Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Материал актуален на 18.11.2024

Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина в сфере строительства и проектирования

Внимание!

С 1 января 2021 года заработала новая система контрольно-надзорного законодательства

Для получения консультации по данной тематике вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей.

Общая информация по вопросам реформы КНД.

Новости о реализации механизма "регуляторной гильотины".

Предпосылки реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере строительства и проектирования

"Регуляторной гильотиной" обозначено внесение в законодательство изменений, предусматривающих отмену всех нормативных правовых актов, устанавливающих устаревшие и недейственные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования.

"Регуляторная гильотина" в сфере строительства предполагает отсечение избыточных, устаревших и неэффективных норм, регулирующих деятельность контрольных (надзорных) органов в отношении строительной деятельности, "чистку" норм, устанавливающих обязательные требования и выступающих предметом проверки в рамках государственного контроля (надзора) безопасности зданий и сооружений.

В рамках реализации исполнения пункта 5 Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. от 29.05.2019 N 4714п-П36, перед разработчиками проекта постановлений стояла задача по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере строительства, то есть по упразднению неэффективных, устаревших и избыточных правовых норм, содержащихся в актах Министерства строительствва РФ и Правительства РФ, в сфере государственного контроля (надзора) безопасности зданий и сооружений.

Отмененные в рамках "регуляторной гильотины" нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 13.01.2020 N 7 "О признании утратившими силу некоторых актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений" - содержит 1259 отмененных документов, среди которых устаревшие документы по строительству зданий и сооружений.

Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений" - содержит 3621 отмененных документа, среди которых устаревшие документы по строительству зданий и сооружений, о затратах по строительным работам.

Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 N 857 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации " - содержит более 300 недействующих актов, среди которых документы по строительству, ремонту зданий и сооружений.

Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации " - содержат 183 акта, среди которых документы по строительству, проектированию, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений.

Отменены в рамках "регуляторной гильотины" с 1 января 2021 года

Постановление Правительства РФ от 29.07.2020 N 1136 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства "

В соответствии с данным постановлением с 1 января 2021 года признаны утратившими силу и отменены следующие документы:


Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства"

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 85 "Об утверждении Правил направления Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в кредитную организацию требования о переводе на специальные банковские счета указанных национальных объединений саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае формирования такого компенсационного фонда) саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, и формы такого требования"

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 248/пр "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 688/пр "О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 1427/пр "О внесении изменений в перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 688/пр"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 1700/пр "О внесении изменения в порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 688/пр"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 306/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55_16 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 165/пр "О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 248/пр"

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 декабря 2016 г. N 540 "О внесении изменений в форму единого реестра членов саморегулируемых организаций, утвержденную приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 г. N 114"

Внимание!

На основании постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" с 1 января 2021 года в рамках "регуляторной гильотины" Правительство РФ отменило 111 нормативных правовых актов в сфере санэпиднадзора, в том числе следующие нормативы, относившиеся к строительной отрасли:

- СанПиН 2.1.2.729-99. 2.1.2. "Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности. Санитарные правила и нормы" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.01.99 N 3);

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29 - отменен с 1 марта 2021 года)

- СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141);

- СанПиН 2.2.3.1385-03 "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 142);

- СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 - отменен с 1 марта 2021 года)

- СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 N 68).

Новые нормативные акты в сфере строительства и проектирования в рамках "регуляторной гильотины"

Документы, отмененные с 01.01.2021

Документы, вступившие в силу

Краткий обзор

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2035 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (не действует с 01.01.2022)

Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 N 1628 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"



Согласно указанному документу, требования энергетической эффективности устанавливаются Минстроем России и включают в себя:

- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

В правилах определения класса энергетической эффективности устанавливаются:

- перечень классов энергетической эффективности и их обозначения;

- для каждого класса энергетической эффективности соответствующие данному классу минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме;

- обязательные для наивысших классов энергетической эффективности требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

- требования к указателю (маркировке) класса энергетической эффективности, который размещается на фасаде многоквартирного дома.

Класс энергетической эффективности:

- определяется органом государственного строительного надзора для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности;

- определяется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, при осуществлении указанного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома обозначается латинскими буквами по шкале от А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя, приведенного в таблице пункта 5 требований.

Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического значения показателя (проектного значения показателя - для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию), характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, и нормативного значения показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, установленного в требованиях энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 248/пр "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.11.2020 N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства "

Приказом предусматривается утверждение усовершенствованного порядка разработки и согласования СТУ. Уточняются требования к разработчикам СТУ (проектная организация и (или) научно-исследовательская организация) с целью повышения качества разработанных СТУ, а также устанавливаются требования к содержанию СТУ и пояснительной записке, в том числе с учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Устанавливается, что согласование СТУ осуществляется обладающим необходимыми компетенциями подведомственным Минстрою России учреждением, либо, если СТУ разработаны на объект капитального строительства, являющийся объектом использования атомной энергии, они подлежат согласованию Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация), устанавливаются случаи, при которых уполномоченные организации отказывают в согласовании СТУ.

С целью оперативности и быстроты предоставления услуг, а также с целью исключения непосредственного контакта заявителя с лицами, оказывающими услуги, для избегания коррупционного риска, документы для согласования направляются в электронном виде.

В целях обеспечения всестороннего и объективного рассмотрения СТУ предусматривается создание нормативно-технического совета, в состав которого включаются сотрудники органов государственной власти, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций. Приказом устанавливается порядок функционирования нормативно-технического совета, в том числе его задачи, обязанности и порядок принятия решений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460 "Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий"



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 (с изменениями на 27 декабря 2010 года) (отменено с 01.03.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1631)"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий""


Новшества в новом документе выделены жирным шрифтом.

Над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними не допускается размещать машинное отделение и шахты лифтов, мусороприемную камеру, ствол мусоропровода и устройство для его очистки и промывки, электрощитовую, венткамеры, насосные, индивидуальные насосные пункты с насосным оборудованием, водомерные узлы с насосным оборудованием, трансформаторные подстанции, промышленное холодильное оборудование, за исключением холодильных витрин и ларей, установленных в торговых объектах и объектах общественного питания с соблюдением гигиенических нормативов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"

Посттановление Правительства РФ N 2161 от 01.12.2021 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства РФ N 1087 от 30.06.2021 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ".

Постановлением устанавливаются общие требования к организации и проведению каждого профилактического мероприятия, а также к организации и проведению РГСН.


Отдельный раздел посвящен организации и проведению КНМ при осуществлении РГСН.

В частности, устанавливается, что органы РГСН ведут реестр объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляют РГСН. Ведение реестра осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа РГСН. Порядок включения и исключения сведений в реестр и перечень содержащихся в нем сведений устанавливается Постановлением.

Устанавливается, что КНМ при осуществлении РГСН проводятся на основании программы проверок.

Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень КНМ.

К событиям, наступление которых является основанием для проведения КНМ в соответствии с программой проверок, относятся:

• завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;

• завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается руководителем органа РГСН и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (в части федерального надзора)

Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1087 было утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре

Новым Положением конкретизированы и приведены в соответствие с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ:

- перечень профилактических мероприятий;

- критерии отнесения объектов к различным категориям риска;

- виды контрольных (надзорных) мероприятий и перечень допустимых действий в составе каждого такого мероприятия;

- виды и периодичность проведения проверок.

Таким образом, со 02.07.2021 специалистам, осуществляющим эксплуатацию любых зданий, при подготовке к проверке органами Ростехнадзора необходимо руководствоваться данным документом.


Также см.


Проект приказа Минстроя "О признании не подлежащими применению некоторых приказов Министерства регионального развития Российской Федерации", (01/02/08-20/00107573);


Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р "Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год ".

См. статью Реализация положений "регуляторной гильотины" в строительстве



Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" утвержден перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". В частности, см. акты в следующих сферах:

- Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

- Федеральный государственный строительный надзор


Справки

  • Реформа контрольно-надзорной деятельности. Регуляторная гильотина

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ