Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2022 года N 227-п


Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области и структурным подразделениям администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской областипри осуществлении деятельности в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области руководствоваться положениями Стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при осуществлении деятельности в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области руководствоваться положениями Стратегии.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области ПетуховаЮ.Ф.



Губернатор области
А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 23.05.2022 N 227-п


СТРАТЕГИЯ
государственной национальной политики в Новосибирской области
на период до 2025 года



Новосибирская область является экономическим, социальным, транспортным, культурным, научным и образовательным центром Сибири. На ее территории в условиях значительных миграционных изменений проживают представители более 180 народов, демонстрируя этнокультурное и межконфессиональное согласие и участвуя в укреплении российской государственности. Прочное духовное и гражданское единство народов Новосибирской области - залог успешного социально-экономического и культурного развития региона.
Жители Новосибирской области, сохраняя историческую память, языки, традиции, обычаи и оберегая традиционный образ жизни, формируют новое поликультурное региональное сообщество, устремленное в будущее на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма и преданности Родине.
Народы Новосибирской области объединяет единый цивилизационный код российской культуры и государственного русского языка, а также культурно-историческое наследие всех народов, проживающих в регионе. Будучи неотъемлемой частью российской гражданской нации, жители Новосибирской области сохраняют и развивают многовековой союз народов России, полиэтничность и религиозно-конфессиональное многообразие.

I. Общие положения


1. Стратегия государственной национальной политики в Новосибирской области на период до 2025 года (далее соответственно - Стратегия, государственная национальная политика в Новосибирской области) является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации в Новосибирской области, определяющим совокупность приоритетов, целей, принципов, задач, основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации в Новосибирской области, а также инструменты и механизмы ее реализации.
2. Стратегия является доктринальной основой деятельности органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области как системы публичной власти, их взаимосвязи и взаимодействия с институтами гражданского общества и населением при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Новосибирской области.
3. Стратегия носит системный, межотраслевой и социально ориентированный характер и направлена на развитие гражданского (национального) единства, этнокультурного и духовного потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и народов (этнических общностей и групп), проживающих в Новосибирской области.
4. Стратегия ориентирована на раскрытие человеческого, интеллектуального, культурного и делового потенциала жителей региона в целях устойчивого, безопасного, гармоничного и поступательного развития Новосибирской области.
5. Стратегия является документом стратегического планирования, регулирующим сферу национальных, межэтнических (межнациональных), межконфессиональных и миграционных отношений с учетом региональных и местных особенностей, исторических традиций и интересов народов, проживающих на территории Новосибирской области.
6. Стратегия определяет цель, принципы, основные направления, задачи, механизмы и инструменты реализации государственной национальной политики в Новосибирской области, направленной на обеспечение интересов государства, общества и человека, укрепление государственной целостности, гражданского единства и сохранения этнокультурного многообразия.
7. Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 (далее - федеральная Стратегия), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.10.2018 N 622, Устав Новосибирской области.
8. Принципы, приоритетные направления и цели государственной национальной политики в Новосибирской области, закрепленные в Стратегии, ориентированы на базовые установки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
9. В Стратегии используются основные понятия федеральной Стратегии.

II. Современное состояние и тенденции развития межэтнических (межнациональных) отношений в Новосибирской области

10. Новосибирская область - субъект Российской Федерации, относящийся к Сибирскому федеральному округу, который имеет в своем составе 488 муниципальных образований, в том числе: 5 городских округов, 30 муниципальных районов, 26 городских поселений, 427 сельских поселений.
11. Новосибирская область традиционно является многонациональным (полиэтничным) и многоконфессиональным регионом - мультикультурным сообществом - с населением 2785,8 тысяч человек (на 1 января 2021 года). Областной центр - город Новосибирск - является третьим по численности городом и крупнейшим муниципальным образованием Российской Федерации.
12. Самый многочисленный народ в Новосибирской области - русские, доля которых составляет 93,10% от общего числа населения региона. В настоящее время на территории Новосибирской области проживают представители более 180 народов (этнических общностей). Многонациональный состав ее городов и сел определяет своеобразие региона и во многом - особенности его дальнейшего социокультурного развития.
13. Наиболее крупные этнические общности (группы) представлены немцами, татарами, украинцами, узбеками, казахами, таджиками, армянами, азербайджанцами, киргизами и белорусами. При этом соотношение наиболее многочисленных народов региона трансформировалось - продолжается сокращение численности старожильческих групп на фоне новой структуры миграции.
14. Существенное влияние на этнодемографическую ситуацию в регионе оказывает миграция населения. Новосибирская область является привлекательным регионом для иностранных граждан, приезжающих из других регионов России, особенно регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Также существенно значимы миграционные потоки из ближнего зарубежья - Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Азербайджана.
15. Десятку первых по численности этнических групп Новосибирской области после русских формируют народы Средней Азии и Закавказья. Они поступательно наращивают свою численность начиная с конца 1970-х годов, другие народы существенно снизили свое представительство в области и в Сибири в целом. Активная миграция и высокая динамика численности среднеазиатских и закавказских народов позволяет сохранять положительную динамику прироста населения региона.
16. Анализ динамики за 2006-2020 годы показывает, что количество прибывших превышало количество выбывших иностранных граждан. Данная тенденция была наиболее ярко выражена в период с 2011 по 2017 годы. С 2018 года миграционный прирост в регионе начинает несколько сокращаться. Миграционная ситуация 2020-2021 годов определялась эпидемиологической ситуацией и реализацией комплекса мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При реализации миграционной политики в Новосибирской области необходимо учитывать потенциальные институциональные, средовые и ситуационные риски и угрозы.
17. Интенсивность миграционных потоков в Новосибирской области представлена главным образом внутрироссийскими миграциями: внутрирегиональными, межрегиональными миграционными потоками. На них приходится около 80% всех перемещений.
18. Для муниципальных (особенно удаленных от регионального центра и других крупных городов соседних территорий) районов Новосибирской области характерна миграционная убыль населения: Кыштовский, Северный, Чистоозерный, Купинский, Баганский, Здвинский районы на протяжении долгого времени теряли население - их покидала молодежь. Необходимо отметить, что данные районы в большинстве своем гомогенны в этническом плане - 95-98% составляет русское население.
19. Наиболее привлекательны для иностранных граждан города Новосибирск, Обь и рабочий поселок Кольцово. Самый высокий относительный миграционный прирост наблюдался в рабочем поселке Кольцово, что объясняется активной социально-экономической политикой, высокими темпами строительства жилья, имиджем территории комфортного проживания.
20. В городе Новосибирске и прилегающих к нему муниципальных районах усилились проблемы, связанные с миграционным давлением иноэтничного характера, идет процесс трудовой и территориальной локализации и концентрации иностранных граждан. В черте города существуют территории компактного проживания иностранных граждан - районы юго-западной и восточной части города, окраины и зоны, прилегающие к рынкам, а также частный сектор. Эти территории заселены представителями Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
21. Высокий уровень миграции и миграционного давления на социальную сферу Новосибирской области требует особого внимания к политике и практике социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, прежде всего иностранных трудовых мигрантов. В особом фокусе должны находится вопросы социальной включенности детей иностранных граждан, особенно в сфере дошкольного и школьного образования.
22. В Новосибирской области зарегистрировано 83 некоммерческих организации, осуществляющие свою деятельность в сфере межэтнических (межнациональных) отношений и представляющие 27 этнических сообществ, в том числе 30 региональных и местных национально-культурных автономий. Наряду с этнокультурными организациями в сфере национальной политики на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 13 казачьих обществ; в регионе действует 293 религиозные организации.
23. Результаты социологических исследований, проведенных в 2021 году, свидетельствуют о высоком уровне социальной стабильности в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области и городе Новосибирске:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составляет 86%;
уровень общероссийской гражданской идентичности составляет 72%;
доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку национальности, составляет 95%;
доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, составляет 72%.
Вместе с тем, в связи с общим ухудшением социально-экономической ситуации в стране и регионе, вызванной антиковидными ограничениями, жителями области стали более остро ощущаться проблемные вопросы в сфере межнациональных отношений. Такие показатели, как доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, и доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, продемонстрировали хоть и небольшую (минус 3-5 пунктов), но отрицательную динамику по отношению к 2020 году.
24. Уровень межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной напряженности в Новосибирской области можно оценить как невысокий. Жители области не считают проблему межнациональных отношений острой, еще реже они говорят о религиозных разногласиях. На общероссийском фоне Новосибирская область выглядит благополучно, однако в областном центре существует некоторая напряженность, связанная, в первую очередь, с прибытием в город на заработки иностранных граждан из Средней Азии.
25. Необходимо ориентировать миграционные процессы на привлечение высококвалифицированных и социально активных иностранных граждан, обращая особое внимание на изменение структуры миграции: снижая зависимость региона от трудовой неквалифицированной миграции и наращивая академическую, научную, туристическую миграцию.
26. К проблемам, связанным с характером межэтнических (межнациональных) отношений в Новосибирской области, относятся:
наличие негативных этнических предубеждений в обществе;
нерешенность проблем незаконной миграции, объективные различия в культуре и традициях иностранных трудовых мигрантов и местного населения;
слабая социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан, в том числе на уровне первичных социальных групп иностранных трудовых мигрантов (жены и дети иностранных граждан);
внешнеполитические факторы, направленные на подрыв общегражданского единства и межэтнического (межнационального) согласия, на размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации.
27. Особая роль в реализации государственной национальной политики в Новосибирской области предоставлена Совету при Губернаторе Новосибирской области по межнациональным отношениям, Совету по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Новосибирской области при Губернаторе Новосибирской области, Комиссии Общественной палаты Новосибирской области по культуре, духовно-нравственному воспитанию и межнациональным отношениям, Консультативному совету по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска.
28. В Новосибирской области институты гражданского общества активно включены в формирование и реализацию национальной политики, прежде всего национально-культурные автономии, национальные и религиозные организации, объединенные в таких структурах как общественная организация «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество», Региональная общественная организация сохранения культурных традиций «Ассамблея народов Новосибирской области», Совет глав традиционных религиозных конфессий города Новосибирска и Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение Всемирного Русского Народного Собора.
29. Общественно-политическая обстановка в Новосибирской области в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений характеризуется как стабильная, спокойная и контролируемая, предпосылок к возникновению этносоциальных конфликтов или иных очагов напряженности на этнической (национальной) и религиозной основе не выявлено.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики в Новосибирской области


30. Целями государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности представителей народов, проживающих в Новосибирской области;
сохранение и поддержка этнокультурного многообразия народов, представители которых проживают в Новосибирской области;
гармонизация национальных, межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области;
предупреждение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, профилактика этнического и религиозного радикализма и экстремизма на территории Новосибирской области;
социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Новосибирской области.
31. Основные принципы государственной национальной политики в Новосибирской области определяются Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и базируются на:
уважении национального достоинства граждан, соблюдении гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение (определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национальности);
демократическом, социально ориентированном обществе, признании и защите равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;
равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности и религиозных убеждений, недопущение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
патриотизме и социальной справедливости;
уважении к культурному наследию, особенностям, самобытной культуре и духовной жизни всех народов, представители которых проживают в Новосибирской области, а также защите их национальных культур и языков, сохранении традиционного жизненного уклада, обычаев и обрядов;
обеспечении успешной социальной и культурной адаптации и интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства;
открытости и гласности государственной национальной политики в Новосибирской области;
необходимости соблюдения общепринятых норм, традиций, правил поведения в Новосибирской области представителями всех народов и религий.
32. Основными задачами в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
1) совершенствование государственного и муниципального управления в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области через:
совершенствование деятельности координационных органов по межнациональным отношениям в определении стратегических направлений реализации государственной национальной политики в Новосибирской области и в целях выявления и учета интересов населения региона;
совершенствование системы взаимодействия и координации органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации, научно-исследовательских, экспертно-аналитических и образовательных организаций;
обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений по вопросам реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
создание необходимых условий для расширения участия институтов гражданского общества, прежде всего, национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, религиозных организаций, а также других некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, в решении задач государственной национальной политики в Новосибирской области, в том числе через меры финансовой поддержки;
разработку и принятие региональных и муниципальных программ, направленных на реализацию государственной национальной политики в Новосибирской области;
совершенствование нормативных правовых актов Новосибирской области в сфере реализации государственной национальной политики в Новосибирской области, в том числе вопросов, связанных с миграционной политикой;
2) обеспечение межэтнического (межнационального) и межконфессионального мира и согласия, гармонизация межэтнических (межнациональных) отношений, противодействие этническому и религиозному экстремизму через:
распространение в обществе установок на неприятие и недопущение пропаганды идей этнического и религиозного экстремизма, ксенофобии, этнокультурной исключительности, шовинизма и их оправдания;
поддержку и вовлечение национально-культурных автономий, национальных и религиозных организаций в деятельность по развитию межэтнического (межнационального) и межконфессионального диалога, укреплению общероссийских духовных ценностей, противодействию экстремизму, этнонациональной и религиозной нетерпимости;
совершенствование научно-методического, экспертно-аналитического и образовательного обеспечения деятельности органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, а также институтов гражданского общества по вопросам гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды, в том числе противодействие пропаганде этнического и религиозного экстремизма;
мониторинг и анализ происходящих на территории Новосибирской области этносоциальных, межконфессиональных и миграционных процессов, их влияния на общественно-политические, социально-экономические и иные аспекты развития региона;
корректировку проводимой в Новосибирской области государственной национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления;
проведение социологических исследований в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений, а также миграционных процессов в Новосибирской области;
3) обеспечение равноправия жителей Новосибирской области, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области через:
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении представителей различной этнической (национальной) и религиозной принадлежности при осуществлении деятельности органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва органов публичной власти;
содействие развитию институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность по гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений в Новосибирской области;
ресурсное и экспертно-методическое обеспечение деятельности национально-культурных автономий, национальных организаций и их объединений, институтов гражданского общества, включенных в реализацию государственной национальной политики в Новосибирской области;
создание в перспективе Дома национальностей (Дома дружбы) Новосибирской области;
4) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Новосибирской области через:
формирование у государственных и муниципальных служащих Новосибирской области управленческих и профессиональных компетенций в области межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений;
поддержку национально-культурных автономий, национальных и этнокультурных организаций и их объединений, осуществляющих деятельность в сфере межэтнического (межнационального) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов, проживающих в Новосибирской области;
содействие развитию этнотуризма, народных промыслов и ремесел, традиционных видов хозяйствования в целях этнокультурного развития всех народов, проживающих на территории Новосибирской области;
распространение успешных практик органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, прежде всего эффективных практик, сформированных в городе Новосибирске;
5) содействие сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов, проживающих в Новосибирской области, через:
сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального (полиэтничного) народа Российской Федерации на основе идей гражданского единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия и российского патриотизма;
поиск, распространение и пропаганда знаний об истории, традициях, языках и культуре народов, проживающих в Новосибирской области;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация туристических объектов, тесно связанных с жизнедеятельностью представителей различных народов, проживающих в Новосибирской области;
формирование культуры межэтнического (межнационального) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, проживающих в Новосибирской области;
организацию культурной политики и распространение самобытного материального и духовного культурного наследия, произведений литературы и искусства народов, проживающих в Новосибирской области;
поддержку национальных видов спорта в Новосибирской области, организацию спортивной политики;
развитие межрегиональных и международных связей в сфере межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений и духовной культуры;
оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, популяризации произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих общие достижения народов, проживающих в Новосибирской области;
поддержку издания учебной и методической литературы для обучающихся образовательных организаций, направленной на воспитание патриотизма и гражданской ответственности, уважение к общей истории и самобытному культурному наследию народов, проживающих на территории Новосибирской области;
6) развитие системы образования, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в Новосибирской области через:
формирование у жителей Новосибирской области общероссийского гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, гордости за свою страну и регион;
воспитание культуры межэтнического (межнационального) и межконфессионального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов Российской Федерации;
совершенствование технологий и методов обучения в системе образования в целях сохранения и развития культур и языков народов, проживающих в Новосибирской области, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введение в образовательные программы курсов (уроков, модулей), включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов, проживающих в Новосибирской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
проведение культурных, спортивных, творческих и иных мероприятий, создание в образовательных организациях органов студенческого самоуправления на интернациональной основе;
поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан и формирование единства российской нации;
7) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации через:
создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций, в том числе проведение мероприятий, направленных на поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
включение в государственные программы Новосибирской области мер по поддержке языков народов, проживающих в регионе, защите языкового многообразия;
8) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Новосибирской области через:
переход на многовекторную миграционную модель, которая позволяет уйти от доминирования в миграционных процессах иностранных трудовых мигрантов при приоритетном развитии учебной (академической), научной и туристической миграции и привлечения высококвалифицированных иностранных граждан;
содействие в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан, межкультурному общению, изучению русского языка, основ законодательства и истории Российской Федерации в целях повышения уровня доверия со стороны жителей Новосибирской области как принимающей стороны и недопущения проявлений национальной и расовой нетерпимости;
вовлечение национально-культурных автономий, национальных и религиозных организаций, а также других институтов гражданского общества в социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан, в Новосибирской области;
обеспечение участия национально-культурных автономий, национальных, религиозных и других организаций в деятельности многофункциональных центров, культурно-образовательных и иных организаций, в которых иностранные граждане получают юридические и иные услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;
создание консультативно-экспертного органа для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с национально-культурными автономиями, национальными и религиозными организациями и другими институтами гражданского общества, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, в том числе детей иностранных граждан;
противодействие социальной, трудовой и территориальной локализации, концентрации и изоляции иностранных граждан на этнической и религиозной основе;
9) информационное сопровождение реализации государственной национальной политики в Новосибирской области через:
государственную поддержку, стимулирование создания информационных проектов, направленных на укрепление единства российской нации, сохранение культурного наследия и самобытности народов, проживающих в Новосибирской области, гармонизацию межэтнических (межнациональных) и межрелигиозных отношений;
организацию и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межэтнического (межнационального), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
организацию выступлений в средствах массовой информации руководителей органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, представителей институтов гражданского общества, ведущих экспертов и ученых, этнокультурных, общественных и религиозных организаций, лидеров общественного мнения по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Новосибирской области;
осуществление органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества регулярного мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленных на разжигание межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной ненависти либо вражды, ущемления достоинства представителей народов, проживающих на территории Новосибирской области;
10) взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с институтами гражданского общества через:
усиление роли общественных советов при органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Новосибирской области;
поддержку деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, этнокультурных организаций как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации Стратегии;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений в проведение мероприятий по профилактике проявлений межэтнической (межнациональной) и межконфессиональной нетерпимости либо вражды;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Новосибирской области;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе этнокультурных организаций, для профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, гармонизации межэтнических (межнациональных) отношений, совместного противодействия росту межэтнической (межнациональной) напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды, неуважения к культурной самобытности народов, проживающих в Новосибирской области;
11) развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере реализации государственной национальной в Новосибирской области политики через:
разработку программы формирования положительного образа Новосибирской области за рубежом как региона, в котором гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан, соблюдение законных прав и интересов проживающих на его территории народов, в том числе миграционных диаспор;
развитие системы договорных отношений, заключение соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими и региональными национально-культурными автономиями, национальными и религиозными организациями по вопросам этнокультурного развития народов, проживающих в Новосибирской области;
реализацию мер, направленных на противодействие проявлениям расизма, расовой и этнической (национальной) дискриминации, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории;
использование ресурса народной (общественной) дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.
33. Основными направлениями по реализации поставленных задач в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере государственной национальной политики в Новосибирской области;
обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности и формирование ценностей общероссийской и региональной идентичности;
содействие этнокультурному развитию и сохранению представителей всех народов, проживающих в Новосибирской области;
создание условий для эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства к условиям проживания в Новосибирской области.

IV. Инструменты и механизмы реализации государственной
национальной политики в Новосибирской области

34. Эффективность реализации государственной национальной политики в Новосибирской области обеспечивается согласованной деятельностью органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, институтов гражданского общества и использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных, культурно-просветительских мер, предусмотренных Стратегией.
35. Основными инструментами реализации государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Новосибирской области;
комплексные планы и программы муниципальных образований, направленные на реализацию государственной национальной политики в Новосибирской области;
федеральная государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.
36. Основными механизмами реализации государственной национальной политики в Новосибирской области являются:
взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, институтов гражданского общества при реализации Стратегии;
поддержка этнокультурных, общественных и религиозных организаций, деятельность которых направлена на выявление и удовлетворение этнокультурных запросов граждан, достижение стабильности межнациональных отношений, предупреждение конфликтов на национальной почве;
стимулирование деятельности общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей для участия в реализации государственной национальной политики в Новосибирской области;
экспертно-аналитическая, научно-методическая и информационная поддержка реализации Стратегии, которая осуществляется путем привлечения информационных ресурсов органов государственной власти Новосибирской области и ресурсов научных организаций.

V. Целевые показатели реализации государственной национальной политики в Новосибирской области

37. Целевыми показателями реализации Стратегии в Новосибирской области являются:
1) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах);
2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);
3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);
4) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах);
5) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.
38. Перечень целевых показателей реализации Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.

VI. Ожидаемые результаты реализации государственной национальной политики в Новосибирской области

39. Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
1) укрепление единства многонационального сообщества и общероссийской гражданской идентичности жителей Новосибирской области;
2) предотвращение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в Новосибирской области, их мирное разрешение;
3) укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном обеспечении условий для сохранения и изучения языков народов Российской Федерации в Новосибирской области;
4) формирование условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории региона и их интеграции в российское общество;
5) формирование системы национально-культурных ценностей, определяющих национальную самоидентификацию жителей Новосибирской области;
6) повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики в Новосибирской области.
40. Реализация Стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Новосибирской области, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства российской нации, обеспечению государственной безопасности, правопорядка и политической стабильности Новосибирской области.



Текст документа сверен по:
рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ