Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Руководящие документы отрасли (РД)

РД не всегда расшифровывается как "руководящий документ отрасли". Например, РД-АПК - это рекомендательный документ агропромышленного комплекса.

Определения понятия РД, правила их разработки, регистрации, введения в действия, изменения и отмены устанавливались отраслевыми стандартами (ОСТ) и(или) РД.

Например, стандарт отрасли "Связь" ОСТ 45.185-2001 "Отраслевая система стандартизации. Термины и определения" дает такое определение: руководящий документ отрасли - нормативный документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов нормирования, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу потребителей (пользователей) и утвержденный в установленном в отрасли порядке. Примечание - Руководящий документ разрабатывается при нецелесообразности или преждевременности разработки и принятия (утверждения) соответствующих стандартов.

Стандарт отрасли Минэнерго России ОСТ 153-00.0-001-98 "Требования к обозначению нормативных документов и технических условий, порядок их регистрации в топливно-энергетическом комплексе" дает иное определение:

Руководящий документ (РД) - организационно-технический или организационно-методический нормативный документ, который устанавливает ведомственные процедуры и правила, не предусмотренные Государственной системой стандартизации Российской Федерации.

А РД 153-00.0-003-99 "Порядок разработки, согласования и утверждения отраслевых нормативных документов" уточняет, что РД разрабатывают в случаях:

- когда требования к объектам стандартизации организационно-методического или общетехнического характера подлежат проверке на практике до разработки соответствующих стандартов;
- при дополнении требований соответствующих организационно-методических и общетехнических стандартов.

РД, наряду со стандартами и техническими условиями, регламентируют проведение работ по внедрению техники, технологических процессов, методов испытаний и контроля качества, организации управления и производства на предприятиях и в организациях ТЭК.

Независимо от формулировок определения РД, в иерархии нормативных документов различных отраслей они находятся на одном уровне: РД должны быть увязаны с обязательными требованиями действующих стандартов и нормативных документов отрасли, государственных (национальных) и межгосударственных стандартов, а также международных стандартов и рекомендаций, принятых для применения в Российской Федерации.

По мере утверждения новых и пересмотре (обновлении) действующих нормативных документов отрасли, стандартов отрасли, государственных (национальных) и межгосударственных стандартов в РД должны вноситься соответствующие изменения.

Понятие "руководящий документ" является собирательным.

Например, в ОСТ 45.88-96 "Отраслевая система стандартизации. Порядок разработки руководящих документов отрасли" приведены такие виды нормативных документов отрасли "Связь" уровня "Руководящий документ":

- руководства,
- инструкции,
- методики,
- нормы,
- ведомственные правила,
- рекомендации,
- программы,
- методики сертификационных испытаний.

А в РДТ 13-2012 "Стандартизация в Комитете союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Основные положения" перечислены следующие виды нормативных документов имеющие статус руководящих документов Росгидромета:

- основные положения (основополагающие по областям деятельности);
- положение;
- наставление (руководство);
- методика (метод);
- инструкция (правила);
- нормы;
- нормативы;
- коды;
- таблица;
- перечень,
- табель.

РД 153-00.0-003-99 "Порядок разработки, согласования и утверждения отраслевых нормативных документов" Минэнерго России устанавливает, что РД в зависимости от своего назначения могут начинаться словами:

- Положения(ние),
- Правила,
- Регламент,
- Инструкция,
- Методика,
- Методические указания.

Следует отметить, что до 1987 года в Минэнерго СССР существовало множество видов нормативно-технических документов:

- Методика;
- Методические указания;
- Номенклатура;
- Нормы;
- Правила;
- Типовая инструкция по эксплуатации;
- Типовая энергетическая характеристика;
- Типовое положение;
- Типовой перечень.

В РД 34.01.101-87 "Номенклатура отраслевых документов Минэнерго СССР" все эти документы были признаны РД и при внесении изменений или при переиздании получили новое обозначение.

Например, изменением 2 к "Методическим указаниям по силикатной обработке подпиточной воды сетевого тракта на ТЭЦ" обозначение МУ 34-70-045-83 было заменено на РД 34.37.505-83.

Так как не все НТД, получившие обозначение РД, переиздавались, то новые их обозначения можно было узнать из отраслевых указателей, но не из текста самих документов.

Поэтому старые обозначения РД электроэнергетики (МУ, ТХ, НР и т.п.) можно увидеть и в настоящее время.

В каждой отрасли существовали собственные правила присвоения обозначений РД.

Общим во всех обозначениях является одно - они начинаются с условного цифрового обозначения министерства (ведомства).

В отрасли "Связь" после условного обозначения Минсвязи (45) идет регистрационный номер документа и год утверждения.

В Росгидромете обозначение РД состоит из условного цифрового обозначения Росгидромета (52), условного цифрового обозначения организации-разработчика, регистрационного номера и года утверждения.

Наиболее сложная, пожалуй, система обозначений РД в Минэнерго, установленная ОСТ 153-00.0-001-98. Обозначение РД Минэнерго имеет вид "РД 153-ХХ.Х-ХХХ-ХХ" и состоит из:

- кода Минэнерго (153);
- кода отрасли;
- кода подотрасли;
- регистрационного номера;
- года утверждения.

Коды нормативных документов отраслей и подотраслей ТЭК приведены в обязательном приложении А ОСТ 153-00.0-001-98:

Код

Ранее действовавший код

Наименование отраслей и подотраслей

12.0

Угольно-торфяная отрасль

12.1

12

Уголь (сланцы) и продукты их переработки

12.2

12

Горно-шахтное оборудование

12.3

12

Энергомеханическое обеспечение и ремонтное производство оборудования для угольных шахт

12.4

214

Торф и продукты его переработки

12.5

214

Оборудование торфяного машиностроения

12.6

Строительство шахт

34.0

Энергетическая отрасль

34.1

34

Теплоэнергетика

34.2

34

Гидроэнергетика

34.3

34

Линии электропередач и подстанции

34.4

34

Строительство энергетических объектов

39.0

Нефтегазовая отрасль

39.1

26

Оборудование для нефтегазовой промышленности

39.2

39, 38, 112

Нефть, продукты нефтепереработки, нефтепродуктообеспечение

39.3

51, 243

Газ, продукты переработки газа

39.4

Транспорт нефти, газа и нефтепродуктов

39.5

Строительство нефтяных и газовых сооружений


Если вместо кодов отрасли и подотрасли проставлено 00.0 (как в РД 153-00.0-003-99), это означает, что документ относится к основополагающим, он устанавливает общие для всех отраслей ТЭК организационно-технические положения.

РД могли иметь межотраслевое применение, или отраслевое, или применяться только в отдельном направлении в отрасли.

В зависимости от уровня применения РД могли утверждаться приказом министра или его заместителя, курирующего направление в отрасли, или вводиться в действие руководителем базовой организации по стандартизации по закрепленной тематике работы.

Изданием и распространением РД занималась головная организация по стандартизации в отрасли или организация-разработчик, или иная организация, уполномоченная министерством (ведомством).

Информация о новых или измененных РД рассылалась или министерством (ведомством), или издателем документа.

Пересмотр РД и разработку изменений к ним выполняют, как правило, организации - разработчики документа.


В СССР обычно устанавливался срок проверки РД 5 лет. Поэтому некоторые министерства (ведомства) вводили РД в действие на 5 лет. До истечения срока действия документ должен был быть проверен. При необходимости вносились изменения, или разрабатывался новый документ, или срок действия РД продлевался до следующей проверки.

В РФ, как правило, РД вводятся в действие на неограниченный срок.

РД - это отраслевые документы. Поэтому установленные в них требования могут носить обязательный характер только для организаций, подведомственных утвердившему РД министерству (ведомству).

В случае межотраслевого характера РД его требования могут носить обязательный характер только при условии государственной регистрации документа в Минюсте России как нормативного правового акта.

Например, РД 153-34.0-03.150-00 "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок", утвержденный также Минтрудом с обозначением ПОТ Р М-016-2001, является документом межотраслевого применения, что следует из его наименования.

Однако РД 153-34.0-03.150-00 не был представлен на государственную регистрацию в Минюст, поэтому он не подлежит применению несмотря на нежелание Минэнерго отменить документ.

Применение РД на обязательной основе возможно также при включении этих документов в Сводный перечень по стандартизации оборонной продукции или на основании положений договора (контракта).

Если действие РД распространяется на продукцию и связанные с ней процессы и если к этой продукции должны устанавливаться обязательные требования, то, на основании статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" и в соответствии с установленным статьей 46 порядком, требования таких РД могут быть признаны обязательными.

Со вступлением в силу Федерального закона "О техническом регулировании" отраслевая стандартизация была фактически ликвидирована.

Тем не менее, отдельные министерства и ведомства продолжают не только разрабатывать РД, но и совершенствовать порядок их разработки, утверждения, опубликования и переработки.

Например, Росгидрометом утвержден РД 52.18.28-2014 "Правила разработки, утверждения, обновления и отмены нормативных документов Росгидромета", распространяющиеся и на РД.

В соответствии с РД 52.18.28-2014, РД может содержать нормы, отличные от норм, установленных нормативными правовыми актами или нормативными документами, только тогда, когда это допускается данными актами или документами, и должен быть увязан с требованиями утвержденных ранее действующих документов на данный объект и/или аспект стандартизации.

Кроме того, РД не должен дублировать нормы действующего законодательства и устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

В соответствии с РД 52.18.28-2014 тираж издаваемого документа, перечень пользователей, в том числе заказчика, их почтовые адреса и количество экземпляров документа, рассылаемое им издающей организацией, устанавливаются документом "Разнарядка на рассылку документа организациям-пользователям", который включается в сопроводительную документацию к первой редакции проекта РД. Таким образом, круг лиц, имеющих доступ к документу, определяется уже при его разработке.

Также к первой редакции проекта РД прилагается перечень (или план) организационно-технических мероприятий по подготовке документа к применению в Росгидромете. Мероприятия разрабатывают для создания условий, обеспечивающих внедрение и последующее применение документа в организациях. Исходя из времени, необходимого для выполнения мероприятий, определяют дату введения в действие РД.

А в Росатоме ОСТ 95 10450-2001 "Система стандартизации в Министерстве. Порядок разработки в отрасли стандартов, правил и рекомендаций" распространяется на РД только в части порядка проведения их проверки, пересмотра, внесения изменений и отмены. То есть, новые РД больше не разрабатываются.


Законодательство России

  • О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ