Международно-правовые акты
Международный договор - это официальное соглашение, заключенное в письменной форме, устанавливающее обязательства между двумя или более субъектами международного права (в первую очередь государствами и международными организациями).
Международный договор Российской
Федерации - это международное
соглашение, заключенное Российской
Федерацией с иностранным государством
(или государствами), с международной
организацией либо с иным образованием,
обладающим правом заключать
международные договоры, в письменной
форме и регулируемое международным
правом, независимо от того, содержится
такое соглашение в одном документе или в
нескольких связанных между собой
документах, а также независимо от его
конкретного наименования (договор,
соглашение, конвенция, протокол, обмен
письмами или нотами и др. (пункт 2 статьи 1
и статья 2 Федерального закона от 15.07.95 N
101-ФЗ "О международных договорах
Российской Федерации").
Международные договоры Российской
Федерации наряду с общепризнанными
принципами и нормами международного
права являются составной частью ее
правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора (часть 4
статьи 15 Конституции Российской
Федерации, пункты 1 и 2 статьи 5
Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" от
15.07.95 N 101-ФЗ).
Структура международного договора
1) преамбула (предпосылки создания
международного договора, цели
заключения, правовые документы, которые
легли в основу);
2) основная часть (права и обязанности
сторон);
3) заключительные положения (порядок
вступления в силу, срок действия,
положения об оговорках, о поправках, о
внесении изменений).
Виды международных договоров
1) по количеству
участников:
- односторонние
(наличие для субъекта международного
права одностороннего волеизъявления,
которое при этом несет юридические
последствия исключительно для данного
субъекта. Например: Нотификация, которая
представляет собой сообщение в
установленной форме определенного
факта, который может нести за собой
какие-то юридические последствия,
которые появляются в том случае, если
страна, которая нотификует, берет на себя
обязательство одностороннего характера,
к примеру, возместить какой-то ущерб или
вывести войска с определенной
территории);
- двусторонние
(заключенные между двумя субъектами.
Также, в подобном договоре возможны иные
ситуации, например, участие с одной
стороны единственного государства, а со
второй – сразу нескольких);
- многосторонние
(участниками выступают трое и больше
субъектов);
- общие многосторонние
договоры (хотя и заключаются между
несколькими государствами, но значение
имеют для всего или подавляющей части
мирового сообщества. Например: Договор о
запрещении испытаний ядерного оружия в
атмосфере, в космическом пространстве и
под водой 1963 года).
2) по
территориальности:
- универсальные
(договоры, в которых принимают участие
все или почти все государства,
являющиеся членами мирового сообщества.
Например: Устав ООН);
- региональные
(участниками становятся государства,
относящиеся к какому-либо конкретному
географическому региону, на который и
распространяется его действие. Например:
Европейская конвенция о гражданстве от
06.11.97 N 166 - участниками стали страны -
участники Совета Европы);
- субрегиональные
(участниками становятся страны,
находящиеся внутри региона. Например:
соглашения об образовании
Еврорегионов).
3) по возможности
участия:
- открытые
(свободные для присоединения любого
заинтересованного государства);
- закрытые
(невозможно присоединение других
государств, участвуют только те
государства, которые его заключили);
- условно-открытые
(заинтересованные государства могут
присоединиться к договору при
определенных условиях).
4) по уровню заключения:
- межгосударственные
(участниками являются страны);
- межправительственные
(участниками выступают правительства);
- межведомственные (создают отношения
между некими частями исполнительной
ветви власти, такими как министерства,
ведомства и т.д.).
К международным
договорам в Российской Федерации
относятся:
1) договоры, заключенные РФ как
самостоятельным субъектом
международного права;
2) договоры, заключенные СССР, вступившие
в силу в период существования СССР и
воспринятые РФ в порядке
правопреемства;
3) договоры, подписанные СССР и
ратифицированные РФ.
Инициатива заключения международного договора/присоединения к международному договору
На
внутригосударственном уровне -
предложения о заключении международных
договоров от имени РФ представляются
Президенту РФ Министерством иностранных
дел Российской Федерации.
Другие федеральные органы
исполнительной власти и уполномоченные
организации представляют Президенту РФ
предложения о заключении международных
договоров от имени Российской Федерации
по вопросам, входящим в их компетенцию,
совместно с МИД РФ или по согласованию с
ним (ст.9 Федерального закона "О
международных договорах Российской
Федерации" от 15.07.95 N 101-ФЗ).
Предложение о
заключении Международного договора
(МД) должно
содержать:
- обоснование необходимости МД;
- проект МД;
- основные положения;
- анализ соотношения проекта с
законодательством РФ, целесообразность.
Иные положения, чем те, которые
содержатся в законодательстве РФ,
подлежат экспертизе, заключению Минюста.
Предложения о заключении Международного
договора направляются в зависимости от уровня его
заключения Президенту
(межгосударственные, договоры от имени
РФ), или Правительству
(межправительственные,
межведомственные).
На международном
уровне - инициатором заключения
Международного договора является
государство, группа государств,
международная организация.
Разработка Международного договора
может быть по дипломатическим каналам
(без встреч) или путем переговоров (с
небольшим количеством участников), в
рамках международных организаций или
международных конференций, где каждое
государство направляет своего
представителя для участия в различных
Международных договорах.
Представителю даются полномочия -
документ, удостоверяющий право лица
участвовать в заключении Международных
договоров.
Полномочия по осуществлению всех
действий по заключению Международных
договоров не требуются главе
государства, главе Правительства,
министрам иностранных дел (ст.7 a) Венской
конвенции о праве международных
договоров).
Главе дипломатических представительств,
главе представительств при
международных организациях, главе
делегации на конференции не требуются
полномочия лишь при разработке и
принятии текста Международных договоров
(ст.7 b,c) Венской конвенции о праве
международных договоров).
Федеральному министру, руководителю
иного федерального органа
исполнительной власти или
уполномоченной организации не требуются
полномочия при заключении Международных
договоров межведомственного характера
(ст.13 ФЗ РФ "О Международных договорах
РФ" от 15.07.95 N 101-ФЗ).
Конференция начинается со сдачи
полномочий, например, главному
секретарю, лицу, определяемому
регламентом конференции, генеральному
секретарю (в рамках международной
организации).
Стадии заключения Международного
договора:
1) инициатива заключения Международного
договора (с инициативой может выступить
одно государство, группа государств,
международная/межправительственная
организация). Представляется проект
договора, происходит обсуждение;
2) подготовка и принятие текста
Международного договора (может
осуществляться на международной
конференции, на переговорах и по
дипломатическим каналам).
Способы принятия текста международного договора
1) голосование
(простое большинство голосов,
квалифицированное большинство - 2/3 от
присутствующих и участвующих). На
международных конференциях -
квалифицированное большинство.
2) установление аутентичности
(государства по средствам определенных
способов* устанавливают, что текст
принимаемого договора является
подлинным и окончательным).
* Способы:
- парафирование
(проставление инициалов
представительств государств либо на
первой и последней страницах договора,
либо на каждой странице, либо возле
основных положений);
- условное
подписание - представители
государств подписывают договор, а затем
выражают согласие в специальный орган;
- окончательное
подписание - представители
государств одновременно устанавливают
аутентичность и выражают согласие на
обязательность Международного
договора.
3) выражение согласия на
обязательность:
- подписание -
является одновременно и формой принятия
текста договора, и формой выражения
согласия на его обязательность;
- утверждение и
принятие (межведомственные,
межправительственные организации) -
упрощенная процедура выражения согласия
на обязательность договора. В отношении
договоров, заключаемых от имени РФ по
вопросам, указанным в пункте 1 ст.15
Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" от
15.07.95 N 101-ФЗ, осуществляется в форме
федерального закона. По другим
основаниям межгосударственные
международные договоры утверждаются и
принимаются президентом РФ,
межправительственные - правительством,
межведомственные - руководителем
федерального органа исполнительной
власти (ст.20 Федерального закона "О
международных договорах Российской
Федерации" от 15.07.95 N 101-ФЗ);
- обмен документами,
образующими договор (по
дипломатическому каналу) - упрощенная
процедура заключения договора.
Уполномоченные должностные лица
направляют друг другу письма (ноты), в
которых излагаются согласованные
положения по существу вопроса. Обмен
письмами (нотами) означает согласие на
обязательность положений договора;
- присоединение к
договору - упрощенная процедура
выражения согласия на обязательность
договора, предполагающая присоединение
к уже существующему международному акту,
после вступления его в силу;
- ратификация -
согласие государства, выраженное высшим
органом государственной власти в
соответствии с процедурой,
установленной национальным
законодательством. Если договор
двусторонний, ратификационная грамота*
направляется другой стороне, если
многосторонний - то направляется
депозитарию - хранителю подлинного
текста международного договора.
*Ратификационная
грамота - это уведомление стороной
договора других государств о том, что
прошла процедура ратификации
соответствующего международного
договора.
Оговорки и заявления к международным
договорам, их правовые последствия
(часть 2 раздела 2 Венской конвенции о
праве международных договоров).
Оговорка - это
одностороннее заявление, сделанное при
подписании, ратификации, утверждении,
принятии или присоединении к договору,
по средствам которого выражается
желание исключить или изменить
юридическое действие определенных
положений (содержания положений)
международного договора в отношении
данного государства.
Каждое государство имеет право на
оговорку, за исключением случаев, когда:
оговорка запрещена международным
договором, договор не предусматривает
оговорки, оговорка не должна
противоречить объекту и целям договора,
а также в случае прямого запрета.
Оговорка делается в письменной форме.
Все остальные государства имеют право
письменно возразить против оговорки.
Согласие может быть письменным или
молчаливым (если государство не
возразило против оговорки в течении 12
месяцев с момента, когда оно узнало о
ней).
Юридические
последствия оговорок и возражений
против оговорок (см. ст.21 Венской
конвенции о праве международных
договоров).
Оговорки к международным договорам
Российской Федерации см. ст.25
Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" от
15.07.95 N 101-ФЗ.
При подписании, ратификации или
присоединении к договору государство
вправе сделать также заявление - изложить свою точку
зрения по тому или иному вопросу. В
отличие от оговорки заявление не меняет
содержания договора.
Вступление в силу международных договоров
Каждый международный договор имеет
самостоятельную процедуру вступления в
силу. Порядок и дата вступления договора
в силу устанавливаются в самом договоре
или согласуются его участниками. Следует
различать вступление международного
договора в международную силу от
вступления в силу для каждого
государства.
Способы вступления в силу:
- с даты подписания (без условия о
ратификации, принятии или утверждении);
- с даты обмена документами
(уведомлениями) об утверждении, в день
получения последнего документа об
утверждении;
- с даты получения ответной ноты или с
даты обмена нотами;
- со дня обмена ратификационными
грамотами;
- с даты получения последнего
письменного уведомления о выполнении
внутригосударственных процедур (может
быть предусмотрен дополнительный срок
после сдачи документов);
- со дня сдачи (либо сразу после этого дня)
депозитарию уведомления от
определенного количества сторон (может
быть предусмотрен дополнительный срок
после сдачи документов);
- в день сдачи на хранение депозитарию
определенного количества документов об
утверждении;
- после присоединения.
Возможно временное применение
договоров, т.е. до вступления его в силу,
как предусмотрено в ст.25 Конвенции 1969
года, если это предусматривается самим
договором или стороны договорились об
этом каким-либо иным образом.
В договоре может быть сформулирована
возможность его пролонгации (продления)
или ревизии (пересмотра).
С момента вступления международного
договора в силу государства, выразившие
согласие на обязательность договора,
становятся государствами - участниками
договора.
Вступление в силу международного
договора означает, что его стороны
приобретают права и несут обязанности,
предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу
договор создает юридические последствия
для его участников.
Правовые акты международных организаций
вступают в силу в порядке, определяемом
этой организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31
Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О
международных договорах Российской
Федерации" международный договор
подлежит выполнению РФ с момента
вступления его в силу для Российской
Федерации, если РФ, в лице компетентных
органов государственной власти,
выразила согласие на обязательность для
нее международного договора посредством
одного из действий, перечисленных в
статье 6 Федерального закона от 15.07.95 N
101-ФЗ "О международных договорах
Российской Федерации".
Особенности вступления международного договора в силу для Российской Федерации в зависимости от наличия внутригосударственного акта выражения согласия
Если
внутригосударственный акт выражения
согласия не требуется, то выражение
согласия на обязательность для РФ
международного договора осуществляется
путем:
- подписания договора (следует различать
подписание как способ выражения
согласия на обязательность
международного договора для РФ
(окончательное подписание) - влечет за
собой его вступление в силу; подписание
международного договора как стадии его
заключения - в таком случае вступление в
силу наступает только при выполнении
условия выражения согласия на его
обязательность для Российской
Федерации;
- обмена документами, его образующими
(следует отличать предварительную
стадию заключения договора в форме
обмена письмами или нотами, в которых
содержится предмет договора, от обмена
документами, образующими договор, как
одного из способов выражения согласия на
обязательность договора).
Международные договоры, подлежащие
ратификации, и договоры
межведомственного характера заключать в
форме обмена нотами (письмами) в
российской договорной практике не
принято.
Если
принятие внутригосударственного акта
выражения согласия требуется, то
выражение согласия на обязательность
для РФ международного договора
осуществляется путем:
- ратификации
договора
В РФ ратификация международных
договоров осуществляется в форме
Федерального закона. Перечень
Международных договоров, подлежащих
обязательной ратификации в РФ, см. ст.15
Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ.
Порядок внесения на ратификацию
Международных договоров см. ст.16, 17
Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ.
Принятый федеральный закон о
ратификации международного договора
Российской Федерации направляется на
подписание и обнародование Президенту
РФ. Президентом РФ подписывается
ратификационная грамота, которая
скрепляется его печатью и подписью
министра иностранных дел РФ. Порядок
подписания ратификационной грамоты в РФ
см. ст.18 Федерального закона "О
международных договорах Российской
Федерации"от 15.07.95 N 101-ФЗ;
- утверждения
договора (следует
отличать утверждение международного
договора как один из способов выражения
согласия государства на его
обязательность от предварительного
утверждения договора (его проекта),
осуществляемого компетентными органами
власти). Порядок утверждения
договора в РФ см. ст.20 Федерального
закона от 15.07.95 N 101-ФЗ;
- принятия договора (следует отличать
принятие международного договора как
способ выражения согласия государства
на обязательность для него договора от
принятия самого текста договора после
его выработки). Порядок принятия
договора в РФ см. ст.20 Федерального
закона от 15.07.95 N 101-ФЗ;
- присоединения к
договору (см. ст.21 Федерального
закона от 15.07.95 N 101-ФЗ);
- любым иным способом, о котором
условились договаривающиеся стороны.
Если международный договор содержит
правила, требующие изменения отдельных
положений Конституции Российской
Федерации, решение о согласии на его
обязательность для РФ возможно в форме
федерального закона только после
внесения соответствующих поправок в
Конституцию Российской Федерации или
пересмотра ее положений в установленном
порядке (ст.22 Федерального закона от 15.07.95
N 101-ФЗ "О международных договорах
Российской Федерации").
Решения межгосударственных органов,
принятые на основании положений
международных договоров Российской
Федерации в их истолковании,
противоречащем Конституции Российской
Федерации, не подлежат исполнению в
Российской Федерации. Такое
противоречие может быть установлено в
порядке, определенном федеральным
конституционным законом. (см. п.4 ст.5
Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О
международных договорах Российской
Федерации").
Опубликование международных договоров
Различают официальное и неофициальное опубликование
международных договоров. Для того чтобы
опубликование текста договора считалось
официальным, оно должно быть выполнено в
установленных нормой права специальных
или назначенных для этого средствах
печати. Официальное опубликование
международных договоров называется
промульгацией. Неофициально
опубликованные тексты международных
договоров не подлежат официальному
применению. Международное опубликование
многосторонних договоров, принятых в
рамках СНГ, осуществляется в специальном
издании "Содружество. Информационный
вестник Совета глав государств и Совета
глав правительств".
Источники Официального опубликования международных договоров Российской Федерации (ст.30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ):
Вступившие в силу для
Российской Федерации международные
договоры, решения о согласии на
обязательность которых для Российской
Федерации приняты в форме федерального
закона |
Опубликованием считается
первое размещение их полного текста в
"Собрании законодательства
Российской Федерации" (п.1 ст.30
Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О
международных договорах Российской
Федерации", ст.ст.3, 4 Федерального
закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке
опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания"). |
Вступившие в силу для
Российской Федерации международные
договоры (за исключением договоров
межведомственного характера) |
Официально
опубликовываются в Бюллетене
международных договоров и размещаются
(опубликовываются) на "Официальном
интернет-портале правовой информации"
(п.2 ст.30 Федерального закона от 15.07.95 N
101-ФЗ). |
Международный
договор, который предусматривает до
вступления в силу временное применение
Российской Федерацией всего договора
или его части либо договоренность о
временном применении которых достигнута
каким-либо иным образом (за исключением
договоров межведомственного
характера) |
Официально
опубликовываются в Бюллетене
международных договоров и размещаются
на "Официальном интернет-портале
правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (п.2.1
ст.30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ) |
Международные
договоры Российской Федерации
межведомственного характера
опубликовываются по решению федеральных
органов исполнительной власти или
уполномоченных организаций, от имени
которых заключены такие договоры |
Официальный источник опубликования определяется по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры |
Информация о вступлении в силу в форме
официальных сообщений МИД о вступлении в
силу международных договоров Российской
Федерации, заключенных от имени
Российской Федерации и от имени
Правительства Российской Федерации,
опубликовываются в порядке,
предусмотренном статьей 30 Федерального
закона от 15.07.95 N 101-ФЗ.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от
15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах
Российской Федерации" положения
официально опубликованных
международных договоров Российской
Федерации, не требующие издания
внутригосударственных актов для
применения, действуют в Российской
Федерации непосредственно. Для
осуществления иных положений
международных договоров Российской
Федерации принимаются соответствующие
правовые акты (см. пункт 5 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 N 8 и
пункт 3 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 10.10.2003 N 5).
Регистрация международных договоров
Регистрация и опубликование
международных договоров не являются
стадиями заключения международных
договоров, потому что осуществляются
после того, как процесс заключения
договоров окончен и они вступили в
силу.
Зарегистрированные и опубликованные и
незарегистрированные и
неопубликованные международные
договоры действительны и имеют
одинаковую юридическую силу. В этом
состоит отличие незарегистрированных
международных договоров от
незарегистрированных контрактов
внутреннего права, которые, не будучи
зарегистрированными, не считаются
заключенными.
Международно-правовое значение
регистрации и опубликования
международных договоров состоит в
достижении публичности в сфере
договорной деятельности государств.
Пределы этой гласности определяют сами
договаривающиеся государства.
С точки зрения обычно-правовой практики
международные договоры подлежат международной
регистрации и опубликованию в
следующем порядке:
Вступивший в силу, подлежащий
международной регистрации договор, в
зависимости от его характера,
направляется для регистрации в
секретариаты ООН, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и (или)
других регистрирующих организаций,
например, региональных организаций,
таких как Лига арабских государств и др.
Существует практика двойной регистрации
одних и тех же международных договоров,
осуществляемая в двух международных
организациях, если того требуют уставы
этих организаций.
Обязанность международной регистрации
международных договоров в
соответствующих Секретариатах
международных организаций несут не
организации, а сами государства -
участники договора.
Зарегистрированные в Секретариате ООН
международные договоры публикуются
Секретариатом ООН в официальных
сборниках международных договоров Treaty
series на языке подлинника вместе с
английским и французским переводами и
рассылаются государствам - членам ООН.
Пункт 2 ст.102 Устава ООН не предоставляет
государствам - членам ООН права
ссылаться в органах ООН на
незарегистрированные международные
договоры. В нем говорится: "Ни одна из сторон в любом таком
договоре или международном соглашении,
не зарегистрированных в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на
такой договор или соглашение ни в одном
из органов ООН".
Незарегистрированные международные
договоры нельзя положить в основание
доказательства своих прав по договору в
случае рассмотрения спора между
государствами в Международном суде ООН.
Однако упоминать и цитировать
незарегистрированные договоры
разрешается.
Кроме международной регистрации
договоров существует внутригосударственная
регистрация.
Официальным регистрирующим
органом в России является МИД России.
МИД России ведет Единую государственную
систему регистрации и учета
международных договоров Российской
Федерации, регистрирует договоры
Российской Федерации в соответствующих
органах международных организаций,
хранит подлинники международных
договоров РФ, осуществляет функции
депозитария многосторонних договоров
(ст.26-29 Федерального закона от 15.07.95 N
101-ФЗ).
Законодательство России
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)