
инновационное развитие нефтегазового
комплекса;
содействующих реализации
инфраструктурных проектов;
формирование нового технологического
уклада в нефтегазовом комплексе и в
смежных отраслях промышленности.
Предстоит задействовать
нереализованный до настоящего времени
потенциал организационного и
технологического энергосбережения. Для
чего запланировано сформировать целевой
комплекс стандартов на энергоемкое
технологическое оборудование путем
разработки новых стандартов или
внесения изменений в действующие
стандарты. В них будут установлены
требования к удельному потреблению
энергоресурсов, и предусмотрена
маркировка по уровню (классам)
энергоэффективности.
Планируется разработать национальные
стандарты, устанавливающие требования к
организации энергетических
обследований предприятий, составлению
энергетических паспортов организаций,
сбору и анализу информации по вопросам
энергосбережения. Особое внимание будет
уделено совершенствованию стандартов на
средства контроля и учета нефти и газа.
Концепция призвана сыграть важную роль в
поддержке инновационного развития
нефтегазового комплекса. Будет создана
современная база стандартизации для
формирования инновационной системы,
обеспечивающей нефтегазовую отрасль
высокоэффективными технологиями и
оборудованием. Этот важный результат
будет достигнут, в частности, за счет
эффективного использования потенциала
международного сотрудничества. Участие
специалистов в работе ТК ИСО/СЕН ускорит
продвижение в отрасль наилучших практик,
придаст необходимое ускорение работам
по гармонизации национальных стандартов
и стандартов организаций с
международными и европейскими
стандартами.
Намечено разработать комплекс
гармонизированных национальных
стандартов на инновационные технологии,
обеспечивающие резкое снижение затрат
времени на поиск и разведку
месторождений, в том числе на морских
акваториях.
Особое внимание будет уделено
разработке стандартов на оборудование,
технологии и материалы для
строительства и эксплуатации
магистральных трубопроводных систем.
Наряду с разработкой стандартов в целях
развития трубопроводной инфраструктуры
будут разработаны стандарты на системы
подземного хранения газа с целью
минимизации рисков топливоснабжения в
пиковые периоды спроса.
Будут стандартизированы техника и
технологии по переработке нефти и
нефтепродуктов, извлечения
высокоэкономичных компонентов (этан,
гелий), производства водорода и
синтетического жидкого топлива из
природного газа.
В ходе реализации Концепции будут
разработаны стандарты, обеспечивающие
поэтапный переход на внедрение
экологически чистых технологий. Это
позволит минимизировать негативное
влияние добычи, переработки,
транспортировки и потребления нефти,
газа и продуктов нефтегазохимии на
окружающую среду и климат. Продолжится
разработка стандартов на наилучшие
доступные технологии, обеспечивающие
внедрение экологически чистых
энергоэффективных и ресурсосберегающих
технологий. Будут разработаны стандарты,
устанавливающие требования к утилизации
отходов нефтегазовой отрасли,
образование и накопление которых ведет к
опасному загрязнению окружающей среды и
представляет реальную угрозу здоровью
человека. Особое внимание будет уделено
разработке стандартов по утилизации
отработанных нефтяных масел. Известно,
что только загрязнение вод
отработанными нефтяными маслами
составляет 20% от общего техногенного
загрязнения или 60% от объема загрязнения
нефтепродуктами.
Планируется разработать и внедрить
стандарты экологического аудита.
7 Система стандартизации
Систему стандартизации в нефтегазовом
комплексе предстоит реформировать
поэтапно с учетом планов реализации
Энергетической стратегии Российской
Федерации на период до 2030 года и
Концепции развития национальной системы
стандартизации на период до 2020 года.
Необходимым условием реформы является
активное участие в деятельности системы
ведущих компаний нефтегазового сектора.
Система создается при Минэнерго России
для достижения целей, определенных
концепцией. Её формирование
осуществляется на добровольных началах
с привлечением представителей
заинтересованных организаций,
профессиональная деятельность которых
непосредственно связана с работами по
техническому регулированию и
стандартизации в нефтегазовом комплексе
и в смежных отраслях промышленности .
Важнейшей функцией системы является
формирование научно-технической
платформы для кооперации предприятий
нефтегазового комплекса и других
отраслей промышленности в разработке
стандартов, обеспечивающих
экономическое и социальное развитие
нефтегазовой промышленности.
Систему образуют участники работ по
стандартизации, основополагающие
организационно-методические документы
системы стандартизации и информационный
фонд стандартов. Организационное
единство участников системы
обеспечивается Минэнерго России.
Администрирование системой
осуществляет организация,
уполномоченная Минэнерго России.
В состав участников работ по
стандартизации входят:
федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие функции по
нормативно-правовому регулированию в
нефтегазовом комплексе, в сфере
технического регулирования, в том числе
стандартизации;
технические и проектные технические
комитеты по стандартизации в
нефтегазовом комплексе и в смежных
отраслях промышленности
(машиностроение, металлургия,
электротехника, приборостроение);
постоянно действующий орган управления
системой;
предприятия нефтегазового комплекса;
общественные организации нефтегазового
комплекса;
нефтегазовые сервисные организации;
организации-производители и
организации-поставщики средств
технологического обеспечения НГК
(оборудования, материалов и комплектации
для объектов нефтегазовой отрасли).
научные, исследовательские,
образовательные и проектные организации
нефтегазового комплекса.
Функционирование системы
обеспечивается в соответствии с
соглашением сторон-участников системы.
Информационное обеспечение системы
осуществляется постоянно действующим
органом управления системой, на базе
которого создается информационный фонд
стандартов.
8 Виды документов по стандартизации и особенности их применения
Видовая структура документов системы
стандартизации должна отражать
сложившуюся практику их применения в
нефтегазовом комплексе и
соответствовать положениям
законодательства о техническом
регулировании, отраслевых
законодательных актов, рекомендациям
ИСО/МЭК/МГС и требованиям
основополагающих
организационно-методических стандартов
национальной и межгосударственной
систем стандартизации.
8.1 Видовая структура
Предполагается, что на всех этапах
реализации Концепции в постоянном
обращении в нефтегазовом комплексе
будут находиться следующие виды
документов:
международные и региональные стандарты
(при условии разработки на их основе
национальных стандартов);
межгосударственные стандарты;
национальные стандарты, предварительные
национальные стандарты и своды правил;
стандарты иностранных государств и
своды правил иностранных государств;
стандарты организаций (СТО);
специальные технические условия (СТУ);
технические условия (ТУ).
8.2 Особенности разработки и применения документов
Международные и региональные стандарты
разрабатывают в порядке,
предусмотренном законодательством о
техническом регулировании. Указанные
стандарты применяют в нефтегазовом
комплексе путем разработки на их основе
национальных стандартов. Основным
способом применения будет являться
гармонизация стандартов. При выборе
формы гармонизации национальных
стандартов с международными и
региональными стандартами должны быть
учтены технологические особенности и
климатические факторы, влияющие на
функционирование нефтегазового
комплекса.
Разработка и применение национальных
стандартов и предварительных
национальных стандартов должны
определяться необходимостью
упорядочения в определенных областях
деятельности нефтегазового комплекса и
удовлетворять спрос на нефтегазовом
рынке на продукцию, работы (услуги),
имеющие общеотраслевой характер.
Особенности применения предварительных
национальных стандартов вытекают из
ограничений, наложенных
законодательством. Это касается срока
действия и цели их разработки.
Предварительные стандарты
разрабатывают, если отсутствует
необходимый для стандартизации на
национальном уровне опыт применения в
нефтегазовом комплексе новых
технических и/или технологических
решений, оборудования, материалов и иных
инноваций.
Стандарты иностранных государств
применяют в порядке, предусмотренном
законодательством о техническом
регулировании. Необходимым условием
применения стандартов иностранных
государств является их регистрация в
Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов и
наличие договоров (соглашений) с
принявшими их организациями по
стандартизации.
Стандарты организаций (СТО)
разрабатывают для совершенствования
производства и обеспечения качества
продукции, выполнения работ, оказания
услуг, для распространения и
использования полученных в различных
областях знаний, результатов
исследований (испытаний), измерений и
разработок.
Технические условия (ТУ) разрабатывают
для установления требований к качеству,
безопасности конкретной продукции
(услуги, работы) и методам ее контроля.
Порядок разработки и отмены стандартов
организаций и технических условий
устанавливается организациями
самостоятельно с учетом положений
федерального закона о техническом
регулировании. Специальные технические
условия (СТУ) разрабатывают в
обоснованных случаях и исключительно в
рамках инфраструктурных проектов.
В обобщенном виде данные о назначении
документов системы стандартизации в
нефтегазовом комплексе и области их
применения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Назначение и область применения
документов по стандартизации
Вид
стандарта |
Нормативная основа для разработки |
Назначение и область применения |
Международные и европейские стандарты |
Руководства и
директивы ИСО/МЭК, руководства СЕН, |
Применяют в качестве основы для разработки гармонизированных национальных стандартов |
Межгосударственные стандарты |
Основополагающие стандарты МГС |
Применяют в качестве национальных стандартов при условии присоединения к ним Российской Федерации |
Национальные стандарты |
Федеральный закон "О техническом регулировании", основополагающие стандарты национальной системы стандартизации |
Разрабатывают на продукцию (процессы, услуги) НГК в интересах широкого круга пользователей |
Предварительные национальные стандарты |
Федеральный закон "О техническом регулировании", основополагающие стандарты национальной системы стандартизации |
Разрабатывают, если отсутствует необходимый для стандартизации на национальном уровне опыт применения в НГК новых технических и/или технологических решений, материалов и иных инноваций |
Своды правил |
Федеральный закон
"О техническом регулировании" |
Разрабатывают в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования |
Стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств |
Федеральный закон "О техническом регулировании" |
Применяют для соблюдения на добровольных условиях для соблюдения требований национальных технических регламентов |
Стандарты организаций |
Федеральный закон "О техническом регулировании" |
Разрабатывают для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, для распространения и использования знаний, полученных в различных областях, и результатов исследований (испытаний), измерений и разработок |
Специальные технические условия (СТУ) |
Градостроительный кодекс от 29.12.2004 N 190-ФЗ |
Разрабатывают в рамках проектной документации при строительстве крупных нефтегазовых комплексов |
Технические условия (ТУ) |
Федеральный закон "О техническом регулировании" |
Разрабатывают для установления требований к качеству, безопасности выпускаемой конкретной продукции (услуги, работы) и методам ее контроля. |
8.3 Особенности построения системы стандартов
Согласно Федеральному закону "О
техническом регулировании" (ст.13 184-ФЗ)
к документам в области стандартизации,
используемым на территории Российской
Федерации, относятся:
национальные стандарты;
правила стандартизации, нормы и
рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке
классификации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и
социальной информации;
стандарты организаций;
своды правил;
международные стандарты, региональные
стандарты, региональные своды правил,
стандарты иностранных государств и
своды правил иностранных государств,
зарегистрированные в Федеральном
информационном фонде технических
регламентов и стандартов;
надлежащим образом заверенные переводы
на русский язык международных
стандартов, региональных стандартов,
региональных сводов правил, стандартов
иностранных государств и сводов правил
иностранных государств, принятые на учет
национальным органом Российской
Федерации по стандартизации;
предварительные национальные
стандарты.
В связи с особенностями объектов
стандартизации, обусловленными
различием областей их применения,
спецификой решаемых с их помощью задач,
оптимальной для целей развития НГК будет
структура, состоящая из соподчиненных
документов трех уровней:
общесистемных стандартов (сводов
правил);
проблемно-ориентированных стандартов
(сводов правил);
стандартов технологических комплексов
(сводов правил).
1.
Общесистемные стандарты (своды правил)
Исходя из правоприменительной практики,
общесистемные стандарты (своды правил)
следует разрабатывать на национальном
уровне. Критерием отнесения
национальных стандартов (сводов правил)
к общесистемным является общность
правил, норм и требований для
предприятий НГК. При разработке
системообразующих стандартов следует
исходить из того, что они должны быть
приняты на основе консенсуса и доступны
для широкого круга пользователей.
Перечень рекомендуемых
системообразующих стандартов приведен в
таблице 2.
Таблица 2
Перечень системообразующих стандартов
терминологические стандарты; |
стандарты, устанавливающие общие требования к проектированию, строительству и монтажу объектов НГК; |
стандарты, устанавливающие требования к качеству продукции предприятий НГК, экспортируемой и поставляемой на внутренний рынок; |
стандарты, устанавливающие требования к правилам приемки, контроля (испытаний, измерений); |
стандарты, устанавливающие требования к маркировке продукции, графическим обозначениям для чертежей (диаграмм, схем); |
общетехнические стандарты, устанавливающие типовые правила оформления (учета, обращения) конструкторских, технологических документов; |
общетехнические стандарты, устанавливающие требования к внешним природным воздействиям. |
2.
Проблемно-ориентированные стандарты
К группе проблемно-ориентированных
предлагается отнести национальные
стандарты, обеспечивающие решение
проблем НГК, которые должны
разрабатываться в рамках системы
главных стратегических ориентиров
государственной энергетической
политики. Энергетической стратегией
России на период до 2030 года к таким
ориентирам отнесены:
энергетическая безопасность;
энергоэффективность и
ресурсосбережение;
экологическая безопасность.
3.
Стандарты технологических комплексов
К группе стандартов технологических
комплексов предлагается отнести
стандарты нефтяного и газового
комплексов, добычи нефти и газа на
континентальном шельфе,
транспортирования, хранения и
складирования, нефтегазопереработки,
нефтегазового сервиса и стандарты
средств технологического обеспечения.
3.1.
Стандарты нефтяного и газового
комплексов
В нефтяном комплексе разработка
стандартов будет направлена на
увеличение дебита и извлекаемости на
месторождениях с трудноизвлекаемыми
запасами и с остаточными запасами нефти
в обводненных зонах, строительство
скважин в шельфовой зоне и в мерзлых
породах. Будут подготовлены стандарты на
технологии разработки нефтяных
месторождений с низкопроницаемыми
структурами, высоковязкой нефти,
нефтяных битумов, а также технологии
извлечения и промышленного
использования метана угольных пластов.
Как следствие повысится эффективность
эксплуатации действующих месторождений
в части наиболее полного и комплексного
извлечения топливно-энергетических
ресурсов. Планируется разработать
стандарты на технику и технологии,
увеличивающие коэффициент извлечения
нефти на разрабатываемых и вводимых в
разработку месторождениях, в том числе
нетрадиционных видов
В газовом комплексе разработка
стандартов будет направлена на
обеспечение ввода в эксплуатацию новых
месторождений, строительства новых
газопроводных систем, газификации
российских регионов. Это потребует
использовать новые, в том числе
стандартизированные технологии,
позволяющие достичь этой цели. Наряду с
этим будет продолжена разработка
стандартов, устанавливающих требования
к проектированию, строительству и
эксплуатации сетей газораспределения и
газопотребления.
Планируется разработка национальных
стандартов на системы сбора и учета газа.
Будут разработаны стандарты,
обеспечивающие рациональное
использование попутного нефтяного газа
и минимизирующие объемы его сжигания на
факелах. Это позволит создать условия
для достижения не менее чем
95-процентного уровня использования
попутного нефтяного газа.
3.2.
Стандарты добычи нефти и газа на
континентальном шельфе
Освоение и геологическое изучение
континентального шельфа в России в
настоящее время значительно отстаёт от
других нефтегазодобывающих государств.
Одной из основных причин является
отсутствие технологий, позволяющих
эффективно и безопасно осваивать
месторождения нефти и газа, в том числе в
условиях арктического шельфа.
В настоящее время разрабатываются
национальные стандарты, устанавливающие
требования к плавучим морским
конструкциям, системе обеспечения
безопасности технологического процесса,
системе эвакуации и спасания в
арктических условиях, системе отопления,
вентиляции и кондиционирования для
морских нефтегазовых сооружений,
системам трубопроводного транспорта.
Предстоит организовать разработку
стандартов, устанавливающих требования
к эксплуатации морских буровых
сооружений, нефтяных, газовых и
газоконденсатных скважин, требования к
сбору, подготовке нефти и газа в условиях
морской нефтегазодобычи, требования к
транспорту продукции нефте- и газодобычи
по подводным трубопроводам, хранению
нефти и газа, перевалке нефти и газа.
Предполагается интенсифицировать
разработку комплекса национальных
стандартов, гармонизированных с
международными (ИСО/МЭК) и зарубежными
(BSI, DNV) стандартами на технику и
технологии добычи углеводородов на
арктическом шельфе.
3.3.
Стандарты транспортирования, хранения и
складирования
Наращивание объемов добычи нефти и газа
предполагает решение ряда технических
проблем, связанных с транспортированием,
хранением и складированием
углеводородного сырья. Следует отметить,
что стандартизация в данной сфере
развивается крайне медленно.
Определенные результаты достигнуты лишь
в стандартизации магистральных
трубопроводов. Предполагается
организовать разработку национальных
стандартов на системы сбора, подготовки
и хранения нефти и газа, хранилища
нефтепродуктов. Планируется разработать
стандарты, устанавливающие правила
технологических режимов на нефте- и
газопроводах, стандарты на
газотурбинные приводы для
газоперекачивающих агрегатов с
повышенным коэффициентом полезного
действия и с регулируемым
электроприводом, стандарты на методы
оценки технического состояния нефте- и
газоперекачивающих агрегатов, стандарты
на автоматизированные системы
управления и телемеханики. Предстоит
ужесточить в стандартах требования к
надежности оборудования и качеству труб
газотранспортной системы для увеличения
пропускной способности. Планируется
разработать стандарты, устанавливающие
требования к распределительным сетям из
полимерных и композитных материалов.
3.4.
Стандарты нефтегазопереработки
В сфере нефтегазопереработки разработка
стандартов будет направлена на
увеличение производства моторных и
реактивных топлив за счет развития
комплекса процессов глубокой
переработки нефти, разработку и создание
катализаторов нового поколения,
высокооктановых и кислородо-содержащих
добавок, а также повышение экологической
безопасности и уменьшение
энергоемкости.
Предстоит организовать разработку
стандартов на технологии и оборудование
для малотоннажного производства
синтетического жидкого топлива в местах
добычи попутных нефтяных газов, а также в
изолированных месторождениях
природного газа. Будут
стандартизированы техника и технологии
производства сжиженного природного
газа.
3.5.
Стандарты нефтегазового сервиса
Выполнение задач, определенных
Энергетической стратегией на период до
2030 года, потребует глубокой модернизации
применяемого в отрасли технологического
оборудования и повышения качества
нефтесервисных услуг по проектированию,
комплектации, строительству,
диагностике, испытаниям, техническому
обслуживанию и ремонту объектов
нефтегазовой отрасли. В этих целях
предстоит поэтапно разработать комплекс
национальных стандартов, учитывающих
наилучшие практики зарубежных
нефтесервисных компаний. В ближайшей
перспективе предполагается завершить
разработку гармонизированных
национальных стандартов,
устанавливающих требования к
сооружениям для бурения и ремонта
скважин, контролю, техническому
обслуживанию, ремонту и модернизации
подъемного оборудования, спусковому
инструменту, подъемным приспособлениям,
противовыбросовому инструменту,
оборудованию со стволовым проходом.
По мере накопления практического опыта
предполагается завершить работы по
формированию комплекса стандартов на
технику и технологии бурения и добычи
углеводородов на континентальном шельфе
арктических морей.
3.6.
Стандарты средств технологического
обеспечения
Приоритетной задачей является вывод
предприятий нефтегазового комплекса на
более высокий технологический уровень. В
целях содействия созданию
высокотехнологичных производств будет
продолжено формирование комплекса
национальных стандартов на нефтегазовое
оборудование, в том числе на
газоперекачивающее, буровое и
нефтегазопромысловое оборудование,
оборудование скважин, емкостное
оборудование, насосно-компрессорное
оборудование, установки для осушки газа,
трубопроводы, запорную и регулирующую
арматуру, фильтры,
контрольно-измерительные приборы,
газоиспользующее оборудование.
На первом этапе предполагается привести
типажи оборудования в соответствие с
новыми достижениями в данной области. На
последующих этапах будут установлены в
действующих и вновь разрабатываемых
стандартах повышенные требования к
характеристикам безопасности,
экологической и энергетической
эффективности технологического
оборудования.
9 Интеграция в международные и региональные системы стандартизации
Энергетическая стратегия России на
период до 2030 года ставит своей
глобальной целью сохранить и укрепить
позиции ведущего игрока на мировом рынке
углеводородов. Достижение этой цели
предполагает проведение модернизации
системы стандартов в НГК. Одним из её
условий является интеграция системы
стандартизации в нефтегазовом комплексе
в международные и региональные системы.
Это позволит использовать наилучшие
практики для повышения
конкурентоспособности и безопасности
техники и технологий НГК, снижения
технических барьеров и устранения
избыточного регулирования. Основными
задачами интеграции являются:
формирование ориентиров для
гармонизации национальных стандартов с
международными и региональными
стандартами;
определение этапов гармонизации для
поддержания фонда стандартов
нефтегазового комплекса на уровне
современных достижений науки, техники и
технологий;
координация действий участников системы
стандартизации.
Прежде всего предполагается привести
систему в соответствие с нормами ВТО. Для
чего следует активизировать участие
специалистов нефтегазового комплекса в
работе Международной организации по
стандартизации ИСО (ISO), оказывающей
существенное влияние на развитие
мировой торговли. Приходится признать,
что занимая одно из ведущих мест в
мировой системе оборота энергоресурсов,
активно участвуя в международном
сотрудничестве в этой сфере, Россия в
последние годы существенно утратила
свои позиции в технических комитетах
ИСО. Как следствие на внутреннем рынке
стали доминировать стандарты зарубежных
стран, обеспечивая тем самым
конкурентные преимущества иностранным
поставщикам и подрядчикам в реализации
проектов на территории России.
Полномочия представлять российские
интересы в технических комитетах ИСО
реализуются национальными ТК
неудовлетворительно. Механизмы такого
сотрудничества с ИСО/ТК развиты
неравномерно.
На первом этапе следует обеспечить
представительство нефтегазовых
компаний в технических комитетах ИСО,
определяющих политику в области
стандартизации на международном уровне.
Предполагается укрепить лидирующие
позиции в таких технических комитетах,
как ИСО/ТК 67 "Материалы, оборудование и
морские платформы для нефтяной,
нефтехимической и газовой
промышленности", ИСО/ТК 28
"Нефтепродукты и смазочные
материалы", ИСО/ТК 193 "Природный
газ".
Необходимо повысить эффективность
участия специалистов компаний в
деятельности рабочих групп,
разрабатывающих международные
стандарты. Предполагается усилить
лоббирование разработки таких
стандартов ИСО, которые отвечают
интересам НГК РФ. Это позволит снизить
риски для экономики предприятий и
создаст благоприятные условия для
повышения конкурентоспособности
продукции. Наряду с этим у предприятий
появится возможность трансфера своих
технологий на глобальный нефтегазовый
рынок.
Стратегической задачей является
поэтапное повышение уровня гармонизации
национальных и международных
стандартов, решение которой является
необходимым условием для продвижения
интересов НГК на глобальный рынок. На
завершающем этапе реализации Концепции
предполагается выйти на уровень
гармонизации, не уступающий по данному
показателю достижениям ведущих
энергетических стран. Достижение этой
цели будет зависеть от качества фонда
стандартов. Для обеспечения системного
подхода к формированию фонда
гармонизированных стандартов
предлагается провести комплекс НИР для
разработки критериев отбора
первоочередных стандартов ИСО и
разработки на их основе новых проектов,
обеспечивающих повышение
технологического уклада предприятий
нефтегазовой промышленности. Результаты
должны лечь в основу разработки
перспективной программы стандартизации
в нефтегазовом комплексе на период до 2020
года. В интересах отрасли предложить ИСО
программу разработки международных
стандартов, в которой должен найти
применение опыт корпоративной
стандартизации.
Наряду с участием России в деятельности
ИСО не менее важным вектором развития
системы стандартизации в нефтегазовом
комплексе является активное включение
её участников в процессы европейской
стандартизации. В ближайшем времени
следует ожидать более динамичного
сближения систем стандартизации России
и Европы. Именно на эти цели
ориентировано Соглашение о
сотрудничестве Росстандарта и
СЕН/СЕНЭЛЕК. Оно предполагает создание
системы стандартов для обеспечения
стабильности сложившегося торгового
баланса в отношениях России и ЕС. Как
известно, свыше четырех пятых объема
российской нефти экспортируется в
страны Европы, доля России на рынках
которой составляет около 30 процентов.
Основным направлением экспорта
российских нефтепродуктов также
является европейский рынок. В общем
объеме потребления газа в странах
зарубежной Европы на российский газ
приходится около 30 процентов. Обладая
уникальной газотранспортной системой,
Россия также играет важную роль в
обеспечении поставок
центрально-азиатского газа в Европу и
страны Содружества Независимых
Государств. Таким образом, предстоит
провести работы по гармонизации
стандартов и созданию благоприятных
условий для торговли товарами (услугами)
между Европой и Россией. Правовой и
методологической основой для этой
работы является упомянутое соглашение,
которым определены условия принятия
европейских стандартов (EN) в качестве
национальных стандартов РФ, а также
применения и распространения EN, участия
представителей сторон в работе
технических комитетов. Предполагается,
что на первом этапе в рамках системы
будут выявлены технические комитеты СЕН,
деятельность которых соответствует
целям развития НГК. Необходимо отметить,
что в Евросоюзе разработку стандартов
выполняют более 15 технических комитетов,
в их числе: CEN/TC 12 "Материалы,
оборудование и морские платформы для
нефтяной, нефтехимической и газовой
промышленности", CEN/TC 19 "Газовые и
жидкие топлива, смазочные материалы и
относящиеся к ним нефтепродукты
синтетического и биологического
происхождения", CEN/TC 234
"Инфраструктура газовой отрасли",
CEN/TC 326 "Подача газа в транспортных
средствах, работающих на природном
газе", CEN/TC 69 "Промышленная
трубопроводная арматура" и др.
Предстоит определить экспертов и
обеспечить их активное участие в работе
СЕН/ТК (CEN/TC).
Актуальной задачей является интеграция
в Межгосударственную систему
стандартизации (МГС). Этот процесс
направлен на содействие формированию
системы стандартов Единого
экономического пространства (ЕЭП).
Следует отметить, что в последние годы в
структуре разрабатываемых стандартов
доминировали национальные стандарты,
ориентированные на удовлетворение
внутреннего спроса. Однако сегодня
наметились определенные структурные
сдвиги. В частности, Концепций развития
национальной системы стандартизации РФ
на период до 2020 года (одобренной
Правительством РФ), в качестве
важнейшего приоритета определена
межгосударственная стандартизация. Во
многом это продиктовано интересами
Таможенного союза в создании
доказательной базы соответствия
требованиям технических регламентов. В
связи с изменением соотношения
приоритетов и динамикой развития
системы регулирования Таможенного союза
следует прогнозировать изменение
баланса в пользу разработки
межгосударственных стандартов. В этой
связи должны быть созданы необходимые
условия и сняты основные барьеры для
обеспечения ускоренного продвижения по
всем важнейшим направлениям
межгосударственной стандартизации. На
первом этапе предстоит завершить
формирование базовых
межгосударственных технических
комитетов (МТК), актуализировать
Программу разработки
межгосударственных стандартов на 2013-2015
годы и обеспечить реализацию её заданий.
В тоже время для исключения рисков
принятия межгосударственных стандартов,
устанавливающих требования к качеству
продукции (услугам) ниже достигнутых,
предстоит провести структурный анализ
фонда и определить стандарты, имеющие
перспективу разработки и актуализации
для решения проблем нефтегазовой
промышленности.
Набирающий темпы процесс глобализации
привел к созданию Таможенного союза.
Разработана система технического
регулирования, имеющая наднациональный
характер. Основой для формирования такой
системы стало Соглашение о проведении
согласованной политики в области
технического регулирования, санитарных
и фитосанитарных мер. На первом этапе
реализации настоящей Концепции
предстоит обеспечить содействие
процессу формирования единой системы
стандартов в области технического
регулирования. Как следует из
энергетической стратегии одним из
главных механизмов осуществления
государственной энергетической
политики является создание современной
системы технических регламентов и
стандартов. На сегодняшний день
разработан ряд технических регламентов,
устанавливающих требования
безопасности к продукции нефтегазового
комплекса и применяемому в нем
технологическому оборудованию.
Разработаны и проводятся публичные
обсуждения проекты технических
регламентов, устанавливающих требования
к сжиженным углеводородным газам для
использования их в качестве топлива и к
средствам измерений показателей нефти и
продуктов её переработки. В ближайшие
два года предстоит дополнительно
разработать технические регламенты с
требованиями к нефти и природному
горючему газу, подготовленным к
транспортированию и (или) использованию,
магистральным трубопроводам для
транспортирования жидких и газообразных
углеводородов, а также перечни
межгосударственных стандартов,
обеспечивающих соблюдение
установленных в них требований.
Планируется реализовать программы
разработки стандартов, утвержденные ЕЭК.
Основная задача системы - усилить
влияние её участников на разработку и
принятие технических регламентов и
поддерживающих их стандартов. Предстоит
обеспечить непрерывный мониторинг
перечней стандартов и подготовку
предложений по их актуализации.
Важную роль в процессе формирования
системы технических регламентов и
стандартов призван сыграть
совещательный орган по техническому
регулированию, сформированный из
представителей федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
нормативное правовое регулирование в
нефтегазовом комплексе, нефтегазовых
компаний, научно-исследовательских и
образовательных институтов, технических
комитетов по стандартизации и
общественных организаций стран-участниц
Таможенного союза.
В целом, интеграция в международные и
региональные стандартизации в условиях
ограниченных ресурсов предполагает
наличие четкой координации действий
участников системы. На первом этапе
необходимо будет осуществить
определенные институциональные
преобразования. Планируется упорядочить
структуру национальных и
межгосударственных технических
комитетов и провести оценку фонда
закрепленных за ними стандартов.
Постоянно действующему органу
управления системой предстоит
разработать и внедрить организационную
модель, адаптированную к целям
интеграции. Задача модели - обеспечить
оптимальное сочетание экономических
интересов компаний и участие их
экспертов в технических комитетах
международных и региональных
организаций по стандартизации
(ИСО/МГС/СЕН). Чтобы не допустить
распыления имеющихся ресурсов предстоит
в рамках системы синхронизировать
деятельность участников системы на всех
уровнях стандартизации (национальном,
региональном и международном).
Предстоит выявить сектора развития, в
которых должно быть обеспечена
опережающая стандартизации и
сформировать перспективную программу
разработки гармонизированных
стандартов с учетом перспективы
сотрудничества с ТК ИСО/МГС/СЕН. Особое
внимание предполагается уделить
мониторингу достижений на нефтегазовом
рынке и их реализации при разработке и
обновлении стандартов. С учетом прогноза
развития мирового и внутреннего рынков
углеводородов на первом этапе
потребуется ускорить разработку
стандартов, позволяющих обеспечить
условия для увеличения объёмов
производства и переработки природного
газа и газового конденсата, увеличения
глубины и повышения качества
переработки нефтепродуктов, увеличения
коэффициента извлекаемости нефти (КИН),
повышения энергоэффективности
технологических процессов;
использования природного газа в
качестве моторного топлива, развития
транспортной и производственной
инфраструктур, рационального
использования попутного нефтяного газа
(ПНГ). В дальнейшем предстоит обеспечить
поэтапное формирование комплекса
гармонизированных стандартов на
технологии и оборудование для освоения
месторождений на арктическом шельфе
Российской Федерации.
10 Влияние стандартизации на экономическое и социальное развитие нефтегазового комплекса
Реализация Концепции будет
способствовать переходу нефтегазового
комплекса России к инновационному
социально-ориентированному типу
экономики. Разрабатываемая в рамках
Концепции система стандартов обеспечит
содействие в достижении следующих целей
развития нефтегазового комплекса
России:
улучшения качества окружающей среды и
экологических условий жизни человека;
создания и развития конкурентных
рынков;
структурной диверсификации экономики
отрасли на основе инновационного
технологического развития, включающей
формирование интегрированной с высшим
образованием системы научных
исследований и технологий, создание
высокотехнологичных производств,
использование частно-государственного
партнерства и механизмов долгосрочного
инвестирования отечественных
компаний;
закрепление и расширение глобальных
конкурентных преимуществ нефтегазового
комплекса;
формирование крупных комплексов
международной нефтегазовой
инфраструктуры, в том числе
транспортной, применяющих инновационные
технологии;
расширение и укрепление
внешнеэкономических позиций России,
повышение эффективности ее участия в
мировом разделении труда,
обеспечивающих использование
возможностей глобализации для
привлечения в страну капиталов,
технологий и квалифицированных кадров,
формирование новых центров
социально-экономического развития,
опирающихся на развитие энергетической
и транспортной инфраструктуры, и
создание сети
территориально-производственных
кластеров, реализующих конкурентный
потенциал территорий.
В результате реализации Концепции
улучшатся макроэкономические
показатели нефтегазового комплекса.
Прогнозируется ежегодное увеличение
объема созданного в нефтегазовой
промышленности ВВП не менее чем на 1,5-2%,
увеличение производительности труда на
5-10%. Наряду с этим будут сокращены
издержки за счет оптимизации структуры
разрабатываемых стандартов и исключения
избыточности требований, а также
сокращения сроков разработки и
внедрения стандартов.
Интеграция Системы в международные и
европейские системы стандартизации
обеспечит поддержку экспортной политики
НГК, стратегической целью которой
является максимально эффективное
использование потенциала для
полноценного присутствия на мировом
энергетическом рынке. За счет сближения
систем стандартизации,
скоординированных действий
специалистов компаний и лоббирования
интересов комплекса в технических
комитетах ИСО/МГС/СЕН, формирования
технической политики, обеспечивающей
предсказуемость результатов
стандартизации, а также гармонизации
стандартов и принятия единых правил
оценки соответствия продукции получит
развитие практика взаимного долевого
участия российских и зарубежных
компаний во всей экономической цепочке -
от геологоразведки и добычи до доставки
энергоресурсов конечному потребителю.
Повысится уровень присутствия
российских нефтегазовых компаний на
зарубежных рынках. Улучшатся условия
доступа российских подрядчиков к
зарубежным тендерам на выполнение
крупных инвестиционных проектов. Будет
обеспечена международная кооперация в
реализации рисковых и сложных проектов в
России (в том числе шельфовых проектов в
арктических условиях). Возрастет доля
экспорта продукции и технологий, а также
услуг нефтесервисных компаний.
Важнейшей целью реализации Концепции
является содействие развитию
социального партнерства нефтегазового
бизнеса и общества. Предстоит внедрить
принятые технические регламенты
Таможенного союза и разработать новые.
Планируется развитие доказательной базы
соответствия продукции (технических
систем) требованиям технических
регламентов. Будет сформирован механизм,
обеспечивающий более активное участие
граждан в публичном обсуждении новых
технических регламентов и стандартов. В
целом это приведет к созданию безопасных
условий труда на предприятиях НГК,
снижению аварийности и травматизма.
Создание современной доказательной базы
соответствия продукции (процессов)
требованиям технических регламентов
позволит снизить уровень травматизма на
предприятиях отрасли не менее чем на
10-15%.
Таким образом, несмотря на
запланированное поэтапное сокращение
доли нефтегазового комплекса в валовом
внутреннем продукте, снижение
зависимости экономики от нефтяного и
газового сектора будет сопровождаться
качественным изменением роли
топливно-энергетического комплекса в
жизни страны. Помимо этого, российский
нефтегазовый комплекс будет в
значительной степени оказывать влияние
на социальную обстановку в стране,
поскольку уровень энергетического
комфорта и степень доступности
нефтегазовых ресурсов во многом будут
определять качество жизни российских
граждан.
11 Научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение реализации Концепции
Научно-техническое обеспечение
реализации настоящей Концепции должно
предусматривать разработку и
совершенствование методологии
обновления стандартов в соответствии с
требованиями Всемирной торговой
организации и Международной организации
по стандартизации ИСО,
гармонизированных с международными
стандартами с учетом положений
международно-признанных зарубежных
стандартов, а также принимая во внимание
опыт и особенности отечественной
стандартизации.
Информационное обеспечение реализации
настоящей Концепции должно
предусматривать:
информационную поддержку разработчиков
документов системы стандартизации в
нефтегазовом комплексе с использованием
баз данных Федерального информационного
фонда технических регламентов и
стандартов;
создание отраслевого информационного
фонда документов по стандартизации,
включающего стандарты организаций
нефтегазовой отрасли, русскоязычные
версии международных, региональных и
международно признанных стандартов на
промышленную продукцию, применяемую или
получаемую в нефтегазовом комплексе или
нефтегазовые работы (услуги) и иные
документы по стандартизации,
использование которых обеспечит
достижение поставленных в Концепции
целей;
обмен информацией в процессе выполнения
работ по стандартизации в нефтегазовом
комплексе между федеральными органами
исполнительной власти, нефтегазовыми
компаниями, научно-исследовательскими
организациями, обществами потребителей,
образовательными учреждениями, а также
доступ всех обозначенных лиц к
сформированному отраслевому
информационному фонду документов по
стандартизации;
применение современных информационных
технологий для достижения целей
настоящей Концепции, включая
использование CALS-технологий, принципа
каталогизации стандартов и др.;
формирование тематических тезаурусов,
терминологических словарей, содержащих
стандартизированные термины и
определения, применяемых в нефтегазовом
комплексе, в том числе на иностранных
языках;
пропаганда основ стандартизации в
средствах массовой информации.
Эффективное информационное обеспечение
реализации настоящей Концепции
предполагает комплексное
совершенствование функциональной,
информационной и технологической
структур действующих систем отраслевой
и корпоративной стандартизации, а также
последующее внедрение инновационных
технологических принципов и подходов.
Кадровое обеспечение реализации
настоящей Концепции должно
предусматривать:
совершенствование подготовки по
дисциплинам, связанным со
стандартизацией, в образовательных
учреждениях высшего и среднего
профессионального образования
инженерного и экономического профиля,
ориентированных на выпуск бакалавров,
специалистов или магистров по
соответствующим направлениям
подготовки;
развитие возможностей получения
дополнительного профессионального
образования по стандартизации для
обучающихся или выпускников учебных
заведений, ориентированных на выпуск
бакалавров, специалистов или магистров
для нефтегазового комплекса;
участие практикующих специалистов по
стандартизации в разработке компетенций
для федеральных государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования, а также
совершенствовании действующих
образовательных стандартов в сфере
подготовки бакалавров, специалистов и
магистров для нефтегазового комплекса;
создание программ профессиональной
переподготовки руководителей и
специалистов нефтегазовых компаний,
научно-исследовательских организаций,
обществ потребителей в области
стандартизации, в том числе
стандартизации в нефтегазовом
комплексе, а также разработка программ
повышения квалификации работников,
область деятельности которых охватывает
вопросы стандартизации в нефтегазовом
комплексе и в смежных отраслях
промышленности;
совершенствование системы подготовки
экспертов в сфере стандартизации в
нефтегазовом комплексе в рамках высшего
профессионального образования или
дополнительного профессионального
образования.
Подготовка высококвалифицированных
специалистов в области стандартизации в
нефтегазовом комплексе, а также
инженерного и экономического персонала,
владеющего вопросами стандартизации,
необходима для целей достижения
передового уровня стандартизации в
нефтегазовой отрасли, регионального и
международного взаимодействия
представителей отечественного
нефтегазового комплекса с зарубежными
научно-исследовательскими и
коммерческими организациями.
12 Направления реализации Концепции
Реализация Концепции будет
осуществляться поэтапно на основе
заданий программы стандартизации в
нефтегазовом комплексе и
синхронизирована с этапами выполнения
Энергетической стратегии России на
период до 2030 года и Комплексного
межведомственного плана мероприятий по
реализации Концепции развития
национальной системы стандартизации
Российской Федерации на период до 2020
года.
На первом этапе предстоит сформировать
программу стандартизации в нефтегазовом
комплексе на период до 2020 года. В рамках
программы планируется провести ряд
научно-исследовательских работ по
изучению отечественной и зарубежной
практики стандартизации в нефтегазовом
комплексе и в смежных отраслях
промышленности. По результатам
исследований будут подготовлены
рекомендации по установлению в
стандартах современных и перспективных
требований к качеству продукции
нефтегазового комплекса и продукции
смежных отраслей промышленности
(машиностроения, металлургии,
электротехнической и химической
промышленности). Предстоит обеспечить
участие специалистов нефтегазового
комплекса в деятельности профильных
технических комитетов ИСО/МГС/СЕН.
На следующем этапе предусмотрено
разработать комплекс первоочередных
стандартов по таким важнейшим
приоритетным направлениям, как: техника
и технологии для шельфовых проектов;
транспорт углеводородов по
магистральным трубопроводам;
переработка нефти; развитие
нефтегазового сервиса; использование
природного газа в качестве моторного
топлива; утилизация попутного нефтяного
газа. Планируется завершить
формирование доказательной базы
соответствия продукции требованиям
технических регламентов Таможенного
союза.
На завершающем этапе планируется
завершить формирование системы
перспективных стандартов на продукцию
(работы, услуги) нефтегазового комплекса.
При этом уровень гармонизации
национальных и международных стандартов
составит не менее 65%. За счет ежегодного
обновления действующего фонда
стандартов не менее чем на 10% будет
обеспечено поддержание стандартов на
современном уровне развития науки и
техники.
Координацию работ по реализации
Концепции будет осуществлять
Министерство энергетики Российской
Федерации при участии постоянно
действующего органа управления системой
стандартизации в нефтегазовом
комплексе.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
Единый
портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов и
результатах
их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 04.02.2014
Ссылается на
- О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О континентальном шельфе Российской Федерации (с изменениями на 19 октября 2023 года)
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О газоснабжении в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 13 июня 2023 года)
- Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (с изменениями на 14 декабря 2018 года)
- О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (с изменениями на 22 апреля 2024 года)