МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2020 года N 3612
г. Новосибирск
О прогнозе социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2021 - 2023 годов
В целях формирования бюджета города
Новосибирска на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов, в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в
Российской Федерации», постановлением
мэрии города Новосибирска от 21.12.2015 N 7197
«О Порядке разработки прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период и признании утратившим силу
постановления мэрии города Новосибирска
от 30.06.2014 N 5572 «О разработке прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска», руководствуясь
Уставом города Новосибирска,
постановляю:
1. Одобрить прогноз
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2021 - 2023 годов (далее - прогноз)
(приложение).
2. Департаменту экономики и
стратегического планирования мэрии
города Новосибирска разместить
постановление и прогноз на официальном
сайте города Новосибирска в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», а также на
общедоступном информационном ресурсе
стратегического планирования в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», обеспечить
государственную регистрацию прогноза в
федеральном государственном реестре
документов стратегического
планирования.
3. Департаменту информационной политики
мэрии города Новосибирска обеспечить
опубликование постановления.
4. Контроль за исполнением постановления
возложить на первого заместителя мэра
города Новосибирска Буреева Б. В.
Мэр
города Новосибирска
А. Е. Локоть
Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 16.11.2020 N 3612
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2021- 2023 годов
1. Оценка достигнутого
уровня социально-экономического
развития города Новосибирскаи причин
прогнозируемых изменений
Численность постоянного
населения города Новосибирска на 1
января 2020 года составила 1625,6 тыс.
человек. За 2019 год число новосибирцев
увеличилось на 7,6 тыс. человек (0,5 %). Рост
численности населения в 2019 году впервые
с 2010 года произошел только за счет
миграционного прироста на 8,4 тыс.
человек, который компенсировал
естественную убыль населения (0,8 тыс.
человек).
Сохранилась численность занятых в
экономике города Новосибирска.Уровень
занятости населения составил 49,9 %
численности населения города
Новосибирска (в 2018 году - 50,1 %).
Более половины численности занятых в
экономике города Новосибирска работают
на крупных и средних предприятиях.
Среднесписочная численность работников
предприятий и организаций (без учета
субъектов малого предпринимательства) в
2019 году составила 396,0 тыс. человек.
По данным государственного казенного
учреждения Новосибирской области «Центр
занятости населения города
Новосибирска», численность официально
зарегистрированных безработных к концу
2019 года составила 4,5 тыс. человек, что на
0,8 тыс. человек больше, чем в 2018 году.
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
города Новосибирска (без учета субъектов
малого предпринимательства) в 2019 году
составила 49980 рублей (107,6 % к уровню 2018
года), реальныйразмер заработной платы (с
учетом изменения индекса
потребительских цен на товары и платные
услуги населению по Новосибирской
области) увеличился на 3,1 %.
Индекс потребительских цен на товары и
платные услуги населению в декабре 2019
года составил 102,9 % к декабрю 2018 года (в
декабре 2018 года к декабрю 2017 года - 103,5 %).
Возросла потребительская активность
населения. Оборот розничной торговли
организаций (без субъектов малого
предпринимательства) составил 227,6 млрд.
рублей и увеличился в действующих ценах
по сравнению с 2018 годом на 4,3 %, оборот
общественного питания составил 6,2 млрд.
рублей (14,6 %). Темп роста объема платных
услуг, оказанных населению, в
действующих ценах составил 107,1 %.
В 2019 году наблюдался умеренный рост
показателей, характеризующих развитие
основных секторов экономики.
В экономику города Новосибирска в 2019
году привлечено более 97 млрд. рублей
инвестиций в основной капитал (136,9 % к
уровню 2018 года в сопоставимых ценах).
Основным источником финансирования
инвестиций в основной капитал
организаций города Новосибирска (без
субъектов малого предпринимательства и
объема инвестиций, не наблюдаемых
прямыми статистическими методами)
явились привлеченные средства (52,3 % в
общем объеме инвестиций в основной
капитал). Доля собственных средств
предприятий и организаций города
Новосибирска составила47,7 %. В структуре
привлеченных средств на долю бюджетных
инвестиций из бюджетов всех уровней
приходилось55,6 % от общего объема
привлеченных средств; средств,
привлеченных для долевого
строительства, - 16,2 %; кредитов банков - 8,2
%; прочих инвестиций (средства
государственных внебюджетных фондов,
заемные средства других организаций) - 20,0
%.
В структуре инвестиций в основной
капитал по видам основных фондов (без
субъектов малого предпринимательства и
объема инвестиций, не наблюдаемых
прямыми статистическими методами) на
машины, оборудование, транспортные
средства приходилось 46,8 % от общего
объема инвестиций; на здания (кроме
жилых) и сооружения - 37,4 %; на жилые здания
и помещения - 10,9 %. В объекты
интеллектуальной собственности
направлено 4,9 % от общего объема
инвестиций.
В сфере промышленного производства в 2019
году объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг собственными силами
организаций города Новосибирска по
фактическим видам экономической
деятельности (без учета субъектов малого
предпринимательства) увеличился на 5,5 % к
уровню 2018 года в действующих ценах и
составил 309,5 млрд. рублей.
На предприятиях города Новосибирска
продолжена работа по модернизации
производств, внедрению новых мощностей и
современных технологий, освоению
выпуска новых видов продукции.
Акционерное общество «Экран-Оптические
системы» совместно с Федеральным
государственным бюджетным учреждением
науки Институтом физики полупроводников
имени А. В. Ржанова Сибирского отделения
Российской академии наук запустило
первое в России производство
электронных компонентов. На базе
акционерного общества «Сибиар»
организовано производство
сельскохозяйственной техники. Филиал
публичного акционерного
общества«Компания «Сухой»
«Новосибирский авиационный завод имени
В.П.Чкалова» освоил производство
мотоотсеков для нового стратегического
бомбардировщика Ту-160М2.
Ситуация в строительной отрасли
остается сложной. Объем работ,
выполненных по виду деятельности
«Строительство» (без субъектов малого
предпринимательства), за 2019 год составил
около 10,0 млрд. рублей (98,0 % к уровню 2018
года в сопоставимых ценах).
За счет всех источников финансирования в
2019 году введено в эксплуатацию 1061,3 тыс.
кв. м общей площади жилых домов (101,0 % к
уровню 2018 года).
В рамках деятельности по защите граждан,
пострадавших от действий застройщиков,
введено в эксплуатацию шесть объектов (677
участников долевого строительства).
Наращивание темпов строительства жилья
позволило увеличить обеспеченность
населения жильем с 25,7 кв. м на человека в
2018 году до 26,2 кв. м на человека в 2019 году.
Кроме того, в 2019 году за счет
строительства новых и реконструкции
действующих предприятий на территории
города Новосибирска введены в
эксплуатацию газовые сети (2,7 км),
тепловые сети (2 км), 2,1 км автомобильных
дорог с твердым покрытием общего и
необщего пользования, 649 мест в
гостиницах, 2,7 тыс. ученических мест в
образовательных учреждениях и 1,6 тыс.
мест в дошкольных образовательных
учреждениях, торговые предприятия
площадью (торговой) более 38 тыс. кв. м,
автовокзал и другие.
В 496 многоквартирных домах проведены
работы по ремонту крыш, фасадов,
подвальных помещений, фундаментов,
внутридомовых инженерных систем
холодного, горячего водоснабжения,
канализации и водоотведения, тепло-,
электроснабжения, ремонт или замена
лифтового оборудования и лифтовых
шахт.
Сложившиеся в 2019 году
социально-экономические условия
позволили международному рейтинговому
агентству Fitch Ratings и рейтинговому
агентству «Эксперт РА» дважды
подтвердить рейтинги города
Новосибирска на уровне «BB» и «ruA-»
соответственно со «стабильным»
прогнозом развития. Аналогичные
рейтинги подтверждены ценным бумагам
Новосибирска, находящимся в обращении.
Наличие двух достаточно высоких
рейтингов от разных независимых
агентств, имеющих подтвержденную
репутацию на рынке, дает объективную
оценку кредитоспособности
городаНовосибирска и дополнительные
гарантии стабильности для инвесторов.
Ключевым фактором, повлиявшим на
жизнедеятельность города Новосибирска в
2020 году, является пандемия
коронавирусной инфекции COVID-19,
объявленная Всемирной организацией
здравоохраненияв марте текущего года.
Демографическая ситуация
характеризуется убылью населения.Число
умерших за восемь месяцев 2020 года
превысило число родившихся на 3,2 тыс.
человек. Малочисленность поколения
родившихся в 1990-х годах повлияла на
снижение рождаемости, а старение
населения - на увеличение числа умерших.
Основными причинами смерти в городе
Новосибирске остаются болезни системы
кровообращения, новообразования,
внешние факторы (несчастные случаи,
отравления, травмы и другие) - 77 % от
общего числа умерших.
Впервые с 2006 годанаблюдается
миграционная убыль населения - по итогу
восьми месяцев 2020 года число выбывших из
города Новосибирска превысило число
прибывших на 1,7 тыс. человек.
Сохраняется среднесписочная
численность работников предприятий
города Новосибирска (без учета субъектов
малого предпринимательства) и
положительная динамика показателя
«заработная плата работников
организаций города Новосибирска».За
восемь месяцев 2020 года среднемесячная
номинальная начисленная заработная
плата работников организаций города
Новосибирска (без учета субъектов малого
предпринимательства) составила 50732 рубля
(105,4 % к соответствующему периоду 2019 года).
Индекс реальной заработной платы - 102,4 %.
В городе Новосибирске сохраняется
динамика роста оборота розничной
торговли (без субъектов малого
предпринимательства)- за восемь месяцев
2020 года оборот розничной торговли
организаций в действующих
ценахувеличился на 5,8 %и составил 154,1
млрд. рублей (в январе - августе 2019 года
темп роста составил 105,6 %).Оборот
общественного питания сократился на 19,3 %
(в сопоставимых ценах) и составил 3,1 млрд.
рублей. Объем платных услуг, оказанных
населению, в действующих ценах составил
96,2 % уровня января - августа 2019 года.
Индекс потребительских цен на товары и
платные услуги населению в августе 2020
года составил 103,1 % к декабрю 2019 года.
Объем инвестиций в основной капитал по
итогам первого полугодия 2020 года
составил 35,0 млрд. рублей (117,5 % к
соответствующему периоду 2019 года в
сопоставимых ценах). Среди источников
инвестиций по-прежнему преобладают
привлеченныесредства; в структуре
инвестиций по видам основных фондов
наибольшая доля приходится на
приобретение машин, оборудования,
транспортных средств.
Объем отгруженных товаров промышленного
производства за восемь месяцев 2020 года
составил 192,0 млрд. рублей (108,9 % к
соответствующему периоду 2019 года в
текущих ценах).
В перечень предприятий-участников
реализации национального проекта
«Производительность труда и поддержка
занятости» включено21 новосибирское
предприятие.Участие в данном
национальном проекте позволитулучшить
качество продукции, оптимизировать
время производства и расширить
профильные компетенции.
Наметившийся с начала 2019 года рост
инвестиционной активности, в том числе
за счет привлечения бюджетных
инвестицийв рамках национальных и
федеральных проектов, будет
способствовать в среднесрочной
перспективе увеличению темпов
строительства и объемов ввода в
эксплуатацию инфраструктурных
объектов.Объем ввода в действие жилых
домов сохраняется, в том числе в связи с
принятием льготной ипотечной программы,
направленной на снижение процентных
ставок на ипотечное кредитование на
первичном рынке жилья.
2. Оценка
факторов и ограничений экономического
роста города Новосибирска на период 2021 -
2023 годов
Факторы и ограничения экономического роста города Новосибирска представлены в таблице 1.
Таблица 1
ФАКТОРЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
экономического роста города
Новосибирска
Положительные |
Отрицательные |
1 |
2 |
Бюджетные
инвестиции в инфраструктуру в рамках
подготовки к проведению чемпионата мира
по волейболу в 2022 году и молодежного
чемпионата мира по хоккею в 2023 году. |
Неблагоприятная
демографическая ситуация, старение
населения. |
3. Направления
социально-экономического развития
города Новосибирска и показатели среднесрочного прогноза
с учетом проведения мероприятий,
предусмотренных муниципальными
программами города Новосибирска
3.1. В городе Новосибирске реализуются муниципальные программы, мероприятия которых направлены на обеспечениеповышения качества жизни населения и сохранение положительных тенденций в экономике города Новосибирска в среднесрочной перспективе.Направления социально-экономического развития города Новосибирска с учетом проведения мероприятий, предусмотренных муниципальными программами города Новосибирска,представлены в таблице 2.
Таблица 2
НАПРАВЛЕНИЯ
социально-экономического развития
города Новосибирска с учетом проведения
мероприятий, предусмотренных
муниципальными программами
города Новосибирска
N п/п |
Муниципальная
|
Основные мероприятия муниципальной программы |
|
1 |
2 |
3 | |
1. Социальное развитие | |||
1.1 |
В сфере образования |
Содействие обучающимся
образовательных организаций, проявившим
выдающиеся таланты; | |
1.2 |
В сфере культуры |
Организация культурного
досуга и творческой самореализации
населения; | |
1.3 |
В сфере физической культуры и спорта |
Организация и проведение
физкультурных и спортивных,
физкультурно-оздоровительных
мероприятий для разных категорий
населения; | |
1.4 |
В сфере молодежной политики |
Содействие формированию
активной жизненной позиции молодежи; | |
1.5 |
В сфере формирования современной городской среды |
Благоустройство дворовых
территорий многоквартирных домов; | |
1.6 |
В сфере социальной поддержки населения |
Оказание мер социальной
поддержки и социальной помощи для
отдельных категорий граждан; | |
1.7 |
В сфере укрепления общественного здоровья |
Организация информационной
работы в области повышения санитарной
грамотности населения, ведения
здорового образа жизни, профилактики
социально-значимых заболеваний и
заболеваний, представляющих опасность
для окружающих; | |
1.8 |
В сфере поддержки общественных инициатив |
Проведение мероприятий,
направленных на поддержку и развитие
благотворительной деятельности и
добровольчества; | |
1.9 |
В сфере транспортного обслуживания населения и дорожно-благоустроительной деятельности |
Строительство и реконструкция
автомобильных дорог общего пользования
местного значения; | |
1.10 |
В сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Развитие и модернизация
коммунальной инфраструктуры; | |
1.11 |
В сферереализацииправа на жилище |
Строительство (приобретение)
жилых помещений для переселения граждан
из многоквартирных домов, признанных
аварийными и подлежащими сносу до
31.12.2017; | |
1.12 |
В сфере гражданской обороны и защиты населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Обеспечение постоянной
готовности к использованию систем
оповещения и информирования населения
об опасностях, возникающих при военных
конфликтах, при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера; | |
1.13 |
В сфере профилактики правонарушений |
Принятие мер, направленных на
предупреждение правонарушений; | |
1.14 |
В сфере профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидацииего проявлений |
Обеспечение объектов
инженерными средствами физической
защиты и техническими средствами
защиты; | |
1.15 |
В сфере профилактики экстремизма |
Организация и проведение
мероприятий по профилактике экстремизма
и формированию у граждан неприятия
экстремистской идеологии; | |
1.16 |
В сфере развития озелененных территорий |
Сохранение и развитие
озелененных территорий общего
пользования; | |
2. Экономическое развитие | |||
2.1 |
В сфере поддержки промышленности и инновационной деятельности |
Реализация инвестиционных и
инновационных проектов организаций
научно-промышленного комплекса города
Новосибирска с предоставлением
муниципальной поддержки; | |
2.2 |
В сфере развития малого и среднего предпринимательства |
Оказание финансовой,
консультационной и информационной
поддержки субъектам малого и среднего
предпринимательства; | |
2.3 |
В сфере потребительскогорынка |
Обеспечение функционирования
городских социальных продовольственных
ярмарок, городских ярмарок товаров и
услуг с участием местных
товаропроизводителей, общегородских
специализированных ярмарок по продаже
товаров для садоводов и огородников; | |
2.4 |
В сфере землепользования |
Актуализация местоположения и
характеристик земель и земельных
участков, в том числе их границ и площади,
зарегистрированных прав и ограничений
(обременений), выявление неиспользуемых,
используемых без правоустанавливающих
документов, используемых не по
назначению земель и земельных
участков; | |
2.5 |
В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Осуществление мониторинга
объемов электрической энергии, тепловой
энергии, холодной и горячей воды,
природного газа, отпущенных
(реализованных) потребителям; | |
2.6 |
В сфере праздничного и рекламного оформления города Новосибирска |
Праздничное и световое
оформление улиц к праздничным
мероприятиям с использованием
современных конструкций различных
типов; | |
2.7 |
В сфере информатизации и связи |
Развитие и техническая
поддержка муниципальных информационных
систем, внутреннего портала мэрии города
Новосибирска; | |
2.8 |
В сфере управления муниципальным долгом |
Привлечение краткосрочных
бюджетных кредитов на благоприятных
условиях; |
3.2. Показатели прогноза
социально-экономического развития
города Новосибирска на среднесрочный
период 2021- 2023 годов представлены в
таблице 3.
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического
развития города Новосибирска на
среднесрочный период 2021 - 2023 годов
N |
Показатель |
Единица |
Отчет |
Оценка |
Прогноз | |||
|
|
|
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1 |
Численность постоянного населения | |||||||
|
на начало года |
тыс. человек |
1618,0 |
1625,6 |
1618,8 |
1620,4 |
1625,3 | |
|
среднегодовая |
тыс. человек |
1621,8 |
1622,2 |
1619,6 |
1622,9 |
1628,6 | |
2 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
73,9 |
74,5 |
74,9 |
75,4 |
75,8 | |
3 |
Численность занятых в экономике* |
тыс. человек |
809,6 |
800,7 |
801,5 |
802,4 |
803,2 | |
4 |
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций** |
тыс. человек |
396,0 |
395,6 |
396,0 |
396,8 |
397,6 | |
5 |
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций** |
млн. рублей |
237502,0 |
247822,7 |
258003,7 |
271445,7 |
288307,9 | |
6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников** |
рублей |
49980 |
52204 |
54292 |
57006 |
60427 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
107,6 |
104,4 |
104,0 |
105,0 |
106,0 | |
7 |
Индекс реальной заработной платы** |
в % к предыдущему году |
103,1 |
101,2 |
100,4 |
101,1 |
102,0 | |
8 |
Фонд заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней |
млн. рублей |
89234,5 |
94588,6 |
99318,0 |
104506,6 |
110710,2 | |
9 |
Среднесписочная численность работников муниципального сектора |
человек |
59974 |
60517 |
60577 |
60638 |
60699 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
100,4 |
100,9 |
100,1 |
100,1 |
100,1 | |
10 |
Фонд заработной платы работников муниципального сектора |
млн. рублей |
24083,7 |
25769,6 |
26800,3 |
27899,2 |
29070,9 | |
11 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников муниципального сектора |
рублей |
33596 |
35485 |
36868 |
38341 |
39912 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
107,9 |
105,6 |
103,9 |
104,0 |
104,1 | |
12 |
Число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения |
единиц |
2076 |
2070 |
2016 |
1963 |
1912 | |
13 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»** |
млн. рублей |
309540,5 |
325017,5 |
344518,6 |
365189,7 |
387101,1 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
105,5 |
105,0 |
106,0 |
106,0 |
106,0 | |
14 |
Удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (выполненных собственными силами работ, услуг) крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности города Новосибирска |
% |
4,4 |
6,0 |
6,2 |
8,0 |
10,0 | |
15 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования** |
млн. рублей |
97757,5 |
98735,1 |
107196,7 |
116160,1 |
125513,1 | |
|
индекс физического объема |
в % к предыдущему году |
136,9 |
95,7 |
103,4 |
103,3 |
103,3 | |
16 |
Объем работ и услуг, выполненных собственными силами по фактическому виду деятельности «Строительство»** |
млн. рублей |
9963,8 |
10063,4 |
10164,1 |
10367,4 |
10574,7 | |
|
индекс физического объема |
в % к предыдущему году |
98,0 |
96,0 |
96,3 |
97,3 |
97,4 | |
17 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
1061,3 |
1050,0 |
1102,5 |
1157,5 |
1215,5 | |
18 |
Оборот розничной торговли** |
млн. рублей |
227628,9 |
233319,6 |
244985,6 |
259684,7 |
275265,8 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
104,3 |
102,5 |
105,0 |
106,0 |
106,0 | |
19 |
Объем платных услуг, оказанных населению** |
млн. рублей |
87478,4 |
83979,3 |
84819,1 |
88211,8 |
91740,3 | |
|
темп роста |
в % к предыдущему году |
107,1 |
96,0 |
101,0 |
104,0 |
104,0 | |
20 |
Индекс потребительских цен | |||||||
|
на конец года |
в % к декабрю предыдущего года |
102,9 |
103,4 |
103,8 |
104,0 |
104,0 | |
|
в среднем за год |
в % к предыдущему году |
104,3 |
103,2 |
103,6 |
103,9 |
103,9 |
Примечания: |
*
- оценка мэрии города Новосибирска без
учета маятниковой миграции работающих; |
Текст документа сверен по:
файл-рассылка