Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 марта 2024 года № 204-ра


О внесении изменений в распоряжение Администрации
Томской области от 30.06.2023 № 426-ра


В целях совершенствования правового акта внести в распоряжение Администрации Томской области от 30.06.2023 № 426-ра "Об утверждении региональной программы снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Томской области" следующие изменения:

в Региональной программе снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Томской области, утвержденной указанным распоряжением:

1. Раздел 2 "Цель и задачи" изложить в следующей редакции:

"2. Цель и задачи

3. Целью региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и достижение целевых значений показателя "Уровень бедности", предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации 01.10.2021 № 2765-р (далее - Единый план), для двукратного сокращения уровня бедности по сравнению с показателем 2017 года.

4. Достижение цели региональной программы требует решения следующих задач: повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта.

4-1. Ожидаемые результаты реализации региональной программы:

1) построение эффективной системы мер, направленных на вывод граждан из трудной жизненной ситуации (в том числе недопущения перехода низкодоходных групп граждан в категорию малообеспеченных) посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости;

2) достижение в Томской области к 2030 году целевых значений показателей "Уровень бедности", определенных Единым планом.".

2. В разделе 3 "Анализ текущей ситуации":

1) главу "Доходы населения" изложить в следующей редакции:

"Доходы населения

В Томской области наблюдается тенденция к постепенному увеличению денежных доходов населения. За период 2020 - 2022 годов денежные доходы населения Томской области увеличились в 1,18 раза (с 372 364,3 млн. руб. до 440 918,8 млн. руб.). При этом среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) за этот период выросли в 1,2 раза.

В целом по области среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) составили по итогам 2022 года 34 748 руб., что на 5 877,4 руб. выше уровня 2020 года. Уровень среднедушевых денежных доходов населения по итогам 2022 года ниже уровня Российской Федерации на 10 189 руб. (44 937 руб.) и Сибирского федерального округа на 638 руб. (35 386 руб.).

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц (рублей)

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Российская Федерация

36 240

40 304

44 937

Сибирский федеральный округ

27 999

30 778

35 386

Томская область

28 871

31 054

34 748


При анализе положительной динамики среднедушевых денежных доходов населения за период 2020 - 2022 годов в Томской области отмечается неустойчивая (разнонаправленная) динамика реальных располагаемых денежных доходов населения:

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году

98,2

101,4

98,5


Основную долю в структуре денежных доходов населения в 2022 году составляли доходы от трудовой деятельности - 62,4%, социальные выплаты населению - 26,6%, доходы от собственности - 2,8%.

Анализ структуры доходов населения Томской области за три года (2020 - 2022 гг.) показал, что подавляющую долю занимает заработная плата, на которую приходится более 60%. Вторым направлением по величине в общей структуре являются социальные выплаты, удельный вес которых в 2020 году составлял 27,3%, а в 2022 году снизился до 26,6%, что обусловлено реализацией мер поддержки населения в период пандемии. Третью позицию в структуре доходов занимают доходы от предпринимательской деятельности, которые в течение трех лет возросли с 5,7% до 6,7%. Доходы от собственности имеют общую тенденцию к снижению с 3,9% до 2,8%.

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Структура денежных доходов населения, всего:

100

100

100

доходы от предпринимательской деятельности

5,8

5,8

6,7

доходы от собственности

3,9

3,6

2,7

другие доходы

1,3

1,4

2,6

оплата труда

61,8

62,0

62,4

социальные выплаты

27,3

26,9

26,6


В условиях демографического старения населения благосостояние пенсионеров оказывает существенное влияние на общий уровень жизни населения.

За три года (2020 - 2022 гг.) средний размер назначенных пенсий в Томской области увеличился в 1,3 раза, в том числе за 2022 год на 14,6%, и по состоянию на 1 января 2023 года составил 21 042 рубля (по РФ - 19 322 рубля, по СФО - 19 278 рублей). По размеру назначенных пенсий Томская область в 2022 году сохраняет лидирующую позицию среди регионов Сибирского федерального округа и входит в ТОП-15 среди субъектов России.

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

Средний размер назначенных пенсий, рублей

17 107,0

18 366,0

21042,0


Одним из показателей, характеризующих материальное благополучие пенсионеров, является соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума.

Соотношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2022 году в Томской области составило 174,7%, в то время как в 2021 году данный показатель составлял 187,1%.

Уровень жизни граждан, обеспечиваемый пенсионной системой, в большей степени характеризуется не номинальным, а реальным размером пенсии.

Реальный размер назначенных пенсий (в процентах к предыдущему году) в 2022 году составил 102,4% (в 2021 году - 99,1%).

Соотношение среднего размера пенсий со средним размером начисленной заработной платы в течение 2018 - 2022 годов уменьшилось с 36,7% до 36,4%.

По состоянию на 1 января 2022 года численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, составила 1,67 человека.

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

Среднегодовая численность занятых

501 611

479 131

499 521

Численность пенсионеров

302 825

301 220

298 676

Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера

1,66

1,59

1,67


Численность пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения Томской области, составила 272 человека на 1 января 2022 года.

Часть граждан пенсионного возраста остается занятой в экономике в связи с недостаточным размером получаемой пенсии для поддержания достойного уровня жизни. Проблема поддержки пенсионеров остается одной из основных в социальной политике, так как уровень жизни этой категории граждан оказывает большое влияние на уровень жизни населения в целом.";

2) главу "Величина прожиточного минимума" дополнить абзацем следующего содержания:

"Вместе с тем темпы роста прожиточного минимума не превышали рост потребительских цен, что свидетельствует об увеличении стоимости товаров и услуг, в том числе первой необходимости, которые формируют основу потребления малообеспеченных групп населения.";

3) главу "Заработная плата" изложить в следующей редакции:

"Заработная плата

Поэтапное улучшение ряда макропоказателей экономики региона в 2021 году, а также восстановление основных базовых сфер деятельности до доковидного уровня в 2022 году позволили обеспечить рост заработных плат в регионе. Кроме того, дополнительное влияние на рост заработных плат в регионе оказало увеличение минимального размера оплаты труда в 2022 году с 1 января на 8,6% и с 1 июня на 10,0%.

Так, за период с 2020 по 2022 годы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (далее - ННЗП) увеличилась в 1,18 раза и составила 57 879 рублей (4-е место в Сибирском федеральном округе).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году обеспечивает 3,66 величины прожиточного минимума (в среднем на душу населения), в то время как в 2021 году - 3,93 величины прожиточного минимума.

Отдельно необходимо выделить виды экономической деятельности с максимальным уровнем номинальной начисленной заработной платы работников организаций:

добыча полезных ископаемых - 107 006,9 руб. (112,5% к аналогичному периоду прошлого года);

деятельность профессиональная, научная и техническая - 87 472,1 руб. (123,9%);

деятельность в области информации и связи - 82 915,4 руб. (111,3).

Минимальный размер номинальной начисленной заработной платы работников организаций наблюдается по следующим видам экономической деятельности:

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 30 387,0 руб. (115,9%);

предоставление прочих видов услуг - 34 037,0 руб. (114,4%).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в разрезе видов экономической деятельности (рублей)

Показатели

2020 год

2021 год

2022 год

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций
по полному кругу предприятий, всего:

48 729,6

50 826,8

57 819,0

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
и рыбоводство

35 409,1

36 115,4

46 735,0

добыча полезных ископаемых

91 545,4

95 058,2

107 006,9

обрабатывающие производства

46 422,2

49 558,8

56 308,9

обеспечение электрической энергией, газом
и паром; кондиционирование воздуха

56 020,8

58 861,6

66 507,8

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность
по ликвидации загрязнений

36 333,4

37 656,2

43 144,1

строительство

37 034,6

41 228,9

52 487,0

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

29 001,3

33 603,5

38 605,3

транспортировка и хранение

59 736,3

59 723,4

63 071,1

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

22 966,8

26 225,1

30 387,9

деятельность в области информации и связи

66 123,7

74 521,9

82 915,4

деятельность финансовая и страховая

63 617,2

71 120,5

79 801,3

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

34 366,4

33 997,4

40 728,5

деятельность профессиональная, научная
и техническая

66 879,5

70 617,7

87 472,1

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

31 998,3

28 871,7

36 872,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

54 684,5

57 418,4

62 093,7

образование

40 523,2

44 058,8

49 270,1

деятельность в области здравоохранения
и социальных услуг

46 511,8

45 778,6

50716,2

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

38 665,0

39 828,3

42 623,6

предоставление прочих видов услуг

26 736,2

29 744,8

34 037,0


Реальная начисленная заработная плата в 2020, 2021 годах имела тенденцию к снижению (с 103,2% в 2020 году до 99,0% в 2021 году), по итогам 2022 года возросла до 99,5%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных
и средних предприятий и некоммерческих организаций в разрезе муниципальных образований (рублей)

Муниципальное образование

2020 год

2021 год

2022 год
(январь - декабрь)

Александровский район

73 161,50

77 390,50

89 368,70

Асиновский район

33 930,60

36 828,50

40 229,60

Бакчарский район

42 301,50

43 982,70

48 227,70

Верхнекетский район

41 791,70

43 690,10

48 711,00

Зырянский район

33 280,90

36 206,10

40 900,40

Каргасокский район

67 704,50

68 003,00

76 853,60

Кожевниковский район

35 384,60

37 084,00

41 354,40

Колпашевский район

51 594,80

50 604,30

54 860,50

Кривошеинский район

43 208,70

45 581,80

50 665,50

Молчановский район

46 036,30

47 085,20

52 344,40

Парабельский район

74 445,90

76 741,90

88 119,20

Первомайский район

33 064,40

35 591,00

40 629,40

Тегульдетский район

46 269,30

49 860,50

57 589,10

Томский район

39 494,50

42 134,00

47 702,00

Чаинский район

45 814,10

48 275,30

53 421,80

Шегарский район

34 939,50

35 108,90

38 587,70

Город Томск

54 713,10

59 282,40

68 021,40

Город Кедровый

53 121,30

53 331,60

57 590,50

Городской округ Стрежевой

72 305,70

77 461,10

80 591,60


Традиционно только в пяти муниципальных образованиях среднемесячная заработная плата превысила среднеобластное значение, а именно:

в муниципальных образованиях северной части Томской области, где начисление заработной платы предусмотрено в повышенном размере за счет применения районных коэффициентов и надбавок для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, кроме того, высока доля среднесписочной численности работников нефтедобывающей отрасли ("Александровский район", "Каргасокский район", "Парабельский район", "Город Стрежевой");

в муниципальном образовании "Город Томск", где сосредоточены наиболее крупные и конкурентоспособные предприятия промышленного комплекса, IT-технологий и финансовой сферы, а также высшие учебные заведения.

Самая низкая заработная плата зафиксирована в муниципальных образованиях южной части Томской области с высокой долей среднесписочной численности работников сельского и лесного хозяйства и бюджетной сферы ("Шегарский район", "Первомайский район", "Зырянский район", "Асиновский район", "Кожевниковский район").

Дифференциация среднемесячной заработной платы по муниципальным образованиям в 2022 году возросла относительно уровня 2021 года и составила 2,3 раза (в 2021 году - 2,2 раза).

Превышающие среднеобластное значение темпы роста средней заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций отмечены в четырех муниципальных образованиях: "Парабельский район" (115,6%), "Тегульдетский район" (115,5%), "Город Томск" (114,7%), "Первомайский район" (114,2%). Наиболее низкий темп роста сложился в муниципальном образовании "Александровский район" (105,2%).";

4) главу "Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, %" дополнить абзацами следующего содержания:

"За последние годы наблюдается перераспределение населения Томской области из низкодоходных групп в группы с более высоким доходом.

Тенденция к снижению численности наблюдается в 5 группах населения, имеющих доход ниже 27,0 тыс. руб.

Вместе с тем возрастает доля населения с более высоким доходом. Если в 2020 году 26% населения Томской области имела доход от 27,0 тыс. руб. до 45,0 тыс. руб. в месяц, то в 2022 году в данной группе 30,6% населения. Неуклонную тенденцию роста имеют группы населения с доходами от 45,0 тыс. руб. до 60,0 тыс. руб. (2020 год - 8,4%, 2022 год - 11,6%) и свыше 60,0 тыс. руб. (2020 год - 7,1%, 2022 год - 11,5%).";

5) главу "Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, %" дополнить абзацами следующего содержания:

"Наибольший удельный вес общего объема денежных доходов населения Томской области за анализируемый период приходился на наиболее высокодоходные слои населения.

В 2022 году на долю наиболее обеспеченного населения Томской области приходится 41,3% денежных доходов (снижение по сравнению с 2019 годом на 0,8 процентных пункта), а на долю населения с наименьшими доходами - 7,1% (увеличение по сравнению с 2019 годом на 0,3 процентных пункта).";

6) главу "Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)" дополнить абзацем следующего содержания:

"Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, в 2020, 2021 годах составил 0,35 и снизился в 2022 году до 0,34, что является определенным положительным моментом в тенденции равномерного распределения доходов (величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы).";

7) главу "Коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения)" дополнить абзацем следующего содержания:

"В 2021 году уровень доходов 10% наиболее обеспеченной части населения Томской области в 10,3 раза превысил показатель 10% наименее обеспеченной части населения (в 2018 году значение показателя было также в 9,9 раза). В 2022 году значение показателя снизилось до 9,3 раза.";

8) главу "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума" дополнить абзацем следующего содержания:

"Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) постоянно снижается, в 2022 году достигла минимума (за период с 2019 по 2022 годы) и составила 12,7% (в 2019 году 14,8%). Показатель рассчитан без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.";

9) после слов "по иным причинам (документально не подтверждена трудная жизненная ситуация, отрицательная экспертиза оценка бизнес-плана, наличие в отношении заявителя исполнительного производства, отказ от подписания социального контракта и пр.) - 342." дополнить главой "Выводы" следующего содержания:

"Выводы

В ходе анализа социально-экономического положения Томской области установлено, что на уровень бедности оказывают влияние такие факторы, как низкий уровень доходов населения, в том числе многодетных семей, молодежи и граждан старшего поколения, обладающих наименьшими доходами и слабыми позициями на рынке труда, а также низкая среднемесячная реальная заработная плата.

Несмотря на тенденцию к увеличению денежных доходов населения среднедушевые денежные доходы населения Томской области (в месяц) в 2022 году не превышают сложившийся уровень по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций не оказывает существенного влияния на уровень бедности, учитывая иждивенческую нагрузку на работающее населения. Доля населения с доходами ниже границы бедности состоит в основном из людей, осуществляющих трудовую деятельность на малооплачиваемых должностях и имеющих одного, двух детей, а также из многодетных семей.

Таким образом, низкий уровень доходов, обусловленный особенностями развития реального сектора экономики, является главным экономическим фактором обеднения населения.".

Губернатор Томской области
В.В. Мазур


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ