Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Документы ФСНБ после 2001 года

Общие положения


К концу 90-х годов XX века сметно-нормативные базы 1991 и 1984 годов перестали соответствовать технологиям строительного производства, а предусмотренные в них цифровые показатели были несоразмерны с реальными затратами. Назрела необходимость разработки новой сметно-нормативной базы, учитывающей постоянный рост цен после распада СССР. В связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве после гиперинфляции 90-х годов сложились предпосылки к переходу от ресурсного метода, как наиболее трудоемкого, к ресурсно-индексному и базисно-индексному методам, позволяющим с достаточной степенью точности определять стоимость строительства в текущем уровне цен без дополнительных трудозатрат.

Базисно-индексный метод основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном периоде. Базисно-индексный метод незаменим при составлении планов капитального ремонта и реконструкции. Ресурсный же метод предполагает калькуляцию всех ресурсов в текущем уровне цен без индексации. Это более точный метод, но и более трудоемкий. Именно поэтому базисно-индексный метод получил наибольшее распространение у государственных заказчиков.

В 1998 году Госстрой России инициировал разработку новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформированной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000, получившей наименование ФСНБ-2001. К ее разработке были привлечены заинтересованные министерства и ведомства, 38 специализированных проектных организаций, свыше 80 региональных центров ценообразования в строительстве.

Итогом этой работы стало постановление Госстроя от 8 апреля 2002 года N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве", отменившее документы сметно-нормативной базы 84 и 91 годов. Новая ФСНБ-2001 была введена в действие с 01.09.2003.

ФСНБ-2001 в редакции 2001-2004 годов. Индексы


В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы следующие виды документов:

- Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);

- Федеральные и Территориальные единичные расценки (ФЕР-2001, ТЕР-2001);

- Сборники Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ);

- Сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ).

ГЭСН предназначены для определения потребности в ресурсах (затрат труда рабочих-строителей, машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсов) при выполнении строительных и специальных строительных работ и для составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ ресурсным методом. ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень организации строительного производства, техники и технологии выполнения работ.


ГЭСН подразделяются на:

- ГЭСН - Государственные элементные сметные нормы на строительные работы, содержащие 47 сборников. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-28.2001 (сборники 48 и 49 были заявлены, но так и не были разработаны);

- ГЭСНм - Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования, содержащие 40 сборников. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-29.2001;

- ГЭСНр - Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы - 1 сборник; имеет обозначение ГЭСНр 81-04-01-2001;

- ГЭСНп - Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы, состоящие из 10 сборников; наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-27.2001;

- ГЭСНмр - Государственные элементные сметные нормы на капитальный ремонт и модернизацию оборудования, состоящие из 2 сборников; имеют обозначение ГЭСНмр 81-06-<N сборника>-2001.

Сборники Государственных элементных сметных норм содержат техническую часть, вводные указания к отделам и разделам, таблицы сметных норм и необходимые приложения. Позднее общие положения и приложения государственных элементных сметных норм были выделены в отдельные сборники.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

1. Затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в человеко-часах;

2. Средний разряд работы (звена рабочих);

3. Затраты труда машинистов в человеко-часах;

4. Состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в машино-часах;

5. Перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

Шифр нормы состоит из номера сборника (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один-два знака). Пример: норма "Установка фланцевых соединений на стальных трубопроводах диаметром 100 мм" имеет обозначение 16-02-007-04, что означает ГЭСН Сборник 16. Трубопроводы внутренние, 2 раздел, 7 таблица, норма N 4.

ГЭСН являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов: единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, индивидуальных и укрупненных сметных нормативов. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСНм, могут быть использованы также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) для определения продолжительности выполнения работ и составления технологической документации.

Указания по разработке ГЭСН представлены в методических документах: МДС 81-19.2000, МДС 81-20.2000, МДС 81-26.2000 и МДС 81-27.2007.

Параллельно с ГЭСН были разработаны сборники федеральных единичных расценок - ФЕР, на региональном уровне разрабатывались территориальные единичные расценки (ТЕР). Каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ФЕР, с тем же номером и наименованием. Например: ГЭСНм 81-03-16-2001 Часть 16. Оборудование предприятий черной металлургии и ФЕРм 81-03-16-2001. Сборник 16 Оборудование предприятий черной металлургии.

ФЕР предназначены для определения затрат при выполнении строительных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ базисно-индексным методом. ФЕР разработаны для базового района Российской Федерации (Московской области) в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года. Для индексирования ФЕР Госстрой ежеквартально выпускает индексы изменения стоимости.

ФЕР по аналогии с ГЭСН подразделяются на:

- ФЕР - Федеральные единичные расценки на строительные работы, содержащие 47 сборников. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-36.2004;

- ФЕРр - Федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы - 1 сборник. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-38.2004;

- ФЕРм - Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования, содержащие 40 сборников. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-37.2004;

- ФЕРп - Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы, состоящие из 10 сборников. Наименования и обозначения сборников указаны в приложении 1 МДС 81-40.2006;

- ФЕРмр - Федеральные единичные расценки на капитальный ремонт и модернизацию оборудования, состоящие из 2 сборников (обозначение: ФЕРмр 81-06-<N сборника>-2001).

Сборники ФЕР-2001 содержат техническую часть, таблицы единичных расценок и приложения.

Техническая часть включает в себя следующие разделы:

1. Общие указания.

2. Правила исчисления объемов работ.

3. Коэффициенты к единичным расценкам, учитывающие изменения условий производства строительно-монтажных работ по сравнению с предусмотренными в единичных расценках сборников ФЕР.

Таблицы ФЕР-2001 содержат 8 граф:

Графа 1. Номер (шифр) единичной расценки. В необходимых случаях в данную графу включаются коды материалов, стоимость которых не учтена единичными расценками.

Графа 2. Наименование и характеристика строительных работ и конструкций, а также наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, и их единицы измерения.

Графа 3. Показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в рублях).

Графа 4. Показатель оплаты труда рабочих-строителей (в рублях).

Графы 5-6. Показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств - всего (в рублях) с выделением нормативного показателя затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами (в рублях).

Графа 7. Показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции (в рублях).

Графа 8. Показатель затрат труда рабочих-строителей (в человеко-часах).

В приложениях к сборникам ФЕР-2001 в справочном порядке приведены сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и сметные цены на материалы, изделия и конструкции (в ценах базового Московского региона по состоянию на 01.01.2000) для соответствующих единичных расценок данных сборников.

Шифр единичной расценки состоит из номера сборника (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера единичной расценки в данной таблице (один-два знака), соответствующего порядковому номеру государственной элементной сметной нормы в таблице сборника ГЭСН. Например: расценка "Укладка на иловых площадках труб хризотилцементных дренажных диаметром 150 мм" имеет обозначение 23-04-005-02, что означает: ФЕР Сборник N 23 "Канализация - наружные сети", раздел 4, таблица 005, 2-я расценка в таблице.

Указания по применению федеральных единичных расценок представлены в следующих методических документах: МДС 81-36.2004, МДС 81-37.2004, МДС 81-38.2004, МДС 81-40.2006, МДС 81-2.99 и МДС 81-3.99.

ФЕР являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов: территориальных единичных расценок (ТЕР) и отраслевых единичных расценок (ОЕР), разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы. ФЕР применяются для территорий и для отраслевых ведомств, где отсутствуют полностью или частично территориальные единичные расценки (ТЕР) или отраслевые единичные расценки (ОЕР). В этом случае пересчет единичных расценок в территориальный уровень цен производится с использованием территориальных (отраслевых) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, которые публикуются ежеквартально. ФЕР используются при формировании инвесторских смет и подготовке тендерной документации, при планировании и анализе экономических показателей проектных решений.

Так как все ТЕР не были разработаны одновременно, в регионах допускалось использование ФЕР-2001 с соответствующими поправочными коэффициентами (подробнее об этих документах рассказано в справке по ТЕР).

Первые ГЭСН и ФЕР появились в 2000 году. В течение 2000-2004 годов был разработан и утвержден весь комплекс этих документов. Структура обозначения и наименования сборников ГЭСН и ФЕР сохранены до сих пор.

Неотъемлемой частью документов ФСНБ-2001, утвержденных в 2000-2004 годах, являются сборники Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ) и Сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ).

ФССЦ предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, а также для определения стоимостных показателей сборников ФЕР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Цены на материалы определялись на основании средневзвешенных цен поставщиков и не учитывали НДС и налог с продаж. При этом цены учитывали все расходы, связанные с доставкой материалов до приобъектного склада строительства (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузочно-разгрузочные и заготовительно-складские расходы). ФССЦ составлены для условий базового района - Московской области в ценах на 01.01.2000. Индексирование ФССЦ осуществлялось индексами для ФЕР в зависимости от региона и вида работ.


На территориальном уровне разрабатывались Территориальные сборники (каталоги) средних цен на строительные материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, транспортировку грузов (ТССЦ) в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал).

Методические рекомендации по разработке ФССЦ представлены в МДС 81-2.99.

ФСЭМ представляет собой сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и предназначены для:

- разработки единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы;

- определения сметной стоимости строительства ресурсным методом;

- формирования стоимостных показателей при осуществлении взаиморасчетов между генподрядными строительными организациями и подразделениями строймеханизации;

- разработки сметных цен на перевозку грузов для строительства;

- разработки сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции.

Сметные расценки ФСЭМ исчислены в расчете на 1 час календарного среднесменного времени эксплуатации машин.

Методические рекомендации по разработке ФСЭМ представлены в МДС 81-3.99.

В 2004 году основной методический документ по ценообразованию СП 81-01-94 и дополняющий его МДС 81-1.99 были заменены "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ. МДС 81-35.2004 - как основной методический документ ценообразования применяется до сих пор.

Несмотря на отмену документов ФСНБ 1984 и 1991 годов, особенно в первой половине 2000-х годов, расценок и сметных норм новой ФСНБ-2001 не хватало. Допускалось использование сметно-нормативной базы 1991 года (1984 год) по согласованию с Госстроем России.

При переходе на новую ФСНБ-2001 сметная документация, государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003, обязательному пересчету не подлежала. При этом расчеты осуществлялись в нормах и ценах 1984 (1991) годов с использованием индексов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Госстроем России. В тех случаях, когда производилась расконсервация строительства и его остаточная стоимость составляла более 50% от сметной, Госстрой рекомендовал пересчет остатков сметной стоимости по нормативам ФСНБ-2001. Решение о пересчете принималось заказчиком.

ФСНБ-2001 соединяла в себе и базисно-индексный метод, к которому относились ФЕР, ТЕР, СБЦ ФССЦ, и ресурсно-индексный метод - ГЭСН. Ежеквартально Госстрой выпускал индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ для сметных нормативов федерального уровня. Для нормативов регионального уровня индексы выпускались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Изначально ФСНБ-2001 получила распространение у государственных заказчиков и использовалась при бюджетном строительстве. При этом применение документов ФСНБ-2001 не являлось обязательным. В это же время использовались документы сметно-нормативной базы 1984 года, индексы к которой разрабатывались специалистами КЦЦС - координационным центром ценообразования в строительстве и не утверждались гос. органами.

ФСНБ-2001 в редакции 2008 года


После ликвидации Госстроя России в 2004 году функции управления строительством были переданы Министерству регионального развития.

В 2005 году с целью усиления государственного регулирования порядка определения сметной стоимости строительства, осуществляемого за счет средств госбюджета, был создан Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), а затем его филиалы в субъектах Федерации.

С 2007 года вновь созданные центры приступили к реформированию ФСНБ-2001. Реформирование заключалось в полном пересмотре сметных нормативов на федеральном и территориальном уровнях. К 2008-2009 годам эта работа была завершена и выпущены в свет новые сборники ГЭСН, ФЕР, ТЕР ФССЦ и ФСЭМ и сборники ТССЦ.

Федеральный реестр сметных нормативов. Классификация


В 2009 году было принято постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", которое дало старт разработке и последующему утверждению порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства и классификации сметных нормативов.

В 2009 году создается Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (приказ Минрегиона России от 15.07.2009 N 296). Реестр ведется в электронном виде и публикуется на сайте Минрегиона (после упразднения Минрегиона - на сайте Минстроя России) по мере внесения изменений в Федеральный реестр, а также в Федеральной информационной системе ценообразования в строительстве - ФГИС ЦС.

Цель создания Федерального реестра сметных нормативов указана в наименовании: после 2008 года настала необходимость более жесткого контролирования бюджетных расходов. С этого времени произошло четкое разделение бюджетной и коммерческой сфер финансирования строительства: строительство с привлечением бюджетных средств регулируется государством, а коммерческое строительство регулируется только договором между заказчиком и подрядчиком. Путаницу в понимании статуса сметных нормативов и возможности их применения внесло следующее обстоятельство: с момента создания Федерального реестра сметных нормативов сметные нормативы перестали утверждаться и отменяться, а только включаться и исключаться из Федерального реестра сметных нормативов приказами Минрегиона, позднее - приказами Госстроя/Минстроя.

В созданный Федеральный реестр сметных нормативов вошли существующие сметные нормативы, разделенные по видам: государственные, территориальные, отраслевые и индивидуальные сметные нормативы, а также письма Минрегиона (теперь Минстроя) о рекомендуемых к применению ежеквартальных индексах.

В реестр включаются следующие сведения:

наименование и порядковый номер утвержденного (согласованного) сметного норматива;

дата и номер акта (письма) об утверждении (согласовании) сметного норматива;

регистрационный номер сметного норматива и дата его включения в Реестр.

Помимо государственных сметных нормативов, включающих в себя ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ФСЭМ, методических документов по разработке и применению сметных нормативов, справочников базовых цен и укрупненных сметных нормативов, в Федеральный реестр сметных нормативов вошли индивидуальные, отраслевые и территориальные сметные нормативы, территориальные сметные нормативы и раздел нормативных затрат.

Территориальные сметные нормативы включают в себя сметные нормативы, разработанные для субъектов России, и утверждаются региональными органами исполнительной власти. Подробнее см. справку ТЕР.


Индивидуальные сметные нормативы разрабатывались в случае отсутствия государственных или отраслевых сметных нормативов для отдельных объектов капитального строительства. Они утверждались Минрегионом и включались в соответствующий раздел Федерального реестра сметных документов. Разработка индивидуальных сметных нормативов производилась по тем же методикам, что и разработка ГЭСН и ФЕР.


С 2015 года (постановление Правительства РФ от 28.07.2015 N 787) этот порядок был изменен: индивидуальные сметные нормативы могут разрабатываться и применяться только по отдельному решению Правительства. А с 1 апреля 2016 года индивидуальные сметные нормативы признаны не подлежащими к применению (приказ Минстроя России от 01.04.2016 N 202/пр). В случае необходимости дальнейшего применения при строительстве индивидуальных сметных нормативов необходимо представить в Минстрой России мотивированное обоснование такой необходимости для принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы и методические документы по разработке сметных норм и определения расчетов, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. Отраслевые сметные нормативы включают в себя сметные нормативы, разработанные для различных отраслей, например, ОАО "РЖД", ОАО "ФСК ЕС", нормативы министерства культуры и др. Они относятся к производственно-отраслевому строительству и ремонтно-реставрационным работам, ведущимся в пределах той отрасли, для которой нормы и разработаны.


Одновременно с Федеральным реестром сметных нормативов был сделан еще один шаг к упорядочиванию документов в области ценообразования в строительстве - была утверждена классификация сметных нормативов (приказ Минрегиона РФ от 20.08.2009 N 353). Классификация базировалась на положениях МДС 81-35.2004 и устанавливала разделы сметных нормативов (государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные). Четко регламентировались виды сметных нормативов, их функция и обозначение. В 2012 году Классификация была пересмотрена (приказ Госстроя от 4 декабря 2012 года N 76/ГС), однако значимых изменений в классификацию 2012 года не было внесено. В 2015 году вышла новая классификация сметных нормативов (приказ Минстроя РФ от 08.06.2015 N 413/пр), которая повторяла предыдущую классификацию 2012 года и дополняла еще двумя разделами: индексы сметной стоимости и информационные документы, к которым отнесены информационные и разъяснительные письма.

Приказом Минстроя России от 18.09.2018 N 586/пр Классификация сметных нормативов, утвержденная в 2015 году приказом Минстроя РФ N 413/пр, была отменена. Это связано с тем, что в настоящее время законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе ГрК РФ, не предусматривает классификацию сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства. Частично классификация сметных нормативов (ГЭСН) изложена в Методике применения сметных норм (приказ Минстроя от 14.07.2022 № 571/пр).

ФСНБ-2001 в редакции 2014 года


Приказом Минстроя России от 30 января 2014 года N 31/пр (в редакции приказа от 7 февраля 2014 года N 39/пр) с 1 апреля 2014 года введена в действие новая ФСНБ, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию строительных машин (ФСЭМ).

Первые изменения в ФСНБ 2014 года были внесены уже в сентябре 2014 года: это новые расценки, утвержденные приказом Минстроя N 634/пр от 17.10.2014, которые вошли в ГЭСН и ФЕР, и более крупные изменения, утвержденные приказом Минстроя от 12.11.2014 N 703/пр. Наибольшему изменению подверглись ФССЦ, т.к. для всех материалов из состава ФССЦ были пересчитаны транспортные расходы, это повлекло за собой изменение их оптовых цен.

Справочники базовых цен. Виды. Индексы


Во время становления ФСНБ-2001 было дано начало и разработке Справочников базовых цен. В начале 2000-х годов, в основном, использовались справочники, утвержденные в конце 90-х годов с базовыми ценами по состоянию на 01.01.1991, а также сборники цен, разработанные в 80-е годы. С 2004 года началась разработка новых справочников базовых цен на проектные работы - СБЦП - в базовых ценах по состоянию на 01.01.2001. Основным разработчиком Справочников базовых цен на проектные работы является ЦЕНТРИНВЕСТпроект. В 2006 году были разработаны справочники базовых цен на изыскательские работы, разработчиком которых является ПНИИС. Позднее всего был разработан Справочник базовых цен на обмерные работы - СБЦО - в 2016 году. До 2016 года применялся справочник базовых цен на обмерные работы 1998 года с базовыми ценами на 01.01.1998.


Справочники базовых цен на проектные работы для строительства - СБЦП - предназначены для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.

Цены, приведенные в СБЦП, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными СНиП 11-01-95 (позднее - постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"), и требованиями к содержанию рабочей документации, определяемыми национальными стандартами "Стандарты системы проектной документации для строительства (СПДС)".

Базовые цены в СБЦП установлены в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования (мощности, протяженности, емкости, площади и др.) и от общей стоимости строительства.

Таблицы состоят из трех столбцов:

- Наименование объекта проектирования;

- Единица измерения основного показателя;

- Цена разработки проектной документации.

Основным методическим документом по справочникам базовых цен в начале 2000-х годов были "Общие указания по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства" (постановление Госстроя от 07.08.2002 N 102). В настоящее время это Методические указания о порядке разработки государственных сметных нормативов "Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве" (приказ Минстроя РФ от 04.06.02015 N 406/пр).

Справочники базовых цен на инженерные изыскания для строительства - СБЦИ - разработаны для определения базовой стоимости инженерно-геодезических изысканий при формировании цен в договорах (контрактах).


Работы в справочнике распределены на категории с описанием каждой категории. Таблицы состоят из 3 столбцов: наименование работ, измеритель и категория сложности.

Цены даны в рублях и на отдельные виды работ приведены в виде дроби: над чертой - цена полевых работ, под чертой - цена камеральных работ. В остальных случаях цены предусмотрены отдельно для полевых и камеральных работ.

Методическим документом для разработки СБЦИ является Методическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (письмо Госстроя от 31.03.2004 N НЗ-2078/10).

Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений - СБЦО - предназначен для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на выполнение обмерных работ и обследований строительных конструкций зданий и сооружений жилищно-гражданского и промышленного назначения.

Базовые цены в СБЦО установлены в зависимости от натуральных показателей обследуемых объектов: строительного объема, площади, сложности зданий и других. Таблицы СБЦО приводятся на определенный вид обмерных работ.

Индексирование базовых показателей Справочников базовых цен производится ежеквартальными индексами, выпускаемыми изначально Госстроем, позднее Минрегионом и в настоящее время Минстроем России.

Индексы изменения сметной стоимости строительства - показатели, которые применяются при определении сметной стоимости строительства, определяются как частное от деления цен строительных ресурсов и иных затрат, сложившихся ко времени определения сметной стоимости строительства, на базисный уровень цен таких строительных ресурсов (сопоставимых по номенклатуре строительных ресурсов) и иных затрат. Ежеквартально выпускались изначально Госстроем, позднее Минрегионом и в настоящее время Минстроем России.

Укрупненные нормативы


Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 дало старт разработке укрупненных нормативов цены строительства (НЦС) и нормативов цены конструктивных решений (НЦКР).

После отмены сметно-нормативной базы 1984 года укрупненные сметные нормативы не разрабатывались.

Первые НЦС были разработаны в 2011 году и состояли из 17 сборников.


НЦС предназначены для планирования инвестиций, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. В 2017 году определение НЦС было включено в Градостроительный кодекс - п.33_1 ст.1 и п.11 ст.8_3.


В основу разработки НЦС положена проектно-сметная документация по объектам-представителям, прошедшая экспертизу и отвечающая градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным строительным комплексам и объектам.

НЦС рассчитаны в ценах на 1 января года утверждения для базового района (Московская область). Например, НЦС-2011 рассчитаны в ценах на 01.01.2011.

НЦС рассчитаны с использованием ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектно-сметная документация по объектам-представителям, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

НЦС представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения одной единицы измерения: 1 кв.м общей площади или 1 км дорог; 1 га на одного жителя; 1 место в детсаду, школе в зависимости от тематики сборника. Например, в сборнике НЦС 81-02-01-2011 "Жилые здания" нормы рассчитаны для многоэтажных домов - 1 кв.м общей площади квартир, для домов усадебного типа и таунхаусов - 1 кв.м общей площади жилого дома.

НЦС выпускались в 2011, 2012, 2014, 2017, 2020 и 2021 годах. В те годы, когда НЦС не выпускались, приказами Минрегиона/Минстроя России устанавливалось применение НЦС прошедшего года.

В 2014 году наряду со сборниками НЦС-2014 были выпущены первые НЦКР - Нормативы цены конструктивных решений.

НЦКР предназначены для формирования сметного раздела проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов.

НЦКР представляют собой объем денежных средств на возведение отдельных конструктивных элементов объекта и разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектная документация по фактически построенным объектам капитального строительства, имеющая положительное заключение экспертизы.

Пока НЦКР состоят из одного сборника - Часть 22. Автомобильные дороги.

Сборник состоит из 7 разделов:

1. Работы по подготовке площадки под строительство.

2. Земляное полотно.

3. Дорожная одежда.

4. Искусственные сооружения.

5. Обустройство дороги.

6. Устройство тротуаров и установка бортовых камней.

7. Здания и сооружения дорожной службы.

Каждая таблица состоит из описания состава работ для каждой нормы, единицы-измерителя, наименования нормы и указания затрат (оплаты труда рабочих-строителей, эксплуатации машин, материальных ресурсов и оборудования) по каждой норме в ценах на год утверждения НЦКР.

Шифр нормы состоит из номера сборника (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один-два знака). Пример: "Устройство земляного полотна из бокового резерва бульдозерами из дренирующих грунтов (насыпь)" имеет обозначение 22-02-003-02, что означает НЦКР Часть 22. Автомобильные дороги, 2 раздел, таблица 007, норма N 2.

Подготовка к переходу на ресурсный метод. Новый статус документов по ценообразованию (369-ФЗ, 87 ПП, оценка достоверности, ПП 427, бюджет/не бюджет)


В целях повышения достоверности определения сметной стоимости и порядка определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств, в 2014 году Минстроем России была инициирована реформа ценообразования. Это связано с необходимостью разработки единой системы государственных документов по определению стоимости строительства. Поэтому был взят курс на государственный контроль над разработкой нормативных документов, касающихся вопросов ценообразования в строительстве, о создании единой системы строительной документации.

В рамках данной реформы было решено осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов и обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, учитывающих региональные особенности. Инициатива Минстроя была поддержана на правительственном уровне: было принято решение уйти от использования устаревшей сметной нормативной базы 2001 года, ориентированной на базисно-индексный метод расчета, и перейти к ресурсному методу, который предполагает постоянный мониторинг рыночной стоимости строительных ресурсов, на основе данных, предоставленных производителями строительных ресурсов, а не поставщиками.

Мониторинг цен строительных ресурсов - сбор, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ.


В течение 2016 года была проделана большая нормотворческая работа, в результате которой сметное нормирование начинает регулироваться законодательством, а документы в области ценообразования в строительстве получили четкий правовой статус. В первую очередь был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 369-ФЗ, который внес изменения в Градостроительный кодекс. Далее были приняты такие подзаконные акты, как:

- постановление Правительства Российской Федерации N 959 от 23 сентября 2016 года "О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве",

- постановление Правительства Российской Федерации N 1452 от 23 декабря 2016 года "Правила мониторинга цен строительных ресурсов".

В конце 2016 года были утверждены новые Методики определения сметных цен:

- Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов (приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 999/пр);

- Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве (приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 1000/пр);

- Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства (приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 1001/пр).

Включение федеральными законами N 369-ФЗ от 3 июля 2016 года и N 191-ФЗ от 26 июля 2017 года в Градостроительный кодекс пунктов и статей по ценообразованию в строительстве:

- дало определение сметных норм и нормативов, цен на строительные ресурсы, федеральный реестр сметных нормативов и ФГИС ЦС;

- отнесло к полномочиям органов государственной власти в градостроительной деятельности (Минстрой России) утверждение сметных норм, сметных цен строительных ресурсов, порядка мониторинга цен строительных ресурсов, ведение ФГИС ЦС и ведение федерального реестра сметных нормативов;

- обозначило сферу применения сметных нормативов при строительстве объектов капительного строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств;

- закрепило обязательную проверку на предмет достоверности сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств.

Весной 2017 года в целях перехода к ресурсному методу были утверждены формы подачи информации о юридических лицах и строительных ресурсах (приказ Минстроя РФ от от 29 марта 2017 года N 659/пр) и утвержден Классификатор строительных ресурсов - КСР (приказ Минстроя от 2 марта 2017 года N 597/пр).

Классификатор строительных ресурсов (КСР) - систематизированный перечень используемых при строительстве объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, который формируется Минстроем и размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Во исполнение федеральных законов N 369-ФЗ от 3 июля 2016 года, N 191-ФЗ от 26 июля 2017 года в конце 2017 года утверждено постановление Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541, вносящее изменения в ряд постановлений Правительства РФ:

- постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87: сметный раздел проектной документации на объект строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов;

- постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 427: расширен предмет проверки достоверности определения сметной стоимости работами по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и установлены особенности такой проверки;

- постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 года N 959: определен порядок создания и эксплуатации ФГИС ЦС, дополнительно включено описание подсистемы федерального реестра сметных нормативов;

- постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1159: установлены критерии экономически эффективной проектной документации, определено, что экономически эффективная проектная документация - проектная документация, составленная с применением НЦС.

Изменения, внесенные в Градостроительный кодекс федеральными законами N 369-ФЗ от 3 июля 2016 года и N 191-ФЗ от 26 июля 2017 года, помимо закрепления основных определений по ценообразованию окончательно разделили сферы бюджетного и внебюджетного финансирования: сметная стоимость бюджетного строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (ст.8_3 ГрК). Изменениями, внесенными в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, для бюджетных объектов закрепляется обязательное применение экономически эффективной проектной документации.

При этом сметная стоимость строительства на внебюджетные средства не регламентируется государством. Это связано, прежде всего, с тем, что принцип свободы договора, закрепленный в п.1 ст.1 ГК РФ, предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен.

ФСНБ 2017 года


Новая сметно-нормативная база была утверждена в конце 2016 года. Приказами Минстроя РФ от 30 декабря 2016 года NN 1038/пр и 1039/пр были утверждены новые ФЕР и ГЭСН.

При этом ФЕ, как документы базисно-индексного метода в ценообразовании остались 2001 базового года, но ГЭСН как документы ресурсного метода переработаны по состоянию на 2017 год. Структура ГЭСН и ФЕР, а также соответствие сборников осталось неизменным.

В июне 2017 года, в конце сентября 2017 года были внесены изменения в новую сметно-нормативную базу.

Также были переработаны и методические документы по разработке сметных документов:

- ГЭСН: приказ Минстроя России от 08.02.2017 N 76/пр; приказ Минстроя России от 08.02.2017 N 78/пр. По применению ГЭСН разработана "Методика применения сметных норм" (приказ Минстроя РФ от 29.12.2016 N 1028/пр);

- ФЕР: приказ Минстроя России от 08.02.2017 N 75/пр; приказ Минстроя России от 09.02.2017 N 81/пр;

- ФССЦ: приказ Минстроя РФ от 20.12.2016 N 1001/пр;

- ФСЭМ: приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 999/пр.

В рамках перехода к ресурсному методу были разработаны "Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве" (приказ 1000/пр от 20.12.2016), "Методика применения сметных цен строительных ресурсов" (приказ 77/пр от 08.02.2017).

На сегодняшний день могут применяться как базисно-индексный метод, основанный на применении таких документов, как ФЕР, ТЕР, ФССЦ (ТССЦ) и ФСЭМ и индексов, так и ресурсный метод с использованием ГЭСН, мониторинга цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС.

ФСНБ 2020-2021 годов


В конце 2019 года была утверждена новая ФСНБ 2020 года.

ГЭСН были утверждены приказами Минстроя от 26 декабря 2019 года NN 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр и 875/пр. Действуют с 31.03.2020.

ФЕР, ФССЦ, ФССЦпг и ФСЭМ были утверждены приказом Минстроя от 26 декабря 2019 года N 876/пр. Действуют с 31.03.2020.

31 декабря Минстрой утвердил сборники НЦС на 2020 год. Действуют с 01.01.2020.

ФЕР, как документы базисно-индексного метода в ценообразовании, остались 2001 базового года, но ГЭСН как документы ресурсного метода переработаны по состоянию на 2020 год. Структура ГЭСН и ФЕР, а также соответствие сборников остались неизменными.

Сборники ФССЦ и ФСЭМ приведены в соответствие Классификатору строительных ресурсов.

Применяется как базисно-индексный метод, основанный на применении таких документов, как ФЕР, ТЕР, ФССЦ (ТССЦ) и ФСЭМ и индексов, так и ресурсный метод с использованием ГЭСН, мониторинга цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС.


ФСНБ-2022


Приказом Минстроя РФ № 1046/пр от 30.12.2021 была утверждена новая ФСНБ-2022.

Главные отличия новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 от ФСНБ-2020 и всех предшествующих это отсутствие в составе базы единичных расценок - ФЕР.

Были исключены устаревшие, не применяемые строительные ресурсы.

Сборники ФССЦ теперь именуются ФСБЦ - Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции, оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен. По содержанию структура ФСБЦ не изменилась.

Актуализированные сборники ФСБЦ и ФСЭМ синхронизированы с проектом обновленного Классификатора строительных ресурсов таким образом, что каждой позиции ФСБЦ и ФСЭМ соответствует одна или более позиция Классификатора. Таким образом обеспечивается возможность актуализации сметных цен строительных ресурсов, задействованных в сметных нормах, с использованием информации о ценах, агрегируемой в ФГИС ЦС. Были исключены дублирующие позиции, произведены замены строительных машин и механизмов на актуальные аналоги или корректировка нормы времени работы машин. В таблицу выходной формы добавлены дополнительные данные - средний разряд машинистов, код среднего разряда машинистов, трудозатраты машинистов, расход электроэнергии, стоимость электроэнергии, отметка о том учтена в сметной цене на эксплуатацию машины (механизма) перебазировка или не учтена. Сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов приводится без учета оплаты труда машинистов, а оплата труда машинистов приводится отдельно в следующем столбце.

Отдельно следует отметить проведенную перешифрацию сборников сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр). При формировании сметно-нормативной базы в редакции 2001 года за основу были приняты СНиП 4.02-91, СНиР-91Р, СНиП 4.06-91, а также ряд прейскурантов и иных нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР. Первыми в сметно-нормативную базу редакции 2001 года формировались сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы, и они сохранили шифрацию, предусмотренную СНиР-91Р, например, норма 51-1-2 "Разработка грунта внутри здания в траншеях" и ГЭСН редакции 2001 года с шифром 51-1-2. При формировании оставшихся сборников сметных норм на строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы в сметно-нормативную базу редакции 2001 года этот недостаток был учтен и устранен, в результате чего шифры приобрели следующий вид 01-01-001-01.

Принимая во внимание вышесказанное сборники сметных норм на ремонтно-строительные работы были перешифрованы таким образом, что норма 51-1-1 "Разработка и обратная засыпка грунта вручную внутри здания в котлованах глубиной до 3 м площадью до 10 м2" в ФСНБ-2022 имеет шифр 51-01-001-01. Следует отметить, что при проведении перешифрации был сформирован переходной ключ от старого шифра к новому для обеспечения возможности автоматизированного пересчета сметной документации из ФСНБ-2020 в ФСНБ-2022.

В связи с тем что ФСНБ-2022 не предусматривает в своем составе федеральных единичных расценок (ФЕР), возможность дополнительного учета затрат на энергоносители в процентах, принятая в ФСНБ-2020, для нее неприемлема. В результате проведения аналитической работы по определению потребности в энергоносителях в натуральном выражении необходимый расход электроэнергии и бензина был учтен непосредственно в ресурсной части 9812 сметных норм.

Главгосэкспертиза России в рамках совершенствования системы ценообразования продолжает активно участвовать в разработке сметных нормативов на проектные и изыскательские работы. Активно идет разработка нормативных затрат (НЗ), которые планируют заменить справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы в строительстве.

Формально справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы в строительстве не отменены и не исключены из Федерального реестра сметных нормативов.

Нормативные затраты включены в раздел 5 Федерального реестра сметных нормативов.


Законодательство по ценообразованию в 2018- по настоящее время. Ресурсно-индексный метод, Методика определения стоимости строительства (приказ Минстроя N 421/пр)


Реформа ценообразования, проходившая с 2016 по 2018 год, показала невозможность одномоментного перехода на ресурсный метод. В связи с чем в 2019 году был разработан план по совершенствованию системы ценообразования, предусматривающий поэтапный переход на ресурсный метод.

Продолжилась нормотворческая работа в области ценообразования.

В августе 2018 года был принят Федеральный закон N 342-ФЗ, предусматривающий включение в предмет экспертизы проектной документации, установленной частью 5 статьи 49 ГрК, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

В целях совершенствования порядка мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе при использовании базисно-индексного метода, и перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 N 604 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов". Также были даны определения мониторингу цен строительных ресурсов, индексам изменения сметной стоимости строительства, ценообразующим строительным ресурсам и ресурсно-технологической модели:

Ценообразующие строительные ресурсы - строительные ресурсы, стоимость которых определяется по видам объектов капитального строительства и (или) по видам выполняемых при строительстве работ и составляет более 80 процентов совокупной сметной стоимости строительства;

Перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов - систематизированные перечни ценообразующих строительных ресурсов, используемых при строительстве отдельных видов объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, сформированные Минстроем РФ и размещенные в информационной системе;

Ресурсно-технологическая модель - набор ценообразующих строительных ресурсов, сгруппированных по общим характерным признакам в соответствии с классификатором строительных ресурсов, в том числе затрат труда работников, занятых в строительстве, применяемых при строительстве объекта капитального строительства, выбранного из числа аналогичных по назначению и проектной мощности объектов капитального строительства по принципу наиболее полного его соответствия заданному набору требований, установленных для данного вида объектов капитального строительства.

Приказом Минстроя России от 30.08.2019 N 499/пр были сформированы перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов, используемых в дорожном строительстве, магистральном трубопроводном транспорте нефти и сооружений.

В мае-сентябре 2019 года были пересмотрены методики, регламентирующие разработку и использование документов ФСНБ. Методики:

- к ГЭСН - приказы Минстроя от 04.09.2019 NN 509/пр и 511/пр (утратили силу в связи с выходом приказа Минстроя РФ от 18 июля 2022 г. N 577/пр "Об утверждении Методики разработки сметных норм", предусматривающего единообразие применения методов разработки сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также на пусконаладочные работы);


- к ФЕР - приказы Минстроя от 04.09.2019 NN 519/пр (утратил силу в связи с выходом приказа Минстроя РФ от 8 августа 2022 г. N 648/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих") и 521/пр;

- к ФССЦ - приказ Минстроя от 04.09.2019 N 517/пр;

- к ФСЭМ - приказ Минстроя от 04.09.2019 N 513/пр (утратил силу с выходом приказа Минстроя РФ от 13 декабря 2021 г. N 916/пр "Об утверждении Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов", предусматривающего установление единых методов определения сметных цен и цен на эксплуатацию машин и механизмов, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса ОКС);

- к индексам - приказ Минстроя от 05.06.2019 N 326/пр;

- к НЦС - приказ Минстроя от 29.05.2019 N 314/пр;

- Методические рекомендации по применению сметных норм - приказ Минстроя РФ от 04.09.2019 N 507/пр (утратили силу в связи с утверждением приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 571/пр "Об утверждении Методики применения сметных норм").


Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ были сняты ограничения по внесению федеральных единичных расценок в федеральный реестр сметных нормативов.

В конце 2019 года в развитие Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ и Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948. Постановлением предусмотрено объединение процедур по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства. Наиболее значительным изменениям подверглось Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145. Также было отменено постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства...".

С 2019 года и по настоящее время осуществляется совершенствование базисно-индексного метода. На смену одного индекса внедряется использование трех расчетных индексов: на материалы, на эксплуатацию машин и на зарплату. Это повышает точность расчетов, но не снимает всех проблем базисно-индексного метода. Следующим этапом с 2022 года планируется переход на ресурсно-индексный метод, который также будет переходным к ресурсному методу.

Ресурсно-индексный метод предполагает использование сметных норм с одновременным использованием сметных цен, размещенных во ФГИС ЦС, и индексов изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок в базисном уровне цен (сборников ФССЦ и ФСЭМ). При этом применение индексов производится только в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов во ФГИС ЦС. Для определения стоимости материальных ресурсов, а также машин и механизмов используются индексы к однородным группам строительных ресурсов.

Ресурсно-индексный метод является новеллой новой Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя РФ от 04.08.2020 N 421/пр (Минюст от 23.09.2020 N 59986) (далее - Методика N 421/пр), которая пришла на место отмененным 06.10.2020 МДС 81-35.2004 (приказ Минстроя от 6 октября 2020 года N 592/пр).

Методика N 421/пр вводит ряд новшеств:

- устанавливает единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального строительства объектов капитального строительства при подготовке проектной документации;

- предусматривает определение сметной стоимости строительства одним из методов: базисно-индексным, ресурсно-индексным, ресурсным;

- уточняет порядок определения затрат на осуществление авторского надзора по объектам, для которых предусмотрено обязательное проведение авторского надзора;

- содержит обновленные формы локальных сметных расчетов, способы их детализации, описание и требования к их заполнению, оформлению, алгоритму математических расчетов и подведению итогов сметных расчетов;

- методика позволяет достоверно учесть не предусмотренные ранее действовавшими методическими документами фактические затраты, такие как затраты на кадастровые работы при вводе объектов в эксплуатацию (включая подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов), затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии, с обеспечением безопасности строящихся объектов, со страхованием объекта строительства, осуществляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, с транспортировкой опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и другие затраты, учитывающие особенности строительства;

- вводит новые требования к применению поправочных коэффициентов. Появляется понятие "результирующий коэффициент" - при одновременном применении нескольких поправочных коэффициентов - они перемножаются, а в смете показывается результирующее значение, которое округляется до семи знаков после запятой по итогу перемножения;

- в перечне применяемых федеральных единичных расценок появляются ФЕРрр - ФЕР на ремонтно-реставрационные работы;

- изменен подход к определению зарплаты строителей: расчетно-нормативный метод, вместо данных Росстата, учитывающий особенности каждого региона, как для субъектов РФ в целом, так и для зон субъектов РФ, отдельных государственных компаний.

В 2021 году работа по усовершенствованию СНБ продолжилась.

Были выпущены новые НЦС, внесены изменения в ФСНБ-2020. Вышел ряд документов, некоторые из которых направленны на использование ТИМ:

- Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели, устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели, а также сметной стоимости работ по подготовке рабочей документации в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.

- Постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 N 331 определено, в каком случае застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечивают формирование и ведение информационной модели.

- Постановлением Правительства РФ от 12.07.2021 N 1160 внесены поправки в постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452. В частности, в Правилах мониторинга цен строительных ресурсов закреплены понятия - "группа однородных строительных ресурсов", "строительный ресурс-представитель", "сводный перечень строительных ресурсов-представителей", "перечни специализированных строительных ресурсов".

- Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации (для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия) на основании соответствующих сметных нормативов. Кроме того, документ определяет порядок разработки методик определения нормативных затрат (МНЗ) на перечисленные выше работы. Основным методом определения стоимости проектных работ по подготовке проектной или рабочей документации для строительства с использованием МНЗ на проектные работы является метод определения стоимости проектных работ в зависимости от основных технико-экономических показателей проектируемого объекта строительства, характеризующих трудоемкость комплекса проектных работ.

В начале 2022 года была принята новая ФСНБ-2022, которая действует с 25.02.2023.

В 2022 году продолжилась разработка новых методических документов по ценообразованию:

- Методика определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих (приказ Минстроя России от 08.08.2022 N 648/пр);

- Методика определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии (приказ Минстроя России от 30.03.2022 N 221/пр);

- Методика определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания автоматизированных систем объектов непроизводственного назначения и коммунального хозяйства (приказ Минстроя России от 07.06.2022 N 465/пр);

- Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве (приказ Минстроя России от 01.07.2022 N 534/пр);

- Методика разработки сметных норм (приказ Минстроя России от 18.07.2022 N 577/пр);

- Методика применения сметных норм (приказ Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр);

- Особенности составления сметных расчетов, формирования сметы контракта и приемки работ, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и иных территориях, нуждающихся в восстановлении и обеспечении жизнедеятельности населения (приказ Минстроя России от 26.07.2022 N 614/пр ДСП);

- Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование (приказ Минстроя России от 26.10.2022 N 904/пр).

С 25 февраля 2023 года начат поэтапный переход субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства.

Переход субъектов на РИМ осуществляется поэтапно, по мере готовности. Для этого органы исполнительной власти субъектов направляют в Главгосэкспертизу обращения с предложением о расчете Индексов по группам однородных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами (п 26.1 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1452). Минстрой, по результатам проверки утверждает новые перечни специализированных строительных ресурсов и водный перечень ресурсов-представителей. При переходе субъекта Российской Федерации на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства источниками формирования сметной стоимости строительства ОКС по новым проектам одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен (на 01.01.2022) с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов для строительных ресурсов, информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.

В 2024 году разрабатываются новые нормативные затраты, корректируется ФСНБ-2022 года (вносятся изменения), выходят новые НЦС. Завершается переход на РИМ.

ФГИС ЦС


Для перехода на ресурсный метод и для обеспечения рыночного мониторинга цен в строительстве с 30 сентября 2017 года была введена в эксплуатацию, а с 15 декабря 2017 года запущена Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве - ФГИС ЦС.

Основными задачами ФГИС ЦС являются прозрачность определения стоимости строительства с использованием бюджетных средств, улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов, оптимизация стоимости строительства, а также стимулирование импортозамещения в строительстве.

Подробнее о ФГИС ЦС написано в справке "Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве".

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1452 от 23 декабря 2016 года (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 27 апреля 2018 года N 514, от 15 мая 2019 года N 604, от 12.07.2021 N 1160 и от 15 апреля 2022 года N 666) переход на ресурсную модель ценообразования запланирован на IV квартал 2022 года, но полный переход на РИМ пока затягивается.

С 25 февраля 2023 года начат поэтапный переход субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства.

С момента полного перехода на ресурсный метод при разработке проектно-сметной документации на объекты с привлечением средств бюджета сметчик будет обязан использовать цены на строительные ресурсы (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы), которая размещена во ФГИС ЦС.

Особенности применения сметных нормативов


Статья 8_3 Градостроительного кодекса определяет критерии применения сметных нормативов при бюджетном строительстве. Сметная стоимость коммерческого строительства законодательством не регулируется.

Для бюджетного строительства обязательно использование сметных нормативов, сведения о которых содержатся в федеральном реестре сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Сметные цены строительных ресурсов подлежат размещению во ФГИС ЦС. В иных случаях применение сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр, определяется федеральным законом или договором.

Сметные нормативы используются при формировании начальной (максимальной) цены контрактов.

Если сметная стоимость превышает 10 миллионов рублей, то она подлежит проверке на предмет достоверности в ходе проведения государственной экспертизы. Также указанной проверке подлежит сметная стоимость, даже если она не превышает 10 миллионов, если это указано в договоре. Если изменения проектной документации приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн рублей, то проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения (постановление Правительства РФ от 04.04.2022 N 579).


Методики определения сметных цен строительных ресурсов проходят регистрацию в Минюсте и являются обязательными к применению.

Законодательство России

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 8 августа 2024 года)
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ