Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Правовые акты таможенного законодательства. Акты Таможенного союза ЕАЭС


Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в том, что на территории Российской Федерации "гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также свобода экономической деятельности" (ст.8 Конституции РФ). Государство устанавливает правила, согласно которым лица реализуют свое право на свободное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (п."ж" ст.71 Конституции РФ).

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, мер технического регулирования, мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, функции по проведению радиационного контроля, функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля, федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений и федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с компетенцией Федеральной таможенной службы, установленной законодательством Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений (постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации.

Если таможенным законодательством Таможенного союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены таможенным законодательством Российской Федерации, применяется таможенное законодательство Таможенного союза.

Специфика таможенного регулирования в Российской Федерации состоит в том, что оно (регулирование), как и до евразийской интеграции, находится в ведении Российской Федерации (национальный уровень). При этом в связи с тем, что Россия является участником ЕАЭС, осуществляется в соответствии с нормами таможенного законодательства Таможенного союза (международный уровень). Реализация определяемых международными соглашениями правил в сфере таможенного дела и их соблюдение есть предмет ведения национального законодательства, поскольку именно на национальном уровне вырабатываются конструкции управленческого характера, влияющие на выполнение целей и задач, закрепленных в международных договорах.


Вступление в силу актов таможенного законодательства

Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования действуют на всей территории Российской Федерации, а также на искусственных островах, установках и сооружениях, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (ст.7 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

1) если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления их в силу;

2) если в иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, предусматривающих более льготный порядок, чем действующий порядок, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений, установлен иной срок вступления их в силу (ст.6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

До вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") порядок вступления в силу актов таможенного законодательства регулировался ст.6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях они могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

Официальными источниками опубликования для правовых актов по таможенному делу, зарегистрированных в Минюсте России, являются "Российская газета", а с 01.01.2015 - также "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Нормативные правовые акты ФТС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат размещению (опубликованию) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в установленном порядке. (Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2266 "О подготовке нормативных правовых актов в Федеральной таможенной службе").

В соответствии с приказом ФТС России от 23.06.2020 N 559 "О порядке вступления в силу нормативных правовых актов ФТС России, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" нормативные правовые акты ФТС России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их признания Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.


Для остальных правовых актов по таможенному делу официальным изданием, в соответствии с приказом ФТС России от 04.07.2019 N 1088 "Об официальном издании ФТС России", является:

- журнал "Таможня", который определен в качестве официального издания ФТС России для опубликования информации о деятельности таможенных органов Российской Федерации, информационно-аналитических материалов по вопросам в области таможенного дела, мнений специалистов и экспертов, иных материалов по таможенной тематике.

ФТС России также публикует свои правовые акты, используя информационные технологии (Интернет-сайт ФТС России: www.gov.customs.ru).

Вступление в силу актов таможенного законодательства Таможенного союза

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

1) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

2) международных договоров государств - членов Таможенного союза;

3) решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (до 02.02.2012 Комиссии Таможенного союза).

Международный договор государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе ЕАЭС:


- В Договоре о Евразийском экономическом союзе не предусмотрен общий порядок вступления в силу международных договоров в рамках ЕАЭС. В Договоре о Евразийском экономическом союзе установлено требование об официальном опубликовании договоров на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org (ст.111). В качестве официального данный сайт определен Решением Высшего Евразийского экономического союза от 21.11.2014 N 90;

- До 01.01.2015 решение о вступлении в силу международного договора, направленного на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, принималось высшим органом Таможенного союза (Межгосударственным Советом ЕврАзЭС) при наличии информации депозитария о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого международного договора (Протокол от 06.10.2007 "О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним");

- Одним из элементов таможенного законодательства Таможенного союза являются договоры Евразийского экономического союза с третьей стороной. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами с третьими сторонами в рамках Союза и Договором о Евразийском экономическом союзе приоритет имеет Договор о Евразийском экономическом союзе (ст.6 Международного договора от 29.05.2014).

Международные договоры в рамках Союза, международные договоры с третьей стороной и решения органов Союза подлежат официальному опубликованию на официальном сайте Союза в сети Интернет в порядке, установленном Межправительственным советом (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 90).

Дата публикации международного договора или решения органа Союза на официальном сайте Союза в сети Интернет на русском языке признается датой официального опубликования данного решения.

Акты Евразийской экономической комиссии (Совет Комиссии и Коллегия Комиссии)

Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) является постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

В случае если иное не предусмотрено Договором и международными договорами в рамках Союза, решения Комиссии вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, а также решения Комиссии, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения Комиссии, содержащие сведения ограниченного распространения, вступают в силу в срок, определенный в них.

Распоряжения Комиссии вступают в силу в срок, определенный в них.

Решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.

Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (см. п.п.16, 17, 18 Приложения 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Официальным сайтом Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является сайт по адресу: http://www.eaeunion.org (см. решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 90).

Акты Евразийского межправительственного совета


Межправительственный совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов.

Решения Межправительственного совета вступают в силу с даты их официального опубликования, если этими решениями не определен иной срок вступления их в силу.

Решения Межправительственного совета, содержащие сведения ограниченного распространения, вступают в силу в срок, определенный этими решениями.

Распоряжения Межправительственного совета вступают в силу в срок, определенный этими распоряжениями (ст.21 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 89 "О Порядке организации проведения заседаний Евразийского межправительственного совета").

Официальное опубликование принятых Межправительственным советом решений осуществляется в порядке, устанавливаемом Межправительственным советом (ст.23 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 89 "О Порядке организации проведения заседаний Евразийского межправительственного совета").

Решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

Акты Высшего Евразийского экономического совета

Высший Евразийский экономический совет является высшим органом Союза, в состав которого входят главы государств-членов либо главы правительств государств-членов, если в соответствии с законодательством своего государства они наделены полномочиями принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию Высшего совета

Решения Высшего совета вступают в силу с даты их официального опубликования, если этими решениями не определен иной срок вступления их в силу.

Решения Высшего совета, содержащие сведения ограниченного распространения, вступают в силу в срок, определенный этими решениями.

Распоряжения Высшего совета вступают в силу в срок, определенный этими распоряжениями (ст.21 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 96 "О Порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского экономического совета").

Официальное опубликование принятых Высшим советом решений осуществляется в порядке, устанавливаемом Межправительственным советом (ст.23 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 96 "О Порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского экономического совета").

Решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии.

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.

Комиссия таможенного союза

До 2 февраля 2012 года решения Комиссии, имевшие обязательный характер, вступали в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии мог быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения (см. ст.8 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года).

Законодательство России

  • О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 14 октября 2024 года)
  • О таможенном регулировании в Российской Федерации (с изменениями на 24 февраля 2021 года) (редакция, действующая с 1 августа 2021 года)
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 23 марта 2021 года)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 года) (редакция, действующая с 7 июня 2024 года)
  • Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)

Международное право

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 23 марта 2021 года)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 года) (редакция, действующая с 7 июня 2024 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ