Правовые акты Президента Российской Федерации
Статус Президента РФ определяется в четвёртой главе Конституции РФ. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 Конституции РФ). Он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Ст.10 Конституции РФ определяет 3 ветви
государственной власти:
законодательную, исполнительную и
судебную. Ст.11 Конституции РФ выделяет 4
института власти: Президент РФ,
Федеральное Собрание РФ, Правительство
РФ, суды РФ.
Полномочия Президента РФ
Президент наделён полномочиями,
которые могут быть отнесены к каждой из
ветвей власти:
1. законодательная
власть:
-
издает правовые акты (Указы,
Распоряжения, Приказы Верховного
главнокомандующего Вооружёнными силами
РФ, Решения);
- назначает выборы депутатов Госдумы;
- распускает Госдуму;
- вносит законопроекты в Госдуму;
- промульгирует ФЗ (подписывает и
обнародует);
- может отклонить проект ФЗ (право вето
Президента РФ (ст.107 Конституции РФ);
- имеет право на внесение предложений о
поправках и пересмотре положений
Конституции РФ.
2. судебная власть:
- представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного суда РФ,
Верховного суда РФ;
- представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должности
Председателя и заместителей
председателя Конституционного суда РФ,
Верховного суда РФ;
- назначает председателей, заместителей
председателей и судей других
федеральных судов;
- осуществляет помилование.
3. исполнительная
власть:
- назначает Председателя Правительства
Российской Федерации, кандидатура
которого утверждена Государственной
Думой по представлению Президента
Российской Федерации, и освобождает
Председателя Правительства Российской
Федерации от должности;
- осуществляет общее руководство
Правительством Российской Федерации;
вправе председательствовать на
заседаниях Правительства Российской
Федерации;
- утверждает по предложению Председателя
Правительства Российской Федерации
структуру федеральных органов
исполнительной власти, вносит в нее
изменения;
- назначает на должность заместителей
Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров,
кандидатуры которых утверждены
Государственной Думой, и освобождает их
от должности;
- принимает решение об отставке
Правительства РФ;
- назначает и освобождает представителей
Российской Федерации в Совете
Федерации;
- назначает и освобождает высшее
командование Вооружённых Сил РФ;
- может отменять акты Правительства РФ в
случае их противоречия Конституции РФ,
Федеральным законам и указам Президента
РФ;
- руководит деятельностью Федеральных
органов исполнительной власти (ФОИВ),
ведающих вопросами обороны,
безопасности государства, внутренних
дел, юстиции, иностранных дел,
предотвращения чрезвычайных ситуаций и
ликвидации последствий стихийных
бедствий, общественной безопасности и
назначает на должность после
консультаций с Советом Федерации и
освобождает от должности их
руководителей.
.
К Полномочиям
Президента РФ как главы государства
(вдобавок к вышеперечисленным)
относятся:
- временное отстранение высшего
должностного лица субъекта РФ от
должности;
- отрешение высшего должностного лица
субъекта РФ от должности;
- временное возложение на ФОГВ и/или на их
должностных лиц отдельных полномочий
органов государственной власти
субъектов РФ;
-
назначение на должность после
консультаций с Советом Федерации и
освобождение от должности Генерального
прокурора Российской Федерации,
заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации, прокуроров
субъектов Российской Федерации,
прокуроров военных и других
специализированных прокуратур,
приравненных к прокурорам субъектов
Российской Федерации; назначение на
должность и освобождение от должности
иных прокуроров, для которых такой
порядок назначения и освобождения от
должности установлен федеральным
законом;
- назначение Руководителя Следственного
комитета РФ;
- временное отстранение Генпрокурора РФ
от должности, в случае возбуждения в
отношении него уголовного дела;
- расходование средств Резервного фонда
Президента РФ;
- назначение референдума РФ;
- назначение 5 из 15 членов Центральной
избирательной комиссии РФ (п.4 ст.21
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Президент РФ обеспечивает гармонизацию
всех ветвей власти и является арбитром
между ветвями власти.
Президент избирается сроком на шесть лет
гражданами Российской Федерации на
основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании (ст.81 Конституции РФ).
Функции Президента РФ
1. Гарант Конституции России - Президент должен обеспечить все формы реализации Конституции (использование, исполнение, соблюдение, применение Конституции);
2. Гарант Прав и свобод человека и гражданина:
- издание НПА, направленных на реализацию
и обеспечение прав человека;
- обеспечение реализации
конституционного права осуждённых за
преступление просить о помиловании;
- обеспечение реализации
конституционных прав личности на
гражданство Российской Федерации;
- предоставление политического
убежища.
3. Охрана суверенитета:
- обеспечивает осуществление полномочий
федеральной государственной власти на
всей территории РФ (ч.4 ст.78);
- вправе приостанавливать действие актов
ОИВ субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции РФ и федеральным
законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса
соответствующим ФЗ (ч.2 ст.85).
4. Обеспечение
согласованного функционирования и
взаимодействия ОГВ (в рамках данной
функции Президент РФ может использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между ОГВ (федерации,
федерации и субъектов РФ, субъектов РФ).
5. Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства:
- выступает с ежегодным посланием
Президента РФ "О положении в стране, об
основных направлениях внутренней и
внешней политики государства";
- утверждение Президентом РФ военной
доктрины РФ.
6. Представительство РФ:
1) внутри страны:
- представительство в отношениях с
субъектами РФ, МО, общественными и иными
организациями;
- награждение государственными
наградами, присвоение почётных званий,
высших воинских и высших специальных
званий от имени всего государства;
2) в международных отношениях:
- ведёт переговоры и подписывает
международные договоры РФ;
- подписывает ратификационные грамоты;
- назначает и отзывает после
консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания дипломатических
представителей РФ в иностранных
государствах и международных
организациях;
- принимает верительные и отзывные
грамоты дипломатических
представителей.
В целях
обеспечения деятельности Президента РФ
и осуществления контроля за исполнением
решений Президента РФ формируется
Администрация Президента Российской
Федерации (пункт "и" статьи 83
Конституции РФ). Состав Администрации
Президента РФ, её цели и функции см. Указ
Президента РФ от 06.04.2004 N 490.
Акты Президента РФ
Полномочия Президента реализуются через
принятие им правовых актов. Согласно ст.90
Конституции Президент издает указы и
распоряжения.
Порядок подготовки и внесения проектов
указов и распоряжений Президента
Российской Федерации - см. Распоряжение
Президента РФ от 05.02.93 N 85-рп.
Порядок подготовки проектов указов,
распоряжений Президента РФ,
предусматривающих принятие
постановлений, распоряжений
Правительства РФ - см. Указ Президента РФ
от 02.05.96 N 638.
Для актов Президента
РФ характерно:
- Обязательность исполнения на всей
территории РФ;
- Не могут находиться в состоянии
противоречия к Конституции РФ и
федеральным законам.
Указы и распоряжения Президента не
должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам. Это означает, что
акты Президента носят подзаконный
характер, они занимают подчиненное по
отношению к законам место в иерархии,
нормативных правовых актов.
Консультацию по Иерархии
нормативно-правовых актов см. по
ссылке.
Конституцией не определяется правовое
различие указа и распоряжения
Президента РФ. Вместе с тем,
распоряжениям и указам Президента РФ
дано следующее толкование (Распоряжение
Президента РФ от 05.02.93 N 85-рп):
Указы Президента РФ могут быть:
- нормативного
характера (содержат нормы права
(предписания), рассчитаны на постоянное
или многократное действие). Например, указами определяются
принципы взаимодействия Президента и
Правительства РФ, решаются ключевые
вопросы государственной политики;
- ненормативного
характера (норма права не содержится,
являются актами применения права):
- о назначении и освобождении от
должности руководителей центральных
органов и иных структур системы
федеральной исполнительной власти;
- о гражданстве;
- о предоставлении политического
убежища;
- о награждении государственными
наградами;
- о присвоении специальных званий,
классных чинов, почетных званий РФ;
- о помиловании.
Распоряжения Президента РФ -
организационно-оперативные акты,
имеющие вспомогательное значение в
правовом регулировании деятельности
главы государства. Как правило,
распоряжения не носят нормативного
характера, регламентируют
организационно-технические стороны
взаимоотношений Президента с органами
власти Федерации и ее субъектов,
деятельность Администрации Президента,
посвящаются кадровым вопросам.
Указы и распоряжения Президента РФ
подлежат официальному опубликованию в
течение десяти дней после дня их
подписания, кроме актов или отдельных
положений, содержащих сведения,
составляющие государственную тайну.
Официальным опубликованием актов Президента РФ считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты
актов Президента РФ, распространяемые в
электронном виде ФГУП
"Научно-технический центр правовой
информации "Система" Федеральной
службы охраны Российской Федерации, а
также органами государственной охраны.
Акты Президента
Российской Федерации, имеющие
нормативный характер, вступают в силу
одновременно на всей территории РФ по
истечении семи дней после дня их первого
официального опубликования.
Иные акты Президента Российской
Федерации, в том числе акты, содержащие
сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера, вступают в силу со дня их
подписания.
В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты
законодательства о налогах и сборах
имеют особенной порядок вступления в
силу. Подробнее см. Справку
"Вступление в силу актов
законодательства о налогах и
сборах".
Об особенностях вступление в силу актов
таможенного законодательства см.
Справку.
В актах Президента Российской Федерации
может быть установлен другой порядок
вступления их в силу (см. п.7 Указа
Президента Российской Федерации "О
порядке опубликования и вступления в
силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти" от 23.05.96 N 763).
См. также разъяснения по определению
даты вступления в силу нормативных
правовых актов, доведенные письмом
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 05.10.2005 N 2.2-19/258.
Внимание! Согласно
постановлению Конституционного суда РФ
от 24.10.96 N 17-П день, которым датируется
выпуск Собрания законодательства
Российской Федерации, не может считаться
днем обнародования нормативного
правового акта, так как указанная дата
совпадает с датой подписания издания в
печать и, следовательно, с этого момента
еще реально не обеспечивается получение
информации о содержании акта его
адресатами. Датой официального
опубликования нормативного правового
акта должна считаться дата его
опубликования в "Российской
газете". Основываясь на вышеназванном
постановлении, в ИПС "Кодекс" дата
вступления в силу нормативных правовых
актов определяется исходя из даты
опубликования акта в "Российской
газете", даже если дата, указанная на
титульном листе Собрания
законодательства РФ более ранняя, чем
дата "Российской газеты".
Правом давать официальное разъяснение
отдельных положений указов и
распоряжений Президента РФ наделено
Государственно-правовое управление
президента РФ (ГПУ) - см. абз.15 п.4 Указа
Президента РФ от 28 мая 2004 года N 699.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Президент РФ издает директивы и приказы. Они обязательны для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (ст.13 Федерального закона об обороне). В отличие от указов и распоряжений, сфера действия которых не ограничена, названные акты - правовая форма руководства Вооруженными Силами РФ. Призыв граждан на военную службу, увольнение с таковой производятся на основании указов Президента РФ.
В целях реализации своих
конституционных полномочий, Президентом
РФ даются поручения и
указания. Руководители ФОИВ, иных
федеральных государственных органов и
высшие должностные лица (руководители
высших исполнительных органов
государственной власти) субъектов РФ
несут персональную ответственность за
своевременное и надлежащее исполнение
Президентских поручений и указаний (п.2
Указа Президента РФ от 28.03.2011 N 352).
Поручения Президента РФ содержатся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, а также в директивах Президента Российской Федерации или оформляются в установленном порядке на бланках со словом "Поручение". Поручения Президента Российской Федерации могут оформляться в виде перечней поручений Президента РФ. В поручении и перечне поручений Президента Российской Федерации должны быть указаны ФИО должностных лиц, которым дано поручение, а также срок, необходимый для его надлежащего исполнения (п.2 Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации).
Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента РФ не определен срок его исполнения, он устанавливается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации либо помощником Президента РФ - начальником Контрольного управления Президента РФ (п.3 Порядка исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации).
Кроме вышеназванных актов, Президент РФ
подписывает различного рода письма, заключения и запросы, издает документы
программно-политического содержания -
послания, программы, заявления, обращения.
Законодательство России
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
Справки
- Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах
- Правовые акты таможенного законодательства. Акты Таможенного союза ЕАЭС