ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 марта 2023 года N 50-р
О внесении изменения в распоряжение
Губернатора Новосибирской области от
11.04.2022 N 50-р
В целях
обеспечения единообразия при реализации
Указа Президента Российской Федерации
от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года», в соответствии с приказом
Министерства экономического развития
Российской Федерации от 15.12.2022 N 708 «О
внесении изменений в Приказ
Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 «О
системе поддержки новых инвестиционных
проектов в субъектах Российской
Федерации («Региональный инвестиционный
стандарт»)»:
внести в распоряжение Губернатора
Новосибирской области от 11.04.2022 N 50-р «Об
утверждении инвестиционной декларации
Новосибирской области» следующее
изменение:
инвестиционную декларацию
Новосибирской области изложить в
редакции согласно приложению к
настоящему распоряжению.
Губернатор области
А.А. Травников
Приложение
к распоряжению Губернатора
Новосибирской области
от 30.03.2023 N 50-р
«УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Новосибирской области
от 11.04.2022 N 50-р
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общее описание целей инвестиционного
развития
Новосибирской области
1.
Инвестиционная декларация
Новосибирской области разработана на
период до 10 апреля 2027 года в целях
создания условий для опережающего
инвестиционного развития Новосибирской
области, содействия достижению
национальных целей развития Российской
Федерации, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от
21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года», установления основ реализации
инвестиционной политики Новосибирской
области, взаимодействия органов
государственной власти Новосибирской
области с инвесторами при реализации
инвестиционных проектов на территории
региона, а также формирования
благоприятного инвестиционного климата
в Новосибирской области и
информирования субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности:
об условиях ведения бизнеса в
Новосибирской области;
о доступности механизмов
государственной поддержки
инвестиционной деятельности в
Новосибирской области;
о доступности комплексной системной
административной поддержки, в том числе
по сокращению и упрощению процедур,
связанных с сопровождением
инвестиционных проектов и выдачей
разрешительной документации;
об инвестиционном потенциале и целях
инвестиционного развития Новосибирской
области.
2. Основные инструменты инвестиционной
политики Новосибирской области. В
Новосибирской области имеются следующие
основные инструменты инвестиционной
политики, соответствующие мировым
стандартам:
развитая система государственной
поддержки инвестиционной
деятельности;
большой выбор площадок для размещения
производств;
опытная инвестиционная команда.
3. Главными целями инвестиционного
развития Новосибирской области
являются:
1) увеличение реального роста инвестиций
в основной капитал в качестве вклада в
достижение национальной цели развития
«Достойный, эффективный труд и успешное
предпринимательство»;
2) улучшение инвестиционного климата
путем установления понятных и
прозрачных условий ведения
инвестиционной деятельности на
территории Новосибирской области.
4. В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
Новосибирской области на 2022-2036 годы,
утвержденным постановлением
Правительства Новосибирской области от
29.12.2021 N 564-п (далее - Прогноз СЭР на 2022-2036
годы), в качестве основных перспектив
развития Новосибирской области можно
выделить следующие направления:
развитие человеческого капитала и
социальной сферы;
развитие конкурентоспособной экономики
с высоким уровнем предпринимательской
активности;
создание современной и безопасной среды
для жизни;
территориальное развитие региона,
характеризующееся наличием всех типов
пространственного размещения и
развития: мегаполиса, агломерации,
моногородов, городов и сельских
поселений.
5. Перечень нормативных правовых актов
Новосибирской области, регулирующих
отношения в области инвестиционной
деятельности, приведен в приложении к
инвестиционной декларации
Новосибирской области.
II. Общее описание системы поддержки
новых инвестиционных проектов,
реализуемой в Новосибирской области
(«Региональный инвестиционный
стандарт»)
6.
Правительство Новосибирской области
осуществляет активную инвестиционную
политику, приоритетными направлениями
которой являются улучшение
инвестиционного климата, развитие
кластерных и парковых проектов,
реализация проектов
государственно-частного партнерства,
привлечение и сопровождение реализации
инвестиционных проектов.
В целях исполнения поручения Президента
Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096
(подпункт «г» пункта 2) по созданию
системы поддержки новых инвестиционных
проектов в субъектах Российской
Федерации в 2022 году Новосибирская
область успешно внедрила Региональный
инвестиционный стандарт, основанный на
лучших практиках работы регионов с
инвесторами. Система поддержки новых
инвестиционных проектов («Региональный
инвестиционный стандарт») (далее -
Стандарт) призвана оптимизировать
взаимодействие бизнеса с властью.
Стандарт состоит из пяти элементов
(компонентов):
1) подготовка инвестиционной
декларации;
2) создание агентства развития;
3) создание инвестиционного комитета;
4) формирование инвестиционной карты;
5) внедрение свода инвестиционных
правил.
Для создания благоприятной среды и
увеличения притока инвестиций в
Новосибирскую область, формирования
благоприятного инвестиционного климата,
информирования субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности об условиях ведения
бизнеса в регионе о доступности
механизмов государственной поддержки
инвестиционной деятельности, об
инвестиционном потенциале утверждена
настоящая Инвестиционная декларация
Новосибирской области.
В целях привлечения частных инвестиций в
экономику Новосибирской области,
содействия инвесторам в скорейшей
реализации инвестиционных проектов на
территории Новосибирской области,
формирования благоприятного
инвестиционного климата, повышения
инвестиционной привлекательности
региона, выполнения функции по
сопровождению инвестиционных проектов
на всех этапах их реализации по принципу
«одного окна» создана
специализированная организация по
привлечению инвестиций и работе с
инвесторами в Новосибирской области
(далее - Инвестиционное Агентство).
Согласно постановлению Правительства
Новосибирской области от 21.07.2014 N 283-п «О
специализированной организации по
привлечению инвестиций и работе с
инвесторами» функции Инвестиционного
Агентства выполняет акционерное
общество «Агентство инвестиционного
развития Новосибирской области» и
отвечает за поиск инвесторов для
реализации инвестиционных проектов на
территории региона, оказание услуг по
организационному и правовому
консультированию сопровождаемых
инвестиционных проектов.
Для активизации процессов привлечения
средств отечественных и иностранных
инвесторов в экономику Новосибирской
области и реализации наукоемких,
высокоэкономичных инвестиционных
проектов, соответствующих перспективным
направлениям инвестиционной
деятельности, отбора стратегических
инвестиционных проектов и инвесторов
Новосибирской области, а также
рассмотрения разногласий (споров) с
органами государственной власти
Новосибирской области, органами
местного самоуправления,
уполномоченными организациями по
вопросам реализации инвестиционных
проектов на территории Новосибирской
области и выработке рекомендаций по
организации взаимодействия органов
исполнительной власти Новосибирской
области и лиц, участвующих в
инвестиционном процессе, создан Совет по
инвестициям Новосибирской области
(далее - Совет). Положение и состав Совета
утверждены постановлением Губернатора
Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 «О
Совете по инвестициям Новосибирской
области».
На базе государственной информационной
системы «Региональная
геоинформационная система
Новосибирской области» сформирована
единая база данных инвестиционных
проектов и инвестиционных площадок на
территории Новосибирской области -
Инвестиционная карта Новосибирской
области.
В целях повышения прозрачности и
упрощения взаимодействия инвестора с
органами исполнительной власти
Новосибирской области, контрольными
(надзорными) органами и ресурсными
организациями при реализации
инвестиционных проектов в соответствии
с методическими рекомендациями,
утвержденными Приказом
Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 «О
системе поддержки новых инвестиционных
проектов в субъектах Российской
Федерации («Региональный инвестиционный
стандарт»)», разработан Свод
инвестиционных правил, который состоит
из 11 оптимальных алгоритмов действий
(«клиентских путей») инвестора,
планирующего реализацию
инвестиционного проекта на территории
Новосибирской области.
III. Ключевые характеристики
Новосибирской области
7. К
инвестиционным преимуществам
Новосибирской области относятся:
выгодное экономико-географическое
положение Новосибирской области
(расположение в центре России на
пересечении важнейших транспортных
коммуникаций), а также статус города
Новосибирска как центра Сибирского
федерального округа (далее - СФО);
концентрация научно-исследовательских
институтов, мощный
научно-образовательный потенциал и
высокий уровень образования населения
Новосибирской области;
развитая транспортно-логистическая
инфраструктура, наличие крупнейшего за
Уралом Международного аэропорта
Новосибирск (Толмачево) им. А.И.
Покрышкина;
диверсифицированная структура
экономики и большое количество малых
предприятий (по числу малых предприятий
регион занимает восьмое место в
Российской Федерации, здесь
сосредоточено более 20% малых предприятий
СФО).
В Новосибирской области сформирован
мощный центр федеральной и
межрегиональной значимости по оказанию
высокотехнологичных видов медицинской
помощи в области диагностики и лечения
сердечно-сосудистых, онкологических
заболеваний и заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
Новосибирской области принадлежит
лидерство в Сибири по развитию IT-сферы
(«Цифровая экономика»).
Новосибирская область имеет сильные
позиции не только на фоне других районов
Сибири, но и в масштабе всей страны по
производству продукции сельского
хозяйства.
Локомотивными проектами развития
региона являются: проекты в рамках
национальных проектов, крупнейшие
инфраструктурные и социальные проекты, в
том числе на принципах
государственно-частного и
муниципально-частного партнерства
(далее - ГЧП, МЧП), крупнейшие частные
инвестиционные проекты, реализуемые на
территории Новосибирской области.
8. Наличие необходимой инфраструктуры
для инвесторов на территории
Новосибирской области, площадок для
реализации инвестиционных проектов.
Парковая политика Новосибирской области
является одним из базовых элементов
инвестиционной политики Новосибирской
области, нацеленных на максимально
эффективное использование имеющегося
территориального и инфраструктурного
потенциала, создание условий для
повышения инвестиционной
привлекательности региона.
На сегодняшний день в Новосибирской
области реализуется ряд крупнейших
парковых проектов:
Промышленно-логистический парк
Новосибирскойобласти(далее - ПЛП),
Биотехнопарк наукограда Кольцово (далее
- Биотехнопарк), Научно-технологический
парк Новосибирского Академгородка
(далее - Академпарк),
Промышленно-логистический парк
«Восточный», частный индустриальный
парк «Новосиб» и индустриальный парк
«Экран».
ПЛП находится в 12 км от Новосибирска.
Новосибирск расположен в географическом
центре евразийского континента, на
пересечении транспортных коридоров,
соединяющих европейскую часть
континента с азиатской, и представляет
собой крупный мультимодальный
транспортно-распределительный узел.
Территория парка выгодно расположена
вдоль федеральной трассы Р-254 «Иртыш» и
Транссибирской железнодорожной
магистрали. В 6 км от ПЛП расположен
Международный аэропорт Новосибирск
(Толмачево) им. А.И. Покрышкина. Общая
площадь ПЛП - 1059 га, а с учетом территории
перспективного развития - 2000 га.
Территория парка разделена на три
площадки -«А», «Б» и «В». Площадки «А» и
«Б» отведены под реализацию
промышленных и логистических проектов.
Средний срок от начала работы с
инвестором до получения разрешения на
строительство и выхода на площадку - 6-7
месяцев, в том числе средний срок
получения земельного участка в аренду -
2-3 месяца. Акционерное общество
«Управляющая компания «ПЛП» определена
управляющей компанией ПЛП и
создаваемого индустриального парка
«Южный ПЛП» (находится недалеко от г.
Бердска) для осуществления работ по
проектированию и строительству объектов
инженерно-технического и транспортного
обеспечения. Якорным резидентом парка
«Южный ПЛП» является общество с
ограниченной ответственностью «Нестле
Россия» с инвестиционным проектом
«Строительство завода по производству
кормов для домашних животных». В
прогнозном периоде будет продолжена
дальнейшая реализация «дорожной карты»
по созданию объектов коммунальной и
транспортной инфраструктуры
индустриального парка «Южный ПЛП».
Биотехнопарк является ведущей
научно-производственной площадкой
Сибири в сфере биотехнологий,
фармацевтики и смежных областях. На его
базе работает Центр коллективного
пользования, электротехническая
лаборатория, Клинико-диагностическая
лаборатория, осуществляющая
исследование проб на определение новой
коронавирусной инфекции (COVID-19). По
состоянию на начало 2022 года на
территории Биотехнопарка осуществляют
реализацию инвестиционных проектов 13
компаний-резидентов, общий объем
инвестиций составляет порядка 3,5 млрд
рублей.
Академпарк является комплексным
технопарком, обладающим уникальной
научно-технологической и деловой
инфраструктурой, позволяющей создать
наилучшие условия для генерации и
развития инновационных компаний. В 2015
году признан самым успешным технопарком
России. Резидентами Академпарка
являются около 350 организаций.
На текущий момент в Новосибирской
области есть примеры не только парков с
государственным участием, но и парков,
полностью созданных за счет частных
инвестиций. Одним из таких примеров
является индустриальный парк «Новосиб»,
расположенный в зоне промышленной
застройки г. Новосибирска. Частный
индустриальный парк по типу «браунфилд»,
на котором расположены объекты
коммерческой недвижимости офисного,
производственного и складского
назначения. Индустриальный парк «Экран»
является индустриальным парком по типу
«браунфилд», создан на территории АО
«Завод «Экран» и предназначен для
размещения производственных
предприятий в промышленной части
Новосибирска. Резидентная деятельность
индустриального парка осуществляется в
сферах электронно-оптического,
стекольного, упаковочного производства,
легкой и пищевой промышленности.
Полный перечень находящихся на
территории региона необходимой для
инвесторов инфраструктуры и площадок
для инвесторов размещен на
инвестиционном портале Новосибирской
области в разделе «Инфраструктура»
(https://invest.nso.ru/ru).
9. Наличие на территории Новосибирской
области преференциальных режимов.
На территории Новосибирской области
функционируют две территории
опережающего социально-экономического
развития (далее - ТОСЭР), созданные в
границах монопрофильных муниципальных
образований рабочих поселков Линево
Искитимского района и Горный
Тогучинского района Новосибирской
области:
ТОСЭР «Горный» (постановление
Правительства Российской Федерации от
12.04.2019 N 429 «О создании территории
опережающего социально-экономического
развития «Горный»). В настоящее время
резидентами ТОСЭР «Горный» являются 3
компании. Площадь ТОСЭР составляет 7 464
га.
ТОСЭР «Линево» (постановление
Правительства Российской Федерации от
16.03.2018 N 268 «О создании территории
опережающего социально-экономического
развития «Линево»). В настоящее время
резидентами ТОСЭР «Линево» являются 4
компании. Площадь ТОСЭР составляет 1 392
га.
Организациям, получившим статус
резидента ТОСЭР:
1) устанавливается налоговая ставка по
налогу на прибыль организаций,
подлежащему зачислению в областной
бюджет Новосибирской области, в
следующих размерах:
0% - в течение первых пяти налоговых
периодов начиная с налогового периода, в
котором в соответствии с данными
налогового учета была получена первая
прибыль от деятельности, осуществляемой
при исполнении соглашений об
осуществлении деятельности на ТОСЭР;
10% - в течение следующих пяти налоговых
периодов;
2) предоставляется освобождение от
уплаты налога на имущество организаций в
отношении имущества, вновь создаваемого
или приобретаемого в рамках реализации
соглашения об осуществлении
деятельности на ТОСЭР;
3) предоставляется освобождение от
уплаты налога на землю;
4) устанавливаются ставки по страховым
взносам: 7,6% - в течение десяти лет
(применяется для резидентов, получивших
статус в первые три года создания
ТОСЭР).
10. Характеристика трудовых ресурсов и
качества образования.
Одним из важнейших условий
регионального инвестиционного развития
является эффективное использование
кадрового потенциала. По итогам
выборочного обследования за сентябрь -
ноябрь 2022 года численность рабочей силы
в возрасте 15 лет и старше составила 1422,8
тысячи человек, в их числе 1 366,8 тысячи
человек заняты в экономике и около 56
тысяч человек - безработные.
Среднесписочная численность работников
по полному кругу организаций за январь -
октябрь 2022 года составила 908,2 тысячи
человек, что составляет 100,7% к
соответствующему периоду 2021 года.
Основная доля занятых в
производственной сфере деятельности
региона приходится на отрасли оптовой и
розничной торговли (17,2%) и обрабатывающих
производств (14,8%).
Численность не занятых трудовой
деятельностью, состоящих на учете в
центрах занятости населения на 01.01.2023,
составила 14 368 человек, из них 93,3%
безработные граждане.
Основная тенденция на рынке труда в 2022
году - это растущая потребность
предприятий промышленности, сельского
хозяйства в квалифицированных кадрах, а
также в специалистах с узкой
специализацией (в основном, в
специалистах рабочих профессий).
В большей степени требуются
высококвалифицированные работники, а
также специалисты с узкой
специализацией: инженеры разной
направленности, операторы станков с
программным управлением, токари,
техники, фрезеровщики, слесари
механосборочных работ, монтажники
радиоэлектронной аппаратуры и
приборов.
Задача подбора необходимых кадров для
предприятий решается центрами занятости
населения совместно с организациями
среднего профессионального и высшего
образования, в том числе через изменение
индивидуальных образовательных
траекторий студентов старших курсов,
предусматривающих совмещение работы и
обучения, организацию практики, целевого
обучения на предприятиях.
Меры поддержки рынка труда позволили в
течение 2022 года в два раза снизить
уровень зарегистрированной безработицы
с 1,8% до 0,9% от численности рабочей силы,
сократить численность официально
зарегистрированных безработных с 25 до
13тысяч человек.
На сегодняшний день в региональном банке
вакансий содержится 32 781 предложение
работы. И это превышает численность
безработных граждан, зарегистрированных
в центрах занятости, в 2,4 раза.
С целью выработки мер по снижению
дисбаланса спроса и предложения на
региональном рынке труда, а также
определения необходимого объема
подготовки кадров образовательными
организациями среднего
профессионального и высшего образования
ежегодно проводится мониторинг кадровой
потребности организаций Новосибирской
области на ближайшие семь лет (далее -
мониторинг).
Мониторинг проводится на основе опроса
работодателей на Платформе
прогнозирования региональной кадровой
потребности и планирования объема
подготовки кадров по программам
среднего профессионального и высшего
образования. В 2022 году в опросе приняли
участие более 8 тысяч организаций
Новосибирской области.
По результатам мониторинга,
проведенного в 2022 году, с учетом влияющих
факторов (текущих и перспективных
направлений социально-экономического
развития Новосибирской области, данных о
текущих вакансиях работодателей и
резюме соискателей, данных
государственной и ведомственной
статистики, баланса трудовых ресурсов
Новосибирской области, сведений о
потребности инвесторов в специалистах и
рабочих кадрах, необходимых для
реализации инвестиционных проектов на
территории региона, экспертной оценки
областных исполнительных органов
Новосибирской области и общественных
организаций) сформирован прогноз
региональной кадровой потребности на
2023-2029 годы, который является основой при
формировании контрольных цифр приема на
обучение попрограммам среднего
профессионального образования.
Общая потребность всех отраслей
экономики в кадрах на 2023-2029 годы
составила 156,5 тысячи человек, в том числе
33% - ожидаемая потребность в специалистах
с высшим образованием, 62% - со средним
профессиональным образованием, 5% - в
неквалифицированных работниках.
Среднегодовой объем дополнительной
кадровой потребности в специалистах со
средним профессиональным образованием
составляет от 12 до 15тысяч человек
ежегодно, с высшим образованием - от 6 до 8
тысяч человек ежегодно.
В Новосибирской области осуществляют
образовательную деятельность по
программам среднего профессионального
образования 75 образовательных
организаций (далее - образовательные
организации), из них:
59 образовательных организаций,
подведомственных исполнительным
органам государственной власти
Новосибирской области (министерство
образования Новосибирской области,
министерство здравоохранения
Новосибирской области, министерство
культуры Новосибирской области,
министерство физической культуры и
спорта Новосибирской области);
12 федеральных образовательных
организаций, включая образовательные
организации высшего образования,
реализующие программы подготовки
специалистов среднего звена;
4 негосударственные (частные)
образовательные организации.
Численность обучающихся по программам
среднего профессионального образования
в образовательных организациях,
расположенных на территории
Новосибирской области, включая
образовательные организации высшего
образования, которые реализуют
программы среднего профессионального
образования, по состоянию на 01.01.2023
составляла 69,7 тысячи человек.
В Новосибирской области создана система
среднего профессионального образования,
обеспечивающая сферу производства и
услуг квалифицированными специалистами
и рабочими кадрами. Структура и
содержание образования регулярно
обновляется в соответствии с
потребностями рынка труда и
требованиями федеральных
государственных образовательных
стандартов. Учебные программы
формируются с участием работодателей и
выстраиваются по модульному принципу, то
есть осуществляется подбор необходимых
квалификаций (компетенций) по заявке
заказчика. Новые профессии и
специальности ежегодно включаются в
перечень реализуемых программ
подготовки (за период с2013 по 2022 годы
введены 97 новых профессий и
специальностей, подготовка по которым
ранее не осуществлялась).
Продолжается укрепление
материально-технической базы
профессиональных образовательных
организаций, что способствует повышению
уровня профессиональных компетенций
выпускников этих организаций. В период с
2019 по 2022 годы в Новосибирской области
созданы 48новых мастерских, из них в 2022
году - 12 мастерских.
Создание новых мастерских способствует
обеспечению качественной подготовки
конкурентоспособных на рынке труда
специалистов по наиболее востребованным
и перспективным специальностям и
профессиям среднего профессионального
образования, увеличению центров
проведения демонстрационного
экзамена.
В ходе реализации мероприятий,
направленных на обеспечение проведения
промежуточной и государственной
итоговой аттестации с использованием
механизма демонстрационного экзамена,
было аккредитовано 138 площадок в
качестве центров проведения
демонстрационного экзамена на базе 47
образовательных организаций.
За 2022 год процедуру демонстрационного
экзамена в рамках реализации
регионального проекта «Молодые
профессионалы (Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)» прошли 5
637 обучающихся.
Новосибирская область стала участником
движения «Молодые профессионалы (WorldSkills
Russia)» в 2013 году. За 2013-2021 годы проведено 8
региональных чемпионатов «Молодые
профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
количество соревновательных
компетенций, проводимых в рамках
чемпионата, увеличилось к 2021 году с 10 до
154, число участников регионального
чемпионата возросло с 94 до 1 024. В 2022 году в
Финале X Национального чемпионата
«Молодые профессионалы» команда
Новосибирской области заняла 5 место в
рейтинге субъектов Российской
Федерации.
Достижение высокого качества среднего
профессионального образования в
соответствии с перспективными задачами
социально-экономического развития
региона невозможно без функционирования
современной системы профессиональной
ориентации школьников. Учитывая
важность и социальную значимость этой
системы, проект «Политехническая и
агротехническая школа Новосибирской
области» решает задачи профессиональной
ориентации и социальной адаптации
молодежи, в том числе учащихся
общеобразовательных организаций, на
рынке труда Новосибирской области.
В рамках проекта обучения школьников
первой профессии «Политехническая и
агротехническая школа» сформирована
региональная модель профессионального
обучения 2000 школьников, обеспечивающая
их эффективную раннюю профориентацию и
профессиональную подготовку по 38
профессиям с получением
соответствующего документа о присвоении
квалификации. Проект реализуется при
взаимодействии 39 профессиональных
образовательных организаций и более 150
общеобразовательных организаций.
Кроме этого, в рамках профориентационных
мероприятий с 2022 года в Новосибирской
области реализуется проект
«Skills-траектория. Самоопределение с нуля»
- региональный пилотный
профориентационный проект для
обучающихся 5-11 классов. В 2022/2023 учебном
году в проект включилась 31
образовательная организация
Новосибирской области, пилотными
площадками стали общеобразовательные
организации, на базе которых открыты
«Точки роста», а также закрепленные за
ними образовательные организации.
На территории Новосибирской области
действует 22 высших учебных заведения
(далее - вуз) и филиала, которые реализуют
образовательные программы высшего
образования более чем по 500
специальностям и направлениям, более 1000
программам дополнительного образования.
В вузах Новосибирской области обучается
более 100,0 тысяч студентов (иногородние
студенты составляют более 60%).
Численность
профессорско-преподавательского
состава в вузах составляет более 5,7
тысячи человек, из них более 2,8 тысячи
кандидатов наук и 770 докторов наук.
Университетская жизнь протекает в 92
учебных и жилых зданиях.
В рамках реализации государственной
программы поддержки университетов
«Приоритет-2030», направленной на
обеспечение вклада российских
университетов в достижение национальных
целей развития Российской Федерации на
период до 2030 года, в Новосибирской
области победителями стали федеральное
государственное автономное
образовательное учреждение высшего
образования «Новосибирский
национальный исследовательский
государственный университет» и
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования «Новосибирский
государственный технический
университет».
В рейтингах, подготовленных Ассоциацией
составления рейтингов и Рейтинговым
агентством RAEX при поддержке Российского
Союза ректоров, в 2022 году
образовательные организации
Новосибирской области заняли достойные
позиции. В рейтинг лучших вузов России
RAEX-100 вошли два вуза из Новосибирской
области: 12 место заняло федеральное
государственное автономное
образовательное учреждение высшего
образования «Новосибирский
национальный исследовательский
государственный университет», 42 место -
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования «Новосибирский
государственный технический
университет».
11. Приоритетные направления
инвестиционного развития Новосибирской
области.
Экономика Новосибирской области
характеризуется высокой степенью
диверсификации. Особенностью экономики
региона является высокая доля сектора
видов деятельности, относящихся к сфере
услуг, на их долю приходится более 70%
валового регионального продукта (далее -
ВРП).
Среди приоритетных направлений развития
Новосибирской области следует выделить
обрабатывающие производства, транспорт
и связь, оптовую и розничную торговлю, а
также операции с недвижимым имуществом,
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (далее -
НИОКР). Совокупная доля этих видов
деятельности в структуре ВРП области
составляет более 60%.
Согласно Стратегии
социально-экономического развития
Новосибирской области до 2030 года,
утвержденной постановлением
Правительства Новосибирской области от
19.03.2019 N 105-п «О Стратегии
социально-экономического развития
Новосибирской области на период до 2030
года» (далее - Стратегия
социально-экономического развития
Новосибирской области до 2030 года),
основными доминантами
социально-экономического развития
Новосибирской области на период до 2030
года станут:
ускоренное инновационное и
технологическое развитие, базирующееся
на сочетании использования внутренних
интеллектуальных человеческих ресурсов,
технологий и привлечении внешних
ресурсов, обеспечивающих инвестиции и
компетенции масштабирования разработок
для выхода на глобальные международные
рынки;
стимулирование роста реального сектора
экономики, в том числе обрабатывающей
промышленности, на основе ускоренного
обновления фондов, использования новых
технологий и выхода на новые рынки
сбыта;
развитие традиционных конкурентных
преимуществ региона как
транспортно-логистического хаба через
формирование соответствующей
инфраструктуры, использование
инструментов стимулирования, поддержки
отраслей и привлечение инвестиций, в том
числе через механизмы ГЧП;
расширение и развитие инфраструктуры
фундаментальных и прикладных научных
исследований и разработок с участием
ведущих в своей области мировых ученых и
созданием сетевых проектов и
лабораторий;
укрепление и развитие малого и среднего
предпринимательства как масштабного
резерва экономического роста, занятости
и уровня жизни населения, создание
условий для начинающих предпринимателей
и стимулирование
технопредпринимательства;
совершенствование государственного
управления, в том числе через
цифровизацию, формирование
сбалансированной бюджетной и налоговой
политики региона и внедрение
эффективного коммуникативного
инструмента, обеспечивающего
конструктивное взаимодействие органов
власти с бизнесом и населением,
направленного на формирование имиджа
Новосибирской области как территории
благоприятного инвестиционного климата
и комфортной среды для жизни.
При этом постановлением Правительства
Новосибирской области от 29.09.2011 N 418-п «О
перспективных направлениях
инвестиционной деятельности и
нормативных значениях показателей
бюджетной эффективности» определено 17
перспективных направлений
инвестиционной деятельности региона:
1) модернизация, расширение или создание
производств инновационной продукции и
услуг, новых материалов и технологий;
2) модернизация, расширение или создание
производств пищевой и перерабатывающей
промышленности;
3) модернизация, расширение или создание
производств современных строительных
материалов и строительных конструкций;
4) модернизация, расширение или создание
добывающих и обрабатывающих
производств;
5) модернизация, расширение или создание
объектов транспортно-логистической
инфраструктуры;
6) модернизация, расширение или создание
производств, обеспечивающих переработку
древесины;
7) модернизация, расширение или создание
производств по переработке вторичного
сырья и бытовых отходов;
8) модернизация, расширение или создание
общественно значимых объектов в сфере
туризма, образования, культуры,
физической культуры и спорта,
здравоохранения;
9) модернизация, расширение или создание
объектов коммунальной инфраструктуры;
10) модернизация, расширение или создание
производств машин и оборудования;
11) модернизация, расширение или создание
производств медицинских изделий;
12) модернизация, расширение или создание
производств в сфере биотехнологий и
биофармацевтики;
13) модернизация, расширение или создание
производств товаров народного
потребления;
14) модернизация, расширение или создание
индустриальных (промышленных) парков и
технопарков;
15) модернизация, расширение или создание
объектов в рамках заключенных
соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных
соглашений;
16) модернизация, расширение или создание
объектов инфраструктуры для цифровой
экономики;
17) модернизация, расширение или создание
производственных объектов на ТОСЭР
«Линево», ТОСЭР «Горный».
Капитализация интеллектуального
потенциала и создание условий для
высокой инновационной активности,
включая привлечение центров НИОКР
международных компаний, стимулирование
технологического предпринимательства
будут способствовать формированию на
территории Новосибирской области
Сибирского инновационного хаба
международного уровня (Академгородок
2.0).
Формирование и развитие кластеров
является эффективным механизмом
привлечения прямых инвестиций и
активизации внешнеэкономической
интеграции. Развитие территориальных
кластеров способствует повышению
конкурентоспособности экономики и
улучшению инвестиционного климата
региона. В Новосибирской области с 2015
года действует Центр кластерного
развития, утвержден постановлением
Правительства Новосибирской области от
22.02.2017 N 64-п «О реализации кластерной
политики Новосибирской области»
регламент сопровождения кластеров и
проектов участников кластеров по
принципу «одного окна», осуществляется
ведение государственного реестра
кластеров Новосибирской области. По
состоянию на 2022 год в Государственный
реестр кластеров Новосибирской области
внесены пять кластеров:
Научно-производственный кластер
«Сибирский наукополис»;
Кластер информационных и
биофармацевтических технологий;
Биофармацевтический кластер
Новосибирской области;
Первый зерновой кластер производителей
сельскохозяйственной и промышленной
продукции;
Промышленный кластер «Цифровая
энергетика» Новосибирской области.
С 2016 года начал функционировать
Научно-производственный кластер
«Сибирский наукополис» (далее - НПК
«Сибирский наукополис»), который
является участником приоритетного
проекта Минэкономразвития России
«Развитие инновационных кластеров -
лидеров инвестиционной
привлекательности мирового уровня». НПК
«Сибирский наукополис» объединяет
следующие отраслевые направления:
высокотехнологичная медицина,
информационные и биофармацевтические
технологии.
В процессе развития НПК «Сибирский
наукополис» в 2019 году институционально
оформлен Биофармацевтический кластер
Новосибирской области, программа
развития которого утверждена
постановлением Правительства
Новосибирской области от 24.12.2019 N 495-п «Об
утверждении программы развития
Биофармацевтического кластера
Новосибирской области». Также в 2019 году в
Новосибирской области оформлен Первый
зерновой кластер производителей
сельскохозяйственной и промышленной
продукции, программа развития которого
утверждена постановлением
Правительства Новосибирской области от
24.12.2019 N 496-п «Об утверждении программы
развития Первого зернового кластера
производителей сельскохозяйственной и
промышленной продукции».
В рамках нацпроекта «Цифровая экономика
Российской Федерации» в 2020 году
зарегистрирован промышленный кластер
«Цифровая энергетика», программа
развития которого утверждена
постановлением Правительства
Новосибирской области от 04.03.2020 N 55-п «Об
утверждении программы развития
промышленного кластера «Цифровая
энергетика» Новосибирской области».
Данный кластер позволяет производить
комплексные продукты для цифровизации
электрических сетей.
Основным результатом к 2030 году должно
стать вхождение экономики Новосибирской
области в глобальные рынки и цепочки
создания добавленной стоимости за счет
диверсификации и структурных изменений
по направлениям Национальной
технологической инициативы, а также
ключевым отраслевым направлениям:
информационные технологии,
биотехнологии и биофармацевтика,
высокотехнологичные медицинские
изделия и услуги, энергетика.
Учитывая опережающую динамику развития
отрасли информационно-коммуникационных
технологий (далее - ИКТ, ИКТ-отрасль) в
сравнении с другими отраслями экономики
региона, ИКТ будет выступать
значительным резервом роста ВРП
Новосибирской области. Инвестирование в
ИКТ-отрасль даст выраженный
мультипликативный эффект для всей
экономики региона.
В Новосибирской области уже создаются
крупные логистические и
торгово-распределительные объекты,
предназначенные для обслуживания
соседних регионов, например,
логистический центр Почты России и
оптово-распределительный центр холдинга
«Росагромаркет». Доля Новосибирской
области в общем объеме торговли
Российской Федерации с Китаем выросла в
1,25 раза за период 2015-2017 годов. При этом
реализуется совместная инициатива Китая
и Российской Федерации по созданию
автотранспортного коридора без
обязательной перегрузки товара на
территории Китая, отправной точкой
которого должен стать город Новосибирск.
Таким образом, Новосибирская область
может привлечь торговые потоки с Китаем
на свою территорию и стать важным
торговым узлом между Европейской частью
Российской Федерации и азиатскими
странами, а также стать крупнейшим
логистическим хабом в Сибирском
федеральном округе (далее - СФО),
обеспечив регионам СФО торговую связь с
другими округами Российской Федерации.
12. Новые инновационные отрасли
Новосибирской области.
Согласно результатам рейтингов
инновационных регионов Новосибирская
область стабильно входит в десятку самых
сильных инновационных регионов
Российской Федерации, а по критерию
«Инновационная активность» стабильно
находится на лидирующих местах.
Перспективы развития инновационного
сектора экономики Новосибирской области
в первую очередь связаны с реализацией
новых проектов на стыке систем
образования, науки и производства для
вывода на рынок новых прорывных
технологий, продуктов и услуг.
В целях придания развивающего импульса
сфере науки и инноваций в Новосибирской
области приняты и реализуются следующие
решения:
1) реализация проекта «Академгородок 2.0»,
предусматривающего создание на данной
территории объектов научной, инженерной,
социальной, транспортной
инфраструктуры. В целях осуществления
проекта «Академгородок 2.0» утвержден
перечень из 72 проектов, в том числе 27
проектов транспортной инфраструктуры, 25
проектов социальной инфраструктуры и 20
проектов инженерной инфраструктуры.
Одним из ключевых объектов научной
инфраструктуры проекта «Академгородок
2.0» является создание центра
коллективного пользования «Сибирский
кольцевой источник фотонов» (далее - ЦКП
«СКИФ») - уникальной научной установки
класса «мегасайенс». Создание ЦКП «СКИФ»
позволит Новосибирской области и
Российской Федерации в целом добиться
опережающих темпов развития в таких
областях, как здравоохранение,
образование, экология, культура, и
обеспечить лидерство в международной
научной кооперации. На реализацию
флагманского проекта ЦКП «СКИФ» из
федеральных бюджетных ассигнований
определено 37,1 млрд рублей (в ценах 2019
года).
В рамках проекта «Академгородок 2.0»
осуществляется реализация проекта
«Кампус мирового уровня НГУ»,
проектируемого с учетом ожидаемого
увеличения численности студентов
Новосибирского государственного
университета (далее - НГУ) с 8 600 человек в
настоящее время до 15 000 к 2030 году. Проект
«Кампус мирового уровня НГУ»
подразумевает создание ряда
инфраструктурных объектов и затрагивает
образовательную и исследовательскую
деятельность университета, а также
деятельность, связанную с обеспечением
обучающихся и сотрудников
специализированным жилым фондом.
В рамках проекта «Академгородок 2.0»
запланирована реализация проекта по
созданию Суперкомпьютерного центра
«Лаврентьев» с Центром компетенций по
высокопроизводительным вычислениям и
искусственному интеллекту (далее - СКЦ
«Лаврентьев»). Реализация проекта СКЦ
«Лаврентьев» обеспечит создание и
развитие отечественного
суперкомпьютерного программного
обеспечения для технологий
искусственного интеллекта, обработки
естественных языков, глубокого
(машинного) обучения, моделирования и
обработки больших данных, цифровых
двойников производственного
оборудования и живых систем. Новые
технологии могут быть применены в авиа-,
судо- и машиностроении, на предприятиях
добывающей и перерабатывающей,
микроэлектронной и химической
промышленности, энергетике и
военно-промышленном комплексе, сельском
хозяйстве, торговле;
2) реализация мероприятий по
комплексному развитию перспективной
территории СмартСити-Новосибирск.
СмартСити-Новосибирск - это проект
пространственного развития территории
инновационной и научно-образовательной
деятельности, научно-инновационный
городок, задачей которого является
стимулирование развития инновационного
бизнеса в регионе. Направления
комплексного развития перспективной
территории СмартСити-Новосибирск:
создание Новосибирского инновационного
научно-технологического центра (далее -
НИНТЦ), создание инновационного
промышленного парка, строительство
служебного кампуса, строительство
Айтигородка, комплексное развитие
территории.
13. Развитие традиционных отраслей
экономики Новосибирской области.
Инвестиционную привлекательность
Новосибирской области формируют
следующие «традиционные» секторы
экономики:
промышленный сектор, включающий
производство продукции машиностроения,
металлургии, легкой промышленности;
дорожно-транспортный и логистический
сектор, включающий строительство
объектов транспортной инфраструктуры,
перевозку и оказание логистических
услуг;
строительный сектор, включающий
строительство объектов капитального
строительства и производство
строительных материалов;
агропромышленный сектор, включающий
производство сельскохозяйственной
продукции и продукции пищевой и
перерабатывающей промышленности.
Инвестиционный потенциал промышленного
сектора. Основу современного
промышленного комплекса Новосибирской
области составляют около 500 крупных
предприятий, более половины из которых
относятся к обрабатывающим
производствам. Город Новосибирск входит
в десятку крупнейших центров
оборонно-промышленного комплекса (далее
-ОПК) Российской Федерации: здесь
расположено около 50 предприятий ОПК и
связанных с ними
научно-исследовательских и
проектно-конструкторских организаций.
Удельный вес промышленного производства
в структуре ВРП Новосибирской области
составляет порядка 21%.
В соответствии с Прогнозом СЭР на 2022-2036
годы основной вклад в развитие
промышленного производства региона в
период до 2036 года будет вносить
реализация мероприятий, направленных
на:
обеспечение условий для развития
промышленного и научно-технического
потенциала Новосибирской области,
создания высокопроизводительной
экспортно ориентированной
промышленности, глубоко интегрированной
в экономику Российской Федерации и в
мировую экономику и занимающей в ней
достойное место;
стимулирование использования вторичных
ресурсов для производства промышленной
продукции;
обеспечение всесторонней
государственной поддержки в целях
стимулирования развития промышленного
производства на территории области в
направлении внедрения инновационных,
наукоемких, импортозамещающих,
ресурсосберегающих и экологически
чистых технологий, обеспечивающих
максимально эффективное использование
природных и трудовых ресурсов.
Кроме того, к 2036 году планируется, что
доля обрабатывающих производств в
промышленном производстве возрастет с
80,1% в 2021 году до 84,3% по 1 варианту, до 84,7% по
2 варианту, до 85,6% по 3 варианту прогноза в
2036 году.
Инвестиционный потенциал
агропромышленного сектора.
Территориально-отраслевая структура
агропромышленного комплекса
Новосибирской области отражает его роль
в федеральном и межрегиональном
разделении труда как крупного
производителя продовольствия на востоке
Российской Федерации, обладающего
высоким межрегиональным экспортным
потенциалом. Сельское хозяйство
Новосибирской области специализируется
на выращивании зерна, картофеля, овощей,
развиты мясо-молочное животноводство,
птицеводство, пчеловодство, важную роль
играет производство льноволокна. По
производству зерна, молока, мяса и яиц
Новосибирская область занимает
лидирующие позиции среди регионов СФО,
при этом по производству молока входит в
первую десятку субъектов Российской
Федерации. В структуре ВРП Новосибирской
области доля сельского хозяйства
составляет 5,7%, в структуре продукции
сельского хозяйства по итогам 2022 года, по
оценке, преобладает продукция
растениеводства (более 50%).
С учетом специфических особенностей
региона для развития агропромышленного
комплекса в долгосрочной перспективе
выделяются следующие приоритетные
направления:
обеспечение населения региона
продовольствием, безопасным и
конкурентным по цене и своим
потребительским свойствам;
развитие новых сегментов переработки
местной сельскохозяйственной продукции,
внедрение международных стандартов
качества, расширение рынков сбыта
продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности;
модернизация сельского хозяйства,
пищевой и перерабатывающей
промышленности на основе внедрения
современного высокотехнологического
оборудования и перспективных
технологий, в том числе цифровых;
развитие логистики, поиск новых рынков
сбыта, стимулирование создания крупных
холдинговых структур с полным циклом
переработки продукции;
принятие мер по повышению
инвестиционной привлекательности
агропромышленного комплекса;
создание и развитие малых форм
хозяйствования на селе, системы
организованного закупа
сельскохозяйственной продукции;
диверсификация сельской экономики и
создание условий для комфортного
проживания населения;
поддержка и развитие кадрового
потенциала в агропромышленном комплексе
с учетом инновационного и
технологического обновления отрасли;
содействие развитию экспорта
производимых на территории области
продуктов и услуг путем изучения рынков
сбыта.
Согласно Прогнозу СЭР на 2022-2036 годы
реализация мероприятий по развитию
сельскохозяйственного производства
позволит к концу 2036 года довести объемы
валовой продукции сельского хозяйства в
стоимостном выражении до 236,5 млрд рублей
по 1 варианту, до 251,4 млрд рублей - по 2
варианту и до 316,9 млрд рублей - по 3
варианту прогноза.
Одной из стратегических отраслей
экономики Новосибирской области,
которая призвана обеспечить население
необходимыми по количеству и качеству
продуктами питания, является пищевая и
перерабатывающая промышленность. Она
насчитывает 20 отраслей и объединяет
почти 1200 предприятий различной мощности
с общей численностью работающих более 27
тысяч человек. Доля пищевой и
перерабатывающей промышленности в общем
объеме обрабатывающих производств
региона составляет около 30%.
Инвестиционный потенциал строительного
сектора. Строительный сектор, включающий
строительство объектов капитального
строительства и производство
строительных материалов в Новосибирской
области, достаточно развит, являясь
одним из структурообразующих секторов
Новосибирской области. Строительство
обеспечивает воспроизводство основных
фондов во всех отраслях экономики, имеет
многочисленные межотраслевые связи и
высокий мультипликативный эффект. Вклад
строительной отрасли в ВРП составляет
около 4%.
Транспортный комплекс является одной из
отраслей специализации экономики
Новосибирской области. Его доля в ВРП
Новосибирской области составляет 11%.
Основу современного комплекса
составляют предприятия
железнодорожного транспорта,
автомобильного транспорта, наземного
пассажирского транспорта, воздушного
транспорта, водного транспорта, а также
метрополитен и предприятия,
обслуживающие автодороги и
улично-дорожную сеть,
транспортно-пересадочные узлы,
транспортно-логистические центры,
парковочные стоянки.
В долгосрочной перспективе развитие
дорожно-транспортного комплекса региона
будет определяться:
в сегменте автомобильного транспорта,
объектов дорожной инфраструктуры -
реализацией комплекса мер по развитию
автомобильных дорог Новосибирской
области, объездных автомобильных дорог
Новосибирска и улично-дорожной сети
муниципальных образований, а также
формированием сети перехватывающих
парковок, стоянок автотранспорта,
располагающихся вблизи
автотранспортных путей следования
населения из места проживания в места
осуществления трудовой деятельности;
в сегменте наземного пассажирского
транспорта - модернизацией подвижного
состава муниципального транспорта и
поддержкой обновления частного
транспорта, оптимизацией маршрутов
движения, развитием новых видов
транспорта в городе Новосибирске,
переориентацией на применение дешевых
энергоносителей, в частности на
газомоторное топливо;
в сегменте железнодорожного транспорта
и метрополитена - модернизацией
железнодорожных станций и транспорта,
развитием станций метро в городе
Новосибирске;
в сегменте воздушного транспорта -
созданием узлового распределительного
центра на базе Международного аэропорта
Новосибирск (Толмачево) им. А.И.
Покрышкина (аэропорт-хаб), включая
почтовый хаб для обслуживания всех видов
почтовых грузов;
в сегменте водного транспорта -
созданием условий для развития грузовых
и пассажирских перевозок на базе речных
портов Новосибирска;
в сегменте логистики - созданием
транспортно-пересадочных узлов,
развитием транспортно-логистической
инфраструктуры (как созданием новых
объектов, так и модернизацией
существующих), внедрением современных
цифровых технологий, реализацией
крупных парково-логистических
проектов.
В прогнозном периоде запланирована
реализация следующих особо значимых
проектов:
ввод в эксплуатацию мостового перехода
через р. Обь в створе ул. Ипподромской в г.
Новосибирске (строительная длина - 5,1
км);
строительство станции метро
«Спортивная» на Ленинской линии;
реконструкция Международного аэропорта
Новосибирск (Толмачево) им. А.И.
Покрышкина, его грузовой
транспортно-логистической
инфраструктуры, в том числе грузового
интермодального терминала,
международного пункта почтового обмена.
Реализация вышеназванного мероприятия
позволит не только сохранить лидирующую
позицию хаба Новосибирск (Толмачево) как
аэропорта с самой крупной региональной
маршрутной сетью в Российской Федерации,
но снять все возможные инфраструктурные
ограничения, сдерживающие дальнейшее
его развитие;
развитие восточной
транспортно-логистической зоны в целях
концентрации грузопотоков с востока
(Забайкалье, Китай, Дальний Восток,
включая дальневосточные порты).
Мероприятия, направленные на
преобразование Новосибирска в
мультимодальный транспортный узел, а
также значительные объемы инвестиций в
складскую и логистическую
инфраструктуру обусловят в период 2021-2036
годов высокие темпы роста грузооборота
транспортных организаций (темп роста
грузооборота в 2036 году составит 131,2% к
уровню 2021 года).
При эффективной реализации мероприятий,
направленных на развитие
дорожно-транспортного комплекса
Новосибирской области, к 2036 году будут
достигнуты следующие результаты:
увеличение удельного веса автодорог с
твердым покрытием в общей протяженности
автодорог регионального и
межмуниципального значения до 84,45% (по
итогам 2021 года данный показатель
составлял 84,35%);
снижение до 49,3% доли протяженности
автомобильных дорог регионального и
межмуниципального значения, не
соответствующих нормативным
требованиям к
транспортно-эксплуатационным
показателям (59,6% - по состоянию на
01.01.2021).
14. Отрасли экономики, в которых
планируются к реализации инвестиционные
проекты.
Рост объема инвестиций в основной
капитал в прогнозном периоде будет
обеспечен за счет реализации проектов в
рамках национальных проектов,
крупнейших инфраструктурных и
социальных проектов (в том числе
реализуемых на принципах ГЧП (МЧП), а
также за счет реализации крупных частных
инвестиционных проектов, реализуемых на
территории Новосибирской области.
Ключевые отрасли экономики, в которых
планируются к реализации инвестиционные
проекты:
промышленность;
здравоохранение;
образование;
жилищно-коммунальное хозяйство;
сельское хозяйство;
транспорт и связь;
энергетика.
В условиях ограничения бюджетных
инвестиций ГЧП остается одним из
эффективных инструментов создания
объектов социальной инфраструктуры с
привлечением на взаимовыгодных условиях
частных инвестиций к решению
общественных задач. На начало 2023 года на
территории Новосибирской области
реализовывалось 47 проектов ГЧП (МЧП) с
общим объемом инвестиций около 100 млрд
рублей, из которых более 50 млрд рублей -
частные инвестиции.
Подробный перечень крупных
инвестиционных проектов Новосибирской
области содержится в приложении к
Стратегии социально-экономического
развития Новосибирской области до 2030
года
IV. Инвестиционные обязательства
Новосибирской области
15.
Неухудшение условий реализации
инвестиционных проектов в течение всего
срока их реализации.
На территории Новосибирской области
гарантируется защита инвестиций,
соблюдение прав и интересов инвесторов,
обеспечение в полной мере всех условий
осуществления инвестиционной
деятельности, предусмотренных
федеральным законодательством и
законодательством Новосибирской
области.
Инвесторам гарантируются равные права,
предусмотренные законодательством,
правовой режим деятельности,
исключающий применение мер
дискриминационного характера и иных мер,
препятствующих инвесторам свободно
распоряжаться инвестициями и
полученными в результате осуществления
инвестиционной деятельности продукцией
и доходами.
В соответствии с Законом Новосибирской
области от 29.06.2016 N 75-ОЗ «Об отдельных
вопросах государственного
регулирования инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений на территории
Новосибирской области» (далее -Закон N
75-ОЗ) органами государственной власти
Новосибирской области гарантируется:
1) открытость и доступность для всех
инвесторов информации, необходимой для
осуществления инвестиционной
деятельности в соответствии с
федеральным законодательством и
законодательством Новосибирской
области;
2) гласность и открытость процедуры
принятия решений о предоставлении
государственной поддержки
инвестиционной деятельности;
3) неприменение к инвесторам
дополнительных обременений финансовыми
обязательствами, не связанными с
реализацией инвестиционного проекта и
неустановленными федеральным
законодательством и законодательством
Новосибирской области.
Инвесторам предоставляются следующие
меры государственной поддержки
инвестиционной деятельности:
1) налоговые льготы, изменение срока
уплаты налогов, предоставление
инвестиционного налогового кредита в
соответствии с законодательством о
налогах и сборах;
2) государственные гарантии
Новосибирской области;
3) субсидии:
а) для компенсации части процентной
ставки по банковским кредитам,
полученным инвесторами для реализации
инвестиционного проекта;
б) для компенсации части лизинговых
платежей инвестору, являющемуся
лизингополучателем;
в) для возмещения части их затрат в целях
производства (реализации) товаров,
выполнения работ, оказания услуг,
связанных с реализацией инвестиционного
проекта;
д) для возмещения части затрат на
приобретение нового технологического
оборудования, необходимого для
реализации инвестиционного проекта;
е) для компенсации части затрат
инвестора по выплате процентного
(купонного) дохода по облигациям,
размещенным инвестором в целях
реализации инвестиционного проекта;
4) инвестиционный налоговый вычет по
налогу на прибыль организаций;
5) налоговые льготы по налогу на прибыль
организаций для организаций - участников
региональных инвестиционных проектов;
6) налоговые льготы по налогу на
имущество организаций в отношении
имущества, используемого для реализации
специального инвестиционного
контракта;
7) возможность заключениясоглашения о
защите и поощрении капиталовложений;
8) предоставление земельных участков,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в аренду
без проведения торгов;
9) нефинансовые меры государственной
поддержки инвестиционной
деятельности.
Инвесторам гарантируется соблюдение
условий предоставления мер
государственной поддержки
инвестиционной деятельности,
предусмотренных законодательством
региона.
16. Соблюдение алгоритмов действий
инвестора по присоединению к
инфраструктуре в рамках Свода
инвестиционных правил.
Организационно-информационное
содействие в подключении (присоединении)
субъектов инвестиционной и
предпринимательской деятельности к
необходимой инженерной и
транспортно-логистической
инфраструктуре, необходимой для
реализации инвестиционных проектов,
оказывается областными исполнительными
органами власти Новосибирской области и
институтами развития, сопровождающими
реализацию инвестиционных проектов, в
рамках Свода инвестиционных правил.
Ответственность за соблюдение сроков и
осуществление алгоритмов, согласованных
первым заместителем Председателя
Правительства Новосибирской области и
утвержденных соответствующими
уполномоченными органами
государственной власти Новосибирской
области, возложена на:
1) министерство жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Новосибирской
области:
а) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
процедурам подключения к электрическим
сетям (малый и средний бизнес - до 150
кВт);
б) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
процедурам подключения к электрическим
сетям (средний и крупный бизнес - свыше 150
кВт);
в) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
процедурам подключения к объектам
водоснабжения и водоотведения;
г) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
процедуре подключения к сетям
теплоснабжения;
д) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
подключению (технологическому
присоединению) газоиспользующего
оборудования и объектов капитального
строительства к сетям
газораспределения;
2) департамент имущества и земельных
отношений Новосибирской области:
а) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области для
получения земельного участка в аренду
(без торгов);
б) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области для
получения земельного участка в аренду
(на торгах);
3) министерство строительства
Новосибирской области:
а) алгоритм действий инвесторана
территории Новосибирской области для
получения разрешения на строительство;
б) алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области для
получения разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию;
4) Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и
картографии по Новосибирской области:
алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области по
процедурам оформления прав
собственности на введенный в
эксплуатацию объект;
5) министерство транспорта и дорожного
хозяйства Новосибирской области:
алгоритм действий инвестора на
территории Новосибирской области при
реализации инвестиционных проектов для
обеспечения доступа к дорожной
инфраструктуре путем строительства или
реконструкции пересечений и (или)
примыканий к автомобильным дорогам.
17. Оперативное рассмотрение споров,
возникающих при реализации
инвестиционных проектов на территории
Новосибирской области, в досудебном
порядке.
Обязательным условием досудебного
урегулирования споров и разногласий,
возникающих при реализации
инвестиционных проектов, выступает
проведение переговоров и консультаций.
В рамках подготовки к заседаниям Совета
по инвестициям Новосибирской области
возможно проведение переговоров и
консультаций с целью досудебного
урегулирования споров иразногласий,
возникающих при реализации
инвестиционных проектов на территории
Новосибирской области. Рассмотрение
обращений инвесторовосуществляется в
соответствии с постановлением
Правительства Новосибирской области от
19.04.2016 N 110-п «Об утверждении Порядка
рассмотрения обращений о защите прав и
интересов инвесторов в Новосибирской
области».
Возникающие противоречия по вопросам
реализации инвестиционных проектов на
территории Новосибирской области
решаются в индивидуальном порядке.
18. Общедоступность информации о мерах
государственной поддержки
инвестиционной деятельности на
территории Новосибирской области, за
исключением информации, составляющей
государственную и иную охраняемую
федеральным законом тайну, для
инвесторов.
Субъектам предпринимательской и
инвестиционной деятельности
гарантируется реализация права на
получение полной, актуальной и
достоверной информации при реализации
инвестиционных проектов на территории
Новосибирской области, за исключением
информации, составляющей в соответствии
с законодательством Российской
Федерации государственную, коммерческую
или иную охраняемую законом тайну.
Важным элементом системы эффективного
взаимодействия в координатах «власть -
бизнес» является наличие грамотно
выстроенной
информационно-коммуникационной
политики, отлаженных каналов связи и
получения информации и оперативной
обратной связи. Основными составляющими
этой системы являются:
действующий трехъязычный
интернет-портал об инвестиционной
деятельности в Новосибирской области
(инвестиционный портал Новосибирской
области), призванный обеспечивать
наглядное представление инвестиционных
возможностей Новосибирской области, ее
инфраструктуры, потенциальных
направлений инвестиций, а также сбор и
оперативное рассмотрение жалоб,
обращений инвесторов;
действующий канал прямой связи
инвесторов с руководством региона,
отвечающий требованиям равного доступа
субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности к
разрешению вопросов государственными
служащими соответствующего вопросу
уровня и контроля результатов и сроков
рассмотрения, обозначенных
хозяйствующими субъектами вопросов и
проблем;
официальный телеграм-канал министерства
экономического развития Новосибирской
области.
19. Неукоснительное соблюдение условий
предоставления мер поддержки инвесторов
в Новосибирской области.
Субъектам предпринимательской и
инвестиционной деятельности
обеспечивается
организационно-информационная
поддержка в рамках процедур,
установленных федеральным и областным
законодательством, при получении
согласований, разрешений, лицензий и
прочих распорядительных документов для
обеспечения субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности энергетическими и иными
видами ресурсов и подключений для целей
реализации инвестиционных проектов в
максимально короткие сроки в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и Новосибирской
области.
20. Обеспечение конкурентного
распределения ресурсов для целей
реализации инвестиционных проектов на
территории Новосибирской области.
Новосибирская область содействует
созданию благоприятных условий для
развития инвестиционной деятельности на
территории Новосибирской области.
Распределение земельных, энергетических
и иных видов ресурсов, необходимых для
реализации инвестиционных проектов на
территории Новосибирской области,
осуществляется с учетом приоритетов
инвестиционного развития Новосибирской
области и не преследует цели создания со
стороны Правительства Новосибирской
области каких-либо преимуществ для
конкретных субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности и ограничения конкуренции
на товарных рынках. Реализация
механизмов обеспечивается конкурсными
процедурами в рамках постановлений
Правительства Новосибирской области от
19.03.2014 N 104-п «О государственной поддержке
инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений на территории Новосибирской
области», от 23.11.2015 N 407-п «Об утверждении
Порядка рассмотрения документов,
обосновывающих соответствие объекта
социально-культурного или
коммунально-бытового назначения,
масштабного инвестиционного проекта, не
связанного со строительством жилья,
критериям, установленным Законом
Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ «Об
установлении критериев, которым должны
соответствовать объекты
социально-культурного и
коммунально-бытового назначения,
масштабные инвестиционные проекты, для
размещения (реализации) которых
предоставляются земельные участки в
аренду без проведения торгов», от 16.04.2019 N
138-п «Об утверждении Порядка
рассмотрения документов, обосновывающих
соответствие масштабного
инвестиционного проекта, связанного со
строительством жилья, критериям,
установленным Законом Новосибирской
области от 01.07.2015 N 583-ОЗ «Об установлении
критериев, которым должны
соответствовать объекты
социально-культурного и
коммунально-бытового назначения,
масштабные инвестиционные проекты, для
размещения (реализации) которых
предоставляются земельные участки в
аренду без проведения торгов» и иных
актов, а также отраслевыми конкурсными
комиссиями.
21. Повышение уровня доходов населения
Новосибирской области.
Человеческий капитал - основной ключевой
актив в развитии Новосибирской области.
В целях сохранения рабочей силы в
Новосибирской области, уменьшения
оттока населения создаются
благоприятные условия для жизни и
работы.
Новосибирская область содействует
реализации государственной социальной и
кадровой политики, включая вопросы
стимулирования создания новых
эффективных рабочих мест и повышения
уровня доходов населения Новосибирской
области.
Согласно Закону НСО N 75-ОЗ инвесторы
имеют право на меры государственной
поддержки при соблюдении условия по
превышению уровня среднемесячной
заработной платы в расчете на одного
работника инвестора по отношению к
установленной величине минимального
размера оплаты труда:
для инвесторов, осуществляющих
инвестиционную деятельность в городе
Новосибирске, - не менее чем в два раза;
для инвесторов, осуществляющих
инвестиционную деятельность в городе
Барабинске, городе Бердске, городе
Искитиме, городе Куйбышеве, городе Оби,
городе Татарске, рабочем поселке
Кольцово, - не менее чем в 1,4 раза;
для инвесторов, осуществляющих
инвестиционную деятельность в иных
муниципальных образованиях
Новосибирской области, - не менее
установленной величины минимального
размера оплаты труда.
V. Инвестиционная команда Новосибирской
области
22.
Состав инвестиционной команды
Новосибирской области.
В состав инвестиционной команды
Новосибирской области, сопровождающей
инвестора на всех этапах реализации
проекта, входят:
1) члены Правительства Новосибирской
области и представители институтов
развития:
первый заместитель Председателя
Правительства Новосибирской области
Знатков Владимир Михайлович;
министр экономического развития
Новосибирской области Решетников Лев
Николаевич;
генеральный директор акционерного
общества «Агентство инвестиционного
развития Новосибирской области» Зырянов
Александр Сергеевич;
генеральный директор некоммерческой
организации «Государственный фонд
развития промышленности Новосибирской
области» Карбовский Виктор Олегович;
директор государственного автономного
учреждения Новосибирской области
«Новосибирский областной фонд поддержки
науки и инновационной деятельности»
Николаенко Александр Леонидович;
исполнительный директор Фонда развития
малого и среднего предпринимательства
Новосибирской области Дронова Ольга
Ивановна;
2) Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Новосибирской
области Мамулат Николай Егорович в
соответствии с Законом Новосибирской
области от 01.10.2013 N 364-ОЗ «Об
Уполномоченном по защите прав
предпринимателей в Новосибирской
области», обеспечивающий защиту прав и
законных интересов российских и
иностранных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность на
территории Новосибирской области (по
согласованию);
3) эксперты региональных
бизнес-объединений, финансовых
организаций и банков, являющиеся членами
коллегиальных органов сопровождения
(координации) инвестиционного процесса и
отбора инвестиционных проектов, в том
числе:
генеральный директор общественной
организации «Межрегиональная
ассоциация руководителей предприятий»
(заместитель председателя Общественной
палаты Новосибирской области,
заместитель председателя Совета по
инвестициям Новосибирской области)
Бернадский Юрий Иванович (по
согласованию);
председатель Новосибирского областного
отделения Общероссийской общественной
организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Салов Игорь Дмитриевич (по
согласованию);
представитель Новосибирского
областного отделения общероссийской
общественной организации «Деловая
Россия», заместитель директора по
инновационной деятельности Института
химии твердого тела и механохимии
Сибирского отделения Российской
академии наук (член Совета по
инвестициям Новосибирской области)
Киселев Олег Сергеевич (по
согласованию);
директор Новосибирского регионального
филиала открытого акционерного общества
«Россельхозбанк» (член Совета по
инвестициям Новосибирской области)
Тишуров Станислав Александрович (по
согласованию);
управляющий Новосибирским отделением N
8047 публичного акционерного общества
Сбербанк (член Совета по инвестициям
Новосибирской области) Шилов Николай
Владимирович (по согласованию);
управляющий Филиалом «Газпромбанк»
(акционерное общество)
«Западно-Сибирский» (член Совета по
инвестициям Новосибирской области)
Кудрявцев Дмитрий Анатольевич (по
согласованию);
4) представители органов местного
самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области
(далее - ОМСУ НСО):
первый заместитель главы администрации
Новосибирского района Новосибирской
области Сергеева Татьяна Николаевна(по
согласованию);
заместитель главы администрации города
Искитима Новосибирской области
Ружаковская Татьяна Владимировна(по
согласованию);
заместитель главы администрации
рабочего поселка Кольцово Новосибирской
области по экономике, стратегическому
планированию, инновационной и
инвестиционной политике Селиванова
Марина Александровна(по согласованию);
заместитель главы администрации г.
Бердска Новосибирской области Шурова
Жанна Сергеевна (по согласованию);
заместитель начальника департамента
инвестиций, потребительского рынка,
инноваций и предпринимательства мэрии
города Новосибирска Колмаков Денис
Владимирович (по согласованию).
23. Условия формирования инвестиционной
команды Новосибирской области.
Формирование инвестиционной команды
Новосибирской области происходит на
основании компетенций, проектного опыта,
уровня образования и квалификации ее
участников.
24. Распределение ответственности между
членами инвестиционной команды
Новосибирской области в части
взаимодействия с инвесторами.
За исполнение положений инвестиционной
декларации Новосибирской области, за
формирование решений в сфере экономики и
инвестиционной политики Новосибирской
области отвечает первый заместитель
Председателя Правительства
Новосибирской области В.М. Знатков.
За развитие инвестиционной деятельности
и привлечение инвестиций в экономику
Новосибирской области, а также за работу
с обращениями в рамках работы Совета по
инвестициям Новосибирской области,
внедрение и ведение Свода
инвестиционных правил, за достоверность
и своевременную актуализацию сведений,
размещенных на Инвестиционной карте
Новосибирской области, отвечает
министерство экономического развития
Новосибирской области под руководством
министра экономического развития
Новосибирской области Л.Н. Решетникова.
Привлечение и сопровождение инвесторов
на территории Новосибирской области
осуществляется в режиме «одного окна».
Акционерное общество «Агентство
инвестиционного развития Новосибирской
области» согласно постановлению
Правительства Новосибирской области от
21.07.2014 N 283-п «О специализированной
организации по привлечению инвестиций и
работе с инвесторами» отвечает за поиск
инвесторов для реализации
инвестиционных проектов на территории
Новосибирской области и оказание услуг
по организационному и правовому
консультированию сопровождаемых
инвестиционных проектов.
Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Новосибирской
области защищает права и законные
интересы субъектов предпринимательской
деятельности, взаимодействует с
предпринимательским сообществом, а
также способствует содействию развития
общественных институтов,
ориентированных на защиту прав и
законных интересов предпринимателей,
ведущих бизнес на территории
Новосибирской области.
ОМСУ НСО осуществляют мероприятия по
улучшению инвестиционного климата,
успешному привлечению инвестиций и
формированию благоприятных условий для
развития малого и среднего
предпринимательства, повышению
эффективности муниципального
регулирования инвестиционных процессов
на территории соответствующего
муниципального образования.
ОМСУ НСО информируют инвесторов о
реализации Стандарта, а также согласно
постановлению Губернатора
Новосибирской области от 09.08.2022 N 147 «Об
Инвестиционной карте Новосибирской
области» и приказу министерства
экономического развития Новосибирской
области от 15.08.2022 N 117 «Об утверждении
регламента ведения Инвестиционной карты
Новосибирской области» обеспечивают
ведение и актуализацию сведений в
Государственной информационной системе
«Региональная геоинформационная
система Новосибирской области».
Совет муниципальных образований
Новосибирской области оказывает
содействие развитию местного
самоуправления в регионе, включая
вопросы улучшения инвестиционного
климата и содействия развитию
инвестиционной деятельности в
муниципальных образованиях.
25. Инвестиционная декларация
Новосибирской области, содержащая в том
числе данные об инвестиционной команде
региона, размещена на Инвестиционном
портале Новосибирской области в разделе
«Инвестиционный климат» в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» по
ссылке:https://invest.nso.ru/ru/page/4350.
Приложение
к инвестиционной декларации
Новосибирской области
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов
Новосибирской области, регулирующих
отношения в области инвестиционной
деятельности
1. Закон
Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ «О
налогах и особенностях налогообложения
отдельных категорий налогоплательщиков
в Новосибирской области».
2. Закон Новосибирской области от 01.07.2015 N
583-ОЗ «Об установлении критериев, которым
должны соответствовать объекты
социально-культурного и
коммунально-бытового назначения,
масштабные инвестиционные проекты, для
размещения (реализации) которых
предоставляются земельные участки в
аренду без проведения торгов».
3. Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N
75-ОЗ «Об отдельных вопросах
государственного регулирования
инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений на территории Новосибирской
области».
4. Закон Новосибирской области от 29.06.2016 N
78-ОЗ «Об инвестиционном фонде
Новосибирской области».
5. Постановление Губернатора
Новосибирской области от 21.05.2012 N 90 «О
совете при Губернаторе Новосибирской
области по вопросам развития
научно-технологического парка в сфере
биотехнологий в рабочем поселке
Кольцово Новосибирской области».
6. Постановление Губернатора
Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 «О
Совете по инвестициям Новосибирской
области».
7. Постановление Губернатора
Новосибирской области от 09.08.2022 N 147 «Об
Инвестиционной карте Новосибирской
области».
8. Постановление Правительства
Новосибирской области от 29.09.2011 N 418-п «О
перспективных направлениях
инвестиционной деятельности и
нормативных значениях показателей
бюджетной эффективности».
9. Постановление Правительства
Новосибирской области от 19.03.2014 N 104-п «О
государственной поддержке
инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений на территории Новосибирской
области».
10. Постановление Правительства
Новосибирской области от 21.07.2014 N 283-п «О
специализированной организации по
привлечению инвестиций и работе с
инвесторами».
11. Постановление Правительства
Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п «Об
утверждении Инвестиционной стратегии
Новосибирской области до 2030 года».
12. Постановление Правительства
Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п «О
государственной программе
Новосибирской области «Стимулирование
инвестиционной активности в
Новосибирской области».
13. Постановление Правительства
Новосибирской области от 28.12.2015 N 466-п «Об
определении уполномоченного органа
исполнительной власти Новосибирской
области в сфере государственно-частного
партнерства».
14. Постановление Правительства
Новосибирской области от 07.04.2016 N 97-п «О
мерах по реализации отдельных положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О
концессионных соглашениях» на
территории Новосибирской области».
15. Постановление Правительства
Новосибирской области от 01.07.2016 N 198-п «О
мерах по реализации отдельных положений
Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О
государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» на
территории Новосибирской области».
16. Постановление Правительства
Новосибирской области от 27.07.2016 N 225-п «О
Порядке формирования государственного
реестра инвестиционных проектов
Новосибирской области».
17. Постановление Правительства
Новосибирской области от 22.02.2017 N 64-п «О
реализации кластерной политики
Новосибирской области».
18. Постановление Правительства
Новосибирской области от 05.06.2018 N 224-п «О
субсидиях местным бюджетам на
реализацию мероприятий по созданию
объектов инфраструктуры для реализации
инвестиционных проектов территории
опережающего социально-экономического
развития».
19. Постановление Правительства
Новосибирской области от 04.08.2020 N 312-п «Об
определении органа государственной
власти Новосибирской области,
уполномоченного на подписание от имени
Новосибирской области соглашений о
защите и поощрении капиталовложений».
20. Постановление Правительства
Новосибирской области от 07.12.2021 N 503-п «О
перечне нормативных правовых актов
Новосибирской области, применяемых с
учетом особенностей, установленных
статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N
69-ФЗ «О защите и поощрении
капиталовложений в Российской
Федерации» (стабилизационная
оговорка)».
21. Постановление Правительства
Новосибирской области от 07.11.2022 N 518-п «Об
утверждении Порядка оценки
инвестиционного проекта, в отношении
которого планируется заключение
соглашения о защите и поощрении
капиталовложений, на предмет
эффективного использования средств
бюджета Новосибирской области».
22. Приказ министерства экономического
развития Новосибирской области от 15.08.2022
N 117 «Об утверждении регламента ведения
Инвестиционной карты Новосибирской
области».
23. Приказ министерства экономического
развития Новосибирской области от 03.11.2022
N 161 «О Порядке осуществления
министерством экономического развития
Новосибирской области мониторинга
исполнения условий соглашения о защите и
поощрении капиталовложений, по которому
Российская Федерация не является
стороной, и условий реализации
инвестиционного проекта, в отношении
которого заключено такое соглашение, в
том числе этапов реализации
инвестиционного проекта».
24. Приказ министерства экономического
развития Новосибирской области от 07.11.2022
N 162 «Об утверждении Порядка заключения
соглашений о защите и поощрении
капиталовложений, по которым Российская
Федерация не является стороной,
изменения и прекращения действия таких
соглашений, особенности раскрытия
информации о бенефициарных владельцах
организации, реализующей инвестиционный
проект».
25. Приказ министерства экономического
развития Новосибирской области от 08.11.2022
N 164 «Об утверждении критериев
эффективного использования средств
областного бюджета Новосибирской
области при заключении соглашений о
защите и поощрении капиталовложений».
_________».
Текст
документа сверен по:
рассылка