Ведомственные строительные нормы (ВСН)
История. Разработка, утверждение, опубликование
Система нормативных документов в
строительстве начинала создаваться в
советском государстве в послевоенное
время, в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
Первыми видами нормативных документов в
строительстве были такие, как НиТУ (Нормы
и технические условия проектирования) и
СН (строительные нормы). Позднее (в
середине 1950-х) появились СНиП, объединив
в себе Нормы, выполнение которых
обеспечивало безопасность здания,
сооружения, и Правила, по которым должно
было осуществляться проектирование и
строительство. СН, в которых содержались
только Нормы, продолжали
разрабатываться в большом количестве и
после появления СНиП. В конце 1950-х
появились первые ведомственные
строительные нормы (ВСН). Если СН
являлись общесоюзными нормативными
документами, заказчиком и утверждающим
органом которых являлся Госстрой СССР,
ВСН, в свою очередь, являлись
нормативными документами
отраслевой/ведомственной
принадлежности. Заказчиком и
утверждающим органом ВСН,
соответственно, являлись различные
министерства и ведомства по
принадлежности. Это были такие
министерства и ведомства, как
Миннефтегазстрой СССР,
Минмонтажспецстрой СССР, Министерство
строительства предприятий
металлургической и химической
промышленности СССР, Минтяжстрой СССР,
Госгражданстрой СССР, Минсельстрой СССР,
Минэнерго СССР, Минтрансстрой СССР,
Минхимпром СССР и другие. ВСН
разрабатывались и в области
промышленного, и в области гражданского
строительства. Профильные
министерства/ведомства принимали
решение о необходимости разработки тех
или иных ВСН, утверждали и
опубликовывали их. ВСН относились к
нормативным документам по
строительству, содержащим Нормы. В
соответствии с "Инструкцией о порядке
разработки и утверждения нормативных
документов по строительству",
утвержденной приказом Госстроя СССР от
07.12.56 N 329 (далее Инструкция 1956 года):
"Нормы - документ, содержащий основные
технические, технико-экономические и
другие расчетные величины и нормативные
требования, которыми необходимо
руководствоваться при проектировании и
строительстве". Таким образом, ВСН
являлись документами, которыми необходимо было
руководствоваться.
Порядок разработки ВСН впервые был
указан в Инструкции 1956 года. В ней, в
частности, определено, что ВСН должны
быть увязаны со СНиП, с другими
действующими нормативными документами и
государственными стандартами с учетом
обозначений и терминов, принятых в
стандартах. Министерства и ведомства
сами устанавливали порядок подготовки
ВСН к утверждению, утверждения,
регистрации и хранения. Также в
Инструкции 1956 года определено, что ВСН,
утвержденным министерствами или
ведомствами, присваивается сокращенное
обозначение - ВСН, порядковый номер с
добавлением к номеру сокращенного
обозначения года утверждения и первых
букв названия министерства или
ведомства, утвердившего нормативный
документ. Например ВСН-00-57/МСП МХП СССР,
означает, что ВСН N 00 утверждены в 1957 году
Министерством строительства
предприятий металлургической и
химической промышленности СССР. В
дальнейшем указание министерств и
ведомств из обозначения постепенно
"ушло", и стали появляться ВСН
различных министерств и ведомств с
одинаковыми номерами, что внесло
некоторую путаницу при поиске
необходимых ВСН, а также при ссылках на
них в проектной документации.
Оформлялись ВСН в соответствии с
Приложением 4 Инструкции 1956 года. В
Инструкции 1956 года указано, что порядок
опубликования информации о выходе новых
ВСН, изменениях к ним, а также отмене
замененных устанавливается
соответствующими министерствами и
ведомствами.
Подобный порядок разработки,
утверждения, оформления ВСН приведен и в
документе, заменившем Инструкцию 1956 года
- СН 395-69 "Инструкция о порядке
разработки и утверждения нормативных
документов по строительству". В нем
определялось, что после утверждения ВСН
соответствующими министерствами и
ведомствами они предоставлялись в
Госстрой СССР в Отдел технического
нормирования и стандартизации для
общего учета.
В дальнейшем в СНиП I-1-74, заменившем СН
395-69, устанавливалось следующее:
- ВСН издавались форматом 84Ч108 (1)/32 (А5);
- ВСН, как и другие изданные нормативные
документы по строительству,
утвержденные в установленном порядке, и
изменения и дополнения к ним, высылались
в Отдел технического нормирования и
стандартизации Госстроя СССР и
Центральный институт научной информации
по строительству и архитектуре (ЦИНИС)
Госстроя СССР - каждому в двух
экземплярах;
- Органы,
утверждающие нормативные документы,
должны обеспечивать их систематическое
переиздание.
Таким образом, информация обо всех ВСН
проходила через Госстрой СССР, но
публиковалась в различных периодических
изданиях министерств и ведомств. И лишь в
1980-х годах вся информация о документах по
строительству, отраслевых в том числе,
стала публиковаться в едином Перечне
документов по строительству. В разные
периоды времени они назывались
Перечнями, Строительными каталогами,
Указателями. Составлялись они такими
подведомственными Госстрою/Минстрою
организациями, как ГУП "ЦНС" (в
дальнейшем ОАО "ЦНС"), ГУП "ЦПП"
(в дальнейшем ОАО "ЦИТП"), ФАУ
"ФЦС".
Ведомственные строительные нормы
указаны как вид документов Системы
нормативных документов в строительстве
в СНиП 1.01.01-82. Более того, СНиП IV-1-84
"Система сметных нормативных
документов и ценообразования в
строительстве" "относит" ВСН и к
документам по ценообразованию. Если ВСН
содержали сметные нормы, то в
обозначении вначале указывалась римская
цифра "IV". Например, ВСН
IV-5-42-85/Минтрансстрой.
Однако с выходом СНиП 10-01-94 "Система
нормативных документов в строительстве.
Основные положения" ВСН перестают
быть документами системы нормативных
документов в строительстве и
оказываются вне правового поля.
И, хотя ВСН не имеют в этот период
правового статуса, ряд министерств и
ведомств продолжают их разрабатывать.
Более всего в этот период времени
разработано региональных, а именно
московских ВСН. Происходит это в силу
необходимости и в основном по инерции.
Разработка продолжалась до вступления в
силу Закона о техническом регулировании
(N 184-ФЗ).
Федеральный закон о техническом
регулировании (N 184-ФЗ) "не отводит
места" отраслевым/ведомственным
нормативным документам, ВСН в том числе,
в системе технического регулирования и
стандартизации. После вступления в силу
Закона о техническом регулировании (N
184-ФЗ) разработка ВСН практически
прекратилась (исключение - ВСН
Минобороны).
В настоящее время отраслевая специфика в
области строительства отражается в
таких документах в области
стандартизаци, как Своды правил (СП) и
национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р); а
также в стандартах организаций (СТО),
таких крупных организаций как ПАО
"Газпром", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО
"РусГидро", ОАО "РЖД" и др.
Место ВСН в Системе нормативных документов в строительстве и особенности применения до введения в действие СНиП 10-01-94
То, что ВСН являются нормативными
документами Системы нормативных
документов в строительстве, указано в
СНиП 1.01.01-82 "Система нормативных
документов в строительстве. Основные
положения". В соответствии со СНиП
1.01.01-82 к ведомственным нормативным
документам в строительстве относятся:
- ведомственные (отраслевые)
строительные нормы - ВСН;
- ведомственные нормы технологического
проектирования - ВНТП;
- отдельные сметные нормативы.
СНиП 1.01.01-82 устанавливает, что:
- Ведомственные
нормативные документы устанавливают
требования к проектированию, инженерным
изысканиям, строительству, производству
строительных конструкций, изделий и
материалов, учитывающие специфику
отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством),
-
Ведомственные нормативные документы
утверждают министерства и ведомства
СССР в соответствии с предоставленными
им правами по согласованию с Госстроем
СССР,
- Ведомственные нормативные документы
обязательны для всех организаций,
учреждений и предприятий министерства
(ведомства), утвердившего эти документы.
Для организаций, учреждений и
предприятий других министерств
(ведомств) эти документы могут быть
обязательными при условии утверждения
или введения в действие документа
соответствующим министерством
(ведомством),
Ведомственные нормативные документы
обязательны также для всех организаций,
учреждений и предприятий,
осуществляющих проектирование и
строительство предприятий, зданий и
сооружений отрасли народного хозяйства,
руководимой данным министерством
(ведомством),
- Ведомственные
нормативные документы не должны
противоречить общесоюзным нормативным
документам (таким, как СНиП, например) или
дублировать их,
- Ведомственные
нормативные документы должны
приводиться в соответствие с
общесоюзными нормативными документами
по мере утверждения новых общесоюзных
нормативных документов или внесения в
них изменений.
Таким образом, до введения в действие
СНиП 10-01-94 ВСН являлись нормативными
документами обязательными для
применения в рамках выполнения работ по
заказу министерств, утвердивших их.
Особенности применения после введения в действие СНиП 10-01-94
С выходом СНиП 10-01-94 "Система
нормативных документов в строительстве.
Основные положения" ведомственные
нормативные документы перестают быть
документами системы нормативных
документов в строительстве и
оказываются вне правового поля. И, хотя
ВСН не имеют в этот период правового
статуса, ряд министерств и ведомств
продолжают их разрабатывать.
Министерства и ведомства продолжают
разрабатывать их под свои нужды по
своему усмотрению, не согласовывая их с
министерством строительства, при этом
обязывая применять их те организации,
которые выполняют работы по заказу этих
министерств и ведомств. Происходит это в
силу необходимости и в основном по
инерции. Разработка продолжалась до
вступления в силу Закона о техническом
регулировании (N 184-ФЗ).
Несмотря на отсутствие правового
статуса, многие ВСН продолжают
применяться и в настоящее время, так как
не разработаны новые заменяющие их
документы. На некоторых из них даже есть
ссылки в новых документах в области
стандартизации, таких, как СП -
актуализированные СНиП. Например, СП
248.1325800.2016 "Сооружения подземные.
Правила проектирования" ссылается на
ВСН 189-78, что хотя и косвенно,
подтверждает возможность их применения.
Однако, при применении старых ВСН
следует иметь в виду, что они не должны
противоречить действующим нормативным и
правовым документам, в первую очередь
таким, как Технические регламенты (N 384-ФЗ,
N 123-ФЗ), документы доказательных баз этих
регламентов, Федеральный закон N 116-ФЗ от
21.07.97, Федеральные нормы и правила (ФНП),
СП и национальные стандарты, включенные
в Перечни доказательных баз указанных
выше технических регламентов. Таким
образом, ими можно пользоваться только
как справочным материалом.
ВСН в системах "Техэксперт". Атрибуты
В системы Техэксперт включены ВСН в
максимально возможном объеме. Их
существование отслеживалось в различных
Перечнях, Указателях таких, как
Строительный каталог СК-1 "Нормативные
и методические документы по
строительству" (ОАО "ЦИТП им.
Орджоникидзе"), Указатель нормативных
технических документов в области
строительства (ОАО "ЦНС"), Перечень
нормативных документов,
регламентирующих строительство (ОАО
"ЦНС"), Перечень руководящих,
нормативных и рекомендательных
документов в дорожном хозяйстве
(Росавтодор), Перечень отраслевых
документов по проектированию и
строительству объектов АПК (ФГНУ
"Росинформагротех") и другие.
Одним из атрибутов ВСН в системах
Техэксперт является их статус:
действующий/недействующий. У тех ВСН,
которые отменены приказами,
постановлениями, распоряжениями
соответствующих министерств, или
закончился срок действия, указан статус
"недействующий". У документов,
которые не отменены и которые включены в
периодически издаваемые перечни и
указатели, указан статус
"действующий". У документов, которые
исключаются из периодически издаваемых
перечней и указателей, но официальной
информации об отмене не было, статус
действующий/недействующий не указан.
Также статус действующий/недействующий
не указан в том случае, если старые ВСН
отменены отдельными организациями
(например, ПАО "Газпром"), так как
взамен разработаны СТО. Недействующим
такой документ считать нельзя, т.к.
формально организация неправомочна
отменить документ, утвержденный
министерством. И хотя многих
министерств, утвердивших старые ВСН, уже
не существует, и, соответственно,
отменить их некому, формально считать
недействующими их нельзя. Оставлять
статус "действующий" у подобных
документов нецелесообразно, так как
существует актуальный заменяющий
документ, по которому фактически все
работают. В данном случае в ярлыке
"Примечания" у соответствующих ВСН
указывается информация о существовании
новых документов, например, СТО
Газпром.
Так как ВСН в настоящее время являются
документами, не имеющими юридического
статуса, информация об их
действии/недействии не имеет значения.
Все они являются справочными.
В системе помещено большое количество
справок, консультаций, касающихся
применения ВСН. При заведении в строку
интеллектуального поиска какого-либо
ВСН, Вы можете получить сам указанный
документ и различные документы,
материалы, связанные с данным ВСН и
систематизированные по видам/типам
документации.
Законодательство России
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)