Внимание! Документ недействующий.
Вносится Правительством
Российской Федерации
297822-6
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 июня 2008
года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства
измерений" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021; 2011, N 30,
ст.4590; N 49, ст.7025; 2012, N 31, ст.4322) следующие
изменения:
1) в
части 3 статьи 1:
а)
абзац первый после слова
"обязательные" дополнить словом
"метрологические";
б)
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) осуществлении деятельности в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечения пожарной
безопасности, безопасности людей на
водных объектах;";
в) в
пункте 7 слова "и товарообменных
операций" исключить;
г)
пункт 8 дополнить словами "и учете
количества энергетических
ресурсов";
д)
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) оказании услуг электросвязи и услуг
почтовой связи, а также при эксплуатации
сети связи общего пользования;";
е)
пункт 12 дополнить словами ",
мониторинга окружающей среды, ее
загрязнения;";
ж)
пункты 13 и 14 изложить в следующей
редакции:
"13) проведении банковских, налоговых,
таможенных операций и таможенного
контроля;
14)
выполнении работ по оценке соответствия
продукции и иных объектов в соответствии
с законодательством Российской
Федерации в сфере технического
регулирования;";
з)
дополнить пунктом 19 следующего
содержания:
"19) обеспечении безопасности
дорожного движения.";
2) в
статье 2:
а)
пункт 3 после слов "в систематической
проверке соблюдения установленных
законодательством Российской
Федерации" дополнить словами "об
обеспечении единства измерений";
б)
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12) метрологическая служба -
юридическое лицо или подразделение
юридического лица либо объединение
юридических лиц, работники юридического
лица, либо индивидуальный
предприниматель, или подведомственные
организации федерального органа
исполнительной власти, его
подразделения, должностные лица,
выполняющие работы и (или) оказывающие
услуги по обеспечению единства
измерений и действующие на основании
положения о метрологической
службе;";
в)
дополнить пунктом 15_1 следующего
содержания:
"15_1) первичная референтная методика
(метод) измерений - референтная методика
(метод) измерений, позволяющая получать
результаты измерений без их
прослеживаемости. Первичная референтная
методика (метод) измерений, находящаяся в
федеральной собственности, является
государственной первичной референтной
методикой (методом) измерений;";
г)
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) передача единицы величины -
приведение единицы величины, хранимой
эталоном единицы величины или средством
измерений, к единице величины,
воспроизводимой или хранимой эталоном
данной единицы величины или стандартным
образцом, имеющим более высокие
показатели точности;";
д)
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18) прослеживаемость - свойство
эталона единицы величины, средства
измерений или результата измерений,
заключающееся в документально
подтвержденном установлении их связи с
государственным первичным эталоном или
национальным первичным эталоном
иностранного государства
соответствующей единицы величины
посредством сличения эталонов единиц
величин, поверки, калибровки средств
измерений;";
е)
дополнить пунктом 19_1 следующего
содержания:
"19_1) референтная методика (метод)
измерений - аттестованная методика
(метод) измерений, используемая для
оценки правильности результатов
измерений, полученных с использованием
других методик (методов) измерений одних
и тех же величин;";
ж)
дополнить пунктом 28_1 следующего
содержания:
"28_1) шкала величины (шкала измерений) -
упорядоченный набор значений
величины;";
3) в
статье 5:
а)
часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Аттестацию методик (методов)
измерений, относящихся к сфере
государственного регулирования,
проводят юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
аккредитованные в установленном порядке
на проведение аттестации методик
(методов) измерений.";
б)
часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие
нормативно-правовое регулирование в
областях деятельности, указанных в
пунктах 1-5, 7-13, 18 части 3 и в части 4 статьи 1
настоящего Федерального закона, по
согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в области обеспечения
единства измерений, определяют
измерения, относящиеся к сфере
государственного регулирования
обеспечения единства измерений, и
устанавливают к ним обязательные
метрологические требования, в том числе
показатели точности измерений. При
установлении обязательных
метрологических требований могут
использоваться результаты измерений,
полученные с применением референтных
методик (методов) измерений, а также
первичных референтных методик (методов)
измерений.";
в)
дополнить частью 5_1 следующего
содержания:
"5_1. Первичная референтная методика
(метод) измерений и референтная методика
(метод) измерений утверждаются
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в
области обеспечения единства
измерений.";
4)
статью 7 дополнить частью 7_1 следующего
содержания:
"7_1. Конструкция эталонов единиц
величин должна обеспечивать ограничение
доступа к определенным частям эталонов
единиц величин (включая программное
обеспечение) в целях предотвращения
несанкционированной настройки и
вмешательства, которые могут привести к
искажению воспроизведения, хранения и
передачи единицы величины (шкалы
величины).";
5)
статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Технические системы и устройства с измерительными функциями
1.
Обязательные требования к техническим
системам и устройствам с измерительными
функциями, а также формы оценки их
соответствия указанным требованиям
устанавливаются законодательством
Российской Федерации о техническом
регулировании.
2.
Порядок отнесения технических средств к
техническим системам и устройствам с
измерительными функциями
устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в области обеспечения
единства измерений.
3.
Обеспечение единства измерений при
разработке, производстве и эксплуатации
технических систем и устройств с
измерительными функциями
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации
об обеспечении единства измерений.";
6) в
статье 12:
а)
третье предложение части 4 после слов
"он наносится" дополнить словом
"только";
б) в
части 5 слова "в области обеспечения
единства измерений" заменить словами
"на выполнение испытаний в целях
утверждения типа";
в)
часть 7 дополнить предложением
следующего содержания: "Форма
свидетельств об утверждении типа
стандартных образцов или типа средств
измерений утверждается федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
области обеспечения единства
измерений.";
7) в
статье 13:
а) в
части 2 слова "в области обеспечения
единства измерений" заменить словами
"на проведение поверки средств
измерений";
б)
части 4:
в первом предложении слова "и (или)
свидетельством о поверке" заменить
словами "или записью в паспорте
(формуляре) средства измерений,
заверяемой подписью поверителя и знаком
поверки";
третье предложение дополнить словами
"или в паспорт (формуляр).";
8) в
статье 14:
а)
второе предложение части 1 после слова
"рассматриваются" дополнить
словами "подготавливающими и";
б) в
части 2:
в первом предложении слово
"продукции," исключить;
во втором предложении слова "в области
обеспечения единства измерений"
заменить словами "на выполнение
обязательной метрологической
экспертизы";
9) в
статье 17:
а)
пункт 4 части 3 признать утратившим
силу;
б) в
части 4:
в пункте 1 слова "на территорию
Российской Федерации и" заменить
словами "на территорию Российской
Федерации,";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) запрещать применение эталонов
единиц величин, не удовлетворяющих
установленным обязательным требованиям,
стандартных образцов и средств
измерений неутвержденных типов, а также
неповеренных средств измерений или
средств измерений, не соответствующих
установленным обязательным требованиям,
при выполнении измерений, относящихся к
сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений;";
в пункте 3:
после слов "наносить на средства
измерений" дополнить словами "и
эталоны единиц величин", после слов
"когда средство измерений"
дополнить словами "и эталон единиц
величин";
слова "не соответствует" заменить
словами "не соответствуют";
в)
часть 5 после слов "форма знака
непригодности" дополнить словами
"эталонов единиц величин,";
10)
часть 1 статьи 20 после слов "сведения о
государственных эталонах единиц
величин," дополнить словами
"применяемых в сфере государственного
регулирования обеспечения единства
измерений,";
11) в
статье 21:
а) в
пункте 4 части 1 слова "в том числе"
заменить словами "а также";
б)
часть 6 изложить в следующей редакции:
"6. Государственные региональные
центры метрологии создаются в форме
федеральных бюджетных учреждений или
федеральных автономных учреждений для
выполнения работ и (или) оказания услуг в
целях обеспечения реализации полномочий
федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по
оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в
области обеспечения единства измерений,
на территории Российской
Федерации.";
в)
дополнить частью 6_1 следующего
содержания:
"6_1. Основными задачами
государственных региональных центров
метрологии являются:
1)
совершенствование, содержание и
применение государственных эталонов
единиц величин, используемых для
обеспечения прослеживаемости;
2)
участие в предоставлении
государственных услуг по обеспечению
единства измерений в соответствии с
областью аккредитации;
3)
проведение поверки средств измерений,
входящих в перечень средств измерений,
поверка которых осуществляется только
аккредитованными в области обеспечения
единства измерений государственными
региональными центрами метрологии, а
также других средств измерений в
соответствии с установленной областью
аккредитации;
4)
передача единиц величин от
государственных эталонов единиц
величин.";
12)
статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Метрологические службы
1.
Федеральные органы исполнительной
власти и государственные корпорации,
осуществляющие функции в областях
деятельности, указанных в частях 3 и 4
статьи 1 настоящего Федерального закона,
создают в установленном порядке
метрологические службы в целях
организации деятельности по обеспечению
единства измерений в пределах своей
компетенции.
2. Права
и обязанности метрологических служб
федеральных органов исполнительной
власти и государственных корпораций,
указанных в части 1 настоящей статьи,
порядок организации и координации их
деятельности определяются положениями о
метрологических службах, утверждаемыми
руководителями этих федеральных органов
исполнительной власти и государственных
корпораций, создавших метрологические
службы, по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
области обеспечения единства
измерений.
3.
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие
деятельность в областях, указанных в
частях 3 и 4 статьи 1 настоящего
Федерального закона, могут создавать
метрологические службы в добровольном
порядке. Федеральными законами может
быть установлена обязательность
создания метрологических служб.
4. Права
и обязанности метрологических служб
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, указанных в части 3
настоящей статьи, порядок организации и
координации их деятельности
определяются положениями о
метрологических службах, утверждаемыми
руководителями этих юридических лиц или
индивидуальными
предпринимателями.";
13)
пункт 1 статьи 25 дополнить словами ", а
также разработку и совершенствование
государственных первичных референтных
методик (методов) измерений";
14)
статью 26 дополнить частью 3 следующего
содержания:
"3. Государственные региональные
центры метрологии в пределах
установленного государственного
задания оказывают государственные
услуги и (или) выполняют работы в области
обеспечения единства измерений для
граждан и юридических лиц за плату по
регулируемым ценам в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации, и на одинаковых
при оказании одних и тех же услуг
условиях.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу по истечении ста восьмидесяти дней
после дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Проект федерального закона "О
внесении изменений в Федеральный закон
"Об обеспечении единства измерений"
подготовлен Минпромторгом России с
учетом результатов правоприменительной
практики Федерального закона "Об
обеспечении единства измерений"
(далее - Федеральный закон), принятого в
2008 году.
Проектом федерального закона (пункт 1)
предусматривается отнести к сфере
государственного регулирования
обеспечения единства измерений,
определенной Федеральным законом,
измерения, выполняемые при
осуществлении деятельности в области
гражданской обороны, обеспечения
пожарной безопасности, безопасности
людей на водных объектах, а также при
учете количества энергетических
ресурсов, эксплуатации сети связи общего
пользования, мониторинге окружающей
среды и ее загрязнения, таможенном
контроле и обеспечении безопасности
дорожного движения.
Данные изменения обусловлены
необходимостью повышения объективности
и достоверности результатов измерений,
которые непосредственно влияют на
достижение целей, определенных
Федеральным законом. Ряд изменений
вызван необходимостью учета положений
таможенного законодательства
Российской Федерации, законодательства
в области связи и гидрометеорологии.
Из сферы государственного регулирования
обеспечения единства измерений
предлагается исключить
"товарообменные операции" как не
относящиеся к предмету регулирования
Федерального закона.
Проектом федерального закона (пункт 2)
предлагается ввести новые понятия
("первичная референтная методика
(метод) измерений", "референтная
методика (метод) измерений" и "шкала
величины (шкала измерений)"), которые
являются важными элементами системы
обеспечения единства измерений, однако в
Федеральном законе не содержатся.
Уточняется также ряд других понятий
Федерального закона. Предложенные
определения гармонизированы с
международными определениями.
Проектом федерального закона
устанавливаются требования, связанные с
утверждением и применением референтных
методик (методов) измерений.
В целях предотвращения
несанкционированной настройки эталонов
единиц величин, которая может привести к
искажению воспроизведения, хранения и
передачи единицы величины, проектом
федерального закона (пункт 4)
предлагается установить, что
конструкция таких эталонов должна
обеспечивать ограничение доступа к
определенным частям эталонов единиц
величин (включая программное
обеспечение).
Проектом федерального закона (пункт 5)
предлагается уточнить положения
Федерального закона, касающиеся
установления обязательных требований к
техническим системам и устройствам с
измерительными функциями, их разработке,
производству и эксплуатации, а также
обязанностей должностного лица,
осуществляющего федеральный
государственный метрологический надзор,
в части запрета применения эталонов
единиц величин, не удовлетворяющих
установленным обязательным требованиям
(пункт 9).
Проектом федерального закона уточняются
положения Федерального закона,
связанные с деятельностью
государственных региональных центров
метрологии (пункт 11), в том числе
определяется их организационно-правовая
форма, уточняются их основные задачи,
порядок оплаты работ (услуг) в области
обеспечения единства измерений,
проводимых в пределах установленного
государственного задания (пункт 14). В
настоящее время в ведении Росстандарта
находится 86 государственных
региональных центров метрологии,
имеющих организационно-правовую форму
федеральных учреждений, которые с июня
2011 года переведены в статус федеральных
бюджетных учреждений.
Государственные региональные центры
метрологии осуществляют работы и
оказывают государственные услуги на
платной основе по регулируемым ценам.
Работы (услуги) в рамках
государственного задания
вышеназванными учреждениями будут
выполняться за плату и на одинаковых при
оказании одних и тех же услуг условиях (в
соответствии с Федеральным законом "О
некоммерческих организациях").
Финансовое обеспечение (субсидия)
выполнения государственного задания по
оказанию государственных услуг (работ)
государственными региональными
центрами метрологии будет
осуществляться за счет средств,
планируемых к поступлению от
потребителей указанных услуг (работ) (в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 2
сентября 2010 года N 671 "О порядке
формирования государственного задания в
отношении федеральных государственных
учреждений и финансового обеспечения
выполнения государственного
задания").
Проектом федерального закона (пункт 12)
предусматривается создание
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими
деятельность в сфере регулирования
Федерального закона, метрологических
служб в добровольном порядке. Вместе с
тем, в целях реализации решения,
принятого на заседании Правительства
Российской Федерации 14 апреля 2011 года
(пункт 7 раздела II протокола N 12), проектом
федерального закона предусматривается,
что федеральными законами может быть
установлена обязательность создания
метрологических служб указанными
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями.
Проектом федерального закона (пункт 13)
предусматривается установить, что
расходы на разработку и
совершенствование государственных
первичных референтных методик (методов)
измерений финансируются за счет средств
федерального бюджета. Финансирование
данных мероприятий планируется
осуществлять за счет перераспределения
бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете Росстандарту на
финансирование мероприятий в области
технического регулирования и
обеспечения единства измерений.
Проектом федерального закона
предусматривается утверждение
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
области обеспечения единства измерений,
порядка отнесения технических средств к
техническим системам и устройствам с
измерительными функциями, а также
утверждение формы свидетельства об
утверждении типа стандартных образцов
или типа средств измерений.
Реализация федерального закона не
повлечет дополнительных расходов,
покрываемых за счет средств
федерального бюджета.
Проект федерального закона не меняет
общую концепцию Федерального закона.
Предусмотренные проектом федерального
закона изменения будут способствовать
повышению эффективности реализации
правовых норм в области обеспечения
единства измерений, направленных на
защиту прав и законных интересов
граждан, общества и государства от
отрицательных последствий
недостоверных результатов измерений,
обеспечение потребности граждан,
общества и государства в получении
объективных, достоверных и сопоставимых
результатов измерений, используемых в
целях защиты жизни и здоровья граждан,
охраны окружающей среды, животного и
растительного мира, обеспечения обороны
и безопасности государства.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 07.10.2013
Ссылается на