ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2022 года N 227-п
Об утверждении Стратегии
государственной национальной политики в
Новосибирской области на период до 2025
года
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О
Стратегии государственной национальной
политики Российской Федерации на период
до 2025 года» Правительство Новосибирской
области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
государственной национальной политики в
Новосибирской области на период до 2025
года (далее - Стратегия).
2. Областным исполнительным органам
государственной власти Новосибирской
области и структурным подразделениям
администрации Губернатора
Новосибирской области и Правительства
Новосибирской областипри осуществлении
деятельности в сфере государственной
национальной политики в Новосибирской
области руководствоваться положениями
Стратегии.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области при
осуществлении деятельности в сфере
государственной национальной политики в
Новосибирской области
руководствоваться положениями
Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого
заместителя Губернатора Новосибирской
области ПетуховаЮ.Ф.
Губернатор области
А.А. Травников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 23.05.2022 N 227-п
СТРАТЕГИЯ
государственной национальной политики в
Новосибирской области
на период до 2025 года
Новосибирская область является
экономическим, социальным, транспортным,
культурным, научным и образовательным
центром Сибири. На ее территории в
условиях значительных миграционных
изменений проживают представители более
180 народов, демонстрируя этнокультурное
и межконфессиональное согласие и
участвуя в укреплении российской
государственности. Прочное духовное и
гражданское единство народов
Новосибирской области - залог успешного
социально-экономического и культурного
развития региона.
Жители Новосибирской области, сохраняя
историческую память, языки, традиции,
обычаи и оберегая традиционный образ
жизни, формируют новое поликультурное
региональное сообщество, устремленное в
будущее на основе общих
духовно-нравственных ценностей, идей
патриотизма и преданности Родине.
Народы Новосибирской области объединяет
единый цивилизационный код российской
культуры и государственного русского
языка, а также культурно-историческое
наследие всех народов, проживающих в
регионе. Будучи неотъемлемой частью
российской гражданской нации, жители
Новосибирской области сохраняют и
развивают многовековой союз народов
России, полиэтничность и
религиозно-конфессиональное
многообразие.
I. Общие положения
1. Стратегия государственной
национальной политики в Новосибирской
области на период до 2025 года (далее
соответственно - Стратегия,
государственная национальная политика в
Новосибирской области) является
документом стратегического
планирования в сфере национальной
безопасности Российской Федерации в
Новосибирской области, определяющим
совокупность приоритетов, целей,
принципов, задач, основных направлений
государственной национальной политики
Российской Федерации в Новосибирской
области, а также инструменты и механизмы
ее реализации.
2. Стратегия является доктринальной
основой деятельности органов
государственной власти Новосибирской
области, иных государственных органов
Новосибирской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области как
системы публичной власти, их взаимосвязи
и взаимодействия с институтами
гражданского общества и населением при
реализации государственной
национальной политики Российской
Федерации на территории Новосибирской
области.
3. Стратегия носит системный,
межотраслевой и социально
ориентированный характер и направлена
на развитие гражданского (национального)
единства, этнокультурного и духовного
потенциала многонационального народа
Российской Федерации (российской нации)
и народов (этнических общностей и групп),
проживающих в Новосибирской области.
4. Стратегия ориентирована на раскрытие
человеческого, интеллектуального,
культурного и делового потенциала
жителей региона в целях устойчивого,
безопасного, гармоничного и
поступательного развития Новосибирской
области.
5. Стратегия является документом
стратегического планирования,
регулирующим сферу национальных,
межэтнических (межнациональных),
межконфессиональных и миграционных
отношений с учетом региональных и
местных особенностей, исторических
традиций и интересов народов,
проживающих на территории Новосибирской
области.
6. Стратегия определяет цель, принципы,
основные направления, задачи, механизмы
и инструменты реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области, направленной на
обеспечение интересов государства,
общества и человека, укрепление
государственной целостности,
гражданского единства и сохранения
этнокультурного многообразия.
7. Правовую основу Стратегии составляют
Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации,
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в
Российской Федерации», Стратегия
государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее
- федеральная Стратегия), Стратегия
национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от
02.07.2021 N 400, Концепция государственной
миграционной политики Российской
Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации
от 30.10.2018 N 622, Устав Новосибирской
области.
8. Принципы, приоритетные направления и
цели государственной национальной
политики в Новосибирской области,
закрепленные в Стратегии, ориентированы
на базовые установки Стратегии
социально-экономического развития
Новосибирской области на период до 2030
года, утвержденной постановлением
Правительства Новосибирской области от
19.03.2019 N 105-п.
9. В Стратегии используются основные
понятия федеральной Стратегии.
II.
Современное состояние и тенденции
развития межэтнических
(межнациональных) отношений в
Новосибирской области
10.
Новосибирская область - субъект
Российской Федерации, относящийся к
Сибирскому федеральному округу, который
имеет в своем составе 488 муниципальных
образований, в том числе: 5 городских
округов, 30 муниципальных районов, 26
городских поселений, 427 сельских
поселений.
11. Новосибирская область традиционно
является многонациональным
(полиэтничным) и многоконфессиональным
регионом - мультикультурным сообществом
- с населением 2785,8 тысяч человек (на 1
января 2021 года). Областной центр - город
Новосибирск - является третьим по
численности городом и крупнейшим
муниципальным образованием Российской
Федерации.
12. Самый многочисленный народ в
Новосибирской области - русские, доля
которых составляет 93,10% от общего числа
населения региона. В настоящее время на
территории Новосибирской области
проживают представители более 180 народов
(этнических общностей).
Многонациональный состав ее городов и
сел определяет своеобразие региона и во
многом - особенности его дальнейшего
социокультурного развития.
13. Наиболее крупные этнические общности
(группы) представлены немцами, татарами,
украинцами, узбеками, казахами,
таджиками, армянами, азербайджанцами,
киргизами и белорусами. При этом
соотношение наиболее многочисленных
народов региона трансформировалось -
продолжается сокращение численности
старожильческих групп на фоне новой
структуры миграции.
14. Существенное влияние на
этнодемографическую ситуацию в регионе
оказывает миграция населения.
Новосибирская область является
привлекательным регионом для
иностранных граждан, приезжающих из
других регионов России, особенно
регионов Сибирского и Дальневосточного
федеральных округов. Также существенно
значимы миграционные потоки из ближнего
зарубежья - Узбекистана, Казахстана,
Таджикистана, Кыргызстана и
Азербайджана.
15. Десятку первых по численности
этнических групп Новосибирской области
после русских формируют народы Средней
Азии и Закавказья. Они поступательно
наращивают свою численность начиная с
конца 1970-х годов, другие народы
существенно снизили свое
представительство в области и в Сибири в
целом. Активная миграция и высокая
динамика численности среднеазиатских и
закавказских народов позволяет
сохранять положительную динамику
прироста населения региона.
16. Анализ динамики за 2006-2020 годы
показывает, что количество прибывших
превышало количество выбывших
иностранных граждан. Данная тенденция
была наиболее ярко выражена в период с 2011
по 2017 годы. С 2018 года миграционный
прирост в регионе начинает несколько
сокращаться. Миграционная ситуация 2020-2021
годов определялась эпидемиологической
ситуацией и реализацией комплекса мер по
предупреждению распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19). При
реализации миграционной политики в
Новосибирской области необходимо
учитывать потенциальные
институциональные, средовые и
ситуационные риски и угрозы.
17. Интенсивность миграционных потоков в
Новосибирской области представлена
главным образом внутрироссийскими
миграциями: внутрирегиональными,
межрегиональными миграционными
потоками. На них приходится около 80% всех
перемещений.
18. Для муниципальных (особенно удаленных
от регионального центра и других крупных
городов соседних территорий) районов
Новосибирской области характерна
миграционная убыль населения:
Кыштовский, Северный, Чистоозерный,
Купинский, Баганский, Здвинский районы
на протяжении долгого времени теряли
население - их покидала молодежь.
Необходимо отметить, что данные районы в
большинстве своем гомогенны в
этническом плане - 95-98% составляет
русское население.
19. Наиболее привлекательны для
иностранных граждан города Новосибирск,
Обь и рабочий поселок Кольцово. Самый
высокий относительный миграционный
прирост наблюдался в рабочем поселке
Кольцово, что объясняется активной
социально-экономической политикой,
высокими темпами строительства жилья,
имиджем территории комфортного
проживания.
20. В городе Новосибирске и прилегающих к
нему муниципальных районах усилились
проблемы, связанные с миграционным
давлением иноэтничного характера, идет
процесс трудовой и территориальной
локализации и концентрации иностранных
граждан. В черте города существуют
территории компактного проживания
иностранных граждан - районы
юго-западной и восточной части города,
окраины и зоны, прилегающие к рынкам, а
также частный сектор. Эти территории
заселены представителями Азербайджана,
Узбекистана, Таджикистана,
Кыргызстана.
21. Высокий уровень миграции и
миграционного давления на социальную
сферу Новосибирской области требует
особого внимания к политике и практике
социальной и культурной адаптации и
интеграции иностранных граждан, прежде
всего иностранных трудовых мигрантов. В
особом фокусе должны находится вопросы
социальной включенности детей
иностранных граждан, особенно в сфере
дошкольного и школьного образования.
22. В Новосибирской области
зарегистрировано 83 некоммерческих
организации, осуществляющие свою
деятельность в сфере межэтнических
(межнациональных) отношений и
представляющие 27 этнических сообществ, в
том числе 30 региональных и местных
национально-культурных автономий.
Наряду с этнокультурными организациями
в сфере национальной политики на
территории Новосибирской области
осуществляют свою деятельность 13
казачьих обществ; в регионе действует 293
религиозные организации.
23. Результаты социологических
исследований, проведенных в 2021 году,
свидетельствуют о высоком уровне
социальной стабильности в сфере
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений в
Новосибирской области и городе
Новосибирске:
доля граждан, положительно оценивающих
состояние межнациональных отношений,
составляет 86%;
уровень общероссийской гражданской
идентичности составляет 72%;
доля граждан, подтверждающих отсутствие
в свой адрес дискриминации по признаку
национальности, составляет 95%;
доля граждан, не испытывающих
негативного отношения к иностранным
гражданам, составляет 72%.
Вместе с тем, в связи с общим ухудшением
социально-экономической ситуации в
стране и регионе, вызванной
антиковидными ограничениями, жителями
области стали более остро ощущаться
проблемные вопросы в сфере
межнациональных отношений. Такие
показатели, как доля граждан,
положительно оценивающих состояние
межнациональных отношений, и доля
граждан, не испытывающих негативного
отношения к иностранным гражданам,
продемонстрировали хоть и небольшую
(минус 3-5 пунктов), но отрицательную
динамику по отношению к 2020 году.
24. Уровень межэтнической
(межнациональной) и межконфессиональной
напряженности в Новосибирской области
можно оценить как невысокий. Жители
области не считают проблему
межнациональных отношений острой, еще
реже они говорят о религиозных
разногласиях. На общероссийском фоне
Новосибирская область выглядит
благополучно, однако в областном центре
существует некоторая напряженность,
связанная, в первую очередь, с прибытием
в город на заработки иностранных граждан
из Средней Азии.
25. Необходимо ориентировать
миграционные процессы на привлечение
высококвалифицированных и социально
активных иностранных граждан, обращая
особое внимание на изменение структуры
миграции: снижая зависимость региона от
трудовой неквалифицированной миграции и
наращивая академическую, научную,
туристическую миграцию.
26. К проблемам, связанным с характером
межэтнических (межнациональных)
отношений в Новосибирской области,
относятся:
наличие негативных этнических
предубеждений в обществе;
нерешенность проблем незаконной
миграции, объективные различия в
культуре и традициях иностранных
трудовых мигрантов и местного
населения;
слабая социальная и культурная
адаптация и интеграция иностранных
граждан, в том числе на уровне первичных
социальных групп иностранных трудовых
мигрантов (жены и дети иностранных
граждан);
внешнеполитические факторы,
направленные на подрыв общегражданского
единства и межэтнического
(межнационального) согласия, на
размывание традиционных нравственных
ценностей народов Российской
Федерации.
27. Особая роль в реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области предоставлена
Совету при Губернаторе Новосибирской
области по межнациональным отношениям,
Совету по вопросам патриотического и
духовно-нравственного воспитания
населения в Новосибирской области при
Губернаторе Новосибирской области,
Комиссии Общественной палаты
Новосибирской области по культуре,
духовно-нравственному воспитанию и
межнациональным отношениям,
Консультативному совету по вопросам
этнокультурного развития и
межнациональных отношений при мэрии
города Новосибирска.
28. В Новосибирской области институты
гражданского общества активно включены
в формирование и реализацию
национальной политики, прежде всего
национально-культурные автономии,
национальные и религиозные организации,
объединенные в таких структурах как
общественная организация «Ассоциация
национально-культурных автономий и
национальных организаций г.
Новосибирска и Новосибирской области
«Содружество», Региональная
общественная организация сохранения
культурных традиций «Ассамблея народов
Новосибирской области», Совет глав
традиционных религиозных конфессий
города Новосибирска и Новосибирской
области, Новосибирское региональное
отделение Всемирного Русского Народного
Собора.
29. Общественно-политическая обстановка в
Новосибирской области в сфере
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений
характеризуется как стабильная,
спокойная и контролируемая, предпосылок
к возникновению этносоциальных
конфликтов или иных очагов
напряженности на этнической
(национальной) и религиозной основе не
выявлено.
III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики в Новосибирской области
30. Целями государственной национальной
политики в Новосибирской области
являются:
упрочение общероссийского гражданского
самосознания и духовной общности
представителей народов, проживающих в
Новосибирской области;
сохранение и поддержка этнокультурного
многообразия народов, представители
которых проживают в Новосибирской
области;
гармонизация национальных,
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений в
Новосибирской области;
предупреждение межэтнических и
межконфессиональных конфликтов,
профилактика этнического и религиозного
радикализма и экстремизма на территории
Новосибирской области;
социальная и культурная адаптация и
интеграция иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории Новосибирской
области.
31. Основные принципы государственной
национальной политики в Новосибирской
области определяются Стратегией
государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025
года и базируются на:
уважении национального достоинства
граждан, соблюдении гражданских прав
личности на свободное этническое
самоопределение (определение, указание,
изменение своей национальности,
внесение в официальные документы и
удаление из них записей о
национальности);
демократическом, социально
ориентированном обществе, признании и
защите равенства прав и свобод человека
и гражданина независимо от его расы,
национальности, языка, отношения к
религии, места проживания,
принадлежности к этническим и
конфессиональным объединениям;
равенстве прав и свобод человека и
гражданина независимо от национальности
и религиозных убеждений, недопущение и
искоренение любых форм дискриминации по
признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной
принадлежности;
патриотизме и социальной
справедливости;
уважении к культурному наследию,
особенностям, самобытной культуре и
духовной жизни всех народов,
представители которых проживают в
Новосибирской области, а также защите их
национальных культур и языков,
сохранении традиционного жизненного
уклада, обычаев и обрядов;
обеспечении успешной социальной и
культурной адаптации и интеграции в
российское общество иностранных граждан
и лиц без гражданства;
открытости и гласности государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
необходимости соблюдения общепринятых
норм, традиций, правил поведения в
Новосибирской области представителями
всех народов и религий.
32. Основными задачами в сфере
государственной национальной политики в
Новосибирской области являются:
1) совершенствование государственного и
муниципального управления в сфере
государственной национальной политики в
Новосибирской области через:
совершенствование деятельности
координационных органов по
межнациональным отношениям в
определении стратегических направлений
реализации государственной
национальной политики в Новосибирской
области и в целях выявления и учета
интересов населения региона;
совершенствование системы
взаимодействия и координации органов
государственной власти Новосибирской
области и органов местного
самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области,
национально-культурных автономий,
национальных и межнациональных
общественных объединений, религиозных
организаций, средств массовой
информации, научно-исследовательских,
экспертно-аналитических и
образовательных организаций;
обеспечение подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
государственных и муниципальных
служащих, сотрудников государственных и
муниципальных учреждений по вопросам
реализации государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
создание необходимых условий для
расширения участия институтов
гражданского общества, прежде всего,
национально-культурных автономий,
национальных и межнациональных
общественных объединений, религиозных
организаций, а также других
некоммерческих организаций,
осуществляющих свою деятельность в
области гармонизации межэтнических
(межнациональных) и межконфессиональных
отношений, в решении задач
государственной национальной политики в
Новосибирской области, в том числе через
меры финансовой поддержки;
разработку и принятие региональных и
муниципальных программ, направленных на
реализацию государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
совершенствование нормативных правовых
актов Новосибирской области в сфере
реализации государственной
национальной политики в Новосибирской
области, в том числе вопросов, связанных
с миграционной политикой;
2) обеспечение межэтнического
(межнационального) и
межконфессионального мира и согласия,
гармонизация межэтнических
(межнациональных) отношений,
противодействие этническому и
религиозному экстремизму через:
распространение в обществе установок на
неприятие и недопущение пропаганды идей
этнического и религиозного экстремизма,
ксенофобии, этнокультурной
исключительности, шовинизма и их
оправдания;
поддержку и вовлечение
национально-культурных автономий,
национальных и религиозных организаций
в деятельность по развитию
межэтнического (межнационального) и
межконфессионального диалога,
укреплению общероссийских духовных
ценностей, противодействию экстремизму,
этнонациональной и религиозной
нетерпимости;
совершенствование научно-методического,
экспертно-аналитического и
образовательного обеспечения
деятельности органов государственной
власти Новосибирской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области, а
также институтов гражданского общества
по вопросам гармонизации межэтнических
(межнациональных) и межконфессиональных
отношений, раннего предупреждения
межэтнических и межконфессиональных
конфликтов;
предотвращение и пресечение
деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, разжигание
расовой, национальной и религиозной
розни, ненависти либо вражды, в том числе
противодействие пропаганде этнического
и религиозного экстремизма;
мониторинг и анализ происходящих на
территории Новосибирской области
этносоциальных, межконфессиональных и
миграционных процессов, их влияния на
общественно-политические,
социально-экономические и иные аспекты
развития региона;
корректировку проводимой в
Новосибирской области государственной
национальной политики, в том числе на
уровне местного самоуправления;
проведение социологических
исследований в сфере межэтнических,
межконфессиональных отношений, а также
миграционных процессов в Новосибирской
области;
3) обеспечение равноправия жителей
Новосибирской области, реализации их
конституционных прав в сфере
государственной национальной политики в
Новосибирской области через:
принятие мер по недопущению проявлений
дискриминации в отношении
представителей различной этнической
(национальной) и религиозной
принадлежности при осуществлении
деятельности органами государственной
власти Новосибирской области и органами
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области;
обеспечение реализации принципа
равноправия граждан независимо от расы,
национальности, языка, отношения к
религии, принадлежности к общественным
объединениям, а также других
обстоятельств, при приеме на работу, при
замещении должностей государственной и
муниципальной службы, при формировании
кадрового резерва органов публичной
власти;
содействие развитию институтов
гражданского общества, осуществляющих
деятельность по гармонизации
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений в
Новосибирской области;
ресурсное и экспертно-методическое
обеспечение деятельности
национально-культурных автономий,
национальных организаций и их
объединений, институтов гражданского
общества, включенных в реализацию
государственной национальной политики в
Новосибирской области;
создание в перспективе Дома
национальностей (Дома дружбы)
Новосибирской области;
4) обеспечение социально-экономических
условий для эффективной реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области через:
формирование у государственных и
муниципальных служащих Новосибирской
области управленческих и
профессиональных компетенций в области
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений;
поддержку национально-культурных
автономий, национальных и
этнокультурных организаций и их
объединений, осуществляющих
деятельность в сфере межэтнического
(межнационального) сотрудничества,
сохранения и защиты самобытности,
культуры, языка и традиций народов,
проживающих в Новосибирской области;
содействие развитию этнотуризма,
народных промыслов и ремесел,
традиционных видов хозяйствования в
целях этнокультурного развития всех
народов, проживающих на территории
Новосибирской области;
распространение успешных практик
органов местного самоуправления
муниципальных образований
Новосибирской области в сфере
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений, прежде
всего эффективных практик,
сформированных в городе Новосибирске;
5) содействие сохранению и развитию
этнокультурного многообразия народов,
проживающих в Новосибирской области,
через:
сохранение и приумножение духовного и
культурного потенциала
многонационального (полиэтничного)
народа Российской Федерации на основе
идей гражданского единства и дружбы
народов, межнационального
(межэтнического) и межрелигиозного
согласия и российского патриотизма;
поиск, распространение и пропаганда
знаний об истории, традициях, языках и
культуре народов, проживающих в
Новосибирской области;
развитие этнографического и
культурно-познавательного туризма,
соответствующих экскурсионных
маршрутов, популяризация туристических
объектов, тесно связанных с
жизнедеятельностью представителей
различных народов, проживающих в
Новосибирской области;
формирование культуры межэтнического
(межнационального) общения в
соответствии с нормами морали и
традициями народов, проживающих в
Новосибирской области;
организацию культурной политики и
распространение самобытного
материального и духовного культурного
наследия, произведений литературы и
искусства народов, проживающих в
Новосибирской области;
поддержку национальных видов спорта в
Новосибирской области, организацию
спортивной политики;
развитие межрегиональных и
международных связей в сфере
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений и
духовной культуры;
оказание возможной государственной
поддержки в проведении научных
исследований, научно-популярных
публикаций, популяризации произведений
литературы, искусства, кино и
телевидения, интернет-продукции,
освещающих значимые исторические
события и пропагандирующих общие
достижения народов, проживающих в
Новосибирской области;
поддержку издания учебной и
методической литературы для обучающихся
образовательных организаций,
направленной на воспитание патриотизма
и гражданской ответственности, уважение
к общей истории и самобытному
культурному наследию народов,
проживающих на территории Новосибирской
области;
6) развитие системы образования,
гражданского и патриотического
воспитания подрастающего поколения в
Новосибирской области через:
формирование у жителей Новосибирской
области общероссийского гражданского
самосознания, патриотизма, гражданской
ответственности, гордости за свою страну
и регион;
воспитание культуры межэтнического
(межнационального) и
межконфессионального общения,
основанной на уважении чести и
национального достоинства граждан,
духовных и нравственных ценностей
народов Российской Федерации;
совершенствование технологий и методов
обучения в системе образования в целях
сохранения и развития культур и языков
народов, проживающих в Новосибирской
области, наряду с воспитанием уважения к
общероссийской истории и культуре,
мировым культурным ценностям;
введение в образовательные программы
курсов (уроков, модулей), включающих
сведения о культурных ценностях и
национальных традициях народов,
проживающих в Новосибирской области, в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами общего образования;
проведение культурных, спортивных,
творческих и иных мероприятий, создание
в образовательных организациях органов
студенческого самоуправления на
интернациональной основе;
поддержку общественных инициатив,
направленных на патриотическое
воспитание граждан и формирование
единства российской нации;
7) поддержка русского языка как
государственного языка Российской
Федерации и языков народов Российской
Федерации через:
создание оптимальных условий для
сохранения и развития языков народов
Российской Федерации, использования
русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка
межнационального общения и одного из
официальных языков международных
организаций, в том числе проведение
мероприятий, направленных на поддержку
русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
включение в государственные программы
Новосибирской области мер по поддержке
языков народов, проживающих в регионе,
защите языкового многообразия;
8) создание условий для успешной
социальной и культурной адаптации и
интеграции иностранных граждан в
Новосибирской области через:
переход на многовекторную миграционную
модель, которая позволяет уйти от
доминирования в миграционных процессах
иностранных трудовых мигрантов при
приоритетном развитии учебной
(академической), научной и туристической
миграции и привлечения
высококвалифицированных иностранных
граждан;
содействие в социальной и культурной
адаптации и интеграции иностранных
граждан, в том числе детей иностранных
граждан, межкультурному общению,
изучению русского языка, основ
законодательства и истории Российской
Федерации в целях повышения уровня
доверия со стороны жителей
Новосибирской области как принимающей
стороны и недопущения проявлений
национальной и расовой нетерпимости;
вовлечение национально-культурных
автономий, национальных и религиозных
организаций, а также других институтов
гражданского общества в социальную и
культурную адаптацию и интеграцию
иностранных граждан, в том числе детей
иностранных граждан, в Новосибирской
области;
обеспечение участия
национально-культурных автономий,
национальных, религиозных и других
организаций в деятельности
многофункциональных центров,
культурно-образовательных и иных
организаций, в которых иностранные
граждане получают юридические и иные
услуги, обучаются русскому языку,
знакомятся с российской культурой,
историей и основами законодательства
Российской Федерации;
создание консультативно-экспертного
органа для обеспечения взаимодействия
органов государственной власти
Новосибирской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области с
национально-культурными автономиями,
национальными и религиозными
организациями и другими институтами
гражданского общества, способствующими
социальной и культурной адаптации и
интеграции иностранных граждан, в том
числе детей иностранных граждан;
противодействие социальной, трудовой и
территориальной локализации,
концентрации и изоляции иностранных
граждан на этнической и религиозной
основе;
9) информационное сопровождение
реализации государственной
национальной политики в Новосибирской
области через:
государственную поддержку,
стимулирование создания информационных
проектов, направленных на укрепление
единства российской нации, сохранение
культурного наследия и самобытности
народов, проживающих в Новосибирской
области, гармонизацию межэтнических
(межнациональных) и межрелигиозных
отношений;
организацию и проведение конкурсов на
лучшее освещение в средствах массовой
информации вопросов межэтнического
(межнационального),
межконфессионального и межкультурного
взаимодействия;
организацию выступлений в средствах
массовой информации руководителей
органов государственной власти
Новосибирской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области,
представителей институтов гражданского
общества, ведущих экспертов и ученых,
этнокультурных, общественных и
религиозных организаций, лидеров
общественного мнения по актуальным
вопросам, связанным с реализацией
государственной национальной политики в
Новосибирской области;
осуществление органами государственной
власти Новосибирской области и органами
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области с
участием институтов гражданского
общества и журналистского сообщества
регулярного мониторинга публикаций
печатных и электронных средств массовой
информации по вопросам реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области;
использование мер общественного
контроля в целях недопущения публикаций
в средствах массовой информации и в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», направленных на
разжигание межэтнической
(межнациональной) и межконфессиональной
ненависти либо вражды, ущемления
достоинства представителей народов,
проживающих на территории Новосибирской
области;
10) взаимодействие органов
государственной власти Новосибирской
области и органов местного
самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области с
институтами гражданского общества
через:
усиление роли общественных советов при
органах государственной власти
Новосибирской области и органах
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области в
деятельности по укреплению
общероссийской гражданской
идентичности, гармонизации
межэтнических (межнациональных) и
межконфессиональных отношений,
обеспечению социальной и культурной
адаптации и интеграции иностранных
граждан на территории Новосибирской
области;
поддержку деятельности межнациональных
общественных объединений, ассоциаций,
фондов, этнокультурных организаций как
важного средства выявления и
удовлетворения этнокультурных запросов
граждан, достижения стабильности
межнациональных отношений,
предупреждения конфликтов на
национальной почве, обеспечения
реализации Стратегии;
вовлечение институтов гражданского
общества, в том числе молодежных и
детских общественных объединений в
проведение мероприятий по профилактике
проявлений межэтнической
(межнациональной) и межконфессиональной
нетерпимости либо вражды;
развитие этнокультурной инфраструктуры,
в том числе домов дружбы, центров
национальной культуры, иных
государственных и муниципальных
учреждений, деятельность которых
направлена на решение задач
государственной национальной политики в
Новосибирской области;
использование потенциала институтов
гражданского общества, в том числе
этнокультурных организаций, для
профилактики экстремизма на
национальной и религиозной почве,
гармонизации межэтнических
(межнациональных) отношений, совместного
противодействия росту межэтнической
(межнациональной) напряженности,
экстремизму, разжиганию этнической и
религиозной ненависти либо вражды,
неуважения к культурной самобытности
народов, проживающих в Новосибирской
области;
11) развитие международного и
межрегионального сотрудничества в сфере
реализации государственной
национальной в Новосибирской области
политики через:
разработку программы формирования
положительного образа Новосибирской
области за рубежом как региона, в котором
гарантируется удовлетворение
этнокультурных потребностей граждан,
соблюдение законных прав и интересов
проживающих на его территории народов, в
том числе миграционных диаспор;
развитие системы договорных отношений,
заключение соглашений о сотрудничестве
с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации,
общероссийскими и региональными
национально-культурными автономиями,
национальными и религиозными
организациями по вопросам
этнокультурного развития народов,
проживающих в Новосибирской области;
реализацию мер, направленных на
противодействие проявлениям расизма,
расовой и этнической (национальной)
дискриминации, ксенофобии, а также
попыткам фальсификации истории;
использование ресурса народной
(общественной) дипломатии путем
вовлечения институтов гражданского
общества в решение задач международного
культурного и гуманитарного
сотрудничества как средства налаживания
диалога, обеспечения взаимопонимания
между народами.
33. Основными направлениями по реализации
поставленных задач в сфере
государственной национальной политики в
Новосибирской области являются:
повышение эффективности
государственного и муниципального
управления в сфере государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
обеспечение долгосрочной
социально-политической стабильности и
формирование ценностей общероссийской и
региональной идентичности;
содействие этнокультурному развитию и
сохранению представителей всех народов,
проживающих в Новосибирской области;
создание условий для эффективной
социальной и культурной адаптации и
интеграции иностранных граждан и лиц без
гражданства к условиям проживания в
Новосибирской области.
IV.
Инструменты и механизмы реализации
государственной
национальной политики в Новосибирской
области
34.
Эффективность реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области обеспечивается
согласованной деятельностью органов
государственной власти Новосибирской
области и органов местного
самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области,
институтов гражданского общества и
использованием политических, правовых,
организационных,
социально-экономических,
информационных,
культурно-просветительских мер,
предусмотренных Стратегией.
35. Основными инструментами реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области являются:
комплексный план действий по
гармонизации межэтнических отношений и
реализации Стратегии государственной
национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года в
Новосибирской области;
комплексные планы и программы
муниципальных образований, направленные
на реализацию государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
федеральная государственная
информационная система мониторинга в
сфере межнациональных и
межконфессиональных отношений и раннего
предупреждения конфликтных ситуаций;
мониторинг состояния и развития языков
народов Российской Федерации.
36. Основными механизмами реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области являются:
взаимодействие органов государственной
власти Новосибирской области и органов
местного самоуправления муниципальных
образований Новосибирской области,
институтов гражданского общества при
реализации Стратегии;
поддержка этнокультурных, общественных
и религиозных организаций, деятельность
которых направлена на выявление и
удовлетворение этнокультурных запросов
граждан, достижение стабильности
межнациональных отношений,
предупреждение конфликтов на
национальной почве;
стимулирование деятельности
общественных объединений, организаций и
индивидуальных предпринимателей для
участия в реализации государственной
национальной политики в Новосибирской
области;
экспертно-аналитическая,
научно-методическая и информационная
поддержка реализации Стратегии, которая
осуществляется путем привлечения
информационных ресурсов органов
государственной власти Новосибирской
области и ресурсов научных организаций.
V.
Целевые показатели реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области
37.
Целевыми показателями реализации
Стратегии в Новосибирской области
являются:
1) уровень общероссийской гражданской
идентичности (в процентах);
2) доля граждан, положительно оценивающих
состояние межнациональных
(межэтнических) отношений (в процентах);
3) доля граждан, отмечающих отсутствие в
отношении себя дискриминации по
признаку национальной, языковой или
религиозной принадлежности (в
процентах);
4) доля граждан, не испытывающих
негативного отношения к иностранным
гражданам (в процентах);
5) количество межэтнических и
межрелигиозных противоречий.
38. Перечень целевых показателей
реализации Стратегии может уточняться
по результатам мониторинга ее
реализации.
VI.
Ожидаемые результаты реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области
39.
Ожидаемые результаты реализации
Стратегии:
1) укрепление единства
многонационального сообщества и
общероссийской гражданской
идентичности жителей Новосибирской
области;
2) предотвращение конфликтных ситуаций в
сфере межнациональных (межэтнических) и
межрелигиозных отношений в
Новосибирской области, их мирное
разрешение;
3) укрепление статуса русского языка как
государственного языка Российской
Федерации при одновременном обеспечении
условий для сохранения и изучения языков
народов Российской Федерации в
Новосибирской области;
4) формирование условий для социальной и
культурной адаптации иностранных
граждан на территории региона и их
интеграции в российское общество;
5) формирование системы
национально-культурных ценностей,
определяющих национальную
самоидентификацию жителей
Новосибирской области;
6) повышение эффективности
межрегионального и международного
сотрудничества в сфере реализации
государственной национальной политики в
Новосибирской области.
40. Реализация Стратегии должна
способствовать укреплению
межнациональных (межэтнических)
отношений, всестороннему
этнокультурному развитию народов,
проживающих на территории Новосибирской
области, сокращению случаев проявления
ксенофобии и радикализма в обществе,
развитию духовного и гражданского
единства российской нации, обеспечению
государственной безопасности,
правопорядка и политической
стабильности Новосибирской области.
Текст
документа сверен по:
рассылка