Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2013 года N 151
г. Улан-Удэ


Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли"

(с изменениями на 13 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 30.12.2013 N 733, от 26.03.2014 N 136, от 30.05.2014 N 246, от 23.06.2014 N 294, от 25.11.2014 N 580, от 16.01.2015 N 7, от 14.05.2015 N 223, от 28.09.2015 N 486, от 31.12.2015 N 683, от 07.04.2016 N 130, от 23.08.2016 N 401, от 12.01.2017 N 6, от 06.05.2017 N 196, от 31.07.2017 N 383, от 05.09.2017 N 448, от 11.12.2017 N 576, от 27.12.2017 N 622, от 01.02.2018 N 60, от 27.04.2018 N 218, от 04.07.2018 N 359, от 28.09.2018 N 536, от 06.12.2018 N 693, от 27.02.2019 N 75, от 26.06.2019 N 351, от 15.10.2019 N 560, от 16.12.2019 N 667, от 07.04.2020 N 180, от 20.04.2020 N 211, от 21.04.2020 N 214, от 20.08.2020 N 503, от 26.11.2020 N 707, от 25.12.2020 N 796, от 26.05.2021 N 256, от 10.12.2021 N 721, от 21.12.2021 N 746, от 18.01.2022 N 21, от 25.04.2022 N 228, от 06.05.2022 N 257, от 30.06.2022 N 400, от 11.07.2022 N 432, от 05.12.2022 N 749, от 20.12.2022 N 795, от 06.03.2023 N 112, от 19.06.2023 N 342, от 24.11.2023 N 709, от 13.12.2023 N 762)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 13.12.2023 N 762)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли".


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.12.2013 N 733)


2. Министерству финансов Республики Бурятия (Мадаев Г.Э.) осуществлять финансирование мероприятий Государственной программы в пределах ассигнований, предусматриваемых по соответствующим отраслям в республиканском бюджете на 2014 - 2017 годы и на период до 2025 года.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 26.05.2021 N 256)


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.03.2013 N 151



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТОРГОВЛИ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 13.12.2023 N 762)




I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли"



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики Бурятия в сфере промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли


В Республике Бурятия промышленность является ведущей сферой экономики. Доля промышленности в валовом региональном продукте составляет более 20%. Промышленность обеспечивает занятость порядка 20% от общей численности занятых в экономике, поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Бурятия до 35%.


Промышленность представлена добычей полезных ископаемых, машиностроением и металлообработкой, пищевой промышленностью, лесопромышленным комплексом, промышленностью строительных материалов, легкой промышленностью и другими отраслями.


За последние годы в республике отмечается положительная динамика роста промышленного производства. В 2022 г. индекс промышленного производства составил 110,5%, в том числе по виду деятельности "Обрабатывающие производства" - 110,1%.


В структуре промышленности обрабатывающие производства занимают долю более 50%, представлены практически всеми виды экономической деятельности.


В 2022 г. объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах составил 132,9 млрд. руб. и увеличился на 15,8% в действующих ценах к предыдущему году.


Объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2022 г. составил 647 млн. долларов, что соответствует 85,8% к уровню прошлого года. При этом основная часть экспорта приходится на машиностроительную продукцию.


Число высокопроизводительных рабочих мест по итогам 2022 г. в обрабатывающих производствах составил 18,5 тыс. единиц, относительно 2017 г. увеличилось в 1,8 раза.


Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года в 2021 г. составила 109,6% (РФ - 111,9%).


Ежегодно предприятия обрабатывающих производств направляют инвестиций в основной капитал в объеме 2,5 - 4,0 млрд. руб. Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал по республике не значительна (в 2020 г. - 6,3%; в 2021 г. - 3,6%). Основным источником инвестиций являются собственные средства, доля которых в 2021 г. составила 97,5%.


Основные фонды вида деятельности "Обрабатывающие производства" на конец 2021 г. по полной учетной стоимости составили 40,9 млрд. руб. Степень износа основных фондов в 2021 г. составила 52,1% и увеличилась на 1% к предыдущему году. Наибольший износ наблюдается в металлургическом производстве, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, производстве прочих готовых изделий.


В республике остается низким уровень инновационной активности предприятий обрабатывающих производств. В 2021 г. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследуемых организаций по виду деятельности "Обрабатывающие производства" составил 16,67%, что ниже общероссийского показателя в 1,7 раза (28,49%).


Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по итогам 2021 г. составил 4,1% (РФ - 5,5%), что достаточно низко относительно экономически развитых стран.


Законом Республики Бурятия "О промышленной политике в Республике Бурятия" от 07.05.2016 N 1734-V определяются формирование и реализация промышленной политики в республике, система стимулирования развития промышленного производства.


Инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности представлена деятельностью регионального фонда развития промышленности, предоставляющего займы на реализацию инвестиционных проектов. Капитализация фонда составляет 750 млн. руб., за период деятельности поддержано 36 проектов в сфере обрабатывающих производств, привлечено внебюджетных средств в объеме 882,7 млн. руб.


В республике создан промышленный кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения, который объединяет кооперационными связями крупные и малые предприятия. В рамках кластера успешно реализован совместный проект в сфере импортозамещения.


Промышленная инфраструктура представлена Промышленным парком Республики Бурятия, где созданы условия для льготного доступа к производственным площадям субъектам МСП в сфере промышленности. На сегодня в промпарке размещен 21 резидент, создано порядка 300 рабочих мест.


Для стимулирования инвестиционной активности предприятий обрабатывающих производств (за исключением пищевой промышленности) в республике с 2021 г. субсидируется приобретение нового оборудования, в том числе на условиях лизинга. За период 2021 - 2023 годов предприятиям оказано поддержки на сумму 147,1 млн. руб.


Основными проблемами в сфере промышленности являются: высокая степень износа производственных фондов предприятий, применение в производстве устаревших технологий, недостаток собственных финансовых средств для реализации проектов, низкий уровень производственной кооперации, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень инновационной активности предприятий, недостаточна развита промышленная инфраструктура.


Одним из приоритетов государственной политики является развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которого в экономику республики с каждым годом становится более весовым.


Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП в 2021 г. составила 23,6%, что превышает на 2,0% среднероссийский показатель.


В 2022 г. в республике осуществляли деятельность 30986 субъектов малого и среднего предпринимательства. Структура по числу хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели - 61%, микропредприятия - 36,5%, малые предприятия - 2,4% и средние предприятия - 0,1%.


Занятость в сфере малого предпринимательства увеличилась по сравнению с 2017 г. на 26,1 тыс. человек и составила 104,637 тыс. человек.


В республике сформирована инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющая комплексную поддержку.


Центр "Мой бизнес" функционирует с декабря 2018 г. и предоставляет услуги во всех районах республики. В настоящее время субъектам малого и среднего предпринимательства доступны более 140 услуг, из них 26 в электронном виде посредством Цифровой платформы МСП.РФ.


Гарантийный фонд Бурятии оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления поручительств за счет гарантийного капитала в размере до 70% и в сумме до 100 млн. руб.


Для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к льготному финансированию МКК Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия предоставляет микрозаймы по сниженным процентным ставкам.


Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим экспортную деятельность или планирующим выйти на зарубежные рынки, услуги оказывает Центр поддержки экспорта Республики Бурятия. Ежегодно 20 услуг получают более 350 экспортеров. За период реализации национального проекта 154 экспортно ориентированных субъектов малого бизнеса заключили экспортные контракты в объеме 51,66 млн. долл. США.


К 2024 г. все услуги инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и меры поддержки органов исполнительной власти республики будут оцифрованы, размещены на платформе и доступны для получения предпринимателями в электронном виде.


В республике с 1 июля 2020 г. начата регистрация самозанятых граждан. На 31 декабря 2022 г. количество граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", составило 21603 человека, что в 6,3 раза больше, чем на 31 декабря 2020 г.


Торговля является одной из важнейших составляющих экономики и оказывает значительное влияние на качество жизни населения. Доля торговли в валовом региональном продукте республики в 2021 г. составила 10,4%. Отрасль обеспечивает поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет республики до 10% в общем объеме налоговых поступлений. Численность занятых в отрасли составляет 81,7 тыс. человек, что соответствует 22% к общей численности занятых в экономике.


Оборот розничной торговли в 2022 г. составил 243,5 млрд. руб., или 95,1% к предыдущему году. При этом в структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов, включая напитки, составила 55,2%. В расчете на душу населения оборот розничной торговли составил 247,6 тыс. руб., что соответствует 85,3% к среднероссийскому показателю. По сравнению с 2021 г. оборот розничной торговли на душу населения вырос на 11%.


В республике торговую деятельность осуществляют 6305 торговых объектов. Обеспеченность торговыми стационарными площадями на 1 тыс. жителей составляет 805,8 кв. м, что превышает установленный в республике норматив на 32,7% (минимальный - 607 кв. метров на 1000 жителей).


Осуществляется поддержка завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Баунтовского эвенкийского района. Предоставляются субсидии на возмещение торговым организациям 95% транспортных расходов по доставке продовольственных товаров, что позволяет снизить цены на товары первой необходимости и создать межсезонный запас товаров.


Оборот общественного питания в 2022 г. составил 15,0 млрд. рублей, или 110% к 2021 году в сопоставимых ценах. На душу населения оборот общественного питания по республике составил 15,3 тыс. руб., отмечается рост относительно 2021 г. на 29% в действующих ценах (РФ - 16,0 тыс. руб., рост на 21% в действующих ценах).


В республике действует 1112 предприятий, оказывающих услуги общественного питания, на 56322 посадочных места. Обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей по г. Улан-Удэ составляет 68,2 посадочного места, а по районам республики - 48,6 посадочного места.


Объем бытовых услуг населению по республике в 2022 г. составил 9,5 млрд. руб., индекс физического объема - 102,9%. На душу населения объем бытовых услуг составил 9,8 тыс. руб., или 118,9% в действующих ценах к 2021 г., к среднероссийскому показателю соответствует 97,2%.


В структуре объема бытовых услуг преобладают услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (32%), услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (25,7%), ритуальные услуги (14,4%), парикмахерские и косметические услуги (12,5%).


Защита прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции координацию и реализацию мероприятий в области защиты прав потребителей.


Обеспечение взаимодействия всех составляющих региональной системы защиты прав потребителей осуществляется в рамках функционирования межведомственных органов, в том числе Комиссии при Правительстве Республики Бурятия по обеспечению взаимодействия участников региональной системы в области защиты прав потребителей, Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по Республике Бурятия.


Министерство также предоставляет государственные услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, лицензированию заготовки переработки, хранения и реализации лома черных металлов, лома цветных металлов, осуществляет государственный региональный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионный контроль заготовки переработки, хранения и реализации лома черных металлов, лома цветных металлов.


На 31.12.2022 в республике 309 организаций имеют лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (всего 328 лицензий), которые осуществляют деятельность в 2686 торговых объектах и объектах общественного питания, 746 хозяйствующих субъектов осуществляют продажу пива и пивной продукции, 54 лицензиата осуществляют деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и (или) цветных металлов.


В рамках лицензирования в 2022 году Министерством рассмотрено и удовлетворено 391 заявление о выдаче, продлении, переоформлении и прекращении лицензии (также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" продлено действие на 12 месяцев без подачи заявлений и уплаты государственной пошлины 279 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), проведено 255 выездных оценок соответствия заявителей лицензионным требованиям.


Сбор госпошлины за предоставление лицензий в 2022 году составил 3,28 млн. руб.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


Государственная программа представляет собой комплекс мер по реализации государственной политики в сфере промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли, направленных на развитие конкурентоспособного и высокотехнологичного промышленного производства, создание благоприятного предпринимательского климата и условий ведения бизнеса, оказание мер поддержки хозяйствующим субъектам в курируемых отраслях, а также удовлетворение потребностей населения в услугах торговли и обеспечение качества реализуемой продукции.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы представлены в следующих стратегических документах:


- Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 496 "О долгосрочной государственной экономической политике";


- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";


- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р о Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года;


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года";


- Закон Республики Бурятия от 07.05.2016 N 1734-V "О промышленной политике в Республике Бурятия";


- Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года".


Целями государственной программы в соответствии с курируемыми направлениями являются:


Цель 1. Обеспечение устойчивого и инновационного развития промышленного производства.


Достижение данной цели государственной программы оценивается следующим показателем:


- индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", % к предыдущему году.


Цель 2. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.


В рамках данной цели государственной программы достижение оценивается следующим показателем:


- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек.


Цель 3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественную продукцию и услуги.


Степень достижения данной цели государственной программы оценивается следующим показателем:


- оборот розничной торговли, млрд. рублей.


В течение всего периода реализации государственной программы планируется обеспечить положительную динамику вышеуказанных показателей государственной программы.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Государственная программа Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства" взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации:


государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;


государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316.



4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы


Государственная программа Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли" в соответствии с приоритетами развития Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (развитие промышленного потенциала, развитие локальной экономики и развитие сервисной экономики) направлена на решение следующих задач в сфере государственного управления.


В сфере промышленного производства:


- увеличение объема промышленного производств и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие экспортного потенциала промышленных предприятий;


- стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий, содействие в модернизации и инновационном развитии производств, внедрении цифровизации в промышленности;


- создание и развитие промышленной инфраструктуры, расширение кооперационных связей промышленных предприятий;


- содействие в обеспечении квалифицированными кадрами промышленных предприятий.


Решение указанных задач планируется осуществить за счет существующих механизмов мер государственной поддержки в сфере промышленности (предоставление займов региональным фондом развития промышленности, возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, в том числе на условиях лизинга, субсидирование части затрат по аренде производственных площадей), а также за счет действующих форм государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Бурятия об инвестиционной деятельности.


В части обеспечения профессиональными кадрами формирование ежегодной потребности промышленных предприятий в среднесрочном периоде.


В сфере развития малого и среднего предпринимательства:


- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе развитие социального и женского предпринимательства, создание финансовых, налоговых, административных условий, стимулирующих сокращение скрытой ("теневой") деятельности в сфере предпринимательства и сокращение неформальной занятости, реализация мер по поддержке самозанятых граждан;


- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию, включая развитие системы кредитно-гарантийной поддержки, с использованием механизмов региональных микрофинансовых и гарантийных организаций;


- акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе развитие системы поддержки экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства и системы информационного и консультационного сопровождения предпринимателей, развитие цифровой платформы, обеспечивающей доступ для потенциальных и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) к инфраструктуре поддержки и ориентированной также на поддержку их производственной и сбытовой деятельности.


Решение указанных задач планируется осуществить посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, формирования полноценной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающей комплекс услуг бизнесу.


В сфере развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания и защиты прав потребителей:


- развитие инфраструктуры торговли, общественного питания и бытовых услуг, повышение территориальной доступности объектов торговли для населения республики;


- развитие новых и социально ориентированных форматов торговли и сервиса;


- продвижение на потребительский рынок качественной продукции, в том числе местных производителей, поддержка развития бренда "Сделано в Бурятии";


- совершенствование механизма организационного и правового регулирования сферы торговли, оборота алкогольной продукции и предоставления услуг;


- развитие системы защиты прав потребителей в республике, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты;


- стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке республики, обеспечение защиты населения от недоброкачественных товаров (работ, услуг).


Решение данных задач планируется осуществить:


- за счет оказания государственной поддержки завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Баунтовского эвенкийского района республики.


В сфере защиты прав потребителей организация работы комиссии при Правительстве Республики Бурятия по обеспечению взаимодействия участников региональной системы в области защиты прав потребителей, а также организация дегустаций продовольственных товаров, реализуемых на потребительском рынке республики.


Задачи государственной программы направлены на достижение целевых показателей национальных целей "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и "Цифровая трансформация" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основными положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.


Задачи государственной программы в сфере промышленности обеспечивают достижение следующих показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности":


- индекс производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году;


- индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", в % к 2020 году;


- объем экспорта товаров отраслей промышленности (в сопоставимых ценах), млрд. долларов.


Федеральным проектом "Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности (не менее чем в 70 субъектах РФ к 2030 году)" по результатам конкурсного отбора из федерального бюджета финансируются мероприятия государственной программы.


Задачи государственной программы в сфере развития малого и среднего предпринимательства обеспечивают достижение показателя государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек к 2030 году".


Для достижения целей и показателей государственной программы республика участвует в реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в который входит три федеральных проекта, реализуемых посредством региональных проектов на территории республики:


- "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами".


Проект направлен на поддержку лиц, применяющих налог на профессиональный доход (самозанятых) через оказание услуг Центром "Мой бизнес";


- "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса".


Проект направлен на оказание грантовой поддержки субъектам МСП, осуществляющим свою деятельность в сфере социального предпринимательства, в сфере молодежного предпринимательства (до 25 лет), оказание услуг Центра "Мой бизнес" для начинающих предпринимателей (действующих менее года и вновь созданных);


- "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".


Проект направлен на оказание поддержки в виде предоставления услуг Центра "Мой бизнес" для действующих более года предпринимателей, услуг Центра поддержки экспорта для экспортно ориентированных субъектов МСП, создание промышленных парков и технопарков, предоставление микрозаймов, предоставление поручительств субъектам МСП и самозанятым гражданам.


В целях реализации национального проекта обеспечивается достижение следующих показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика":


- количество самозанятых граждан, получивших поддержку;


- количество комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса;


- количество уникальных граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги.



II. Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках реализации программы


Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), продовольственными товарами, представлен в приложении к настоящей Государственной программе.



Приложение
к Государственной программе
Республики Бурятия
"Развитие промышленности, малого
и среднего предпринимательства
и торговли"



ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ТРУДНОДОСТУПНЫХ И ОТДАЛЕННЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СРОКАМИ ЗАВОЗА ГРУЗОВ (ПРОДУКЦИИ), ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ


1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2376-IV "О государственной поддержке завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" и устанавливает требования по предоставлению и распределению субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), продовольственными товарами (далее - Субсидии).


2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), продовольственными товарами.


3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в Республике Бурятия, на территории которых расположены труднодоступные и отдаленные населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), продовольственных товаров, в том числе скоропортящихся, завоз которых осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2376-IV "О государственной поддержке завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)":


- на возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 95 процентов транспортных расходов по доставке продовольственных товаров, определяемых исходя из расстояния от административного центра муниципального района до расположенных в нем населенных пунктов с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), транспортная доступность которых в период завоза товаров всеми видами транспорта составляет менее 180 дней;


- на возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 95 процентов транспортных расходов по доставке скоропортящихся товаров авиационным транспортом, определяемых исходя из расстояния от административного центра муниципального района до расположенных в нем населенных пунктов с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), транспортная доступность которых в период завоза товаров составляет менее 60 дней.


4. Субсидии предоставляются Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (далее - Минпромторг РБ), являющимся главным распорядителем соответствующих средств республиканского бюджета, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минпромторгу РБ на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка. Перечисление Субсидий в установленном порядке осуществляется на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Бурятия для учета операций со средствами местных бюджетов.


5. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства из местного бюджета составляет не менее 5 процентов.


6. Обязательными условиями для предоставления Субсидии являются:


- завоз товаров (продукции) в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Бурятия, в том числе:


- доставка продовольственных товаров в населенные пункты, транспортная доступность которых для всех видов транспорта составляет менее 180 дней;


- доставка скоропортящихся товаров в населенные пункты, транспортная доступность которых для авиационного транспорта составляет менее 60 дней;


- наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии;


- заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.


6.1. Нарушением условий предоставления Субсидии муниципальному образованию является несоблюдение муниципальным образованием условий, изложенных в пункте 6 настоящего Порядка.


7. Оценка эффективности использования Субсидии осуществляется Минпромторгом РБ путем сравнения установленного соглашением значения целевого показателя результативности использования Субсидии "Оборот розничной торговли в расчете на одного человека" и фактически достигнутого его значения. Значение целевого показателя результативности использования Субсидии, предусмотренного соглашением, соответствует индикатору, предусмотренному в Перечне расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии из республиканского бюджета на текущий финансовый год и плановый период.


8. Предоставление Субсидии осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования.


9. Администрация муниципального образования предоставляет средства юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим завоз продукции (товаров), на основании договоров на поставку и перевозку продукции и (или) документов, подтверждающих отгрузку или фактическое поступление продукции, с приложением документов о транспортных расходах (товарно-транспортные накладные и приемные акты).


10. Для предоставления Субсидии муниципальное образование подает в Минпромторг РБ:


а) до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году:


- заявку, подписанную главой муниципального образования, с приложением обоснования заявки с расчетами, подтверждающими объем расходного обязательства;


- подписанный главой муниципального образования расчет себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов (продукции) на очередной финансовый год и плановый период;


б) до 10 числа месяца, предшествующего месяцу финансирования:


- копию разработанного в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципального правового акта, регулирующего предоставление Субсидии в целях частичного возмещения транспортных расходов юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, и содержащего положения об условии формирования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями цен на продовольственные товары без учета транспортных расходов, возмещаемых за счет Субсидии;


- копии соглашений о предоставлении Субсидий юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, содержащих обязательства юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей по формированию цен на продовольственные товары без учета транспортных расходов, возмещаемых за счет Субсидий.


11. Ответственность за достоверность представляемых в Минпромторг РБ документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, несут главы муниципальных образований.


12. Минпромторг РБ в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении Субсидии.


Основаниями для отказа в предоставлении Субсидии являются представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, и несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.


13. Субсидии предоставляются Минпромторгом РБ в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с утвержденным законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.


13.1. Внесение изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия без внесения изменений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период в случаях, определенных пунктами 1, 3 части 1 статьи 32.3 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 N 2359-III "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" (далее - Закон), производится в соответствии с Порядком внесения изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.08.2021 N 458.


При наступлении случая, определенного пунктом 2 части 1 статьи 32.3 Закона, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты выявления нарушения муниципальным образованием условий предоставления Субсидии осуществляет подготовку правового акта Правительства Республики Бурятия о внесении изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Бурятия.


14. Для распределения из республиканского бюджета Субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по обеспечению населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), продовольственными товарами (Si), применяется формула:


Si = (Сi x kюлип) x (1 - kМБi), где:



Сi - общая сумма транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей i-го муниципального образования на доставку продовольственных товаров в населенные пункты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) на соответствующий финансовый год.


Расчет транспортных расходов производится в соответствии с методикой расчета транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по завозу товаров (продукции) для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза (приложение N 5 к постановлению Правительства Республики Бурятия от 12.10.2012 N 600);


Kюлип - коэффициент возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных расходов по доставке продовольственных товаров в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, %;


KМБi - коэффициент софинансирования за счет средств бюджета i-го муниципального образования, определенный с учетом предельного уровня софинансирования Республики Бурятия объема расходного обязательства i-го муниципального образования, в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.


15. Предоставление Субсидий из республиканского бюджета осуществляется на основании соглашения, заключаемого Минпромторгом РБ с муниципальным образованием - получателем Субсидий (далее - Муниципальное образование).


В соглашении о предоставлении Субсидии указываются:


а) размер предоставляемой Субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в местный бюджет, а также обязательства муниципального образования в Республике Бурятия по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, объем бюджетных ассигнований из местного бюджета на исполнение соответствующих расходных обязательств;


б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;


в) значения показателя результативности использования Субсидии;


г) реквизиты правового акта Муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;


д) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, а также о достижении значений показателя результативности использования Субсидии;


е) указание органа местного самоуправления, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны Муниципального образования и представлению отчетности;


ж) порядок осуществления контроля за выполнением Муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;


з) обязательства Муниципального образования по возврату средств в республиканский бюджет;


и) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;


к) применение мер ответственности к Муниципальным образованиям за недостижение показателя результативности использования Субсидии, а также за нарушение графика выполнения мероприятий;


л) условие о вступлении в силу соглашения.


Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений и его расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством финансов Республики Бурятия.


В случае внесения изменений (дополнений) в законы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление Субсидии, сроков исполнения мероприятий, в соглашение вносятся соответствующие изменения.


Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования Субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления Субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера Субсидии.


16. Финансирование мероприятий осуществляется по мере поступления средств из республиканского бюджета.


Условиями расходования Субсидий являются:


- представление Муниципальным образованием копий платежных поручений, подтверждающих факт произведенных расходов местного бюджета в части софинансирования его доли;


- соблюдение Муниципальным образованием условий расходования, определенных законами Республики Бурятия и (или) нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия;


- соблюдение Муниципальным образованием обязательств по исполнению значений показателя результативности.


17. Муниципальное образование обязано представлять в Минпромторг Республики Бурятия отчет об использовании государственных бюджетных средств и средств Муниципального образования ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и годовой отчет - до 1 марта очередного финансового года.


18. Муниципальные образования несут ответственность за целевое использование Субсидий, предоставленных из республиканского бюджета, достоверность представляемых сведений и документов.


19. Неиспользованные Субсидии подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с бюджетным законодательством.


20. В случае если Муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 настоящего Порядка, и до 1 марта следующего финансового года указанные нарушения не устранены, то объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в республиканский бюджет (Vвозврата), без учета остатка Субсидий, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, рассчитывается по формуле:


Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1, где:



Vсубсидии - размер Субсидии, предоставленный местному бюджету в отчетном финансовом году;


m - количество показателей результативности использования Субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования Субсидии, имеет положительное значение;


n - общее количество показателей результативности использования Субсидии;


k - коэффициент возврата Субсидии.


20.1. Коэффициент возврата Субсидии (k) рассчитывается по формуле:


k = SUM Di / m, где:



Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования Субсидии.


20.2. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования Субсидии (Di), определяется:


а) для показателей результативности использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидии, по формуле:


Di = 1 - Ti / Si, где:



Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования Субсидии на отчетную дату;


Si - плановое значение i-го показателя результативности использования Субсидии, установленное соглашением;


б) для показателей результативности использования Субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидии, по формуле:


Di = 1 - Si / Ti.



Указанные средства должны быть возвращены из местного бюджета в республиканский бюджет до 1 мая года, следующего за годом предоставления Субсидии.


21. Основанием для освобождения Муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 19, 20 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:


- установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия и (или) органа местного самоуправления в Республике Бурятия;


- установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;


- аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;


- наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 настоящего Порядка.


22. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, к муниципальному образованию в Республике Бурятия применяются меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.


23. Контроль за соблюдением условий предоставления (расходования) Субсидий осуществляется главными распорядителями средств республиканского бюджета и исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ