Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Технические условия (ТУ)

История вопроса. ТУ в Государственной системе стандартизации СССР

Впервые понятие "Технические условия" было определено в п.1.5 ГОСТ 1.0-68 "ГСС. Основные положения": Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий (далее - ТУ) были установлены в стандартах Единой системы конструкторской документации ГОСТ 2.114-70 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия. Правила построения, изложения и оформления" и ГОСТ 2.115-70 "Технические условия. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации".

В ГОСТ 2.114-70 впервые было установлено, что ТУ разрабатываются на конкретное изделие (материал, вещество) или на несколько конкретных изделий (групповые ТУ), а общие технические условия должны устанавливаться в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ) или республиканских (РСТ) стандартах.

Также в ГОСТ 2.114-70 устанавливалось, что требования ТУ не должны быть ниже требований стандартов на данную продукцию и не должны противоречить требованиям стандартов и ТУ на исходную продукцию.

ТУ обозначали в соответствии с "Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции" (взамен которого на территории РФ был разработан "Общероссийский классификатор продукции" ОК 005-93, ОКП).

На основе ГОСТ 2.115-70 министерства (ведомства) СССР и союзных республик по согласованию с Госстандартом (или с Госстроем - в области строительства и промышленности строительных материалов) разрабатывали ОСТ или РСТ, устанавливавших особенности согласования и утверждения ТУ.

В соответствии с ГОСТ 2.115-70 ТУ утверждались на срок не более пяти лет и подлежали проверке не менее чем за год до истечения этого срока.

Если при проверке устанавливалась возможность дальнейшего применения ТУ, срок их действия продлевался, но не более чем на пять лет. Продление срока действия производилось не мнее чем за шесть месяцев до окончания ранее установленного срока действия.

В зависимости от вида продукции ТУ утверждались общесоюзными, республиканскими министерствами и ведомствами, советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских советов народных депутатов, а также общественными и кооперативными организациями, предприятиями, совхозами и колхозами.

При этом перечни видов продукции, ТУ на которые могли утверждаться организациями, устанавливались ОСТ или РСТ, разработанными на основе ГОСТ 2.115-70.

В соответствии с ГОСТ 2.115-70 предприятия могли утверждать ТУ на простейшие в конструктивном отношении и не закрепленные за министерствами товары народного потребления, а также на товары народного потребления, изготовленные из местного сырья или отходов производства.

Не допускалось разрабатывать и утверждать новые ТУ при постановке на производство продукции, ранее освоенной на другом предприятии. Следовало применять для производства продукции уже утвержденные ТУ.


ТУ подлежали государственной регистрации, за исключением ТУ на опытные образцы (партии), на единичные товары и на изделия художественных промыслов и сувениры.

Государственную регистрацию ТУ осуществлял Госстандарт СССР.

Сведения о вновь зарегистрированных ТУ публиковались в указателях технических условий. В отличие от указателей стандартов, в указателях ТУ информация из предыдущих указателей не повторяется.

Рассылка и применение копий ТУ без указанных регистрационного номера и даты регистрации не допускались.

Структура и оформление ТУ, порядок их согласования, утверждения и регистрации устанавливались государственными стандартами ЕСКД, но наличие раздела "Требования безопасности" в ТУ и его содержание устанавливались в стандарте Государственной системы стандартизации СССР (ГСС СССР) ГОСТ 1.26-77 "ГСС. Порядок разработки и согласования требований безопасности в стандартах и технических условиях".

Требования безопасности подлежали согласованию с соответствующими надзорными органами.

ГОСТ 1.8-79 "ГСС. Обеспечение техническими условиями. Основные положения" предусматривал возможность обеспечения предприятий как учтенными копиями ТУ (в случае постановки заинтересованной организации на абонентный учет), так и неучтенными копиями.

Учтенные копии предоставляли уполномоченные организации, а распространение неучтенных копий ТУ контролировали Госстандарт и ГКНТ (Государственный комитет по науке и технике).

Неучтенные копии можно было использовать только в справочных целях, не для производства продукции.

Серьезные изменения произошли в Государственной системе стандартизации СССР в первой половине 1980-х годов, что нашло отражение в новом ГОСТ 1.0-85 "ГСС. Основные положения".

В соответствии с ГОСТ 1.0-85 ТУ были включены в число нормативно-технических документов, определяющих требования к объектам стандартизации в СССР.

ТУ были признаны обязательными для предприятий, организаций и учреждений, изготовляющих, поставляющих (реализующих), хранящих, транспортирующих, использующих (эксплуатирующих) и ремонтирующих продукцию.

Порядок согласования и утверждения ТУ в СССР был изменен с 01.01.87, когда вступил в силу ГОСТ 1.3-85 "ГСС. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий".

Таким образом, этот вопрос был признан относящимся к сфере Государственной системы стандартизации, что повышало статус ТУ и требовало большего внимания к процессу его разработки и утверждения.

В соответствии с ГОСТ 1.3-85 проект ТУ подлежал согласованию на приемочной комиссии, в которую входили представители заинтересованных организаций.

Сам порядок действий разработчиков проекта ТУ по его согласованию и направлению на утверждение в министерство (ведомство) описан в ГОСТ 1.3-85 очень подробно, по сравнению с ГОСТ 2.115-70.

Также ГОСТ 1.3-85 ввел научно-техническую и правовую экспертизу проектов ТУ.

В соответствии с ГОСТ 1.3-85 решение о продлении срока действия ТУ могло быть принято за один месяц до истечения срока действия, а не за шесть, как ранее.

Кроме того, ГОСТ 1.3-85 устанавливал возможность использования ТУ на продукцию, снятую с производства, для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации.

Разработка и применение ТУ в Российской Федерации (после 1991 года)

После распада СССР структура и оформление ТУ по-прежнему устанавливались стандартом ЕСКД - сначала ГОСТ 2.114-70, затем - ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия", несмотря на то, что ТУ могли разрабатываться не только как конструкторский документ на изделия машиностроения и приборостроения.

В одном из первых основополагающих стандартов ГСС РФ - ГОСТ Р 1.3-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий" - было установлено (в отличие от порядка, существовавшего в СССР), что ТУ утверждаются только предприятиями-разработчиками, а изменения к ТУ - предприятием - держателем подлинника ТУ, если иное не было установлено в договоре о передаче комплекта технической документации.

После отмены ГОСТ Р 1.3-92 эти же положения были воспроизведены в ПР 50.1.001-93 "Правила согласования и утверждения технических условий", а затем - и в ГОСТ 2.114-95.

После вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" был утвержден и введен в действие отдельный стандарт, регламентирующий разработку ТУ на пищевую продукцию, - ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению", взамен которого с 01.01.2018 вступил в силу ГОСТ Р 51740-2016 "Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению".

ТУ на новые пищевые продукты имеют некоторые особенности, установленные частью 2 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определяет состав ТУ, распространяющихся на новые пищевые продукты, материалы и изделия: показатели качества и безопасности, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям изготовления и оборота таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

В этой же статье установлено, что требования утвержденных технических документов (в том числе ТУ) являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов, материалов и изделий.


Регистрация ТУ

Важным новшеством ГОСТ Р 1.3-92 явилась учетная регистрация ТУ, которую осуществлял Госстандарт РФ "для организации информационного обеспечения потребителей (заказчиков) о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, информация об утвержденных технических условиях на товарную продукцию, работы и услуги".

Учетная регистрация в РФ заменила государственную регистрацию, но она была необязательной, в отличие от государственной регистрации ТУ, действовавшей в СССР.

Необязательность регистрации ТУ привела к тому, что зачастую невозможно найти информацию о существующих ТУ на определенную продукцию.

В настоящее время разработчики ТУ часто задаются вопросом о необходимости регистрации ТУ.

На основании решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза" предусмотрена государственная регистрация отдельных видов продукции, но не технической документации на эту продукцию.

Статья 43 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также устанавливает требование государственной регистрации именно продукции, а не технической документации на эту продукцию.

Таким образом, требование государственной регистрации ТУ законодательно не установлено. ТУ регистрирует их разработчик в соответствии с установленным в организации порядком.

Новый смысл старого обозначения

1 июля 2016 года вступили в силу основные главы Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Новый Федеральный закон определяет технические условия (далее - ТУ) как вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

На основании статьи 21 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" ТУ разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

Применение ТУ сторонними организациями возможно только при соблюдении норм части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ТУ могут являться объектами авторских и смежных прав.

Так как при разработке ТУ используются, в основном, положения официальных документов - технических регламентов, стандартов, - то судебная практика, как правило, не признает ТУ объектами авторских и смежных прав.

Но на какие-то ТУ может распространяться действие норм части IV ГК РФ. Какие-то положения ТУ могут быть защищены патентами.

В связи с этим применение ТУ сторонними организациями следует согласовывать с возможным правообладателем.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения ТУ устанавливается организациями самостоятельно.

"Учет соответствующих документов национальной системы стандартизации" означает, что при разработке ТУ следует использовать положения соответствующих документов по стандартизации, в первую очередь - национальных стандартов:

- ГОСТ Р 51740-2016 "Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению";
- ГОСТ 2.114-2016 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия" ;
- ГОСТ Р 59819-2021 "Самолеты и вертолеты. Построение и изложение технических условий. Общие требования";
- ГОСТ Р 58093-2018 Технические условия на продукцию черной металлургии. Общие правила разработки, утверждения, обновления и отмены;
- ГОСТ Р 59952-2021 Материалы лакокрасочные. Технические условия. Общие требования к разработке и оформлению;
- ГОСТ Р 59139-2020 Технические условия на продукцию промышленности строительных материалов. Содержание, оформление, порядок разработки и утверждения;
- ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению".

Следует иметь в виду, что ГОСТ 2.114-95, являясь стандартом Единой системы конструкторской документации, мог применяться для разработки ТУ не только в области машиностроения и приборостроения. А область действия ГОСТ 2.114-2016 ограничена только машиностроением и приборостроением.

При разработке ТУ как вида стандарта организации можно использовать положения национального стандарта ГОСТ Р 1.4 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения".

Но при разработке ТУ на изделия машиностроения и приборостроения следует учитывать, что в ГОСТ 2.114-2016 и в ГОСТ Р 59819-2021 установлены требования к разработке конструкторских документов вида технические условия. ТУ на изделия машиностроения - это в первую очередь конструкторский документ, а не вид стандарта организации. Поэтому ГОСТ 1.4 неприменим.

Также нужно учитывать положения существующих национальных стандартов общих технических условий (технических условий) на продукцию (группу однородной продукции).

ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению", распространяется на продукцию, в отношении которой неприменимы ГОСТ Р 59819-2021, ГОСТ Р 58093-2018, ГОСТ Р 59952-2021, ГОСТ Р 59139-2020, ГОСТ Р 51740-2016 и ГОСТ 2.114-2016.


В соответствии с п.6.4.2 ГОСТ Р 1.3-2018 для обозначения ТУ на такую продукцию следует использовать унифицированную систему со следующей структурой:

- индекс вида документа "ТУ";

- отделенные от него пробелом шесть знаков кода продукции по ОКПД 2;

- отделенный от них тире трехзначный регистрационный номер;

- отделенный от него тире код держателя подлинника ТУ по ОК 007 (ОКПО);

- отделенные от него тире четыре цифры года утверждения ТУ.

Структура обозначения ТУ имеет следующий вид:

ТУ ХХ.ХХ.ХХ-ХХХ-ХХХХХХХХ-ХХХХ

ТУ должны соответствовать обязательным требованиям технических регламентов на продукцию.


Распространение действующего законодательства на ТУ


После вступления в силу Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" возник вопрос о месте в системе стандартизации ТУ, утвержденных в СССР государственными общесоюзными или республиканскими органами власти и действующих до сих пор.

Очевидно, что они не могут быть причислены к стандартам организации.

Действующее законодательство о стандартизации и техническом регулировании не рассматривает такие документы. Их нельзя отнести к документам по стандартизации.

Вероятно, по возможностям применения они схожи с другими отраслевыми нормативными документами - отраслевыми стандартами (ОСТ).

Применять ТУ, утвержденные еще в СССР, можно, но необходимо критически подходить к тексту такого документа, так как произведенная по ним продукция может не соответствовать современным требованиям, например, требованиям технических регламентов. Именно поэтому большинство старых ТУ имеют множество изменений, главная цель которых - учет новых требований.

Законодательство России

  • О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
  • О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ