Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2023 года № 607а


Об утверждении основных направлений государственной долговой
политики Томской области на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Томской области, а также повышения ее эффективности в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов


постановляю:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу постановление Администрации Томской области от 20.12.2022 № 589а "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" ("Собрание законодательства Томской области", 2023, № 1/1 (306), том 3).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.


Губернатор Томской области
В.В. Мазур


УТВЕРЖЕНЫ
постановлением Администрации Томской области
от 25.12.2023 № 607а

Основные направления
государственной долговой политики Томской области на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов


1. Итоги реализации государственной долговой политики
Томской области


Объем государственного внутреннего долга Томской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2023 года составил 49 229,3 млн. рублей, отношение государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений - 75,3 процента, что на 11,6 процентного пункта ниже показателя, сложившегося на 1 января 2022 года.

В 2022 году был привлечен бюджетный кредит на погашение рыночных долговых обязательств Томской области и муниципальных образований Томской области в объеме 4 697,4 млн. рублей. За счет средств бюджетного кредита бюджетам муниципальных образований Томской области были предоставлены бюджетные кредиты для погашения рыночных долговых обязательств в объеме 1 319,5 млн. рублей.

В результате направления средств бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета в 2021 - 2022 гг., на погашение долговых обязательств в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, доля рыночного долга в общем объеме долга за два года снизилась на 44,5 процентного пункта и по итогам 2022 года составила 27 процентов.

В 2022 - 2023 годах из федерального бюджета привлечены бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 1 801,9 млн. рублей.

В соответствии с условиями соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, был изменен график погашения реструктурированной задолженности. В результате в 2022 году областной бюджет был освобожден от погашения бюджетных кредитов. Высвобождаемые средства были направлены на обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Структура государственного долга на 1 января 2023 года сложилась следующим образом: государственные ценные бумаги - 13 297,2 млн. рублей (27,0 процента), бюджетные кредиты из федерального бюджета - 35 932,1 млн. рублей (73,0 процента). Кредиты кредитных организаций в структуре государственного долга отсутствуют.

Относительный показатель объема расходов на обслуживание государственного долга к объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, составил 1,4 процента при предельном значении, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в размере 15 процентов.

В 2023 году продолжена работа по привлечению бюджетных кредитов.

Привлечен бюджетный кредит на финансовое обеспечение одобренного Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации мероприятия "Приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования для перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок" в размере 400,0 млн. рублей.

Оказана федеральная поддержка в виде предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты. Бюджетный кредит на эти цели для Томской области утвержден в размере 53,5 млн. рублей.

Обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Томской области в прошедших периодах выполнялись своевременно и в полном объеме.

В соответствии с проведенной в 2023 году Министерством финансов Российской Федерации оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Томская область была отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

В 2023 году рейтинговое агентство "АКРА" повысило рейтинг кредитоспособности Томской области по национальной шкале до уровня "ВВВ+(RU)", изменив прогноз на "Стабильный", рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг на уровне "ruВВВ-" с прогнозом "Позитивный".

2. Основные факторы, определяющие характер и направления
государственной долговой политики Томской области


Государственная долговая политика является производной от налоговой политики и бюджетной политики, формируемых в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Томской области.

Таким образом, стратегия управления государственным долгом формируется с учетом различных сценариев развития экономики региона и ситуации на финансовом рынке.

К основным факторам, определяющим характер и направления государственной долговой политики Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, относятся:

изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

ограничение экономического роста, риск непрогнозируемого сокращения поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в условиях экономической неопределенности;

влияние макроэкономических рисков на финансовый рынок, возможное увеличение стоимости рыночных заимствований;

необходимость выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.

3. Цели и задачи государственной долговой политики
Томской области


Целями государственной долговой политики Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:

обеспечение сбалансированности областного бюджета;

своевременное исполнение долговых обязательств;

обеспечение долговой устойчивости областного бюджета;

развитие регионального рынка ценных бумаг.

Задачами государственной долговой политики Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:

повышение эффективности управления государственным долгом Томской области;

развитие среднесрочных и долгосрочных рыночных форм заимствований;

поддержание среднего уровня долговой устойчивости Томской области и создание предпосылок для его повышения;

обеспечение привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета в областной бюджет на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;

поддержание рейтингов кредитоспособности Томской области на максимально возможных уровнях и создание предпосылок для их повышения;

обеспечение представления и раскрытия информации об областном бюджете, о государственных заимствованиях и об управлении государственным долгом Томской области.


4. Инструменты реализации государственной долговой
политики Томской области

Инструментами реализации государственной долговой политики Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:

бюджетное планирование заимствований;

оптимизация структуры государственного долга за счет использования среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов в общем объеме государственного долга в целях минимизации сумм платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года и по состоянию на 1 января каждого года планового периода;

диверсификация долгового портфеля Томской области;

управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе с использованием механизмов привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение средств на едином счете бюджета и остатков средств автономных и бюджетных учреждений;

взаимодействие с рейтинговыми агентствами по установлению и поддержанию кредитных рейтингов Томской области;

осуществление мониторинга финансового рынка и его анализ, оценка потенциальных рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом;

обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;

осуществление мониторинга соблюдения ограничений и условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

обеспечение доступности информации и документов, связанных с областным бюджетом, государственными заимствованиями и управлением государственным долгом.

5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления государственным долгом Томской области


Наиболее существенными рисками в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов являются риски, связанные с невозможностью получения заемного финансирования в объемах, достаточных для обеспечения сбалансированности областного бюджета, риск рефинансирования ранее принятых долговых обязательств, а также риск увеличения стоимости среднесрочных и долгосрочных рыночных заимствований. Дополнительным фактором риска является ограничение использования кредитов коммерческих банков как инструмента заимствований. Рыночные ставки кредитования находятся на уровнях, превышающих предельные значения ставок, установленных условиями реструктуризации бюджетных кредитов на уровне ключевой ставки, увеличенной на один процент годовых.

Минимизация и ослабление последствий влияния данных рисков обеспечиваются высоким уровнем бюджетного планирования, обеспечением возможности гибкой коррекции структуры долгового портфеля в зависимости от потребности областного бюджета в заемном финансировании, а также от конъюнктуры финансового рынка.



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ