Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Предварительный национальный стандарт (ПНСТ)


Впервые определение предварительного национального стандарта было сформулировано в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании": предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен.

Таким образом, предварительный национальный стандарт был отнесен к числу документов по стандартизации.

Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта были установлены в статье 16_2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ и основополагающем стандарте - ГОСТ Р 1.16-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены".

Предварительный национальный стандарт утверждался на срок не более чем три года. Не позднее чем за три месяца до истечения срока действия утвержденного предварительного национального стандарта национальный орган по стандартизации направлял его, а также результаты мониторинга и оценки применения предварительного национального стандарта в технический комитет по стандартизации.

Технический комитет по стандартизации организовывал экспертизу предварительного национального стандарта и результатов мониторинга и оценки его применения, после чего готовил мотивированное предложение об утверждении или отклонении предварительного национального стандарта в качестве национального стандарта.

В случае принятия решения об утверждении предварительного национального стандарта в качестве национального стандарта национальный орган по стандартизации обеспечивал его опубликование в порядке, установленном для национальных стандартов.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" направлен на решение национальных задач только в правовом поле технического регулирования, где национальные документы по стандартизации обеспечивают соблюдение требований технических регламентов на добровольной основе. При этом законодательная база национальной стандартизации отсутствовала.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Статья 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" определяет предварительные национальные стандарты следующим образом: предварительный национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта.

Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" установил порядок разработки и утверждения предварительных национальных стандартов (ст.25); правила применения предварительных национальных стандартов (ст.26); порядок официального опубликования, издания и распространения предварительных национальных стандартов (ст.30). Также приказом Минпромторга РФ от 24.05.2021 N 1877 утвержден Порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации и продолжает действовать основополагающий стандарт - ГОСТ Р 1.16-2011.

В статье 25 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ сохранены основные этапы разработки предварительных национальных стандартов, которые были установлены в статье 16_2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, и сроки действия этих документов (не более трех лет).

Статьей 25 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ впервые установлены мотивированные предложения, при которых должно приниматься предложение об отклонении проекта предварительного национального стандарта:

1) нарушение порядка разработки проекта предварительного национального стандарта и (или) его оформления;

2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту предварительного национального стандарта от заинтересованного лица;

3) несоответствие проекта предварительного национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;

4) несоответствие проекта предварительного национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;

5) несоответствие требований проекта предварительного национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

Также впервые установлены случаи, когда действие предварительного национального стандарта прекращается:

1) истечение трех лет со дня введения в действие предварительного национального стандарта;

2) утверждение федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации национального стандарта, который разработан на основе данного предварительного национального стандарта;

3) принятие федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации решения об отмене предварительного национального стандарта.

Простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации может быть принято решение об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта в случае необходимости:

1) ускоренного внедрения результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

2) гармонизации национальных стандартов с международными стандартами, региональными стандартами, национальными стандартами иностранных государств;

3) апробации требований и накопления дополнительной информации в отношении новых видов продукции, процессов и технологий.

Таким образом, предварительный национальный стандарт, в том числе, применяют при производстве и постановке на производство принципиально новых (инновационных) видов продукции, при внедрении новых методов испытаний и измерений, при переходе на новые способы управления производством, при организации новых (инновационных) технологических процессов и в иных обоснованных случаях. Поэтому:

- не допускаются ссылки на предварительные национальные стандарты в национальных стандартах Российской Федерации и сводах правил, а также в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации. При ссылках на предварительные национальные стандарты в стандартах организации, технических условиях, иных нормативных и технических документах рекомендуется учитывать временный характер предварительных национальных стандартов и обусловленную этим необходимость замены данных ссылок при отмене ссылочного предварительного национального стандарта;

- при подтверждении соответствия продукции требованиям предварительного национального стандарта не допускается применение знака национальной системы стандартизации;

- не допускается включение предварительных национальных стандартов в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, и в перечень документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Законом N 162-ФЗ установлена добровольность применения предварительных национальных стандартов. Однако при этом установлена и ответственность производителя в случае несоответствия продукции публично заявленному стандарту.

Если производитель указывает, что его продукция соответствует определенному стандарту, и использует обозначение стандарта в маркировке, документации, то есть делает публичное заявление о соответствии, то в таком случае применение заявленного стандарта является обязательным для изготовителя. Если по факту выяснится, что продукция не соответствует заявленному стандарту, статьей 34 Федерального закона N 162-ФЗ предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной, в соответствии с законодательством РФ.

Законодательство России

  • О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
  • Об утверждении Порядка разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации
  • О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ