Атрибуты и статус документов, используемые в системах "Кодекс" и "Техэксперт"
Название документа
Название документа указывается
принявшим органом при издании документа.
Если принявший орган не присвоил
правовому акту названия, то оно
формулируется юристом ПСС. При этом в
тексте документа название заключается в
квадратные скобки, например, [О ставке
рефинансирования].
Вид документа
В целях
осуществления более быстрого поиска
нужного документа в ПСС "Кодекс" вид
документа указывается полностью (вместе
с принявшим органом), например: Указ
Президента Российской Федерации,
Постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации, Указание
Центрального банка Российской
Федерации.
Если
правовой акт был принят двумя и более
органами власти, то в статусе
указываются все виды документа в
соответствии с принявшими органами, что
позволяет осуществлять поиск по любому
из них.
Принявший орган
В ПСС
"Кодекс" и "Техэксперт"
указывается сокращенное наименование
принявшего органа. Имеющееся полное
официальное наименование (например,
Федеральная таможенная служба - ФТС
России) можно увидеть в тексте документа
и в атрибутном поиске.
В
случае, когда правовой акт принят
структурным подразделением какого-либо
органа власти (например, Департаментом
автомобильного транспорта Минтранса
России), то у такого правового акта
указывается один принявший орган,
вышестоящий - Минтранс России.
Если
принявший орган был переименован или
преобразован в другой орган с
сохранением своих функций (или большей
их части), то в статусе документа в строке
"Принявший орган" указывается новое
наименование принявшего органа.
Если
правовой акт был принят двумя и более
органами власти, то в статусе
указываются все принявшие органы, что
позволяет осуществлять поиск по любому
из них.
Если
упраздненный и ныне действующий
принявший орган имеют одинаковое
сокращенное наименование, то рядом с
сокращенным наименованием добавляется
его расшифровка. Например, Росавтодор
(Федеральное дорожное агентство);
Росавтодор (Российское дорожное
агентство).
Номер документа
Номер
документу присваивается принявшим
органом. Особый порядок предусмотрен для
федеральных конституционных законов и
федеральных законов - номер им
присваивается в канцелярии Президента
Российской Федерации после подписания
закона Президентом. Документ, не имеющий
номера, помещается в базу данных без
номера.
В
случае, если правовой акт принят двумя и
более органами власти, то в статусе
документа номер указывается в
соответствии с оригиналом: либо
совместный номер через дробь (например, N
6/8), либо отдельными номерами (например, N 6
и N 8).
Обозначение
Некоторые документы, имеющие по
своему характеру техническую
направленность, либо содержащие
технические нормы, имеют Обозначение,
которое состоит из буквенной части и
числовой частей (индекс и шифр).
Обозначение может быть указано в
оригинале самого документа, либо
присвоено отдельным актом, например,
"Санитарно-эпидемиологические
требования к обращению с
радиоизотопными приборами и их
устройству", принятые постановлением
Главного государственного санитарного
врача РФ от 14.07.2015 N 27, имеют Обозначение
СанПиН 2.6.1.3287-15, или, к примеру, "Типовая
программа инспекции безопасности
объектов ядерного топливного цикла",
которая утверждена приказом
Ростехнадзора от 31.07.2009 N 662, имеет
Обозначение РД-06-02-2009.
Дата принятия документа
Датой
принятия документа является дата его
подписания или утверждения, для
протокола - дата заседания (принятия
решения), для судебного акта - дата
провозглашения.
В
соответствии со статьей 2 Федерального
закона Российской Федерации "О
порядке опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания" датой
принятия федерального закона считается
день принятия его Государственной Думой
в окончательной редакции. Датой принятия
федерального конституционного закона
считается день, когда он одобрен
палатами Федерального Собрания в
порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации.
Для
удобства поиска в ПСС "Кодекс"
используется дата подписания закона
Президентом РФ. Это связано с тем, что,
во-первых, в текстах федеральных законов
о внесении изменений в ранее принятые
федеральные законы, а также в текстах
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, ссылающихся на
федеральные законы, указывается дата
подписания закона Президентом, а не дата
его принятия Государственной Думой. А
во-вторых, после принятия закона в
последнем чтении закон может быть
отклонен Советом Федерации Российской
Федерации и Президентом. Статус
федерального закона документ получает
только после подписания его
Президентом.
Дата и номер регистрации в Минюсте России
Дата и
номер регистрации в Минюсте указываются
только для нормативных правовых актов,
зарегистрированных в Министерстве
юстиции Российской Федерации в порядке,
установленном для государственной
регистрации ведомственных нормативных
актов.
Общий
порядок регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти в Министерстве
юстиции РФ см. по ссылке.
Тип документа
Атрибут "Тип документа"
является отличительной чертой ПСС
"Кодекс". С целью расширения
возможностей поиска все документы
классифицируются по следующим типам:
- Международно-правовой акт
- Нормативный правовой акт
- Нормативно-технический документ
- Локальный нормативный акт
- Разъяснение нормативных актов
- Организационно-распорядительный документ
- Рекомендации, методический документ
- Ответ на частный запрос
- Судебная практика
-
Информационный, сопроводительный
документ
1. Международно-правовой
акт
Официальные соглашения,
заключенные в письменной форме,
устанавливающие обязательства между
двумя или более субъектами
международного права (в первую очередь
государствами и международными
организациями). Издаются в виде
международного договора
(межгосударственные,
межправительственные и
межведомственные соглашения), а также
правовых актов, изданных международными
правительственными организациями.
Подробнее о
международно-правовых актах см. по
ссылке.
2. Нормативный правовой
акт
Письменные официальные
документы, принятые (изданные) в
определенной форме правотворческим
органом в пределах его компетенции и
направленные на установление, изменение
или отмену правовых норм. В свою очередь,
под правовой нормой принято понимать
общеобязательное государственное
предписание постоянного или временного
характера, рассчитанное на многократное
применение и распространяющееся на
индивидуально-неопределенный круг лиц.
Издаются, как правило, в форме
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, постановлений
Правительства Российской Федерации,
актов ведомственных органов,
зарегистрированных в Минюсте России, и
других актов в соответствии с
федеральным законодательством.
Документы органа власти субъекта
Федерации внесены в Федеральный регистр
нормативных правовых актов. Документы
органа власти Санкт-Петербурга внесены в
Реестр нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга.
3. Нормативно-технический
документ
Официальные документы, изданные
полномочным органом государственной
власти или организацией, уполномоченной
разрабатывать такие акты, устанавливают,
изменяют или отменяют техническую норму,
не содержат общих правил поведения
(правовых норм), однако устанавливают
обязательные для
индивидуально-неопределенного круга лиц
и рассчитанные на неоднократное
применение технические требования и
условия деятельности, в т.ч. формы
документов, технические правила и
стандарты, форматы данных и т.п.
Техническая норма - это правило,
содержащее требования к продукции,
процессам ее производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и
утилизации, а также требования к
техническим или количественным
параметрам тех или иных видов
деятельности, работ, услуг.
Нормативно-технические
документы, подпадающие под оценочные и
формальные признаки, указанные в
настоящем разделе, зарегистрированные в
Минюсте России, классифицируются как
нормативные правовые акты.
Документы об утверждении
нормативно-технических документов и
введении их в действие классифицируются
как организационно-распорядительные
документы.
4. Локальный нормативный
акт
Правовые акты, содержащие
обязательные правила поведения, имеющие
строго ограниченный (локальный) характер
по вопросам внутренней деятельности
организации, издавшей такой акт, или
подведомственных ей организаций.
Локальные нормативные акты не
требуют официального опубликования,
регистрации в Минюсте России и вступают
в силу с даты подписания, если в тексте не
указано иное.
Акты,
принятые Государственной Думой РФ,
Советом Федерации РФ, акты Президента РФ
и Правительства РФ по типу "Локальный
нормативный акт" не
классифицируются.
5. Разъяснение нормативных
актов
Официальные акты, содержащие
разъяснения (толкования) положений
нормативных правовых актов, порядка их
применения, вступления и утраты ими силы
и т.д.
К
данному типу не относятся письма
государственных органов и консультации
экспертов, содержащие ответы на вопросы
частных лиц, государственных и частных
организаций по применению
законодательства в конкретном
рассматриваемом случае. Такие документы
классифицируются по типу "Ответ на
частный запрос".
Подробнее смотри справку
"Органы исполнительной власти,
уполномоченные давать разъяснения
законодательства".
6.
Организационно-распорядительный
документ
Правовые акты, издаваемые по
текущим вопросам деятельности (как
правило, исчерпываются однократным
применением или относятся к
индивидуально-определенному кругу лиц),
а также касающиеся внутренних вопросов
деятельности государственных органов,
не имеют общеобязательного характера.
7. Рекомендации,
методический документ
Содержат рекомендации о наиболее
благоприятном или желаемом способе
действий или содержат методические
материалы, способствующие более
правильному, скорейшему и эффективному
достижению имеющихся задач, адресованы
индивидуально-неопределенному кругу лиц
и не исчерпываются применением, не имеют
обязательного характера.
8. Ответ на частный запрос
К
данному типу документа относятся письма
государственных органов и консультации
экспертов, содержащие ответы на вопросы
частных лиц, государственных и частных
организаций по применению
законодательства в конкретном
рассматриваемом случае.
Данного рода документы и
консультации не носят нормативный
(общеобязательный) характер, присущий
официальным разъяснениям
законодательства, а адресованы только
задавшему этот вопрос лицу. Они могут
быть использованы в качестве
дополнительного средства уяснения
правовой нормы и должны рассматриваться
в совокупности с действующими
нормативными актами и их официальными
разъяснениями по данной проблеме. Данные
документы не актуализируются, они
актуальны на дату составления ответа.
Документы с типом "Ответ на
частный запрос" не имеют даты начала
или окончания действия. У документов с
типом "Ответ на частный запрос"
атрибут "Статус"
(действие/недействие) не заполняется.
9. Судебная практика
Судебные акты судов,
составляющие систему судебной ветви
власти Российской Федерации и СССР, а
также решения Конституционного Суда
Российской Федерации, не содержащие
нормативных толкований.
10. Информационный,
сопроводительный документ
Документы, которые только
сообщают, доводят до сведения информацию
о прошедшем или предстоящем событии,
состоянии дел, позиции официального
органа, прогнозируемых показателях и
т.п.
Также
могут препровождать или доводить до
сведения иные документы, при этом не
содержат самостоятельных норм.
Информационные,
сопроводительные документы не имеют
даты начала или окончания действия. У
документов с типом "Информационный,
сопроводительный" атрибут
"Статус" (действие/недействие) не
заполняется. Данные документы не
актуализируются, они актуальны на дату
составления ответа.
Статус документа (действие/недействие)
В ПСС
"Кодекс" документу может быть
проставлен следующий статус:
- Действующий;
- Недействующий;
- Не вступил в силу;
- Отменен в части;
- Применение в
качестве национального стандарта РФ
прекращено.
Статус
"Действующий" проставляется всем
правовым актам, дата вступления в силу
которых уже наступила, а также актам,
часть норм которых вступила в силу ранее
основной даты вступления в силу всего
документа, при этом дата начала действия
документа определяется по общим
правилам (Подробнее см. в справках
раздела Федеральные правовые акты).
У документов с типом "Информационный, сопроводительный", "Ответ на частный вопрос" данный атрибут не заполняется. Также не заполняется данный атрибут у документов, представленных на госрегистрацию в Минюст России, возвращенным без госрегистрации, а также тем, статус которых невозможно определить в связи с пробелами законодательства.
Статус "Недействующий" проставляется тем правовым актам, которые отменены, признаны утратившими силу или недействующими, а также тем правовым актам, которые фактически утратили силу в связи с истечением срока действия или в связи с изменением законодательства. Кроме того, статус "Недействующий" проставляется правовым актам, которым отказано в госрегистрации Минюста России.
Статус "Не вступил в силу" проставляется, как правило, нормативным правовым актам, дата вступления в силу которых связана с официальным опубликованием либо с наступлением определенной, указанной в самом акте, датой.
Статус
"Отменен в части" проставляется
документам одновременно с
"Действующий" и, тем у которых дата
отмены в части наступила. Особенности
применения документа указываются в
ярлыке "Примечания".
Статус
"Применение в качестве национального
стандарта РФ прекращено" обозначает,
что применение документа в качестве
национального стандарта РФ прекращено.
Опубликование
В
соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ,
"законы подлежат официальному
опубликованию. Неопубликованные законы
не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для
всеобщего сведения". Также, порядок
опубликования нормативных правовых
актов устанавливается в следующих актах:
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ,
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997
N 1009, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763, Указ
Президента РФ от 02.04.2014 N 198 и др.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ, официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются:
- "Парламентская газета";
- "Российская газета";
- "Собрание законодательства
Российской Федерации";
- "Официальный интернет-портал
правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Официальным опубликованием
нормативного правового акта считается
первая публикация его полного текста в
указанных выше источниках.
Дата начала действия
Дата
начала действия представляет собой дату
вступления в силу правового акта.
Определение даты вступления в силу
зависит, в основном, от типа документа и
осуществляется по определенным
правилам. Подробнее см. в справках
раздела Федеральные правовые акты.
Внимание! В ПСС "Кодекс" дата
вступления в силу нормативных правовых
актов определяется исходя из даты
опубликования акта в "Российской
газете" ("Парламентской газете"),
а также на Официальном интернет-портале
правовой информации www.pravo.gov.ru. Дата,
которой датируется выпуск Собрания
законодательства Российской Федерации,
не может считаться днем обнародования
нормативного правового акта, так как эта
дата совпадает с датой подписания
издания в печать. Следовательно, с этого
момента еще реально не обеспечивается
получение информации о содержании
нормативного акта его адресатами. Данная
правовая позиция подтверждается
постановлением Конституционного Суда РФ
от 24.10.96 N 17-П.
У
документов с типом "Информационный,
сопроводительный", "Ответ на
частный запрос" дата начала действия
не указывается.
Дата окончания действия
Дата
окончания действия проставляется в
случае, когда эта дата подлежит
определению. Например, если правовой акт
был отменен другим правовым актом, то
датой окончания действия является либо
дата принятия, либо дата вступления в
силу отменяющего правового акта, либо
иная дата, указанная в отменяющем
правовом акте как дата, с которой
перестает действовать отменяемый
правовой акт. Так же в самом документе
может быть указана дата его окончания
действия.
У
документов с типом "Информационный,
сопроводительный", "Ответ на
частный запрос" дата окончания
действия не указываются.
Особенности использования атрибутов документов в отдельных разделах ПСС "Кодекс"
Документы раздела "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика"
В раздел "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" ПСС "Кодекс" включаются монографии, аналитические материалы, комментарии по вопросам применения норм права. Указанные материалы являются авторскими, не носят официального характера. Дата принятия документов данного раздела соответствует дате подписания в печать или выхода в свет номера издания, из которого взят материал, либо дате, указанной автором статьи, если материал опубликован не был. Документам данного раздела не проставляются тип, дата начала или окончания действия, не заполняется атрибут "Статус" (действие/недействие).
Законодательство России
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
Справки
- Справочник о статусе и порядке применения правовых актов, нормативно-технических документов, иных документов и материалов
- Вступление в силу и опубликование иных правовых актов
- Международно-правовые акты
- Органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения законодательства
- Общий порядок регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
- Федеральные правовые акты