Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Территориальные строительные нормы (ТСН)


Место ТСН в Системе нормативных документов в строительстве

Первые территориальные строительные нормы (ТСН) появились в 1994 году после утверждения СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", в которых (СНиП) впервые после распада СССР была представлена новая Система нормативных документов в строительстве.

В СССР система нормативных документов в строительстве предусматривала общесоюзные, ведомственные и республиканские нормативные документы. Аналогом республиканских строительных норм (РСН) явились ТСН, которые разрабатывались для отдельных субъектов Российской Федерации.

В п.5.6 СНиП 10-01-94 указано: "Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России". Таким образом, ТСН содержали как обязательные нормы, так и рекомендуемые положения, при этом ТСН не должны были нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и национальных стандартов. В ТСН устанавливались организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которых не было в федеральных нормативных документах или были в них в качестве рекомендуемых.


Позднее статус территориальных нормативных документов по строительству был уточнен в Градостроительном кодексе РФ, принятом в 1998 году - N 73-ФЗ от 07.05.98. В статье 53 Градостроительного кодекса 1998 года указывалось, что субъекты РФ разрабатывают свои территориальные нормативы и правила с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальные градостроительные нормативы и правила были обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности данного субъекта.


Разработка, утверждение, оформление, опубликование

Разработка, согласование, утверждение ТСН и изменений к ним осуществлялись по тем же стадиям, по которым разрабатывались и утверждались нормативные документы в области строительства федерального уровня (СНиП, СП) в соответствии с п.7.2-7.10 СНиП 10-01-94. ТСН направлялись на заключение заинтересованным организациям, научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
При принятии ТСН устанавливалась дата введения в действие. ТСН утверждали органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Изменения к ТСН разрабатывались и принимались в порядке, аналогичном порядку их разработки и принятия. Отмену ТСН осуществляли принявшие их органы.

Построение, изложение и оформление ТСН - в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом СНиП 10-01-94.

Титульные листы и первые страницы ТСН составлялись в соответствии с приложениями В и Г СНиП 10-01-94. Обозначения ТСН состоят из индекса (ТСН), номера комплекса в структуре Системы нормативных документов в строительстве (в соответствии с Приложением Б СНиП 10-01-94), а затем через дефис - порядкового номера документа, при этом порядковые номера ТСН начинались с номера 301. В обозначение ТСН после цифр года их принятия включалось наименование соответствующей территории. Иногда в рамках отдельного субъекта РФ ТСН присваивалось второе обозначение. Например, московские ТСН имели второе обозначение - с индексом МГСН с другими номерами.

Регистрацию ТСН осуществлял Минстрой России в установленном им порядке. При регистрации ТСН проводилась проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. После регистрации ТСН включались в Перечень действующих нормативных документов.

Издание зарегистрированных ТСН осуществляли соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Информация о действующих нормативных документах, ТСН в том числе, публиковалась Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей). Данные Перечни вели и издавали ФГУП "ЦНС" (позднее ОАО "ЦНС") и ФГУП "ЦПП" (позднее ОАО "ЦИТП им.Орджоникидзе) - организации, бывшие в разное время подведомственными Минстрою России. Текущая информация о введении в действие, изменении и отмене этих документов публиковалась в журналах "Бюллетень строительной техники" (БСТ), "Информационный бюллетень".


Применение ТСН до отмены СНиП 10-01-94

ТСН имели в своем составе обязательные требования и рекомендуемые положения. Обязательные требования подлежали применению всеми предприятиями и организациями субъекта Российской Федерации независимо от формы собственности. Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на ТСН, содержащих обязательные требования, не освобождало исполнителя от их соблюдения. Разрешение на отступление от обязательных требований в обоснованных случаях могло быть выдано только органом, которым этот документ утверждался.

Рекомендуемые положения ТСН применялись по усмотрению исполнителя или по требованию заказчика. Указанные положения становились обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусматривались соответствующие указания со ссылкой на эти ТСН. При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний контролирующие органы или органы экспертизы не вправе были требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель мог разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.


Применение ТСН после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании"

СНиП 10-01-94 был признан недействующим с 01.10.2003 в связи со вступлением в сиду Федерального закона "О техническом регулировании".

Статья 53 Градостроительного кодекса 1998 года утратила силу с 10.01.2005.

И хотя разработка ТСН продолжалась до 2007 года, характер их применения изменился.

На основании п.3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" не включенные в технический регламент требования к продукции и к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер. Кроме того, на основании п.9 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты могут содержать специальные требования, учитывающие географические или климатические особенности, если такие особенности могут повлиять на обеспечение безопасности. Поэтому требования ТСН не могли более носить обязательный характер.

Закон о техническом регулировании (от 27.12.2002 N 184-ФЗ), а в дальнейшем Закон о стандартизации (от 29.06.2015 N 162-ФЗ) не отводят места ТСН и каким-либо другим региональным документам в системе технического регулирования и стандартизации.

ТСН разрабатывались и после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" и связанной с ним отмены СНиП 10-01-94 и статьи 53 Градостроительного кодекса 1998 года, так как потребность в документах, учитывающих трерриториальную специфику в области строительства, существовала (и существует). Вопросы применения этих документов регулировались на местах соответствующими распорядительными документами. Многие ТСН были отменены приказами, распоряжениями местных органов власти. Неотмененные ТСН в отдельных субъектах Российской Федерации продолжали применяться, но их применение было ограничено. Например, довольно долго применялись московские ТСН - МГСН. Они были включены в Московский территориальный строительный каталог (МТСК), который размещен на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы при Правительстве Москвы. То есть при выполнении работ, заказчиком которых был Департамент градостроительной политики Москвы, применение МГСН допускалось.

Аналогичная ситуация с ТСН Санкт-Петербурга. Например, приказом Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 09.09.2009 N 83-п утверждался перечень региональных методических документов по строительству для применения их при проведении государственной экспертизы. В него (перечень) был включен ряд ТСН Санкт-Петербурга. При этом ТСН были отнесены к региональным методическим документам. В приказе, в частности, указывалось, что этими документами следует руководствоваться "в части, не противоречащей федеральному законодательству, при наличии указаний на обязательность соблюдения их требований в договорах (контрактах, заданиях на проектирование), нормативных документах (стандартах) организаций, в том числе саморегулируемых". В указанном приказе приведены, кроме ТСН, такие документы, как ТМД (территориальные методические документы) и РМД (региональные методические документы). ТМД и РМД - новый вид региональных документов по строительству, введенный Комитетом по строительству Санкт-Петербурга. Вопросы статуса и применения ТМД и РМД отражены в соответствующей справке.

Таким образом, в настоящее время ТСН практически не применяются, либо применяются в качестве справочного материала (без права ссылки), в некоторых субъектах Российской Федерации применение ТСН допускается только на основании распорядительных документов местных органов власти.


ТСН в системах "Техэксперт". Атрибуты

В системы Техэксперт включены ТСН в максимально возможном объеме. Их существование отслеживалось в различных Перечнях, Указателях, таких, как Строительный каталог СК-1 "Нормативные и методические документы по строительству" (ОАО "ЦИТП им.Орджоникидзе"), Указатель нормативных технических документов в области строительства (ОАО "ЦНС"), Перечень нормативных документов, регламентирующих строительство (ОАО "ЦНС").

Одним из атрибутов ТСН в системах Техэксперт является их статус: действующий/недействующий. У тех ТСН, которые отменены приказами, постановлениями, распоряжениями органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации, указан статус "недействующий". У документов, которые не отменены, оставлен статус "действующий". Формально неотмененный документ является действующим. Так как ТСН в настоящее время носят справочный характер, информация об их действии или недействии не имеет значения для их применения.

В системе есть справки, консультации, касающиеся применения ТСН. При заведении в строку интеллектуального поиска какого-либо ТСН, Вы можете получить сам указанный документ и различные документы, материалы, связанные с данным ТСН и систематизированные по видам/типам документации.

Законодательство России

  • О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
  • О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ