Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2023 года № 1043


О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ
"О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование"



Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области "О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование", в соответствии с пунктом 37 статьи 6 Закона Томской области от 12 ноября 2015 года № 182-ОЗ "О Законодательной Думе Томской области" и пунктами 21-24 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 июня 2015 года № 2768, Законодательная Дума Томской области

постановляет:


1. Утвердить результаты мониторинга правоприменения Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование".


2. Предложить Администрации Томской области рассмотреть отчет о результатах мониторинга и направить в Законодательную Думу Томской области информацию о мерах по реализации предложений, изложенных в заключении.


3. Бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области осуществлять контроль за реализацией предложений по результатам мониторинга.


4. Направить настоящее постановление в Администрацию Томской области.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В. Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 30.11.2023 № 1043



О результатах мониторинга правоприменения
Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование"


Введение

Мониторинг проводился бюджетно-финансовым комитетом Законодательной Думы Томской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 июня 2015 года № 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области" и постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2022 года № 618 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2023 год".

При осуществлении мониторинга бюджетно-финансовый комитет руководствовался Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, иными законами и нормативными правовыми актами Томской области.

В целях мониторинга реализации указанных нормативных правовых актов была запрошена, обобщена и проанализирована информация Администрации Томской области, Контрольно-счетной палаты Томской области за период 2018 - 2022 годов.

Проведен анализ состояния регионального законодательства в исследуемой сфере в субъектах Российской Федерации.

Юридическим отделом Законодательной Думы Томской области проведена правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование", проведено изучение правового регулирования отношений, возникающих при передаче государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование, с целью его дальнейшего совершенствования.

Предметом мониторинга являются правовые отношения в сфере передачи государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.

Объектом мониторинга выступает Закон Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование" (далее - Закон № 70-ОЗ), принятый постановлением Законодательной Думы Томской области от 27 июня 2019 года № 1768.

Целью мониторинга является совершенствование указанного закона, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере его реализации.

Основные задачи мониторинга заключаются в следующем:


1) определение соответствия Закона № 70-ОЗ законодательству Российской Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами;


2) определение соответствия Закона № 70-ОЗ законодательству Томской области;


3) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании, выявление и устранение дублирующих норм;


4) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации Закона № 70-ОЗ;


5) анализ и оценка соответствия практики применения Закона № 70-ОЗ и его цели;


6) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением Закона № 70-ОЗ;


7) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности в сфере эффективного и рационального использования областного государственного имущества, обеспечения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления.


8) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений Закона.

Мониторинг включал в себя сбор, изучение, анализ, обобщение и оценку практики применения Закона № 70-ОЗ. При осуществлении мониторинга использована следующая основная информация:


а) информация о внесенных и планируемых изменениях законодательства Российской Федерации при передаче государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование на территории Томской области;


б) отраслевая и межотраслевая информация о практике применения Закона № 70-ОЗ;


в) информация о нормативных правовых актах, принятых на основе Закона № 70-ОЗ;


г) статистическая информация о практике правоприменения Закона № 70-ОЗ;


д) информация, изложенная в заключении юридического отдела аппарата Законодательной Думы Томской области, подготовленном в рамках мониторинга правоприменения Закона № 70-ОЗ.


Юридическая характеристика

В соответствии с Планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2023 год, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2022 года № 618, юридическим отделом Законодательной Думой Томской области была проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование".

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 25 июня 2015 года № 2768, при подготовке заключения проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, судебной практики, закона Томской области и иных нормативных актов Томской области, регламентирующих сферу отношений, связанных с предоставлением областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование.

На основании проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы Закона № 70-ОЗ, считаем необходимым отметить следующее.

Закон № 70-ОЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Уставом (Основным Законом) Томской области, Законом Томской области от 12 ноября 2015 года № 182-ОЗ "О Законодательной Думе Томской области" и иными законами Томской области.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям законодательного органа субъекта Российской Федерации отнесено установление законом субъекта Российской Федерации порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе акциями (долями участия, паями) субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах организаций.

Пунктом 10 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации отнесено управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 606 - 625) регламентируются правоотношения по аренде имущества.

Положениями статей 689 - 701 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируются правоотношения о безвозмездном пользовании имуществом.

Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (статья 17.1) предусмотрены особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества.

В целях реализации положений федерального законодательства на федеральном уровне принятия правовых актов не требуется.

Анализ указанных актов свидетельствует о полноте правового урегулирования данной сферы отношений на федеральном уровне, в связи с чем предложения по совершенствованию федерального законодательства отсутствуют.

Отношения, связанные с предоставлением областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование, регулируются Уставом (Основным Законом) Томской области, Законом Томской области от 12 ноября 2015 года № 182-ОЗ "О Законодательной Думе Томской области", Законом № 70-ОЗ.

Уставом (Основным Законом) Томской области (подпункт "м" пункта 2 статьи 13) к ведению Томской области относится владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в собственности Томской области, иной государственной собственностью области, осуществление прав собственника по отношению к ним в соответствии с федеральными законами.

Статьей 7 (пункт 9) Закона Томской области от 12 ноября 2015 года № 182-ОЗ "О Законодательной Думе Томской области" к полномочиям Законодательной Думы Томской области отнесено установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством порядка управления и распоряжения собственностью Томской области.

Закон № 70-ОЗ в сфере предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование определяет полномочия органов государственной власти Томской области, цели предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование; определяет органы, уполномоченные на принятие решений о предоставлении областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование или о согласии на такое предоставление; устанавливает порядок предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование, порядок пользования переданным в безвозмездное пользование областным государственным имуществом; определяет особенности взимания арендной платы по договорам аренды областного государственного имущества.

В целях реализации положений Закона № 70-ОЗ на региональном уровне приняты следующие правовые акты:


· постановление Губернатора Томской области от 11 июня 2013 года № 68 "Об утверждении Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области";


· приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 апреля 2020 года № 15 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление областного государственного имущества, составляющего Казну Томской области, в аренду или безвозмездное пользование".

Рассматриваемая сфера общественных отношений на региональном уровне полностью урегулирована и принятие дополнительных подзаконных нормативных актов Томской области не требуется.

В результате проведенного анализа несогласованности рассматриваемого нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами Томской области в системе действующего правового регулирования данной сферы, а также коллизий норм не выявлено.

В ходе проведенной правовой экспертизы противоречия Закона № 70-ОЗ Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области и иным законам Томской области не выявлены.

Антикоррупционная экспертиза Закона № 70-ОЗ проведена в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов". Коррупциогенных факторов в Законе № 70-ОЗ не выявлено.

Предложений о способах устранения коррупциогенных факторов не имеется в связи с отсутствием таковых.

Противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные правоотношения, не обнаружено.

В результате проведенного мониторинга установлено, что в нормативных правовых актах используется единая понятийно-терминологическая система регулирования правоотношений.

Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды, не выявлены.

Наличие ошибок юридико-технического характера в Законе № 70-ОЗ не обнаружено.

Дублирующие нормы права в нормативных правовых актах Томской области в данной сфере правоотношений отсутствуют.

Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятые в разные периоды, не выявлены.


Действующее правовое регулирование

Вопросы предоставления в аренду и безвозмездное пользование областных объектов недвижимого, движимого имущества и земельных участков, определение размера арендной платы и проведение торгов осуществляется в соответствии с:


· Гражданским кодексом Российской Федерации;


· Земельным кодексом Российской Федерации;


· Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";


· Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";


· Приказом Федеральной Антимонопольной Службы от 10 февраля 2010 года № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса";


· Законом Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование";


· Законом Томской области от 09 июля 2015 года № 100-ОЗ "О земельных отношениях в Томской области";


· Законом Томской области от 06 сентября 2006 года № 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области";


· Законом Томской области от 26 августа 2002 года № 68-ОЗ "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области";


· постановлением Администрации Томской области от 13 апреля 2021 года № 132а "О реализации отдельных полномочий по обеспечению жилыми помещениями многодетных семей".


Анализ реализации Закона № 70-ОЗ за 2018-2022 годы


В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 70-ОЗ Губернатор Томской области ежегодно представляет на утверждение в Законодательную Думу Томской области отчет о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества.

Рассмотрим динамику изменения основных параметров отчета о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества за период с 2018 по 2022 годы.


Структура договоров аренды за 2018-2022 годы, заключенных с участием Департамента, исполнительных органов Томской области,
областных казенных учреждений, а также автономных, бюджетных учреждений, унитарных предприятий (%)


Диаграмма 1


Ежегодно большую долю составляют договоры аренды зданий и помещений, поскольку данный вид имущества является более востребованным у арендаторов.



Общая площадь областного государственного недвижимого имущества, переданного в аренду за 2018-2022 годы
(с учетом объектов в составе имущественных комплексов)


Диаграмма 2


Динамика изменения общей площади объектов областного государственного недвижимого имущества, переданных в аренду:

- основное уменьшение общей площади зданий и помещений, переданных по договорам аренды, полномочия арендодателя по которым осуществлял Департамент (с учетом имущественных комплексов), произошло в 2021 году по причине расторжения договоров аренды областного государственного имущества, в том числе по адресам: Шегарский район, с. Вороновка, ул. Заречная, 4, стр. 3; Томский р-н, с. Турунтаево, пер. Тихий, д. 1а; Каргасокский район, с. Каргасок, ул. Максима Горького, 16, а также в связи с переходом права собственности на объекты по адресу: г. Томск, ул. Александра Угрюмова, 1 на основании договора купли-продажи 24.11.2020 № 2020.7794;

- основное уменьшение общей площади зданий и помещений, закрепленных на праве оперативного управления за областными государственными автономными, бюджетными учреждениями и на праве хозяйственного ведения за областными государственными унитарными предприятиями, переданных по договорам аренды зданий и помещений, заключенным при согласии Департамента (с учетом имущественных комплексов), произошло в 2021 году в связи с выведением из аренды объектов недвижимости большей площадью, чем вовлечено в оборот (влияние оказало введение ограничительных мер в период развития новой коронавирусной инфекции, в связи с чем по инициативе арендаторов прекращены договоры аренды либо не заключены на новый срок);

- основное уменьшение площади земельных участков, сданных в аренду, произошло в 2020 году в связи с отказом от использования ГУП ТО "Областное ДРСУ" трех земельных участков общей площадью 1 144,7 га по договорам аренды участков в Шегарском районе, с. Маркелово и с. Мельниково, а также в Кривошеинском районе, с. Кривошеино, ул. Тракторная, 1/9, кроме того, расторжением с ООО "Газпроммежрегионгаз" договора аренды земельного участка площадью 0,7 га в связи с окончанием строительства газопровода (Томский район, окр. с. Итатка).



Таблица 1


Доходы областного бюджета от сдачи в аренду областного государственного имущества и прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иные суммы возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2018-2022 годы

тыс. руб.

Наименование показателя

2018

2019

2020

2021

2022

Здания и помещения, сооружения, комплексы имущества, движимое имущество

15 943,4

18 443,0

24 152,5

16 049,1

17 585,4

Земельные участки

13 778,7

11 150,9

15 197,6

8 308,8

9 988,8

Штрафы, пени, возмещение ущерба, уплаченные по договорам аренды государственного имущества Томской области и земельных участков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арендаторами обязательств

1 983,9

2 320,3

962,7

696,0

113,5

ИТОГО

31 706,0

31 914,2

40 312,8

25 053,9

27 687,7


По данным таблицы 1 наблюдается рост доходов областного бюджета от сдачи в аренду областного государственного имущества и земельных участков в 2020 году.

Основными факторами, повлиявшими на перевыполнение плана по доходам, являются:

- поступление сверхплановых доходов в связи с заключением договоров аренды объектов областной собственности, не участвовавших при планировании, увеличением арендуемой площади, принятием в отчетном году имущества в Казну Томской области с обременением в виде права его аренды;

- поступление сверхплановых доходов в связи с заключением договоров аренды земельных участков, не участвовавших при планировании доходов;

- продление договора аренды земельного участка с ЗАО "СУ ТДСК";

- увеличение общей суммы авансовых платежей на 31.12.2020 по сравнению с началом года.

Особо следует отметить, что в 2020 году в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции арендаторам государственного имущества Томской области - субъектам малого и среднего предпринимательства оказана имущественная поддержка в отношении арендуемого областного недвижимого имущества, имущественных комплексов и арендуемых земельных участков.

В 2018-2019 годах кроме штрафов и пеней за несвоевременное внесение арендной платы за имущество в областной доход поступили средства за счет:


- взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами (ГУП ТО "Областное ДРСУ", АО "Санаторий "Чажемто");


- взыскания задолженности (ИП Климов Ю.В.);

- возмещения стоимости неосновательного обогащения за пользование имуществом без правовых оснований (ООО "Восход-2000", Территориальный орган Росздравнадзора).


Информация в отношении общей площади переданного в безвозмездное пользование имущества в разрезе ссудополучателей


Диаграмма 3


Ежегодно наибольшая площадь объектов областного недвижимого имущества передается в безвозмездное пользование областным (более 45% от общей площади) и федеральным структурам (более 22% от общей площади).

Так, по состоянию на 31.12.2022 в безвозмездное пользование предоставлено 89,8 тыс. кв. м областной недвижимости (без учета областных помещений, предоставленных многодетным семьям и гражданам, проживающим в специализированном Доме Ветеранов), в том числе 23,9 тыс. кв. м - федеральным структурам, из них 19,9 тыс. кв. м расположено в городе Томске, в том числе: 5,4 тыс. кв. м предоставлено ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный аграрный университет"; 4,9 тыс. кв. м - ФГБНУ "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" (НИИ психического здоровья СО РАМН); 4,6 тыс. кв. м - ГУ МЧС России по Томской области; 3,3 тыс. кв. м (в областных госучреждениях здравоохранения и в ОГУП "Областной аптечный склад") - Сибирский Государственный Медицинский Университет; 1,0 тыс. кв. м - ФКУ "Военный комиссариат Томской области".

При этом областными структурами используются на правах аренды помещения общей площадью 50,3 тыс. кв. м, в том числе: 38 тыс. кв. м - областными государственными учреждениями; 6,8 тыс. кв. м - исполнительными органами Томской области; 5,5 тыс. кв. м - областными государственными унитарными предприятиями.

Федеральным структурам для осуществления своей деятельности вместо областных объектов можно использовать объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, в том числе объекты культурного и исторического наследия (при необходимости направляя средства федеральных государственных программ для их ремонта, реставрации, приспособления для современного использования). Тем самым способствуя активизации выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Томской области, повышению их востребованности и экономии областных бюджетных средств.

Так, на территории Томской области находится 41 объект культурного наследия (здания, являющиеся памятниками истории и культуры) федерального значения и 411 зданий, помещений - объектов культурного наследия регионального значения, из них в городе Томске расположено 35 зданий - объектов культурного наследия федерального значения и 385 зданий и помещений, являющихся объектами культурного наследия регионального значения.

Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия осуществляются в рамках соответствующих государственных программ, предусмотренных бюджетным законодательством. Например, в рамках государственной программы "Развитие культуры в Томской области" за счет бюджетных средств в большей части из федерального бюджета предусмотрен капитальный ремонт театра "Скоморох" им. Р. Виндермана (г. Томск, пл. Соляная, 4), Томского ТЮЗа (г. Томск, пер. Нахановича, 4). В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" произведен капитальный ремонт здания по адресу: г. Томск, ул. Обруб, 4, где в настоящее время размещены учебные аудитории Российского государственного университета правосудия. Также за счет средств федерального бюджета осуществлен капитальный ремонт здания по ул. Набережная реки Ушайки, 4, в котором размещен Томский гарнизонный военный суд.

Контрольно-счетная палата Томской области считает возможным снижение ежегодных расходов областного бюджета (более чем на 150 млн руб. ежегодно) за аренду коммерческой недвижимости, так как на территории Томской области имеется значительное количество зданий, в том числе объектов культурного наследия, которые можно использовать при восстановлении за счет средств федерального бюджета, инициировав включение их в государственные программы Российской Федерации.

Вопрос эффективности предоставления государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование рассмотрен на Совете Думы с участием Контрольно-счетной палаты Томской области и Департамента по управлению госсобственности. В увязке с вопросом затрат областного бюджета на аренду помещений для областных структур.


Региональная практика распределения полномочий в сфере передачи
в аренду и безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации

В рамках мониторинга Закона № 70-ОЗ была изучена региональная практика по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) в части полномочий законодательного органа в сфере предоставления в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества.

В большинстве субъектов СФО нормы, устанавливающие особенности передачи регионального имущества в аренду и безвозмездное пользование, содержатся в законах о порядке управления региональным имуществом (аналогичным Закону Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области") и устанавливают общий подход к управлению и распоряжению государственной собственностью субъекта:


· полномочия органов государственной власти субъекта в сфере управления и распоряжения государственной собственностью субъекта;


· порядок участия органов государственной власти в создании, управлении, реорганизации и ликвидации региональных государственных учреждений, юридических лиц иных организационно-правовых форм;


· порядок управления акциями, долями, паями, принадлежащими субъекту;


· порядок приобретения имущества в государственную собственность субъекта и отчуждения государственного имущества субъекта;


· порядок передачи областного государственного имущества в залог и доверительное управление;


· отношения по управлению государственными унитарными предприятиями;


· отношения, возникающие по поводу предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование;


· отношения, возникающие при отчуждении областного государственного имущества в порядке приватизации.

Полномочия законодательных органов субъектов СФО в сфере управления и распоряжения государственной собственностью субъектов соответственно также в большинстве регионов имеют обобщенный характер (см. Приложение).

Томская область является единственным субъектом СФО, в котором отношения, возникающие при передаче государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование, регулируются отдельным нормативным правовым актом субъекта - Законом № 70-ОЗ.

Закон № 70-ОЗ наделяет Законодательную Думу Томской области следующими полномочиями:


· устанавливать порядок передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества и принимать иные нормативные правовые акты по вопросам передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества, если их принятие не отнесено настоящим Законом к полномочиям иных государственных органов Томской области;


· ежегодно утверждать по представлению Губернатора Томской области отчет о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества;


· принимать решения в форме постановлений Законодательной Думы Томской области о предоставлении областного государственного имущества в безвозмездное пользование, о согласии на передачу областного государственного имущества в безвозмездное пользование;


· осуществлять контроль за законностью и эффективностью предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование в порядке и пределах, установленных действующим законодательством;


· осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Томской области.

Отдельные вопросы передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества рассматриваются на заседаниях постоянной комиссии по имуществу бюджетно-финансового комитета, в том числе с выездом на место.

Анализ региональной практики в сфере указанных полномочий свидетельствует о более содержательном участии законодательного органа власти Томской области при передаче областного государственного имущества в аренду и в безвозмездное пользование и контроле в данной сфере, что повышает эффективность и рациональность его использования для решения социальных задач, обеспечения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления.


Заключение
Выводы и предложения

На основании анализа полученной информации, а также по результатам проведения контрольных, экспертных и экспертно-аналитических мероприятий, изучения замечаний и предложений органов исполнительной власти Томской области и иных поступивших замечаний и предложений выявилось, что Закон № 70-ОЗ полностью соответствует федеральному и региональному законодательству.

Вместе с тем предлагается рекомендовать:

Администрации Томской области:


· провести работу с владельцами имущества по вопросу повышения качества, полноты и своевременности предоставления в уполномоченный орган (ДУГС) сведений об изменении или прекращении договоров аренды и безвозмездного пользования;


· рассмотреть вопрос равноценного взаимодействия с федеральными структурами по предоставлению областного и федерального имущества в безвозмездное пользование при наличии соответствующей потребности.

бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области:


· продолжить мониторинг правоприменения Закона Томской области от 09 июля 2019 года № 70-ОЗ "О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование".



Приложение

Региональная практика по Сибирскому федеральному округу
"Полномочия законодательного органа в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, в том числе
предоставления в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества"

№ п/п

Наименование субъекта РФ

НПА

Наименование законодательного органа

Полномочия законодательного органа

Сибирский федеральный округ

1

Республика Алтай

Закон Республики Алтай от 05.05.2011 № 17-РЗ "Об управлении государственной собственностью Республики Алтай"

Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай

1) принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере управления государственной собственностью;
2) осуществляет контроль за исполнением принятых в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, а также за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Алтай.

2

Республика Тыва

Закон Республики Тыва от 10.01.2017 №249-РТ
"О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва"

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва

1) принимает закон Республики Тыва о порядке управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва;
2) устанавливает перечень объектов государственной собственности Республики Тыва, не подлежащих отчуждению;
3) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то государственными органами контроль за соблюдением установленного настоящим Законом порядка распоряжения государственной собственностью Республики Тыва;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Тыва.

3

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34
"Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия"

Верховный Совет Республики Хакасия

1) устанавливает общий порядок управления республиканской собственностью, порядок приобретения имущества в республиканскую собственность и отчуждения объектов республиканской собственности, определяет максимальный размер сделок по приобретению и отчуждению имущества, заключаемых исполнительными органами государственной власти без согласия Верховного Совета Республики Хакасия, порядок передачи объектов республиканской собственности в залог, аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление;
2) осуществляет контроль за исполнением законов, регулирующих отношения в сфере управления республиканской собственностью, за использованием республиканской собственности;
3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации республиканского имущества на плановый период;
4) осуществляет иные полномочия в сфере управления республиканской собственностью в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.

4

Алтайский край

Закон Алтайского края от 14.09.2006 № 98-ЗС
"О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края"

Алтайское краевое Законодательное Собрание

1) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края, в том числе акциями (долями) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ;
2) принимает решения о передаче объектов права собственности Алтайского края в муниципальную или федеральную собственность либо о приобретении в собственность Алтайского края объектов права собственности Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края за исключением случаев, установленных законодательством;
3) определяет перечень объектов права собственности Алтайского края, имеющих наиболее важное значение для Алтайского края и не подлежащих отчуждению;
4) осуществляет контроль за соблюдением установленного законами Алтайского края порядка управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края, а также приобретения имущества в собственность Алтайского края;
5) устанавливает размер сделок с имуществом Алтайского края, при котором сделки подлежат утверждению Алтайским краевым Законодательным Собранием;
6) устанавливает перечни видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Алтайского края по предметам ведения Алтайского края, а также имущества, необходимого для обеспечения их деятельности, деятельности государственных гражданских служащих Алтайского края, работников краевых государственных унитарных предприятий, краевых казенных предприятий и краевых государственных учреждений (автономных, бюджетных, казенных);
6.1) дает согласие на назначение на должность руководителей краевых государственных унитарных предприятий;
7) осуществляет иные правомочия собственника имущества Алтайского края, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

5

Красноярский край

Закон Красноярского края от 03.03.2011 № 12-5650 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края"

Законодательное Собрание Красноярского края

1) осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере управления государственной собственностью края;
2) утверждает перечень объектов государственной собственности Красноярского края, не подлежащих отчуждению;
3) в случаях, установленных настоящим Законом и иными законами края, дает согласие на совершение сделок с имуществом, находящимся в государственной собственности края;
4) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливает порядок и условия приватизации имущества, находящегося в краевой собственности;
5) согласует принятие решения об использовании специального права ("золотой акции") при приватизации краевых унитарных предприятий и при продаже акций, принадлежащих Красноярскому краю в уставном капитале акционерных обществ, а также о прекращении действия специального права ("золотой акции");
6) согласует создание, реорганизацию и ликвидацию краевых унитарных предприятий и краевых учреждений;
7) утверждает перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности;
8) в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, согласует назначение и освобождение от должности руководителей краевых унитарных предприятий;
9) в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, согласует избрание (выдвижение) кандидатур представителей края в органы управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края;
10) согласует назначение представителей края в советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Красноярского края в управлении этим обществом ("золотой акции");
11) согласует принятие решения о поручительстве по обязательствам должника - градообразующей организации, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), предоставляемом Красноярским краем в соответствии с федеральным законом;
12) распоряжается имуществом, закрепленным за Законодательным Собранием края;
13) осуществляет контроль в сфере управления государственной собственностью края в соответствии с федеральным законодательством, Уставом края, настоящим Законом и иными законами края;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, Уставом края, настоящим Законом и иными законами края.

6

Иркутская область

Закон Иркутской области от 06.12.2011 №123-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области"

Законодательное Собрание Иркутской области

осуществляет законодательное регулирование в сфере управления и распоряжения областной государственной собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения областной государственной собственностью.

7

Кемеровская область - Кузбасс

Закон Кемеровской области - Кузбасса
от 20.07.1998 № 31-ОЗ "О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области - Кузбасса"

Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса

1) утверждает положение об учете государственного имущества Кемеровской области - Кузбасса и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области - Кузбасса;
2) определяет порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области - Кузбасса;
3) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Кемеровской области - Кузбасса;
4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области - Кузбасса.

8

Новосибирская область

Закон Новосибирской области
от 06.07.2018 № 271-ОЗ "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области"

Законодательное Собрание Новосибирской области

1) принятие законов Новосибирской области, осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;
2) рассмотрение Концепции управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;
3) согласование передачи в залог имущества, составляющего казну Новосибирской области;
4) согласование приобретения в государственную собственность Новосибирской области недвижимого имущества;
5) согласование отчуждения областного имущества балансовой (кадастровой) стоимостью более 10 миллионов рублей, за исключением случаев отчуждения в порядке приватизации, а также передачи в федеральную или муниципальную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации;
6) согласование приобретения (отчуждения) акций (вкладов, долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, за исключением случаев отчуждения в порядке приватизации;
7) согласование перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;
8) рассмотрение предложения о создании и (или) реконструировании областного имущества в рамках концессионного соглашения;
9) рассмотрение вопросов о передаче недвижимого имущества, составляющего казну Новосибирской области, акций (вкладов, долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в доверительное управление;
10) рассмотрение вопросов о передаче областного имущества в безвозмездное пользование, за исключением случаев предоставления областного имущества в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти Новосибирской области, государственным органам Новосибирской области, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, государственным и муниципальным учреждениям, а также некоммерческим организациям в целях организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
11) рассмотрение вопросов о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, за исключением государственных учреждений Новосибирской области;
12) рассмотрение ежегодного отчета об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области;
13) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

9

Омская область

Закон Омской области
от 06.07.2005 № 652-ОЗ
"Об управлении и распоряжении собственностью Омской области"

Законодательное Собрание Омской области

1) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Омской области;
2) определяет основы приватизации имущества, находящегося в собственности Омской области;
3) устанавливает перечень объектов собственности Омской области, не подлежащих отчуждению;
4) устанавливает размер направляемых в областной бюджет отчислений от прибыли государственных предприятий Омской области, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
5) определяет порядок передачи имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность и приема имущества из муниципальной собственности в собственность Омской области, если иное не установлено федеральным законодательством;
6) в соответствии с федеральным законодательством принимает законы Омской области по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Омской области, их государственной охраны на территории Омской области;
7) определяет основы учета имущества Омской области;
8) осуществляет контроль за исполнением областных законов, регулирующих отношения в сфере управления и распоряжения собственностью Омской области;
9) осуществляет иные полномочия в сфере управления и распоряжения собственностью Омской области в соответствии с федеральным и областным законом.

10

Томская область

Закон Томской области
от 09.07.2019 № 70-ОЗ
"О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование"

Законодательная Дума Томской области

1) устанавливает порядок передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества и принимает иные нормативные правовые акты по вопросам передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества, если их принятие не отнесено настоящим Законом к полномочиям иных государственных органов Томской области;
2) ежегодно утверждает по представлению Губернатора Томской области отчет о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества;
3) принимает решения в форме постановлений Законодательной Думы Томской области о предоставлении областного государственного имущества в безвозмездное пользование, о согласии на передачу областного государственного имущества в безвозмездное пользование;
4) осуществляет контроль за законностью и эффективностью предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование в порядке и пределах, установленных действующем законодательством;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Томской области.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ