АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2024 года № 204-ра
О внесении изменений в распоряжение
Администрации
Томской области от 30.06.2023 № 426-ра
В целях совершенствования правового
акта внести в распоряжение
Администрации Томской области от 30.06.2023
№ 426-ра "Об утверждении региональной
программы снижения доли населения с
доходами ниже границы бедности в Томской
области" следующие изменения:
в Региональной программе снижения доли
населения с доходами ниже границы
бедности в Томской области, утвержденной
указанным распоряжением:
1. Раздел 2 "Цель и задачи" изложить в
следующей редакции:
"2. Цель и задачи
3. Целью
региональной программы является
обеспечение темпа устойчивого роста
доходов населения и уровня пенсионного
обеспечения не ниже инфляции и
достижение целевых значений показателя
"Уровень бедности", предусмотренных
Единым планом по достижению
национальных целей развития Российской
Федерации на период до 2024 года и на
плановый период до 2030 года, утвержденным
распоряжением Правительства Российской
Федерации 01.10.2021 № 2765-р (далее - Единый
план), для двукратного сокращения уровня
бедности по сравнению с показателем 2017
года.
4. Достижение цели региональной
программы требует решения следующих
задач: повышение уровня доходов граждан
и превышение темпов роста доходов
граждан, в т.ч. средней заработной платы,
над темпом роста инфляции; развитие
системы социальной помощи нуждающимся
гражданам; развитие системы социального
контракта.
4-1. Ожидаемые результаты реализации
региональной программы:
1) построение эффективной системы мер,
направленных на вывод граждан из трудной
жизненной ситуации (в том числе
недопущения перехода низкодоходных
групп граждан в категорию
малообеспеченных) посредством
обеспечения устойчивого роста реальных
денежных доходов, повышения адресности
предоставления мер социальной
поддержки, содействия занятости;
2) достижение в Томской области к 2030 году
целевых значений показателей "Уровень
бедности", определенных Единым
планом.".
2. В разделе 3 "Анализ текущей
ситуации":
1) главу "Доходы населения" изложить
в следующей редакции:
"Доходы населения
В
Томской области наблюдается тенденция к
постепенному увеличению денежных
доходов населения. За период 2020 - 2022 годов
денежные доходы населения Томской
области увеличились в 1,18 раза (с 372 364,3
млн. руб. до 440 918,8 млн. руб.). При этом
среднедушевые денежные доходы населения
(в месяц) за этот период выросли в 1,2 раза.
В целом по области среднедушевые
денежные доходы населения (в месяц)
составили по итогам 2022 года 34 748 руб., что
на 5 877,4 руб. выше уровня 2020 года. Уровень
среднедушевых денежных доходов
населения по итогам 2022 года ниже уровня
Российской Федерации на 10 189 руб. (44 937
руб.) и Сибирского федерального округа на
638 руб. (35 386 руб.).
Среднедушевые денежные доходы
населения в месяц (рублей)
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Российская Федерация |
36 240 |
40 304 |
44 937 |
Сибирский федеральный округ |
27 999 |
30 778 |
35 386 |
Томская область |
28 871 |
31 054 |
34 748 |
При анализе положительной динамики
среднедушевых денежных доходов
населения за период 2020 - 2022 годов в
Томской области отмечается неустойчивая
(разнонаправленная) динамика реальных
располагаемых денежных доходов
населения:
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
98,2 |
101,4 |
98,5 |
Основную долю в структуре денежных
доходов населения в 2022 году составляли
доходы от трудовой деятельности - 62,4%,
социальные выплаты населению - 26,6%,
доходы от собственности - 2,8%.
Анализ структуры доходов населения
Томской области за три года (2020 - 2022 гг.)
показал, что подавляющую долю занимает
заработная плата, на которую приходится
более 60%. Вторым направлением по величине
в общей структуре являются социальные
выплаты, удельный вес которых в 2020 году
составлял 27,3%, а в 2022 году снизился до 26,6%,
что обусловлено реализацией мер
поддержки населения в период пандемии.
Третью позицию в структуре доходов
занимают доходы от предпринимательской
деятельности, которые в течение трех лет
возросли с 5,7% до 6,7%. Доходы от
собственности имеют общую тенденцию к
снижению с 3,9% до 2,8%.
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Структура денежных доходов населения, всего: |
100 |
100 |
100 |
доходы от предпринимательской деятельности |
5,8 |
5,8 |
6,7 |
доходы от собственности |
3,9 |
3,6 |
2,7 |
другие доходы |
1,3 |
1,4 |
2,6 |
оплата труда |
61,8 |
62,0 |
62,4 |
социальные выплаты |
27,3 |
26,9 |
26,6 |
В условиях демографического старения
населения благосостояние пенсионеров
оказывает существенное влияние на общий
уровень жизни населения.
За три года (2020 - 2022 гг.) средний размер
назначенных пенсий в Томской области
увеличился в 1,3 раза, в том числе за 2022 год
на 14,6%, и по состоянию на 1 января 2023 года
составил 21 042 рубля (по РФ - 19 322 рубля, по
СФО - 19 278 рублей). По размеру назначенных
пенсий Томская область в 2022 году
сохраняет лидирующую позицию среди
регионов Сибирского федерального округа
и входит в ТОП-15 среди субъектов России.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Средний размер назначенных пенсий, рублей |
17 107,0 |
18 366,0 |
21042,0 |
Одним из показателей, характеризующих
материальное благополучие пенсионеров,
является соотношение среднего размера
назначенных пенсий с величиной
прожиточного минимума.
Соотношение среднего размера
назначенных пенсий к величине
прожиточного минимума в среднем на душу
населения в 2022 году в Томской области
составило 174,7%, в то время как в 2021 году
данный показатель составлял 187,1%.
Уровень жизни граждан, обеспечиваемый
пенсионной системой, в большей степени
характеризуется не номинальным, а
реальным размером пенсии.
Реальный размер назначенных пенсий (в
процентах к предыдущему году) в 2022 году
составил 102,4% (в 2021 году - 99,1%).
Соотношение среднего размера пенсий со
средним размером начисленной заработной
платы в течение 2018 - 2022 годов уменьшилось
с 36,7% до 36,4%.
По состоянию на 1 января 2022 года
численность занятых, приходящихся на
одного пенсионера, составила 1,67
человека.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Среднегодовая численность занятых |
501 611 |
479 131 |
499 521 |
Численность пенсионеров |
302 825 |
301 220 |
298 676 |
Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера |
1,66 |
1,59 |
1,67 |
Численность пенсионеров, приходящихся
на 1000 человек населения Томской области,
составила 272 человека на 1 января 2022 года.
Часть граждан пенсионного возраста
остается занятой в экономике в связи с
недостаточным размером получаемой
пенсии для поддержания достойного
уровня жизни. Проблема поддержки
пенсионеров остается одной из основных в
социальной политике, так как уровень
жизни этой категории граждан оказывает
большое влияние на уровень жизни
населения в целом.";
2) главу "Величина прожиточного
минимума" дополнить абзацем
следующего содержания:
"Вместе с тем темпы роста прожиточного
минимума не превышали рост
потребительских цен, что
свидетельствует об увеличении стоимости
товаров и услуг, в том числе первой
необходимости, которые формируют основу
потребления малообеспеченных групп
населения.";
3) главу "Заработная плата" изложить
в следующей редакции:
"Заработная плата
Поэтапное улучшение ряда
макропоказателей экономики региона в 2021
году, а также восстановление основных
базовых сфер деятельности до
доковидного уровня в 2022 году позволили
обеспечить рост заработных плат в
регионе. Кроме того, дополнительное
влияние на рост заработных плат в
регионе оказало увеличение минимального
размера оплаты труда в 2022 году с 1 января
на 8,6% и с 1 июня на 10,0%.
Так, за период с 2020 по 2022 годы
среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
(далее - ННЗП) увеличилась в 1,18 раза и
составила 57 879 рублей (4-е место в
Сибирском федеральном округе).
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
в 2022 году обеспечивает 3,66 величины
прожиточного минимума (в среднем на душу
населения), в то время как в 2021 году - 3,93
величины прожиточного минимума.
Отдельно необходимо выделить виды
экономической деятельности с
максимальным уровнем номинальной
начисленной заработной платы работников
организаций:
добыча полезных ископаемых - 107 006,9 руб.
(112,5% к аналогичному периоду прошлого
года);
деятельность профессиональная, научная
и техническая - 87 472,1 руб. (123,9%);
деятельность в области информации и
связи - 82 915,4 руб. (111,3).
Минимальный размер номинальной
начисленной заработной платы работников
организаций наблюдается по следующим
видам экономической деятельности:
деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания - 30 387,0 руб. (115,9%);
предоставление прочих видов услуг - 34 037,0
руб. (114,4%).
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников
организаций в разрезе видов
экономической деятельности (рублей)
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная
плата работников организаций |
48 729,6 |
50 826,8 |
57 819,0 |
сельское, лесное
хозяйство, охота, рыболовство |
35 409,1 |
36 115,4 |
46 735,0 |
добыча полезных ископаемых |
91 545,4 |
95 058,2 |
107 006,9 |
обрабатывающие производства |
46 422,2 |
49 558,8 |
56 308,9 |
обеспечение
электрической энергией, газом |
56 020,8 |
58 861,6 |
66 507,8 |
водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность |
36 333,4 |
37 656,2 |
43 144,1 |
строительство |
37 034,6 |
41 228,9 |
52 487,0 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
29 001,3 |
33 603,5 |
38 605,3 |
транспортировка и хранение |
59 736,3 |
59 723,4 |
63 071,1 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
22 966,8 |
26 225,1 |
30 387,9 |
деятельность в области информации и связи |
66 123,7 |
74 521,9 |
82 915,4 |
деятельность финансовая и страховая |
63 617,2 |
71 120,5 |
79 801,3 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
34 366,4 |
33 997,4 |
40 728,5 |
деятельность
профессиональная, научная |
66 879,5 |
70 617,7 |
87 472,1 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
31 998,3 |
28 871,7 |
36 872,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
54 684,5 |
57 418,4 |
62 093,7 |
образование |
40 523,2 |
44 058,8 |
49 270,1 |
деятельность в
области здравоохранения |
46 511,8 |
45 778,6 |
50716,2 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
38 665,0 |
39 828,3 |
42 623,6 |
предоставление прочих видов услуг |
26 736,2 |
29 744,8 |
34 037,0 |
Реальная начисленная заработная плата в
2020, 2021 годах имела тенденцию к снижению (с
103,2% в 2020 году до 99,0% в 2021 году), по итогам
2022 года возросла до 99,5%.
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников
крупных
и средних предприятий и некоммерческих
организаций в разрезе муниципальных
образований (рублей)
Муниципальное образование |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Александровский район |
73 161,50 |
77 390,50 |
89 368,70 |
Асиновский район |
33 930,60 |
36 828,50 |
40 229,60 |
Бакчарский район |
42 301,50 |
43 982,70 |
48 227,70 |
Верхнекетский район |
41 791,70 |
43 690,10 |
48 711,00 |
Зырянский район |
33 280,90 |
36 206,10 |
40 900,40 |
Каргасокский район |
67 704,50 |
68 003,00 |
76 853,60 |
Кожевниковский район |
35 384,60 |
37 084,00 |
41 354,40 |
Колпашевский район |
51 594,80 |
50 604,30 |
54 860,50 |
Кривошеинский район |
43 208,70 |
45 581,80 |
50 665,50 |
Молчановский район |
46 036,30 |
47 085,20 |
52 344,40 |
Парабельский район |
74 445,90 |
76 741,90 |
88 119,20 |
Первомайский район |
33 064,40 |
35 591,00 |
40 629,40 |
Тегульдетский район |
46 269,30 |
49 860,50 |
57 589,10 |
Томский район |
39 494,50 |
42 134,00 |
47 702,00 |
Чаинский район |
45 814,10 |
48 275,30 |
53 421,80 |
Шегарский район |
34 939,50 |
35 108,90 |
38 587,70 |
Город Томск |
54 713,10 |
59 282,40 |
68 021,40 |
Город Кедровый |
53 121,30 |
53 331,60 |
57 590,50 |
Городской округ Стрежевой |
72 305,70 |
77 461,10 |
80 591,60 |
Традиционно только в пяти муниципальных
образованиях среднемесячная заработная
плата превысила среднеобластное
значение, а именно:
в муниципальных образованиях северной
части Томской области, где начисление
заработной платы предусмотрено в
повышенном размере за счет применения
районных коэффициентов и надбавок для
лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях,
кроме того, высока доля среднесписочной
численности работников нефтедобывающей
отрасли ("Александровский район",
"Каргасокский район",
"Парабельский район", "Город
Стрежевой");
в муниципальном образовании "Город
Томск", где сосредоточены наиболее
крупные и конкурентоспособные
предприятия промышленного комплекса,
IT-технологий и финансовой сферы, а также
высшие учебные заведения.
Самая низкая заработная плата
зафиксирована в муниципальных
образованиях южной части Томской
области с высокой долей среднесписочной
численности работников сельского и
лесного хозяйства и бюджетной сферы
("Шегарский район", "Первомайский
район", "Зырянский район",
"Асиновский район",
"Кожевниковский район").
Дифференциация среднемесячной
заработной платы по муниципальным
образованиям в 2022 году возросла
относительно уровня 2021 года и составила
2,3 раза (в 2021 году - 2,2 раза).
Превышающие среднеобластное значение
темпы роста средней заработной платы
работников крупных и средних
предприятий и некоммерческих
организаций отмечены в четырех
муниципальных образованиях:
"Парабельский район" (115,6%),
"Тегульдетский район" (115,5%),
"Город Томск" (114,7%), "Первомайский
район" (114,2%). Наиболее низкий темп
роста сложился в муниципальном
образовании "Александровский
район" (105,2%).";
4) главу "Распределение населения по
величине среднедушевых денежных
доходов, %" дополнить абзацами
следующего содержания:
"За последние годы наблюдается
перераспределение населения Томской
области из низкодоходных групп в группы
с более высоким доходом.
Тенденция к снижению численности
наблюдается в 5 группах населения,
имеющих доход ниже 27,0 тыс. руб.
Вместе с тем возрастает доля населения с
более высоким доходом. Если в 2020 году 26%
населения Томской области имела доход от
27,0 тыс. руб. до 45,0 тыс. руб. в месяц, то в 2022
году в данной группе 30,6% населения.
Неуклонную тенденцию роста имеют группы
населения с доходами от 45,0 тыс. руб. до 60,0
тыс. руб. (2020 год - 8,4%, 2022 год - 11,6%) и свыше
60,0 тыс. руб. (2020 год - 7,1%, 2022 год - 11,5%).";
5) главу "Распределение общего объема
денежных доходов по 20-процентным группам
населения, %" дополнить абзацами
следующего содержания:
"Наибольший удельный вес общего
объема денежных доходов населения
Томской области за анализируемый период
приходился на наиболее высокодоходные
слои населения.
В 2022 году на долю наиболее обеспеченного
населения Томской области приходится 41,3%
денежных доходов (снижение по сравнению
с 2019 годом на 0,8 процентных пункта), а на
долю населения с наименьшими доходами -
7,1% (увеличение по сравнению с 2019 годом на
0,3 процентных пункта).";
6) главу "Коэффициент Джини (индекс
концентрации доходов)" дополнить
абзацем следующего содержания:
"Коэффициент Джини (индекс
концентрации доходов), характеризующий
степень отклонения линии фактического
распределения общего объема доходов
населения от линии их равномерного
распределения, в 2020, 2021 годах составил 0,35
и снизился в 2022 году до 0,34, что является
определенным положительным моментом в
тенденции равномерного распределения
доходов (величина коэффициента может
варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше
значение показателя, тем более
неравномерно распределены доходы).";
7) главу "Коэффициент фондов
(соотношение денежных доходов 10%
наиболее и 10% наименее обеспеченного
населения)" дополнить абзацем
следующего содержания:
"В 2021 году уровень доходов 10% наиболее
обеспеченной части населения Томской
области в 10,3 раза превысил показатель 10%
наименее обеспеченной части населения (в
2018 году значение показателя было также в
9,9 раза). В 2022 году значение показателя
снизилось до 9,3 раза.";
8) главу "Численность населения с
денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума" дополнить
абзацем следующего содержания:
"Численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума (в процентах от общей
численности населения) постоянно
снижается, в 2022 году достигла минимума
(за период с 2019 по 2022 годы) и составила 12,7%
(в 2019 году 14,8%). Показатель рассчитан без
учета итогов Всероссийской переписи
населения 2020 года.";
9) после слов "по иным причинам
(документально не подтверждена трудная
жизненная ситуация, отрицательная
экспертиза оценка бизнес-плана, наличие
в отношении заявителя исполнительного
производства, отказ от подписания
социального контракта и пр.) - 342."
дополнить главой "Выводы"
следующего содержания:
"Выводы
В ходе
анализа социально-экономического
положения Томской области установлено,
что на уровень бедности оказывают
влияние такие факторы, как низкий
уровень доходов населения, в том числе
многодетных семей, молодежи и граждан
старшего поколения, обладающих
наименьшими доходами и слабыми
позициями на рынке труда, а также низкая
среднемесячная реальная заработная
плата.
Несмотря на тенденцию к увеличению
денежных доходов населения
среднедушевые денежные доходы населения
Томской области (в месяц) в 2022 году не
превышают сложившийся уровень по
Сибирскому федеральному округу и
Российской Федерации. Рост
среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы работников организаций
не оказывает существенного влияния на
уровень бедности, учитывая
иждивенческую нагрузку на работающее
населения. Доля населения с доходами
ниже границы бедности состоит в основном
из людей, осуществляющих трудовую
деятельность на малооплачиваемых
должностях и имеющих одного, двух детей,
а также из многодетных семей.
Таким образом, низкий уровень доходов,
обусловленный особенностями развития
реального сектора экономики, является
главным экономическим фактором
обеднения населения.".
Губернатор Томской области
В.В. Мазур