Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Ведомственные строительные нормы (ВСН)

История. Разработка, утверждение, опубликование

Система нормативных документов в строительстве начинала создаваться в советском государстве в послевоенное время, в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Первыми видами нормативных документов в строительстве были такие, как НиТУ (Нормы и технические условия проектирования) и СН (строительные нормы). Позднее (в середине 1950-х) появились СНиП, объединив в себе Нормы, выполнение которых обеспечивало безопасность здания, сооружения, и Правила, по которым должно было осуществляться проектирование и строительство. СН, в которых содержались только Нормы, продолжали разрабатываться в большом количестве и после появления СНиП. В конце 1950-х появились первые ведомственные строительные нормы (ВСН). Если СН являлись общесоюзными нормативными документами, заказчиком и утверждающим органом которых являлся Госстрой СССР, ВСН, в свою очередь, являлись нормативными документами отраслевой/ведомственной принадлежности. Заказчиком и утверждающим органом ВСН, соответственно, являлись различные министерства и ведомства по принадлежности. Это были такие министерства и ведомства, как Миннефтегазстрой СССР, Минмонтажспецстрой СССР, Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР, Минтяжстрой СССР, Госгражданстрой СССР, Минсельстрой СССР, Минэнерго СССР, Минтрансстрой СССР, Минхимпром СССР и другие. ВСН разрабатывались и в области промышленного, и в области гражданского строительства. Профильные министерства/ведомства принимали решение о необходимости разработки тех или иных ВСН, утверждали и опубликовывали их. ВСН относились к нормативным документам по строительству, содержащим Нормы. В соответствии с "Инструкцией о порядке разработки и утверждения нормативных документов по строительству", утвержденной приказом Госстроя СССР от 07.12.56 N 329 (далее Инструкция 1956 года):

"Нормы - документ, содержащий основные технические, технико-экономические и другие расчетные величины и нормативные требования, которыми необходимо руководствоваться при проектировании и строительстве". Таким образом, ВСН являлись документами, которыми необходимо было руководствоваться.


Порядок разработки ВСН впервые был указан в Инструкции 1956 года. В ней, в частности, определено, что ВСН должны быть увязаны со СНиП, с другими действующими нормативными документами и государственными стандартами с учетом обозначений и терминов, принятых в стандартах. Министерства и ведомства сами устанавливали порядок подготовки ВСН к утверждению, утверждения, регистрации и хранения. Также в Инструкции 1956 года определено, что ВСН, утвержденным министерствами или ведомствами, присваивается сокращенное обозначение - ВСН, порядковый номер с добавлением к номеру сокращенного обозначения года утверждения и первых букв названия министерства или ведомства, утвердившего нормативный документ. Например ВСН-00-57/МСП МХП СССР, означает, что ВСН N 00 утверждены в 1957 году Министерством строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР. В дальнейшем указание министерств и ведомств из обозначения постепенно "ушло", и стали появляться ВСН различных министерств и ведомств с одинаковыми номерами, что внесло некоторую путаницу при поиске необходимых ВСН, а также при ссылках на них в проектной документации. Оформлялись ВСН в соответствии с Приложением 4 Инструкции 1956 года. В Инструкции 1956 года указано, что порядок опубликования информации о выходе новых ВСН, изменениях к ним, а также отмене замененных устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами.

Подобный порядок разработки, утверждения, оформления ВСН приведен и в документе, заменившем Инструкцию 1956 года - СН 395-69 "Инструкция о порядке разработки и утверждения нормативных документов по строительству". В нем определялось, что после утверждения ВСН соответствующими министерствами и ведомствами они предоставлялись в Госстрой СССР в Отдел технического нормирования и стандартизации для общего учета.

В дальнейшем в СНиП I-1-74, заменившем СН 395-69, устанавливалось следующее:
- ВСН издавались форматом 84Ч108 (1)/32 (А5);
- ВСН, как и другие изданные нормативные документы по строительству, утвержденные в установленном порядке, и изменения и дополнения к ним, высылались в Отдел технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР и Центральный институт научной информации по строительству и архитектуре (ЦИНИС) Госстроя СССР - каждому в двух экземплярах;
- Органы, утверждающие нормативные документы, должны обеспечивать их систематическое переиздание.

Таким образом, информация обо всех ВСН проходила через Госстрой СССР, но публиковалась в различных периодических изданиях министерств и ведомств. И лишь в 1980-х годах вся информация о документах по строительству, отраслевых в том числе, стала публиковаться в едином Перечне документов по строительству. В разные периоды времени они назывались Перечнями, Строительными каталогами, Указателями. Составлялись они такими подведомственными Госстрою/Минстрою организациями, как ГУП "ЦНС" (в дальнейшем ОАО "ЦНС"), ГУП "ЦПП" (в дальнейшем ОАО "ЦИТП"), ФАУ "ФЦС".

Ведомственные строительные нормы указаны как вид документов Системы нормативных документов в строительстве в СНиП 1.01.01-82. Более того, СНиП IV-1-84 "Система сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве" "относит" ВСН и к документам по ценообразованию. Если ВСН содержали сметные нормы, то в обозначении вначале указывалась римская цифра "IV". Например, ВСН IV-5-42-85/Минтрансстрой.

Однако с выходом СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" ВСН перестают быть документами системы нормативных документов в строительстве и оказываются вне правового поля.

И, хотя ВСН не имеют в этот период правового статуса, ряд министерств и ведомств продолжают их разрабатывать. Более всего в этот период времени разработано региональных, а именно московских ВСН. Происходит это в силу необходимости и в основном по инерции. Разработка продолжалась до вступления в силу Закона о техническом регулировании (N 184-ФЗ).

Федеральный закон о техническом регулировании (N 184-ФЗ) "не отводит места" отраслевым/ведомственным нормативным документам, ВСН в том числе, в системе технического регулирования и стандартизации. После вступления в силу Закона о техническом регулировании (N 184-ФЗ) разработка ВСН практически прекратилась (исключение - ВСН Минобороны).

В настоящее время отраслевая специфика в области строительства отражается в таких документах в области стандартизаци, как Своды правил (СП) и национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р); а также в стандартах организаций (СТО), таких крупных организаций как ПАО "Газпром", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РусГидро", ОАО "РЖД" и др.

Место ВСН в Системе нормативных документов в строительстве и особенности применения до введения в действие СНиП 10-01-94


То, что ВСН являются нормативными документами Системы нормативных документов в строительстве, указано в СНиП 1.01.01-82 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". В соответствии со СНиП 1.01.01-82 к ведомственным нормативным документам в строительстве относятся:

- ведомственные (отраслевые) строительные нормы - ВСН;
- ведомственные нормы технологического проектирования - ВНТП;
- отдельные сметные нормативы.

СНиП 1.01.01-82 устанавливает, что:

- Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством),

- Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР,
- Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством),
Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством),
- Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам (таким, как СНиП, например) или дублировать их,

- Ведомственные нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений.

Таким образом, до введения в действие СНиП 10-01-94 ВСН являлись нормативными документами обязательными для применения в рамках выполнения работ по заказу министерств, утвердивших их.

Особенности применения после введения в действие СНиП 10-01-94


С выходом СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" ведомственные нормативные документы перестают быть документами системы нормативных документов в строительстве и оказываются вне правового поля. И, хотя ВСН не имеют в этот период правового статуса, ряд министерств и ведомств продолжают их разрабатывать. Министерства и ведомства продолжают разрабатывать их под свои нужды по своему усмотрению, не согласовывая их с министерством строительства, при этом обязывая применять их те организации, которые выполняют работы по заказу этих министерств и ведомств. Происходит это в силу необходимости и в основном по инерции. Разработка продолжалась до вступления в силу Закона о техническом регулировании (N 184-ФЗ).

Несмотря на отсутствие правового статуса, многие ВСН продолжают применяться и в настоящее время, так как не разработаны новые заменяющие их документы. На некоторых из них даже есть ссылки в новых документах в области стандартизации, таких, как СП - актуализированные СНиП. Например, СП 248.1325800.2016 "Сооружения подземные. Правила проектирования" ссылается на ВСН 189-78, что хотя и косвенно, подтверждает возможность их применения. Однако, при применении старых ВСН следует иметь в виду, что они не должны противоречить действующим нормативным и правовым документам, в первую очередь таким, как Технические регламенты (N 384-ФЗ, N 123-ФЗ), документы доказательных баз этих регламентов, Федеральный закон N 116-ФЗ от 21.07.97, Федеральные нормы и правила (ФНП), СП и национальные стандарты, включенные в Перечни доказательных баз указанных выше технических регламентов. Таким образом, ими можно пользоваться только как справочным материалом.

ВСН в системах "Техэксперт". Атрибуты


В системы Техэксперт включены ВСН в максимально возможном объеме. Их существование отслеживалось в различных Перечнях, Указателях таких, как Строительный каталог СК-1 "Нормативные и методические документы по строительству" (ОАО "ЦИТП им. Орджоникидзе"), Указатель нормативных технических документов в области строительства (ОАО "ЦНС"), Перечень нормативных документов, регламентирующих строительство (ОАО "ЦНС"), Перечень руководящих, нормативных и рекомендательных документов в дорожном хозяйстве (Росавтодор), Перечень отраслевых документов по проектированию и строительству объектов АПК (ФГНУ "Росинформагротех") и другие.

Одним из атрибутов ВСН в системах Техэксперт является их статус: действующий/недействующий. У тех ВСН, которые отменены приказами, постановлениями, распоряжениями соответствующих министерств, или закончился срок действия, указан статус "недействующий". У документов, которые не отменены и которые включены в периодически издаваемые перечни и указатели, указан статус "действующий". У документов, которые исключаются из периодически издаваемых перечней и указателей, но официальной информации об отмене не было, статус действующий/недействующий не указан. Также статус действующий/недействующий не указан в том случае, если старые ВСН отменены отдельными организациями (например, ПАО "Газпром"), так как взамен разработаны СТО. Недействующим такой документ считать нельзя, т.к. формально организация неправомочна отменить документ, утвержденный министерством. И хотя многих министерств, утвердивших старые ВСН, уже не существует, и, соответственно, отменить их некому, формально считать недействующими их нельзя. Оставлять статус "действующий" у подобных документов нецелесообразно, так как существует актуальный заменяющий документ, по которому фактически все работают. В данном случае в ярлыке "Примечания" у соответствующих ВСН указывается информация о существовании новых документов, например, СТО Газпром.

Так как ВСН в настоящее время являются документами, не имеющими юридического статуса, информация об их действии/недействии не имеет значения. Все они являются справочными.

В системе помещено большое количество справок, консультаций, касающихся применения ВСН. При заведении в строку интеллектуального поиска какого-либо ВСН, Вы можете получить сам указанный документ и различные документы, материалы, связанные с данным ВСН и систематизированные по видам/типам документации.

Законодательство России

  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ