МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2021 года N 3969
г. Новосибирск
О прогнозе социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2022 - 2024 годов
В целях формирования бюджета города
Новосибирска на 2022 год и плановый период
2023и 2024 годов, в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в
Российской Федерации», постановлением
мэрии города Новосибирска от 21.12.2015 N 7197
«О Порядке разработки прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период и признании утратившим силу
постановления мэрии города Новосибирска
от30.06.2014 N 5572 «О разработке прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска», руководствуясь
Уставом города Новосибирска,
постановляю:
1. Одобрить прогноз
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2022 - 2024 годов (далее - прогноз)
(приложение).
2. Департаменту экономики и
стратегического планирования мэрии
города Новосибирска разместить
постановление и прогноз на официальном
сайте города Новосибирска в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», а также на
общедоступном информационном ресурсе
стратегического планирования в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», обеспечить
государственную регистрацию прогноза в
федеральном государственном реестре
документов стратегического
планирования.
3. Департаменту информационной политики
мэрии города Новосибирска обеспечить
опубликование постановления.
4. Контроль за исполнением постановления
возложить на первого заместителя мэра
города Новосибирска Буреева Б. В.
Мэр
города Новосибирска
А. Е. Локоть
Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 12.11.2021 N 3969
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2022 - 2024 годов
1. Оценка достигнутого
уровня социально-экономического
развития
города Новосибирска и причин
прогнозируемых изменений
В марте
2020 года Всемирная организация
здравоохранения объявила о начале
пандемии новойкоронавирусной инфекции
(COVID-19). Ограничения, принимаемые для
борьбы с распространением COVID-19, оказали
негативное влияние на жизнедеятельность
города Новосибирска.
Численность постоянного населения
города Новосибирска на 1 января 2021 года
составила 1620,2 тыс. человек. За 2020 год
число новосибирцев уменьшилосьна 5,5 тыс.
человек (0,3 %), миграционный прирост
(713человек) не компенсировал
естественную убыль населения(6,2 тыс.
человек).
Сократилась численностьзанятых в
экономике города Новосибирска.Уровень
занятости населения составил 49,3 %
численности населения города
Новосибирска (в 2019 году - 49,9 %).Около
половины численности занятых в
экономике работают на крупных и средних
предприятиях. Среднесписочная
численность работников предприятий и
организаций (без учета субъектов малого
предпринимательства) в 2020 году составила
394,9 тыс. человек.
По данным государственного казенного
учреждения Новосибирской области «Центр
занятости населения города
Новосибирска» численность официально
зарегистрированных безработных к концу
2020 года составила 42,3 тыс. человек, что в 9,4
раза больше, чем в 2019 году.
В 2020 году среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников
организаций города Новосибирска (без
учета субъектов малого
предпринимательства) составила 52802 рубля
(105,6 % к уровню 2019 года), реальный размер
заработной платы (с учетом индекса
потребительских цен на товары и платные
услуги населению) увеличился на 2,3 %.
Индекс потребительских цен на товары и
платные услуги населению в декабре 2020
года составил 104,4 % к декабрю 2019 года (в
декабре 2019 года к декабрю 2018 года - 102,9 %).
Оборот розничной торговли организаций
(без субъектов малого
предпринимательства) составил 245,6 млрд.
рублей и увеличился в действующих ценах
по сравнению с 2019 годом на 7,9 %;объем
платных услуг, оказанных населению,
составил82,2 млрд. рублей (94,0 % к уровню 2019
года); оборот общественного питания -5,3
млрд. рублей (86,0 %).
В сфере промышленного производства в 2020
году объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг собственными силами
организаций города Новосибирска по
фактическим видам экономической
деятельности (без учета субъектов малого
предпринимательства) увеличился на 5,9 % к
уровню 2019 года в действующих ценах и
составил 327,9 млрд. рублей.
На предприятиях города Новосибирска
осуществлялась модернизация
производств, внедрялись новые мощности и
современные технологии. Предприятия
оперативно переориентировались на
выпуск продукции, которая стала
востребована в условиях борьбы с
распространением COVID-19. Акционерное
общество «Новосибирский
приборостроительный завод» освоил
производство прибора «Термоскан» с
автоматизированными системами
идентификации человека и дистанционного
контроля температуры; акционерное
общество «Научно-исследовательский
институт электронных приборов» -
производство устройств очистки воздуха
и поверхностей, сочетающих в себе
функции рециркулятора и УФ-излучателя.
Крупные фабрики - акционерное общество
«Синар» и общество с ограниченной
ответственностью «Швейная фабрика
«Приз» расширили свой ассортимент
производством средств индивидуальной
защиты: медицинских халатов, шапочек,
бахил, перчаток, гигиенических масок.
Объем работ, выполненных по виду
деятельности «Строительство» (без
субъектов малого предпринимательства),
за 2020 год составил 9,3 млрд. рублей (89,6 % к
уровню 2019 года в сопоставимых ценах). За
счет всех источников финансирования в 2020
году введено в эксплуатацию 1328,8 тыс. кв. м
общей площади жилых домов (125,2 % к уровню
2019 года). Кроме того, в 2020 году продолжено
строительство и реконструкцияобъектов
образования, культуры, спорта, объектов
дорожной и инженерной инфраструктуры,
потребительского рынка.
Наращивание темпов строительства жилья
позволило увеличить обеспеченность
населения жильем с 26,2 кв. м на человека в
2019 году до 27,0 кв. м на человека в 2020 году.
В2020 году вэкономику города Новосибирска
привлечено более 106 млрд. рублей
инвестиций в основной капитал (103,4 % к
уровню 2019 года в сопоставимых ценах).
Основным источником финансирования
инвестиций в основной капитал
организаций города Новосибирска (без
субъектов малого предпринимательства и
объема инвестиций, не наблюдаемых
прямыми статистическими методами) стали
привлеченные средства (55,2 % в общем
объеме инвестиций в основной
капитал);доля собственных средств
предприятий и организаций составила44,8 %.
В структуре привлеченных средств 59,7 % от
общего объема привлеченных средств
пришлось на долю бюджетных инвестиций из
бюджетов всех уровней;по 9,5 % - на долю
средств, привлеченных для долевого
строительства,и кредитов банков; прочих
инвестиций (инвестиции из-за рубежа,
средства государственных внебюджетных
фондов, заемные средства других
организаций) - 21,3 %.
В структуре инвестиций в основной
капитал по видам основных фондов (без
субъектов малого предпринимательства и
объема инвестиций, не наблюдаемых
прямыми статистическими методами) 48,0 % от
общего объема инвестиций составили
вложения в машины, оборудование,
транспортные средства; 39,1 %- в здания
(кроме жилых) и сооружения;вложения в
жилые здания и помещения составили 8,7 %; в
объекты интеллектуальной собственности
направлено 4,2 % от общего объема
инвестиций.
Сложившиеся в 2020 году
социально-экономические условия
позволили международному рейтинговому
агентствуFitchRatings и национальному
агентству «Эксперт РА» дважды
подтвердить рейтинги города
Новосибирска на уровне «BB» и «ruA-» со
«стабильным» прогнозом. Аналогичные
рейтинги подтверждены ценным бумагам
города Новосибирска, находящимся в
обращении.
В 2021 году на территории города
Новосибирска в основном сохраняются
тенденции социально-экономического
развития, сложившиеся в прошлом году.
Демографическая ситуация
характеризуется убылью населения.За
восемь месяцев 2021 года высокий уровень
числа умерших (123,1 % к уровню
января-августа 2020 года) на фоне роста
числа родившихся (108,1 %) обеспечил
естественную убыль населения на 5,6 тыс.
человек. Болезни системы кровообращения,
новообразования,новая коронавирусная
инфекция, внешние факторы (несчастные
случаи, отравления, травмы и другие)
(более 80 % от общего числа умерших)
являютсяосновными причинами смерти в
городе Новосибирске. С начала 2021 года
наблюдается миграционный прирост
населения, число прибывших в город
Новосибирскпревысило число выбывших
почти на три тысячи человек.
В организациях города Новосибирска (без
учета субъектов малого
предпринимательства) продолжается
снижение среднесписочной численности
работников (98,4% к уровню января-августа
2020 года);среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата составляет
55533 рубля (109,8 % к соответствующему
периоду 2020 года). Индекс реальной
заработной платы - 104,1 %.
В 2021 году сохраняетсястабильный спрос на
товары и услуги. За девять месяцев 2021
года оборот розничной торговли
организаций (без субъектов малого
предпринимательства) в действующих
ценах увеличился на 27,3 % и составил 223,4
млрд. рублей.Продолжается активное
развитие сетевых предприятий
федерального и регионального значения. В
2021 году магазины новосибирского
торгового холдинга «Сибирский Гигант»
уступили свои площади супермаркетам под
брендом «SPAR» томской группы компаний
«Лама». Объем платных услуг, оказанных
населению, составил 66,9 млрд. рублей (113,4 %
к соответствующему периоду 2020 года в
действующих ценах). Оборот общественного
питания увеличился на 42,8 % (в
сопоставимых ценах) и составил 5,5 млрд.
рублей. Индекс потребительских цен на
товары и платные услуги населению в
сентябре 2020 года составил 105,9 % к декабрю
2020 года.
Объем отгруженных товаров промышленного
производства за девять месяцев 2021 года
составил 261,4 млрд. рублей (120,1 % к
соответствующему периоду 2020 года в
текущих ценах).
Объем инвестиций в основной капитал по
итогам первого полугодия 2021 года
составил 36,9 млрд. рублей (104,1 % к
соответствующему периоду 2020 года в
сопоставимых ценах). Среди источников
инвестиций преобладают
собственныесредства предприятий; в
структуре инвестиций по видам основных
фондов наибольшая доля приходится на
приобретение машин, оборудования,
транспортных средств.
Активизация инвестиционных процессов на
территории города Новосибирска, в том
числе за счет привлечения бюджетных
инвестиций в рамках национальных
проектов, которые охватывают наиболее
значимые для населения сферы жизни
(образование, науку, цифровую экономику,
безопасные качественные дороги), а также
за счет развития механизмов
стимулирования частных инвестиций,
развития муниципально-частного
партнерства, будет способствовать в
среднесрочной перспективе
экономическому росту.Экономический
рост, реализация мероприятий,
направленных на содействие занятости
населения, в том числе таких категорий,
как люди старшего поколения, инвалиды,
молодежь, а также лица, находящиеся в
отпуске по уходу за ребенком, обеспечат
развитие рынка труда.
Расширение потребительского спроса
будет обеспечено устойчивым ростом
среднемесячной начисленной заработной
платы, в том числе в бюджетном секторе.На
обеспечение устойчивого роста оплаты
труда работников будут направлены
следующие меры государственной
политики: ежегодное установление
минимального размера оплаты труда
исходя из величины медианной заработной
платы, рассчитанной Федеральной службой
государственной статистики за год,
предшествующий принятию закона;
поддержание достигнутых уровней
заработной платы отдельных категорий
работников, определенных указами
Президента Российской Федерации;
проведение ежегодной индексации
заработной платы иных категорий
работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной
платы в целом будет определяться
динамикой производительности труда и
предложением трудовых ресурсов на рынке
труда при сохранении спроса на них.
2. Оценка
факторов и ограничений экономического
роста
города Новосибирска на период 2022 - 2024
годов
Факторы и ограничения экономического роста города Новосибирска представлены в таблице 1.
Таблица 1
ФАКТОРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
экономического роста города
Новосибирска
Положительные |
Отрицательные |
1 |
2 |
Бюджетные
инвестиции в инфраструктуру в рамках
реализации национальных
проектов,подготовки к проведению
первенства мира по хоккею среди юниоров
до 20 лет в 2023 году. |
Сокращение
численности населения. |
3. Направления
социально-экономического развития
города Новосибирска и показатели
среднесрочного прогноза с учетом
проведения мероприятий, предусмотренных
муниципальными программами города
Новосибирска
3.1. В
городе Новосибирске реализуются
муниципальные программы, мероприятия
которых направлены на
обеспечениеповышения качества жизни
населения и сохранение положительных
тенденций в экономике города
Новосибирска в среднесрочной
перспективе.Направления
социально-экономического развития
города Новосибирска с учетом проведения
мероприятий, предусмотренных
муниципальными программами города
Новосибирска,представлены в таблице 2.
Таблица 2
НАПРАВЛЕНИЯ
социально-экономического развития
города Новосибирска с учетом проведения
мероприятий, предусмотренных
муниципальными программами
города Новосибирска
N п/п |
Муниципальная
|
Основные
мероприятия муниципальной |
1 |
2 |
3 |
1. Социальное развитие | ||
1.1 |
В сфере образования |
Содействие
обучающимся образовательных
организаций, проявившим выдающиеся
способности; |
1.2 |
В сфере культуры |
Организация
культурного досуга и творческой
самореализации населения; |
1.3 |
В сфере физической культуры и спорта |
Организация и
проведение физкультурных и спортивных,
физкультурно-оздоровительных
мероприятий; |
1.4 |
В сфере молодежной политики |
Организация
деятельности по участию молодежи в
социально-экономической, спортивной и
культурной жизни города Новосибирска; |
1.5 |
В сфере формирования современной городской среды |
Благоустройство дворовых
территорий многоквартирных домов; |
1.6 |
В сфере социальной поддержки населения |
Оказание мер
социальной поддержки и социальной
помощи для отдельных категорий
граждан; |
1.7 |
В сфере укрепления общественного здоровья |
Организация
информационной работы в области
повышения санитарной грамотности
населения, ведения здорового образа
жизни, профилактики социально-значимых
заболеваний и заболеваний,
представляющих опасность для
окружающих; |
1.8 |
В сфере поддержки общественных инициатив |
Проведение
мероприятий, направленных на поддержку и
развитие благотворительной
деятельности и добровольчества; |
1.9 |
В сфере транспортного обслуживания населения и дорожно-благоустроительнойдеятельности |
Строительство и реконструкция
автомобильных дорог общего пользования
местного значения; |
1.10 |
В сфере
жилищно-коммунального хозяйства |
Развитие и
модернизация коммунальной
инфраструктуры; |
1.11 |
В сферереализацииправа на жилище |
Строительство (приобретение)
жилых помещений для переселения граждан
из многоквартирных домов, признанных
аварийными и подлежащими сносу; |
1.12 |
В сфере гражданской обороны и защиты населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Поддержание в
постоянной готовности к использованию
систем оповещения и информирования
населения об опасностях, возникающих при
военных конфликтах, при чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного
характера; |
1.13 |
В сфере профилактики правонарушений |
Принятие мер,
направленных на предупреждение
правонарушений; |
1.14 |
В сфере профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидацииего проявлений |
Обеспечение
объектов инженерными средствами
физической защиты и техническими
средствами защиты; |
1.15 |
В сфере профилактики экстремизма |
Организация и
проведение мероприятий по профилактике
экстремизма и формированию у граждан
неприятия экстремистской идеологии; |
1.16 |
В сфере развития озелененных территорий |
Сохранение и
развитие озелененных территорий; |
2. Экономическое развитие | ||
2.1 |
В сфере поддержки промышленности и инновационной деятельности |
Реализация
инвестиционных и инновационных проектов
организаций научно-промышленного
комплекса города Новосибирска с
предоставлением муниципальной
поддержки; |
2.2 |
В сфере развития малого и среднего предпринимательства |
Оказание
финансовой, консультационной и
информационной поддержки субъектам
малого и среднего предпринимательства; |
2.3 |
В сфере потребительскогорынка |
Обеспечение
функционирования городских социальных
продовольственных ярмарок, городских
ярмарок товаров и услуг с участием
местных товаропроизводителей,
общегородских специализированных
ярмарок по продаже товаров для садоводов
и огородников; |
2.4 |
В сфере землепользования |
Актуализация
местоположения и характеристик земель и
земельных участков, в том числе их границ
и площади, зарегистрированных прав и
ограничений (обременений), выявление
неиспользуемых, используемых без
правоустанавливающих документов,
используемых не по назначению земель и
земельных участков; |
2.5 |
В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Осуществление мониторинга
объемов электрической энергии, тепловой
энергии, холодной и горячей воды,
природного газа, отпущенных
(реализованных) потребителям; |
2.6 |
В сфере праздничного и рекламного оформления города Новосибирска |
Праздничное и
световое оформление улиц к праздничным
мероприятиям с использованием
современных конструкций различных
типов; |
2.7 |
В сфере информатизации и связи |
Развитие и
техническая поддержка муниципальных
информационных систем, внутреннего
портала мэрии города Новосибирска; |
2.8 |
В сфере управления муниципальным долгом |
Привлечение
краткосрочных бюджетных кредитов на
благоприятных условиях; |
3.2. Показатели прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2022- 2024 годов представлены в
таблице 3.
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического
развития города Новосибирска на
среднесрочный период 2022 - 2024 годов
N |
Показатель |
Единица |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||
|
|
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||
1 |
Численность постоянного населения | ||||||||||
|
на начало года |
тыс. человек |
1625,6 |
1620,2 |
1618,9 |
1620,5 |
1623,7 | ||||
|
среднегодовая |
тыс. человек |
1622,9 |
1619,5 |
1619,7 |
1622,1 |
1625,3 | ||||
2 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
71,6 |
72,0 |
72,4 |
72,8 |
73,2 | ||||
3 |
Численность занятых в экономике* |
тыс. человек |
800,9 |
804,7 |
806,3 |
808,7 |
811,2 | ||||
4 |
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций** |
тыс. человек |
394,9 |
392,7 |
393,1 |
393,9 |
394,6 | ||||
5 |
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций** |
млн. рублей |
250243,6 |
268718,1 |
287815,9 |
307137,0 |
327755,1 | ||||
6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников** |
рублей |
52802 |
57026 |
61018 |
64984 |
69208 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
105,6 |
108,0 |
107,0 |
106,5 |
106,5 | ||||
7 |
Индекс реальной заработной платы** |
в % к предыдущему году |
102,3 |
102,6 |
103,1 |
102,4 |
102,4 | ||||
8 |
Фонд заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней |
млн. рублей |
94152,0 |
100271,9 |
106779,7 |
113947,8 |
121597,1 | ||||
9 |
Среднесписочная численность работников муниципального сектора |
человек |
60356 |
60477 |
60537 |
60598 |
60658 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
100,8 |
100,2 |
100,1 |
100,1 |
100,1 | ||||
10 |
Фонд заработной платы работников муниципального сектора |
млн. рублей |
25465,9 |
28088,5 |
29240,2 |
30468,2 |
31747,9 | ||||
11 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников муниципального сектора |
рублей |
35161 |
38704 |
40251 |
41900 |
43616 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
105,1 |
110,1 |
104,0 |
104,1 |
104,1 | ||||
12 |
Число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения |
единиц |
2358 |
2237 |
2178 |
2118 |
2059 | ||||
13 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»** |
млн. рублей |
327920,2 |
350897,3 |
368442,2 |
387969,6 |
411247,8 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
105,9 |
107,0 |
105,0 |
105,3 |
106,0 | ||||
14 |
Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска |
% |
4,9 |
3,8 |
3,8 |
4,0 |
4,1 | ||||
15 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования** |
млн. рублей |
106364,4 |
113278,1 |
121434,1 |
131391,7 |
142165,8 | ||||
|
индекс физического объема |
в % к предыдущему году |
103,4 |
101,5 |
102,5 |
103,5 |
103,5 | ||||
16 |
Объем работ и услуг, выполненных собственными силами по фактическому виду деятельности «Строительство»** |
млн. рублей |
9318,0 |
10249,8 |
10895,5 |
11603,7 |
12300,0 | ||||
|
индекс физического объема |
в % к предыдущему году |
89,6 |
102,4 |
100,1 |
100,2 |
101,3 | ||||
17 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
1328,8 |
1140,0 |
1197,0 |
1257,0 |
1320,0 | ||||
18 |
Оборот розничной торговли** |
млн. рублей |
245580,4 |
282417,5 |
299362,5 |
317923,0 |
338588,0 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
107,9 |
115,0 |
106,0 |
106,2 |
106,5 | ||||
19 |
Объем платных услуг, оказанных населению** |
млн. рублей |
82240,1 |
92108,9 |
96714,4 |
102517,2 |
109693,4 | ||||
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
94,0 |
112,0 |
105,0 |
106,0 |
107,0 | ||||
20 |
Индекс потребительских цен | ||||||||||
|
на конец года |
в % к декабрю предыдущего года |
104,4 |
105,5 |
103,5 |
103,7 |
104,0 | ||||
|
в среднем за год |
в % к предыдущему году |
103,3 |
105,3 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
Примечания: |
*
- оценка мэрии города Новосибирска без
учета маятниковой миграции работающих; |
Текст документа сверен по:
файл-рассылка