АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2022 года № 895-ра
Об утверждении региональной программы
"Развитие экспорта в Томской области
до 2024 года"
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года",
соглашением о реализации регионального
проекта "Системные меры развития
международной кооперации и экспорта"
на территории Томской области № 2019-T60072-1
от 14 февраля 2019 года, в связи с внедрением
на территории Томской области Стандарта
по обеспечению благоприятных условий
для развития экспортной деятельности в
субъектах Российской Федерации
(Региональный экспортный стандарт),
версии 2.0, утвержденного Протоколом
проектного комитета по национальному
проекту "Международная кооперация и
экспорт" № 5 от 2 сентября 2022 года, в
целях совершенствования
институциональной экспортной среды и
увеличения объемов несырьевого экспорта
Томской области:
1. Утвердить региональную программу
"Развитие экспорта в Томской области
до 2024 года" согласно приложению к
настоящему распоряжению.
2. Признать утратившим силу распоряжение
Администрации Томской области от 17.11.2021
№ 696-ра "Об утверждении региональной
программы "Развитие экспорта в
Томской области до 2024 года".
3. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на заместителя
Губернатора Томской области по
инвестиционной политике и имущественным
отношениям.
Губернатор Томской области
В.В. Мазур
Утверждена
распоряжением Администрации Томской
области
от 30.12.2022 № 895-ра
Региональная программа
"Развитие экспорта в Томской области
до 2024 года"
1. Основные положения
Наименование программы |
Региональная программа развития экспорта в Томской области до 2024 года (далее - Программа) |
Срок начала и окончания Программы |
2023 - 2024 гг. |
РОИВ - координатор Программы |
Департамент международных и региональных связей Администрации Томской области |
Связь с государственными программами (подпрограммами / региональными программами) и региональными проектами субъекта Российской Федерации |
Государственные
программы: |
Основания для разработки Программы |
Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года № 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года"; |
2. Краткое описание
текущей ситуации во внешней торговле
Томской области
По
методике Российского экспортного центра
Томская область отнесена к 3-й группе по
имеющемуся экспортному потенциалу (все
субъекты Российской Федерации поделены
на 5 групп, 5-я группа - наибольший
потенциал, 1-я группа - наименьший) наряду
с такими регионами, как Тюменская,
Липецкая, Мурманская области, Республики
Бурятия, Карелия, Мордовия, Хабаровский
край и другие.
Особенности экспортной деятельности
Томской области:
1. Высокая доля несырьевого
неэнергетического экспорта (далее -
ННЭ).
По результатам 2021 года доля ННЭ в общем
экспорте региона составляет 88%, что
существенно выше показателя по
Сибирскому федеральному округу - 53,4% и
России в целом - 38,9%.
2. Высокая доля среди экспортеров
компаний малого и среднего бизнеса.
Субъекты малого и среднего
предпринимательства (далее - МСП)
обеспечивают 63,5% всего объема экспорта,
что выделяет регион как в масштабах
Сибирского федерального округа, где
средний вклад МСП - 16,2%, так и по России в
целом - 11,6%. Количество
компаний-экспортеров в Томской области
стабильно растет. За предыдущие 4 года с
2018 по 2021 гг. рост числа экспортеров
составил 41,6% (с 365 ед. до 517 ед.). Из 517
компаний-экспортеров 492 - это малый и
средний бизнес (рост на 12,3% к уровню 2020
года).
Таблица 1. Ключевые показатели развития
экспорта Томской области
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
Темп роста, % |
Объем экспорта, млн. долл. США |
310,3 |
426,0 |
137,2 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн. долл. США |
267,003 |
367,232 |
137,5 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, ед. |
438 |
492 |
112,3 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП (ННЭ), ед. |
424 |
481 |
113,4 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млн. долл. США |
180,745 |
246,438 |
136,4 |
Количество стран экспорта, ед. |
66 |
72 |
109,1 |
Объем экспорта услуг, млн. долл. США |
88,6 |
106,2 |
119,8 |
Объем экспорта Томской области в 2021 году,
несмотря на ограничения, вызванные
коронавирусной инфекцией, показал рост
на 37,3% по сравнению с 2020 годом и составил
426,0 млн. долл. США. В отраслевой структуре
экспорта преобладает продукция
лесопромышленного комплекса (далее -
ЛПК), агропромышленного комплекса (далее
- АПК), машиностроения, химической
промышленности (таблица 2).
В последние годы хорошую динамику
показывает экспорт продукции
переработки древесины, что объясняется
как внешними, так и внутренними
факторами: развитием производств на
территории Томской области и высоким
спросом на зарубежных рынках. Главными
потребителями данной продукции являются
Узбекистан и Китай, а также Казахстан и
Киргизия.
Экспорт продукции машиностроения
остается стабилен на протяжении
нескольких лет, продуктовая линейка не
меняется. Основными рынками сбыта
продукции машиностроения Томской
области в период 2020 - 2021 гг. являлись
Казахстан, Китай, Беларусь,
Великобритания, Монголия, Киргизия.
За период 2020 - 2021 гг. томские экспортеры
нарастили объем поставок практически по
всем ведущим направлениям экспорта
продукции АПК. Продовольственные товары
экспортировались в 42 страны ближнего и
дальнего зарубежья. Основные торговые
партнеры в 2020 - 2021 гг. - Казахстан, Китай,
Монголия.
В экспорте продукции химической
промышленности Томской области
традиционно наибольший удельный вес
занимают полимеры этилена и полимеры
пропилена производства крупнейшего
предприятия региона ООО
"Томскнефтехим". Значительную долю
в экспорте химической продукции по
итогам 2021 года также занял метанол
производства ООО "Газпром метанол".
По данным Банка России по итогам 2021 года
экспорт услуг Томской области составил
106,2 млн. долл. США, показав рост на 19,8% по
сравнению с 2020 годом, несмотря на
ограничения, связанные с пандемией
коронавируса. Структура экспорта услуг
Томской области представлена двумя
крупными группами: поездки (46,5% от общего
объема экспорта услуг) и экспорт
телекоммуникационных, компьютерных и
информационных услуг (40%). При этом в
категории "Поездки" наибольшую долю
занимают поездки, связанные с получением
образования и медицинского
обслуживания, а также деловые поездки.
IT отрасль - одна из наименее пострадавших
в результате кризиса, вызванного
пандемией, показала также рост своей
продукции. В 2021 году объем экспорта
телекоммуникационных, компьютерных и
информационных услуг увеличился на 20,7%
за счет увеличения спроса на цифровые
решения в различных отраслях экономики.
В целом географическая структура
экспорта Томской области имеет
тенденцию к концентрации. Основные
партнеры в экспорте: Узбекистан
(древесина), Казахстан (древесина,
пластмассы, электрические машины и
оборудование), Китай (нефть, рапсовое
масло, древесина), Кыргызстан (древесина),
Монголия (мясо, кабельная продукция).
Всего в 2021 году из Томской области
поставлялась продукция в 72 страны мира.
Таблица 2. Структура экспорта
Томской области по ключевым позициям
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
Темп роста,% | |
Страны, млн. долл. США |
|
|
| |
Узбекистан |
74,1 |
128,6 |
173,6 | |
Казахстан |
50,1 |
94,4 |
188,5 | |
Китай |
99,2 |
82,9 |
83,6 | |
Кыргызстан |
21,3 |
36,8 |
172,7 | |
Монголия |
8,8 |
15,0 |
171,0 | |
Вьетнам |
9,1 |
10,8 |
118,7 | |
Беларусь |
7,5 |
9,3 |
124,4 | |
Нидерланды |
6,0 |
6,6 |
109,8 | |
Таджикистан |
2,4 |
5,6 |
238,0 | |
Великобритания |
6,0 |
5,4 |
90,0 | |
Код |
Экспорт
ключевых товаров ННЭ, |
|
|
|
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
48,9 |
49,8 |
101,7 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
14,2 |
28,8 |
202,7 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
156,3 |
232,1 |
148,5 |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
39,8 |
47,5 |
119,0 |
Экспорт услуг, млн. долл. США(1) |
88,6 |
106,2 |
119,8 | |
Объем экспорта услуг категории "Поездки", из них: |
42,1 |
49,3 |
117,2 | |
деловые |
9,8 |
6,6 |
67,1 | |
медицинское обслуживание |
1,9 |
3,4 |
180,2 | |
получение образования |
26,8 |
37,3 |
139,1 | |
Объем экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг |
35,3 |
42,6 |
120,7 |
(1) Здесь и далее: использованы данные
статистики внешней торговли услугами
Банка России
3. Целевое видение
развития экспорта в регионе
Основной целью Томской области в
сфере внешнеэкономических связей
является устойчивое наращивание объемов
экспорта несырьевых неэнергетических
товаров и услуг. Приоритеты развития
экспорта в Томской области на период до
2024 года:
наращивание числа экспортеров по
существующей товарной номенклатуре;
диверсификация товарной структуры
экспорта в пользу товаров средних и
высоких переделов, обладающих
повышенным потенциалом увеличения
экспорта (органические продукты, изделия
из дерева, микроэлектроника);
развитие экспорта услуг, прежде всего,
образовательных и медицинских услуг,
телекоммуникационных, компьютерных и
информационных услуг;
расширение географии экспорта;
увеличение степени вовлеченности
предприятий региона (в том числе малых и
средних) в экспортную деятельность.
В то же время продолжающееся санкционное
давление на российскую экономику
обуславливает высокую степень
неопределенности внешних и внутренних
факторов развития внешнеэкономической
деятельности. Стоит отметить ряд
факторов, которые будут оказывать
сдерживающее влияние на развитие
экспорта Томской области в
среднесрочной перспективе. В первую
очередь - это укрепление рубля, которое
негативно сказывается на
конкурентоспособности продукции
региональных производителей на внешних
рынках. Кроме того, региональные
производители несут повышенные
транспортные издержки из-за
логистических проблем, вызванных
санкционными ограничениями, что влияет
на конечную себестоимость
экспортируемой продукции. Третий блок
проблем, с которым сталкиваются
экспортеры - это сложности
взаиморасчетов с иностранными
партнерами: длительность прохождения
платежей, отсутствие возможности
расчетов в национальных валютах, потери
при конвертации валют также влияют на
себестоимость и конкурентоспособность
экспортируемой продукции, создают риск
возникновения кассовых разрывов и
потребность компаний в дополнительных
оборотных средствах. Экспортеры,
использующие в своем производстве
импортное оборудование, сырье,
комплектующие, попавшие под санкции,
испытывают наибольшие риски. Для таких
экспортеров условием продолжения
экспортных поставок становится решение
вопроса обеспечения критическим
импортом посредством импортозамещения
или поиска альтернативных рынков.
Основными драйверами роста экспорта
Томской области на среднесрочную
перспективу выступят экспорт продукции
АПК и пищевой промышленности,
деревообработки, химической
промышленности, машиностроения, а также
услуги в сфере образования и медицины.
Агропромышленный комплекс Томской
области обладает достаточной степенью
устойчивости и конкурентоспособности,
технически и технологически оснащен. В
пищевой промышленности реализация
экспортного потенциала Томской области
будет связана с развитием секторов
глубокой переработки ресурсов
агропромышленного комплекса,
производством органических и
функциональных продуктов питания.
Крупные проекты, нацеленные на
увеличение производственных мощностей,
представлены в таблице 3.
Таблица 3. Инвестиционные проекты в сфере
АПК
№ |
Наименование проекта |
Выпускаемая или планируемая к производству продукция |
Плановый
объем производства продукции |
Потенциальный
объем экспорта с указанием кода |
1. |
Модернизация производства кондитерских изделий на основе кедрового ореха, семян, ягод и сушеных фруктов, ООО "Эко-фабрика Сибирский кедр" |
Кондитерские
изделия на основе кедрового ореха, ягод,
трав под собственной торговой маркой
"Сибирский кедр" |
Плановый
объем производства 600 тонн в год |
масло
кедровое |
2. |
Модернизация производства по переработке кедрового ореха, ООО "Эко-фабрика Сибирский кедр" |
|
|
|
3. |
Создание производства кондитерских изделий на основе ягод, кедрового ореха, трав, меда и прочего дикорастущего сырья, ООО "Эко-фабрика Сибирский кедр" |
|
|
|
4. |
Организация производства продукции из дикорастущего сырья, ООО "Алфавит здоровья" |
Сушеные грибы и ягоды, кедровый орех фасованный, кедровый жмых, продукция глубокой переработки из кедрового ореха (масло, варенье), подарочные наборы и сувенирная продукция, травяной чай |
135 млн. руб. |
масло
кедровое |
5. |
Расширение комплекса по приемке, хранению и переработке масличных культур (2 этап) в целях увеличения переработки семян рапса, ООО "Сибирская олива" |
рапсовое масло рапсовый жмых |
2024 г. - |
масло
рапсовое 1514919009) - 2024 г - |
Прохождение томскими компаниями
необходимой международной сертификации,
получение разрешений на экспорт
продуктов питания, выход на новые рынки
сбыта - все эти факторы обеспечат Томской
области увеличение экспорта
продовольственных товаров в
среднесрочной перспективе.
Развитие сегмента экспортных поставок
пищевой продукции существенно
ограничено высокими транспортными и
сопутствующими затратами, в ряде случаев
сдерживающими продвижение продукции на
внешних рынках. Внедрение расширенных
программ компенсации части затрат
предприятий, связанных с экспортной
деятельностью (транспортировка,
сертификация и продвижение товаров на
электронных торговых площадках), в
среднесрочном периоде планирования
может оказать значительное
положительное влияние на структуру и
объем экспортной составляющей отраслей
пищевой промышленности.
В сегменте древесины и изделий из
древесины будет наблюдаться уменьшение
поставок необработанных лесоматериалов
в результате введения дополнительных
ограничений на вывоз данных товаров с
территории России и наращивание доли
экспорта продукции глубокой переработки
древесины. Увеличение предложения
экспортно ориентированных региональных
производителей лесопромышленного
комплекса связанно с выпуском ООО
"Монолит-Строй" плит OSB и выходом на
проектные мощности производства в 2023
году, а также увеличением
производственных мощностей по выпуску
пиломатериалов в рамках реализации
инвестиционных проектов ООО
"Сибирьлес" и ООО "Лес-экспорт".
Таблица 4. Инвестиционные проекты в сфере
ЛПК
№ |
Наименование проекта |
Выпускаемая или планируемая к производству продукция |
Плановый
объем производства продукции |
Потенциальный
объем экспорта |
1. |
Расширение
производственных мощностей
деревообрабатываю-щего предприятия ООО
"Сибирьлес" |
Фанерный шпон, пиломатериалы, мебельная заготовка, древесный уголь |
Пиломатериалы - 40,5 тыс.
куб. м; шпон - 58,4 тыс. куб. м; мебельная
заготовка - 23,1 тыс. куб. м, древесный |
Пиломатериалы (4407) - 40,5
тыс. куб. м; шпон (4408) - 58,4 тыс. куб. м;
мебельная заготовка |
2. |
Создание
лесозаготовительной инфраструктуры для
освоения труднодоступных лесных
территорий в Александровском |
Пиломатериалы |
Пиломатериалы - 103,0
тыс. куб. м |
Пиломатериалы (4407) - 103,0 тыс. куб. м |
3. |
Строительство завода
|
Ориентированно-стружечная плита |
Ориентированно-стружечные плиты - 250 тыс. куб. м |
Ориентированно-стружечные плиты (441012) -до 100 тыс. куб. м (оценочные данные) |
При сохранении устойчивого спроса на
продукцию ЛПК на основных рынках сбыта
прогнозируется рост показателей
экспорта по разделу "Древесина и
целлюлозно-бумажные изделия" (группы
44-49 ТН ВЭД). В то же время следует отметить
существующие ограничения по росту цен на
плитную продукцию, связанные с
переориентацией российских
производителей из европейских регионов
на восточное направление. Это приводит к
увеличению конкуренции
деревообрабатывающих предприятий на
зарубежных рынках и ценовому демпингу.
Товарная номенклатура экспорта
машиностроения Томской области довольно
широка и включает продукцию высоких
переделов, обладающую достаточной
конкурентоспособностью на рынках
развитых стран. С учетом тенденций на
мировых рынках особенно перспективным
является производство и экспорт
трансмиссионного оборудования и
коммуникационной аппаратуры. Наиболее
перспективными экспортными рынками для
продукции машиностроения Томской
области являются Китай, Узбекистан и
Казахстан. Однако востребованность
продукции региональных производителей
машиностроительной продукции на
российском рынке и развитие
импортозамещения будут способствовать
частичной переориентации экспортеров на
внутренний рынок. В связи с этим
ожидается умеренный рост показателей
экспорта продукции ТН ВЭД 84 - 90 "Машины,
оборудование и транспортные
средства".
Для химической продукции в
среднесрочном периоде также будет
характерен умеренный рост, так как
несмотря на отсутствие санкционных
ограничений на экспорт метанола,
региональные производители
сталкиваются с логистическими
сложностями при экспорте своей
продукции, что ставит вопрос о
необходимости переориентации поставок.
В сфере экспорта услуг к 2024 году
прогнозируется постепенное увеличение
показателя объема экспорта услуг
категории "Поездки". Одним из
драйверов станет научно-образовательный
комплекс Томской области. В 2022/2023 учебном
году, по данным Росстата, в Томской
области обучается 11417 студентов из 88
стран мира. Вместе с тем в регионе
активно развивается проект интеграции
вузов и НИИ - "Большой университет".
Флагманским проектом "Большого
университета" Томска является
создание к 2026 году межуниверситетского
кампуса на 10 тыс. мест. В комплексе это
создаст потенциал для дальнейшего
наращивания экспорта образовательных
услуг.
В рамках реализации регионального
проекта "Развитие экспорта
медицинских услуг" Томская область
развивает сервисы по оказанию
медицинских услуг иностранным
гражданам. В регионе оказываются все
виды медицинской, в том числе
высокотехнологичной, помощи. На базе
Федерального государственного
бюджетного научного учреждения
"Томский национальный
исследовательский медицинский центр
Российской академии наук" (объединяет
НИИ онкологии, НИИ кардиологии, НИИ
психического здоровья, НИИ медицинской
генетики, НИИ фармакологии и
генеративной медицины), а также
областных учреждений здравоохранения
ежегодно проходят лечение пациенты из
стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2021
году только в областных учреждениях
здравоохранения было пролечено 12,5 тыс.
иностранных граждан.
Томский IT сектор преимущественно был
ориентирован на рынки стран ЕС и США,
включенных в 2022 году в списки
"недружественных". Положительная
динамика экспорта телекоммуникационных,
компьютерных и информационных услуг в 2022
- 2024 гг. будет зависеть от успешной
переориентации компаний на
альтернативные рынки.
Традиционными рынками сбыта товаров для
Томской области всегда были страны Азии
и СНГ, что является благоприятным
фактором для развития экспорта региона.
С партнерами из этих стран имеются
наработанные внешнеэкономические связи.
Однако продолжающееся санкционное
давление на российскую экономику
обуславливает высокую степень
неопределенности экспортной
деятельности, и, в первую очередь,
затрудняет сбыт продукции экспортеров,
ориентированных на рынки западных
стран.
Объем экспорта из Томской области в
недружественные страны в 2021 году
составил свыше 35,0 млн. долл. США или 8,2% от
всего объема экспорта Томской области. В
основном товары вывозились в Нидерланды,
Великобританию, Италию, Японию.
Наибольшую долю экспорта Томской
области в недружественные страны
составила группа ТН ВЭД
"Продовольственные товары и сырье" -
34,1% от всего экспорта в данные страны или
11,9 млн. долл. США. 24,4% экспорта Томской
области на рынки недружественных стран
приходилось на нефтепродукты, которые
направлялись преимущественно в США и
Японию. Машиностроительная продукция
занимала 24,2% томского экспорта в страны,
которые ввели санкции против Российской
Федерации (главным образом, поставлялись
машины электрические и аппаратура,
имеющие индивидуальные функции, и их
части в Великобританию).
Ограничения и риски для томских
экспортеров, связанные с санкционным
режимом недружественных стран, ставят
вопрос переориентации существующих
поставок. Проведенный анализ структуры
регионального экспорта, попадающего под
риск санкционных ограничений, позволил
определить альтернативные рынки для
отдельных товарных категорий исходя из
анализа спроса на мировом рынке. В
качестве целевых рынков сбыта выбраны
страны, осуществляющие импорт
соответствующей продукции, с учетом
емкости рынка, логистической
составляющей, а также имеющихся
налаженных торговых связей с Российской
Федерации по данной категории продукции
(таблица 5).
Таблица 5. Ключевые драйверы роста
экспорта
Драйвер |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2030 г. |
Доля в при-рос-те ННЭ |
Ключевые страны | |||||
код ТН ВЭД |
Объем несырьевого
неэнергетичес-кого экспорта, |
345,1 |
382,0 |
401,3 |
460,0 |
|
| ||||
01-24 |
Продовольст-венные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
59,7 |
60,0 |
61,5 |
70 |
15,2% |
Китай, Беларусь, Казахстан, Вьетнам, Монголия, Индия, Турция, Египет, ОАЭ | ||||
28-40 |
Продукция химической промышлен-ности, каучук |
21,8 |
23,2 |
22,7 |
35 |
7,6% |
Казахстан, Китай, Беларусь, ОАЭ, Израиль, Узбекистан, Турция, Вьетнам, Грузия, Индия | ||||
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
218,9 |
254,1 |
265,5 |
280 |
63,0% |
Китай, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Турция, Монголия | ||||
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
37,7 |
38,9 |
46,4 |
65 |
14,1% |
Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Турция, Индия, Вьетнам, Азербайджан, ОАЭ | ||||
Экспорт
ключевых услуг Томской области, |
| ||||||||||
Объем
экспорта услуг категории "Поездки",
|
51,3 |
53,3 |
55,4 |
63,2 |
- |
| |||||
деловые |
6,9 |
7,1 |
7,5 |
8,9 |
- |
| |||||
медицинское обслуживание |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
5,5 |
- |
Казахстан, Узбекистан, Киргизия | |||||
получение образования |
38,6 |
39,1 |
40,5 |
43,7 |
- |
Казахстан,
Узбекистан, Киргизия, | |||||
Объем экспорта телекоммуникацион-ных, компьютерных и информационных услуг |
39,1 |
40,5 |
41,2 |
45,4 |
- |
Страны ЕАЭС/СНГ, Восточной Азии |
4. Существующие
вызовы
№ |
Формулировка вызова |
Проблемы/возможности |
Как планируем решать проблему/использовать возможность |
1. |
Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и удаленность от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции |
Проблема: повышенные
транспортные издержки для
экспортирующих предприятий и повышенные
сроки доставки грузов |
Популяризация и
привлечение компаний Томской области в
федеральные программы компенсации части
затрат на транспортировку |
2. |
Высокая степень отраслевой специализации экспорта |
Проблема: зависимость
региона от рыночной конъюнктуры в
отношении определенной группы товаров |
Проведение
экспортного аудита и выявление компаний
- потенциальных экспортеров, реализация
программ обучения среди экспортно
ориентированных компаний региона,
помощь в выходе новых компаний на
экспорт, |
3. |
Высокая степень географической концентрации экспорта |
Проблема: зависимость
региона от колебаний спроса на рынках
основных стран - импортеров |
Поиск альтернативных рынков сбыта, корректировка планов бизнес-миссий и участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях |
4. |
Недостаток
необходимых кадров |
Проблема: отвлечение
человеческих ресурсов |
Мероприятия по
популяризации экспорта. |
5. Ожидаемые конечные
результаты Программы
В
результате реализации Программы Томская
область получит увеличение объемов
экспорта и его диверсификацию, что
приведет к росту несырьевого
неэнергетического экспорта из Томской
области с 0,27 млрд. долл. США в 2020 году до 0,4
млрд. долл. США к 2024 году. Объем
несырьевого экспорта субъектов МСП
увеличится с 0,18 до 0,2 млрд. долл. США.
Количество компаний-экспортеров среди
МСП (несырьевой неэнергетический
экспорт) вырастет с 422 до 466.
Показатель |
Единица измерения |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2030 г. |
Объем несырьевого неэнергетичес-кого экспорта |
млрд. долл. США |
0,26 |
0,27 |
0,36 |
0,35 |
0,38 |
0,40 |
0,46 |
Количество экспортеров субъектов МСП (ННЭ) |
шт. |
384 |
422 |
392 |
427 |
454 |
466 |
610 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП |
млрд. долл. США |
0,18 |
0,18 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,2 |
0,28 |
В целях достижения указанных выше
показателей разработан План мероприятий
Программы (приложение к настоящей
Программе).
6. Оценка эффективности Программы
В соответствии с требованиями Стандарта
по обеспечению благоприятных условий
для развития экспортной деятельности в
субъектах Российской Федерации
(Региональный экспортный стандарт)
Программа считается эффективной при
выполнении 80% Плана мероприятий
Программы. Мониторинг выполнения Плана
мероприятий Программы проводится
Департаментом международных и
региональных связей Администрации
Томской области ежеквартально.
7. Ресурсное
обеспечение Программы
Реализация Программы
осуществляется за счет бюджетных
средств, предусмотренных в следующих
государственных программах:
1. Государственная программа
"Улучшение инвестиционного климата и
развитие экспорта Томской области"
(постановление Администрации Томской
области от 26.09.2019 № 339а "Об утверждении
государственной программы "Улучшение
инвестиционного климата и развитие
экспорта Томской области").
2. Государственная программа "Развитие
сельского хозяйства, рынков сырья и
продовольствия в Томской области"
(постановление Администрации Томской
области от 26.09.2019 № 338а "Об утверждении
государственной программы "Развитие
сельского хозяйства, рынков сырья и
продовольствия в Томской области").
3. Государственная программа "Развитие
предпринимательства и повышение
эффективности государственного
управления социально-экономическим
развитием Томской области"
(постановление Администрации Томской
области от 27.09.2019 № 360а "Об утверждении
государственной программы "Развитие
предпринимательства и повышение
эффективности государственного
управления социально-экономическим
развитием Томской области").
8. Анализ рисков и
описание мер управления
рисками реализации Программы
К
основным рискам реализации Программы
относятся:
макроэкономические факторы, в том числе
рост уровня инфляции, что приводит к
удорожанию себестоимости
экспортируемой продукции;
внешнеторговые риски, связанные с
внешним санкционным давлением и
изменением конъюнктуры мирового рынка;
отсутствие финансирования либо
финансирование в недостаточном объеме
запланированных Программой
мероприятий;
высокие административные и регуляторные
барьеры (сложность таможенных процедур,
валютный контроль, длительность и
сложность процедуры возврата налога на
добавленную стоимость при экспорте);
сложности с сертификацией продукции,
необходимость подтверждения
соответствия товаров, предназначенных
для экспорта, международным требованиям
и стандартам;
Управление рисками реализации Программы
будет осуществляться на основе:
мониторинга и корректировки мероприятий
Программы с учетом прогноза
социально-экономического развития
Томской области;
анализа реализации программ развития
экспорта регионов-лидеров, внедрения их
успешного опыта;
совершенствования региональной
нормативно-правовой базы.