ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 19 июня 2013 года N 01/6931-13-32
О мерах по совершенствованию
обеспечения качества и безопасности
молока и молочной продукции в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и защиты прав
потребителей
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, проанализировав ситуацию,
касающуюся эффективности федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и
федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей за
качеством и безопасностью молока и
молочной продукции, отмечает.
Для поддержания нормального
функционирования организма рацион
взрослого человека должен включать 25%
молока и молочных продуктов, детей и
подростков - 50%, детей до года - около 100%.
С учетом этого Федеральным законом от
03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской
корзине в целом по Российской
Федерации" предусмотрено увеличение
объема потребления в среднем на одного
человека молока и молочных продуктов в
пересчете на молоко для трудоспособного
населения - 290 кг, пенсионеров - 257,8 кг,
детей - 360,7 кг.
Согласно Рекомендациям по рациональным
нормам потребления пищевых продуктов,
отвечающим современным требованиям
здорового питания, утвержденным
приказом Минздравсоцразвития России от
02.08.2010 N 593н, нормы потребления молока и
молочных продуктов должны составлять
320-340 кг на 1 человека в год.
Вместе с тем, согласно данным Росстата
потребление молока и молочных продуктов
(в пересчете на молоко) в 2012 году
составило только 246 кг на 1 человека.
Доктриной продовольственной
безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 в
качестве критерия оценки её состояния
удельный вес отечественной
сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в общем объеме товарных
ресурсов внутреннего рынка для молока и
молочных продуктов должен составлять не
менее 90%.
При этом следует учесть, что в последнее
время в зарубежных странах участились
случаи возникновения среди населения
заболеваний и отравлений от
употребления некачественной молочной
продукции в условиях недостаточного
контроля за её производством и
реализацией. Имели место такие факты
ввоза на территорию Российской
Федерации продукции, создающей
потенциальную угрозу здоровья населения
или не отвечающей установленным
требованиям к её качеству.
В Китайской Народной Республике в
сентябре 2008 года зарегистрировано 294000
случаев мочекаменной болезни у
новорожденных в связи с употреблением
загрязненных меламином молочных
смесей.
В Иркутской области в период с 02.11.2011 по
13.01.2012 зарегистрировано 16 случаев
сальмонеллеза среди детей в возрасте до 6
месяцев в результате употребления
молочной смеси "Дамил 1" Люкс
(Бельгия), содержащей возбудителя
SalmonellaOranienburg.
В рисовой каше под торговой маркой
"REMEDIA" (Израиль), предназначенной для
питания детей старше 4 месяцев, в марте 2012
года обнаружены бактерии Enterobacter Sakazakii,
вызывающие кишечные заболевания.
В соответствии с Федеральным законом от
12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на
молоко и молочную продукцию"
Роспотребнадзором в 2009 году
приостановлен ввоз на территорию
Российской Федерации молочной продукции
производства Республики Беларусь в
связи с несоблюдением
молокоперерабатывающими предприятиями
требований к молоку и молочным
продуктам.
В марте 2012 года Роспотребнадзором
запрещен ввоз сыров украинских
производителей в связи с
несоответствием её установленным
указанным Техническим регламентом
требованиям по содержанию растительных
жиров и отсутствием информации об их
наличии на этикетке продукта. Всего на
территории Российской Федерации
запрещена реализация 43125 кг сыра,
выработанного на предприятиях Украины.
В рамках выполнения Федерального закона
от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент
на молоко и молочную продукцию"
Роспотребнадзором проводятся
исследования молока и молочной
продукции.
За последние 5 лет в стране отмечается
стабилизация удельного веса проб
пищевых продуктов, не соответствующих
гигиеническим нормативам по
санитарно-химическим, и
микробиологическим показателям (2012 год -
2,77% и 4,75% соответственно).
Наряду с этим доля проб молока и молочных
продуктов, не соответствующих
нормативам по санитарно-химическим
показателям возросла с 2,41% в 2008 году до
3,44% в 2012 году.
В ряде субъектов Российской Федерации
доля проб молока и молочной продукции, не
отвечающих гигиеническим нормативам,
значительно выше среднероссийского
уровня.
Так, по микробиологическим показателям
удельный вес таких проб составляет 4,75%,
тогда как в Ненецком АО - 18,23%, Республике
Саха (Якутия) - 11,87%, Новгородской области -
11,15%, Карачаево-Черкесской Республике -
11,0%, г.Москве, Республике Тыва,
Магаданской и Архангельской области -
9,2-9,9%.
Удельный вес проб молока и молочных
продуктов, не отвечающих гигиеническим
нормативам по санитарно-химическим
показателям, в среднем по стране
составляет 2,77%, в Новгородской области -
9,83%, Республике Ингушетия - 9,3%,
Ярославской области - 8,63%, Свердловской
области - 7,34%, Курганской, Владимирской,
Вологодской областях - 6,1-6,5%.
В последнее время участились случаи
нарушения требований Закона Российской
Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав
потребителей", в том числе по
фальсификации молочных продуктов.
Так, по информации Национального Союза
производителей молока в ходе проверок в
2012 году из 252 образцов молока и молочной
продукции выявлено 128 нарушений,
выявивших наличие жиров немолочного
происхождения и недостаточной доли
молочного жира в жировой фазе.
В связи с нарушениями технологии
производства, санитарных норм и правил
на молокоперерабатывающих предприятиях
и детских молочных кухнях в стране
ежегодно регистрируется среди населения
от 2 до 10 вспышек кишечных инфекций, в
которых пострадало более 2600 человек, в
том числе - 2200 детей.
В 2007 году в Ставропольском крае в период
с августа по октябрь были
зарегистрированы три вспышки дизентерии
в Благодарненском, Георгиевском районах
и г.Кисловодске и Лермонтове, связанные с
инфицированной кисломолочной
продукцией трех молокоперерабатывающих
предприятий края: ОАО
"Маслосыродельный завод
"Александровский", ООО "Вилия"
г.Георгиевска, ОАО "Вита"
г.Железноводска.
В 2010 году 2 эпидемических очага,
связанные с употреблением молочной
продукции были зарегистрированы в
Республике Саха (Якутия). Было
зарегистрировано 283 случая дизентерии
Флекснера, связанных с употреблением
продукции ОАО "Якутский
гормолзавод".
В августе 2010 года среди жителей
Верхневилюйского района Республики Саха
(Якутия) было зарегистрировано 47 случаев
дизентерии Зоне, связанных с
употреблением продукции (сливки, молоко,
сорат, бифилюкс) сельскохозяйственного
перерабатывающего пищевого кооператива
ООО СППК "Чолбон".
За нарушения обязательных требований
законодательства Российской Федерации в
области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и защиты прав
потребителей изъято из оборота 230 тонн
молока и молочных продуктов, вынесено
более 157 тысяч постановлений о
назначении административного наказания
в виде административного штрафа на сумму
около 455 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным, с целью
обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Российской
Федерации и в соответствии с Федеральным
законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Законом
Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О
защите прав потребителей" и
Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ
"Технический регламент на молоко и
молочную продукцию" предлагаю:
1.
Считать основными направлениями
деятельности по обеспечению качества и
безопасности молочной продукции:
1.1.
Совершенствование законодательной,
нормативной и методической базы по
контролю за качеством и безопасностью
молочной продукции, в том числе
гармонизацию с международными
требованиями показателей безопасности
пищевой продукции на основе
фундаментальных исследований в области
науки о питании.
1.2.
Повышение эффективности системы
организации контроля безопасности
молочной продукции, включая создание
современной технической базы и базы
производственных лабораторий
молокоперерабатывающих предприятий.
1.3.
Развитие базы производственных
лабораторий молокоперерабатывающих
предприятий и прикладных научных
исследований в области качества и
безопасности молочной продукции.
2.
Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту:
2.1.
Повысить требовательность к юридическим
лицам, осуществляющим производство,
транспортировку и реализацию молока и
молочной продукции за неукоснительное
выполнение установленных
санитарно-гигиенических требований.
2.2.
Обратиться к органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
по внесению корректив в действующие
программы обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения с целью
улучшения снабжения молоком и молочными
продуктами, предусмотрев повсеместное
внедрение программ "Школьное
молоко".
2.3.
Рекомендовать юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим производство
(изготовление), хранение, перевозку
(транспортирование), реализацию и
утилизацию молочной продукции:
2.3.1.
Обеспечить неукоснительное соблюдение
технологических режимов,
санитарно-гигиенических требований,
установленных нормативными правовыми
актами.
2.3.2.
Повысить эффективность
производственного контроля за качеством
и безопасностью молока и молочных
продуктов, оснастить производственные
лаборатории современным оборудованием с
целью внедрения системы контроля,
основанной на принципах ХАССП (в
английской транскрипции HACCP- Hazard Analysisand
Critical Control Points).
2.3.3.
Принять меры по соблюдению требований
технического регламента Таможенного
союза "О безопасности молока и
молочных продуктов" с момента его
вступления в силу (с 01.07.2013).
2.3.4. В
случае выявления молочной продукции, не
соответствующей установленным
требованиям, незамедлительно принимать
меры по её изъятию из оборота и
информировать органы
Роспотребнадзора.
3.
Федеральному бюджетному учреждению
здравоохранения "Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии"
Роспотребнадзора совместно с
Федеральным государственным бюджетным
учреждением
"Научно-исследовательский институт
питания" Российской академии
медицинских наук (по согласованию):
3.1.
Проанализировать объем и эффективность
проведения лабораторных исследований
молочной продукции учреждениями
Роспотребнадзора в субъектах Российской
Федерации и по результатам представить в
Роспотребнадзор предложения по их
оптимизации.
3.2.
Осуществлять обучение специалистов
лабораторных центров федеральных
бюджетных учреждений здравоохранения -
центров гигиены и эпидемиологии в
субъектах Российской Федерации и на
железнодорожном транспорте по освоению
новых методов контроля качества и
безопасности молочной продукции.
4.
Главным врачам федеральных бюджетных
учреждений здравоохранения - центров
гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации и на
железнодорожном транспорте в целях
обеспечения федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и
федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей за
качеством и безопасностью молочной
продукции:
4.1.
Принять дополнительные меры по
оснащению современным лабораторным
оборудованием, позволяющим осуществлять
необходимые исследования молочной
продукции, и освоению новых методов
контроля её качества и безопасности;
4.2.
Обеспечить обучение специалистов
лабораторных центров новым методам
контроля качества и безопасности
молочной продукции.
О результатах проделанной работы
доложить в Роспотребнадзор до 01.10.2013 на
бумажном и электронном носителях (E-mail:
Chikina_LV@gsen.ru).
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен
по:
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 12.07.2013
Ссылается на
- О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Технический регламент на молоко и молочную продукцию (с изменениями на 22 июля 2010 года) (редакция, действующая с 27 июля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2016 на основании Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ)