Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2022 года N 396-П


О Программе развития детско-юношеского спорта в Саратовской области до 2030 года

(с изменениями на 2 октября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 19.08.2022 N 769-П, от 02.10.2023 N 884-П)



В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, утвержденного Президентом Российской Федерации 7 октября 2021 года N Пр-1919, Правительство Саратовской области постановляет:


1. Утвердить:


программу развития детско-юношеского спорта в Саратовской области до 2030 года (приложение N 1);


План мероприятий Саратовской области по реализации плана Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (приложение N 2).


2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности
вице-губернатора Саратовской области -
Председателя Правительства Саратовской области
И.И.ПИВОВАРОВ



Приложение N 1


Утверждена
постановлением
Правительства Саратовской области
от 20 мая 2022 г. N 396-П



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 19.08.2022 N 769-П, от 02.10.2023 N 884-П)


1. Введение


Программа развития детско-юношеского спорта в Саратовской области до 2030 года (далее - Программа) разработана при участии органов местного самоуправления в соответствии с:


подпунктом "а" пункта 11 перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, утвержденного Президентом Российской Федерации 7 октября 2021 года N Пр-1919;


Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3894-р;


приказом Минспорта России от 22 декабря 2021 года N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


Законом Саратовской области от 30 июля 2008 года N 220-ЗСО "О физической культуре и спорте";


государственной программой Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 года N 526-П;


государственной программой Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 760-П;


межотраслевой программой Саратовской области "Развитие школьного спорта на 2020 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 14 сентября 2020 года N 775-П;


межведомственной программой "Плавание для всех", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2020 года N 835-П;


программой развития воспитания в Саратовской области на 2021 - 2025 годы, утвержденной приказом министерства образования Саратовской области от 22 июня 2021 года N 1039;


планом основных мероприятий, проводимых в Саратовской области в рамках Десятилетия детства, на 2021 - 2027 годы, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 20 мая 2021 года N 131-Пр;


региональным планом мероприятий по реализации в Саратовской области в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 13 июля 2021 года N 193-Пр;


региональным планом мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Саратовской области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года (приказ министерства образования Саратовской области от 26 мая 2020 года N 839).



2. Состояние системы детско-юношеского спорта


Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Саратовской области, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание, спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками.


Система детско-юношеского спорта включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также самостоятельные занятия детей на регулярной основе и участие в спортивных соревнованиях, в том числе по месту жительства и месту отдыха.


По данным ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" в 2021 году доля детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей соответствующего возраста составила 94,9 процента обучающихся Саратовской области. Это почти на 7,7 процента выше среднего по России (87,2 процента) и на 5,3 процента - по Приволжскому федеральному округу (89,6 процента).


Детско-юношеский спорт на территории Саратовской области реализуется посредством:


реализации программ учебного предмета "Физическая культура" на всех уровнях общего образования (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования) и среднего профессионального образования;


реализации программы воспитания в рамках внеурочной деятельности, ключевых общешкольных дел, деятельности общественных объединений;


реализации общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности в организациях дополнительного образования;


реализации программ спортивной подготовки.


Спортивная инфраструктура создана во всех государственных и муниципальных образовательных организациях. Из них:


825 имеют спортивные залы;


в 60 общеобразовательных организациях спортзалы расположены в приспособленных помещениях;


870 имеют открытые плоскостные сооружения;


71 образовательная организация имеет бассейн;


4381 квадратный метр площадей спортивных сооружений общеобразовательных организаций сдаются в аренду (арендаторами в основном являются детско-юношеские спортивные школы);


1710 квадратных метров площадей общеобразовательные организации арендуют у учреждений высшего профессионального образования (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова", Балаковский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации").


На уровне дошкольного образования образовательная область "Физическое развитие" предлагает формирование и развитие основных движений, направленных на укрепление растущего организма. Организуются занятия физкультурой и ритмикой, физкультминутки, мероприятия по формированию гигиенических навыков, соревнования. Реализация парциальных программ способствует внедрению в образовательный процесс элементов гимнастики, бадминтона, настольного тенниса, мини-футбола. В дошкольных образовательных организациях соревнования для дошкольников проводятся на уровне образовательного учреждения, реже на муниципальном уровне. В дошкольном образовании развиваются такие виды спорта, как настольный теннис, бадминтон, футбол. Подготовка и участие в прохождении испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ВФСК "ГТО") (ступени) дошкольников позволяет не только создавать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к спорту.


Учебный предмет "Физическая культура" реализуется на начальном, основном и среднем уровнях общего образования, входит в обязательную часть учебного плана образовательной организации. При шестидневной рабочей неделе объем учебных часов составляет 3 часа в неделю урочной деятельности. При пятидневной рабочей неделе объем учебных часов может складываться из 2 часов урочной деятельности и 1 часа внеурочной деятельности. Программа направлена на приобретение обучающимися знаний по физической культуре и спорту, о способах самостоятельной деятельности, физическом совершенствовании посредством организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности. Обязательными модулями программы учебного предмета "Физическая культура" являются гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол). Вариативные модули представлены как базовыми видами спорта (плавание и лыжная подготовка), так и развивающимися видами спорта. В Саратовской области активно внедряются такие развивающиеся виды спорта, как бадминтон, настольный теннис, гандбол, самбо, шахматы.


В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов участие во внеурочной деятельности обязательно для всех обучающихся с учетом их пожеланий и возможностей. В каждой школе реализуются курсы внеурочной деятельности по общефизической подготовке, по отдельным видам спорта (например, секция по мини-футболу, шахматам, дзюдо). Наибольшей популярностью в рамках внеурочной деятельности пользуются волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика.


Одним из эффективных путей вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом является организация школьных спортивных клубов (далее - ШСК). В образовательной организации ШСК осуществляют свою деятельность в форме структурного подразделения или как общественное объединение. В сельской местности ШСК являются центром для занятий физической культурой и спортом для всех проживающих.


С целью вовлечения детей и подростков в систематические занятия спортом на территории региона ведется работа по внедрению ВФСК "ГТО". Для того, чтобы у жителей региона была возможность выполнить нормативы ВФСК "ГТО", в регионе создана система центров тестирования. 46 центров работают во всех муниципальных районах, которые организуют свою работу на 350 спортивных объектах региона. Также в 184 образовательных организациях созданы места тестирования для проведения тестовых испытаний ВФСК "ГТО". Это упрощает процедуру выполнения обучающимися нормативов.


На Портале персонифицированного финансирования дополнительного образования (АИС "ПФДО") в Саратовской области в 2021 году зарегистрирована 241 программа дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивной направленности. В системе дополнительного образования физкультурно-спортивное направление реализуется в 22 детско-юношеских спортивных школах и 171 организации дополнительного образования. Самыми популярными стали программы по общефизической подготовке, шахматам, волейболу.


На территории Саратовской области во всех общеобразовательных организациях и в 20 школах, реализующих обучение по адаптированным образовательным программам, (далее - школа по АОП) созданы условия для занятий физической культурой и спортом детей. Занятия проводятся в спортивных залах. В 5 школах по АОП занятия проводятся в специально оборудованных помещениях. Открытые спортивные площадки функционируют на территории 6 школ. Действуют 13 ШСК, в которых дети-инвалиды и дети, имеющие отклонения по состоянию здоровья, занимаются в спортивных секциях по таким видам спорта, как флорбол, адаптивный хоккей, лыжероллеры.


Традиционным стало совместное проведение министерством образования области и министерством спорта области Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры". На школьном этапе принимают участие все обучающиеся образовательной организации, не имеющие медицинских противопоказаний по участию в спортивном мероприятии. На муниципальном этапе каждая школа представляет свою команду юных спортсменов.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


Кроме того, ежегодно проводится областной турнир по футболу среди дворовых команд на Кубок Губернатора Саратовской области, который является самым крупным турниром на территории региона и объединяет все муниципальные районы Саратовской области. Турнир является отборочным на Всероссийский фестиваль детского дворового футбола 6 x 6.


Областные федерации по видам спорта проводят соревнования для начинающих спортсменов, обучающихся в организациях, реализующих общеобразовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности. Ежегодными стали такие мероприятия как Всероссийские соревнования по бадминтону "Проба пера" среди обучающихся общеобразовательных организаций, Всероссийские соревнования по конькобежному спорту "Лед надежды нашей", Чемпионат Школьной баскетбольной лиги "КЭС-БАСКЕТ" среди команд общеобразовательных организаций.


Все физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся в несколько этапов и включают в себя внутришкольный, районный, муниципальный, зональный и региональный этапы.


Значимой стала победа воспитанников общеобразовательных организаций после длительного перерыва (1 место в 2014 году и 2 место в 2015 году) в 2021 году на Всероссийском этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" среди сельских команд в общекомандном зачете призером (3 место) стала команда МОУ "СОШ с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области".



Подготовка спортивного резерва


На территории Саратовской области в структуру детско-юношеского спорта входят 57 учреждений физкультурно-спортивной направленности, в том числе Центр спортивной подготовки, Училище олимпийского резерва, подведомственные министерству спорта области, и 55 спортивных школ: 35 спортивных школ в ведении органов управления физической культурой и спортом, 19 детско-юношеских спортивных школ в ведении органов управления образованием и 1 спортивная школа министерства труда и социальной защиты области.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


Общее количество занимающихся в спортивных школах составляет 34698 человек, из них в учреждениях, находящихся в ведении органов управления физической культурой и спортом, - 27361 человек, в учреждениях, находящихся в ведении органов управления образованием, - 7337 человек.


Численность занимающихся спортивной подготовкой в возрасте 5 - 17 лет в 2021 году достигла 25472 человек, что на 633 человека меньше, чем в 2020 году (26105 человек), в том числе в учреждениях, находящихся в ведении органов управления физической культуры и спорта, - 25428 человек, в учреждении, находящемся в ведении органов управления образованием, - 44 человека.


В 2021 году общее количество спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, составило 17825 человек. Количество спортсменов, выполнивших и подтвердивших спортивные разряды и звания в 2021 году, составило 10971 человек, что на 2812 человек больше, чем в 2020 году (8159 человек).


На базе спортивных школ региона функционируют 282 отделения по 53 видам спорта.


Спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в спортивных школах ведут 1127 тренеров (тренеров-преподавателей).


Звание "Заслуженный тренер России" имеют 39 тренеров, осуществляющих спортивную подготовку.


Развитие детско-юношеского спорта на территории Саратовской области осуществляется во взаимодействии с региональными аккредитованными спортивными федерациями.


В настоящее время в Саратовской области аккредитованы 92 спортивные федерации по 94 видам спорта, из них 35 - по олимпийским видам спорта. В спортивные сборные команды Саратовской области входят более 5000 человек.


В состав сборных команд Российской Федерации в 2021 году включены более 260 спортсменов Саратовской области по различным видам спорта. Лидеры по этому показателю гребной спорт (21 человек), каратэ (19 человек), морское многоборье (18 человек), воднолыжный спорт (12 человек), гребля на байдарках и каноэ (12 человек).


Саратовские спортсмены регулярно занимают самые высокие места пьедесталов на самых престижных международных и всероссийских соревнованиях. За 2021 год спортсмены Саратовской области приняли участие в 326 всероссийских и 73 международных соревнованиях, завоевали 1843 медали, из них 658 золотых, 524 серебряных, 661 бронзовая.


В XXXII летних Олимпийских играх, прошедших в период с 23 июля по 8 августа 2021 года, в составе сборной команды России приняли участие 3 саратовских спортсмена: мастер спорта России международного класса по гребле на байдарках и каноэ Кира Степанова (12 место в байдарке - четверке на дистанции 500 м), мастер спорта России международного класса по фехтованию Константин Лоханов (7 место в командных соревнованиях в мужской сабле), мастер спорта России международного класса по триатлону Александра Разаренова (14 место в эстафете).


В XVI летних Паралимпийских играх, прошедших с 24 августа по 5 сентября в г. Токио (Япония), в составе сборной команды России принимали участие 6 саратовских спортсменов: Малышев Сергей (пулевая стрельба ПОДА), Тарасов Денис, Шишова Юлия, Никифоров Максим (плавание ПОДА), Алиева Маляк (настольный теннис ПОДА), Сафин Сергей (бочча ПОДА).


По итогам соревнований спортсмены Саратовской области завоевали 8 медалей, из них 1 золотая, 2 серебряных, 5 бронзовых.


В XXIV зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине приняли участие 3 спортсмена Саратовской области, воспитанники спортивных школ Саратовской области: биатлонист Александр Логинов, который завоевал две бронзовые медали по биатлону в мужской и смешанной эстафетах, конькобежец Данила Семериков и хоккеистка Екатерина Николаева.


Регулярно на территории региона проводятся крупные всероссийские соревнования. Всего в 2021 году прошли 53 Всероссийских соревнования, из которых самыми значимыми стали Чемпионат России по бадминтону, финальные соревнования V летней Спартакиады молодежи России по фехтованию, Первенство России среди юниоров до 19 лет по гребле на байдарках и каноэ, Чемпионат и первенство ПФО по кикбоксингу, Первенство ПФО по подводному спорту, XV Всероссийские соревнования по самбо памяти С.Р. Ахмерова, также были проведены 266 областных спортивных соревнований.


С целью развития видов спорта, регулярно приносящих области медали всероссийских и международных соревнований, а также имеющих представительство спортсменов в составе сборных команд России, в 2020 году приказом Министерства спорта Российской Федерации увеличено количество базовых видов спорта для Саратовской области с 10 до 17 (бадминтон, бокс, гребля на байдарках и каноэ, гребной спорт, дзюдо, парусный спорт, прыжки в воду, теннис, триатлон, фехтование, легкая атлетика, каратэ, футбол, спорт лиц с ПОДА, кикбоксинг, самбо, воднолыжный спорт), что дает возможность получить дополнительное финансирование из федерального и областного бюджетов на развитие этих видов спорта.



3. Характеристика проблем


Развитие детско-юношеского спорта в Саратовской области осуществляется посредством реализации следующих программ и проектов:


государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 года N 526-П. Основными целями и задачами подпрограммы "Физическая культура и спорт. Подготовка спортивного резерва", включенной в состав государственной программы, являются:


создание условий для развития массового и профессионального спорта, подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;


развитие базовых видов спорта, подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса;


содействие в подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации;


обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях;


государственная программа Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 760-П;


межотраслевая программа Саратовской области "Развитие школьного спорта на 2020 - 2024 годы", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 14 сентября 2020 года N 775-П. Об успешной реализации программы свидетельствуют мониторинги, показывающие:


увеличение доли детей школьного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базах общеобразовательных организаций во внеурочное время, в общей численности детей школьного возраста, которая превысила плановые показатели на 14,9 процента (94,9 процента по данным независимой оценки ФИОКО вместо запланированных 80 процентов);


увеличение доли общеобразовательных организаций, имеющих ШСК (45,76 процента вместо запланированных 38 процентов);


увеличение доли общеобразовательных организаций, обеспечивающих повышение квалификации и педагогического мастерства педагогических работников, их активное участие в научно-методическом сопровождении развития школьного спорта. Ежегодно в систему непрерывного образования педагогов по физической культуре включаются около 40 процентов от списочного состава учителей, тренеров-преподавателей и инструкторов ДОУ;


межведомственная программа "Плавание для всех", утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2020 года N 835-П. Показатели успешности:


количество бассейнов для плавания, созданных в муниципальных образованиях с численностью населения от 30 до 500 тыс. человек, в рамках реализации программы, в том числе адаптированных для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показатель выполнен в запланированные сроки (в 2020 году в МОУ "СОШ N 4 им. С.П. Королева" Энгельсского муниципального района открыт бассейн; в 2021 году построен бассейн в МОУ "Гимназия "Авиатор" Заводского района г. Саратова и в детском саду с. Александров Гай; в феврале 2022 году введен в эксплуатацию бассейн структурного подразделения ДОУ МОУ "ООШ N 2" г. Энгельса);


количество общеобразовательных организаций, обеспечивающих обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, возможностью обучения плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность, соответствует плановому показателю (в дошкольных образовательных организациях имеется 30 ванн, в общеобразовательных организациях функционируют 2 открытых и 25 закрытых бассейнов);


численность обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием, включая проходящих обучение базовому навыку плавания, также соответствует плановым и 11000 детей ежегодно посещают занятия в плавательном бассейне.


Саратовская область принимает участие в реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", а также в реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".


В 2019 - 2021 годах в рамках национального проекта "Образование" 44 школы, расположенные в сельской местности и малых городах, обновили спортивное оборудование и инвентарь, отремонтировали спортивные залы. В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" ремонт спортзалов в 2021 году прошел в 14 школах, в 2020 году - в 15 школах, в 2019 году - в 15 школах. В 2022 году еще 11 школ улучшат базу для занятий физической культурой и спортом.


В рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" с 2019 года закупается спортивное оборудование, инвентарь и экипировка для спортивных школ олимпийского резерва, соответствующие требованиям международных спортивных федераций, предназначенное для проведения соревнований российского и международного уровней.


Несмотря на достигнутые успехи следует выделить ряд проблем.


1) Проблемы создания и совершенствования спортивной инфраструктуры.


Занятия физической культурой и спортом проводятся в приспособленных для этого помещениях (6,86 процента образовательных организаций). Только 9 процентов общеобразовательных организаций имеют возможность проводить занятия по плаванию. В 3,9 процента школ отсутствуют открытые плоскостные сооружения. Отсутствуют площадки для проведения занятий по хоккею и футболу в течение всего года. Затруднена доставка обучающихся для занятий плаванием в бассейнах, хоккеем на крытые ледовые площадки, особенно в сельской местности. Многие образовательные организации испытывают трудности организационно-методического характера при реализации программ в сетевой форме. Поэтому использование ресурсов сторонних организаций, в том числе находящихся в ведении министерства спорта области, явление достаточно редкое в системе образования.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


Отсутствуют спортивные лиги по виду (видам) спорта, объединяющие школьные и студенческие спортивные клубы. Создание спортивных лиг повысит эффективность деятельности таких клубов и уровень физической подготовленности обучающихся.


Отсутствует региональный реестр студенческих спортивных клубов в средних профессиональных образовательных организациях. Наличие такого реестра позволило бы включить подростков одного возраста в проведение совместных мероприятия в рамках деятельности спортивных лиг.


В системе подготовки спортивного резерва существует проблема несоответствия уровня развития инфраструктуры современным задачам, что снижает конкурентоспособность саратовских спортсменов на российских и международных соревнованиях.


Для ряда видов спорта (гребля на байдарках и каноэ, гребной спорт, биатлон, конькобежный спорт, художественная и спортивная гимнастика и др.) в Саратовской области не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Лишь около 15 процентов спортивных объектов Саратовской области введены в эксплуатацию менее 20 лет назад.


Строительство (реконструкция) спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, футбольные поля (стадионы), ледовые дворцы, водные базы позволит создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом детей различных возрастных групп, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также проведения в Саратовской области крупномасштабных соревнований.


Исходя из этого, одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.


Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо развивать в регионе инфраструктуру за счет строительства и реконструкции малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности, создаваемых с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Выполнение мероприятий позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности, раскрытию ее социального потенциала.


2) Проблемы кадрового обеспечения.


Большинство общеобразовательных организаций имеют лицензию по оказанию услуг основного и дополнительного образования. В области работают 1325 педагогов физической культуры, из них 9,9 процента имеют стаж работы до 3 лет, 9,05 процента - от 3 до 5 лет, 10,5 процента - от 5 до 10 лет. Со стажем работы более 20 лет работают 48,07 процента учителей физической культуры. Около 1 процента в образовательных организациях педагогическую деятельность осуществляют мастера спорта. На начало 2022 года в малокомплектных школах остаются вакантными 10 рабочих мест. Средняя нагрузка у учителя физической культуры - 1,5 - 2 ставки (максимальная (2 ставки) - в школах Саратова, Энгельса, Балаково), в малокомплектных школах - совмещение смежных предметов (ОБЖ, технология). На условиях внешнего совместительства в образовательных организациях работают 13 человек. Для организации систематических занятий физической культурой и спортом необходимо привлечь профессиональных спортсменов. Но большинство из них, начиная работать в школе, не имеют педагогического образования, что делает их участие в образовательной деятельности крайне затруднительным, а оплата труда не может достигать среднего уровня в образовании.


Для повышения профессионального уровня учителей физической культуры проводится их профессиональная переподготовка и повышение квалификации в ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования". За последние 3 года повысили свою квалификацию 1124 педагога, специальность учителя физической культуры через систему переподготовки получили 73 специалиста.


Вместе с тем, в течение продолжительного времени наблюдается устойчивое старение тренерских кадров и низкий приток молодых специалистов, что связанно с низким уровнем заработной платы.


Для материального стимулирования молодых специалистов в рамках постановления Правительства Саратовской области от 24 апреля 2013 года N 205-П "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Саратовской области, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта" предусмотрена надбавка молодым специалистам в размере 50 процентов должностного оклада, установлена стимулирующая выплата молодым специалистам в возрасте до 35 лет включительно, имеющим образование, соответствующее требованиям к образованию и обучению по профессиональному стандарту "Тренер", при первичном трудоустройстве по должностям тренер-преподаватель, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, тренер, тренер спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) в учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, в течение первых 4 лет работы устанавливаются стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) в размере 50 процентов, а также установлены надбавки тренерам за результативное участие в подготовке спортсмена (команды) в значимых официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях, в спортивных школах олимпийского резерва, тренерскому составу устанавливаются стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) в размере 15 процентов.


Вместе с тем, с 2021 года министерством спорта области для тренеров предоставляется государственная услуга "Присвоение высшей квалификационной категории и первой квалификационных категорий тренеров", после присвоения которых в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Саратовской области увеличивается базовый оклад оплаты труда тренеров.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


Тренерский, тренерско-преподавательский состав в спортивных школах области укомплектован квалифицированными специалистами, которые ежегодно проходят повышение квалификации. В 2021 году прошли переподготовку 12 специалистов, в том числе 9 штатных и 3 совместителя. Повышение квалификации прошли 150 тренеров, что составило 16,3 процента от общего количества. Из них повысили квалификацию 127 штатных специалистов и 23 совместителя.


Следует отметить, что не все тренеры являются субъектами непрерывного образования. Необходима система мероприятий, стимулирующая тренеров к участию в них и способствующая повышению квалификации.


3) Проблемы цифровизации.


В целях реализации целей и задач Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р, министерством спорта области проводится работа по цифровой трансформации отрасли физической культуры и спорта региона.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


11 ноября 2021 года министерством спорта области и АИС "Мой Спорт" подписан протокол об участии Саратовской области в пилотном проекте по внедрению системы АИС "Мой спорт" в спортивные школы региона.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


К ключевым целям проекта относятся обеспечение прозрачности для всех участников тренировочного процесса и перераспределение ресурсов непосредственно на подготовку спортсменов за счет высвобождения времени, затрачиваемого сотрудниками спортивных организаций на ведение бумажной отчетности, в том числе ведение журналов учета спортивной работы в электронном формате.


На данном этапе в качестве пилотного проекта проводится тестирование платформы на базе трех спортивных школ, подведомственных министерству спорта области: ГБУСО "Спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо "Сокол", ГБУСО "Спортивная школа олимпийского резерва "Олимпийские ракетки" и ГБУСО "Спортивная школа олимпийского резерва "Надежда Губернии".


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


В случае успешного тестирования в дальнейшем будет рассматриваться вопрос о внедрении системы АИС "Мой спорт" в остальные региональные и муниципальные спортивные школы, функционирующие в Саратовской области.


Кроме того, в условиях пандемии дистанционный режим работы стал обыденным явлением для большинства педагогов и обучающихся. Учителя, тренеры-преподаватели испытывают серьезные затруднения при организации занятий физической культурой и спортом с использованием электронного обучения. Во-первых, мешают сложившиеся представления о невозможности выполнять упражнения без контроля со стороны педагога. Во-вторых, спортивные и тренажерные залы оснащают необходимым оборудованием в последнюю очередь. Ни один мониторинг по обеспечению занятий необходимым спортивным оборудованием и инвентарем не включает перечень оборудования для организации занятий в дистанционном режиме.


4) Проблемы финансового обеспечения.


Финансовое обеспечение занятий физической культурой и спортом осуществляется каждой образовательной организацией в рамках бюджетного финансирования, имеющего определенные статьи расходов. Оплата труда учителей, тренеров-преподавателей производится за счет бюджетных средств, укрепление материально-технической базы занятий физической культурой и спортом проходит либо за счет внебюджетных средств образовательной организации, либо за счет субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета в рамках реализации проектов. Организация внебюджетной деятельности, особенно расположенных в сельской местности и малых городах, затруднена в связи с низким уровнем жизни населения и отсутствием возможности оплачивать дополнительные услуги. Для участия в конкурсном отборе на получение вышеуказанных субсидий образовательная организация должна иметь определенные показатели.


Для решения указанной проблемы необходимо совершенствовать материально-техническое обеспечение деятельности школьных или студенческих спортивных клубов.


Развитие детско-юношеского спорта, достижение спортсменами высоких спортивных результатов невозможно без наличия качественной и современной материально-технической базы, в том числе без инвентаря и оборудования.


В настоящее время обеспеченность спортивных школ спортивным инвентарем, оборудованием, спортивной экипировкой в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, а также командированием составляет 35 процентов.


В целях укрепления материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва в рамках национального проекта закупается спортивное оборудование, инвентарь и экипировка.


Перечень оборудования определяется в каждом учреждении, в первую очередь, с учетом мнения тренеров. Закупается только то, что соответствует всем требованиям международных спортивных федераций, предназначено для проведения соревнований российского и международного уровней и используется ведущими спортсменами мира.


Подготовка спортивного резерва, участие в официальных всероссийских и международных соревнованиях осуществляется за счет средств областного бюджета министерством спорта области в рамках государственного и муниципального задания или по заявкам аккредитованных региональных федераций (государственная программа Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики").


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


5) Совершенствование системы материального стимулирования спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей и иных специалистов сферы физической культуры и спорта, образования.


В Саратовской области функционирует система материального стимулирования спортсменов и тренеров.


За высокие спортивные достижения спортсменам, занявшим призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах, Первенствах мира и Европы по видам спорта (дисциплинам), включенным в программу Олимпийских игр, и их тренерам производятся единовременные материальные выплаты (постановление Правительства Саратовской области от 6 августа 2020 года N 664-П).


В целях поддержки ведущих спортсменов и тренеров на территории Саратовской области ежегодно в соответствии с Законом Саратовской области "О физической культуре и спорте" за счет средств областного бюджета спортсменам производятся следующие выплаты стимулирующего характера:


ежемесячная стипендия спортсменам - призерам Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по олимпийским видам спорта в размере 20000 рублей;


ежемесячная стипендия спортсменам - победителям Первенств мира или Европы, победителям чемпионатов и первенств России, финальных соревнований Спартакиады молодежи России по олимпийским видам спорта в размере 2500 рублей.


Спортсменам и тренерам, имеющим высокие награды и звания, постоянно проживающим на территории Саратовской области, в соответствии с Законом Саратовской области "О физической культуре и спорте" устанавливается пожизненное ежемесячное денежное содержание (чемпионам, серебряным и бронзовым призерам Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и Всемирных специальных олимпийских игр, победителям, серебряным и бронзовым призерам чемпионата мира и Европы по видам спорта (спортивным дисциплинам), включенным в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и Всемирных специальных олимпийских игр, а также чемпионам мира и Европы по видам спорта (спортивным дисциплинам), не включенным в программу Олимпийских игр). В 2021 году размер данных выплат от 3000 до 10000 рублей (ранее - сумма от 1200 до 3000 рублей).


Вместе с тем, в систему оценки качества работы учителей, тренеров-преподавателей показатели результативности деятельности школьных или студенческих спортивных клубов необходимо включить зависимость от численности посещающих клуб детей и подростков, количество реализуемых программ, достижения на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.



4. Цели и задачи Программы


Целями развития детско-юношеского спорта являются:


реализация прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, укрепление здоровья, личностное самоопределение и самореализацию средствами занятий физической культурой и спортом;


мотивация детей к ведению здорового образа жизни, систематическим занятиям спортом не менее чем у 90 процентов детей;


повышение эффективности подготовки спортивного резерва.


Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:


создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;


разработка комплекса мер, направленных на создание школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные и студенческие спортивные клубы во всех общеобразовательных организациях;


реализация региональной межведомственной программы "Плавание для всех" в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием, включая проходящих обучение базовому навыку плавания;


создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;


совершенствование процедуры мониторинга развития детско-юношеского спорта;


разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;


повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;


обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;


обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;


развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;


создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;


формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;


совершенствование кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;


повышение эффективности системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;


совершенствование условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.



5. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы рассчитана на период 2030 года и предполагает два этапа:


I этап - 2022 - 2024 годы;


II этап - 2025 - 2030 годы.


Ежегодно проводится мониторинг реализации программы, оценка ее эффективности и степени достижения ожидаемых результатов. Отчет о реализации Программы направляется в Министерство спорта Российской Федерации.



6. Механизмы реализации Программы


Основными механизмами реализации Программы являются организационные, информационные, нормативно-правовые и финансовые составляющие.


Организационные составляющие механизма реализации Программы основаны на межведомственном взаимодействии, предполагающем:


создание координационного совета или иного органа, способного оказывать научно-методическую, информационную поддержку реализации программных мероприятий и популяризацию идей детско-юношеского спорта;


принятие и реализацию решений постоянно возникающих ситуативных задач (проблем);


своевременное внесение корректив в показатели результативности реализации Программы, порядок и содержание программных мероприятий, в процесс организации деятельности заинтересованных субъектов;


организацию мониторинга достижений целевых показателей Программы для своевременного выявления постоянно возникающих дефицитов и определения наиболее рациональных путей устранения;


создание территориальных кластеров по видам спорта, что поможет организовать реализацию общеобразовательных программ учебного предмета "Физическая культура", курсов внеурочной деятельности, общеразвивающих программ и программ спортивной подготовки в сетевой форме;


совершенствование медико-педагогического сопровождения и контроля участников детско-юношеского спорта, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;


совершенствование системы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;


создание спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные и студенческие спортивные клубы во всех образовательных организациях;


подготовку кадров и повышение квалификации учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и тренеров спортивных школ;


внедрение комплекса мер по повышению эффективности деятельности и методического обеспечения физкультурно-спортивных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;


разработку и утверждение в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии) примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, включающих комплекс мероприятий по спортивному воспитанию, с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий;


разработку и утверждение организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, соответствующих образовательных программ с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;


совершенствование механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) ВФСК "ГТО" для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки;


формирование системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающей диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики восстановления и повышения потенциала спортсмена, направленные на сохранение здоровья и повышение эффективности тренировочного процесса;


внедрение информационных программ, основанных на положениях всемирного антидопингового кодекса, в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в целях формирования у обучающихся, тренеров-преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта "нулевой терпимости" к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга);


проведение на территории области всероссийских и межрегиональных физкультурных и спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами-преподавателями и иными специалистами;


участие во всероссийских и межрегиональных физкультурных и спортивных мероприятиях;


создание регионального банка парциальных программ по различным видам спорта образовательной области "Физическое развитие" с целью оказания научно-методической помощи педагогам, направленной на ранее развитие детей и их приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.


Использование информационных составляющих механизма реализации Программы позволит:


популяризировать результаты деятельности образовательных организаций и учреждений спорта, достижения саратовских спортсменов на соревнованиях различного уровня;


повысить заинтересованность детей и подростков, их родителей (законных представителей) в систематических занятиях физической культурой и спортом;


ознакомить с возможностями использования спортивной инфраструктуры образовательных организаций и спортивных учреждений для использования жителями населенных пунктов, микрорайонов во время досуговой деятельности;


внедрить систему ориентации детей и подростков для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивными;


повысить привлекательность профессий педагогических работников физкультурно-спортивного профиля;


использовать передовой опыт, полученный на территории Российской Федерации, при реализации Концепции детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года;


привлечь малый и средний бизнес к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.


Нормативно-правовые составляющие механизма реализации Программы обеспечат:


приведение законодательства Саратовской области в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере образования и в области физической культуры и спорта в части развития детско-юношеского спорта;


разработку локальных актов образовательных организаций и учреждений спорта, направленных на реализацию Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года;


цифровую трансформацию детско-юношеского спорта;


создание в Саратовской области спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные и студенческие спортивные клубы во всех образовательных организациях.



7. Обоснование ресурсного обеспечения


Финансовые составляющие реализации Программы включают финансирование в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области", государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики", национального проекта "Образование", федерального проекта "Спорт - норма жизни", национального проекта "Демография".



8. Организация управления Программой


Управление Программой носит межведомственный характер.


Министерство образования области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности исполнительных органов в сфере образования, включая спортивные школы.


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 19.08.2022 N 769-П)


Министерство спорта области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности исполнительных органов в области физической культуры и спорта), физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно-одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовки спортивного резерва.


(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 19.08.2022 N 769-П, от 02.10.2023 N 884-П)


Координационный совет, включающий в себя представителей государственных, частных и общественных организаций, согласует деятельность по развитию детско-юношеского спорта в Саратовской области.



9. Перечень программных мероприятий и индикаторов оценки результатов их реализации

Целевые показатели реализации Программы


N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

2024 год

2030 год

1.

Доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в возрасте 3 - 17 лет

процентов

90

90

2.

Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб

процентов

100

100

3.

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в общем количестве детей, занимающихся физической культурой и спортом, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, в возрасте 6 - 17 лет

процентов

32

32,6

4.

Ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, в возрасте 5 - 18 лет

процентов

5

12

5.

Реализация образовательных программ по направлению "Спорт" региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемыми с использованием опыта Образовательного Фонда "Талант и успех"

процентов

50

100

6.

Увеличение по сравнению с 2020 годом доли отечественных производителей в общем объеме рынка спортивной продукции, в том числе для оснащения спортивных сооружений

процентов

30

60

7.

Проведение на территории Саратовской области первенств России по олимпийским и неолимпийским видам спорта

единиц

1

2

8.

Количество штатных работников физической культуры и спорта

человек

2200

2400

9.

Индекс реальной заработной платы в сфере физической культуры и спорта к 2021 году

процентов

103,5

110,5



Приложение N 2


Утвержден
постановлением
Правительства Саратовской области
от 20 мая 2022 г. N 396-П



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, I ЭТАП (2022 - 2024 ГОДЫ)

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1. Перечень мероприятий по реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

1.1.

Внесение изменений в нормативную базу организаций, осуществляющих мероприятия по реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)

IV квартал 2022 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

1.2.

Приведение законодательства Саратовской области в соответствие с нормами Федерального закона

IV квартал 2022 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

1.3.

Приведение локальных актов и уставов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствие с требованиями Федерального закона

с 1 января 2023 года по 1 мая 2023 года

организации, осуществляющие спортивную подготовку (по согласованию)

1.4.

Приведение образовательной деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона)

с 1 января 2023 года по 1 мая 2023 года

организации, осуществляющие спортивную подготовку (по согласованию)

1.5.

Получение временной лицензии на осуществление образовательной деятельности в течение переходного периода до получения постоянной лицензии

с 1 января 2023 года

организации, осуществляющие на день вступления в силу Федерального закона программы спортивной подготовки (по согласованию)

1.6.

Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности

не ранее чем с момента выдачи временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по 1 сентября 2023 года

организации, осуществляющие на день вступления в силу Федерального закона программы спортивной подготовки (по согласованию)

1.7.

Осуществление перевода лиц, работающих на должности "тренер", с их письменного согласия на должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель", предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, при условии отсутствия у них ограничений на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации

с 1 января 2023 года по 1 сентября 2023 года

организации, осуществляющие спортивную подготовку (по согласованию)

2. Нормативные правовое регулирование в сфере детско-юношеского спорта в Саратовской области

2.1.

Внесение изменений в Законы Саратовской области "О физической культуре и спорте" и "Об образовании в Саратовской области" в соответствии с федеральным законодательством (в части вопросов развития детско-юношеского спорта)

IV квартал 2022 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

2.2.

Разработка и утверждение в соответствии с требования федеральных стандартов спортивной подготовки дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта, включающих комплекс мероприятий по спортивному воспитанию, с учетом тенденций мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий

I квартал 2023 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

3. Совершенствование управления, координации в сфере детско-юношеского спорта

3.1.

Мониторинг реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года на территории Саратовской области и оценки ее эффективности

IV квартал 2022 года, далее ежегодно

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

3.2.

Расширение перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета "Физическая культура", в том числе представленных в этой Программе в виде отдельных модулей

IV квартал 2022 года, далее ежегодно

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО", министерство спорта области, региональные спортивные федерации по видам спорта (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

3.3.

Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми по месту жительства

IV квартал 2023 года

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО", министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

4. Формирование и развитие сети организаций, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта

4.1.

Внедрение современных методик проведения занятий физической культурой и спортом в дошкольных организациях и общеобразовательных организациях дополнительного образования

II квартал 2024 года

министерство образования области;

ГАУ ДПО "СОИРО"

4.2.

Создание координационного совета или иного органа, способного оказывать научно-методическую, информационную поддержку реализации программных мероприятий и популяризацию идей детско-юношеского спорта

III квартал 2022 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

5. Цифровая трансформация детско-юношеского спорта

5.1.

Интеграция государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" с Единой автоматизированной информационной системой сбора и анализа данных по организациям, программным мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации, в том числе в части учета детей, систематически занимающихся спортом, включая адаптивные виды спорта, с внешними информационными ресурсами

IV квартал 2022 года

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО", министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

5.2.

Обеспечение участия специалистов в сфере детско-юношеского спорта в мероприятиях по повышению уровня цифровых компетенций

2023 год, далее ежегодно

министерство спорта области, министерство образования области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и физической культуры и спорта (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

6. Развитие кадрового потенциала организаций, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта

6.1.

Разработка программ повышения квалификации и переподготовки тренерско-преподавательских кадров

IV квартал 2022 года

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО", министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

6.2.

Разработка программ повышения квалификации и переподготовки учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования

ежегодно

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО"

7. Совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий

7.1.

Организация в детских оздоровительных лагерях (центрах) спортивных смен, в том числе для проведения региональных спортивных соревнований

ежегодно

министерство спорта области, министерство образования области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и физической культуре и спорте (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

7.2.

Создание и функционирование в детских оздоровительных лагерях (центрах) спортивных смен, включая меры, направленные на развитие их спортивной инфраструктуры

IV квартал 2023 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

7.3.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание в Саратовской области школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные и студенческие спортивные клубы во всех общеобразовательных организациях, а также по повышению эффективности деятельности таких клубов и уровня их финансового обеспечения

III квартал 2023 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

7.4.

Реализация комплекса мер по организации и проведению спортивных соревнований среди обучающихся в образовательных организациях, предусматривающих проведение соревнований по круговой системе на уровне образовательной организации и муниципальном уровне

ежегодно

министерство образования области, министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

8. Развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта

8.1.

Создание регионального перечня (реестра) студенческих спортивных клубов

I квартал 2023 года

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО"

8.2.

Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе материально-техническое обеспечение таких организаций

начиная с I квартала 2022 года, далее ежегодно

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО"

9. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивными

9.1.

Проведение апробации реализации программ спортивной подготовки на базе региональных центров Образовательного фонда "Талант и успех" с учетом положений Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

2023 год, далее ежегодно

министерство образования области

10. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения детско-юношеского спорта

10.1.

Утверждение плана проведения научных и научно-практических конференций по вопросам развития детско-юношеского спорта

II квартал 2022 года, далее ежегодно

министерство образования области, ГАУ ДПО "СОИРО", министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

10.2.

Проведение антидопинговых информационно-образовательных мероприятий в организациях, реализующих программы спортивной подготовки

ежегодно

министерство спорта области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

11. Создание условий для патриотического воспитания детей, занимающихся в организациях, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта

11.1.

Разработка и реализация комплекса мер по привлечению известных российских спортсменов и спортивных специалистов для широкого вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также патриотического воспитания юных спортсменов

начиная с 2023 года, далее ежегодно

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

11.2.

Популяризация детско-юношеского спорта в социальных сетях и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе посредством интеграции спортсменов и блогеров, создания интернет-челленджей и видеоконтента, направленных на популяризацию здорового образа жизни и физической активности

2023 - 2024 годы

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

12. Создание условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

12.1.

Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание в Саратовской области школьной спортивной лиги, объединяющей школьные спортивные клубы в образовательных организациях, реализующих обучение по адаптированным образовательным программам

III квартал 2023 года

министерство спорта области, министерство образования области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)

12.2.

Включение в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Саратовской области, муниципальных образований физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

ежегодно

министерство спорта области, министерство образования области, органы местного самоуправления (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 884-П)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ