Внимание! Документ недействующий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 года N 236
О федеральном государственном транспортном надзоре
(с
изменениями на 29 июня 2021 года)
Утратило силу с 5 октября 2021 года на
основании
постановления Правительства Российской
Федерации
от 22 сентября 2021 года N 1596
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 августа 2013 года
N 659 (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2013);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 февраля 2016 года
N 88 (Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2016, N 0001201602110021);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2016
года N 1483 (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2016, N
0001201612270055);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652
(Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2017, N 0001201706010018) (о
порядке вступления в силу см. пункт 3
постановления Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2017 года N 652);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173 (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2018, N
0001201802210019);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739 (Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 29.06.2018, N 0001201806290032);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 марта 2020 года N
341 (Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 31.03.2020, N 0001202003310017);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2020
года N 2417 (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.01.2021, N
0001202101060022) (вступило в силу с 1 января 2021
года);
постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 июня 2021 года N
1047 (Официальный интернет-портал правовой
информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010101)
(вступило в силу c 1 июля 2021 года).
Правительство Российской
Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемое Положение о
федеральном государственном
транспортном надзоре.
2.
Реализация полномочий, предусмотренных
Положением, утвержденным настоящим
постановлением, осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере
транспорта в пределах установленной
Правительством Российской Федерации
предельной численности работников
центрального аппарата и территориальных
органов Службы и бюджетных ассигнований,
предусмотренных Службе в федеральном
бюджете на руководство и управление в
сфере установленных функций.
3.
Установить, что Положение о полномочиях
должностных лиц Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта,
осуществляющих контрольные (надзорные)
функции, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
июня 2010 года N 409 "Об осуществлении
должностными лицами Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
контрольных (надзорных) функций", не
применяется к отношениям, связанным с
осуществлением федерального
государственного транспортного
надзора.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2013 года N 236
Положение о федеральном государственном транспортном надзоре
(с изменениями на 29 июня 2021 года)
1.
Настоящее Положение устанавливает
порядок осуществления федерального
государственного транспортного надзора,
представляющего собой деятельность
Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта и ее территориальных органов,
направленную на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений
юридическими лицами, их руководителями и
иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями и их
уполномоченными представителями (далее -
субъекты надзора) требований,
установленных международными
договорами Российской Федерации,
техническими регламентами Таможенного
союза, федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области
транспорта (далее - обязательные
требования), посредством организации и
проведения проверок субъектов надзора
либо транспортных и технических средств
в процессе их эксплуатации (далее -
проверки), принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, а
также связанную с систематическим
наблюдением за исполнением обязательных
требований, анализом и прогнозированием
состояния исполнения обязательных
требований при осуществлении
деятельности субъектами надзора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с
19 февраля 2016 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
февраля 2016 года N 88. - См. предыдущую
редакцию)
2.
Федеральный государственный
транспортный надзор включает в себя:
а)
государственный надзор в области
гражданской авиации, а также
государственный контроль (надзор) в
области использования воздушного
пространства;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 19 февраля 2016 года
постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 февраля 2016 года
N 88. - См. предыдущую редакцию)
б)
государственный контроль (надзор) за
осуществлением международных
автомобильных перевозок в стационарных
и передвижных контрольных пунктах на
территории Российской Федерации;
в)
государственный надзор в области
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта;
г)
государственный надзор в области
железнодорожного транспорта;
д) подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см. предыдущую редакцию;
е)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
ж)
государственный надзор за обеспечением
сохранности автомобильных дорог
федерального значения;
з)
государственный контроль (надзор) за
обеспечением доступности для инвалидов
объектов транспортной инфраструктуры и
предоставляемых услуг (в области
гражданской авиации, железнодорожного
транспорта, автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта).
(Подпункт дополнительно включен с 7 июля
2018 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739; в редакции, введенной в действие с 1
июля 2021 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
июня 2021 года N 1047. - См. предыдущую
редакцию)
2_1.
Государственный контроль (надзор) за
обеспечением доступности для инвалидов
объектов транспортной инфраструктуры и
предоставляемых услуг в области
гражданской авиации, железнодорожного
транспорта, автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта осуществляется в рамках
государственного надзора
соответственно в области гражданской
авиации, железнодорожного транспорта,
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта при
проведении проверок, предусмотренных
пунктом 8 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен с 7 июля 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739; в редакции, введенной в действие с 1
июля 2021 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
июня 2021 года N 1047. - См. предыдущую
редакцию)
3.
Должностными лицами, уполномоченными на
осуществление федерального
государственного транспортного надзора
(государственными транспортными
инспекторами), являются:
а)
руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта;
б)
заместители руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта;
в)
руководители подразделений
центрального аппарата Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта,
заместители руководителей
подразделений центрального аппарата
Службы, начальники отделов, заместители
начальников отделов и другие
федеральные государственные
гражданские служащие категории
"специалисты" подразделений
центрального аппарата Службы;
г)
руководители территориальных органов
Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта;
д)
заместители руководителей
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта;
е)
начальники отделов, заместители
начальников отделов и другие
федеральные государственные
гражданские служащие категории
"специалисты" территориальных
органов Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта.
4.
Должностные лица, указанные в пункте 3
настоящего Положения, имеют право:
а)
запрашивать на основании письменных
мотивированных запросов у органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, а также у
субъектов надзора информацию и
документы, которые необходимы для
проведения проверки;
б)
беспрепятственно по предъявлении
служебного удостоверения и копии
приказа (распоряжения) руководителя
(заместителя руководителя) Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта или
руководителя (заместителя руководителя)
ее территориального органа о назначении
проверки или о проведении мероприятий по
контролю за выполнением обязательных
требований посещать используемые
субъектами надзора территории,
воздушные суда гражданской авиации,
объекты транспортной инфраструктуры,
суда и иные плавучие объекты, подвижной
состав и иные связанные с перевозочным
процессом транспортные и технические
средства, осуществлять осмотр
транспортных средств, проводить их
обследование, а также необходимые
исследования, испытания, измерения,
расследования, экспертизы и другие
мероприятия по контролю;
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 14 августа 2013 года
постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 августа 2013 года
N 659; в редакции, введенной в действие с 19
февраля 2016 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
февраля 2016 года N 88. - См. предыдущую
редакцию)
в)
выдавать субъектам надзора предписания
об устранении нарушений обязательных
требований, о проведении мероприятий по
обеспечению предотвращения вреда жизни
и здоровью людей, вреда окружающей среде,
имуществу физических или юридических
лиц, государственному или
муниципальному имуществу,
предотвращению возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
г)
составлять протоколы об
административных правонарушениях,
связанных с нарушениями обязательных
требований, рассматривать дела об
указанных административных
правонарушениях и принимать меры по
предотвращению таких нарушений;
д)
направлять в уполномоченные органы
материалы, связанные с нарушениями
обязательных требований, для решения
вопросов о возбуждении уголовных дел по
признакам преступлений;
е)
предъявлять в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке иски о возмещении вреда,
причиненного вследствие нарушений
обязательных требований.
5. К
отношениям, связанным с осуществлением
федерального государственного
транспортного надзора, в том числе с
организацией и проведением проверок
субъектов надзора, применяются
положения Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" с учетом особенностей
организации и проведения проверок,
установленных статьей 28 Воздушного
кодекса Российской Федерации, статьей 11
Федерального закона "О
государственном контроле за
осуществлением международных
автомобильных перевозок и об
ответственности за нарушение порядка их
выполнения", статьей 4_1 Кодекса
внутреннего водного транспорта
Российской Федерации, статьей 20_1
Федерального закона "О
железнодорожном транспорте в Российской
Федерации", а также статьей 3_1
Федерального закона "Устав
автомобильного транспорта и городского
наземного электрического
транспорта".
(Пункт в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
июня 2021 года N 1047. - См. предыдущую
редакцию)
6.
Порядок организации и проведения
плановых и внеплановых документарных и
выездных проверок в рамках федерального
государственного транспортного надзора
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
(Подпункт в редакции, введенной в
действие с 19 февраля 2016 года
постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 февраля 2016 года
N 88. - См. предыдущую редакцию)
6_1.
Федеральный государственный
транспортный надзор осуществляется с
применением риск-ориентированного
подхода в порядке, установленном
настоящим Положением.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_2. В
целях применения при осуществлении
федерального государственного
транспортного надзора
риск-ориентированного подхода
деятельность субъектов надзора подлежит
отнесению к одной из категорий риска в
соответствии с Правилами отнесения
деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей и (или)
используемых ими производственных
объектов к определенной категории риска
или определенному классу (категории)
опасности, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 17
августа 2016 г. N 806 "О применении
риск-ориентированного подхода при
организации отдельных видов
государственного контроля (надзора) и
внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской
Федерации".
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_3.
Отнесение деятельности субъектов
надзора к категориям риска
осуществляется решением руководителя
территориального органа Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта
либо лица, исполняющего его обязанности,
по месту нахождения субъекта надзора в
соответствии с критериями отнесения
деятельности в области транспорта к
определенной категории риска согласно
приложению.
В случае если субъект надзора
осуществляет несколько видов
деятельности, подлежащих федеральному
государственному транспортному надзору,
решение об отнесении его деятельности к
категории риска принимается решением
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта либо лица,
исполняющего его обязанности, в
соответствии с критериями отнесения
деятельности в области транспорта к
определенной категории риска,
предусмотренными приложением к
настоящему Положению.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_4. При
отсутствии решения об отнесении
деятельности субъекта надзора к
определенной категории риска его
деятельность считается отнесенной к
категории низкого риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_5.
Изменение решения об отнесении
деятельности субъекта надзора к
категории риска принимается
должностными лицами, указанными в пункте
6_3 настоящего Положения, при поступлении
в Федеральную службу по надзору в сфере
транспорта или ее территориальные
органы информации об изменении
показателей деятельности субъекта
надзора, указанных в критериях отнесения
деятельности в области транспорта к
определенной категории риска,
предусмотренных приложением к
настоящему Положению.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_6.
Проведение плановых проверок субъектов
надзора в зависимости от присвоенной их
деятельности категории риска
осуществляется со следующей
периодичностью, если иное не
предусмотрено федеральными законами:
а) для
категории высокого риска - 1 раз в год;
б) для
категории значительного риска - 1 раз в 3
года;
в) для
категории среднего риска - не чаще 1 раза
в 5 лет;
г) для
категории низкого риска - не чаще 1 раза в
10 лет.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_7.
Включение в ежегодный план проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
проверки в отношении субъекта надзора,
деятельность которого отнесена к
категориям высокого, значительного,
среднего или низкого риска,
осуществляется при истечении (в году
проведения плановой проверки)
установленного в пункте 6_6 настоящего
Положения периода времени со дня:
а)
окончания проведения последней плановой
проверки субъекта надзора;
б)
государственной регистрации
юридического лица или индивидуального
предпринимателя, являющегося субъектом
надзора, если плановые проверки ранее не
проводились;
в)
получения Федеральной службой по
надзору в сфере транспорта или ее
территориальными органами уведомления
от субъекта надзора о начале
осуществления им деятельности,
подлежащей федеральному
государственному транспортному надзору,
в порядке, установленном Правилами
представления уведомлений о начале
осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности и
учета указанных уведомлений,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 16
июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном
порядке начала осуществления отдельных
видов предпринимательской
деятельности".
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_8.
Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта ведет перечень субъектов
надзора, деятельности которых присвоены
категории риска (далее - перечень).
Включение субъектов надзора в перечень
осуществляется на основании решения об
отнесении деятельности субъекта надзора
к категориям риска, принятого в
соответствии с пунктом 6_3 настоящего
Положения.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_9.
Перечень содержит следующую
информацию:
а)
полное наименование юридического лица,
фамилия, имя и отчество (при наличии)
индивидуального предпринимателя;
б)
местонахождение юридического лица или
индивидуального предпринимателя;
в)
основной государственный
регистрационный номер;
г)
идентификационный номер
налогоплательщика;
д)
реквизиты (дата и номер) решения об
отнесении деятельности субъекта надзора
к категориям риска (с указанием
категории риска и сведений, на основании
которых был принят такой акт).
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_10. При
отнесении деятельности субъектов
надзора к категориям высокого,
значительного риска Федеральная служба
по надзору в сфере транспорта размещает
на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" следующую
информацию о субъектах надзора:
а)
полное наименование юридического лица,
фамилия, имя и отчество (при наличии)
индивидуального предпринимателя;
б)
местонахождение юридического лица или
индивидуального предпринимателя;
в)
основной государственный
регистрационный номер;
г)
идентификационный номер
налогоплательщика;
д)
реквизиты (дата и номер)
распорядительного акта об отнесении
деятельности субъекта надзора к
категории риска (с указанием категории
риска).
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_11. По
запросу субъекта надзора Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта или
ее территориальные органы в порядке,
установленном Правилами, указанными в
пункте 6_2 настоящего Положения,
предоставляют ему информацию о
присвоенной его деятельности категории
риска, а также сведения, использованные
при отнесении деятельности субъекта
надзора к определенной категории
риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
6_12.
Субъект надзора в порядке, установленном
Правилами, указанными в пункте 6_2
настоящего Положения, вправе подать в
Федеральную службу по надзору в сфере
транспорта или ее территориальные
органы заявление об изменении
присвоенной ранее его деятельности
категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 февраля 2018
года N 173)
7.
Государственные транспортные
инспектора при проведении проверок
обязаны соблюдать ограничения и
выполнять обязанности, установленные
статьями 15-18 Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля", а также нести
ответственность за ненадлежащее
исполнение возложенных на них
полномочий в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
При проведении плановой выездной
проверки государственные транспортные
инспектора обязаны использовать
проверочные листы (списки контрольных
вопросов).
(Абзац дополнительно включен с 1 октября
2017 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2017 года N
652)
Использование проверочных листов
(списков контрольных вопросов)
осуществляется при проведении плановых
выездных проверок всех юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
(Абзац дополнительно включен с 1 октября
2017 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2017 года N
652)
Предмет плановой проверки юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
ограничивается перечнем вопросов,
включенных в проверочные листы (списки
контрольных вопросов).
(Абзац дополнительно включен с 1 октября
2017 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2017 года N
652)
Проверочные листы (списки контрольных
вопросов), используемые при проведении
плановой выездной проверки, содержат
вопросы, затрагивающие предъявляемые к
юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю обязательные
требования, соблюдение которых является
наиболее значимым с точки зрения
недопущения возникновения угрозы
причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям,
окружающей среде, объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации,
безопасности государства, а также угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652)
8.
Предметом проверок является соблюдение
субъектами надзора в процессе
осуществления их деятельности
обязательных требований, установленных
международными договорами Российской
Федерации, техническими регламентами
Таможенного союза и законодательством
Российской Федерации в области
транспорта, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с
19 февраля 2016 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
февраля 2016 года N 88. - См. предыдущую
редакцию)
а) при
осуществлении государственного надзора
в области гражданской авиации, а также
государственного контроля (надзора) в
области использования воздушного
пространства:
(Абзац в редакции, введенной в действие с
19 февраля 2016 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
февраля 2016 года N 88. - См. предыдущую
редакцию)
требований, предусмотренных правилами
подготовки авиационного персонала
гражданской авиации;
требований в отношении документации
воздушного судна и свидетельств его
экипажа;
требований в отношении оборудования и
технического состояния воздушного
судна;
требований, предусмотренных правилами
перевозки пассажиров, багажа, грузов и
почты;
требований к обеспечению доступности
для инвалидов объектов транспортной
инфраструктуры и предоставляемых услуг
в области гражданской авиации;
(Абзац дополнительно включен с 7 июля 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739)
требований к аэронавигационному
обслуживанию полетов воздушных судов
пользователей воздушного
пространства;
(Пункт дополнительно включен с 19 февраля
2016 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 февраля 2016 года
N 88)
требований к порядку использования
воздушного пространства;
(Пункт дополнительно включен с 19 февраля
2016 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 февраля 2016 года
N 88)
б)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
в) при
осуществлении государственного надзора
в области железнодорожного транспорта:
требований в отношении безопасности
движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта,
строительства, приемки в эксплуатацию
объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта (за
исключением объектов капитального
строительства, в отношении которых
осуществляется государственный
строительный надзор в случаях,
предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации) и их
эксплуатации, подвижного состава и иных
связанных с перевозочным процессом
транспортных и технических средств;
требований, предусмотренных правилами
перевозки и перегрузки грузов, перевозки
пассажиров и багажа;
требований к обеспечению доступности
для инвалидов объектов транспортной
инфраструктуры и предоставляемых услуг
в области железнодорожного транспорта;
(Абзац дополнительно включен с 7 июля 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739)
лицензионных требований при
осуществлении деятельности по
перевозкам железнодорожным транспортом
пассажиров;
(Абзац дополнительно включен с 1 января
2021 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2020
года N 2417)
лицензионных требований при
осуществлении деятельности по
перевозкам железнодорожным транспортом
опасных грузов;
(Абзац дополнительно включен с 1 января
2021 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2020
года N 2417)
лицензионных требований при
осуществлении погрузочно-разгрузочной
деятельности применительно к опасным
грузам на железнодорожном транспорте;
(Абзац дополнительно включен с 1 января
2021 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2020
года N 2417)
г) при
осуществлении государственного надзора
в области автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта:
требований в отношении наличия у
субъекта надзора помещений и
оборудования, позволяющих осуществлять
хранение, техническое обслуживание и
ремонт транспортных средств, проведение
предрейсовых и послерейсовых
медицинских осмотров водителей и
контроль технического состояния
транспортных средств, или наличия
договоров со сторонними организациями о
хранении, техническом обслуживании и
ремонте транспортных средств,
проведении предрейсовых и послерейсовых
медицинских осмотров водителей и
контроле технического состояния
транспортных средств, а также требований
к организации работы водителей в целях
обеспечения безопасности дорожного
движения, в том числе в части соблюдения
режима труда и отдыха водителей;
требований к обеспечению соответствия
работников профессиональным и
квалификационным требованиям,
предъявляемым к ним при осуществлении
перевозок автомобильным и городским
наземным электрическим транспортом;
требований, предъявляемых к
организациям, осуществляющим обучение
водителей транспортных средств,
перевозящих опасные грузы, и
специалистов (консультантов) по вопросам
безопасности перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом, в отношении
соответствия процесса обучения и
проведения экзамена требованиям,
установленным Европейским соглашением о
международной дорожной перевозке
опасных грузов и законодательством
Российской Федерации;
требований, предусмотренных правилами
перевозки пассажиров, багажа и грузов;
требований к обеспечению доступности
для инвалидов объектов транспортной
инфраструктуры и предоставляемых услуг
в области автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта;
(Абзац дополнительно включен с 7 июля 2018
года постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июня 2018 года N
739)
д) при
осуществлении государственного
контроля (надзора) за осуществлением
международных автомобильных перевозок в
стационарных и передвижных контрольных
пунктах на территории Российской
Федерации - требований в отношении
порядка осуществления международных
автомобильных перевозок;
е) при
осуществлении государственного
транспортного надзора за обеспечением
сохранности автомобильных дорог общего
пользования федерального значения:
требований к весовым и габаритным
параметрам тяжеловесных и (или)
крупногабаритных транспортных средств
при движении по автомобильным дорогам
федерального значения, а также
габаритных параметров автобусов,
осуществляющих международные
автомобильные перевозки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с
8 апреля 2020 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
марта 2020 года N 341. - См. предыдущую
редакцию)
требований законодательства Российской
Федерации о внесении платы в счет
возмещения вреда, причиняемого
автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения
транспортными средствами, имеющими
разрешенную максимальную массу свыше 12
тонн;
(Абзац дополнительно включен с 4 января
2017 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2016
года N 1483)
требований к обеспечению сохранности
автомобильных дорог общего пользования
федерального значения, в том числе к
соблюдению порядка использования полос
отвода и придорожных полос
автомобильных дорог общего пользования
федерального значения, технических
требований и условий размещения
объектов временного и капитального
строительства, объектов,
предназначенных для осуществления
дорожной деятельности, а также объектов
дорожного сервиса и иных объектов,
размещаемых в полосе отвода и
придорожных полосах автомобильных дорог
общего пользования федерального
значения;
требований в отношении присоединения
объектов дорожного сервиса, объектов
другого функционального назначения к
автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения, а
также в отношении введения временных
ограничений или прекращения движения
транспортных средств по автомобильным
дорогам общего пользования федерального
значения.
9. Сроки
и последовательность административных
процедур при осуществлении федерального
государственного транспортного надзора
устанавливаются административными
регламентами, разрабатываемыми и
утверждаемыми в соответствии с
постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 2011 года N
373.
10.
Решения и действия (бездействие)
государственных транспортных
инспекторов могут быть обжалованы в
административном и (или) судебном
порядке в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
11.
Результаты федерального
государственного транспортного надзора,
затрагивающие интересы и права
неопределенного круга лиц, размещаются
на официальном сайте Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
Приложение
к Положению о федеральном
государственном транспортном надзоре
(Дополнительно включено
с 1 марта 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 173)
Критерии отнесения деятельности в области транспорта к определенной категории риска
(с изменениями на 29 июня 2021 года)
1. С
учетом тяжести потенциальных негативных
последствий возможного несоблюдения
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями в области транспорта
(далее - субъекты надзора) требований,
установленных международными
договорами Российской Федерации,
техническими регламентами Таможенного
союза, федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области
транспорта (далее - обязательные
требования), деятельность субъекта
надзора, подлежащая федеральному
государственному транспортному надзору,
разделяется на группы тяжести "А",
"Б", "В", "Г" (далее - группы
тяжести).
2. К
группе тяжести "А" относятся
следующие виды деятельности:
а)
эксплуатация инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего
пользования;
б)
перевозка пассажиров железнодорожным
транспортом;
в)
перевозка опасных грузов
железнодорожным транспортом;
г)
перевозка опасных грузов автомобильным
транспортом;
д)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
е)
эксплуатация сертифицированных
аэродромов гражданской авиации, имеющих
длину взлетно-посадочной полосы 2600
метров и более;
ж)
авиационно-космический поиск и
спасание;
з)
перевозка внутренним водным
транспортом, морским транспортом
пассажиров, за исключением такой
деятельности, осуществляемой с
использованием маломерных судов.
3. К
группе тяжести "Б" относятся
следующие виды деятельности:
а)
погрузочно-разгрузочная деятельность
применительно к опасным грузам на
железнодорожном транспорте;
б)
перевозка пассажиров и грузов
автомобильным транспортом в
международном сообщении;
в)
перевозка грузов автомобильным
транспортом, грузоподъемность которого
составляет свыше 2,5 тонны (за исключением
таких перевозок, осуществляемых для
обеспечения собственных нужд
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей);
г)
организация использования воздушного
пространства Российской Федерации и
организация воздушного движения;
д)
эксплуатация сертифицированных
аэродромов гражданской авиации, имеющих
длину взлетно-посадочной полосы от 1300 до
2600 метров;
е)
перевозка внутренним водным
транспортом, морским транспортом
опасных грузов, за исключением такой
деятельности, осуществляемой с
использованием маломерных судов;
ж)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
з)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию.
4. К
группе тяжести "В" относятся
следующие виды деятельности:
а)
эксплуатация железнодорожного
подвижного состава и контейнеров;
б)
проектирование (включая изыскания),
изготовление, строительство, монтаж,
наладка, ввод в эксплуатацию,
эксплуатация, обслуживание, ремонт,
хранение подвижного состава и его
составных частей, составных частей
подсистем и элементов составных частей
подсистем инфраструктуры
железнодорожного транспорта (в том числе
продукции и услуг);
в)
деятельность по перевозкам воздушным
транспортом грузов;
г)
обучение специалистов авиационного
персонала гражданской авиации;
д)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
е)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию.
5. К
группе тяжести "Г" относятся
следующие виды деятельности:
а)
эксплуатация железнодорожных путей
необщего пользования;
б)
вспомогательные работы (услуги) при
перевозке железнодорожным
транспортом;
в)
перевозки автомобильным транспортом, за
исключением перевозки опасных грузов и
перевозки грузов автомобильным
транспортом, грузоподъемность которого
составляет свыше 2,5 тонны (за исключением
таких перевозок, осуществляемых для
обеспечения собственных нужд
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей);
г)
эксплуатация сертифицированных
аэродромов гражданской авиации, имеющих
длину взлетно-посадочной полосы от 500 до
1300 метров;
д)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию;
е)
подпункт утратил силу с 1 июля 2021 года -
постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2021 года N 1047 - см.
предыдущую редакцию.
6. При
наличии критериев, позволяющих отнести
деятельность субъекта надзора к
различным группам тяжести, подлежит
применению критерий, позволяющий
отнести деятельность субъекта надзора к
более высокой категории риска.
7. С
учетом оценки вероятности несоблюдения
субъектами надзора обязательных
требований деятельность, подлежащая
федеральному государственному
транспортному надзору, разделяется на
группы вероятности "1", "2",
"3", "4" (далее - группы
вероятности).
8. К
группе вероятности "1" относится
деятельность субъектов надзора при
наличии вступившего в законную силу в
течение 2 календарных лет,
предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора
к категории риска, обвинительного
приговора суда с назначением наказания
субъекту надзора (или решения
(постановления) о назначении
административного наказания субъекту
надзора) за совершение при выполнении им
трудовых функций преступления или
административного правонарушения,
которое повлекло наступление аварийного
события, следствием которого стало
причинение вреда жизни и (или) здоровью
людей.
9. К
группе вероятности "2" относится
деятельность субъектов надзора при
наличии вступившего в законную силу в
течение 2 календарных лет,
предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора
к категории риска, обвинительного
приговора суда с назначением субъекту
надзора наказания (или решения
(постановления) о назначении субъекту
надзора административного наказания) за
совершение при выполнении им трудовых
функций преступления или
административного правонарушения,
которое повлекло наступление аварийного
события, не повлекшего причинение вреда
жизни и (или) здоровью людей.
10. К
группе вероятности "3" относится
деятельность субъектов надзора, в
отношении которых вступили в законную
силу в течение 3 календарных лет,
предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора
к категории риска, 15 и более решений
(постановлений) о назначении
административного наказания за
правонарушения, предусмотренные
статьями 11.1, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7, 11.8, 11.13, 11.16,
11.23, 11.30, 11.31, 12.21_1 (части 2-11), 12.21_2, 12.21_3, 12.23,
12.25, 12.31_1, 14.1, 14.1_2, 14.43, 19.5, 19.7 Кодекса
Российской Федерации об
административных правонарушениях (за
исключением административного
наказания в виде предупреждения).
11. К
группе вероятности "4" относится
деятельность субъектов надзора при
отсутствии вынесенных в отношении их
приговоров суда и (или) решений
(постановлений), указанных в пунктах 8-10
настоящего документа.
12. При
наличии критериев, позволяющих отнести
деятельность субъекта надзора к
различным группам вероятности, подлежит
применению критерий, позволяющий
отнести деятельность субъекта надзора к
более высокой категории риска.
Для целей применения настоящего
документа под аварийным событием
понимаются события (крушения, аварии на
железнодорожном транспорте, авиационные
происшествия и инциденты,
дорожно-транспортные происшествия) в
значениях, установленных транспортными
уставами и кодексами, иными законами и
издаваемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами,
следствием которых стало причинение
вреда жизни и (или) здоровью людей и (или)
материальный ущерб.
(Абзац в редакции, введенной в действие с
1 июля 2021 года постановлением
Правительства Российской Федерации от 29
июня 2021 года N 1047. - См. предыдущую
редакцию)
13.
Отнесение деятельности субъекта надзора
к определенной категории риска
основывается на соотнесении группы
тяжести и группы вероятности согласно
приложению.
Приложение
к критериям отнесения деятельности
в области транспорта к определенной
категории риска
(Дополнительно включено
с 1 марта 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 173)
Соотнесение группы тяжести
потенциальных негативных последствий
возможного несоблюдения субъектами
надзора обязательных требований и
группы вероятности наступления
потенциальных негативных последствий
возможного несоблюдения субъектами
надзора обязательных требований
Категории риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности | |
Высокий риск |
А |
1 | |
|
Б |
1 | |
Значительный риск |
А |
2 | |
|
Б |
2 | |
|
В |
1 | |
|
В |
2 | |
Средний риск |
А |
3 | |
|
А |
4 | |
|
Б |
3 | |
|
В |
3 | |
|
Г |
1 | |
|
Г |
2 | |
Низкий риск |
Б |
4 | |
|
В |
4 | |
|
Г |
3 | |
|
Г |
4 |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Ссылается на
- Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О железнодорожном транспорте в Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг (с изменениями на 20 июля 2021 года)
- Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)
- О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 28 сентября 2022 года)
- Комментарий к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2021 года)