Стандарты организаций (СТО, СТП, СТ, СТА)
Понятие "стандарт организации" было введено относительно недавно - в Федеральном законе "О техническом регулировании".
В ГОСТ 1.0-68 "ГСС. Основные положения"
в качестве одной из четырех категорий
стандартов был назван стандарт
предприятия (объединения) - СТП.
СТП устанавливали нормы, правила,
требования, методы и другие объекты
стандартизации, применяемые только на
данном предприятии, и являлись
обязательными только для предприятия
(объединения), утвердившего их.
Объектами
стандартизации на предприятии могли
быть:
- детали и сборочные единицы, являющиеся
составными частями разрабатываемых или
изготовляемых изделий (продукции);
- нормы, правила в области организации
производства, управления им, а также
управления качеством продукции;
- технологическая оснастка и
инструмент;
- технологические нормы, требования и
типовые технологические процессы;
- поверочные схемы предприятия.
ГОСТ 1.0-68 запрещал разрабатывать СТП на
поставляемую продукцию и делать ссылки
на СТП в конструкторской документации.
СТП могли устанавливать ограничение
государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ)
или республиканских стандартов (РСТ) по
применяемой номенклатуре деталей,
сборочных единиц, материалам и
требованиям, предусмотренным с учетом
особенностей данного предприятия. При
этом в конструкторской документации
делали ссылки не на ограничивающие СТП, а
на соответствующие ограничиваемые
стандарты.
Таким образом, применение СТП
ограничивалось рамками предприятия
(объединения), но несмотря на это в
стандарте Государственной системы
стандартизации ГОСТ 1.4-68 "ГСС. Порядок
разработки и утверждения стандартов
предприятий" был установлен единый
для всех предприятий СССР порядок
разработки, согласования, утверждения,
оформления, регистрации и издания
(размножения) СТП.
Руководство предприятия утверждало СТП
и издавало приказ или распоряжение о его
введении в действие.
Утвержденным СТП присваивали
обозначения, состоящие из индекса (СТП),
индекса предприятия, присвоенного в
порядке, установленном министерством
(ведомством), регистрационного номера и
двух последних цифр года утверждения или
пересмотра стандарта, например: СТП
2-51-74.
СТП не подлежали государственной
регистрации, их регистрацию проводили
уполномоченные организации в порядке,
установленном министерством
(ведомством).
Изданием (размножением) СТП
занимались сами предприятия, но порядок
действий устанавливался министерством
(ведомством), а оформление издания
производилось в соответствии с
обязательными приложениями ГОСТ 1.4-68.
В соответствии с ГОСТ 1.13-75 "ГСС. Учет,
хранение и восстановление подлинников,
дубликатов отраслевых, республиканских
стандартов и стандартов предприятий"
подлинник СТП хранился на предприятии,
его утвердившем, а дубликат - на
предприятии, осуществившем регистрацию
СТП.
Серьезные изменения произошли в
Государственной системе стандартизации
СССР в первой половине 1980-х годов, что
нашло отражение в новом ГОСТ 1.0-85 "ГСС.
Основные положения".
ГОСТ 1.0-85 включил в число
нормативно-технических документов,
определяющих требования к объектам
стандартизации в СССР, технические
условия (ТУ), но оставил только три
категории стандартов - ГОСТ, РСТ и ОСТ.
Соответственно, и ГОСТ 1.4-85 "ГСС.
Порядок разработки и оформление
стандартов предприятий" носил более
общий характер, чем ГОСТ 1.4-68.
В соответствии с
ГОСТ 1.4-85 порядок разработки,
утверждения, регистрации, издания, учета,
хранения, проверки, пересмотра,
изменения и отмены СТП устанавливало
министерство (ведомство) или, по его
поручению, предприятие (организация).
Как и ГОСТ 1.0-68, ГОСТ 1.4-85 запрещал
разрабатывать СТП на поставляемую
продукцию и делать ссылки на СТП в
конструкторской документации.
СТП могли устанавливать:
1) порядок проведения работ в области
управления производством, в том числе
управления качеством продукции (работ);
2) технологические процессы,
технологические нормы и требования;
3) требования к технологической оснастке
и инструменту, производимым и
применяемым только на данном
предприятии.
ГОСТ 1.4-85 несколько изменил обозначение
СТП: вместо индекса
предприятия, присвоенного в порядке,
установленном министерством
(ведомством), стали включать код
предприятия (организации), присвоенный
на основе Общесоюзного классификатора
предприятий и организаций (ОКПО).
Обозначения СТП могли иметь вид СТП 12-51-84
или СТП 2.31.02.57-83.
Оформление издания СТП
производилось в соответствии с
обязательными приложениями ГОСТ 1.4-85.
Разработка и применение стандартов предприятий в Российской Федерации (после 1991 года)
После
распада СССР основы стандартизации
Российской Федерации были установлены в
Законе РФ от 10.06.93 N 5154-1 "О
стандартизации".
Закон РФ N 5154-1 установил, что порядок
разработки, утверждения, регистрации,
издания, учета, хранения, проверки,
пересмотра, изменения и отмены СТП
субъекты хозяйственной деятельности
определяют самостоятельно, исходя из
собственных потребностей и с учетом
требований Закона.
Лишь общие положения были установлены в
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система
стандартизации Российской Федерации.
Стандарты отраслей, стандарты
предприятий, стандарты
научно-технических, инженерных обществ и
других общественных объединений. Общие
положения".
Законом РФ N 5154-1 впервые была установлена
возможность применения СТП за пределами
утвердившей его организации. Требования
СТП подлежали обязательному соблюдению
другими субъектами хозяйственной
деятельности, если в договоре на
разработку, производство и поставку
продукции, на выполнение работ и
оказание услуг была сделана ссылка на
эти стандарты.
Так как ГОСТ 1.4-85 запрещал разрабатывать
СТП на поставляемую продукцию и делать
ссылки на СТП в конструкторской
документации, а Закон РФ N 5154-1 разрешил
это делать, то документы СТП,
разработанные в Российской Федерации,
имеют больше общего с предусмотренными
Федеральным законом "О стандартизации
в Российской Федерации" стандартами
организации, чем с СТП, разработанными в
СССР.
Также Законом была предусмотрена
разработка стандартов
научно-технических, инженерных обществ и
других общественных объединений не для
внутреннего использования, а для
"динамичного распространения и
использования полученных в различных
областях знаний результатов
исследований и разработок". При этом
субъекты хозяйственной деятельности
самостоятельно определяли - применять им
такие стандарты или нет.
Информация о принятых стандартах
научно-технических, инженерных обществ и
других общественных объединений должна
была направляться в Госстандарт РФ, а СТП
регистрировались в утвердившем их
предприятии.
Появление стандартов организаций (СТО)
Закон РФ от 10.06.93 N 5154-1 "О
стандартизации" утратил силу в связи
со вступлением в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
Именно в Федеральном законе "О
техническом регулировании" впервые
был назван "стандарт организации"
как один из видов документов в области
стандартизации.
В ГОСТ Р 1.12-2004 "Стандартизация в
Российской Федерации. Термины и
определения" стандарт организации был
определен как стандарт, утвержденный и
применяемый организацией для целей
стандартизации, а также для
совершенствования производства и
обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также
для распространения и использования
полученных в различных областях знаний
результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок.
Таким образом, собирательное название
"организация" включило в себя как
предприятия, так и общественные
объединения.
Понятие "стандарт предприятия" с
тех пор было исключено из терминологии
стандартизации.
1 июля 2016 года вступили в силу основные
главы Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ
"О стандартизации в Российской
Федерации", а посвященные вопросам
стандартизации статьи Федерального
закона "О техническом
регулировании" утратили силу.
В новом законе стандарт организации
определен как документ по
стандартизации, утвержденный
юридическим лицом, в том числе
государственной корпорацией,
саморегулируемой организацией, а также
индивидуальным предпринимателем для
совершенствования производства и
обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг.
На основании статьи 21 Федерального
закона "О стандартизации в Российской
Федерации" стандарты организации
разрабатываются организацией
самостоятельно с учетом соответствующих
документов национальной системы
стандартизации. Порядок разработки,
утверждения, учета, изменения, отмены и
применения стандартов организации
устанавливается организациями
самостоятельно.
Общие положения, касающиеся разработки,
утверждения, оформления стандартов
организаций, содержатся в ГОСТ Р 1.4-2004
"Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты организаций. Общие
положения", разработанном еще в
соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании".
ГОСТ Р 1.4-2004 устанавливает структуру
обозначений стандартов организаций на
поставляемую на рынок продукцию и
выполняемые на стороне работы и услуги.
В состав обозначения такого стандарта следует включать индекс "СТО", код по "Общероссийскому классификатору предприятий и организаций" ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию - разработчика стандарта; регистрационный номер, присваиваемый организацией, разработавшей и утвердившей стандарт, и год утверждения стандарта.
ГОСТ Р 1.4-2004 является документом
добровольного применения, а
следовательно, организации при
разработке собственных стандартов могут
не использовать положения ГОСТ Р 1.4-2004.
Должны учитываться только обязательные
положения нормативных правовых актов в
области стандартизации.
Однако общее правило обозначения
стандартов организации полезно,
поскольку помогает определить предмет
стандарта по его обозначению.
Каждая организация устанавливает
собственные правила применения своих
стандартов сторонними организациями или
вовсе запрещает сторонним организациям
использовать свои стандарты.
Применение СТП в современных условиях
Стандарты организации
- это документы по стандартизации, их
применение установлено действующим
законодательством о стандартизации.
Но в различной
документации до сих пор можно найти
ссылки на СТП. И тут возникает вопрос -
можно ли применять СТП, и если да - то
каким образом их применять.
ГОСТ 1.0-68 рассматривал СТП как одну из
категорий стандартов СССР, но ГОСТ 1.0-85 не
относил СТП к НТД, определяющим
требования к объектам стандартизации в
СССР.
Федеральный закон "О стандартизации в
Российской Федерации" определяет
документ по стандартизации как документ,
в котором для добровольного и
многократного применения
устанавливаются общие характеристики
объекта стандартизации, а также правила
и общие принципы в отношении объекта
стандартизации.
Поэтому, несмотря на то, что предприятие
является организацией, СТП не могут быть
автоматически причислены к стандартам
организации, которые на основании
Федерального закона "О стандартизации
в Российской Федерации" относятся к
документам по стандартизации.
Для каждого СТП возможность отнесения к
стандартам организации должна
определяться индивидуально, с учетом
нормативного акта, на основании которого
разрабатывался СТП, - ГОСТ 1.4-85 или Закон
РФ N 5154-1.
СТП разрабатывались для применения на
определенном предприятии, поэтому их
положения могут иметь нормативный
характер только на утвердившем их
предприятии в случае, если СТП до сих пор
действуют на этом предприятии.
Другие организации могут использовать
СТП только как исторический материал в
познавательных целях.
Законодательство России
- О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)