Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июля 2013 года N 11557-СН/10


[О проекте технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий"]


Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело замечания Минэкономразвития России по проекту технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (далее - ТР ТС) и комплекту документов к нему, изложенные в письме от 30 мая 2013 года N 10665-ОФ/Д26и и в приложенном к нему письме от 15 апреля 2013 года N 7332-04/Д26и, и отмечает следующее.

В результате проведенной в течение 2011-2012 годов совместной работы по согласованию текста ТР ТС, письмом Минэкономразвития России от 21 января 2013 года N 685-ЛА/Д10п в ЕЭК была представлена позиция Российской Стороны по проекту ТР ТС, разосланному на внутригосударственное согласование письмом ЕЭК от 17 августа 2012 года N ЕЭК/6-2951.

Предложения Российской Стороны, Белорусской Стороны и Казахстанской Стороны были рассмотрены на совещании в ЕЭК представителями соответствующих органов Сторон с участием представителя Минэкономразвития России. По результатам обсуждения и в соответствии с принятыми на совещаниях в ЕЭК 20-21 февраля и 4 марта 2013 года решениями, Минрегионом России была подготовлена и 22 марта с.г. представлена в Минэкономразвития России, Минпромторг России и в ЕЭК уточненная редакция проекта ТР ТС, которая учитывала замечания и предложения, изложенные в указанном выше письме Минэкономразвития России и частично - предложения других государств, которые практически не ущемляют интересов Российской Стороны.

Конкретно по изложенным в письме от 15 апреля 2013 года N 7332-ОФ/Д26и замечаниям и предложениям Минрегион России сообщает следующее.

1. По проекту технического регламента.

1.1. Предложения о необходимости привести в проекте ТР ТС определение понятия "временные здания и сооружения" высказано Минэкономразвития России впервые. Ранее при обсуждении проекта этот вопрос не поднимался.

Понятие "временные здания и сооружения" действительно не раскрывается в проекте ТР ТС, поскольку относится скорее к области организации и экономики строительства, чем к техническим вопросам обеспечения безопасности. Из протокола от 10 августа 2012 года N ДК-П9-133пр также не следует, что определение понятия "временные здания и сооружения" должно быть приведено в проекте ТР ТС.

На самом деле безопасность, в частности жизни и здоровья людей, должна быть обеспечена при строительстве и эксплуатации любых, в том числе временных, зданий и сооружений, независимо от того, каким могло бы быть определение понятия "временные". Поэтому Минрегион России считает более правильным исключить из статьи 1 проекта ТР ТС пункт 4.3, содержащий положение о том, что ТР ТС на временные здания и сооружения не распространяется. Такого рода положение отсутствует в национальных технических регламентах Российской Федерации (N 384-ФЗ и N 123-ФЗ), а содержится в виде конкретных перечислений сооружений без определения термина "временные" только в техническом регламенте Республики Беларусь (ТР 2009/013/BY). В ТР ТС 014/211 "Безопасность автомобильных дорог" также сказано, что регламент не распространяется на дороги, "предназначенных для временного использования". Но и в этом регламенте нет определения понятия "временных" дорог.

В соответствии с принятой методикой разработки технических регламентов Таможенного союза, требования настоящего ТР ТС к зданиям и сооружениям носят достаточно общий характер и вполне могут быть распространены на временные здания и сооружения. При этом количественные значения показателей, обеспечивающих выполнение требований ТР ТС на уровне, необходимом для этих, как и других видов сооружений, устанавливаются в нормативных документах, применением которых предусматривается обеспечивать соблюдение требований регламента.

1.2. Часть 1 статьи 3 проекта ТР ТС перед словами "требованиям к существенным характеристикам" действительно следует дополнить словами "в том числе", как это предлагается в письме Минэкономразвития России. Так и было в исходном варианте ТР ТС, представленном в ЕЭК.

1.3. Применение указанных в статье 12 нормативных документов, естественно, должно осуществляться в соответствии с указаниями этой статьи. Тем не менее, в первый и шестой абзацы части 3 статьи 8 Министерство согласно внести предлагаемые Минэкономразвития России уточнения о том, "что предусмотренные в статье 12 проекта технического регламента нормативные документы применяются в соответствии с данной статьей".

1.4. Указанное в замечаниях Минэкономразвития слово "наименование" в части 3 статьи 10 проекта ТР ТС действительно необходимо исключить.

Эта неточность допущена при редактировании проекта ТР ТС в аппарате ЕЭК.

1.5. Абзац пятый части 13 статьи 11 проекта ТР ТС в части информации о данных по энергетической эффективности, которые приводятся в паспорте здания, Министерство считает возможным уточнить в соответствии с ранее согласованной редакцией, хотя последняя (сокращенная) формулировка этого абзаца, которая впервые появилась в редакции проекта ТР ТС, представленной в письме ЕЭК/6-2951 от 17 августа 2012 года, до сих пор не вызывала возражений Минэкономразвития России.

1.6. В части 7 статьи 12 проекта ТР ТС, касающейся вопросов разработки, согласования и применения СТУ слово "законодательством" действительно целесообразно заменить словами "нормативными правовыми актами". Следует отметить, что в ранее представленных в ЕЭК вариантах редакции проекта ТР ТС ссылок на национальное законодательство в этой части не было.

1.7. Часть 3 статьи 13 проекта ТР ТС (абзац 1) в проект ТР ТС служит именно для того, чтобы конкретно указать, что оценка соответствия строительных материалов и изделий техническому регламенту, как и указывается в письме Минэкономразвития России, действительно должна осуществляться с использованием стандартов, поскольку технический регламент не содержит конкретных требований к материалам и изделиям, подлежащих непосредственному контролю. Стандарты применяются исключительно на добровольной основе, о чём сказано в статье 12 проекта ТР ТС, специально посвященной вопросам применения стандартов и других нормативных документов, и при обсуждении проекта ТР ТС в конце 2012 года и в 2013 году не высказывалось замечаний о несоответствии части 3 статьи 13 положениям статьи 12 ТР ТС. Тем не менее, Минрегион России считает возможным дополнить часть 3 статьи 13 указаниями об оценке соответствия материалов и изделий требованиям технического регламента и о том, что используемые для оценки документы применяются в соответствии со статьей 12.

1.8. Действительно, в ЕЭК в установленном порядке была представлена позиция Российской Стороны, предусматривающая по предложению Минрегиона России исключение из проекта ТР ТС приложения 3, так как в редакции белорусской Стороны оно накладывает излишние ограничения на изготовителей продукции в части возможности применения схем декларирования с использованием собственных доказательств (схемы 1д и 2д). Как известно, это предложение встретило возражения белорусской Стороны, в т.ч. на совещании в аппарате ЕЭК в феврале 2013 года по рассмотрению позиций Сторон по проекту ТР ТС, в работе которого принимали участие и представители Минэкономразвития России. Белорусская Сторона и дальше настаивала на включении в проект ТР ТС приложения 3 в подготовленной ею редакции, несмотря на то, что российской Стороной были представлены все необходимые разъяснения.

В связи с этим и в соответствии с принятым на указанном совещании решением, Минрегионом России бы подготовлен и представлен в составе проекта ТР ТС вариант приложения 3, который отчасти учитывает пожелания белорусской Стороны и в то же время отражает существующее в настоящее время положение в Российской Федерации, а также требования документов Таможенного союза, в части обязательного подтверждения соответствия строительных материалов и изделий.

Обязательное подтверждение соответствия с участием аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий существует не только в области пожарной безопасности, как это указано в письме Минэкономразвития России. Имеются также требования по обязательной оценке соответствия строительных материалов и изделий в области санитарно-гигиенической безопасности, включая радиационную безопасность. Требования в этой области с указанием номенклатуры продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299. В Таможенном союзе действует также Единый перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Предложенный Минрегионом России вариант приложения 3 к ТР ТС практически полностью основан на уже принятых и действующих в Российской Федерации и в Таможенном союзе решениях по подтверждению соответствия и надзору за соблюдением требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Все содержащиеся в предложенном Минрегионом России варианте приложения 3 ограничения по применению схем декларирования 1д и 2д фактически действуют и сегодня в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и документами Таможенного союза. Даже в случае исключения предложенного приложения 3 из проекта ТР ТС, предприятия все равно будут, как это давно имеет место, проводить испытания своей продукции по показателям пожарной и санитарной безопасности в специализированных аккредитованных лабораториях, так как сами они не обладают соответствующими техническими возможностями.

Дополнительные ограничения по применению собственных доказательств введены в предложенный вариант только в отношении декларирования соответствия ответственных предварительно напряженных железобетонных изделий, которые всегда испытывались в соответствии с требованиями стандартов с привлечением специализированных научных организаций, а также для цемента (по предложениям производственных объединений цементной промышленности Российской Федерации, а затем - Правительства Белоруссии, считающих недостаточным существующий контроль качества цемента, поступающего из Китая и др. государств). При этом, по ряду позиций в предлагаемом Минрегионом России приложении 3 к проекту ТР ТС не предусматриваются существовавшие ранее требования по обязательному подтверждению соответствия с участием аккредитованных организаций (окна и двери, песок природный, щебень из плотных пород и т.д.).

Таким образом, включение в проект ТР ТС приложения 3 в редакции, предложенной Минрегионом России, не повлечет за собой роста затрат производителей строительных материалов и изделий на проведение их испытаний в аккредитованных лабораториях. Минрегион России не отказывается от ранее внесенного предложения об исключении из проекта ТР ТС приложения 3, но считает, что в данной ситуации имеющихся по данному вопросу разногласий с Белорусской Стороной целесообразно сохранить приложение 3, не расширяя номенклатуры строительных материалов и изделий, подлежащих испытаниям в аккредитованных лабораториях.

1.* По перечню нормативных документов, применением которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Минрегион России разделяет мнение Минэкономразвития о том, что в настоящее время разработка указанного перечня необоснована. Представляемые по требованию аппарата ЕЭК проекты перечней носили предварительный характер и рассматривались лишь как сводная информация о действующих в государствах Таможенного союза документах. До подписания Протокола о внесении изменений в Соглашение от 18 ноября 2010 года преждевременна разработка всех перечней, включая перечни документов, носящих добровольный характер.

Целесообразно представить проект ТР ТС для дальнейшего рассмотрения в ЕЭК с комплектом документов в составе, установленном приложением 4 к утвержденному Порядку разработки, согласования и утверждения технических регламентов Таможенного союза (без перечней).

Что касается утверждаемого Советом ЕЭК Порядка разработки и утверждения перечня обязательных документов, то при соответствующем поручении проект Порядка будет представлен для рассмотрения в Минэкономразвития России в кратчайшие сроки. В проекте ТР ТС действительно не раскрыты вопросы включения в перечни и применения при проектирования и строительстве национальных нормативных документов разных государств в случае отсутствия единых межгосударственных норм. Вопросы эти касаются не только обязательных документов, но и применяемых на добровольной основе сводов правил и стандартов. Но они не раскрыты и в известных нам уже утвержденных регламентах Таможенного союза. Для стандартов эти вопросы, хотя и недостаточно ясно, определены Положением о порядке разработки Перечней утвержденным Коллегией ЕЭК 25 декабря 2012 года N 306. Для строительных норм и сводов правил все необходимые положения также могут быть установлены в Порядке разработки и утверждения перечней документов по строительству, о котором сказано выше и (или) непосредственно в перечнях. Поскольку речь идет о временном периоде до разработки единых межгосударственных строительных норм, то для различных групп однородных зданий и сооружений могут предусматриваться различные варианты.

Высказанные в письме Минэкономразвития России другие замечания по содержательной части перечня будут в возможной мере учтены при его подготовке для представления на согласование и утверждение.

3. По проекту решения Коллегии ЕЭК о некоторых вопросах реализации ТР ТС.

Проект решения составлен по аналогии с ранее принятыми Коллегией ЕЭК решениями о реализации технических регламентов Таможенного союза и рассылался в приложении в проекту ТР ТС практически в том виде, каким он был рекомендован аппаратом ЕЭК. По мнению Минрегиона России не только пункт 1.1 проекта решения Коллегии ЕЭК, но и весь проект нуждается в доработке.

Во-первых, на самом деле пункт 1.1, как и пункты 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5, действительно необходимо отнести исключительно к строительным материалам и изделиям, не касаясь зданий и сооружений. По вопросам оценки соответствия зданий и сооружений не требуется принимать решений, подобных изложенным в пункте 1.1.

Во-вторых, пункты 1.1 и 1.2 за исключением перечислений видов обязательных актов, практически повторяют друг друга, что затрудняет понимание текста и фактически не нужно.

В третьих, по всему разделу говорится о соответствии несуществующим обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами и законодательством в отношении строительных материалов и изделий. На самом деле требования к строительным материалам и изделиям, соответствие которым подтверждается, в том числе и в обязательном порядке, установлены в стандартах, предназначенных для добровольного применения.

С учетом изложенного, пункты 1.1 и 1.2 проекта Решения необходимо объединить и уточнить редакцию. Связанные друг с другом пункты 1.3 и 1.5 следует исключить, а пункт 1.4 - отредактировать, сохранив в нем ответ на замечания Минэкономразвития России по вопросам выпуска строительных материалов и изделий, не подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Учитывая замечания Минэкономразвития России, а также и высказанное выше мнение Минрегиона России о преждевременности представления на утверждение перечней нормативных документов, применением которых предусматривается соблюдение требований ТР ТС, необходимо также переработать раздел 2 проекта Решения, предусмотрев поручение о разработке и представлении для утверждения Советом проекта Порядка разработки и утверждения Перечня обязательных строительных норм, а также поручение о разработке и представлении на утверждение всего комплекта перечней. Пункт 2.1 в этой связи необходимо отредактировать, а пункт 2.2 исключить.

Заключение.

В соответствии с изложенным выше и в целях реализации замечаний Минэкономразвития России по проекту ТР ТС, Минрегион России внес необходимые поправки в текст ТР ТС, и представляет уточненный проект ТР ТС и переработанный проект решения Коллегии ЕЭК о порядке введения ТР ТС в действие. Остальные документы, необходимые в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 4 к порядку разработки технических регламентов Таможенного союза, представлены ранее с письмом от 22 марта 2013 года N 3015-ВТ/10.

При этом необходимо иметь в виду, что по разосланному в марте 2013 года проекту ТР ТС Минрегионом России были получены замечания от аппарата ЕЭК, большей частью редакционного характера, но в содержательной части, в основном, разделяющие позиции Белорусской Стороны. Сводка замечаний аппарата ЕЭК с заключениями разработчиков была представлена в Минэкономразвития письмом Минрегиона России от 8 мая 2013 года N 8469-СД/10.

Кроме того Минрегионом России по поручению подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (Протокол N 1 от 26.03.2013) проект ТР ТС был направлен для дополнительного рассмотрения в РСПП. Отдельные редакционные замечания РСПП также учтены в представляемом проекте ТР ТС.

Минрегион России просит Минэкономразвития России ускорить согласование от имени Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение ТС от 18 октября 2010 года в соответствии с письмом Минрегиона России от 26 июня 2013 года N 11039-СД/10, а также рассмотреть проект ТР ТС, согласовать его и представить в ЕЭК для утверждения в установленном порядке.

Приложения: 1. Уточненный проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий.*

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Переработанный проект решения Коллегии ЕЭК о некоторых вопросах реализации технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий".*

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

С.М.Дарькин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ