МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2023 года N 531
О развитии региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров Республики
Карелия
В соответствии с распоряжением
Министерства просвещения Российской
Федерации от 15 декабря 2022 года N Р-303 "О
внесении изменений в Концепцию создания
единой федеральной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров, утвержденную
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N
Р-174",
приказываю:
1. Утвердить Положение о развитии
региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров Республики
Карелия согласно приложению 1 к
приказу.
2. Утвердить Комплекс мер (дорожная карта)
по развитию региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров Республики
Карелия на 2023-2024 годы согласно
приложению 2 к приказу.
3. Признать утратившим силу приказ
Министерства образования и спорта
Республики Карелия от 15 июля 2021 года N 793
"О внедрении единой федеральной
системы научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров с
учетом существующей региональной
системы методической поддержки
педагогических работников" (Собрание
законодательства Республики Карелия, 2021,
N 7, ст. 1843).
4. Контроль за исполнением приказа
возложить на Первого заместителя
Министра Ж.Л. Петрову.
Министр
Р.Г.Голубев
Приложение 1 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 26 апреля 2023 года N 531
Положение о развитии региональной
системы научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров
Республики Карелия
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о развитии
региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров (далее
соответственно - Положение, система
научно-методического сопровождения,
РСНМС) определяет цели и задачи, принципы
формирования, структуру и субъекты
РСНМС, организационные, содержательные и
процессуальные основы деятельности
существующих и вновь создаваемых в
региональной системе образования
структур и форм научного и методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров в
целях обеспечения реализации
мероприятий федерального проекта
"Современная школа" национального
проекта "Образование" в части
создания условий для развития кадрового
потенциала и профессионального роста
педагогических работников и
управленческих кадров системы
образования Республики Карелия.
2. Основные понятия, используемые в Положении о развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Единая федеральная система
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров (ЕФС) - это
совокупность взаимосвязанных и
интегрированных между собой субъектов
научно-методической деятельности,
обеспечивающих сопровождение
педагогических работников и
управленческих кадров в непрерывном
развитии профессионального мастерства,
в том числе - в рамках повышения
квалификации и (или) профессиональной
переподготовки с учетом выявленных
профессиональных дефицитов, построения
на их основе индивидуальных
образовательных маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров, а также
использования стажировочных площадок и
внедрения механизмов наставничества;
субъект научно-методической
деятельности - физическое или
юридическое лицо, осуществляющее
деятельность по научно-методическому
сопровождению педагогических
работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал
дополнительного профессионального
образования - элемент цифровой
образовательной среды, созданный для
формирования единого образовательного
пространства и развития цифровой
образовательной среды дополнительного
профессионального образования
педагогических работников и
управленческих кадров, который
консолидирует образовательные
возможности участников системы
дополнительного профессионального
образования, унифицирует подходы к
непрерывному развитию
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров - в том числе
повышению квалификации и
профессиональной переподготовке;
федеральный реестр дополнительных
профессиональных программ (далее -
Федеральный реестр) - инструмент единого
федерального портала дополнительного
профессионального образования,
созданный для обеспечения доступа к
качественным дополнительным
профессиональным программам (далее -
программ ДПО), отвечающим современным
задачам системы образования;
научно-методический центр сопровождения
педагогических работников (далее -
научно-методический центр) - структурное
подразделение образовательных
организаций, реализующих
образовательные программы высшего
образования по укрупненной группе
специальностей и направлений подготовки
44.00.00 "Образование и педагогические
науки", обладающее потенциалом
научного, проектного и методического
развития и осуществляющее проведение
прикладных исследований
образовательных систем, тиражирование
образовательных практик, внедрение
научных достижений и передовых
педагогических технологий в сферу
образования;
региональная система
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров (далее - РСНМС) -
региональный сегмент ЕФС; совокупность
взаимосвязанных и интегрированных между
собой, но при этом относительно
самостоятельных субъектов
научно-методической деятельности
регионального уровня, обеспечивающих
сопровождение педагогических
работников и управленческих кадров в
непрерывном развитии профессионального
мастерства, в том числе - в рамках
повышения квалификации и (или)
профессиональной переподготовки с
учетом выявленных профессиональных
дефицитов, построения на их основе
индивидуальных образовательных
маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров, а также
использования стажировочных площадок и
внедрения механизмов наставничества;
центр непрерывного повышения
профессионального мастерства
педагогических работников" (далее -
ЦНППМ) - структурное подразделение
организации дополнительного
профессионального образования,
образовательной организации высшего
образования, профессиональной
образовательной организации или
юридическое лицо, осуществляющее
координацию деятельности субъектов
РСНМС в области непрерывного развития
профессионального мастерства, в том
числе в рамках дополнительного
профессионального образования
педагогических работников и
управленческих кадров на основе
диагностики профессиональных
компетенций, в ходе разработки и
сопровождения индивидуальных
образовательных маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров;
региональный методист - педагогический
работник - штатный сотрудник ЦНППМ или
привлекаемый к работе в ЦНППМ по
договору гражданско-правового характера
и в иных формах сотрудничества,
осуществляющий сопровождение
непрерывного профессионального
развития педагогических работников, в
том числе оказывающий адресную
методическую поддержку в разработке и
реализации индивидуальных
образовательных маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников, обобщающий и
распространяющий информацию о передовых
технологиях обучения и воспитания,
отечественном и мировом опыте в сфере
образования;
региональный методический актив -
объединение региональных методистов,
сформированный из числа лиц, прошедших
диагностику профессиональных
компетенций и повышение квалификации в
области методической поддержки
педагогических работников;
тьютор - педагогический работник,
обеспечивающий освоение содержания
программ ДНО, в том числе из Федерального
реестра;
методическая служба - совокупность
субъектов научно-методической
деятельности различных уровней,
осуществляющих сопровождение системы
методической работы, направленной на
преодоление профессиональных дефицитов
и развитие профессионального мастерства
педагогических работников;
педагогический работник - физическое
лицо, которое состоит в трудовых,
служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную
деятельность, и выполняет обязанности по
обучению, воспитанию обучающихся и (или)
организации образовательной
деятельности;
управленческие кадры - физические лица,
которые в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации, другими
федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления, учредительными
документами юридического лица
(организации) и локальными нормативными
актами осуществляют руководство этой
организацией, в том числе выполняют
функции ее единоличного исполнительного
органа. К управленческим кадрам в
Концепции относятся: руководитель
организации, осуществляющей
образовательную деятельность,
заместитель руководителя организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, руководитель структурного
подразделения организации,
осуществляющей образовательную
деятельность;
профессиональное педагогическое
сообщество - объединение педагогических
работников с общими ценностями,
профессиональными ориентирами, нормами
мышления, поведения и взаимодействия,
формирующими профессиональную среду на
уровне образовательной организации,
органа местного самоуправления,
субъекта Российской Федерации,
Российской Федерации;
профессиональные компетенции -
способность и готовность успешно
действовать на основе практического
опыта, знаний, умений и навыков при
решении профессиональных задач;
индивидуальный образовательный маршрут
- комплекс мероприятий, включающий
описание содержания, форм организации,
технологий, темпа и общего времени
освоения педагогическими работниками и
управленческими кадрами необходимых
знаний, умений, практических навыков и
опыта, основанный на
персонифицированном подходе к
организации дополнительного
профессионального образования, в том
числе учитывающем актуальные дефициты
профессиональных компетенций
педагогических работников и
управленческих кадров, их личностные
ресурсы, педагогические и
управленческие условия образовательной
организации, в которой они работают, а
также возможности и ресурсы системы
дополнительного профессионального
образования;
стажировочная площадка - статус,
присваиваемый образовательной
организации, осуществляющей
деятельность по трансляции позитивного
инновационного опыта, эффективных
педагогических и управленческих
практик, в процессе реализации
дополнительных профессиональных
программ;
непрерывное профессиональное развитие
педагогических работников и
управленческих кадров - комплекс
образовательных мероприятий,
результатом которых является
совершенствование профессиональных
компетенций и овладение новыми
компетенциями, необходимыми на
определенном этапе профессионального
развития. Может осуществляться как в
процессе повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, так и в
рамках неформального образования
педагогических работников и
управленческих кадров;
неформальное образование
педагогических работников и
управленческих кадров - комплекс
образовательных мероприятий, не
сопровождающихся выдачей документов об
образовании и (или) о квалификации, а
также документов об обучении,
результатом которых является
совершенствование профессиональных
компетенций и овладение новыми
компетенциями, необходимыми на
определенном этапе профессионального
развития.
3. Цель, задачи и методологическая основа создания и развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2. Целью РСНМС является повышение
эффективности системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров в рамках единого
научно-методического пространства,
являющегося компонентом Единой
федеральной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров, обеспечивающего
взаимодействие субъектов
научно-методической деятельности
регионального, муниципального и
институционального (образовательных
организаций) уровней для осуществления
сетевого непрерывного
научно-методического сопровождения
повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников и
управленческих кадров в соответствии с
приоритетными задачами в области
образования.
3. Задачи РСНМС:
3.1. В области управления:
интеграция процессов и результатов
деятельности различных субъектов РСНМС
в рамках единого научно-методического
пространства непрерывного развития
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей
эффективности деятельности различных
субъектов РСНМС в рамках единого
научно-методического пространства
непрерывного развития
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов
оценки эффективности РСНМС;
развитие системы "горизонтальных"
связей муниципальных сегментов РСНМС, в
том числе - в части обмена эффективными
педагогическими и управленческими
практиками;
3.2. В области непрерывного повышения
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров:
актуализация содержания и экспертиза
качества программ дополнительного
профессионального образования;
цифровизация образовательных
технологий и персонификация
образовательных треков непрерывного
повышения профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров региона;
3.3. В области
содержательно-методического
сопровождения непрерывного повышения
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров в рамках РСНМС:
развитие системы адресного
научно-методического сопровождения
субъектов РСНМС в рамках ключевых
процессов непрерывного повышения
профессионального мастерства, в том
числе способствующего устранению
профессиональных дефицитов
педагогических работников и
управленческих кадров, выявленных на
основе диагностики их профессиональных
компетенций;
технологизация методической
деятельности, формирование единых
подходов к работе региональных
методистов, оценке их эффективности.
4. Методологической основой создания и
развития РСНМС выступают следующие
подходы:
системный подход, отражающий связи между
субъектами научно-методической
деятельности и их функциональными
связями;
личностно ориентированный подход,
предполагающий ориентацию на личность
педагогического работника, а также
управленческих кадров как субъектов
непрерывного профессионального
развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи
между ресурсами субъектов
научно-методической деятельности и
индивидуальными образовательными
маршрутами непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров.
4. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5. В состав РСНМС входят Министерство
образования и спорта Республики Карелия;
государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального
образования Республики Карелия
"Карельский институт развития
образования" (далее - ГАУ ДПО РК
"КИРО") и созданный на его базе Центр
непрерывного повышения
профессионального мастерства
педагогических работников (далее -
ЦНППМ); региональный методический актив;
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
образования "Петрозаводский
государственный университет" (далее -
ПетрГУ); государственное автономное
профессиональное образовательное
учреждение Республики Карелия
"Петрозаводский педагогический
колледж" (далее - ГАПОУ РК
"Петрозаводский педагогический
колледж"); региональное
учебно-методическое объединение (далее -
РУМО), региональные методические советы;
региональные профессиональные
педагогические сообщества (ассоциации,
клубы и т.д.); муниципальное автономное
учреждение дополнительного
профессионального образования
Петрозаводского городского округа
"Центр развития образования" (далее
- МАУ ДПО ЦРО); муниципальные
методические службы Республики Карелия
(далее - ММС); муниципальные методические
объединения; методические объединения
образовательных организаций.
6. Функции субъектов регионального
уровня РСНМС:
6.1. Министерство образования и спорта
Республики Карелия:
утверждает комплекс мер ("дорожную
карту) по созданию и функционированию
РСНМС;
обеспечивает условия
(материально-технические, финансовые,
кадровые и иные) для достижения
показателей функционирования РСНМС;
обеспечивает заключение трехсторонних
соглашений между муниципальными
органами управления образованием,
Министерством образования и спорта
Республики Карелия и ГАУ ДПО РК
"КИРО", на базе которого создан и
функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и
совместной реализации мероприятий,
направленных на научно-методическое
сопровождение педагогических
работников и управленческих кадров;
осуществляет мониторинг эффективности
функционирования РСНМС.
6.2. ГАУ ДПО РК "КИРО":
обеспечивает разработку и реализацию
программ дополнительного
профессионального образования в
соответствии с запросом,
сформулированным на основе выявленных
профессиональных дефицитов
педагогических и управленческих кадров,
в том числе с последующим включением в
Федеральный реестр;
организует и проводит образовательные
мероприятия для педагогических
работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение региональных
конкурсов профессионального мастерства
педагогических работников;
обеспечивает вовлечение
профессиональных сообществ в
региональную систему
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров;
выполняет иные задачи и функции,
возложенные учредителем.
6.3. ЦНППМ, созданный на базе ГАУ ДПО РК
"КИРО":
взаимодействие с координатором Единой
федеральной системой
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров (далее - ЕФС), в том
числе - работу на едином федеральном
портале дополнительного
профессионального образования;
координацию деятельности РСНМС;
организацию процесса выявления
профессиональных дефицитов
педагогических работников и
управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения
индивидуальных образовательных
маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров;
организацию разработки и внедрения
различных форм адресной поддержки и
сопровождения педагогических
работников в возрасте до 35 лет и в первые
три года работы;
организацию внедрения целевой модели
наставничества педагогических
работников;
организацию внедрения и тиражирования
лучших инновационных педагогических и
управленческих практик;
координацию методической
(научно-методической) деятельности
общественно-профессиональных
объединений;
организацию проведения стажировок
педагогических работников и
управленческих кадров;
организацию обучения педагогических
работников и управленческих кадров
субъекта Российской Федерации, в том
числе по программам дополнительного
профессионального образования;
организацию вовлечения педагогических
работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку,
консультирование, сопровождение
педагогических работников и
управленческих кадров;
оказание методической помощи
педагогическим работникам
общеобразовательных организаций с
низкими образовательными
результатами.
6.4. Региональный методический актив:
посткурсовое сопровождение программ
дополнительного профессионального
образования;
реализация программ повышения
квалификации на завершающих этапах (в
практической части) при каскадной
системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ
дополнительного профессионального
образования, включенных в федеральный
реестр;
выявление профессиональных дефицитов
педагогических работников и
управленческих кадров;
построение и сопровождение
индивидуальных образовательных
маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров;
организация взаимодействия,
взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим
работникам, осуществляющим
педагогическую деятельность в школах с
низкими образовательными результатами
обучающихся;
оказание консультативной помощи и
поддержки педагогическим работникам и
управленческим кадрам.
6.5. ПетрГУ и ГАПОУ РК "Петрозаводский
педагогический колледж":
участвуют в разработке и реализации
программ повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
педагогических работников и
управленческих кадров;
участвуют в подготовке и проведении
мероприятий в рамках сопровождения
непрерывного развития
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров;
участвуют в разработке и экспертизе
диагностических материалов для
выявления профессиональных дефицитов
педагогических работников и
управленческих кадров.
6.6. РУМО:
участвует в разработке программ
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
педагогических работников и
управленческих кадров;
участвует в экспертизе программ
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
педагогических работников и
управленческих кадров.
6.7. Региональные методические советы и
региональные профессиональные
педагогические сообщества, включающие
педагогических работников и
управленческие кадры;
осуществляют методическую поддержку
педагогических работников;
создают среду для мотивации
педагогических работников к
непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества
педагогических работников;
участвуют в подготовке и проведении
мероприятий в рамках сопровождения
непрерывного развития
профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров.
7. Функции субъектов муниципального
уровня РСНМС:
7.1. МАУ ДПО ЦРО и ММС
обеспечивают фасилитацию переноса
приобретенных в ходе освоения
индивидуальных образовательных
маршрутов компетенций в реальную
педагогическую практику во
взаимодействии с ЦНППМ (в формате
стажировок, мастер-классов, организации
обмена опытом, посещения учебных занятий
педагогических работников);
обеспечивают изучение запросов и
оказание практической помощи
педагогическим работникам;
координируют методическую работу и
формирует методическую инфраструктуру
муниципальной системы образования для
сопровождения профессиональной
деятельности педагогических работников
и управленческих кадров,
образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по
тьюторскому сопровождению
педагогических работников на базе
ЦНППМ.
7.2. Муниципальные методические
объединения:
осуществляют методическую поддержку
педагогических работников по наиболее
актуальным вопросам обучения и
воспитания;
создают среду для мотивации
педагогических работников к
непрерывному совершенствованию и
саморазвитию.
8. Функции субъектов институционального
уровня РСНМС:
8.1. Методические объединения,
профессиональные объединения
педагогических работников
образовательной организации:
создают образовательную среду для
проявления творческой активности
педагогических работников, развития
профессиональных компетенций и
преодоления профессиональных
дефицитов;
организуют непрерывное
внутрикорпоративное обучение в процессе
совместного решения актуальных задач
организации и возникающих в работе
проблем;
организуют взаимодействие и
"горизонтальное" обучение
педагогических работников на основе
обмена опытом, в том числе реализуют
программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим
работникам в обобщении и презентации
своего опыта работы.
8.2. Педагогические работники,
объединенных на разных основаниях:
по предметному принципу, "наставник -
молодой специалист", "учитель,
владеющий определенной компетенцией, и
учитель, которому необходимо
сформировать эту компетенцию":
осуществляют "горизонтальное"
обучение педагогических работников на
основе обмена опытом, в том числе
реализуют программы наставничества.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РСНМС
9. Взаимодействие субъектов РСНМС,
нацеленное на повышение эффективности
системы научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров,
осуществляется в рамках следующих
основных направлений.
9.1. Направление 1 "Управление системой
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров" (далее -
Направление 1), включая:
стратегическое планирование и
организацию ключевых процессов в рамках
РСНМС;
координацию взаимодействия субъектов
РСНМС регионального, муниципального и
институционального уровней;
координацию взаимодействия
деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РСНМС, отдельных
субъектов РСНМС. Механизмами
взаимодействия субъектов РСНМС в рамках
направления 1 являются:
концепции, стратегии, комплексные планы
("дорожные карты") совместных
мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной
деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и т.д.
Системообразующими мероприятиями в
рамках Направления 1 являются на
региональном уровне:
разработка и внедрение
организационно-методической и иной
документации, сопровождающей
функционирование РСНМС (комплексы мер
"дорожные карты", соглашения
(договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов
эффективности функционирования РСНМС,
отдельных субъектов РСНМС;
организация и проведение мониторингов
эффективности функционирования РСНМС,
отдельных субъектов РСНМС;
формирование и организация деятельности
регионального методического актива.
9.2. Направление 2 "Непрерывное
повышение профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров" (далее -
Направление 2), включая:
диагностику профессиональных
компетенций;
проектирование и сопровождение
прохождения педагогическими
работниками и управленческими кадрами
индивидуальных образовательных
маршрутов непрерывного повышения
профессионального мастерства;
совершенствование качества
образовательного контента программ ДПО,
в том числе представляемых к включению в
Федеральный реестр; реализацию программ
ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества
педагогических работников, включая
педагогических работников до 35 лет в
первые три года работы.
Механизмами взаимодействия субъектов
РСНМС в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы дополнительного
профессионального образования,
реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной
модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате
"горизонтального обучения") в
рамках индивидуальных образовательных
маршрутов педагогических работников и
управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных,
методических, психолого-педагогических,
коммуникативных и IT-компетенций
педагогических работников и
управленческих кадров;
единый федеральный портал
дополнительного профессионального
образования.
Системообразующими мероприятиями в
рамках Направления 2 являются:
на региональном и муниципальном
уровне:
повышение квалификации педагогических
работников и управленческих кадров с
учетом выявленных профессиональных
дефицитов;
организация стажировок (в том числе на
базе высокотехнологичной
инфраструктуры, созданной в рамках
национального проекта
"Образование");
построение индивидуальных
образовательных маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников и
управленческих кадров на основе
диагностики профессиональных
компетенций;
организация деятельности по
совершенствованию профессиональных
компетенций педагогических
работников;
осуществление профилактики
профессионального выгорания
педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным
методистом индивидуальных
образовательных маршрутов непрерывного
профессионального развития
педагогических работников;
организация взаимодействия и
взаимообучения педагогических
работников; сопровождение в
профессиональном становлении
педагогических работников до 35 лет в
первые три года работы.
9.3. Направление 3
"Содержательно-методическое
обеспечение непрерывного
профессионального (педагогического)
образования".
Механизмом взаимодействия субъектов
РСНМС в рамках Направления 3 являются:
комплекс типовой
организационно-методической
документации; методические
рекомендации, указания и т.д. по ключевым
процессам непрерывного
профессионального (педагогического)
образования, деятельности отдельных
субъектов РСНМС; инновационные проекты
(площадки); научно-практические
конференции, форумы и т.д.
Системообразующими мероприятиями в
рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и
управленческих кадров методическими
рекомендациями, материалами (в том числе
цифровыми);
ведение регионального банка успешных
педагогических и управленческих практик
(базы данных ДПП, реализуемых в субъекте
Российской Федерации, профессиональных
педагогических сообществ, передового
педагогического опыта, реестры
стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической
общественности об основных тенденциях
развития образования;
руководство деятельностью
инновационных площадок по реализации
проектов;
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов
обучения и воспитания; разработка
учебных, научно- методических и
дидактических материалов; обеспечение
высокого методического уровня
проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения
учебных предметов (курсов, дисциплин
(модулей)) в соответствие с методическими
требованиями, предъявляемыми к
документам в сфере образования, учебным
планам, программам;
методическое сопровождение
педагогических работников, имеющих
профессиональные дефициты и
затруднения;
выявление, изучение, обобщение и
распространение передового
педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в
обобщении и презентации своего опыта
работы;
повышение качества проведения учебных
занятий на основе внедрения новых
педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового
методического обеспечения
образовательного процесса;
организация взаимодействия с
образовательными организациями с целью
обмена опытом и передовыми технологиями
в сфере образования.
6. Показатели эффективности развития РСНМС
10. При разработке показателей
эффективности развития РСНМС
учитываются показатели мотивирующего
мониторинга и показатели оценки
механизмов управления качеством
образования в Республике Карелия в части
повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников и
управленческих кадров. При оценке
эффективности развития системы РСНМС
учитываются все субъекты, выполняющие
функции по реализации дополнительного
профессионального (педагогического)
образования и научно-методическому
сопровождению педагогических
работников и управленческих кадров
Республики Карелия.
При оценке эффективности развития РСНМС
учитываются следующие показатели:
показатели эффективности создания и
развития РСНМС в области управления
системой научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров:
разработан и реализуется комплекс мер
("дорожная карта") по созданию и
функционированию РСНМС на период до 2024
года (ежегодно, начиная с 2021 года);
разработана с учетом
социально-экономических условий
Республики Карелия и реализуется
вариативная система мониторинга
эффективности РСНМС (ежегодно, начиная с
2023 года).
показатели эффективности создания и
развития РСНМС в области непрерывного
повышения профессионального мастерства
педагогических работников и
управленческих кадров:
доля педагогических работников,
освоивших программы дополнительного
профессионального образования, вошедшие
в Федеральный реестр и подобранные с
учетом диагностики профессиональных
компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд,
принявших участие в программах
повышения квалификации (к 2024 году - не
менее 40% от общего количества
управленческих команд образовательных
организаций).
показатели эффективности создания и
развития РСНМС области
содержательно-методического
обеспечения непрерывного
профессионального (педагогического)
образования:
количество педагогических работников,
закрепленных за 1 региональным
методистом для осуществления
методического сопровождения (к 2024 году -
не более 250 человек);
доля педагогических работников в
возрасте до 35 лет, участвующих в
различных формах поддержки и
сопровождения в первые три года работы (к
2024 году - не менее 70%).
11. Мониторинг проводится не реже одного
раза в год. По результатам мониторинга
проводится анализ, разрабатываются
адресные рекомендации.
Приложение 2 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 26 апреля 2023 года N 531
Комплекс мер (дорожная карта) по развитию
региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников и
управленческих кадров Республики
Карелия на 2023-2024 годы
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1. |
Утвержден План работы ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО" на 2023 и 2024 год |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
приказ ГАУ ДПО РК "КИРО", размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokumenty-tsentra |
апрель 2023
года |
2 |
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, на 2023 и 2024 год |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия, размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/srshnor |
апрель 2023
года |
3. |
Сформирован и утвержден состав второй группы региональных методистов |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия, размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokurnenty-tsentra |
апрель 2023 года |
4. |
Утверждено Положение о о создании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
приказ
Министерства образования и спорта
Республики Карелия, |
апрель 2023 года |
5. |
Утверждена дорожная карта по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
приказ
Министерства образования и спорта
Республики Карелия, |
апрель 2023 года |
6. |
Заключено "Соглашение о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров" с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Петрозаводский государственный университет" |
ГАУ ДПО РК "КИРО", ЦНППМ |
"Соглашение о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров" между ГАУ ДПО РК "КИРО" и ФГБ ОУ ВО "Петрозаводский государственный университет" |
апрель 2023 года |
Диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, разработка и реализация ИОМ | ||||
7. |
Совершенствование диагностического комплекса для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, экспертиза диагностических материалов |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
применение обновленного диагностического инструментария, прошедшего внешнюю экспертизу, для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров |
апрель-май 2023 года |
8. |
Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ, |
проведена
диагностика профессиональных дефицитов
педагогических работников и
управленческих кадров |
май-декабрь 2023
года, |
9. |
Разработка и реализация ИОМ педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ, |
разработаны и
реализованы ИОМ педагогических
работников и управленческих кадров |
май-декабрь 2023
года, |
Адресная поддержка педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы | ||||
10. |
Адресное сопровождение молодых педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы |
ЦНППМ, |
все молодые педагоги этой категории (100%) имеют ИОМ, наставников и тьюторов |
апрель-декабрь 2023 года |
11. |
Проведение интерактивного мероприятия для молодых педагогов Республики Карелия и их наставников "Учитель у истоков карьеры" |
ЦНППМ, |
участие в мероприятии не менее 50% молодых педагогов Республики Карелии и их наставников, трансляция эффективных практик работы с молодыми педагогами через социальные сети и сайты |
октябрь 2023
года |
12. |
Включение молодых педагогов в региональные профессиональные педагогические сообщества, привлечение к участию в конкурсах педагогического мастерства (в том числе в номинации "Дебют" регионального этапа конкурса "Учитель года") |
ЦНППМ, |
не менее 75% молодых педагогов состоят в профессиональных педагогических сообществах, не менее 30% принимают участие в конкурсах профессионального мастерства |
апрель-декабрь 2023 года |
Внедрение целевой модели наставничества | ||||
13. |
Республиканский общественно-педагогический Форум "Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала" |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества |
апрель 2023 года |
14. |
Выездные семинары в муниципальные районы РК по теме "Наставничество глазами учителей" |
ЦНППМ, |
аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества, проведение 4 семинаров (Олонецкий, Пряжинский, Прионежский, Кемский муниципальные районы Республики Карелия) |
апрель,
сентябрь 2023 года |
15. |
Анализ раздела "Наставничество" на сайтах образовательных организаций региона, изучение системы работы целевой модели наставничества в образовательных организациях |
ЦНППМ, |
разработка адресных рекомендаций образовательным организациям на основе анализа раздела "Наставничество" |
май-июль 2023 года |
16. |
Реализация программы ПК "Школа наставничества" (подготовка наставников молодых специалистов в образовательных организациях) (программа размещена в Федеральном реестре) |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
обучение на курсах не менее 75 педагогов-наставников |
апрель,
октябрь 2023 года, |
17. |
Республиканская научно-практическая конференция для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы "Феномен классного наставничества: идеи прошлого в современном образовании" |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества |
октябрь 2023 года |
18. |
Пополнение банка данных "Наставники Республики Карелия" |
ЦНППМ |
размещение дополненного банка данных "Наставники Республики Карелия" (наставники в общеобразовательных организациях, наставники в организациях дополнительного образования, наставники в организациях среднего профессионального образования" на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе "Наставничество" https://kiro-karelia.ru/institute/news/nastavnichestvo |
ежемесячно до декабря 2024 года |
Внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик | ||||
19. |
Утверждение перечня региональных инновационных площадок на 2023 и 2024 год |
Министерство образования и спорта Республики Карелия |
Приказ
Министерства образования и спорта
Республики Карелия, размещение
документов на сайте ГАУ ДПО РК
"КИРО" в разделе "Региональные
инновационные площадки" |
апрель 2023
года |
20. |
Республиканский информационно-методический семинар по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Республики Карелия |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
Презентация
новых инновационных проектов, планов
работы региональных инновационных
площадок на 2023 г. и 2024 г. |
апрель 2023
года, |
21. |
Научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок, анализ результатов реализации проектов, экспертиза и внедрение результатов инновационной деятельности в практику работы образовательных организаций |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
Создание банка успешных инновационных практик, публикации в журнале "Педагогический вестник Карелии", представление результатов инновационной деятельности на региональных и федеральных мероприятиях |
апрель-декабрь 2023 года |
22. |
Внедрение результатов инновационной деятельности в содержание дополнительных профессиональных программ |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
разработка программ повышения квалификации на основе результатов инновационной деятельности образовательных организаций региона (не менее 4 программ за два года), размещение программ в Федеральном реестре |
апрель-декабрь 2023 года |
23. |
Прием заявок на признание образовательных организаций Республики Карелия инновационными площадками |
ГАУ ДПО РК "КИРО" |
участие в конкурсе не менее 15 образовательных организаций в 2023 году и не менее 15 образовательных организаций в 2024 году |
сентябрь 2023
года |
Проведение стажировок педагогов и управленцев | ||||
24. |
Формирование и ведение реестра стажировочных площадок |
ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО" |
размещение реестра стажировочных площадок на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/stazhirovochnye-ploshchadki-tsentra |
апрель-декабрь 2023 года |
25. |
Реализация практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок, в том числе, школьных центров "Точка роста" и школьных Кванториумов |
ЦНППМ ГАУ ДПО
РК "КИРО", |
ежегодно реализуется не менее 20 практических модулей ДПП для педагогических работников и управленческих кадров на базе региональных стажировочных площадок, обучение в формате стажировок проходят не менее 750 педагогических работников и 150 управленческих кадров ежегодно |
апрель-декабрь 2023 года |
|
|
|
|
|
26. |
Внедрение результатов деятельности стажировочных площадок |
ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО" |
публикации в журнале "Педагогический вестник Карелии", презентация деятельности стажировочных площадок на ежегодной Эстафете педагогического мастерства "Учитель - учителю", ежегодном Форуме учителей математики Республики Карелия и других региональных мероприятиях |
апрель-декабрь 2023 года |
Обучение педагогов и управленцев региона, тьюторское и поскурсовое сопровождение программ ДПО | ||||
27. |
Сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП |
ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО" |
собраны и проанализированы запросы педагогических работников и управленческих кадров на содержание и форматы ДПП, запланирована разработка ДПП в соответствии с запросами |
апрель 2023 года |
28. |
Разработка и реализация ДПП для педагогов и управленческих кадров региона в соответствии с запросами и ведущими тематиками дополнительных профессиональных программ |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", |
разработано и включено в План-проспект ГАУ ДПО РК "КИРО" 2023 и 2024 года не менее 20 новых ДПП по ведущим тематикам, в том числе, не менее 6 ДПП, реализуемых в сетевой форме |
апрель-декабрь 2023 года |
29. |
Организация внешней региональной экспертизы ДПП, отбор ДПП для федеральной экспертизы с целью размещения в Федеральном реестре |
ЦНППМ ГАУ ДПО
РК "КИРО", |
все разработанные ДПП прошли внешнюю региональную экспертизу, не менее 3 программ размещены в Федеральном реестре |
апрель-декабрь 2023 года |
30. |
Тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр |
ЦНППМ, |
обеспечено тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр и реализуемых на базе ГАУ ДПО РК "КИРО", к деятельности в качестве тьюторов привлечено не менее 20 региональных методистов и 10 методистов ГАУ ДПО РК "КИРО" и ЦНППМ |
апрель-декабрь 2023 года |
31. |
Посткурсовое сопровождение программ ДПО |
ЦНППМ, |
поскурсовое сопровождение программ ДПО организовано во всех муниципальных образованиях РК и находит свое отражение в ИОМ педагогических работников и управленческих кадров |
апрель-декабрь 2023 года |
Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами | ||||
32. |
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, в 2023 и 2024 году |
ГАУ ДПО РК
"КИРО", ЦНППМ, региональные |
план полностью реализован. Все мероприятия находят отражение на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/srshnor |
апрель-декабрь 2023 |
Мониторинг региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия | ||||
33. |
Информационное сопровождение реализации дорожной карты по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ |
все
мероприятия находят отражение на сайте
ГАУ ДПО РК "Карельский институт
развития образования" в разделе |
апрель-декабрь 2023 года |
34. |
Определение критериев мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия |
ЦНППМ |
определены критерии мониторинга региональной системы с учетом особенностей ее формирования и развития |
апрель-март 2023 года |
35. |
Мониторинг региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия |
ЦНППМ |
проведен мониторинг региональной системы в соответствии с критериями |
май 2023 года |
36. |
Подведение итогов и анализ результатов мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ |
подведены итоги мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, размещены результаты мониторинга на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе "Система обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/smkpkp |
июнь 2023 года |
37. |
Разработка адресных рекомендаций по результатам мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ |
Разработаны
адресные рекомендации для развития
региональной системы
научно-методического сопровождения |
декабрь 2023
года |
Текст
первоначальной редакции документа
сверен по:
официальная рассылка