Акты Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской
Федерации является высшим судебным
органом конституционного контроля,
самостоятельно и независимо
осуществляющим судебную власть
посредством конституционного
судопроизводства. Полномочия, порядок
образования и деятельности
Конституционного Суда Российской
Федерации определяются Конституцией
Российской Федерации (статья 125) и
Федеральным конституционным законом
Российской Федерации от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской
Федерации".
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд
Российской Федерации решает
исключительно вопросы права:
1) по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Совет Федерации),
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации (далее -
Государственная Дума), одной пятой
сенаторов Российской Федерации или
депутатов Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации,
органов законодательной и
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской
Федерации:
- федеральных конституционных законов,
федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации,
изданных по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти
Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
- договоров между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации;
2) по ходатайству Президента Российской
Федерации, любого из участвующих в споре
органов разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами
государственной власти;
- между органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
- между высшими государственными
органами субъектов Российской
Федерации;
3) по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод проверяет
конституционность федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, конституций
республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
примененных в конкретном деле, если
исчерпаны все другие
внутригосударственные средства
судебной защиты;
4) по запросам судов проверяет
конституционность федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, конституций
республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
подлежащих применению соответствующим
судом в конкретном деле;
5) по запросам Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации разрешает вопрос о
возможности исполнения решений
межгосударственных органов, принятых на
основании положений международных
договоров Российской Федерации в их
истолковании, противоречащем
Конституции Российской Федерации;
6) по запросам Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры
Российской Федерации разрешает вопрос о
возможности исполнения решения
иностранного или международного
(межгосударственного) суда, иностранного
или международного третейского суда
(арбитража), налагающего обязанности на
Российскую Федерацию, в случае если это
решение противоречит основам публичного
правопорядка Российской Федерации;
7) по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, органов
законодательной власти субъектов
Российской Федерации дает толкование
Конституции Российской Федерации;
8) по запросу Совета Федерации дает
заключение о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
Российской Федерации или Президента
Российской Федерации, прекратившего
исполнение полномочий в связи с
истечением срока его пребывания в
должности либо досрочно в случае его
отставки или стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия, в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления;
9) по запросам Президента Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации проверяет конституционность
вопроса, выносимого на референдум
Российской Федерации в соответствии с
федеральным конституционным законом,
регулирующим проведение референдума
Российской Федерации;
10) по запросу Президента Российской
Федерации проверяет конституционность
проектов законов Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской
Федерации, проектов федеральных
конституционных законов и федеральных
законов, а также законов, принятых в
порядке, предусмотренном частями 2 и 3
статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции
Российской Федерации, до их подписания
Президентом Российской Федерации,
законов субъекта Российской Федерации
до их обнародования высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации);
11) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему Конституцией
Российской Федерации и федеральными
конституционными законами.
Конституционный Суд Российской
Федерации вправе выступать с
законодательной инициативой по вопросам
своего ведения.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, порядок опубликования
Конституционный Суд Российской
Федерации в ходе осуществления
конституционного судопроизводства
принимает решения в форме постановлений,
заключений, определений. В заседаниях
Конституционного Суда Российской
Федерации принимаются также решения по
вопросам организации его деятельности.
Постановления и заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации излагаются в виде отдельных
документов с обязательным указанием
мотивов их принятия.
Определения Конституционного Суда
Российской Федерации оглашаются в
заседании и заносятся в протокол, если
иное не установлено ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской
Федерации" или решением
Конституционного Суда Российской
Федерации.
Постановления и заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации подлежат незамедлительному
опубликованию в официальных изданиях
органов государственной власти
Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, которых касается
принятое решение. Решения
Конституционного Суда Российской
Федерации публикуются также при
необходимости в иных изданиях.
На
"Официальном интернет-портале
правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
размещаются (опубликовываются)
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации, определения
Конституционного Суда Российской
Федерации о разъяснении постановлений
Конституционного Суда Российской
Федерации, а также иные решения
Конституционного Суда Российской
Федерации, которыми предусмотрен такой
порядок их размещения (опубликования).
Постановления, заключения и
определения Конституционного Суда
Российской Федерации подлежат
размещению на официальном сайте
Конституционного Суда Российской
Федерации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Постановление, заключение
Конституционного Суда Российской
Федерации могут быть официально
разъяснены только самим Конституционным
Судом Российской Федерации по
ходатайству стороны дела, по которому
вынесено постановление, а также по
ходатайству Президента Российской
Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, других органов и
лиц, которым направлено постановление
или заключение. Определение
Конституционного Суда Российской
Федерации разъяснению не подлежит.
Вопрос
о разъяснении постановления, заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации рассматривается в порядке,
предусмотренном статьей 70 ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской
Федерации", при этом осуществляется
протоколирование в соответствии с
частями первой - третьей статьи 59 ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской
Федерации. Сторонам дела, по которому
вынесено постановление, ходатайство о
разъяснении которого принято
Конституционным Судом Российской
Федерации к рассмотрению, направляется
данное ходатайство и предлагается
письменно представить свой отзыв по
поставленному в ходатайстве вопросу в
определенный срок, за исключением
случаев, когда официальное разъяснение
не терпит отлагательства.
О
разъяснении постановления, заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации выносится определение,
оформляемое в виде отдельного документа
и подлежащее опубликованию в том же
порядке, в каком были опубликованы
постановление, заключение.
Конституционный Суд Российской
Федерации может исправить допущенные в
решении неточности в наименованиях,
обозначениях, описки и явные
редакционные и технические погрешности,
о чем выносит определение.
Вступление в силу решений Конституционного Суда
Вид решения Конституционного Суда |
Срок вступления в силу |
Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации, вынесенное по итогам
рассмотрения дела, назначенного к
слушанию в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации |
Вступает в
силу немедленно после его
провозглашения |
Постановление
Конституционного Суда Российской
Федерации, принятое в порядке,
предусмотренном статьей 47_1 ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской
Федерации" (без проведения слушания)
(ст.79 ФКЗ "О Конституционном Суде
РФ"). |
Вступает в
силу со дня его опубликования |
Иные решения
Конституционного Суда Российской
Федерации |
Вступают в
силу со дня их принятия |
Юридическая сила решения Конституционного Суда
Решение Конституционного Суда
Российской Федерации окончательно и не
подлежит обжалованию.
Решение Конституционного Суда
Российской Федерации действует
непосредственно и не требует
подтверждения другими органами и
должностными лицами. Юридическая сила
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации о признании акта
неконституционным не может быть
преодолена повторным принятием этого же
акта.
Акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными,
утрачивают силу или не приобретают
юридическую силу. Признанные не
соответствующими Конституции
Российской Федерации не вступившие в
силу международные договоры Российской
Федерации не подлежат введению в
действие и применению. Решения судов и
иных органов, основанные на актах или их
отдельных положениях, признанных
постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации
неконституционными либо примененных в
истолковании, расходящемся с данным
Конституционным Судом Российской
Федерации в постановлении
истолкованием, должны быть пересмотрены
(а до пересмотра не подлежат исполнению)
в случаях:
1)
предусмотренных частями второй и пятой
статьи 100 ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации;
2) если
решение не вступило в силу при
рассмотрении дела судом апелляционной
инстанции;
3)
пересмотра дела в суде кассационной
инстанции или в порядке надзора в связи с
кассационными и надзорными жалобами,
представлениями, поданными по иным
основаниям, в соответствии с
требованиями части пятой настоящей
статьи;
4) если
вступившее в силу решение, которое было
принято по спору между органом
государственной власти или органом
местного самоуправления, с одной
стороны, и гражданином или юридическим
лицом, с другой стороны, и влечет за собой
передачу гражданином или юридическим
лицом имущества или выплату ими денежных
средств публичному образованию, не
исполнено и при исполнении такого
решения не имело место злоупотребление
со стороны гражданина или юридического
лица;
5) если
положения, признанные постановлением
Конституционного Суда Российской
Федерации неконституционными, послужили
основанием для привлечения гражданина к
уголовной ответственности;
6) если
положения, признанные постановлением
Конституционного Суда Российской
Федерации неконституционными, послужили
основанием для привлечения гражданина
или юридического лица к
административной ответственности, при
этом срок, в течение которого лицо
считается подвергнутым
административному наказанию, не прошел
либо прошел, но факт привлечения к
административной ответственности
продолжает порождать для гражданина или
юридического лица негативные
последствия;
7) если
в постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации, принятом по жалобе
на нарушение конституционных прав и
свобод, прямо указано на такой пересмотр
в отношении иных лиц помимо заявителя
или лица, в интересах которого подана
жалоба
В случае, если решением Конституционного
Суда Российской Федерации нормативный
акт признан не соответствующим
Конституции Российской Федерации
полностью или частично либо из решения
Конституционного Суда Российской
Федерации вытекает необходимость
устранения пробела в правовом
регулировании, государственный орган
или должностное лицо, принявшие этот
нормативный акт, рассматривают вопрос о
принятии нового нормативного акта,
который должен, в частности, содержать
положения об отмене нормативного акта,
признанного не соответствующим
Конституции Российской Федерации
полностью, либо о внесении необходимых
изменений и (или) дополнений в
нормативный акт, признанный
неконституционным в отдельной его части.
До принятия нового нормативного акта
непосредственно применяется
Конституция Российской Федерации.
С момента вступления в силу
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации, которым
нормативный акт или отдельные его
положения признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации, либо
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации о признании
нормативного акта либо отдельных его
положений соответствующими Конституции
Российской Федерации в данном
Конституционным Судом Российской
Федерации истолковании не допускается
применение либо реализация каким-либо
иным способом нормативного акта или
отдельных его положений, признанных
таким постановлением Конституционного
Суда Российской Федерации не
соответствующими Конституции
Российской Федерации, равно как и
применение либо реализация каким-либо
иным способом нормативного акта или
отдельных его положений в истолковании,
расходящемся с данным Конституционным
Судом Российской Федерации в этом
постановлении истолкованием. Суды общей
юрисдикции, арбитражные суды при
рассмотрении дел после вступления в силу
постановления Конституционного Суда
Российской Федерации (включая дела,
производство по которым возбуждено и
решения предшествующих судебных
инстанций состоялись до вступления в
силу этого постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации) не вправе руководствоваться
нормативным актом или отдельными его
положениями, признанными этим
постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации не
соответствующими Конституции
Российской Федерации, либо применять
нормативный акт или отдельные его
положения в истолковании, расходящемся с
данным Конституционным Судом Российской
Федерации в этом постановлении
истолкованием.
Толкование
Конституции Российской Федерации,
данное Конституционным Судом Российской
Федерации, является официальным и
обязательным для всех представительных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений.
Толкование положений Конституции
Российской Федерации, устраняющее
неопределенность в их понимании с учетом
выявившегося противоречия между
положениями международного договора
Российской Федерации в истолковании,
данном межгосударственным органом, и
положениями Конституции Российской
Федерации в смысле невозможности
исполнения соответствующего решения
межгосударственного органа без
нарушения этих положений Конституции
Российской Федерации, означает, что
какие-либо действия (акты), направленные
на исполнение соответствующего решения
межгосударственного органа, в
Российской Федерации не могут
осуществляться (приниматься).
Исполнение решений ЕСПЧ
В
постановлениях от 14.07.2015 N 21-П, от 19.04.2016 N
12-П, от 19.01.2017 N 1-П Конституционный Суд РФ
указал на необязательность исполнения
решений ЕСПЧ в случае их противоречия
Конституции РФ.
В силу статьи 7 федерального закона от
11.06.2022 N 183-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской
Федерации" постановления ЕСПЧ,
вступившие в силу после 15 марта 2022 года,
не подлежат исполнению в Российской
Федерации.
Законодательство России
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации