Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2024 года № 57а


О внесении изменений в постановление Администрации
Томской области от 22.02.2023 № 85а



В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Томской области на долгосрочный период, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 05.06.2015 № 198а "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Томской области на долгосрочный период",

постановляю:

1. Внести в постановление Администрации Томской области от 22.02.2023 № 85а "Об утверждении Бюджетного прогноза Томской области на период до 2036 года" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2023, № 7000202303010002) следующие изменения:

в Бюджетном прогнозе Томской области на период до 2036 года, утвержденном указанным постановлением:

1) раздел 3 "Условия реализации Бюджетного прогноза" изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;

2) абзац третий раздела 4 "Прогноз основных показателей областного бюджета и консолидированного бюджета Томской области до 2036 года, финансовое обеспечение государственных программ Томской области до 2036 года" изложить в следующей редакции:

"Начиная с 2027 года условно утвержденные расходы запланированы в размере 5% от общего объема расходов (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).";

3) приложение № 1 изложить в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;

4) приложение № 2 изложить в новой редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению;

5) приложение № 3 изложить в новой редакции согласно приложению № 4 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.


Губернатор Томской области
В.В. Мазур


Приложение № 1
к постановлению Администрации Томской области
от 26.02.2024 № 57а



Раздел 3. Условия реализации бюджетного прогноза

1. Параметры вариантов прогноза социально-экономического развития
Томской области на период до 2036 года

Параметры вариантов прогноза социально-экономического развития Томской области на период до 2036 года (далее - прогноз СЭР) сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года, который утвержден постановлением Администрации Томской области от 18.11.2021 № 463а "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года", с учетом:

- параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Минэкономразвития России (письмо от 07.12.2018 № 36097-АТ/Д03и),

- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",

- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года",

- инициатив социально-экономического развития, направленных на достижение национальных целей развития страны, разработанных Правительством Российской Федерации на 2022 - 2025 годы,

- Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" (в редакции от 01.07.2021).

Кроме того, учтены:

- уточненные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (до 2026 года), представленные Минэкономразвития России, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 г.;

- состояние и тенденции развития экономики Томской области по итогам девяти месяцев 2023 года.

Прогноз СЭР разработан в составе трех основных вариантов долгосрочного развития: консервативного, базового и целевого.

Прогноз СЭР формируется в ситуации существенного изменения внешних и внутренних условий функционирования российской экономики с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических связей и характеризуются высокой степенью неопределенности.

Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий и более сдержанном восстановлении внутреннего спроса, характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики при сохранении структурных барьеров, длительных санкционных ограничений с учетом продолжения реализации проектов по модернизации ведущих секторов томской экономики, транспортной инфраструктуры. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП) в прогнозный период до 2036 годах оцениваются на уровне 1,0%.

Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий, характеризуется успешной реализацией запланированных проектов в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих секторов, а также стабильным восстановлением внутреннего спроса, ориентацией части региональных производств на внутрироссийские рынки. Новые партнерства и более прочные экономические связи приведут к более активному восстановлению импортозависимых в настоящее время производств. Возрастает роль конкурентоспособного сектора высокотехнологичных сфер и экономики знаний. Среднегодовые темпы роста томской экономики до 2036 года оцениваются на уровне 2,5%.

Целевой вариант характеризуется более устойчивой положительной динамикой, повышенной инвестиционной активностью, созданием новых производств, в том числе на базе развития суверенных технологий, масштабных экспортоориентированных производств. Данный вариант носит прорывной характер и предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Среднегодовые темпы роста ВРП повышаются до 3,2%.

Для разработки Бюджетного прогноза использован базовый вариант. Данный вариант выбран исходя из динамики основных макроэкономических показателей Томской области по итогам 2022 года, фактических значений за девять месяцев 2023 года, а также уточненных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (до 2026 года), представленных Минэкономразвития России, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 г.

Основные факторы, повлиявшие в 2022 году на прогнозируемые ранее долгосрочные тренды развития экономики региона:

- санкционные ограничения, изменившие структуру внешнеторговой деятельности;

- рост цен на потребительском рынке;

- сокращение производств, зависимых от импортных комплектующих;

- изменение логистических цепочек и увеличение транспортных расходов.

Положительные результаты 2022 года, определяющие региональное социально-экономическое развитие:

рост промышленного производства в части обеспечения электрической энергией, газом и паром (индекс промышленного производства (далее - ИПП) - 103,2%) за счет увеличения объемов производства электроэнергии, в том числе в связи с увеличением ее потребления в промышленной сфере;

рост производства сельскохозяйственной продукции (индекс физического объема (далее - ИФО) - 103,2%) за счет наращивания объемов производства животноводческой продукции (мясо - 101,8%, молоко - 101,8%, яйцо - 107,9%) и увеличения урожайности зерновых и зернобобовых культур на 10,2%);

рост объема платных услуг населению (ИФО - 100,2%) из-за увеличения объема медицинских, телекоммуникационных, транспортных и жилищных услуг;

снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения на 2,3 тыс. человек (численность безработных составила 5,0 тыс. человек).

Основными отрицательными тенденциями в развитии стали:

замедление темпов в промышленном производстве (ИПП - 97,8%) за счет снижения добычи полезных ископаемых (ИПП - 99,9%) из-за сокращения добычи нефти и газа до 96,6% вследствие выработки высокопродуктивных зон, низкого уровня вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и в соответствии с планами по добыче нефти крупными недропользователями;

снижение объемов производства в обрабатывающих производствах (ИПП - 95,6%) из-за снижения объемов производства в нефтехимическом комплексе (сокращение экспорта метанола), в производстве пищевых продуктов (межрегиональное перераспределение производств крупного производителя колбасных изделий);

снижение объема работ по виду деятельности "строительство" (ИФО - 82,0%) в результате снижения объемов работ по строительству зданий, инженерных сооружений и специализированных строительных работ;

сокращение оборота розничной торговли (ИФО - 97,6%) из-за снижения на 3,0% оборота непродовольственных товаров и на 1,8% оборота пищевых продуктов;

рост инфляции - индекс потребительских цен по итогам 2022 года составил 112,7% к декабрю 2021 года и 114,2% в среднегодовом исчислении;

снижение реальной заработной платы (99,5%) за счет опережающего роста индекса потребительских цен в среднегодовом выражении по сравнению с темпом роста номинальной начисленной заработной платы.


2. Краткая характеристика основных показателей прогноза СЭР


2.1. Валовый региональный продукт


Валовой региональный продукт (ВРП) Томской области, по данным Росстата, в 2021 году в основных ценах составил 706,4 млрд. рублей (ИФО - 103,4%). По показателю ВРП на душу населения (660,6 тыс. рублей) среди регионов Сибирского федерального округа Томская область в 2021 году заняла 4-е место, в рейтинге регионов России - 29-е место.

В 2022 году региональный ВРП, по оценке Департамента экономики Администрации Томской области, составил 99,7% или в основных ценах - 783,9 млрд. рублей. На сокращение ВРП региона оказали влияние структурные изменения в сферах промышленного производства, строительства, транспорта. Негативные процессы, характерные также и для российской экономики, были связаны с санкционным давлением и, как следствие, логистическими ограничениями, недостатком импортного сырья и комплектующих, увеличением стоимости строительных материалов, а также ростом инфляции.

Наибольший вклад в ВРП Томской области по итогам 2022 года внесли сектор добычи полезных ископаемых (28,4%) и обрабатывающие производства (9,8%). При этом относительно 2021 года доля добывающей сферы увеличилась на 1,5 п.п. из-за существенного роста цен на нефть, а обрабатывающий сектор сократился на 1 п.п.

Несмотря на санкционные ограничения, позитивные тренды отмечались в сферах электронной промышленности, производства компьютеров, машиностроении. Кроме того, положительная динамика зафиксирована в сельхозпроизводстве (102,5%), оптовой торговле (123,9%), общепите (107,6%).

По базовому варианту объем ВРП к 2036 году достигнет 1 902,7 млрд. руб., рост к уровню 2022 года в действующих ценах - в 2,2 раза. Ежегодный прирост ВРП будет варьироваться от 1,3% до 3,7%.

Рост будет обеспечен как нефтегазодобывающей сферой, так и увеличением объемов обрабатывающих производств за счет развития пищевой, деревообрабатывающей, химической промышленности, а также цифровых, электронных и компьютерных технологий.

Важным фактором стабильной динамики ВРП станет успешная реализация политики стимулирования технологического развития, в том числе за счет регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса, развития экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт.

2.2. Промышленное производство


Основу промышленности Томской области составляют добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства (их доля - 91% в общем объеме отгруженных промышленных товаров и услуг).

По итогам 2022 года зафиксировано падение ИПП на 2,2%, в том числе: добыча полезных ископаемых - ИПП 99,9%; обрабатывающие производства - ИПП 95,6%; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - ИПП 103,2%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - ИПП 93,7%.

Ожидаемое по итогам 2023 года увеличение ИПП на 1,5% (по России на 3,6%) будет складываться за счет роста объемов производства в следующих секторах: обрабатывающая промышленность - на 5,9%; энергетика - на 0,5%.

В целом показатели сектора добычи полезных ископаемых в долгосрочной перспективе в базовом варианте будут определяться реализацией производственных программ компаний, параметры которых зависят в первую очередь от снятия санкционного давления и стоимости нефти на мировом и внутреннем рынках. Кроме того, определяющим остается выполнение предприятиями программ освоения месторождений и предусмотренных ими геолого-технологических мероприятий. Учитывая высокую степень выработки большинства месторождений прогнозный показатель по объему производства до 2036 года в базовом варианте находится в диапазоне 99,7% - 100,7%.

Повышение эффективности производственных процессов с точки зрения надежности оборудования, применение новых технологий и материалов, рост автоматизации - задача, которая ставится перед компаниями для стабилизации производственных и экономических показателей деятельности. Приоритетным направлением при этом является открытие новых залежей и месторождений углеводородного сырья, использование новых передовых технологий добычи, внедрение технологии поиска и разведки потенциально-продуктивных объектов, содержащих трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья доюрского комплекса Томской области. Необходимость смещения приоритетов в сторону освоения трудноизвлекаемых запасов Палеозоя имеет актуальность по причине того, что их доля в общих объемах запасов ежегодно растет. Масштабные проекты по освоению запасов доюрского комплекса имеются у ООО "Газпромнефть-Восток".

Кроме того, с 2018 года АО "Туганский ГОК "Ильменит" ведется реализация проекта по строительству горно-обогатительного комбината с производственной мощностью до 575 тыс. тонн рудных песков в год со сроками реализации до 2027 года и объемами инвестиций - 13,2 млрд. рублей. В рамках первой очереди строительства ведется освоение Южно-Александровского участка Туганского месторождения и строительство ГОКа по переработке 575 тыс. тонн рудных песков в год.

Текущий рост обрабатывающей промышленности позволяет по итогам 2023 года оценивать индекс производства в пределах 105,9%.

В соответствии с ключевыми приоритетами развития обрабатывающих отраслей в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области на период до 2030 года запланировано дальнейшее развитие приоритетных отраслей - за счет реализации комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности, модернизации оборудования, улучшения технологических процессов и качества продукции, цифровизации, развития малотоннажной химии, создания новых продуктов. Также в регионе будет продолжена работа по продвижению томской импортозамещающей продукции в интересах крупных корпораций-заказчиков с использованием механизма "дорожных карт" (ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "СИБУР Холдинг", ПАО "Роснефть").

На период до 2036 года индекс производства прогнозируется на уровне 103% - 105% по базовому варианту.

В условиях ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, расширяется круг заказчиков томской продукции. Вместо ставших недоступными импортных аналогов, томские производители готовы предложить свою продукцию.

Развитию промышленности должны способствовать действующие инструменты поддержки промышленных предприятий и потенциальных инвесторов:

программы льготного кредитования;

региональная программа поддержки и развития промышленности - компенсация затрат по уплате процентов по кредитам, лизинговых платежей, возмещение затрат на покупку нового оборудования;

система налоговых льгот - по налогу организаций на имущество и налогу на прибыль организаций;

региональная инфраструктура поддержки - оказание комплексных услуг, в том числе сопровождение для получения федеральных и региональных мер поддержки, консультационная поддержка (Региональный фонд развития промышленности, центр "Мой бизнес", Гарантийный фонд, Томская Торгово-промышленная палата, Центр поддержки экспорта, Центр инновационного развития и др.);

инвестиционные площадки для размещения резидентов с инвестиционными проектами - промышленный парк "Томск", особая экономическая зона технико-внедренческого типа в г. Томске, территория опережающего социально-экономического развития "Северск";

продолжение реализации национального проекта "Производительность труда".

2.3. Сельское хозяйство


В 2022 году объем продукции сельского хозяйства в фактических ценах достиг 44,3 млрд. рублей. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к предыдущему году составил 103,2% за счет увеличения производства продукции растениеводства (107,5%).

По итогам 2023 года выпуск продукции сельского хозяйства в Томской области ожидается в размере 43,6 млрд. рублей или 97,7%. Снижение производства сельскохозяйственной продукции связано с сокращением объемов валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а также картофеля в связи с неблагоприятными погодными условиями в течение всего полевого сезона.

Прогнозная динамика выпуска продукции сельскохозяйственного производства Томской области в долгосрочной перспективе демонстрирует устойчивый рост.

Основным фактором, способствующим положительной динамике развития сельскохозяйственного производства в Томской области, является реализация инвестиционных проектов. На период до 2030 года прогнозируется рост продукции сельского хозяйства, когда в полной мере проявится эффект от реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов молочного направления (ООО "Большедороховское молоко", ООО "Заречное", ООО СПК "Межениновский", СПК "Белосток", ООО "Агрофирма Межениновская") и семейных животноводческих ферм. В этот период ожидается прирост продукции сельского хозяйства по базовому варианту прогноза в пределах 0,9 - 1,5% ежегодно.

Кроме этого, в растениеводстве продолжится реализация проектов, направленных на создание органического производства зерновой, зернобобовой и масленичной продукции, а также проектов по созданию семеноводческого центра элитного семеноводства картофеля и созданию интенсивного сада жимолости в Томском районе.

Принимая во внимание стабильное наращивание продукции животноводства, а также интенсивное развитие растениеводства в Томской области до 2036 года будет наблюдаться устойчивый прирост продукции сельского хозяйства от 1,3% до 1,6% ежегодно.


2.4. Рынок товаров и услуг


Оборот розничной торговли по итогам 2022 года составил 235,8 млрд. руб. или 97,6% к уровню 2021 года.

По итогам 2023 года ожидается положительная динамика оборота розничной торговли - ИФО оценивается на уровне 105,7%, в том числе с учетом статистического эффекта низкой базы 2022 года.

Поддержанию потребительского спроса и стабильному росту розничного товарооборота в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет способствовать рост денежных доходов населения и снижение темпов инфляции.

К 2036 году предполагается дальнейшее создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли. Объем реализуемых товаров населению по базовому варианту прогноза в сопоставимых ценах в 2036 году относительно 2022 года увеличится на 55,6%.

Населению Томской области в 2022 году оказано платных услуг на сумму 56,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах к 2021 году составило 100,2%.

По итогам 2023 года прогнозируется сохранение положительной динамики объема платных услуг. Оценочный индекс физического объема составляет 101,4% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Сдерживающим фактором темпов роста объема платных услуг будет являться дефицит платежеспособного спроса и низкая потребительская активность ввиду высоких темпов инфляции.

В долгосрочном периоде на развитие рынка платных услуг населению будет оказывать влияние рост денежных доходов населения, внедрение новых форм обслуживания населения, расширение перечня оказываемых услуг, повышение качества оказываемых услуг.

Объем платных услуг населению по базовому варианту прогноза в сопоставимых ценах в 2036 году относительно 2022 года увеличится на 48,2%.

В прогнозируемом долгосрочном периоде среднегодовая инфляция стабилизируется и в 2036 году составит 3,8%. Сдержанной величине индекса потребительских цен будет способствовать реализация инструментов денежно-кредитной политики Банка России, повышение предложения на рынке товаров и услуг, в том числе за счет расширения импортозамещения и развития параллельного импорта.

2.5. Инвестиции

По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Томской области составил 123,6 млрд. рублей (ИФО - 94,1%). Определяющее влияние на динамику оказал рост инвестиций в обрабатывающие производства (ИФО - 104,9%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (ИФО -113,8%), обеспечение электрической энергией (ИФО - 110,7%) и торговлю (ИФО - 113,1%), совокупный прирост по которым составил более 10 млрд. рублей.

Отрицательную динамику обусловили темпы роста инвестиций в добычу полезных ископаемых (ИФО - 94,4%), транспортировку и хранение (ИФО - 80,5%), сельское хозяйство (ИФО - 72,1%).

Объем инвестиций в основной капитал по Томской области по полному кругу организаций в 2023 году составит по оценке 131,6 млрд. рублей, по крупным и средним организациям - 106,6 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 98,0% и 97,3% к уровню 2022 года соответственно.

В долгосрочной перспективе прогнозная динамика объема инвестиций в основной капитал Томской области в стоимостном выражении стабильно положительная 302,5 млрд. рублей к 2036 году по базовому сценарию (ИФО - 129,1% 2022 год к 2036 году), в том числе за счет повышения инвестиционной активности предприятий обрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых, а также развития транспортной сферы и инфраструктуры, сферы образования и энергокомплекса.

К 2036 году предполагается реализация комплекса запланированных инвестиционных проектов, в том числе:

1. Современный межвузовский кампус в г. Томске (с конференц-залом, выставочными зонами, учебными аудиториями и лабораториями площадью 20 тыс. кв. м, физкультурно-оздоровительным комплексом, гостиницами).

2. Промышленная разработка Туганского ильменит-циркониевого россыпного месторождения (строительство ГОК мощность 575 тыс. тонн рудных песков в год и освоение Южно-Александровского участка Туганского месторождения, с последующей модернизацией и увеличением мощности производства), инициатор АО "ТГОК "Ильменит".

3. Строительство опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах "БРЕСТ-ОД-300", модулей фабрикации и рефабрикации плотного топлива и модуля переработки отработавшего ядерного топлива (проект "ПРОРЫВ") (отработка ядерных энерготехнологий нового поколения, создание пилотного образца промышленного реактора на свинцовом теплоносителе с пристанционным ядерным топливным циклом).

4. Развитие производств в области фторидных технологий - проект "Промышленное производство пигментного диоксида титана на основе фторидной технологии" (ООО "Сибирский титан").

5. Реализация проекта "Палеозой" (совместно с ПАО "Газпром нефть" и АО "Независимая нефтяная компания" на базе совместного предприятия АО "Томскнефть" ВНК).

6. Расширение производственных мощностей деревообрабатывающего предприятия ООО "Сибирьлес" по выпуску экспортоориентированной лесопромышленной продукции.

7. Создание лесозаготовительной инфраструктуры для освоения труднодоступных лесных территорий в Александровском и Каргасокском районах Томской области, создание мощностей по комплексной переработке древесины в с. Красный Яр Кривошеинского района Томской области.

8. Создание производства ультрапастеризованного молока на базе ООО "Деревенское молочко".

9. Строительство нового молочно-товарного комплекса на 1999 коров (ООО "Большедороховское молоко").

10. Создание Единого координационного многопрофильного центра Микроэлектронных систем на базе Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники".

11. В рамках реализации проекта "Большой университет" строительство специализированного технологического центра микроэлектронных систем (на базе ФГБОУ ВО "ТУСУР"); строительство Инжинирингового центра фармацевтической разработки (ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России); строительство Центра малотоннажной химии (НИ ТГУ); строительство Сибирского радиохимического кластера (НИ ТПУ).

12. В рамках реализации крупных инфраструктурных проектов, способствующих сбалансированному территориальному развитию региона, а также позволяющих повысить доступность и инвестиционную привлекательность Томской области: выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Малое транспортное кольцо г. Томска на участке км 0 - км 5"; выполнение предпроектных работ по строительству третьего моста через р. Томь; строительство газопроводов, дальнейшая газификация поселений и развитие сети газовых заправочных комплексов.

2.6. Строительство


По итогам 2022 года объем строительных работ в регионе составил 69,9 млрд. рублей (ИФО - 82,0%). Отрицательная динамика связана с сокращением объемов работ по строительству зданий и, соответственно, сопутствующих отделочных и монтажных работ, а также с сокращением объемов работ по строительству инженерных сооружений (дороги, инженерные коммуникации), выполняемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

По итогам 2023 года динамика объема работ и услуг, выполненных по виду деятельности "Строительство", ожидается на уровне 76,0 млрд. рублей (ИФО - 100,5%).

В долгосрочном периоде рост объемов работ и услуг, выполненных по виду деятельности "Строительство", от 108,8 млрд. рублей (ИФО - 102,2%) в 2027 году до 200,3 млрд. рублей (ИФО - 101,5%) к 2036 году. Рост ожидается за счет реализации на территории Томской области крупных инвестиционных и национальных проектов (создание многофункционального студенческого городка в г. Томске, строительство опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах "БРЕСТ-ОД-300", модулей фабрикации и рефабрикации плотного топлива и модуля переработки отработавшего ядерного топлива (проект "ПРОРЫВ"), третьего моста через р. Томь и других), оживления спроса в жилищном строительстве, комплексного развития территорий г. Томска и Томской области, строительства и ремонта автомобильных дорог.

Ввод жилья

По итогам 2022 года в Томской области введено в эксплуатацию 364,1 тыс. кв. м жилья (85,1% к уровню 2021 года), что составило 102,8% от годового плана (по государственной программе "Жилье и городская среда Томской области" план годового объема ввода жилья в Томской области на 2022 год утвержден в размере 354,0 тыс. кв. м).

Всего, по оценке, в 2023 году будет введено 500,0 тыс. кв. м жилья (137,3% к 2022 году) за счет реализации регионального проекта "Жилье" на территории Томской области, а также оказываемой государственной поддержки.

Объем ввода жилья к 2036 году достигнет 875 тыс. кв. м за счет продолжения реализации регионального проекта "Жилье" на территории Томской области, стимулирования льготного ипотечного кредитования и программ комплексного развития территорий города Томска и Томской области.

2.7. Дорожное строительство

В Томской области строительство объектов дорожного комплекса осуществляется в рамках государственной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в Томской области". В соответствии с данной программой реализуются мероприятия, направленные на достижение целей национального проекта "Безопасные качественные дороги" и реализацию задач Стратегии развития Томской области.

По итогам 2022 года протяженность автомобильных дорог общего пользования в Томской области достигла 11 276,6 км, из них протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 30,0 км и составила 8 003,5 км (федерального - 34,8 км, регионального и межмуниципального - 3426,3 км, местного значения - 4 542,4 км).

В 2022 году в некоторых районах Томской области произошло увеличение протяженности автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований Томской области, на конец 2022 года составила 7126,6 км, что на 0,8% больше по сравнению с данными на конец 2021 года.

В 2023 году протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, по оценке, сохранится на уровне 2022 года - 8 003,5 км.

В период с 2023 по 2026 годы планируется строительство объекта "Строительство автомобильной дороги Малое транспортное кольцо г. Томска на участке км 0 - км 5", реализация которого направлена на перенаправление транзитного транспорта в обход городской улично-дорожной сети. В период до 2036 года планируется строительство третьего моста через р. Томь, строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство и реконструкция Северной широтной дороги "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск".

2.8. Малое и среднее предпринимательство

В 2022 году бизнес продолжал развиваться в неблагоприятной экономической обстановке, связанной с санкционным давлением со стороны недружественных государств. Кроме того, в первом полугодии на развитие предпринимательства продолжали оказывать влияние последствия эпидемиологических ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2022 года составило 39 111 ед., что на 1,1% ниже уровня предыдущего года.

Положительная динамика связана со снятием ограничительных мер, стабилизацией экономической ситуации и восстановлением спроса на товары и услуги.

Реализация мероприятий региональных проектов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также комплексный подход к предоставлению услуг предпринимателям позволят поддержать действующих предпринимателей и вовлечь новых субъектов в предпринимательскую деятельность.

В результате количество субъектов МСП к 2036 году по базовому варианту прогноза достигнет 57,1 тыс. единиц (145,9% к уровню 2022 года).


2.9. Демография


В долгосрочной перспективе демографическое развитие Томской области столкнется с вызовами старения населения и сокращением его численности. С учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года среднегодовая численность постоянного населения по оценке 2023 года составит 1047,8 тыс. человек, что ниже уровня 2022 года на 9,6 тыс. человек. В соответствии с прогнозом Федеральной службы государственной статистики среднегодовая численность населения Томской области к 2033 году снизится до 999,4 тыс. человек и в 2036 году достигнет 987,6 тыс. человек.

Основными причинами естественной убыли населения являются снижение численности женщин репродуктивного возраста, количества рождений, рост численности населения старших возрастных групп.

Причинами миграционного оттока из Томской области являются климатическая составляющая и миграция в крупные экономические центры: Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург и другие города европейской части и Юга России. Ключевое влияние на формирование миграционных потоков в регионе оказывают студенты. Для большинства молодых специалистов в настоящее время основной причиной переезда в другие регионы является отсутствие доступного жилья.

2.10. Уровень жизни


Поэтапное улучшение динамики показателей экономики региона позволило обеспечить в 2023 году рост заработных плат в регионе. Дополнительное влияние оказало увеличение минимального размера оплаты труда с 01.01.2023 до 16 242 рублей, индексация заработной платы работников бюджетной сферы с 01.01.2023 на 6,3%, с 01.10.2023 на 5,5%, а также увеличение фонда оплаты труда организаций бюджетной сферы в целях достижения целевых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы, подпадающих под действие "майских" указов Президента Российской Федерации, и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Томской области.

По оценке, реальная заработная плата по итогам 2023 года составит 106,1%, реальные располагаемые денежные доходы населения 104,1%.

Развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, цифровизация экономики, создание условий для привлечения инвестиций, поддержка предпринимательства, рациональное использование природного капитала, устойчивое развитие агропромышленного комплекса, а также возвращение среднегодовой инфляции к значениям 103,8 - 104,1% приведут в долгосрочном периоде к восстановлению динамики опережающего роста размеров реальных показателей доходов населения: по базовому варианту прогноза в 2036 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 100,9%, реальная заработная плата 101,9%.

Благодаря реализации мер государственной поддержки семей с детьми, в том числе индексации большинства социальных выплат, расширению практики применения оказания мер социальной поддержки в форме социального контракта, доля населения с доходами ниже границы бедности в общей численности населения, по оценке 2023 года, снизится до 12,5%, а в 2036 году - до 6,9%.

2.11. Рынок труда


По оценке 2023 года, уровень безработицы (по методологии МОТ) в Томской области достигнет исторического минимума - 4,2%, что меньше уровня 2022 года на 1 процентный пункт. По базовому варианту прогноза к 2036 году уровень безработицы (по методологии МОТ) составит 3,3%.

Приложение № 2
к постановлению Администрации Томской области
от 26.02.2024 № 57а



Основные показатели
прогноза социально-экономического развития
Томской области на период до 2036 года

Показатель

Едини-ца измере-ния

Варианты прогноза

Факт

Оценка

Прогноз

2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

2025
год

2026
год

2027
год

2028
год

2029
год

2030
год

2031
год

2032
год

2033
год

2034
год

2035
год

2036
год

ВРП в текущих основных ценах

млн. рублей

консерва-тивный

553211,6

706391,5

783936,9

826193,1

891264,0

925029,5

966182,6

1010986,6

1062972,9

1115616,4

1177891,9

1243769,8

1297297,3

1358248,8

1419812,4

1482723,4

1538602,0

базовый

906186,5

955194,1

1015147,4

1080311,1

1152473,8

1229361,6

1320709,0

1420807,3

1504643,3

1597055,3

1693525,2

1794619,2

1902737,8

целевой

915055,0

969605,5

1040029,7

1120590,6

1209727,0

1301473,6

1408809,5

1529787,5

1634596,7

1752779,5

1876797,5

2010480,8

2156133,0

Темп роста ВРП в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

93,0

103,4

99,7

100,5

100,4

100,7

100,8

101,1

101,6

101,4

102,0

101,9

100,7

101,1

100,9

100,8

100,2

базовый

101,3

101,7

102,4

102,5

102,8

102,9

103,6

103,7

102,1

102,4

102,3

102,2

102,2

целевой

102,0

102,1

103,0

103,7

103,8

103,4

104,1

104,4

102,8

103,2

103,1

103,1

103,2

Энергоемкость ВРП

(кг. услов-ного топлива/ на 10 тыс. рублей)

консерва-тивный

90,0

74,5

71,5

67,9

64,5

62,6

60,1

59,3

58,4

57,9

56,8

55,6

54,0

53,5

53,0

52,3

49,4

базовый

64,5

62,6

60,1

59,3

58,4

57,9

56,8

55,6

54,0

53,5

53,0

52,3

49,4

целевой

64,5

62,6

60,1

59,3

58,4

57,9

56,8

55,6

54,0

53,5

53,0

52,3

49,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, относящихся к промышленному производству
в основных действующих ценах (итого по разделам B, C, D, E)

млн. рублей

консерва-тивный

369471,0

502158,0

547120,0

592077,7

621766,9

646055,8

670376,0

694242,3

716992,3

741216,5

775427,4

806937,9

848962,0

886009,2

923345,4

968115,9

1011260,4

базовый

629017,2

660909,3

699413,7

737990,9

776488,0

820537,9

871060,9

921990,1

986432,8

1044166,1

1105537,0

1180173,5

1257576,5

целевой

632697,6

668885,3

713553,7

761200,3

809295,4

865124,5

923402,5

987594,7

1063593,3

1135908,3

1215368,5

1308832,9

1409542,0

Индекс промышленного производства

в % к пред. году

консервативный

89,7

106,3

97,8

101,5

100,2

100,7

100,6

100,6

100,8

100,6

100,8

101,1

101,0

101,2

101,1

101,5

101,3

базовый

101,2

101,4

101,7

102,1

101,9

102,0

101,5

101,7

102,1

101,8

102,2

102,5

102,3

целевой

101,6

101,8

102,2

102,4

102,3

102,4

102,0

102,2

102,5

102,1

102,6

102,9

102,8

в т.ч. по видам деятельности:

Раздел B "Добыча полезных ископаемых"

в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

116903,2

198958,2

211287,4

232437,3

237941,0

240050,8

244364,3

247001,0

251142,2

252083,5

257049,5

262102,9

267981,8

269241,3

272374,2

276898,4

278472,5

базовый

240964,7

245330,1

253837,4

260437,2

269292,0

276030,8

286857,8

296897,9

309082,5

319282,3

330468,0

341734,7

350992,9

целевой

242348,9

248539,6

258989,9

269427,2

281638,7

293563,6

307193,4

321760,5

339633,1

356793,0

375551,8

394933,2

414916,9

- индекс промышленного производства

в % к пред. году

консерва-тивный

79,2

96,7

99,9

96,5

98,6

99,5

99,8

99,0

99,1

98,6

99,0

98,9

98,5

98,5

98,6

98,7

98,5

базовый

99,7

99,8

100,2

100,0

100,0

100,1

100,7

100,0

100,1

100,0

100,1

100,3

100,4

целевой

100,1

100,2

100,7

101,0

100,9

101,1

101,3

101,2

101,3

101,5

101,6

101,9

102,0

Раздел С "Обрабатывающие производства"

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

210756,1

255244,7

285135,2

306487,5

327712,9

346974,9

365101,5

383938,5

400232,9

420896,9

447381,9

470486,4

503495,8

535714,5

566133,9

601778,3

638426,6

базовый

331573,9

355747,7

383419,1

412712,4

439528,3

473545,6

509727,4

546020,0

593985,1

636905,3

682258,6

740032,3

801899,0

целевой

333410,2

359734,8

391203,0

425145,3

457605,2

497782,9

538400,0

582324,9

635297,8

684492,1

739606,0

806842,1

880159,8

- индекс промышленного производства

в % к пред. году

консерва-тивный

106,4

114,0

95,6

105,9

102,0

102,1

101,6

101,8

102,0

102,1

102,5

102,3

102,9

103,0

102,7

103,1

103,0

базовый

103,0

103,3

103,6

104,0

103,9

104,5

103,8

104,0

104,5

103,7

103,9

104,8

105,0

целевой

103,4

103,7

104,4

104,9

104,5

105,0

104,2

104,4

104,8

104,1

104,6

105,3

105,5

Раздел D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха"

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

32199,2

37297,7

40615,8

43063,9

45482,3

47719,2

48664,5

50562,4

52427,2

54419,4

56537,3

59039,6

61401,2

64056,9

66823,5

70328,5

74165,6

базовый

45754,4

48288,1

49587,6

51622,6

53739,2

56213,6

58799,4

62312,0

65376,5

68671,4

72128,1

76358,0

80997,2

целевой

46151,9

48944,1

50608,2

52993,5

55489,0

58268,7

61243,4

65660,7

69357,4

73783,1

77799,9

83004,1

88474,1

- индекс промышленного производства

в % к пред. году

консерва-тивный

94,7

113,9

103,2

100,5

100,3

100,4

99,3

100,0

99,7

100,0

99,8

100,7

100,0

100,7

100,5

101,1

101,4

базовый

100,9

100,8

99,7

100,1

100,0

100,1

100,0

101,8

100,4

101,0

100,8

101,5

101,8

целевой

101,2

101,0

100,0

100,3

100,2

100,2

100,1

102,4

100,6

101,8

101,0

101,9

102,0

Раздел E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений"

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

9612,5

10657,0

10082,0

10088,9

10630,7

11311,0

12245,6

12740,3

13190,1

13816,7

14458,7

15308,9

16083,2

16996,5

18013,7

19110,7

20195,6

базовый

10724,1

11543,5

12569,6

13218,8

13928,5

14747,8

15676,3

16760,3

17988,7

19307,2

20682,3

22048,5

23687,4

целевой

10786,6

11666,7

12752,6

13634,3

14562,5

15509,3

16565,7

17848,6

19305,1

20840,1

22410,8

24053,4

25991,2

- индекс промышленного производства

в % к пред. году

консерва-тивный

101,7

103,0

93,7

88,4

102,5

103,3

103,8

101,8

101,5

101,7

101,5

102,3

101,8

102,7

102,5

103,0

102,4

базовый

103,1

104,0

104,2

102,6

103,0

102,5

102,8

103,2

103,7

103,8

103,5

103,2

103,8

целевой

103,5

104,3

104,5

103,8

104,0

102,9

103,1

103,8

104,0

104,1

103,7

103,7

103,9

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

34556,0

39140,8

44347,7

43618,7

46125,9

48044,8

50193,8

52662,3

55415,3

58309,9

61418,8

64562,7

67935,1

71415,4

74853,0

78302,8

81829,9

базовый

47520,4

49952,3

52513,3

55646,2

59022,5

62663,6

66527,3

70701,0

75062,5

79616,9

84283,7

89050,7

94180,2

целевой

48227,3

50979,4

53932,5

57357,9

61139,2

65168,3

69597,5

74184,0

79072,7

84285,5

89668,0

95300,7

101386,6

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

105,8

99,8

103,2

97,7

98,7

100,3

100,4

100,4

100,6

100,5

100,5

100,4

100,5

100,5

100,3

100,2

100,1

базовый

101,9

100,9

101,0

101,5

101,5

101,5

101,4

101,6

101,5

101,5

101,4

101,3

101,4

целевой

103,5

101,5

101,6

102,0

102,1

102,0

102,1

102,0

102,0

102,1

102,0

101,9

102,0

Объем инвестиций
в основной капитал

млн. рублей

консерва-тивный

101246,6

107764,0

123553,0

131630,1

138620,3

135410,5

136018,8

138841,5

141307,0

143678,8

145650,7

147812,0

150477,6

152574,4

154541,5

156383,7

158410,4

базовый

166941,9

171099,1

173458,9

183796,7

195524,8

208210,4

221723,9

232653,6

242676,7

255910,6

270937,7

287410,7

302501,8

целевой

172311,4

179481,8

184944,5

201577,5

219706,6

239695,0

261750,8

283381,9

302674,5

328317,1

356473,6

387413,3

419830,9

Темп роста инвестиций
в основной капитал в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

95,6

95,3

94,1

98,0

100,1

93,4

96,0

97,4

97,3

97,3

97,1

97,3

97,7

97,4

97,3

97,3

97,4

базовый

120,4

97,8

96,9

101,3

101,8

102,0

102,1

100,7

100,2

101,3

101,8

102,0

101,3

целевой

124,4

99,3

98,4

104,3

104,4

104,6

104,8

104,0

102,7

104,3

104,4

104,6

104,3

Объем инвестиций
в основной капитал по крупным и средним организациям

млн. рублей

консерва-тивный

78485,7

88265,0

100010,4

106564,5

115516,9

114754,7

115270,2

120924,0

124715,7

128633,6

133487,7

138531,6

143916,8

149218,2

154870,1

160742,8

166503,8

базовый

139118,2

142282,6

144549,1

152710,3

162933,5

174015,0

186035,1

198113,2

210979,3

224461,3

237875,1

251843,1

266113,3

целевой

143592,8

147116,2

151593,9

165702,7

181124,4

197980,5

216610,5

236540,6

257072,3

278851,5

302185,8

326843,9

353174,4

Темп роста инвестиций
в основной капитал по крупным и средним организациям в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

95,8

101,3

93,0

97,3

103,0

95,0

96,0

100,1

98,6

98,7

99,4

99,5

99,7

99,6

99,7

99,8

99,6

базовый

124,0

97,6

97,1

101,0

102,1

102,3

102,5

102,2

102,3

102,2

101,9

101,8

101,7

целевой

127,8

97,7

98,4

104,6

104,7

104,8

105,0

104,9

104,5

104,3

104,2

104,1

104,0

Объем платных услуг населению

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

52124,0

52952,6

56060,8

63098,4

67801,0

72310,6

76249,6

80290,0

84494,1

88995,4

93639,4

98275,5

103649,2

109531,1

114274,4

119961,2

125156,2

базовый

67895,5

72646,8

77584,4

83167,4

89263,1

95898,0

102995,2

110331,1

118074,5

126605,9

133791,9

142806,2

150911,7

целевой

68562,5

73648,2

78961,9

85245,0

92075,6

99503,4

107738,1

116303,8

125426,7

135396,2

144759,6

155792,1

166565,9

- в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

89,6

97,9

100,2

101,4

100,8

100,9

101,1

101,5

101,6

101,7

101,7

101,5

102,0

102,2

100,9

101,5

100,9

базовый

101,8

102,0

102,1

103,4

103,5

103,5

103,4

103,5

103,7

103,8

102,3

103,3

102,3

целевой

102,8

102,4

102,5

104,3

104,3

104,2

104,2

104,3

104,5

104,5

103,5

104,2

103,5

Индекс потребительских цен

в % к декаб-рю пред. года

консерва-тивный

104,3

107,5

112,7

107,5

105,5

103,6

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

базовый

104,5

104,1

104,0

103,9

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

целевой

104,2

104,0

104,0

103,8

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

Индекс потребительских цен среднегодовой

в %

консерва-тивный

103,7

105,7

114,2

105,8

107,7

104,4

103,8

103,9

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

базовый

107,0

104,1

104,0

103,9

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

целевой

106,8

103,9

104,0

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

103,7

Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство"

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

58205,9

68847,4

69923,7

76041,8

80632,4

85444,1

90389,6

93843,2

97426,8

100768,8

104108,5

107933,6

112124,5

116478,1

120757,7

124780,4

129625,4

базовый

80837,1

91939,7

102033,3

108779,1

116136,6

124085,1

132767,5

142082,4

152198,7

163351,8

174812,6

186597,4

200271,3

целевой

81571,5

97294,7

110297,4

118838,3

128411,9

138756,8

150078,8

162635,1

176579,3

191719,0

207759,2

224495,0

243277,4

- в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

102,6

98,7

82,0

99,1

99,5

99,8

99,3

99,3

99,1

99,1

99,2

99,3

99,3

99,5

99,6

99,7

базовый

100,5

100,1

107,2

105,3

102,2

102,5

102,6

102,9

102,7

102,3

102,1

102,0

102,0

101,5

целевой

101,2

113,1

108,5

103,5

103,9

103,5

103,8

103,5

102,9

102,5

102,5

102,4

102,0

Объем жилищного строительства

тыс.
кв. м общей площа-ди

консерва-тивный

451,5

476,6

364,1

500,0

530,0

530,0

530,0

580,0

650,0

650,0

650,0

650,0

650,0

650,0

650,0

650,0

650,0

базовый

546,0

546,0

546,0

614,0

703,0

876,0

874,0

875,0

875,0

875,0

875,0

875,0

875,0

целевой

560,0

560,0

560,0

620,0

710,0

880,0

880,0

880,0

880,0

880,0

880,0

880,0

880,0

Транспорт

Протяженность дорог общего пользования
с твердым покрытием

км

консерва-тивный

7860,2

7976,7

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

8003,5

базовый

8003,5

8003,5

8007,6

8007,8

8009,8

8011,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

целевой

8003,5

8003,5

8007,6

8007,8

8009,8

8011,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

8013,8

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием
в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

%

консерва-тивный

70,3

71,1

70,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

базовый

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

целевой

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

71,1

Оборот розничной торговли

- в действующих ценах

млн. рублей

консерва-тивный

174504,2

209897,4

235836,6

262457,5

288449,2

309320,4

330696,6

348060,6

366058,7

384943,4

404767,0

426048,0

449330,7

474816,7

497813,0

523595,6

552209,1

базовый

292241,2

314259,9

338267,4

362006,4

385911,8

413797,0

444126,3

473454,6

505210,6

539620,5

573576,1

610604,8

651559,9

целевой

292863,3

315841,9

339972,2

363133,3

387629,3

413718,6

441658,3

472201,6

505345,4

542383,2

576527,3

614689,4

657834,4

- в сопоставимых ценах

в % к пред. году

консерва-тивный

98,5

112,9

97,6

105,7

101,2

101,8

102,7

101,5

101,5

101,5

101,5

101,6

101,8

102,0

101,2

101,5

101,8

базовый

103,1

103,2

103,4

103,1

102,8

103,4

103,5

102,8

102,9

103,0

102,5

102,7

102,9

целевой

103,8

103,4

103,5

103,1

103,1

103,2

103,2

103,4

103,5

103,8

102,8

103,1

103,5

Малое и среднее предпринимательство

Число малых и средних предприятий, включая микропред-приятия
(на конец года)

единиц

консерва-тивный

40209,0

39552,0

39111,0

39750,0

39550,0

39352,0

39157,0

39274,0

39628,0

39945,0

40304,0

40627,0

40952,0

41279,0

41610,0

41942,0

42278,0

базовый

40346,0

40991,0

41934,0

43234,0

44661,0

46045,0

47518,0

48992,0

50510,0

52076,0

53690,0

55355,0

57071,0

целевой

40744,0

41967,0

43561,0

44215,0

45895,0

47547,0

49306,0

51081,0

52920,0

54825,0

56799,0

58844,0

60962,0

Число малых и средних предприятий, включая микропред-приятия
(на конец года)

в % к пред. году

консерва-тивный

95,4

98,4

98,9

101,6

99,5

99,5

99,5

100,3

100,9

100,8

100,9

100,8

100,8

100,8

100,8

100,8

100,8

базовый

101,5

101,6

102,3

103,1

103,3

103,1

103,2

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

103,1

целевой

102,5

103,0

103,8

101,5

103,8

103,6

103,7

103,6

103,6

103,6

103,6

103,6

103,6

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропред-приятия (без внешних совместителей)

тыс. чел.

консерва-тивный

110,4

103,9

107,6

105,2

103,1

102,4

102,2

102,1

102,0

102,0

102,5

103,4

104,3

105,3

106,2

107,2

108,1

базовый

105,3

106,7

108,3

110,3

112,4

115,2

117,0

120,9

125,1

129,3

133,7

138,3

143,0

целевой

107,8

109,9

112,1

114,9

117,8

121,3

125,0

129,7

134,7

139,8

145,1

150,6

156,3

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропред-приятия (без внешних совместителей)

в % к пред. году

консерва-тивный

146,2

94,1

103,6

97,8

98,0

99,3

99,8

99,9

99,9

100,0

100,5

100,9

100,9

100,9

100,9

100,9

100,9

базовый

100,1

101,3

101,5

101,9

101,9

102,5

101,5

103,4

103,4

103,4

103,4

103,4

103,4

целевой

102,5

101,9

102,0

102,5

102,5

103,0

103,0

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

Оборот малых и средних предприятий, включая микропред-приятия

млрд. рублей

консерва-тивный

439,3

487,4

503,7

557,9

582,5

597,6

615,6

643,9

681,2

719,4

761,1

803,7

848,7

896,3

946,4

999,4

1055,4

базовый

599,8

642,9

698,2

768,8

848,7

933,6

1028,8

1131,7

1244,9

1369,3

1506,3

1656,9

1822,6

целевой

611,0

672,1

750,0

801,0

891,5

988,7

1098,4

1218,2

1351,0

1498,2

1661,5

1842,6

2043,5

Оборот малых и средних предприятий, включая микропред-приятия

в % к пред. году

консерва-тивный

139,8

110,9

103,3

110,8

104,4

102,6

103,0

104,6

105,8

105,6

105,8

105,6

105,6

105,6

105,6

105,6

105,6

базовый

107,5

107,2

108,6

110,1

110,4

110,0

110,2

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

110,0

целевой

109,5

110,0

111,6

106,8

111,3

110,9

111,1

110,9

110,9

110,9

110,9

110,9

110,9

Демография

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. чел.

консерва-тивный

1070,0

1062,7

1057,4

1047,8

1039,8

1033,1

1027,4

1026,8

1021,5

1016,3

1011,4

1006,6

1002,0

997,7

993,7

989,8

986,0

базовый

1040,2

1034,2

1029,1

1028,5

1023,2

1018,0

1013,1

1008,3

1003,7

999,4

995,3

991,4

987,6

целевой

1040,4

1035,0

1030,6

1030,0

1024,7

1019,5

1014,6

1009,8

1005,2

1000,9

996,8

992,8

989,0

Рынок труда

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

%

консерва-тивный

8,6

6,8

5,2

4,2

4,2

4,1

4,1

4,1

4,0

4,0

3,9

3,9

3,8

3,8

3,7

3,6

3,5

базовый

4,1

4,1

4,0

4,0

3,9

3,8

3,8

3,8

3,7

3,6

3,5

3,4

3,3

целевой

4,1

4,0

4,0

3,8

3,8

3,8

3,7

3,7

3,6

3,5

3,4

3,3

3,3

Уровень жизни населения

Фонд начисленной заработной платы работников организаций

млн. руб.

консерва-тивный

173946,9

186230,0

207952,1

234362,0

254035,3

270039,5

284081,5

298355,2

313120,6

328696,0

345046,0

362209,4

380226,5

399139,8

419094,8

440047,5

462047,6

базовый

256860,7

273042,9

290244,7

306652,0

324112,3

342666,5

362287,6

383133,0

405177,7

428490,9

453363,7

479680,2

507524,4

целевой

259429,3

275773,4

293147,1

315059,9

338890,6

364785,0

392644,2

422644,5

454937,1

489697,0

527620,7

568481,2

612506,1

Реальная заработная плата работников организаций

%

консерва-тивный

103,2

99,0

99,5

106,1

100,6

101,8

101,4

100,9

100,9

100,9

100,9

100,9

100,9

100,9

101,0

101,0

101,0

базовый

102,3

102,0

102,0

101,8

101,8

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

целевой

103,5

102,2

102,0

103,6

103,7

103,8

103,8

103,8

103,8

103,8

103,9

103,9

103,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения

%

консерва-тивный

98,2

101,4

98,5

104,1

100,6

100,1

100,2

100,5

100,6

100,7

100,7

100,7

100,7

100,7

100,7

100,7

100,7

базовый

101,0

100,3

100,2

100,5

100,6

100,7

100,7

100,7

100,7

100,8

100,8

100,9

100,9

целевой

101,5

100,7

101,1

102,5

102,6

102,7

102,7

102,7

102,7

102,7

102,8

102,8

102,8

Доля населения
с доходами ниже границы бедности
в общей численности населения

%

консерва-тивный

14,4

13,5

12,7

12,5

12,5

12,0

11,8

11,0

10,3

9,4

8,6

7,4

7,3

7,2

7,2

7,1

7,0

базовый

12,0

11,8

11,6

10,3

9,4

8,6

7,4

7,3

7,2

7,2

7,1

7,0

6,9

целевой

11,2

11,0

10,8

10,3

9,4

8,6

7,4

7,3

7,2

7,2

7,1

7,0

6,9


Приложение № 3
к постановлению Администрации Томской области
от 26.02.2024 № 57а



Прогноз основных показателей областного бюджета и консолидированного бюджета Томской области до 2036 года

млн. рублей

Наименование показателя

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027
год

2028 год

2029 год

2030 год

2031 год

2032 год

2033 год

2034 год

2035
год

2036 год

Консолидированный бюджет Томской области

1. Доходы

99 721,8

109970,3

120708,2

127445,4

122282,2

123366,4

128689,3

133439,4

138450,5

143658,7

149166,4

154978,5

161011,9

167345,7

174048,1

181096,6

в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы

69 034,3

80 064,6

92 118,5

96 930,5

98 859,9

101577,9

106900,8

111650,9

116662,0

121870,2

127377,9

133190,0

139223,4

145557,2

152259,6

159308,1

Безвозмездные поступления - всего, из них:

30 687,5

29 905,7

28 589,7

30 514,9

23 422,3

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

21 788,5

безвозмездные поступления от других бюджетов и государственных организаций,
в том числе:

30 435,6

29 663,7

28 202,7

30 484,5

23 212,3

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

нецелевые средства

8 180,4

7 702,9

9 199,9

12 617,6

6 948,2

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

целевые средства

22 255,2

21 960,8

19 002,8

17 866,9

16 264,1

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

2. Расходы

104259,5

107587,0

120130,1

125903,8

121801,1

122587,8

122537,4

127422,2

133137,6

147342,6

154235,2

160427,8

166832,5

173584,6

179539,6

186964

3. Дефицит (-), профицит (+)

-4 537,7

2 383,3

578,1

1 541,6

481,1

778,6

6 151,9

6 017,3

5 312,9

-3 683,9

-5068,8

-5449,3

-5820,6

-6238,9

-5491,5

-5867,4

в %

6,6%

3,0%

4,0%

4,1%

4,2%

4,3%

3,6%

3,7%

Областной бюджет

1. Доходы

86 371,5

95 561,8

104435,8

110040,9

104101,4

104277,9

107879,2

111606,0

115540,7

119616,5

123918,2

128460,7

133157,6

138084,5

143305,9

148794,5

в том числе:

Налоговые и неналоговые доходы

55 647,8

65 367,1

75 248,2

79 552,5

80 885,3

82 678,3

86 279,6

90 006,4

93 941,1

98 016,9

102318,6

106861,1

111558,0

116484,9

121706,3

127194,9

Безвозмездные поступления - всего, из них:

30 723,7

30 194,7

29 187,6

30 488,4

23 216,1

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

безвозмездные поступления от других бюджетов и государственных организаций, в том числе:

30 425,3

29 652,5

28 190,9

30 484,5

23 212,3

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

21 599,6

нецелевые средства

8 180,4

7 702,9

9 199,9

12 617,6

6 948,2

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

7 495,3

целевые средства

22 244,9

21 949,6

18 991,0

17 866,9

16 264,1

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

14 104,3

2. Расходы

90 773,7

93 339,6

103908,0

110040,9

103261,4

103237,9

101958,1

105432,9

109958,6

122584,8

128235,3

133120,1

138148,3

143451,3

147880,8

153698,5

из них:

расходы на обслуживание государственного долга

2 049,1

1 222,7

957,7

1 642,7

1 705,6

1 753,7

3 152,8

2 238,8

2 319,0

2 654,4

2 500,7

2 602,1

2 709,6

2 820,9

3 048,8

3 145,5

условно утвержденные расходы

-

-

-

-

3 698,7

5 997,5

4 392,7

4 566,4

4 792,7

5 315,4

5 533,4

5 763,5

6 000,3

6 249,5

6 515,2

6 793,0

в %*

4,3

6,7

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

3. Дефицит (-), профицит (+)

-4 402,2

2 222,2

527,8

0,0

840,0

1 040,0

5 921,1

6 173,1

5 582,0

-2 968,4

-4 317,1

-4 659,4

-4 990,7

-5 366,8

-4 574,9

-4 904,0

в %

7,9%

3,0%

4,2%

4,4%

4,5%

4,6%

3,8%

3,9%

4. Объем государственного долга (на первое января очередного года)

48 368,0

49 229,3

48 125,1

45 858,5

44 544,8

43 132,8

37 211,7

31 038,6

25 456,5

26 253,3

27 106,5

28 019,8

28 971,9

29 981,3

31 083,3

32 252,2

в %

87%

75%

64%

58%

55%

52%

43%

34%

27%

27%

26%

26%

26%

26%

26%

25%

* Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.


Приложение № 4
к постановлению Администрации Томской области
от 26.02.2024 № 57а


Информация
о показателях финансового обеспечения
государственных программ Томской области

млн. рублей

Наименование государственной программы Томской области

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

2031 год

2032 год

2033 год

2034 год

2035 год

2036 год

ВСЕГО

88 882,6

91 314,9

101664,3

105015,2

101330,8

101133,9

99880,1

103284,4

107717,8

120086,7

125622,3

130407,9

135333,6

140528,5

144867,8

150567,0

в том числе:

1. Государственная программа "Улучшение инвестиционного климата и развитие экспорта Томской области"

1 381,2

1 215,3

856,6

1 608,0

716,1

713,4

704,6

728,5

759,8

847,0

886,0

919,6

954,4

991,0

1 021,6

1 061,8

2. Государственная программа "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области"

102,3

84,2

115,1

3 018,8

4 134,7

939,4

927,8

959,3

1 000,5

1 115,3

1 166,6

1 211,0

1 256,7

1 305,0

1 345,3

1 398,2

3. Государственная программа "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области"

372,6

447,7

630,4

466,1

258,5

259,0

255,8

264,5

275,8

307,5

321,6

333,9

346,5

359,8

370,9

385,5

4. Государственная программа "Развитие рынка труда в Томской области"

1 098,9

911,0

857,3

895,2

922,3

949,5

937,7

969,6

1 011,2

1 127,3

1 179,2

1 224,0

1 270,2

1 319,0

1 359,7

1 413,2

5. Государственная программа "Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия
в Томской области"

2 244,6

2 191,5

2 311,1

2 334,8

2 056,5

2 106,1

2 080,0

2 150,7

2 243,0

2 500,5

2 615,5

2 714,9

2 817,5

2 925,7

3 016,0

3 134,7

6. Государственная программа "Развитие здравоохранения
в Томской области"

17 577,3

16 935,3

16 546,9

16 924,3

17 246,4

15 974,9

15 776,8

16 313,2

17 013,4

18 966,5

19 839,0

20 592,9

21 371,3

22 191,5

22 876,6

23 776,5

7. Государственная программа "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области"

762,0

776,3

752,4

1 039,8

872,9

827,8

817,5

845,3

881,6

982,8

1 028,0

1 067,1

1 107,4

1 149,9

1 185,4

1 232,1

8. Государственная программа "Развитие образования
в Томской области"

23 622,9

23 457,30

27 097,6

29 420,1

27 693,5

28 144,5

27 795,5

28 748,9

29 983,3

33 428,2

34 977,5

36 318,6

37 687,7

39 135,0

40 344,3

41 931,5

9. Государственная программа "Развитие культуры в Томской области"

2 104,5

2 279,60

3 370,3

3 283,9

2 689,6

2 646,2

2 613,4

2 702,2

2 818,2

3 141,8

3 286,3

3 411,2

3 540,1

3 676,0

3 789,4

3 938,5

10. Государственная программа "Социальная поддержка населения Томской области"

15 813,8

16 963,30

16 406,2

14 515,3

13 181,8

13 691,8

13 522,0

13 981,8

14 581,9

16 255,9

17 003,6

17 649,8

18 316,9

19 019,9

19 607,1

20 378,4

11. Государственная программа "Жилье и городская среда Томской области"

1 611,7

1 737,20

4 981,0

1 127,7

569,6

372,4

367,8

380,3

396,6

442,1

462,5

480,1

498,2

517,3

533,3

554,3

12. Государственная программа "Обеспечение безопасности населения Томской области"

775,8

887,7

1 051,3

1 160,8

1 214,1

1 106,9

1 093,2

1 130,3

1 178,9

1 314,2

1 374,6

1 426,9

1 480,8

1 537,6

1 585,1

1 647,5

13. Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов" (1 )

795,5

1 085,20

1 762,4

2 345,1

3 236,1

3 205,0

3 165,3

3 272,9

3 413,3

3 805,2

3 980,2

4 131,5

4 287,7

4 452,2

4 589,7

4 770,2

14. Государственная программа "Развитие транспортной инфраструктуры
в Томской области"

9 489,7

10 910,70

13 250,6

13 882,9

10 263,8

11 949,4

11 801,2

12 202,5

12 726,2

14 187,2

14 839,8

15 403,7

15 985,9

16 599,5

17 111,9

17 785,1

15. Государственная программа "Развитие коммунальной инфраструктуры
в Томской области"

859,7

899,7

1 135,3

852,8

448,0

190,0

187,6

194,0

202,4

225,6

236,0

244,9

254,2

263,9

272,1

282,8

16. Государственная программа "Развитие информационного общества в Томской области"

499,0

560,1

603,0

748,7

656,8

658,9

650,7

672,9

701,7

782,3

818,3

849,4

881,5

915,3

943,6

980,7

17. Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

8 494,9

8 710,80

8 807,9

10 101,2

13 535,6

15 862,2

15 665,8

16 198,4

16 893,7

18 833,1

19 699,4

20 448,0

21 220,9

22 035,4

22 715,6

23 609,2

18. Государственная программа "Эффективное управление государственным имуществом Томской области"

131,0

141,5

182,1

142,4

190,3

180,2

178,0

184,0

191,9

213,9

223,8

232,3

241,1

250,3

258,1

268,2

19. Государственная программа "Повышение эффективности регионального и муниципального управления
в Томской области"

654,9

655,1

762,6

867,7

856,6

845,0

834,5

862,9

899,9

1 003,2

1 049,4

1 089,3

1 130,4

1 173,8

1 210,1

1 257,7

20. Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий Томской области"

359,0

397,6

184,2

279,6

587,6

511,3

505,0

522,1

544,5

607,1

635,0

659,1

684,0

710,3

732,2

761,0

21. Государственная программа "Обращение
с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области" (2)

131,3

67,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


(1 )- с 2023 года в состав государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов" включена государственная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области";

(2 )- с 2023 года прекратила действие государственная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области" и включена в состав государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов".


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ