Статус и особенности применения документов в области стандартизации
На
протяжении десятилетий возможность
применения и характер применения
нормативных документов определялись их
статусом. Требования действующих
нормативных документов были
обязательными для исполнения,
отмененные (замененные) документы не
подлежали применению. Так было в СССР и в
первое десятилетие после образования
Российской Федерации.
Ситуация радикально изменилась
после вступления в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании", который установил, что
обязательные требования к продукции и к
связанным с ней процессам
устанавливаются в технических
регламентах, а документы в области
стандартизации (это национальные
стандарты и своды правил, а также
международные стандарты, региональные
стандарты, региональные своды правил,
стандарты иностранных государств и
своды правил иностранных государств при
условии их регистрации в Федеральном
информационном фонде технических
регламентов и стандартов) являются
документами добровольного применения.
Для
документов добровольного применения
статус документа перестал быть
определяющим. Могут применяться как
действующие документы в области
стандартизации, так и недействующие.
Каждая организация имеет право
самостоятельно решать, применять ей тот
или иной документ в области
стандартизации или нет. Условия
применения документов могут быть
установлены договором (контрактом).
Добровольность применения
документов по стандартизации также
установлена Федеральным законом от
29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в
Российской Федерации", который к
документам по стандартизации относит:
национальные стандарты; предварительные
национальные стандарты; правила
стандартизации; рекомендации по
стандартизации;
информационно-технические справочники;
общероссийские классификаторы;
стандарты организаций, в том числе
технические условия; своды правил.
Исключение составляют объекты
стандартизации, перечисленные в статье 6
Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ. Для
них может быть установлена
обязательность применения документов по
стандартизации.
Национальный стандарт
становится обязательным для применения
изготовителем или исполнителем, если он
публично заявил о соответствии
продукции этому национальному
стандарту, в том числе в случае
применения обозначения национального
стандарта в маркировке, в
эксплуатационной или иной документации,
и (или) маркировки продукции знаком
национальной системы стандартизации
(пункт 3 статьи 26 Федерального закона от
29.06.2015 N 162-ФЗ).
В целях обеспечения выполнения
технических и функциональных требований
нормативного правового акта и в случае,
если Правительство Российской
Федерации, заинтересованные федеральные
органы исполнительной власти,
Государственная корпорация по атомной
энергии "Росатом", иные
заинтересованные государственные
корпорации уполномочены на установление
соответствующих требований, в нем могут
быть применены ссылки на официально
опубликованные национальные стандарты и
информационно-технические справочники
(пункт 2 статьи 27 Федерального закона от
29.06.2015 N 162-ФЗ).
Обязательность применения
стандартов организации устанавливается
самой организацией, а также
организациями, присоединившимися к этим
стандартам (пункт 4 статьи 21 Федерального
закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).
Особенности применения
документов по строительству
На
основании статьи 5_1 Федерального закона
"О техническом регулировании"
особенности технического регулирования
в области обеспечения безопасности
зданий и сооружений устанавливаются
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ
"Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений".
В
соответствии со статьей 6 Технического
регламента о безопасности зданий и
сооружений разрабатывается не только
предусмотренный пунктом 1 статьи 16_1
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О
техническом регулировании" перечень
документов в области стандартизации, в
результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается
соблюдение требований технического
регламента о безопасности зданий и
сооружений, но и утверждаемый
Правительством Российской Федерации
перечень национальных стандартов и
сводов правил (частей таких стандартов и
сводов правил), в результате применения
которых на обязательной основе
обеспечивается соблюдение требований
Технического регламента о безопасности
зданий и сооружений.
В
первые редакции указанных перечней были
включены не только национальные
стандарты и своды правил, но и
строительные нормы и правила (СНиП),
которые на основании пункта 2 статьи 42
Технического регламента о безопасности
зданий и сооружений в целях данного
технического регламента были признаны
сводами правил (то есть документами в
области стандартизации).
Признание строительных норм и
правил сводами правил означает
регистрацию их в таком качестве в
Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов
Росстандарта с обозначением СП. Данное
обозначение применимо к документу
только при использовании его в целях
Технического регламента о безопасности
зданий и сооружений.
Если
включенные в перечни СНиП применяются в
иных целях, чем цели технического
регламента о безопасности зданий и
сооружений, то они не являются
документами по стандартизации, для них
не используют обозначение свода правил и
применяются они, на основании пункта 1
статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N
184-ФЗ "О техническом регулировании",
на добровольной основе в качестве
рекомендательного (справочного)
материала.
На основании пункта 5 статьи 42
Технического регламента о безопасности
зданий и сооружений включенные в перечни
СНиП/СП подлежали актуализации. В
настоящее время работы по актуализации
СНиП практически завершены, но к СНиП и
СП разрабатываются изменения, многие
документы были переработаны и взамен
введены в действие новые СП. Тем не менее,
даже при наличии новой редакции
документа (стандарта или свода правил)
следует применять на обязательной
основе ту редакцию документа, которая
действовала на момент утверждения
обязательного перечня к Техническому
регламенту о безопасности зданий и
сооружений.
Применение отдельных
региональных и зарубежных
стандартов
Со
вступлением в силу технических
регламентов Евразийского
экономического союза (далее - ЕАЭС) - ТР ТС
и ТР ЕАЭС - и перечней, обеспечивающих
соблюдение требований технических
регламентов Таможенного союза, появился
ряд документов, которые или отменены, или
не вводились в действие на территории
Российской Федерации, но, тем не менее,
могут применяться в целях
соответствующего технического
регламента. Среди них - государственные
стандарты Республики Беларусь (СТБ),
Республики Армения, Республики Киргизия
и Республики Казахстан (СТ РК),
национальные стандарты Российской
Федерации (ГОСТ Р), а также
межгосударственные стандарты (ГОСТ).
В
соответствии с пунктом 4.1.1.2 ГОСТ 1.1-2002
"Межгосударственная система
стандартизации. Термины и
определения" межгосударственными
называются региональные стандарты,
принятые региональным органом по
стандартизации Содружества Независимых
Государств (СНГ) - Межгосударственным
советом по стандартизации, метрологии и
сертификации (далее - МГС).
Правила применения межгосударственных стандартов установлены пунктом 8.6 ГОСТ 1.0-2015.
Межгосударственные стандарты
могут быть введены в действие на
территории Российской Федерации
соответствующим приказом или
постановлением национального органа по
стандартизации, после чего они
применяются в порядке, установленном для
национальных стандартов.
В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 1.8-2011
"Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты
межгосударственные. Правила проведения
в Российской Федерации работ по
разработке, применению, обновлению и
прекращению применения"
межгосударственный стандарт может
применяться для подтверждения
соответствия требованиям действующего в
Российской Федерации технического
регламента (в том числе технического
регламента Евразийского экономического
союза), если данный стандарт включен в
соответствующий перечень.
Применение международных и
зарубежных стандартов см. справку
"Международные и зарубежные
стандарты".
Значения атрибута
"Особенности применения"
При
применении того или иного документа в
области стандартизации нужно учитывать
не только то, действует ли документ в
Российской Федерации или нет, но и то,
каким образом документ может
применяться, каковы особенности его
применения.
Предусмотрены следующие
значения атрибутов:
1. Применяется для целей
технического регламента:
Значение устанавливается для
документов в области стандартизации,
включенных в перечень стандартов, в
результате применения которых
обеспечивается соблюдение требований
технического регламента, и в перечень
международных и региональных
(межгосударственных) стандартов, а в
случае их отсутствия - национальных
(государственных) стандартов, содержащих
правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, в том числе
правила отбора образцов, необходимые для
применения и исполнения требований
технического регламента ЕАЭС и
осуществления оценки соответствия
объектов технического регулирования.
При
таком значении атрибут "Статус"
может иметь значение "действующий" -
для документов в области стандартизации,
введенных в действие в Российской
Федерации, в том числе, для действующих
редакций СНиП, признанных сводами
правил.
Атрибут "Статус" не
заполняется для документов, не введенных
в действие в Российской Федерации, и для
не отмененных в установленном порядке
неактуализированных редакций СП и СНиП,
признанных сводами правил, при наличии
актуализированных редакций.
2. Применяется как
межгосударственный стандарт:
Значение устанавливается для
межгосударственных стандартов (ГОСТ), не
отмененных МГС, в двух случаях:
- если
ГОСТ действовал в Российской Федерации
ранее, но его применение было
прекращено;
- если
ГОСТ был включен ранее в перечень
стандартов, в результате применения
которых обеспечивается соблюдение
требований технического регламента
ЕАЭС, но затем исключен из него.
При
таком значении атрибут "Статус"
имеет значение "Применение в качестве
национального стандарта Российской
Федерации прекращено", если ГОСТ ранее
был введен в действие в Российской
Федерации, затем применение его было
прекращено приказом Росстандарта.
Атрибут "Статус" не
заполняется, если ГОСТ ранее был включен
в перечень стандартов, в результате
применения которых обеспечивается
соблюдение требований технического
регламента ЕАЭС, но затем исключен из
него.
3. Не
применяется как межгосударственный
стандарт:
Значение устанавливается для
межгосударственных стандартов (ГОСТ),
отмененных (замененных) МГС, в двух
случаях:
- если
ГОСТ действовал в Российской Федерации
ранее, но его применение было
прекращено;
- если
ГОСТ был включен ранее в перечень
стандартов, в результате применения
которых обеспечивается соблюдение
требований технического регламента
ЕАЭС, но затем исключен из него.
При
таком значении атрибут "Статус"
имеет значение "Применение в качестве
национального стандарта Российской
Федерации прекращено", если ГОСТ ранее
был введен в действие в Российской
Федерации, затем применение его было
прекращено приказом Росстандарта.
Атрибут "Статус" не
заполняется, если ГОСТ ранее был включен
в перечень стандартов, в результате
применения которых обеспечивается
соблюдение требований технического
регламента ЕАЭС, но затем исключен из
него.
4. Применяется для целей
технического регламента + применяется
как межгосударственный стандарт:
Значение устанавливается для межгосударственных стандартов (ГОСТ), не отмененных МГС, которые действовали в Российской Федерации ранее, но их применение было прекращено, и включенных в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС. При таком значении атрибут "Статус" имеет значение "Применение в качестве национального стандарта Российской Федерации прекращено".
Законодательство России
- О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
Справки
- Зарубежные и международные стандарты