Порядок подготовки, рассмотрения, одобрения, принятия проектов нормативных актов
Правила
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации
утверждены постановлением
Правительства РФ от 13.08.97 N 1009.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты
издаются федеральными органами
исполнительной власти в виде
постановлений, приказов, распоряжений,
правил, инструкций и положений. Издание
нормативных правовых актов в виде писем
и телеграмм не допускается.
Нормативный правовой акт может быть
издан совместно несколькими
федеральными органами исполнительной
власти или одним из них по согласованию с
другими.
Проект нормативного правового акта и
нормативный правовой акт создаются на
бумажном носителе или в форме
электронных документов (за исключением
случаев, когда проект нормативного
правового акта и нормативный правовой
акт содержат сведения, составляющие
государственную тайну).
Проект нормативного правового акта
подлежит согласованию с
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти, если
такое согласование является
обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
а также если проект нормативного
правового акта содержит положения
межотраслевого значения или
предусматривает совместную
деятельность федеральных органов
исполнительной власти.
Проекты нормативных актов, подлежащих обязательному согласованию с федеральными органами исполнительной власти
(п.3 Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их
государственной регистрации,
утвержденных постановлением
Правительства РФ от 13.08.97 N 1009)
Вид проекта нормативного акта |
Федеральный орган исполнительной
власти, с которым должен быть согласован
проект |
Проект нормативного
правового акта федерального органа
исполнительной власти, которым
регулируются отношения в области
страхового дела. |
Подлежит согласованию
с Министерством финансов Российской
Федерации. |
Проекты нормативных
актов, установленные постановлением
Правительства Российской Федерации от 1
сентября 2012 года N 877 "Об утверждении
состава нормативных правовых актов и
иных документов, включая программные,
разрабатываемых федеральными органами
исполнительной власти, которые не могут
быть приняты без предварительного
обсуждения на заседаниях общественных
советов при этих федеральных органах
исполнительной власти". |
Подлежат
обязательному предварительному
обсуждению на заседаниях общественных
советов при федеральных органах
исполнительной власти (при наличии
указанных советов). |
Проект нормативного
правового акта, устанавливающего
требования пожарной безопасности. |
Подлежит согласованию
с Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий. |
Проекты нормативных
правовых актов и нормативных документов
федеральных органов исполнительной
власти, предусматривающих мероприятия
по использованию
информационно-коммуникационных
технологий, созданию, развитию,
эксплуатации информационных систем и
информационно-коммуникационной
инфраструктуры (мероприятия по
информатизации) |
Подлежат направлению
в Министерство цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций Российской
Федерации на заключение, в котором
дается оценка целесообразности
проведения мероприятий по
информатизации и (или) их финансирования.
К проекту акта, направляемому на
заключение, прилагается
технико-экономическое обоснование,
содержащее необходимые расчеты,
обоснования, перечень мероприятий по
информатизации, описание ожидаемых
конечных результатов мероприятий по
информатизации, информацию о
соответствии указанных мероприятий по
информатизации документам
стратегического планирования
Российской Федерации и информацию о
включении мероприятия по информатизации
в ведомственную программу цифровой
трансформации, а в случае, если
мероприятия по информатизации
направлены на создание или развитие
государственных информационных систем,
также прилагается проект концепции
создания соответствующей
государственной информационной системы,
предусмотренной требованиями к порядку
создания, развития, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и
дальнейшего хранения содержащейся в их
базах данных информации, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 06.07.2015 N 676. |
Проекты нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам |
Подлежат согласованию в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" |
Согласование проекта нормативного
правового акта или подготовка
заключений осуществляется федеральным
органом исполнительной власти в
соответствии с установленной сферой его
деятельности в 30-дневный срок с даты
поступления проекта такого акта или
заключения. В случае непредставления по
истечении указанного срока федеральным
органом исполнительной власти
документа, подтверждающего согласование
проекта нормативного правового акта или
содержащего замечания к этому проекту,
проект нормативного правового акта или
нормативного документа федерального
органа исполнительной власти считается
согласованным.
В случае представления федеральным
органом исполнительной власти замечаний
и возражений, выходящих за пределы
установленной сферы деятельности
федерального органа исполнительной
власти, представившего их, такие
замечания и возражения могут не
учитываться федеральным органом
исполнительной власти, разработавшим
проект нормативного правового акта.
Согласование проекта нормативного
правового акта оформляется визами.
Подготовка проекта нормативного
правового акта возлагается на одно или
несколько структурных подразделений
федерального органа исполнительной
власти с учетом их функций и компетенции.
В подготовке проекта нормативного
правового акта участвует юридическая
служба федерального органа
исполнительной власти.
В целях обеспечения возможности
проведения независимой
антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов федеральный
орган исполнительной власти -
разработчик проекта нормативного
правового акта в течение рабочего дня,
соответствующего дню его направления на
рассмотрение в юридическую службу этого
федерального органа исполнительной
власти, размещает проект нормативного
правового акта на сайте regulation.gov.ru в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", созданном для
размещения информации о подготовке
федеральными органами исполнительной
власти проектов нормативных правовых
актов и результатах их общественного
обсуждения, с указанием дат начала и
окончания приема заключений по
результатам независимой
антикоррупционной экспертизы.
При подготовке нормативного правового
акта проводится его правовая экспертиза,
а также антикоррупционная экспертиза в
порядке, установленном соответствующим
федеральным органом исполнительной
власти, и согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов,
утверждаемой Правительством Российской
Федерации.
Одновременно с разработкой
проекта нормативного правового акта
должны быть подготовлены предложения об
изменении или признании утратившими
силу соответствующих ранее изданных
актов или их частей. Нормативные
правовые акты, изданные совместно или по
согласованию с другими федеральными
органами исполнительной власти,
изменяются или признаются утратившими
силу по согласованию с этими
федеральными органами исполнительной
власти.
Нормативный правовой акт
реорганизованного (преобразованного)
федерального органа исполнительной
власти, функции по осуществлению
нормативно-правового регулирования в
установленной сфере деятельности
которого переданы нескольким
федеральным органам исполнительной
власти, изменяется или признается
утратившим силу нормативным правовым
актом, издаваемым совместно этими
федеральными органами исполнительной
власти, за исключением случаев, когда
компетенция этих органов по изданию
указанного нормативного правового акта
определена в федеральных
конституционных законах, федеральных
законах, указах и распоряжениях
Президента Российской Федерации,
постановлениях и распоряжениях
Правительства Российской Федерации.
Подготовленный проект нормативного
правового акта до его подписания
(утверждения) должен быть проверен на
соответствие законодательству
Российской Федерации, а также правилам
русского языка и завизирован
руководителем юридической службы
федерального органа исполнительной
власти.
Нормативный правовой акт, изданный
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти, должен
иметь соответствующие номера и единую
дату.
Размещение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 851.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, которому поручена подготовка проекта нормативного правового акта, осуществляет размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения:
а) уведомления о подготовке проекта
нормативного правового акта;
б) проекта нормативного правового акта;
в) информации о
сроках общественного обсуждения
уведомления и (или) проекта нормативного
правового акта;
г) информации о
результатах общественного обсуждения
уведомления и (или) проекта нормативного
правового акта;
д) информации о результатах рассмотрения
проекта нормативного правового акта.
Информация, относящаяся к разработке
проекта нормативного правового акта,
указывается в паспорте этого проекта,
который ведется разработчиком на
официальном сайте.
Проекты актов, подготовленные в рамках
реализации механизма "регуляторной
гильотины", подлежат обязательной
идентификации разработчиком с
использованием программных средств
официального сайта.
Выбор форм общественного обсуждения, включая принятие решения об использовании ведомственных ресурсов и специализированных ресурсов в сети "Интернет", осуществляется федеральным органом исполнительной власти с учетом правил, устанавливающих минимальные требования к организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Сроки общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта
Срок общественного обсуждения
уведомления и (или) проекта нормативного
правового акта определяется
разработчиком и не может составлять менее 15 календарных
дней со дня размещения на
официальном сайте уведомления или
проекта нормативного правового акта, за
исключением проекта федерального
закона, срок общественного обсуждения
которого составляет 15 календарных дней
(п.5 Правил раскрытия федеральными
органами исполнительной власти
информации о подготовке проектов
нормативных правовых актов и
результатах их общественного
обсуждения).
В случае если решением Правительства
Российской Федерации (Президиума
Правительства Российской Федерации) или
поручением Председателя Правительства,
в том числе принятым во исполнение
поручений и указаний Президента
Российской Федерации, установлен срок
разработки проекта нормативного
правового акта, не превышающий 20
календарных дней, общественное
обсуждение такого проекта нормативного
правового акта не проводится (п.11 Правил
раскрытия федеральными органами
исполнительной власти информации о
подготовке проектов нормативных
правовых актов и результатах их
общественного обсуждения).
Руководителем (заместителем
руководителя) разработчика может быть
принято решение об отказе от проведения
общественного обсуждения в отношении:
а) проектов нормативных правовых актов о
признании утратившими силу нормативных
правовых актов, разработанных на
основании или во исполнение признанных
утратившими силу нормативных правовых
актов более высокой юридической силы;
б) проектов нормативных правовых актов,
подготовленных в целях реализации
решений Конституционного Суда
Российской Федерации;
в) проектов нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти об установлении цен (тарифов);
г) проектов нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти о введении в действие
(прекращении действия) международных
стандартов финансовой отчетности,
международных стандартов аудита;
д) проектов федеральных стандартов
деятельности членов саморегулируемых
организаций, утверждаемых в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, - в случае, если
ранее были размещены в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в соответствии с
установленными правилами разработки
таких стандартов;
е) проектов нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации о
внесении изменений в государственные
программы Российской Федерации,
предусматривающих дополнение
государственных программ Российской
Федерации приложением, содержащим
правила предоставления субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, или внесение
изменений в указанное приложение.
Разработчик размещает на официальном
сайте проект нормативного правового
акта с пояснительной запиской,
содержащей необходимые обоснования
реализации предлагаемых решений, сводку
предложений, поступивших в рамках
общественного обсуждения уведомления (в
случае проведения такого обсуждения), с
указанием позиции разработчика.
Одновременно информация о размещении
проекта нормативного правового акта на
официальном сайте с указанием сведений о
месте размещения проекта нормативного
правового акта на официальном сайте
(полный электронный адрес), сроке приема
предложений и наиболее удобных способах
их представления направляется в
Экспертный совет при Правительстве
Российской Федерации, а также в
Общественную палату Российской
Федерации, в Экспертный совет при
Правительстве Российской Федерации,
автономную некоммерческую организацию
"Аналитический центр при
Правительстве Российской Федерации",
рабочую группу по реализации механизма
"регуляторной гильотины" по сферам
деятельности федеральных органов
исполнительной власти при подкомиссии
Правительственной комиссии по
проведению административной реформы, а
также в органы и организации, указанные в
пункте 15 Правил. Разработчик формирует
на официальном сайте список получателей
этих сведений и указывает адреса
электронной почты, по которым
осуществляется рассылка. Решение о
направлении указанной информации в
бумажном виде принимается разработчиком
самостоятельно.
Разработчиком в течение 10 календарных
дней со дня принятия решения по проекту
нормативного правового акта на
официальном сайте размещается
информация о результатах его
рассмотрения Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской
Федерации, а также о направлении
подписанного нормативного правового
акта федерального органа исполнительной
власти на регистрацию в Министерство
юстиции Российской Федерации.
В случае если проект нормативного
правового акта был возвращен
Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации на
доработку, разработчиком может быть
принято решение о проведении его
повторного общественного обсуждения.
Повторное обсуждение проекта
федерального закона не проводится.
Разработчик в течение 3 рабочих дней
после официального опубликования
нормативного правового акта размещает
его на официальном сайте.
Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу
Согласно статье 104 Конституции
Российской Федерации право
законодательной инициативы принадлежит
Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, сенаторам Российской
Федерации, депутатам Государственной
Думы, Правительству Российской
Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов
Российской Федерации. Право
законодательной инициативы принадлежит
также Конституционному Суду Российской
Федерации и Верховному Суду Российской
Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы
осуществляется в форме внесения в
Государственную Думу:
-
проектов федеральных конституционных
законов и федеральных законов;
-
законопроектов о внесении изменений в
действующие законы Российской Федерации
и законы РСФСР, федеральные
конституционные законы и федеральные
законы, либо о признании этих законов
утратившими силу, либо о неприменении на
территории Российской Федерации актов
законодательства Союза ССР;
-
поправок к законопроектам.
Подготовленный к внесению в
Государственную Думу законопроект и
материалы к нему направляются субъектом
(субъектами) права законодательной
инициативы на имя Председателя
Государственной Думы. Поступивший
законопроект регистрируется в
Управлении документационного и
информационного обеспечения Аппарата
Государственной Думы в Системе
автоматизированного делопроизводства и
документооборота Государственной Думы.
Ему присваивается регистрационный
номер, который указывается вместе с
наименованием законопроекта в течение
всего периода прохождения законопроекта
в Государственной Думе. Одновременно в
Системе обеспечения законодательной
деятельности на законопроект заводится
электронная регистрационная карта, в
которой фиксируются дата и время
поступления законопроекта в
Государственную Думу, состав субъектов
права законодательной инициативы,
внесших законопроект в Государственную
Думу, сведения о прохождении
законопроекта в Государственной Думе, об
одобрении Государственной Думой
федерального конституционного закона
или о принятии федерального закона и о
рассмотрении соответствующего закона
Советом Федерации и Президентом
Российской Федерации.
Председатель Государственной Думы
направляет зарегистрированный
законопроект и материалы к нему в
профильный комитет, который определяет
соответствие законопроекта требованиям
Конституции Российской Федерации и
Регламенту Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации. Если, по мнению профильного
комитета, подготовленный к внесению в
Государственную Думу законопроект
соответствует указанным требованиям, то
Совет Государственной Думы принимает
следующее решение:
- назначить один из комитетов
Государственной Думы ответственным по
законопроекту;
- включить законопроект в примерную
программу законопроектной работы
Государственной Думы на текущую либо на
очередную сессию (в примерную программу
законопроектной работы Государственной
Думы в части законопроектов, подлежащих
первоочередному рассмотрению, или в
программу законопроектной работы
комитета);
- направить законопроект и материалы к
нему в комитеты, комиссии и во фракции,
Президенту Российской Федерации, в Совет
Федерации, Правительство Российской
Федерации, Счетную палату Российской
Федерации, Общественную палату, а также в
Конституционный Суд Российской
Федерации и Верховный Суд Российской
Федерации по вопросам их ведения для
подготовки и представления отзывов,
предложений и замечаний.
По
предложению профильного комитета Совет
Государственной Думы устанавливает срок
представления в ответственный комитет
отзывов, предложений и замечаний,
заключения комитета-соисполнителя
(заключений комитетов-соисполнителей), а
также срок подготовки законопроекта к
рассмотрению Государственной Думой в
первом чтении.
Законопроект, подготовленный к
рассмотрению Государственной Думой в
первом чтении, и материалы к нему
направляются ответственным комитетом в
Совет Государственной Думы для внесения
на рассмотрение Государственной Думы.
Рассмотрение законопроектов
Государственной Думой осуществляется
в трех чтениях, если
иное не предусмотрено действующим
законодательством.
По результатам обсуждения законопроекта
в первом чтении Государственная Дума
может принять или одобрить законопроект
в первом чтении и продолжить работу над
ним с учетом предложений и замечаний в
виде поправок, либо принять или одобрить
закон, за исключением законопроекта по
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, либо отклонить
законопроект.
В случае принятия или одобрения
законопроекта в первом чтении
Государственная Дума в постановлении о
принятии или об одобрении законопроекта
в первом чтении устанавливает срок
представления поправок к законопроекту.
Срок представления поправок, как
правило, не может быть менее 15 дней, а для
законопроектов по предметам совместного
ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации менее 30
дней.
В случае принятия
законопроекта в первом чтении, за
исключением законопроекта по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации, или одобрения законопроекта в
первом чтении председательствующий
может поставить на голосование
предложение ответственного комитета о
принятии или об одобрении закона,
исключая процедуры второго и третьего
чтений, при наличии заключения Правового
управления Аппарата Государственной
Думы, отражающего результаты правовой,
юридико-технической и лингвистической
экспертиз.
Ответственный комитет изучает и
обобщает внесенные поправки.
Ответственный комитет вправе проводить
независимую экспертизу поправок на
соответствие Конституции Российской
Федерации и федеральным конституционным
законам. Если в процессе второго чтения
изменяется название законопроекта, то он
вносится на рассмотрение палаты с новым
названием, а его первоначальное название
приводится ниже в скобках. Законопроект,
принимаемый в третьем чтении, должен
иметь название в последней утвержденной
редакции. Такие же требования
предъявляются к оформлению проектов
постановлений Государственной Думы о
принятии или об одобрении
соответствующих законопроектов.
Вопрос о принятии или об одобрении
законопроекта во втором чтении
выносится на голосование. Если по итогам
голосования предложение о принятии или
об одобрении законопроекта во втором
чтении не набрало необходимого числа
голосов, законопроект возвращается на
доработку в ответственный комитет. После
повторного рассмотрения во втором
чтении доработанного законопроекта
вопрос о принятии или об одобрении
доработанного законопроекта во втором
чтении выносится на голосование. Если по
итогам голосования предложение о
принятии или об одобрении законопроекта
во втором чтении не набрало необходимого
числа голосов, законопроект считается
отклоненным и снимается с дальнейшего
рассмотрения. Решение об отклонении
законопроекта и о снятии его с
дальнейшего рассмотрения оформляется
постановлением Государственной Думы,
которое направляется субъекту права
законодательной инициативы, внесшему
законопроект.
Законопроект, не принятый или не
одобренный во втором чтении, не может
быть включен в проект календаря
рассмотрения вопросов Государственной
Думой без решения Совета
Государственной Думы. В этом случае
Государственная Дума принимает решение
о доработке или об отклонении
законопроекта. В случае отклонения
законопроекта, повторно рассмотренного
во втором чтении, такой законопроект
дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Принятый или
одобренный во втором чтении
законопроект направляется в
ответственный комитет для устранения с
участием Правового управления Аппарата
Государственной Думы возможных
внутренних противоречий, установления
правильной взаимосвязи статей и для
редакционной правки, необходимой в связи
с изменениями, внесенными в текст
законопроекта при рассмотрении его во
втором чтении.
Совет Государственной Думы назначает
третье чтение законопроекта для
голосования в целях его принятия в
качестве закона. В случае, если в
процессе второго чтения в законопроект
были внесены изменения, Совет
Государственной Думы направляет текст
законопроекта и заключение Правового
управления Аппарата Государственной
Думы Президенту Российской Федерации, в
Совет Федерации, Правительство
Российской Федерации, депутатам
Государственной Думы.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не
допускаются внесение в него поправок и
возвращение к обсуждению законопроекта
в целом либо к обсуждению его отдельных
разделов, глав, статей.
Если законопроект не принят или не
одобрен Государственной Думой в
качестве закона, он считается
отклоненным. Решение об отклонении
законопроекта оформляется
соответствующим постановлением
Государственной Думы без
дополнительного голосования.
Одобренные Государственной Думой
федеральные конституционные законы и
принятые федеральные законы с
соответствующими постановлениями
Государственной Думы, стенограммами
заседаний Государственной Думы,
заключениями Правительства Российской
Федерации, информацией Правительства
Российской Федерации, предусмотренной
частью первой_2 статьи 125 настоящего
Регламента, и другими необходимыми
материалами оформляются ответственным
комитетом совместно с Аппаратом
Государственной Думы и в течение пяти
дней передаются Государственной Думой
на рассмотрение Совета Федерации.
Принятый федеральный закон в течение
пяти дней направляется Президенту
Российской Федерации для подписания и
обнародования.
Президент Российской Федерации в
течение четырнадцати дней подписывает
федеральный закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации в
течение четырнадцати дней с момента
поступления федерального закона
отклонит его, то Государственная Дума и
Совет Федерации в установленном
Конституцией Российской Федерации
порядке вновь рассматривают данный
закон. Решение о принятии федерального
закона в редакции Президента Российской
Федерации принимается большинством
голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый
федеральный закон в редакции Президента
Российской Федерации в течение пяти дней
направляется в Совет Федерации.
Для использования в законопроектной
работе Государственно-правовым
управлением Президента Российской
Федерации, Правовым управлением
Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации, Правовым управлением
Аппарата Правительства Российской
Федерации, Правовым управлением
Аппарата Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации,
Министерством юстиции Российской
Федерации подготовлены Методические
рекомендации по юридико-техническому
оформлению законопроектов.
Законодательство России
- О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (с изменениями на 25 апреля 2024 года) (редакция, действующая с 27 апреля 2024 года)
- О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями на 24 сентября 2024 года)
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)