Отраслевые стандарты (ОСТ)
Из всех
нормативных документов, пожалуй, именно
отраслевые стандарты (ОСТ) вызывают
наибольшее число вопросов по их
применению. Для того, чтобы ответить на
эти вопросы и понять, каким образом можно
применять ОСТы в настоящее время,
вспомним историю появления этих
документов и изучим основные положения
нормативных актов, которые в разное
время регулировали порядок разработки,
применения и переработки отраслевых
стандартов.
Терминология
Основные термины и определения,
имеющие отношение к ОСТам, содержатся в
комплексе ГОСТ Государственной системы
стандартизации СССР (это - ГОСТы, номера
которых начинаются на 1.).
- Государственная система
стандартизации (ГСС) - комплекс
взаимоувязанных правил и положений,
определяющих основные цели и задачи
стандартизации; организацию и методику
проведения работ по стандартизации;
порядок планирования работ по
стандартизации; порядок разработки,
внедрения, обращения стандартов,
внесения в них изменений, а также
государственного надзора и
ведомственного контроля за их
внедрением и соблюдением; объекты
стандартизации, категории и виды
стандартов; единые правила построения,
изложения и оформление стандартов и их
содержание (ГОСТ 1.0-68 "Государственная
система стандартизации. Основные
положения");
- Отраслевой
стандарт (ОСТ) - документ,
устанавливающий нормы, правила,
требования, параметры, термины, понятия и
обозначения на виды продукции,
необходимые для обеспечения качества
продукции в конкретной отрасли.
Такое определение было дано в п.3.2.7 ГОСТ
1.0-68 "Государственная система
стандартизации. Основные положения".
ГОСТ 1.0-68 впервые ввел понятие
отраслевого стандарта, хотя
аббревиатура ОСТ была известна задолго
до 1968 года.
С 1925 до 1940 года ОСТ расшифровывалось как
"общесоюзный стандарт". Эти
стандарты утверждались народными
комиссариатами (наркоматами) -
предшественниками современных
министерств, что сближает этот вид
документов с отраслевыми стандартами. Но
применение общесоюзных стандартов не
ограничивалось какой-то одной отраслью.
48 общесоюзных
стандартов действуют до сих пор. Они
имеют статус национальных стандартов,
практически все они включены в наши
системы. Среди них:
- ОСТ 1215 Калибры контрольные к рабочим
калибрам для валов 3-го и 3а классов
точности. Допуски.
- ОСТ НКМ 1011 Допуски и посадки. Система
отверстия. 1-й класс точности. Посадки
переходные и посадки с зазором.
В 1940 году общесоюзные стандарты (ОСТ)
были переименованы в государственные
общесоюзные стандарты (ГОСТ), а
постановлением Совета Народных
Комиссаров СССР (Совнаркома СССР) от 09.07.40
"О государственных стандартах и
порядке их введения" был отменен
порядок, при котором государственные
стандарты на продукцию утверждались
наркоматами, производившими эту
продукцию. Государственные общесоюзные
стандарты (ГОСТ) стали утверждаться
Всесоюзным комитетом стандартов при
Совнаркоме СССР - комитетом, который
после ряда реорганизаций получил
известное всем имя Госстандарт.
После
распада СССР в России был принят Закон РФ
от 10.06.93 N 5154-1 "О стандартизации", в
котором ОСТ стали расшифровывать не как
"отраслевой стандарт", а как
"стандарт отрасли". При этом его
толкование не изменилось. Новое название
не прижилось, и издаваемый Госстандартом
указатель по-прежнему назывался
Указатель "Отраслевые стандарты".
Невозможно обсуждать отраслевые
стандарты, не определив понятие
отрасли.
- Отрасль
- совокупность предприятий и организаций
независимо от их территориального
расположения и ведомственной
принадлежности, разрабатывающих и (или)
изготовляющих определенные виды
продукции, относящиеся к номенклатуре
продукции, закрепленной за
министерством (ведомством), являющимся
ведущим в ее производстве (ГОСТ 1.0-68
"Государственная система
стандартизации. Основные положения",
п.3.1.4).
Из этого определения следует, что к одной
отрасли могут относиться организации,
подчиненные разным министерствам и
ведомствам.
Нормативные ссылки
Ниже
перечислены нормативные правовые акты и
стандарты, которые в разное время
регулировали вопросы разработки
применения и отмены отраслевых
стандартов.
- Закон РФ от 10.06.93 N 5154-1 О стандартизации
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ О
техническом регулировании
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ О
стандартизации в Российской Федерации
- Положение о стандартизации в отношении
оборонной продукции (товаров, работ,
услуг) по государственному оборонному
заказу, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567
- Постановление Правительства РФ от
12.07.2016 N 669 Об утверждении Положения о
стандартизации в отношении продукции
(работ, услуг), для которой
устанавливаются требования, связанные с
обеспечением безопасности в области
использования атомной энергии, а также
процессов и иных объектов
стандартизации, связанных с такой
продукцией
- ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения;
- ГОСТ 1.1-68 ГСС. Органы и службы
стандартизации;
- ГОСТ 1.2-68 ГСС. Порядок разработки и
утверждения государственных и
отраслевых стандартов;
- ГОСТ 1.19-75 Государственная система
стандартизации. Порядок государственной
регистрации отраслевых и
республиканских стандартов;
- ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система
стандартизации Российской Федерации.
Основные положения;
- ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система
стандартизации Российской Федерации.
Стандарты отраслей, стандарты
предприятий, стандарты
научно-технических, инженерных обществ и
других общественных объединений. Общие
положения;
- ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система
стандартизации Российской Федерации.
Общие требования к построению,
изложению, оформлению и содержанию
стандартов.
Первый этап в истории ОСТов - 1968-1991 гг.
Для чего нужны ОСТы: В 1968 году был утвержден ГОСТ 1.2-68 "ГСС. Порядок разработки и утверждения государственных и отраслевых стандартов". Уже из названия ГОСТ 1.2-68 видно, что, во-первых, ОСТы - это документы государственной (а не отраслевой) системы стандартизации; во-вторых, ОСТы - не менее значимые, чем ГОСТы, нормативные документы, поскольку они разрабатываются и утверждаются аналогично ГОСТам.
Аналогично ГОСТам Государственной
системы стандартизации (то есть, ГОСТам,
номера которых начинаются с 1.),
основополагающие отраслевые стандарты
вводили отраслевые системы
стандартизации.
Комплексы таких ОСТов имеют общее
наименование "Отраслевая система
стандартизации" или "Система
стандартизации в министерстве...", или
подобное. Из них можно узнать, какие виды
нормативных документов разрабатывались
в отраслях и ведомствах, а также какие
особенности их разработки, утверждения,
издания и распространения, а также
отмены существовали в различных
отраслях.
Например, среди ОСТов системы
стандартизации отрасли "связь" есть
такие:
- ОСТ 45.59-98 "Система стандартизации
отрасли. Основные положения";
- ОСТ 45.185-2001 "Отраслевая система
стандартизации. Термины и
определения";
- ОСТ 45.10-98 "Отраслевая система
стандартизации. Порядок разработки
стандартов отрасли";
- ОСТ 45.52-97 "Отраслевая система
стандартизации. Порядок разработки
стандартов предприятий";
- ОСТ 45.88-96 "Отраслевая система
стандартизации. Порядок разработки
руководящих документов отрасли";
- ОСТ 45.89-2000 "Отраслевая система
стандартизации. Издание нормативных
документов отрасли. Требования к
оформлению нормативных документов,
порядок издания и распространения";
- ОСТ 45.186-2001 "Отраслевая система
стандартизации. Техническое задание на
разработку научно-технической продукции
электросвязи. Требования к содержанию и
изложению";
- ОСТ 45.182-2001 "Отраслевая система
стандартизации. Технические требования
к средствам электросвязи. Требования к
содержанию и изложению";
- ОСТ 45.161-2000 "Отраслевая система
стандартизация. Технические условия на
средства связи. Требования к построению
и содержанию";
- ОСТ
45.173-2000 "Отраслевая система
стандартизации. Порядок введения в
действие международных (региональных)
документов в области электросвязи в
качестве национальных нормативных
документов".
Помимо ОСТов систем стандартизации, ОСТы
разрабатывали в тех случаях, когда не
предусматривалась разработка ГОСТов.
Например, технические условия или
технические требования к продукции,
имеющей узкоотраслевое применение,
разрабатывались как ОСТ, а не как ГОСТ.
Также ОСТы могли разрабатывать и при
наличии ГОСТов. В частности, ОСТы могли
устанавливать отраслевое ограничение
ГОСТов (по применяемой номенклатуре,
типоразмерам и т.п.).
Что такое "отраслевое ограничение ГОСТ"
рассмотрим на примере ОСТ 12.44.215-83
"Манжеты резиновые армированные для
валов. Технические условия", который
разработан в ограничение конструкции и
развитие материалов на основе ГОСТ 8752-79 и
ОСТ 38 05146-78. Название ГОСТ 8752-79 "Манжеты
резиновые армированные для валов.
Технические условия" совпадает с
названием ОСТ 12.44.215-83, но это не значит,
что один из этих документов разработан
взамен другого.
Дело в том, что в организациях
Министерства угольной промышленности
СССР могли применяться не все типы и
размеры резиновых армированных манжет,
установленные ГОСТ 8752-79. При этом не
каждый специалист в этих организациях
мог самостоятельно определить пригодные
параметры. Поэтому был разработан ОСТ
12.44.215-83, содержащий требования,
адаптированные к нуждам угольной
промышленности.
В ОСТах указывается, какого рода
ограничения ГОСТов они вводят. Например,
ОСТ 12.44.215-83 является ограничительным 1-го
ряда основных размеров манжет по ГОСТ
8752-79 и устанавливает тип 1, исполнение 1 - с
механически обработанной кромкой и
исполнение 2 - с формованной кромкой.
Как мы можем узнать, какое министерство
утвердило ОСТ 12.44.215-83? Можно заглянуть в
текст стандарта. Но не всегда в ОСТе
написано полное название министерства.
Часто можно видеть фразу "Утвержден
министерством". Такая фраза означает,
что применение ОСТа ограничено только
организациями принявшего этот ОСТ
министерства. В ОСТ, который имеет более
широкое применение, название
министерства указывалось полностью.
Есть способ определить ведомственную
принадлежность ОСТа, не заглядывая в
него. Принадлежность зашифрована в его
обозначении.
При
утверждении ОСТам присваивали
обозначение, состоящее из индекса (ОСТ),
условного цифрового обозначения
министерства (ведомства), утвердившего
стандарт, номера, присвоенного
министерством (ведомством) стандарту в
порядке, установленном в отрасли, и двух
последних цифр года утверждения или
пересмотра стандарта. Например, ОСТ 92
4306-77 - утвержден Министерством общего
машиностроения, а ОСТ 11 423.003-75 -
Министерством электронной
промышленности.
Это полезно, когда сложно определить
отраслевую направленность стандарта из
его названия.
Обратите внимание на то, что по правилам
цифры кода министерства (ведомства)
должны отделяться от остальной части
обозначения ОСТа пробелом (не точкой, не
дефисом). Однако, это правило соблюдалось
не всегда, что затрудняет поиск
документа по его обозначению.
Ниже в таблице приведены некоторые условные цифровые
обозначения министерств СССР:
1 |
Министерство авиационной промышленности |
37 |
Министерство автомобильной промышленности |
51 |
Министерство газовой промышленности |
64 |
Министерство медицинской промышленности |
31 |
Министерство морского флота |
39 |
Министерство нефтяной промышленности |
92 |
Министерство общего машиностроения |
4 |
Министерство промышленности средств связи |
32 |
Министерство путей сообщения |
107 |
Министерство радиопромышленности |
95 |
Министерство среднего машиностроения |
22 |
Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения |
5 |
Министерство судостроительной промышленности |
24 |
Министерство тяжелого и транспортного машиностроения |
26 |
Министерство химического и нефтяного машиностроения |
6 |
Министерство химической промышленности |
11 |
Министерство электронной промышленности |
16 |
Министерство электротехнической промышленности |
108 |
Министерство энергетического машиностроения |
153 |
Министерство энергетики и электрификации |
Среди перечисленных обращают на себя
внимание Министерство общего
машиностроения СССР (92) и Министерство
среднего машиностроения СССР (95). Из
названий этих министерств невозможно
определить направления их деятельности.
Это не случайно - само существование этих
министерств было засекречено.
Министерство общего машиностроения не
занималось общемашиностроительными
вопросами, оно отвечало за космические
работы. Сейчас это направление ведет
Государственная корпорация
"Роскосмос".
Министерство среднего
машиностроения ведало атомной отраслью,
включая ядерное оружие. Правопреемником
этого министерства является
Государственная корпорация
"Росатом".
Применение ОСТов на первом этапе: Вернемся к положениям ГОСТ 1.2-68. После утверждения ОСТ в обязательном порядке отправлялся на регистрацию, так как стандарты, не прошедшие государственную регистрацию, применять было запрещено. Государственную регистрацию ОСТов осуществлял Госстандарт СССР.
Для прошедших государственную
регистрацию отраслевых стандартов дата
начала действия имела очень большое
значение. Потому что с этой даты ОСТ
приобретал юридическую силу и
становился обязательным для применения.
Несоблюдение стандарта преследовалось
по закону. Это означает, что ОСТы
применялись аналогично тому, как теперь
применяются нормативные правовые акты.
Отличие только в том, что для ОСТов не
была установлена необходимость
официального опубликования.
Слова "действует" и
"применяется" для ОСТов были
тождественны.
Информацию о всех действующих ОСТах
Госстандарт публиковал в ежегодном
указателе "Отраслевые и
республиканские стандарты". Кроме
того, информация о действующих
отраслевых стандартах, их замене, отмене
и изменениях публиковалась в годовых и
ежемесячных отраслевых указателях
(перечнях), которые выпускали
министерства (ведомства), являющиеся
головными в данной отрасли.
Министерства (ведомства) и их головные
организации по стандартизации
систематически, как правило, не реже
одного раза в пять лет, проверяли
закрепленные за ними стандарты и либо
продлевали срок действия, либо
пересматривали стандарт.
Благодаря такому порядку контроля,
трудностей с применением ОСТов не
возникало.
Но после распада СССР мы оказались в
другой стране, которая устанавливала
собственные законы и порядки. В том числе
- и в стандартизации.
Принятие Закона РФ N 5154-1.
ОСТ перестал быть документом
обязательного применения
10 июня 1993 года был принят Закон РФ N 5154-1
"О стандартизации".
На первый взгляд, Закон не вносил
существенных изменений в унаследованную
от СССР систему стандартизации.
Отраслевые стандарты по-прежнему
относились к документам по
стандартизации. Положения закона о
стандартизации в части, касающейся
ОСТов, мало отличались от
соответствующих положений документов
ГСС СССР.
Главным отличием было то, что после
вступления в силу Закона РФ N 5154-1
применение ОСТов перестало быть строго
обязательным.
Именно Законом N 5154-1 впервые была
провозглашена добровольность
применения документов по
стандартизации, а не Федеральным законом
о техническом регулировании N 184-ФЗ, как
принято считать.
После вступления в силу Закона РФ N 5154-1
применение ОСТов стало в основном
добровольным, они больше не должны были
проходить государственную регистрацию
для того, чтобы обрести юридическую силу.
Но если применение того или иного
стандарта - дело добровольное, то
процедура введения его в действие - не
более чем формальность.
Вновь введенная добровольность
применения кардинально изменила не
только терминологию. Понятие действия
стандарта потеряло свой изначальный
смысл. Раньше слово "действует"
значило "обязателен к применению", а
несоблюдение ОСТов преследовалось по
закону.
После вступления в силу Закона РФ N 5154-1
слова "действие стандарта" и
"применение стандарта" перестали
быть синонимами.
Можно не применять действующий ОСТ и в
законе нет запрета на применение
недействующего ОСТа.
ОСТы после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Планируемое вступление России в
ВТО потребовало соблюдения Соглашения
по техническим барьерам в торговле и
формирования системы технического
регулирования, результатом чего стало
принятие Федерального закона от 27.12.2002 N
184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральный закон "О техническом
регулировании" был разработан и
принят в кратчайшие сроки, в нем много
заимствований из законодательства по
техническому регулированию Евросоюза,
которые плохо согласуются с
существовавшей системой стандартизации.
Положения по стандартизации
Федерального закона N 184-ФЗ были
сформулированы для использования именно
в целях технического регулирования.
Несмотря на это, после вступления в силу
Федерального закона "О техническом
регулировании" Закон РФ N 5154-1 перестал
действовать, и национальное
законодательство по стандартизации
сократилось до нескольких статей
Федерального закона N 184-ФЗ и комплекса
национальных стандартов
"Стандартизация в Российской
Федерации".
Фактически, система стандартизации была
разрушена, а новая не была создана.
В частности - отраслевая стандартизация
перестала регулироваться национальным
законодательством.
Законом N 184-ФЗ были установлены только
два уровня стандартизации: национальная
стандартизация, которая закреплена за
национальным органом РФ по
стандартизации (Росстандартом), и
стандартизация на уровне организаций.
Огромный массив отраслевых документов, в
том числе - ОСТов, был исключен из числа
документов в области стандартизации. Да,
ОСТы остались как вид нормативных
документов, они по-прежнему являются
стандартами. Но невозможность
применения отраслевых стандартов в
такой важной сфере, как подтверждение
соответствия (для этого могут
использоваться только документы по
стандартизации), и отсутствие четкого
порядка их применения в иных целях
поставили под сомнение саму возможность
какого-либо применения ОСТов.
Некоторые министерства и ведомства
усугубляют ситуацию, полагая излишним
проводить официальную отмену устаревших
ОСТов даже при наличии новых
национальных стандартов.
Исключением являются ОСТы,
устанавливающие требования к оборонной
продукции и к объектам использования
атомной энергии. Отраслевые стандарты
военного и двойного назначения остались
документами по стандартизации в
соответствии с постановлениями
Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567 и от 12.07.2016 N
669, принятыми на основании пункта 3 статьи
5 Федерального закона N 184-ФЗ и
устанавливающими особенности
стандартизации оборонной продукции и
объектов использования атомной
энергии.
Применение ОСТов
В связи
со сложившейся ситуацией пользователи
ИСС "Техэксперт" неоднократно
задавали вопросы о действии того или
иного ОСТа и о возможности их применения.
Прежде всего, отметим случаи, когда порядок применения и актуализации ОСТов однозначно определен.
1) Если в договоре/контракте прописано в
качестве одного из условий применение
ОСТа, то в рамках договора/контракта
применение этого ОСТ становится обязательным. Эта
обязательность установлена пунктом 1
статьи 425 Гражданского кодекса РФ
"Действие договора", где указано,
что "Договор вступает в силу и
становится обязательным для сторон с момента
его заключения".
В данном случае неважно, является ли ОСТ
действующим, поскольку этот факт не
может изменить условий
договора/контракта.
2) Если ОСТ применяется для создания
оборонной продукции, то его применение
регулируется не законодательством по
стандартизации, а Положением,
утвержденным постановлением
Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567, на
основании которого документы,
подлежащие обязательному применению в
отношении объектов стандартизации,
включаются в сводный перечень
документов по стандартизации оборонной
продукции.
Поэтому актуализация ОСТов,
используемых при выполнении работ по
государственному оборонному заказу,
устанавливается на основании включения
их в актуальную редакцию сводного
перечня документов по стандартизации
оборонной продукции. Сводный перечень
утверждается Министерством обороны
России, и в него включаются только
действующие документы. Информация об
изменениях в сводный перечень
рассылается раз в полугодие всем
организациям, которые приобрели сводный
перечень (или его отдельные тома по
отраслевой тематике).
Рассмотренный случай включает
использование ОСТов и для космических
работ, если это совместные с
Министерством обороны работы.
3) Если ОСТ применяется в целях, связанных
с обеспечением безопасности в области
использования атомной энергии, то в
таком случае применение ОСТов также
регулируется не законодательством по
стандартизации, а Постановлением
Правительства РФ от 12.07.2016 N 669. Документы
по стандартизации в области
использования атомной энергии
включаются в сводный перечень и в
указатель документов по стандартизации
продукции (работ, услуг) ограниченного
распространения, формированием и
актуализацией которых занимается
Государственная корпорация по атомной
энергии "Росатом" (ГК
"Росатом").
П.5 Положения о стандартизации в
отношении продукции установлены
принципы стандартизации, одним из
которых является применение на
обязательной основе документов (частей
документов) по стандартизации продукции,
процессов и иных объектов
стандартизации в области использования
атомной энергии, включенных в сводный
перечень документов по стандартизации, а
также документов (частей документов) по
стандартизации, ссылки на которые
содержатся в федеральных нормах и
правилах в области использования
атомной энергии. ГК "Росатом"
извещает профильные организации об
изменениях в сводном перечне.
4) На
основании статьи 8 Федерального закона
от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной
корпорации по космической деятельности
"Роскосмос", Государственная
корпорация "Роскосмос"
осуществляет нормативно-правовое
регулирование в ракетно-космической
области, в частности, - имеет право
признавать недействующими нормативные
правовые акты и нормативные технические
документы Министерства общего
машиностроения СССР, Российского
космического агентства, Российского
авиационно-космического агентства в
части, касающейся космической
деятельности, и Федерального
космического агентства.
Нормативные правовые акты, нормативные
технические документы Министерства
общего машиностроения СССР, Российского
космического агентства, Российского
авиационно-космического агентства и
Федерального космического агентства
действуют до принятия Корпорацией
соответствующих актов и документов в
части, не противоречащей российскому
законодательству.
Это означает, что в Госкорпорации
"Роскосмос" могут использоваться
отраслевые нормативные документы, в том
числе, - ОСТы. И именно ГК "Роскосмос"
осуществляет актуализацию отраслевых
стандартов всех своих
предшественников.
Из перечисленного можно сделать вывод,
что для организаций, работающих по
государственному оборонному заказу, а
также организаций, подчиненных
Госкорпорациям "Росатом" и
"Роскосмос", ОСТы по-прежнему
являются документами по стандартизации.
И эти организации имеют собственные
инструменты для актуализации ОСТов.
Применение ОСТов в обычной - гражданской хозяйственной деятельности
Как уже было написано выше, после
принятия Закона N 184-ФЗ ОСТы перестали
относить к документам по
стандартизации.
Статьей 46 Закона N 184-ФЗ установлено что с
01.09.2011 документы старой нормативной базы
могут применяться только на
добровольной основе. А если такой
документ не опубликован должным образом
с указанием обязательных для исполнения
частей, то он может применяться только
как рекомендательный. И в таком случае не
имеет никакого значения, что в ОСТе
написано про обязательность соблюдения
его требований и про то, что несоблюдение
стандарта преследуется по закону. Такие
фразы утратили свою изначальную силу и
смысл.
Тем не менее, организации вправе
использовать ОСТы в своей деятельности.
Они могут установить применение тех или
иных ОСТов как нормативных документов.
Важно понимать, для каких целей ОСТы
могут применяться, а для каких - нет.
Например, ОСТ применяется при создании
продукции, для которой не
устанавливаются обязательные
требования. Это - продукция, которая не
включена в "Единый перечень продукции,
подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия в рамках
Таможенного союза с выдачей единых
документов" (утвержден решением
Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620)
либо в "Единый перечень продукции,
подлежащей обязательной сертификации, и
единый перечень продукции,
подтверждение соответствия которой
осуществляется в форме принятия
декларации о соответствии"
(утверждены постановлением
Правительства РФ от 01.12.2009 N 982).
Такая продукция не подпадает под
действие Федерального закона "О
техническом регулировании".
Если требования, содержащиеся в ОСТ,
полностью удовлетворяют организацию, то
ничто не запрещает его применять.
Рассмотрим теперь ситуацию, когда ОСТ
используется при создании продукции,
подлежащей подтверждению
соответствия.
ОСТы использовать можно и в этом случае,
но произведенная продукция будет
проходить оценку/подтверждение
соответствия требованиям не
использованных ОСТов, а требованиям
соответствующих технических
регламентов и документов по
стандартизации.
Применение ОСТ в целях подтверждения
соответствия установленным
обязательным требованиям к продукции
невозможно.
Такое
ограничение применения ОСТ обусловлено
тем, что и национальное, и
межгосударственное законодательство по
техническому регулированию позволяют
включать в обеспечивающие перечни к
техническим регламентам только
документы по стандартизации, к которым
ОСТы не относятся.
Подведем итог: для собственных нужд, для
целей, не связанных с целями
технического регулирования и
подтверждения соответствия, организации
могут использовать любые документы, в
том числе и ОСТы. А вот применять ОСТы в
целях подтверждения соответствия
установленным обязательным требованиям
- нельзя.
Актуализация ОСТов
Пользователи часто задают
вопрос, действует ли тот или иной ОСТ. Но
насколько важно это знать? Разберемся по
порядку.
В то время, когда ОСТы проходили
государственную регистрацию,
действительно, было очень важно знать,
действует ОСТ или нет, так как ОСТы,
прошедшие государственную регистрацию,
подлежали обязательному применению с
момента вступления их в силу.
С принятием Закона N 5154-1 ситуация
изменилась. В общем случае применение
ОСТов стало добровольным. А с момента
вступления в силу Закона N 184-ФЗ ОСТы
перестали относиться к документам по
стандартизации. ОСТы могли применяться
только в качестве справочного материала
в целях, не противоречащих действующим
нормативным документам.
Но если ОСТ может применяться только в
справочных целях, то становится
совершенно не важно, действует он или
нет.
Итак, мы установили, что, за исключением
особых случаев, область применения ОСТов
сузилась до продукции и процессов, для
которых не устанавливаются обязательные
требования, а способ применения ОСТов -
это сугубо добровольное применение как
документа
рекомендательного/справочного
характера, причем характер применения
ОСТа не зависит от того, действует он или
нет.
ОСТы после принятия Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"
С
принятием Закона N 162-ФЗ ситуация с
ОСТами, казалось бы, принципиально не
изменилась. Закон не вернул ОСТы к числу
документов по стандартизации. Тем не
менее, некоторые организации продолжают
разрабатывать и актуализировать ОСТы.
При решении вопроса об использовании
новых документов, имеющих в обозначении
аббревиатуру "ОСТ" и утвержденных
руководством организации, следует иметь
в виду, что такие "ОСТ", по сути,
представляют собой стандарты
организации.
Некоторые организации-разработчики
самостоятельно отменяют устаревшие
отраслевые документы, разрабатывая
взамен национальные стандарты или
стандарты организации. Такая замена не
может считаться легитимной, если
организация не получит разрешение на
свои действия от Минпромторга,
являющегося федеральным органом
исполнительной власти по техническому
регулированию.
Однако, существование ОСТов как
нормативных документов, как стандартов,
заканчивается.
В проекте Федерального закона N 162-ФЗ
формулировка статьи 35 предполагала
запрет применения с 01.09.2025 ОСТов в сфере
государственных и муниципальных
закупок, работ и услуг для
государственных/муниципальных нужд и с
государственным участием, а также
использование ссылок на ОСТы в
нормативных правовых актах,
конструкторской, проектной и иной
технической документации.
В принятой редакции Федерального закона
N 162-ФЗ дана более расплывчатая
формулировка. Речь в статье 35 идет не
конкретно об ОСТах, а о стандартах, не
относящихся к числу документов по
стандартизации. Возможно, разработчики
закона вспомнили о стандартах
предприятий, стандартах ассоциаций.
Статья 35 Федерального закона N 162-ФЗ
требует, чтобы с 01.09.2025 в документации о
закупке, предусмотренной Федеральными
законами от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных
нужд", для описания закупки
использовались только те показатели,
касающиеся технических и качественных
характеристик объекта закупки, которые
содержатся в документах по
стандартизации (документы по
стандартизации перечислены в статье 14
Федерального закона N 162-ФЗ, ОСТы в их
число не входят).
Кроме того, с 01.09.2025 на стандарты, не
относящиеся к числу документов по
стандартизации, нельзя будет ссылаться в
нормативных правовых актах,
конструкторской, проектной и иной
технической документации.
В
общегражданской хозяйственной
деятельности можно будет применять ОСТы
только как справочный материал, на
который нельзя ссылаться. Это означает,
что ОСТы окончательно утратят статус
нормативных документов, они перестанут
быть стандартами.
В области стандартизации оборонной
продукции предусмотрена постепенная
замена ОСТов другими видами документов,
или отмена ОСТов, или перевод их в
стандарты организаций. С 01.09.2025 в области
стандартизации оборонной продукции не
допускается применение ОСТов, не
включенных на 01.01.2017 в сводный перечень
или в изменения сводного перечня.
При переводе ОСТов в категорию
стандартов организаций они будут
закрепляться за головными организациями
по стандартизации оборонной продукции,
при этом ОСТы останутся государственным
информационным ресурсом и не будут
являться объектом авторских и смежных
прав.
Законодательство России
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (с изменениями на 22 июля 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (с изменениями на 18 мая 2023 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме (с изменениями на 19 августа 2022 года)
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
Международное право
- О Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме (с изменениями на 19 августа 2022 года)