АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июня 2023 года № 426-ра
Об утверждении Региональной программы
снижения доли населения
с доходами ниже границы бедности в
Томской области
(с
изменениями на 22 марта 2024 года)
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра
Во
исполнение Указов Президента Российской
Федерации от 07.05.2018 № 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года", от 21.07.2020 № 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года":
1. Утвердить Региональную программу
снижения доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума в Томской области
(далее - Региональная программа) согласно
приложению к настоящему распоряжению.
2. Реализация Региональной программы
осуществляется в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных в
консолидированном бюджете Томской
области на соответствующий финансовый
год, а также за счет внебюджетных
источников.
3. Исполнительные органы Томской области,
ответственные за исполнение мероприятий
Региональной программы, ежеквартально,
не позднее 3-го числа месяца, следующего
за отчетным кварталом, представляют в
Департамент социальной защиты населения
Томской области отчет о выполнении
мероприятий по курируемой сфере
деятельности.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу
с даты его принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на заместителя
Губернатора Томской области по
социальной политике.
И.о. Губернатора Томской области
Н.Я. Руппель
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской
области
от 30.06.2023 № 426-ра
Региональная программа
снижения доли населения с доходами ниже
границы бедности в Томской области
1. Общие положения
1.
Региональная программа снижения доли
населения с доходами ниже границы
бедности в Томской области (далее -
региональная программа) подготовлена в
целях обеспечения достижения целевого
показателя "Снижение уровня бедности
в два раза по сравнению с показателем 2017
года" национальной цели развития
Российской Федерации на период до 2030
года "Сохранение населения, здоровье и
благополучие людей", определенной
Указом Президента Российской Федерации
от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года".
2. Свод всей информации по показателям
результативности работы, реализации
региональной программы осуществляет
Департамент социальной защиты населения
Томской области.
2. Цель и задачи
(В редакции распоряжения Администрации
Томской области от 22 марта 2024 года №
204-ра, -
см. предыдущую редакцию)
3. Целью
региональной программы является
обеспечение темпа устойчивого роста
доходов населения и уровня пенсионного
обеспечения не ниже инфляции и
достижение целевых значений показателя
"Уровень бедности", предусмотренных
Единым планом по достижению
национальных целей развития Российской
Федерации на период до 2024 года и на
плановый период до 2030 года, утвержденным
распоряжением Правительства Российской
Федерации 01.10.2021 № 2765-р (далее - Единый
план), для двукратного сокращения уровня
бедности по сравнению с показателем 2017
года.
4. Достижение цели региональной
программы требует решения следующих
задач: повышение уровня доходов граждан
и превышение темпов роста доходов
граждан, в т.ч. средней заработной платы,
над темпом роста инфляции; развитие
системы социальной помощи нуждающимся
гражданам; развитие системы социального
контракта.
4-1. Ожидаемые результаты реализации
региональной программы:
1) построение эффективной системы мер,
направленных на вывод граждан из трудной
жизненной ситуации (в том числе
недопущения перехода низкодоходных
групп граждан в категорию
малообеспеченных) посредством
обеспечения устойчивого роста реальных
денежных доходов, повышения адресности
предоставления мер социальной
поддержки, содействия занятости;
2) достижение в Томской области к 2030 году
целевых значений показателей "Уровень
бедности", определенных Единым
планом.
3. Анализ текущей
ситуации
5. Информация о социально-экономическом развитии Томской области за 2020 - 2022 годы.
Валовой региональный продукт, в т.ч. на
душу населения:
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Валовой региональный
продукт, млрд. рублей |
556,9 |
706,4 |
787* |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % |
93,0 |
103,4 |
99,0* |
Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей на человека) |
514,7 |
660,6 |
нет данных (не ранее марта 2024 года) |
*оценка Департамента экономики
Администрации Томской области.
По официальным данным Томскстата объем
валового регионального продукта Томской
области за 2021 год в текущих ценах
составил 706,4 млрд. рублей. Индекс
физического объема ВРП относительно 2020
года составил 103,4%. Валовой региональный
продукт на душу населения за 2021 год
составил 660,6 тыс. рублей. По данному
показателю Томская область занимает 4-е
место среди регионов Сибирского
федерального округа (далее - СФО) после
Красноярского края, Иркутской и
Кемеровской областей. В рейтинге
регионов Российской Федерации (далее -
РФ) - 29-е место (справочно: ВВП РФ на душу
населения в 2021 году составил 927,5 тыс.
рублей).
По оценке Департамента экономики
Администрации Томской области, ВРП по
итогам 2022 года в текущих ценах достигнет
уровня 787,0 млрд. рублей или 99% к уровню 2021
года в сопоставимых ценах.
На сокращение ВРП региона оказали
влияние структурные изменения в сферах
промышленного производства,
строительства, транспорта. Негативные
процессы, характерные также и для
российской экономики, были связаны с
санкционным давлением и, как следствие,
логистическими ограничениями,
недостатком импортного сырья и
комплектующих, увеличением стоимости
строительных материалов, а также ростом
инфляции.
Инвестиции в основной капитал, в т.ч. на
душу населения; основные фонды
в экономике (по полной учетной стоимости
на конец года):
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Инвестиции в основной капитал Томской области, млрд. рублей |
101,4 |
107,8 |
119,8 |
Индекс физического
объема инвестиций |
95,7 |
95,3 |
91,2 |
Инвестиции в основной
капитал Томской области на душу
населения |
94,3 |
100,8 |
113,3 |
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости на конец года, млрд. рублей) |
1 723,1 |
2 380,0 |
нет данных |
Наблюдается ежегодное увеличение
инвестиций в основной капитал в текущих
ценах (номинальный темп роста показателя
2022 года к 2020 году составил 118,1%). Вместе с
этим показатель в сопоставимых ценах
демонстрирует отрицательную динамику и
по итогам 2022 года составил 91,2% к уровню 2021
года. Факторами, ограничивающими
инвестиционную активность, являются
недостаток собственных и заемных
средств для осуществления долгосрочных
инвестиций, а также рост цен на товары
инвестиционного назначения и
строительные материалы, структурная
перестройка
производственно-логистических цепочек,
в том числе поиск новых поставщиков
технологий, оборудования, материалов и
комплектующих, поиском новых рынков
сбыта, что связано с сокращением импорта
из-за санкционных ограничений.
Объем инвестиций в основной капитал на
душу населения по итогам 2022 года
составил 113,3 тыс. рублей на человека. По
данному показателю Томская область
занимает 42-е место среди регионов РФ и 7-е
место в СФО (в России - 189,9 тыс. рублей на
человека, в СФО - 169,0 тыс. рублей на
человека).
Основные фонды в экономике региона по
итогам 2021 года составили более 2 трлн.
рублей, увеличившись по сравнению с 2020
годом на 38,1%.
Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ
и услуг собственными силами (по видам
экономической деятельности, относящимся
к промышленному производству)
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Промышленное производство, млрд. рублей, в т.ч. |
354,0 |
496,3 |
532,7 |
добыча полезных ископаемых, млрд. рублей |
113,5 |
199,3 |
210,5 |
обрабатывающие производства, млрд. рублей |
196,1 |
249,4 |
270,2 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, млрд. рублей |
35,7 |
38,3 |
42,2 |
водоснабжение; водоотведение,
организация сбора и утилизации отходов,
деятельность |
8,7 |
9,3 |
9,7 |
Наблюдается ежегодное увеличение
объемов отгрузки как в целом по
промышленности (в 2022 году к уровню 2021
года - 107,3%), так и в отдельных ее секторах.
Положительная динамика обусловлена
положительными темпами роста индексов
промышленного производства по отдельным
отраслям и индекса цен производителей
промышленных товаров.
Продукция сельского хозяйства
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Продукция сельского
хозяйства, |
34,6 |
39,1 |
43,0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % |
105,8 |
99,8 |
102,5 |
В Томской области за счет технической и
технологической модернизации в
агропромышленном комплексе ежегодно
удается наращивать объемы производства
сельскохозяйственной продукции. В 2022
году объем производства продукции АПК
составил более 43 млрд. рублей или 102,5% в
сопоставимых ценах.
Драйвером развития
сельскохозяйственного производства
является животноводство (68% в общем
объеме производства
сельскохозяйственной продукции).
По итогам 2022 года по каждому виду
животноводческой продукции
зафиксирована положительная динамика.
Производство скота и птицы к уровню 2021
года составило 101,8%, молока - 101,7%, яиц -
107,9%.
В растениеводстве в 2022 году поставлен
очередной рекорд по урожаю зерновых и
зернобобовых культур, который составил
452,7 тыс. тонн (112,2% к уровню 2021 года).
Оборот розничной торговли
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
174,5 |
209,9 |
235,81 |
Индекс физического оборота розничной торговли,% |
98,5 |
112,9 |
97,6 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей |
162,4 |
196,3 |
223,0 |
За период 2020 - 2022 годов в сфере розничной
торговли наблюдалась разноплановая
динамика. Общероссийские кризисные
явления, введение ограничительных мер,
направленных на борьбу с пандемией,
повлекли снижение потребительского
спроса в 2020 году (ИФО - 98,5%). Несмотря на
сохранение нестабильной ковидной
ситуации в 2021 году, розничной торговле
удалось преодолеть кризисные явления и,
с учетом эффекта "низкой базы"
прошлого года, достигнуть уровня ИФО
112,9%.
По итогам 2022 года оборот розничной
торговли составил 235,8 млрд. рублей или 97,6%
к прошлому году.
Оборот розничной торговли на душу
населения за 2022 год составил 223,0 тыс.
рублей. По данному показателю Томская
область занимает 4-е место среди регионов
СФО. В рейтинге регионов Российской
Федерации - 59-е место (справочно: оборот
розничной торговли на душу населения в
РФ составил 290,2 тыс. рублей, в СФО - 230,1 тыс.
рублей на человека).
Численность населения
Численность населения на 1 января
2023 года (с учетом итогов Всероссийской
переписи населения 2020 года) составила 1
052,1 тыс. человек, в том числе 750 тыс.
человек (71,3%) - городское население, 302,1
тыс. человек (28,7%) сельское население.
Среднегодовая численность за 2022 год
составила 1 057,4 тыс. человек, в том числе
754,4 тыс. человек - городское (71,3%), 303,0 тыс.
человек - сельское (28,7%) население.
По численности Томская область занимает
7-е место в Сибирском федеральном округе,
по Российской Федерации - 48-е место.
По данным Томскстата демографическая
ситуация в январе - декабре 2022 года (с
учетом итогов Всероссийской переписи
населения 2020 года) характеризуется
сокращением численности населения на 10,7
тыс. человек за счет естественной (- 4,1
тыс. человек) и миграционной убыли (- 6,6
тыс. человек) населения Томской области,
что подтверждает общероссийские
тенденции по сокращению рождаемости и
смертности и увеличению миграционного
оттока населения.
При сложившейся в регионе возрастной
демографической структуре миграционный
компонент вносит существенный вклад в
прирост или снижение численности
населения региона. В 2022 году из региона
уехало 37,9 тысячи человек. Ежегодный
отток в другие регионы страны составляет
порядка 13 тыс. человек, прибывает меньше,
так, в 2022 году - на 3,3 тысячи. Миграция в
Томской области в январе - декабре 2022
года характеризуется ухудшением
показателей (убыль - 6,6 тыс. человек) по
сравнению с аналогичным периодом
прошлого года (прирост 0,5 тыс. человек), в
том числе за счет:
- превышения на 3,3 тыс. человек числа
граждан, выбывших из Томской области в
другие регионы страны, над числом
прибывших;
- превышения почти на 3,3 тыс. человек
числа лиц, выехавших из региона за рубеж,
преимущественно, в страны СНГ (Казахстан,
Киргизию, Узбекистан) над числом
прибывших из-за рубежа.
Отрицательное сальдо и межрегиональной
и международной миграции - серьезный
фактор влияния на снижение численности
населения в Томской области.
В регионе сохраняется общероссийская
тенденция депопуляции населения.
Сокращение населения характерно для
всех муниципальных образований за
исключением г. Томска и Томского района.
Продолжительность жизни населения
Томской области, по предварительным
итогам, в 2022 году увеличилась до 72,37 лет, в
СФО - 70,48 лет, по РФ - 72,76 лет (в 2021 году ТО -
69,7 лет, СФО - 68,3 года, РФ - 70,06 лет).
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Численность населения
среднегодовая, |
1 074,8 * |
1 069,3 * |
1 057,4 |
Естественная убыль, тыс. человек |
-4,4 |
-7,1 |
-4,1 |
Миграционная убыль
(прирост), |
-4,4 |
0,5 |
-6,6 |
Ожидаемая
продолжительность жизни |
71,17 |
69,70 |
72,37 |
Доля населения в трудоспособном возрасте, %* |
58,4 |
58,1 |
59,5 |
Коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте, % (на 1000 населения)* |
711,9 |
720,3 |
680,4 |
*без учета итогов Всероссийской переписи
населения 2020 года
Рынок труда
Ситуация на рынке труда в 2022 году
стабильная. Текущая государственная
региональная политика в сфере развития
рынка труда направлена на обеспечение
эффективной занятости населения,
содействие трудоустройству граждан,
улучшение условий и охраны труда,
развитие социального партнерства,
содействие добровольному переселению в
Томскую область соотечественников,
проживающих за рубежом.
Уровень безработицы (по методологии
Международной организации труда) по
отношению к 2020 году снизился на 3,4 п.п. (2020
год - 8,6%) до 5,2% к численности рабочей силы
в 2022 году. Уровень зарегистрированной
безработицы в 2022 году снизился по
сравнению с 2020 годом (5,89%) на 4,98 п.п. и
составил 0,91%.
Численность безработных граждан,
состоящих на учете в органах службы
занятости населения, снизилась за
последние 3 года на 26,9 тыс. человек (31,9
тыс. человек в 2020 году и 5,0 тыс. человек в
2022 году). Уровень занятости населения за
последние 3 года вырос на 2,1 п.п. (с 55,6% в 2020
году до 57,7% в 2022 году). Потребность в
работниках, заявленная работодателями в
органы службы занятости населения, за
анализируемый период сократилась на 1 664
человека и составила на конец 2022 года 8 957
человек.
Всего в 2022 году в органы службы занятости
обратились 26,6 тыс. человек, признаны
безработными 14,6 тыс. человек (в 2021 году
соответственно 44,1 тыс. человек и 25,7 тыс.
человек). Численность
зарегистрированных безработных граждан
по состоянию на 01.01.2023 составила 4 996
человек, что ниже уровня 2020 года на 26 874
человека (31 870 человек на 01.01.2020).
Коэффициент напряженности на рынке
труда (соотношение среднегодовой
численности безработных граждан к
среднегодовому количеству вакантных
мест, заявленных работодателями)
снизился за 3 года на 1,5 ед.
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Среднегодовая численность занятых, человек |
479 131 |
499 521 |
н.д. |
Уровень занятости
населения |
55,6 |
57,6 |
57,7 |
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, тыс. человек |
31,9 |
7,3 |
5,0 |
Уровень безработицы, % |
8,6 |
6,8 |
5,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
5,9 |
1,4 |
0,9 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, человек |
10 621 |
12 333 |
8 957 |
Коэффициент напряженности на рынке труда, единицы |
3,0 |
0,6 |
0,6 |
Доходы населения
(В редакции распоряжения Администрации
Томской области от 22 марта 2024 года №
204-ра, -
см. предыдущую редакцию)
В Томской области наблюдается тенденция
к постепенному увеличению денежных
доходов населения. За период 2020 - 2022 годов
денежные доходы населения Томской
области увеличились в 1,18 раза (с 372 364,3
млн. руб. до 440 918,8 млн. руб.). При этом
среднедушевые денежные доходы населения
(в месяц) за этот период выросли в 1,2 раза.
В целом по области среднедушевые
денежные доходы населения (в месяц)
составили по итогам 2022 года 34 748 руб., что
на 5 877,4 руб. выше уровня 2020 года. Уровень
среднедушевых денежных доходов
населения по итогам 2022 года ниже уровня
Российской Федерации на 10 189 руб. (44 937
руб.) и Сибирского федерального округа на
638 руб. (35 386 руб.).
Среднедушевые денежные доходы
населения в месяц (рублей)
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Российская Федерация |
36 240 |
40 304 |
44 937 |
Сибирский федеральный округ |
27 999 |
30 778 |
35 386 |
Томская область |
28 871 |
31 054 |
34 748 |
При анализе положительной динамики
среднедушевых денежных доходов
населения за период 2020 - 2022 годов в
Томской области отмечается неустойчивая
(разнонаправленная) динамика реальных
располагаемых денежных доходов
населения:
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
98,2 |
101,4 |
98,5 |
Основную долю в структуре денежных
доходов населения в 2022 году составляли
доходы от трудовой деятельности - 62,4%,
социальные выплаты населению - 26,6%,
доходы от собственности - 2,8%.
Анализ структуры доходов населения
Томской области за три года (2020 - 2022 гг.)
показал, что подавляющую долю занимает
заработная плата, на которую приходится
более 60%. Вторым направлением по величине
в общей структуре являются социальные
выплаты, удельный вес которых в 2020 году
составлял 27,3%, а в 2022 году снизился до 26,6%,
что обусловлено реализацией мер
поддержки населения в период пандемии.
Третью позицию в структуре доходов
занимают доходы от предпринимательской
деятельности, которые в течение трех лет
возросли с 5,7% до 6,7%. Доходы от
собственности имеют общую тенденцию к
снижению с 3,9% до 2,8%.
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Структура денежных доходов населения, всего: |
100 |
100 |
100 |
доходы от предпринимательской деятельности |
5,8 |
5,8 |
6,7 |
доходы от собственности |
3,9 |
3,6 |
2,7 |
другие доходы |
1,3 |
1,4 |
2,6 |
оплата труда |
61,8 |
62,0 |
62,4 |
социальные выплаты |
27,3 |
26,9 |
26,6 |
В условиях демографического старения
населения благосостояние пенсионеров
оказывает существенное влияние на общий
уровень жизни населения.
За три года (2020 - 2022 гг.) средний размер
назначенных пенсий в Томской области
увеличился в 1,3 раза, в том числе за 2022 год
на 14,6%, и по состоянию на 1 января 2023 года
составил 21 042 рубля (по РФ - 19 322 рубля, по
СФО - 19 278 рублей). По размеру назначенных
пенсий Томская область в 2022 году
сохраняет лидирующую позицию среди
регионов Сибирского федерального округа
и входит в ТОП-15 среди субъектов России.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Средний размер назначенных пенсий, рублей |
17 107,0 |
18 366,0 |
21042,0 |
Одним из показателей, характеризующих
материальное благополучие пенсионеров,
является соотношение среднего размера
назначенных пенсий с величиной
прожиточного минимума.
Соотношение среднего размера
назначенных пенсий к величине
прожиточного минимума в среднем на душу
населения в 2022 году в Томской области
составило 174,7%, в то время как в 2021 году
данный показатель составлял 187,1%.
Уровень жизни граждан, обеспечиваемый
пенсионной системой, в большей степени
характеризуется не номинальным, а
реальным размером пенсии.
Реальный размер назначенных пенсий (в
процентах к предыдущему году) в 2022 году
составил 102,4% (в 2021 году - 99,1%).
Соотношение среднего размера пенсий со
средним размером начисленной заработной
платы в течение 2018 - 2022 годов уменьшилось
с 36,7% до 36,4%.
По состоянию на 1 января 2022 года
численность занятых, приходящихся на
одного пенсионера, составила 1,67
человека.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Среднегодовая численность занятых |
501 611 |
479 131 |
499 521 |
Численность пенсионеров |
302 825 |
301 220 |
298 676 |
Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера |
1,66 |
1,59 |
1,67 |
Численность пенсионеров, приходящихся
на 1000 человек населения Томской области,
составила 272 человека на 1 января 2022 года.
Часть граждан пенсионного возраста
остается занятой в экономике в связи с
недостаточным размером получаемой
пенсии для поддержания достойного
уровня жизни. Проблема поддержки
пенсионеров остается одной из основных в
социальной политике, так как уровень
жизни этой категории граждан оказывает
большое влияние на уровень жизни
населения в целом.
Величина прожиточного минимума
Показатели |
2020 год |
2021 год |
на 2022 год (средне-годовое значение) |
на |
Величина прожиточного минимума, все население, рублей |
11 960,5 |
12 218 |
13 473,5 |
14 466 |
- дети |
12 588,75 |
12 927 |
14 143,5 |
15 306 |
- пенсионеры |
9 617,5 |
9 815 |
11 496,5 |
12 441 |
- трудоспособное население |
12 680,25 |
12 959 |
14 571,0 |
15 768 |
Величина прожиточного минимума в
течение 2022 года увеличивалась дважды: с
01.01.2022 - до 12 731 рубля (на 2021 год - 12 218
рублей), и с 01.06.2022 - до 14 004 рублей
(увеличение на 14,6% по сравнению с 2021
годом).
Вместе с тем темпы роста прожиточного
минимума не превышали рост
потребительских цен, что
свидетельствует об увеличении стоимости
товаров и услуг, в том числе первой
необходимости, которые формируют основу
потребления малообеспеченных групп
населения.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Заработная плата
(В редакции распоряжения Администрации
Томской области от 22 марта 2024 года №
204-ра, -
см. предыдущую редакцию)
Поэтапное улучшение ряда
макропоказателей экономики региона в 2021
году, а также восстановление основных
базовых сфер деятельности до
доковидного уровня в 2022 году позволили
обеспечить рост заработных плат в
регионе. Кроме того, дополнительное
влияние на рост заработных плат в
регионе оказало увеличение минимального
размера оплаты труда в 2022 году с 1 января
на 8,6% и с 1 июня на 10,0%.
Так, за период с 2020 по 2022 годы
среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
(далее - ННЗП) увеличилась в 1,18 раза и
составила 57 879 рублей (4-е место в
Сибирском федеральном округе).
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
в 2022 году обеспечивает 3,66 величины
прожиточного минимума (в среднем на душу
населения), в то время как в 2021 году - 3,93
величины прожиточного минимума.
Отдельно необходимо выделить виды
экономической деятельности с
максимальным уровнем номинальной
начисленной заработной платы работников
организаций:
добыча полезных ископаемых - 107 006,9 руб.
(112,5% к аналогичному периоду прошлого
года);
деятельность профессиональная, научная
и техническая - 87 472,1 руб. (123,9%);
деятельность в области информации и
связи - 82 915,4 руб. (111,3).
Минимальный размер номинальной
начисленной заработной платы работников
организаций наблюдается по следующим
видам экономической деятельности:
деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания - 30 387,0 руб. (115,9%);
предоставление прочих видов услуг - 34 037,0
руб. (114,4%).
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников
организаций в разрезе видов
экономической деятельности (рублей)
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная
плата работников организаций |
48 729,6 |
50 826,8 |
57 819,0 |
сельское, лесное
хозяйство, охота, рыболовство |
35 409,1 |
36 115,4 |
46 735,0 |
добыча полезных ископаемых |
91 545,4 |
95 058,2 |
107 006,9 |
обрабатывающие производства |
46 422,2 |
49 558,8 |
56 308,9 |
обеспечение
электрической энергией, газом |
56 020,8 |
58 861,6 |
66 507,8 |
водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность |
36 333,4 |
37 656,2 |
43 144,1 |
строительство |
37 034,6 |
41 228,9 |
52 487,0 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
29 001,3 |
33 603,5 |
38 605,3 |
транспортировка и хранение |
59 736,3 |
59 723,4 |
63 071,1 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
22 966,8 |
26 225,1 |
30 387,9 |
деятельность в области информации и связи |
66 123,7 |
74 521,9 |
82 915,4 |
деятельность финансовая и страховая |
63 617,2 |
71 120,5 |
79 801,3 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
34 366,4 |
33 997,4 |
40 728,5 |
деятельность
профессиональная, научная |
66 879,5 |
70 617,7 |
87 472,1 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
31 998,3 |
28 871,7 |
36 872,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
54 684,5 |
57 418,4 |
62 093,7 |
образование |
40 523,2 |
44 058,8 |
49 270,1 |
деятельность в
области здравоохранения |
46 511,8 |
45 778,6 |
50716,2 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
38 665,0 |
39 828,3 |
42 623,6 |
предоставление прочих видов услуг |
26 736,2 |
29 744,8 |
34 037,0 |
Реальная начисленная заработная плата в
2020, 2021 годах имела тенденцию к снижению (с
103,2% в 2020 году до 99,0% в 2021 году), по итогам
2022 года возросла до 99,5%.
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников
крупных
и средних предприятий и некоммерческих
организаций в разрезе муниципальных
образований (рублей)
Муниципальное образование |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Александровский район |
73 161,50 |
77 390,50 |
89 368,70 |
Асиновский район |
33 930,60 |
36 828,50 |
40 229,60 |
Бакчарский район |
42 301,50 |
43 982,70 |
48 227,70 |
Верхнекетский район |
41 791,70 |
43 690,10 |
48 711,00 |
Зырянский район |
33 280,90 |
36 206,10 |
40 900,40 |
Каргасокский район |
67 704,50 |
68 003,00 |
76 853,60 |
Кожевниковский район |
35 384,60 |
37 084,00 |
41 354,40 |
Колпашевский район |
51 594,80 |
50 604,30 |
54 860,50 |
Кривошеинский район |
43 208,70 |
45 581,80 |
50 665,50 |
Молчановский район |
46 036,30 |
47 085,20 |
52 344,40 |
Парабельский район |
74 445,90 |
76 741,90 |
88 119,20 |
Первомайский район |
33 064,40 |
35 591,00 |
40 629,40 |
Тегульдетский район |
46 269,30 |
49 860,50 |
57 589,10 |
Томский район |
39 494,50 |
42 134,00 |
47 702,00 |
Чаинский район |
45 814,10 |
48 275,30 |
53 421,80 |
Шегарский район |
34 939,50 |
35 108,90 |
38 587,70 |
Город Томск |
54 713,10 |
59 282,40 |
68 021,40 |
Город Кедровый |
53 121,30 |
53 331,60 |
57 590,50 |
Городской округ Стрежевой |
72 305,70 |
77 461,10 |
80 591,60 |
Традиционно только в пяти муниципальных
образованиях среднемесячная заработная
плата превысила среднеобластное
значение, а именно:
в муниципальных образованиях северной
части Томской области, где начисление
заработной платы предусмотрено в
повышенном размере за счет применения
районных коэффициентов и надбавок для
лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях,
кроме того, высока доля среднесписочной
численности работников нефтедобывающей
отрасли ("Александровский район",
"Каргасокский район",
"Парабельский район", "Город
Стрежевой");
в муниципальном образовании "Город
Томск", где сосредоточены наиболее
крупные и конкурентоспособные
предприятия промышленного комплекса,
IT-технологий и финансовой сферы, а также
высшие учебные заведения.
Самая низкая заработная плата
зафиксирована в муниципальных
образованиях южной части Томской
области с высокой долей среднесписочной
численности работников сельского и
лесного хозяйства и бюджетной сферы
("Шегарский район", "Первомайский
район", "Зырянский район",
"Асиновский район",
"Кожевниковский район").
Дифференциация среднемесячной
заработной платы по муниципальным
образованиям в 2022 году возросла
относительно уровня 2021 года и составила
2,3 раза (в 2021 году - 2,2 раза).
Превышающие среднеобластное значение
темпы роста средней заработной платы
работников крупных и средних
предприятий и некоммерческих
организаций отмечены в четырех
муниципальных образованиях:
"Парабельский район" (115,6%),
"Тегульдетский район" (115,5%),
"Город Томск" (114,7%), "Первомайский
район" (114,2%). Наиболее низкий темп
роста сложился в муниципальном
образовании "Александровский
район" (105,2%).
Просроченная задолженность по
заработной плате
Показатели |
на |
на |
на |
Просроченная задолженность по заработной плате, всего, тыс. рублей |
2 718 |
1 479 |
8 258 |
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
1 239 |
- |
- |
- строительство |
1 479 |
1 479 |
8 258 |
Просроченная задолженность по
заработной плате организаций Томской
области за последние 3 года увеличилась
на 5 540,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2023
100% задолженности приходится на вид
экономической деятельности
"Строительство". В других
обследуемых видах деятельности в
крупных и средних организациях
просроченная задолженность по
заработной плате не зафиксирована.
Просроченная задолженность из-за
несвоевременного получения средств из
бюджетов всех уровней на 01.01.2023
отсутствует.
Распределение населения по величине
среднедушевых денежных доходов, %
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
до 7000,0 |
2,8 |
2,3 |
1,1 |
7 000,1 - 10 000,0 |
6,1 |
5,2 |
3,3 |
10 000,1 - 14 000,0 |
11,8 |
10,5 |
8 |
14 000,1 - 19 000,0 |
16,1 |
15 |
13 |
19 000,1 - 27 000,0 |
21,7 |
21,2 |
20,9 |
27 000,1 - 45 000,0 |
26 |
27,3 |
30,6 |
от 45000,1 до 60000,0 |
8,4 |
9,5 |
11,6 |
свыше 60 000,0 |
7,1 |
9,0 |
11,5 |
За последние годы наблюдается
перераспределение населения Томской
области из низкодоходных групп в группы
с более высоким доходом.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Тенденция к снижению численности
наблюдается в 5 группах населения,
имеющих доход ниже 27,0 тыс. руб.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Вместе с тем возрастает доля населения с
более высоким доходом. Если в 2020 году 26%
населения Томской области имела доход от
27,0 тыс. руб. до 45,0 тыс. руб. в месяц, то в 2022
году в данной группе 30,6% населения.
Неуклонную тенденцию роста имеют группы
населения с доходами от 45,0 тыс. руб. до 60,0
тыс. руб. (2020 год - 8,4%, 2022 год - 11,6%) и свыше
60,0 тыс. руб. (2020 год - 7,1%, 2022 год - 11,5%).
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Распределение общего объема денежных
доходов
по 20-процентным группам населения, %
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Первая (с наименьшими доходами) |
6,8 |
6,7 |
7,1 |
Вторая |
11,7 |
11,6 |
11,9 |
Третья |
16,4 |
16,3 |
16,6 |
Четвертая |
23 |
23,0 |
23,1 |
Пятая (с наивысшими доходами) |
42,1 |
42,4 |
41,3 |
Наибольший удельный вес общего объема
денежных доходов населения Томской
области за анализируемый период
приходился на наиболее высокодоходные
слои населения.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
В 2022 году на долю наиболее обеспеченного
населения Томской области приходится 41,3%
денежных доходов (снижение по сравнению
с 2019 годом на 0,8 процентных пункта), а на
долю населения с наименьшими доходами -
7,1% (увеличение по сравнению с 2019 годом на
0,3 процентных пункта).
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Коэффициент Джини (индекс концентрации
доходов)
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,35 |
0,354 |
0,34 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации
доходов), характеризующий степень
отклонения линии фактического
распределения общего объема доходов
населения от линии их равномерного
распределения, в 2020, 2021 годах составил 0,35
и снизился в 2022 году до 0,34, что является
определенным положительным моментом в
тенденции равномерного распределения
доходов (величина коэффициента может
варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше
значение показателя, тем более
неравномерно распределены доходы).
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Коэффициент фондов (соотношение
денежных доходов 10% наиболее
и 10% наименее обеспеченного населения)
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) |
10,0 |
10,3 |
9,3 |
В 2021 году уровень доходов 10% наиболее
обеспеченной части населения Томской
области в 10,3 раза превысил показатель 10%
наименее обеспеченной части населения (в
2018 году значение показателя было также в
9,9 раза). В 2022 году значение показателя
снизилось до 9,3 раза.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Численность населения с денежными
доходами
ниже величины прожиточного минимума
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума,% (от общей численности населения) |
14,4 |
13,5 |
12,7 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек |
155,3 |
144,6 |
135,7 |
Численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума (в процентах от общей
численности населения) постоянно
снижается, в 2022 году достигла минимума
(за период с 2019 по 2022 годы) и составила 12,7%
(в 2019 году 14,8%). Показатель рассчитан без
учета итогов Всероссийской переписи
населения 2020 года.
(абзац дополнительно введен
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
Собственные доходы консолидированного
бюджета Томской области
на душу населения
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Численность, человек |
1 074 805,0 * |
1 069 321,0 * |
1 057 416,0 |
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Томской области, тыс. рублей |
57 591 680,8 |
69 034 255,5 |
80 064 605,6 |
Собственные доходы консолидированного бюджета Томской области на душу населения, тыс. рублей |
53,6 |
64,6 |
75,7 |
*без учета итогов Всероссийской переписи
населения 2020 года
Объем бюджетных расходов отрасли
социальной защиты населения
по годам (млн. рублей
Наиболее востребованные меры социальной
поддержки
-
ежемесячные денежные выплаты,
компенсации на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг (прежде всего это
граждане льготных категорий: ветераны
труда, реабилитированные граждане,
труженики тыла и др.);
- ежемесячная денежная выплата на оплату
проезда на общественном транспорте;
- ежемесячные денежные выплаты гражданам
льготных категорий (ветераны труда,
труженики тыла и др.);
- пособие малоимущим семьям с детьми;
- субсидия на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг;
- ежемесячные выплаты на детей в возрасте
от трех до семи лет включительно;
- компенсация части платы за посещение
ребенком образовательных учреждений
дошкольного образования;
- ежемесячная денежная выплата в связи с
рождением первого ребенка;
- ежемесячная денежная выплата на
третьего ребенка или последующих детей.
Численность получателей мер социальной
поддержки в 2020 - 2022 гг.
Год |
Количество
обращений за назначением МСП |
Численность получателей МСП |
Сумма
расходов | |
|
|
регулярные МСП |
единовременные МСП |
|
2020 |
237,66 |
381,7 |
44,6 |
10 561,7 |
2021 |
228,62 |
369,75 |
11,98 |
11 940,50 |
2022 |
237,63 |
356,5 |
16,23 |
12 817, 09 |
Меры социальной поддержки,
предоставляемые адресно
Год |
Количество
получате-лей МСП |
Меры социальной поддержки, предоставляемые адресно |
Расходы | |||
|
|
Количество МСП, % |
Количество
получате-лей МСП |
% от числа
получателей |
Сумма расходов (млн. рублей) |
% |
2020 |
395,4 |
37 |
235,1 |
59,5 |
6 519,0 |
76,5 |
2021 |
380,9 |
38 |
225,3 |
59,1 |
7 831,7 |
76,3 |
2022 |
356,5 |
38 |
208,9 |
58,5 |
8 236,5 |
68,7 |
Поддержка семей с детьми
Социальные выплаты семьям с детьми направлены на достижение национальных целей: стимулирование рождаемости и материальная поддержка малообеспеченных семей.
Динамика рождаемости детей в Томской
области
Год |
Численность рожденных детей |
В том числе | |
|
|
Рожденных первыми и вторыми |
Рожденных
третьими |
2020 |
9 940 |
7 310 |
2 630 |
2021 |
9 580 |
7 117 |
2 463 |
2022 |
8 787 |
6 444 |
2 343 |
Численность многодетных семей,
получающих меры социальной поддержки
в органах социальной защиты населения
На
учете в органах социальной защиты
населения состоит 10,5 тыс. многодетных
малоимущих семей, воспитывающих 35,7 тыс.
детей. Количество детей в многодетных
семьях ежегодно увеличивается.
Год |
Общая числен-ность мало-иму-щих много-детных семей |
Чис-лен-ность детей в много-детных семьях |
Чис-лен-ность семей с 3 детьми |
Чис-лен-ность семей с 4 детьми |
семьи |
семьи с 8 - 10 детьми |
семьи
с 11 детьми | |||
|
|
|
|
|
Численность |
Численность |
Численность | |||
|
|
|
|
|
семей |
детей |
семей |
детей |
семей |
детей |
2020 |
10 829 |
36 697 |
7 967 |
1 991 |
819 |
4 352 |
53 |
436 |
4 |
44 |
2021 |
10 793 |
36 717 |
7 871 |
2 011 |
859 |
4612 |
49 |
414 |
3 |
34 |
2022 |
10 475 |
35682 |
7581 |
1996 |
885 |
4579 |
40 |
343 |
3 |
33 |
Сведения об основных мерах социальной
поддержки семьям с детьми в Томской
области
Год |
Ежемесячная денежная выплата
беременным женщинам |
Компенсация части
родительской платы |
Пособие на ребенка |
Ежемесячная денежная выплата
при рождении третьего ребенка | |||||||
|
Коли-чество полу-чате-лей |
Объем
расходов |
Коли-чество
получа-телей |
Коли-чество
получа-телей |
Коли-чество получате-лей на 3 ребенка и последу-ющих детей |
Всего полу-чате-лей ком-пенса-ции части роди-тель-ской платы |
Объем средств (тыс. рублей) |
Коли-чество детей |
Объем средств (тыс. рублей) |
Среднее
коли-чество детей |
Объем средств
|
2020 |
4 046 |
12 961,01 |
2 474 |
3 665 |
2 607 |
8 746 |
128657,89 |
39 601 |
143 053, 31 |
6 913 |
741 726,62 |
2021 |
3 558 |
12 359,7 |
4 008 |
4 758 |
2 504 |
11 270 |
139367,32 |
37 580 |
119 085,93 |
6 628 |
717 736,97 |
2022 |
2 605 |
7 670,72 |
3 440 |
4 996 |
3 761 |
10 597 |
122531,27 |
43 072 |
84 667,01 |
6 237 |
685 701,15 |
Региональный материнский (семейный)
капитал
С 1 июля
2012 года в Томской области реализуется
адресная форма поддержки многодетных
семей - региональный материнский
(семейный) капитал. Сертификат выдается
при рождении третьего или четвертого
ребенка. За этот период получено 16 056
сертификатов, реализовано 7 093 (44%)
сертификатов.
Год |
Количество выданных сертификатов |
Количество реализованных сертификатов |
Объем средств областного бюджета (тыс. рублей) |
2020 |
1 352 |
816 |
75 250,70 |
2021 |
1 357 |
908 |
84 304,00 |
2022 |
1 299 |
914 |
82 911,34 |
Дополнительные меры поддержки семей,
воспитывающих детей-инвалидов,
детей из семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации
Год |
Ежемесячная компенсация
затрат |
Материальная помощь |
Материальная помощь семьям с
детьми, находящимися |
Государственная социальная
помощь малоимущим семьям с детьми | ||||
|
Коли-чество полу-чате-лей |
Объем
расхо-дов |
Коли-чество получа-телей |
Объем расходов (тыс. рублей) |
Коли-чество полу-чате-лей |
Объем расходов (тыс. рублей) |
Коли-чество полу-чате-лей |
Объем расходов (тыс. рублей) |
2020 |
245 |
1 840,3 |
37 |
2 253,9 |
33198 |
78 794,63 |
3 094 |
140 810,43 |
2021 |
216 |
1 625,74 |
37 |
2 472,4 |
397 |
4 413,68 |
2 745 |
131 251,67 |
2022 |
314 |
1894,0 |
42 |
2 203,87 |
244 |
4 359,59 |
2 217 |
184 946,79 |
с учетом материальной помощи на питание школьникам в связи с пандемией коронавируса (33 060 получателей на сумму 76 899,9 тыс. рублей).
Государственная социальная помощь на
основании социального контракта
В 2021
году государственная социальная помощь
на основании социального контракта была
оказана 3 633 малоимущим семьям
(малоимущим одиноко проживающим
гражданам).
Социальные контракты в 2021 году были
заключены по следующим направлениям:
1. Поиск работы - 1931.
2. Осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности - 380.
3. Ведение личного подсобного хозяйства с
регистрацией в качестве самозанятого -
91.
4. Преодоление гражданином трудной
жизненной ситуации - 1076.
5. Ведение личного подсобного хозяйства
малоимущей семьей, имеющей трех и более
детей, без регистрации в качестве
самозанятого - 155.
На государственную социальную помощь на
основании социального контракта в
рамках софинансирования было потрачено
188,6 млн. рублей (из средств федерального
бюджета - 156,6 млн. рублей, из средств
областного бюджета - 32 млн. рублей). На
социальные контракты на ведение личного
подсобного хозяйства малоимущей семьей,
имеющей трех и более детей, - 4,7 млн.
рублей.
40,7% социальных контрактов в 2021 году были
заключены с гражданами, проживающими в
городской местности, 59,3% - с гражданами,
проживающими в сельской местности.
В 2022 году государственная социальная
помощь на основании социального
контракта была оказана 3 343 малоимущим
семьям (малоимущим одиноко проживающим
гражданам).
Социальные контракты в 2022 году были
заключены по следующим направлениям:
1. Поиск работы - 1 847.
2. Осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности - 582.
3. Ведение личного подсобного хозяйства с
регистрацией в качестве самозанятого -
252.
4. Ведение личного подсобного хозяйства
малоимущей семьей, имеющей трех и более
детей, без регистрации в качестве
самозанятого - 162.
5. Иные мероприятия, направленные на
преодоление гражданином трудной
жизненной ситуации - 500.
На государственную социальную помощь на
основании социального контракта в
рамках софинансирования было потрачено
301,85 млн. рублей (из средств федерального
бюджета - 262,61 млн. рублей, из средств
областного бюджета - 39,24 млн. рублей). На
социальные контракты на ведение личного
подсобного хозяйства малоимущей семьей,
имеющей трех и более детей, - 5,3 млн.
рублей.
С 1 июля 2022 года увеличены размеры выплат
по двум направлениям:
осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности - с 250
000 рублей до 350 000 рублей;
ведение личного подсобного хозяйства с
регистрацией в качестве самозанятого - с
100 000 рублей до 200 000 рублей.
34,4% социальных контрактов в 2022 году были
заключены с гражданами, проживающими в
городской местности, 65,6% - с гражданами,
проживающими в сельской местности.
В рамках реализации социальных
контрактов на поиск работы
трудоустроился 821 человек, т.е.
эффективность составила 44,5% и выросла по
сравнению с 2021 годом (33%
трудоустроившихся из числа получателей
государственной социальной помощи по
данному направлению).
Из числа трудоустроившихся
распределение по сферам следующее:
сфера образования |
41 |
сфера культуры |
7 |
сфера производства и переработки |
64 |
сфера торговли |
154 |
сфера цифровых технологий |
4 |
сфера услуг |
93 |
сфера здравоохранения |
29 |
социальная сфера |
38 |
государственная и муниципальная служба |
18 |
сфера строительства |
21 |
сфера транспорта |
53 |
технический персонал (уборщики, дворники и т.д.) |
263 |
финансовая деятельность |
27 |
сфера сельского хозяйства |
43 |
сфера обработки/переработки |
7 |
иные сферы |
12 |
В Томской области в рамках оказания
государственной социальной помощи на
основании социального контракта по
основному мероприятию "осуществление
индивидуальной предпринимательской
деятельности" в 2020 - 2022 годах заключено
1 115 социальных контрактов: 153 социальных
контракта в 2020 году, 380 - в 2021 году и 582 - в
2022 году. 588 получателей данной меры
социальной поддержки
зарегистрировались в качестве
индивидуального предпринимателя, 527 -
зарегистрировались в качестве
налогоплательщика налога на
профессиональный доход (самозанятого).
Численность социальных контрактов на
осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности также
как и их эффективность выросла в 1,5 раза.
За 2020 - 2022 годы досрочно было расторгнуто
либо прекращено 10 социальных контрактов
на осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности, из
них по уважительной причине - 3 (смерть
получателя), по неуважительной причине - 7
(неисполнение программы социальной
адаптации, непредоставление отчета о
целевом расходовании средств,
прекращение деятельности в период
действия социального контракта).
Согласно судебным решениям трое
получателей обязаны вернуть денежные
средства в бюджет региона, один иск
проигран (непредоставление отчета о
целевом расходовании средств), один
получатель вернул деньги добровольно. В
отношении еще двоих получателей
готовятся судебные иски.
Граждане, заключившие социальные
контракты на осуществление
индивидуальной предпринимательской
деятельности в 2022 году, осуществляют
деятельность по следующим
направлениям:
сфера логистики (перевозки в т.ч. пассажирские) |
28 |
сфера красоты |
162 |
сфера юридических услуг |
3 |
фото/видео услуги |
9 |
сфера питания |
29 |
сфера ремонта (одежды, обуви, оргтехники и др.) |
43 |
сфера торговли |
35 |
сфера автомобильного обслуживания |
34 |
сфера сельского хозяйства |
97 |
сфера образования (в т.ч. репетиторство) |
13 |
сфера туризма |
1 |
сфера культуры |
10 |
сфера спорта |
9 |
сфера производства |
75 |
сфера строительства |
9 |
иные направления |
25 |
В 2022 году в рамках оказания
государственной социальной помощи на
ведение личного подсобного хозяйства
было заключено 414 социальных контрактов,
в том числе 162 социальных контракта с
малоимущими многодетными семьями, за
счет средств регионального бюджета.
В рамках действующего законодательства
получатели государственной социальной
помощи на основании социального
контракта на ведение личного подсобного
хозяйства обязаны реализовывать
произведенную продукцию.
Граждане, заключившие социальные
контракты на ведение личного подсобного
хозяйства в 2022 году, осуществляют
деятельность по следующим
направлениям:
животноводство |
258 |
птицеводство |
29 |
овощеводство |
49 |
растениеводство |
75 |
пчеловодство |
3 |
Всего в 2022 году по заявлениям об оказании
государственной социальной помощи на
основании социального контракта было
принято 715 решений об отказе, в том числе:
по причине несоответствия критериям
малоимущности - 273;
по причине предоставления неполных
сведений - 62;
по причине предоставления недостоверных
сведений - 38;
по иным причинам (документально не
подтверждена трудная жизненная
ситуация, отрицательная экспертная
оценка бизнес-плана, наличие в отношении
заявителя исполнительного производства,
отказ от подписания социального
контракта и пр.) - 342.
Выводы
(Дополнительно введена
распоряжением Администрации Томской
области от 22 марта 2024 года № 204-ра)
В ходе анализа социально-экономического
положения Томской области установлено,
что на уровень бедности оказывают
влияние такие факторы, как низкий
уровень доходов населения, в том числе
многодетных семей, молодежи и граждан
старшего поколения, обладающих
наименьшими доходами и слабыми
позициями на рынке труда, а также низкая
среднемесячная реальная заработная
плата.
Несмотря на тенденцию к увеличению
денежных доходов населения
среднедушевые денежные доходы населения
Томской области (в месяц) в 2022 году не
превышают сложившийся уровень по
Сибирскому федеральному округу и
Российской Федерации. Рост
среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы работников организаций
не оказывает существенного влияния на
уровень бедности, учитывая
иждивенческую нагрузку на работающее
населения. Доля населения с доходами
ниже границы бедности состоит в основном
из людей, осуществляющих трудовую
деятельность на малооплачиваемых
должностях и имеющих одного, двух детей,
а также из многодетных семей.
Таким образом, низкий уровень доходов,
обусловленный особенностями развития
реального сектора экономики, является
главным экономическим фактором
обеднения населения.
1. Целевые показатели
для реализации региональной
программы
№ п/п |
Наименование целевого показателя |
Едини-ца изме-рения |
2017 г. (факт) |
2018 г. (факт) |
2019 г. (факт) |
2020 г. (факт) |
Значение целевого показателя | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
2021 г. (факт) |
2022 г. (факт) |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
Доля населения |
% от общей чис-лен-ности насе-ления |
14,8 |
14,7 |
14,8 |
14,4 |
13,5 |
12,7 |
** |
** |
** |
10,6 |
10,3 |
9,4 |
8,6 |
7,4 |
2. |
Реальные располагае-мые доходы населения |
% к пре-дыду-щему году |
97,9 |
102,0 |
98,1 |
98,2 |
101,1 |
98,5 |
100,8 |
101,3 |
101,7 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,3 |
102,3 |
3. |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к пре-дыду-щему году |
100,4 |
108,5 |
103,4 |
103,2 |
99,0 |
99,5 |
101,0 |
101,4 |
102,0 |
103,0 |
103,0 |
103,1 |
102,7 |
102,8 |
4. |
Доля малоимущих
граждан, получивших государствен-ную
социальную помощь |
% |
9,6 |
8,3 |
8,6 |
9,1 |
7,9 |
7,9 |
5,9 |
6 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
6,4 |
6,5 |
6,6 |
5. |
Доля граждан,
преодолевших трудную жизненную
ситуацию, |
% |
44,4 |
42,7 |
39,1 |
52,9 |
50,4 |
53,3 |
53,7 |
58,3 |
59,5 |
59,5 |
59,5 |
59,5 |
59,5 |
59,5 |
6. |
Численность женщин,
находящихся в отпуске |
тыс. чел. |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
* - с учетом фактической доли населения с
доходами ниже границы бедности за 2022 год
(12,7%), прогнозное значение целевого
показателя составляет: в 2023 году - 12,5; в 2024
году - 12; в 2025 году - 11,8; в 2026 году - 11,6;
** - в соответствии с утвержденной
государственной программой
"Социальная поддержка населения
Томской области" (постановление
Администрации Томской области от 27.09.2019
№ 361а).
2. План
мероприятий
№ п/п |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
Объем ресурсного обеспечения (при наличии), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Задача 1. Повышение уровня и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции | |||||
1.1. |
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в размере не ниже уровня, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Томской области |
Обеспечение основных
государственных гарантий |
Ежегодно |
заместитель
Губернатора Томской области - начальник
Департамента финансов Томской области; |
|
1.2. |
Обеспечение
минимального уровня оплаты труда
работников организаций, расположенных |
Ежегодное заключение
Регионального соглашения |
Ежегодно |
Департамент труда |
|
1.3. |
Мониторинг
показателей уровня погашения
задолженности |
Снижение
задолженности |
Ежемесячно, ежегодно |
Департамент экономики Администрации Томской области |
|
1.4. |
Проведение
мероприятий |
Реализация
государственной программы "Развитие
рынка труда в Томской
области"/Постановление Администрации
Томской области от 27.09.2019 № 348а "Об
утверждении государственной программы
"Развитие рынка труда |
2023 - 2026 гг. |
Департамент труда |
467 701,2 |
1.5. |
Привлечение инвесторов, создание благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе посредством предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности |
Увеличение числа
инвесторов/Постановление Администрации
Томской области от 26.09.2019 № 339а "Об
утверждении государственной программы
"Улучшение инвестиционного климата |
2023 г. |
Департамент инвестиций Томской области |
277 534,7 |
1.6. |
Обеспечение льготного
доступа субъектов малого и среднего
предпринимательства |
Региональный проект
"Акселерация субъектов малого и
среднего предпринимательства": |
2023 г. |
Департамент
инвестиций Томской области |
|
1.7. |
Содействие
самозанятости |
|
|
|
|
1.7.1. |
- обучение основам
предпринимательской деятельности,
финансовой грамотности |
1. Региональный проект
"Создание благоприятных условий для
осуществления деятельности
самозанятыми гражданами": |
2023 г. |
Департамент |
124 460,82 |
1.7.2. |
- предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Количество субъектов
малого и среднего предпринимательства,
являющихся потребителями услуг
организаций инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства - |
31.12.2023 |
Департамент |
74 067,38 |
1.7.3. |
- поддержка муниципальных программ развития предпринимательства на условиях софинансирования местными бюджетами |
Количество
муниципальных программ (подпрограмм),
получивших поддержку |
31.12.2023 |
Департамент |
49 382,7 |
1.7.4. |
- проведение мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг |
Соблюдение
установленного Правительством
Российской Федерации годового объема
закупки товаров, работ |
2023 г. |
Департамент |
|
1.8. |
Содействие развитию
малого |
|
|
|
|
1.8.1. |
- осуществление мер по развитию семейных ферм |
Количество проектов
грантополучателей, реализуемых с
помощью грантовой поддержки |
2023 г. |
Департамент |
80 127,4 |
1.8.2. |
- предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья семьям, проживающим в сельской местности |
Социальные выплаты |
2023 г. |
Департамент |
28 322,1 |
1.8.3. |
- предоставление
единовременных выплат молодым
специалистам, работающим |
Единовременные
выплаты молодым специалистам,
работающим |
2023 г. |
Департамент |
7 000,0 |
1.9. |
Организация
мероприятий |
План мероприятий |
ежегодно |
Департамент экономики Администрации Томской области |
|
1.9.1. |
Мониторинг снижения уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений |
Свод информации
муниципальных межведомственных
комиссий о показателях снижения уровня
теневой занятости |
Ежеквар-тально, ежегодно |
Департамент экономики Администрации Томской области |
|
1.9.2. |
Реализация
мероприятий по снижению уровня теневой
занятости и легализации трудовых
отношений: |
Подготовка и
направление |
Ежеквар-тально, ежегодно |
Муниципальные
межведомственные комиссии |
|
Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам | |||||
2.1. |
Предоставление государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Предоставление
государственной социальной помощи в
виде социального пособия и в виде
денежной выплаты на основании
социального контракта |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
349 127,87 |
2.2. |
Предоставление
ежемесячных денежных пособий семьям с
детьми, имеющим доходы ниже величины
прожиточного минимума, установленной в
Томской области |
Установление и
выплата ежемесячных денежных пособий
семьям с детьми, предусмотренных
Федеральным законом |
Постоянно |
Департамент
социальной защиты населения Томской
области |
9 272 107,70 |
2.3. |
Предоставление региональных ежемесячных денежных пособий семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в Томской области на условиях финансирования из регионального бюджета |
Выплата региональных
ежемесячных денежных пособий семьям с
детьми, имеющим доходы ниже величины
прожиточного минимума, установленной |
Ежемесячно |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
83 200,0 |
2.4. |
Предоставление мер
социальной поддержки гражданам, которым
отказано в назначении ежемесячного
пособия в связи с рождением |
Предоставление
пособия |
Ежемесячно |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
27 590,5 |
2.5. |
Ежегодная индексация
мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан, семьям |
Проведение индексации
|
Порядок |
Отделение Фонда
пенсионного |
Управление
Федерального казначейства |
2.6. |
Обеспечение
распоряжения средствами федерального
материнского (семейного) капитала и
регионального материнского (семейного)
капитала семьям |
Распоряжение
средствами федерального материнского
(семейного) капитала |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Отделение Фонда
пенсионного |
524 057,8 |
2.7. |
Повышение
благосостояния низкодоходных групп
населения, имеющих риски перехода |
|
|
|
|
2.7.1. |
- предоставление малоимущим многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг |
Предоставление денежной компенсации |
Постоянно |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
105 139,2 |
2.7.2. |
- предоставление
родителям (законным представителям)
денежной компенсации стоимости путевок
и проезда в детские санатории и
санаторные оздоровительные лагеря
круглогодичного действия |
Предоставление
денежной компенсации/Закон Томской
области от 8 мая 2013 года |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Департамент |
12 599,2 |
2.7.3. |
- предоставление набора социальных услуг |
Предоставление набора
социальных услуг/Федеральный закон |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Отделение Фонда
пенсионного |
Управление
Федерального казначейства |
2.8. |
Обеспечение
бесплатным питанием обучающихся |
Постановление
Администрации Томской области от 27.09.2019
№ 342а "Об утверждении государственной
программы "Развитие образования |
2023 - 2025 гг. |
Департамент общего образования Томской области |
3 225 053,1 |
2.9. |
Выплата единовременных пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Предоставление
единовременного пособия при передаче
ребенка |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Отделение Фонда
пенсионного |
13 502,1 |
2.10. |
Предоставление
ежемесячной выплаты на оплату стоимости
проезда на городском, пригородном
транспорте для детей из многодетных
малообеспеченных семей, обучающихся |
Ежемесячная выплата |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
144,9 |
2.11. |
Установление
региональной социальной доплаты к
пенсии |
Материальное
обеспечение неработающих пенсионеров не
ниже величины прожиточного минимума
пенсионера, установленной |
Постоянно |
Департамент
социальной защиты населения Томской
области |
1 219 774,4 |
2.12. |
Приобретение
лекарственных препаратов для детей |
Обеспечение
лекарственными препаратами в объемах
выделенного
финансирования/аналитичес-кая записка |
Постоянно |
Департамент здравоохранения Томской области |
355,0 |
2.13. |
Предоставление
семьям, имеющим трех и более детей,
земельных участков, обеспеченных
инженерной инфраструктурой, |
Наличие правовых
актов Томской области и муниципальных
образований Томской области,
предусматривающих мероприятия по
предоставлению семьям, имеющим трех и
более детей, земельных участков,
обеспеченных инженерной
инфраструктурой, |
2023 - 2027 гг. |
Департамент
архитектуры |
Не определен |
2.14. |
Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан: |
|
|
|
|
2.14.1. |
- расселение граждан из ветхого жилья |
Расселение граждан |
2023 г. |
Департамент
архитектуры |
2023 г. - 4 964 370,11 |
2.14.2. |
- улучшение жилищных
условий семьям, состоящим на учете |
Улучшение жилищных условий семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях/Постановление Администрации Томской области от 25.09.2019 № 337а "Об утверждении государственной программы "Жилье и городская среда Томской области" |
2023 - 2025 гг. |
Департамент
архитектуры |
2023 г. - 238 760,0 |
2.14.3. |
- предоставление жилья
|
Предоставление жилья
детям-сиротам/ |
2023 - 2025 гг. |
Департамент
архитектуры |
2023 г. - 273 030,4 |
2.14.4. |
- предоставление
социальной выплаты, удостоверяемой
государственным жилищным сертификатом
Томской области, лицам, которые ранее
относились |
Предоставление
социальной выплаты, удостоверяемой
государственным жилищным сертификатом
Томской области/Закон Томской области от
19 августа |
В рамках действую-щего законода-тельства |
Департамент |
2023 г. - 148 068,1 |
2.15. |
Проведение ремонта
жилых помещений, принадлежащих |
Проведение ремонта
жилых помещений/Закон Томской области от
19 августа |
ежегодно |
Департамент |
659,7 |
2.16. |
Предоставление
гражданам субсидий на оплату жилых
помещений |
Уменьшение финансовой нагрузки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для нуждающихся граждан |
Постоянно |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
836 615,0 |
2.17. |
Вовлечение в оказание
помощи нуждающимся гражданам
благотворительных фондов, меценатов,
организаций |
Число граждан
старшего поколения, получивших услуги с
участием волонтеров, ежегодно
составляет: |
2023 |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|
Задача 3. Развитие системы социального контракта | |||||
3.1. |
В сфере развития сельского хозяйства - обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности и сбыта продукции, предоставление натуральной помощи в виде семян овощных культур и т.п. |
Обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности и сбыта продукции, предоставление натуральной помощи в виде семян овощных культур и т.п./Приказ Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 13.11.2020 № 91 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса" |
2023 г. |
Департамент |
2 594,6 |
3.2. |
Информирование
населения Томской области о действующих
в регионе направлениях социального
контракта (актуализация информации на
официальном сайте Департамента
социальной защиты населения Томской
области, публикации |
Повышение уровня
осведомленности о данной мере
поддержки/численный показатель -
количество публикаций в СМИ |
2023 г. |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|
Ссылается на
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О государственной социальной помощи (с изменениями на 29 мая 2024 года) (редакция, действующая с 1 июля 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году
- Об одобрении прогноза социально-экономического развития Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов (с изменениями на 26 января 2024 года)
- О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 29.09.2023 № 459а
- О внесении изменений в распоряжение Администрации Томской области от 30.06.2023 № 426-ра
- Об одобрении прогноза социально-экономического развития Томской области на 2025 год и на плановый период 2026 - 2027 годов