Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Применение, изменение, отмена правовых актов

Oбратная сила нoрмативных актoв


Нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие только после введения его в действие, но в особо установленных случаях действие акта распространяют и на правоотношения, которые возникли до введения правового акта в силу. Однако некоторые категории нормативных актов не могут иметь обратной силы.

Например, статья 54 Конституции Российской Федерации гласит: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Налоговый кодекс Российской Федерации (пп.2-4 ст.5) установил, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы (ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).

Прекращение применения правoвого акта

Правовой акт действует в течение определенного времени. После прекращения действия акта он перестает регулировать соответствующие общественные отношения, кроме исключительных случаев, когда установлено его применение к правоотношениям, возникшим после даты окончания действия акта.

Правовой акт не применяется вследствие одной из следующих причин:

1. Истечение срока действия правого акта.

2. Отмена акта в целом или его частей:

а) органом, издавшим акт или являющимся правопреемником органа, издавшего акт (например, отмена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации приказа Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации);

б) органом, вышестоящим по отношению к органу, принявшему акт (например, отмена Указом Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации);

в) уполномоченным судебным органом (например, отмена Верховным Судом Российской Федерации ненормативного Указа Президента Российской Федерации).

3. Признание Конституционным Судом Российской Федерации нормативного акта в целом или его частей противоречащими Конституции Российской Федерации, а также, в определенных случаях, актам международного права, законам или Указам Президента Российской Федерации.

4. Издание по тому же вопросу и вступление в силу другого акта.

5. Фактическая утрата силы, т.е. когда правовой акт фактически прекратил применяться по причине окончания его исполнения, прекращения регулируемых отношений, изменения политической или экономической ситуации и т.п. В данном случае установить точную дату прекращения применения правового акта, как правило, невозможно.

Применение нормативных актов СССР


Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей (п.2 Раздела второго Конституции Российской Федерации). Соответственно, нормативные акты бывшего Союза ССР и РСФСР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей нормативным правовым актам, изданным после вступления в силу Конституции Российской Федерации.

Следует отметить также, что некоторые положения формально действующих нормативных актов бывшего СССР не применяются в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране. Окончательное решение о применении или неприменении какого-либо формально действующего нормативного акта бывшего СССР может принять только суд.

Разрешение противоречия нормативных актов


В случае, когда несколько несоответствующих друг другу нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет, возникает противоречие (коллизия) правовых актов. Если законодательно не установлено правило, какую норму следует применять в случае противоречия, то для решения подобных проблем в юридической науке выработаны и последовательно применяются на практике следующие правила.

Правило I. Если нормативные акты противоречат друг другу, применяется нормативный акт, обладающий большей юридической силой.

I-А. Соотношение нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации обуславливается разграничением предметов ведения. Статьей 11 Конституции Российской Федерации установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией (ст.ст.71-73), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного с субъектами Федерации ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъекта Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

I-Б. Определение юридической силы нормативного акта на уровне федерации проводится согласно сложившейся иерархии правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и действующая непосредственно.
2. Международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные нормы и принципы международного права.
3. Федеральные конституционные законы.
4. Федеральные законы.
5. Акты (кроме законов) палат Федерального Собрания Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
6. Постановления Правительства Российской Федерации.
7. Нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации, изданные по вопросам его компетенции.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (кроме Правительства Российской Федерации) - ведомственные нормативные акты.
9. Нормативные акты иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право издания общеобязательных нормативных актов.

Особые нормы права - санкционированные обычаи делового оборота - применяются к правоотношениям только в том случае, если нормативным правовым актом или договором сторон не предусмотрены иные правила.

Правило II. Если противоречащие нормативные правовые акты равны по юридической силе, применяется нормативный акт, принятый позднее.

Правило III. Если противоречат друг другу общая и специальная норма (содержащиеся в одном или нескольких правовых актах), применяется норма, имеющая более специальный характер.

Следует еще раз отметить, что данное правило применяется только в случае, когда нормативным правовым актом не установлен порядок разрешения противоречия норм. В законодательстве Российской Федерации есть ряд примеров установленного приоритета общих норм над специальными. Так, никакие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя, закрепленным в главе 1 Конституции (п.2 ст.16 Конституции Российской Федерации); или согласно п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Разъяснение нормативных актoв


Разъяснение норм права может быть официальным и неофициальным. Официальное разъяснение нормы права осуществляют государственные органы, принявшие толкуемую норму, либо иные органы, в компетенцию которых включено право ее толкования. Официальное разъяснение нормы права имеет обязательное значение для субъектов права, реализующих данную правовую норму (например, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах - ст.ст.32, 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Особую разновидность судебного толкования составляют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (п.4 ст.19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.96 N 1-ФКЗ).


В системах "Кодекс" и "Техэксперт" документы, содержащие официальное толкование нормативных актов, вы можете найти по типу "Разъяснение нормативных актов". Обратите внимание: письма государственных органов и консультации экспертов, содержащие ответы на вопросы частных лиц, государственных и частных организаций по применению законодательства, в конкретном рассматриваемом случае классифицируются по типу "Ответ на частный запрос".

Законодательство России

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
  • Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
  • Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
  • Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2023 года) (редакция, действующая с 26 октября 2023 года)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 25 октября 2024 года)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
  • Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 9 ноября 2024 года)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
  • О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 20 октября 2024 года)
  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (с изменениями на 22 июня 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 12 сентября 2023 года)

 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ