Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Проект



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5140; 2005, N 19, ст.1752; 2007, N 19, ст.2293; N 49, ст.6070; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 29, ст.3626; N 48, ст.5711; 2010, N 1, ст.5, 6; N 40, ст.4969; 2011, N 30, ст.4603; N 49, ст.7025; N 50, ст.7351; 2012, N 31, ст.4322; N 50, ст.6959) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) в абзаце одиннадцатом:

слова "контроль (надзор)" заменить словами "государственный контроль (надзор)";

после слов "индивидуальным предпринимателем" дополнить словами "при осуществлении им деятельности";

слова "и принятие мер по результатам проверки" заменить словами "и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений требований технических регламентов;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"обращение продукции - процессы, связанные с осуществлением деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по хранению предназначенной для реализации продукции, ее перевозки, купли-продаже и передаче иными способами, монтажу, наладке, техническому обслуживании, использованию (применению, эксплуатации) и утилизации (уничтожению) продукции.";

2) пункт 1 статьи 32 изложить в следующей редакции:

"1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими установленного законодательством Российской Федерации государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности (далее - органы государственного контроля (надзора)).";

2) в пункте 3 статьи 33 слова "При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору)" заменить словами "При выполнении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора)";

3) в статье 34:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей сведения и документы или их копии по вопросам соблюдения требований технических регламентов, необходимых для проведения проверки, в том числе предъявления изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) продукции декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, а также доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламентов,

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые юридическим лицом, индивидуальным производителем, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения продукции, в целях проведения мероприятий по контролю;

3) проводить отбор проб и образцов продукции, предназначенной для реализации, для проведения их исследований, испытаний;

4) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания о прекращении нарушений требований технических регламентов, об устранении выявленных нарушений указанных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде в процессе производства и обращения продукции, в том числе о приостановлении производства и обращения продукции, об изъятии из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентом из обращения;

5) выдавать соответствующему органу по сертификации предписание о необходимости приостановления или прекращения действия выданного указанным органом сертификата соответствия продукции;

6) выдавать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю о необходимости приостановления или прекращения действия принятой указанным лицом декларации о соответствии продукции, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

7) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований технических регламентов, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований технических регламентов, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

9) информировать приобретателей (потребителей) через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, сеть Интернет о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.";

б) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. Орган государственного контроля (надзора) может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по иску о возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований технических регламентов.

4. Орган государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции вправе давать разъяснения по вопросам применения технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением которых им осуществляется.";

4) в статье 37:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "в течение десяти дней" заменить словами "незамедлительно, но не позднее трех часов";

в абзаце втором слова "в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя" заменить словами "незамедлительно, но не позднее трех часов с момента получения указанной информации довести ее до сведения изготовителя и сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией";

б) в абзаце втором пункта 2 слова "в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении" заменить словами "незамедлительно организует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проведение внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере производства и обращения такой продукции";

5) в статье 38:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "В течение десяти дней" заменить словом "Незамедлительно", слова "По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора)" исключить

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) на период до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, обязан приостановить производство и (или) реализацию продукции и принять необходимые меры для того, чтобы, возможный вред, связанный с находящейся в обращении данной продукции, не увеличился, в том числе по оповещению приобретателей (потребителей) продукции, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.";

2) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. В случае установления по результатам проверки, проведенной в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, или проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан приостановить производство и (или) реализацию продукции, разработать и реализовать программу мероприятий по устранению нарушений требований технического регламента, обусловивших выпуск и (или) реализацию несоответствующей требованиям технического регламента продукции, обеспечению выполнения таких требований, а также устранению угрозы причинения вреда, связанного с обращением продукции, и ликвидации последствий причинения такого вреда.

Изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить мероприятия по предотвращению причинения вреда, связанного с находящейся в обращении несоответствующей требованиям технического регламента продукции, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям (потребителям) в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям (потребителям), осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

Производство и (или) реализация продукции могут быть возобновлены после устранения выявленных нарушений требований технического регламента и выполнения мероприятий по предотвращению угрозы причинения вреда, подтвержденных по результатам проведенной органом государственного контроля (надзора) проверки выполнения данных им предписаний.";

3) в пункте 3 слова "обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции" заменить словами "обязан прекратить производство и выпуск продукции в обращение, реализацию находящейся в обращении продукции, обеспечить ее изъятие из обращения и возместить приобретателям (потребителям) продукции, убытки, возникшие в связи с изъятием продукции";

4) статью 39 признать утратившей силу;

5) в пункте 1 статьи 43 слова "должны быть доступны заинтересованным лицам" заменить словами "размещаются на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет не позднее пятнадцати дней после их утверждения".

Статья 2


Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6441; 2010, N 17, ст.1988; N 18, ст.2142; N 31, ст.4160, 4193, 4196; N 32, ст.4298; 2011, N 1, ст.20; N 17, ст.2310; N 23, ст.3263; N 27, ст.3880; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728; 2012, N 19, ст.2281; N 26, ст.3446; N 31, ст.4320, 4322; N 47, ст.6402; 2013, N 9, ст.874) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:

9) оценка рисков причинения вреда - деятельность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по определению вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации), обеспечению обороны и безопасности государства с учетом оценки тяжести этого вреда, связанного с деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, используемых ими при осуществлении деятельности территорий, зданий, помещений, сооружений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, и нарушениями указанными лицами обязательных требований, а также вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

10) категории потенциальной опасности, связанной с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - классификация деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по степени рисков причинения вреда, устанавливаемая для целей государственного контроля (надзора), муниципального контроля в конкретных сферах деятельности на основе оценки рисков причинения вреда. Показатели (критерии) и методика отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к конкретной категории потенциальной опасности определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2) в статье 9:

а) дополнить частью 1_1 следующего содержания:

"1_1. Определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, осуществляется с учетом анализа результатов предыдущих плановых и внеплановых проверок указанных лиц, состояния соблюдения ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценки рисков причинения вреда, а также с учетом установленных категорий потенциальной опасности, связанной с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.";

в) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Плановые проверки проводятся со следующей периодичностью:

1) не чаще одного раза в год в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых представляет высокую степень потенциальной опасности (категория II);

2) не чаще одного раза в три года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых представляет умеренную степень потенциальной опасности (категория III);

3) не чаще одного раза в пять лет в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых представляет низкую степень потенциальной опасности (категория IV).";

6) в части 3 статьи 13_1 слова "индивидуальные предприниматели, в отношении которых" заменить словами "индивидуальные предпринимателя, деятельность которых представляет повышенную степень потенциальной опасности (категория I) и в отношении которых;

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проект) является продолжением системной работы по приведению законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В целях создания действенного механизма проведения плановых проверок Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополняется нормами в соответствии с которым их планирование, начиная с 1 января 2015 года, будет проходить на основе разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля системы оценки рисков возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства. Предполагается, что все органы государственного надзора, муниципального контроля до 1 января 2015 года должны будут разработать критерии оценки системы риска, провести их публичное обсуждение и утвердить приказами руководителей органов.

Введение указанного механизма позволит подходить органам государственного надзора и муниципального контроля к планированию более взвешенно, разделять плановые проверки хозяйствующих субъектов, а также поднадзорных им объектов на 4 категории: проверки, осуществляемые в рамках постоянного надзора (постоянное присутствие на объекте), приоритетные проверки (не чаще одного раза в год), обычные проверки (не чаще 1 раза в три года) и малозначительные проверки (не чаще одного раза в пять лет).

Вносимые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации направлены на формирование целостной системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, обеспечение ее эффективности, прозрачности для хозяйствующих субъектов, а также реализацию мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в различных сферах экономики.

Изменения не предполагают наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и изменение их функций, установленных законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"


1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования

Создание на законодательном уровне общего механизма системы оценки и управления рисков причинения вреда.


2. Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы

С принятием в 2008 году Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в значительной мере упорядочены административные процедуры осуществления контрольно-надзорной деятельности, снижено избыточное давление на бизнес с использованием контрольно-надзорных инструментов.

В то же время на практике наблюдается зачастую формальный подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности: проверки планируются по "сплошному" принципу и проводятся во многом без ориентации на конечный результат - предотвращение причинения вреда жизни и здоровью граждан со стороны хозяйствующих субъектов. В этих условиях ресурсы контрольных органов "распыляются" во многом на выявление малозначительных нарушений, а действительно опасные объекты остаются без внимания.


3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Целью законопроекта является переход при организации государственного контроля (надзора) на принцип управления рисками, при котором интенсивность проверочных мероприятий зависит от оценки возможного причинения вреда при осуществлении хозяйственной деятельности на поднадзорном объекте.


4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации

Изменения не предполагают наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и изменение их функций, установленных законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом общие критерии оценки риска (численность персонала, массовость выпуска продукции, наличие и характер нарушений, выявленных при предыдущих проверках, и т.п.) будут определяться Правительством Российской Федерации, а конкретные методики оценки с учетом специфики проверяемой деятельности - соответствующими контрольно-надзорными органами.


5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей

Изменения не предполагают возложения на субъектов предпринимательской и иной деятельности дополнительных обязанностей.


7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка

Переход к указанной системе возможно осуществить в отношении наиболее массовых видов надзора (санитарно-эпидемиологический, транспортный, промышленный) начиная с 2015 года, в дальнейшем распространив его и на иные виды надзорной деятельности.


10. Сведения о результатах консультаций с субъектами предпринимательской и иной деятельности

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" законопроект был размещен 24 апреля 2013 г. на сайте regulation.gov.ru сроком на 15 дней. В течение указанного периода замечаний и предложений к проекту постановления не представлены.

Кроме того, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроект был размещен в период с 24 апреля по 8 мая 2013 г. на сайте regulation.gov.ru согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикорруционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". При этом замечаний и предложений не поступило.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru
по состоянию на 21.06.2013


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ