Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 26 апреля 2023 года N 531


О развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия


В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174",

приказываю:

1. Утвердить Положение о развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия согласно приложению 1 к приказу.

2. Утвердить Комплекс мер (дорожная карта) по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия на 2023-2024 годы согласно приложению 2 к приказу.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 15 июля 2021 года N 793 "О внедрении единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом существующей региональной системы методической поддержки педагогических работников" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2021, N 7, ст. 1843).

4. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Ж.Л. Петрову.

Министр
Р.Г.Голубев





Приложение 1 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 26 апреля 2023 года N 531


Положение о развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

1. Общие положения


1. Настоящее Положение о развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Республики Карелия.

2. Основные понятия, используемые в Положении о развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров


Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;

субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;

единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;

научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;

региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РСНМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;

центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;

региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;

тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДНО, в том числе из Федерального реестра;

методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;

педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;

профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;

профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;

индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;

стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;

непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;

неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.

3. Цель, задачи и методологическая основа создания и развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров


2. Целью РСНМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

3. Задачи РСНМС:

3.1. В области управления:

интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС;

развитие системы "горизонтальных" связей муниципальных сегментов РСНМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;

3.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:

актуализация содержания и экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования;

цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров региона;

3.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:

развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;

технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.

4. Методологической основой создания и развития РСНМС выступают следующие подходы:

системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;

личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;

ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.

4. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров


5. В состав РСНМС входят Министерство образования и спорта Республики Карелия; государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО РК "КИРО") и созданный на его базе Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ); региональный методический актив; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводский государственный университет" (далее - ПетрГУ); государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" (далее - ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж"); региональное учебно-методическое объединение (далее - РУМО), региональные методические советы; региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.); муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Петрозаводского городского округа "Центр развития образования" (далее - МАУ ДПО ЦРО); муниципальные методические службы Республики Карелия (далее - ММС); муниципальные методические объединения; методические объединения образовательных организаций.

6. Функции субъектов регионального уровня РСНМС:

6.1. Министерство образования и спорта Республики Карелия:

утверждает комплекс мер ("дорожную карту) по созданию и функционированию РСНМС;

обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РСНМС;

обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, Министерством образования и спорта Республики Карелия и ГАУ ДПО РК "КИРО", на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС.

6.2. ГАУ ДПО РК "КИРО":

обеспечивает разработку и реализацию программ дополнительного профессионального образования в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;

организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;

обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;

обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.

6.3. ЦНППМ, созданный на базе ГАУ ДПО РК "КИРО":

взаимодействие с координатором Единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования; координацию деятельности РСНМС;

организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;

организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;

организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;

координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;

организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;

организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по программам дополнительного профессионального образования;

организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;

адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.

6.4. Региональный методический актив:

посткурсовое сопровождение программ дополнительного профессионального образования;

реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;

тьюторское сопровождение программ дополнительного профессионального образования, включенных в федеральный реестр;

выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения; методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;

оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.

6.5. ПетрГУ и ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж":

участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;

участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

участвуют в разработке и экспертизе диагностических материалов для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.

6.6. РУМО:

участвует в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;

участвует в экспертизе программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.

6.7. Региональные методические советы и региональные профессиональные педагогические сообщества, включающие педагогических работников и управленческие кадры;

осуществляют методическую поддержку педагогических работников;

создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;

реализуют программы наставничества педагогических работников;

участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

7. Функции субъектов муниципального уровня РСНМС:

7.1. МАУ ДПО ЦРО и ММС

обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);

обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;

координируют методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.

Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.

7.2. Муниципальные методические объединения:

осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;

создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.

8. Функции субъектов институционального уровня РСНМС:

8.1. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников образовательной организации:

создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;

организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;

организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;

оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.

8.2. Педагогические работники, объединенных на разных основаниях:

по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию":

осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.

5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РСНМС


9. Взаимодействие субъектов РСНМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.

9.1. Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:

стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РСНМС;

координацию взаимодействия субъектов РСНМС регионального, муниципального и институционального уровней;

координацию взаимодействия деятельности региональных методистов;

оценку эффективности РСНМС, отдельных субъектов РСНМС. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках направления 1 являются:

концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;

соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);

семинары-совещания, вебинары; мониторинговые исследования и т.д.

Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются на региональном уровне:

разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);

разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;

организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;

формирование и организация деятельности регионального методического актива.

9.2. Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:

диагностику профессиональных компетенций;

проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;

совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр; реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок; внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.

Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 2 являются:

программы ДПО из Федерального реестра; программы дополнительного профессионального образования, реализуемые в сетевой форме;

программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;

иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;

процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;

единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.

Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:

на региональном и муниципальном уровне:

повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;

организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");

построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;

организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;

осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;

на уровне образовательной организации:

разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;

организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников; сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.

9.3. Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".

Механизмом взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 3 являются:

комплекс типовой организационно-методической документации; методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РСНМС; инновационные проекты (площадки); научно-практические конференции, форумы и т.д. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:

на региональном уровне:

обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);

ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);

информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;

руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;

на уровне образовательной организации: методическое обеспечение процессов обучения и воспитания; разработка учебных, научно- методических и дидактических материалов; обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;

методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;

выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;

анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;

организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.

6. Показатели эффективности развития РСНМС


10. При разработке показателей эффективности развития РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования в Республике Карелия в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности развития системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия.

При оценке эффективности развития РСНМС учитываются следующие показатели:

показатели эффективности создания и развития РСНМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:

разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РСНМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);

разработана с учетом социально-экономических условий Республики Карелия и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РСНМС (ежегодно, начиная с 2023 года).

показатели эффективности создания и развития РСНМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:

доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);

количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд образовательных организаций).

показатели эффективности создания и развития РСНМС области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:

количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);

доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).

11. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.




Приложение 2 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 26 апреля 2023 года N 531


Комплекс мер (дорожная карта) по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия на 2023-2024 годы

N

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1.

Утвержден План работы ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО" на 2023 и 2024 год

ГАУ ДПО РК "КИРО",
ЦНППМ

приказ ГАУ ДПО РК "КИРО", размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokumenty-tsentra

апрель 2023 года
январь 2024 года

2

Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, на 2023 и 2024 год

Министерство образования и спорта Республики Карелия

приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия, размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/srshnor

апрель 2023 года
февраль 2024 года

3.

Сформирован и утвержден состав второй группы региональных методистов

Министерство образования и спорта Республики Карелия

приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия, размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokurnenty-tsentra

апрель 2023 года

4.

Утверждено Положение о о создании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

Министерство образования и спорта Республики Карелия

приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия,
размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ httos://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokumenty-tsentra

апрель 2023 года

5.

Утверждена дорожная карта по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

Министерство образования и спорта Республики Карелия

приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия,
размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/dokumenty-tsentra

апрель 2023 года

6.

Заключено "Соглашение о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров" с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Петрозаводский государственный университет"

ГАУ ДПО РК "КИРО", ЦНППМ

"Соглашение о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров" между ГАУ ДПО РК "КИРО" и ФГБ ОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"

апрель 2023 года

Диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, разработка и реализация ИОМ

7.

Совершенствование диагностического комплекса для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, экспертиза диагностических материалов

ГАУ ДПО РК "КИРО",
ЦНППМ, Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж", РУМО

применение обновленного диагностического инструментария, прошедшего внешнюю экспертизу, для выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров

апрель-май 2023 года

8.

Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров

ЦНППМ,
региональные методисты

проведена диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров
не менее 2448 педагогических работников
не менее 564 управленческих кадров

май-декабрь 2023 года,
январь-декабрь 2024 года

9.

Разработка и реализация ИОМ педагогических работников и управленческих кадров

ЦНППМ,
региональные методисты

разработаны и реализованы ИОМ педагогических работников и управленческих кадров
не менее 2448 педагогических работников
не менее 564 управленческих кадров

май-декабрь 2023 года,
январь-декабрь
2024 года

Адресная поддержка педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы

10.

Адресное сопровождение молодых педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы

ЦНППМ,
региональные методисты,
МАУ ДПО ЦРО и ММС

все молодые педагоги этой категории (100%) имеют ИОМ, наставников и тьюторов

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

11.

Проведение интерактивного мероприятия для молодых педагогов Республики Карелия и их наставников "Учитель у истоков карьеры"

ЦНППМ,
региональные методические советы,
региональные профессиональные педагогические сообщества

участие в мероприятии не менее 50% молодых педагогов Республики Карелии и их наставников, трансляция эффективных практик работы с молодыми педагогами через социальные сети и сайты

октябрь 2023 года
октябрь 2024 года

12.

Включение молодых педагогов в региональные профессиональные педагогические сообщества, привлечение к участию в конкурсах педагогического мастерства (в том числе в номинации "Дебют" регионального этапа конкурса "Учитель года")

ЦНППМ,
региональные методисты,
региональные профессиональные педагогические сообщества,
региональные методические советы,
МАУ ДПО ЦРО и ММС

не менее 75% молодых педагогов состоят в профессиональных педагогических сообществах, не менее 30% принимают участие в конкурсах профессионального мастерства

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

Внедрение целевой модели наставничества

13.

Республиканский общественно-педагогический Форум "Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала"

ГАУ ДПО РК "КИРО",
ЦНППМ,
региональные методисты,
региональные профессиональные педагогические сообщества,
региональные методические советы

аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества

апрель 2023 года

14.

Выездные семинары в муниципальные районы РК по теме "Наставничество глазами учителей"

ЦНППМ,
региональные профессиональные педагогические сообщества,
региональные методические советы, ММС

аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества, проведение 4 семинаров (Олонецкий, Пряжинский, Прионежский, Кемский муниципальные районы Республики Карелия)

апрель, сентябрь 2023 года
март, сентябрь 2024 года

15.

Анализ раздела "Наставничество" на сайтах образовательных организаций региона, изучение системы работы целевой модели наставничества в образовательных организациях

ЦНППМ,
региональные методисты

разработка адресных рекомендаций образовательным организациям на основе анализа раздела "Наставничество"

май-июль 2023 года

16.

Реализация программы ПК "Школа наставничества" (подготовка наставников молодых специалистов в образовательных организациях) (программа размещена в Федеральном реестре)

ГАУ ДПО РК "КИРО",
ЦНППМ

обучение на курсах не менее 75 педагогов-наставников

апрель, октябрь 2023 года,
апрель, октябрь 2024 года

17.

Республиканская научно-практическая конференция для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы "Феномен классного наставничества: идеи прошлого в современном образовании"

ГАУ ДПО РК "КИРО",
ЦНППМ,
МАУ ДПО ЦРО

аккумулирование и трансляция эффективных практик педагогического наставничества

октябрь 2023 года

18.

Пополнение банка данных "Наставники Республики Карелия"

ЦНППМ

размещение дополненного банка данных "Наставники Республики Карелия" (наставники в общеобразовательных организациях, наставники в организациях дополнительного образования, наставники в организациях среднего профессионального образования" на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе "Наставничество" https://kiro-karelia.ru/institute/news/nastavnichestvo

ежемесячно до декабря 2024 года

Внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик

19.

Утверждение перечня региональных инновационных площадок на 2023 и 2024 год

Министерство образования и спорта Республики Карелия

Приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия, размещение документов на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе "Региональные инновационные площадки"
https://kiro-karelia.ru/activity/rip

апрель 2023 года
январь 2024 года

20.

Республиканский информационно-методический семинар по вопросам развития инновационной инфраструктуры в системе образования Республики Карелия

ГАУ ДПО РК "КИРО",
Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж"

Презентация новых инновационных проектов, планов работы региональных инновационных площадок на 2023 г. и 2024 г.
Не менее 8 площадок в 2023 и 10 площадок в 2024 году

апрель 2023 года,
февраль 2024 года

21.

Научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок, анализ результатов реализации проектов, экспертиза и внедрение результатов инновационной деятельности в практику работы образовательных организаций

ГАУ ДПО РК "КИРО",
Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж"

Создание банка успешных инновационных практик, публикации в журнале "Педагогический вестник Карелии", представление результатов инновационной деятельности на региональных и федеральных мероприятиях

апрель-декабрь 2023 года
февраль-декабрь 2024 года

22.

Внедрение результатов инновационной деятельности в содержание дополнительных профессиональных программ

ГАУ ДПО РК "КИРО",
Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж"

разработка программ повышения квалификации на основе результатов инновационной деятельности образовательных организаций региона (не менее 4 программ за два года), размещение программ в Федеральном реестре

апрель-декабрь 2023 года
февраль-декабрь 2024 года

23.

Прием заявок на признание образовательных организаций Республики Карелия инновационными площадками

ГАУ ДПО РК "КИРО"

участие в конкурсе не менее 15 образовательных организаций в 2023 году и не менее 15 образовательных организаций в 2024 году

сентябрь 2023 года
сентябрь 2024 года

Проведение стажировок педагогов и управленцев

24.

Формирование и ведение реестра стажировочных площадок

ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО"

размещение реестра стажировочных площадок на сайте ГАУ ДПО РК "КИРО" в разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm/stazhirovochnye-ploshchadki-tsentra

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

25.

Реализация практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок, в том числе, школьных центров "Точка роста" и школьных Кванториумов

ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО",
региональные методисты

ежегодно реализуется не менее 20 практических модулей ДПП для педагогических работников и управленческих кадров на базе региональных стажировочных площадок, обучение в формате стажировок проходят не менее 750 педагогических работников и 150 управленческих кадров ежегодно

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024, в соответствии с планом - проспектом ГАУ ДПО РК "КИРО"

26.

Внедрение результатов деятельности стажировочных площадок

ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО"

публикации в журнале "Педагогический вестник Карелии", презентация деятельности стажировочных площадок на ежегодной Эстафете педагогического мастерства "Учитель - учителю", ежегодном Форуме учителей математики Республики Карелия и других региональных мероприятиях

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года, в соответствии с планом ЦНППМ (раздел "Региональные мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников)

Обучение педагогов и управленцев региона, тьюторское и поскурсовое сопровождение программ ДПО

27.

Сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП

ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО"

собраны и проанализированы запросы педагогических работников и управленческих кадров на содержание и форматы ДПП, запланирована разработка ДПП в соответствии с запросами

апрель 2023 года

28.

Разработка и реализация ДПП для педагогов и управленческих кадров региона в соответствии с запросами и ведущими тематиками дополнительных профессиональных программ

ГАУ ДПО РК "КИРО",
Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж"

разработано и включено в План-проспект ГАУ ДПО РК "КИРО" 2023 и 2024 года не менее 20 новых ДПП по ведущим тематикам, в том числе, не менее 6 ДПП, реализуемых в сетевой форме

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года, в соответствии с планом - проспектом ГАУ ДПО РК "КИРО"

29.

Организация внешней региональной экспертизы ДПП, отбор ДПП для федеральной экспертизы с целью размещения в Федеральном реестре

ЦНППМ ГАУ ДПО РК "КИРО",
Петр ГУ,
ГАПОУ РК "Петрозаводский педагогический колледж",
РУМО

все разработанные ДПП прошли внешнюю региональную экспертизу, не менее 3 программ размещены в Федеральном реестре

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

30.

Тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр

ЦНППМ,
региональные методисты

обеспечено тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр и реализуемых на базе ГАУ ДПО РК "КИРО", к деятельности в качестве тьюторов привлечено не менее 20 региональных методистов и 10 методистов ГАУ ДПО РК "КИРО" и ЦНППМ

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

31.

Посткурсовое сопровождение программ ДПО

ЦНППМ,
региональные методисты, ММС

поскурсовое сопровождение программ ДПО организовано во всех муниципальных образованиях РК и находит свое отражение в ИОМ педагогических работников и управленческих кадров

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами

32.

Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, в 2023 и 2024 году

ГАУ ДПО РК "КИРО", ЦНППМ, региональные
методисты,
региональные профессиональные педагогические сообщества,
региональные методические советы,
ММС

план полностью реализован. Все мероприятия находят отражение на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе "Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/srshnor

апрель-декабрь 2023
январь-декабрь 2024

Мониторинг региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

33.

Информационное сопровождение реализации дорожной карты по развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

ЦНППМ

все мероприятия находят отражение на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе
"Система обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/smkpkp и разделе ЦНППМ https://kiro-karelia.ru/structure/snppm

апрель-декабрь 2023 года
январь-декабрь 2024 года

34.

Определение критериев мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

ЦНППМ

определены критерии мониторинга региональной системы с учетом особенностей ее формирования и развития

апрель-март 2023 года

35.

Мониторинг региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Карелия

ЦНППМ

проведен мониторинг региональной системы в соответствии с критериями

май 2023 года
ноябрь 2023 года
май 2024 года
ноябрь 2024 года

36.

Подведение итогов и анализ результатов мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

ЦНППМ

подведены итоги мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, размещены результаты мониторинга на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе "Система обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/smkpkp

июнь 2023 года
декабрь 2023 года
июнь 2024 года
декабрь 2024 года

37.

Разработка адресных рекомендаций по результатам мониторинга региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

ЦНППМ

Разработаны адресные рекомендации для развития региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров, размещены на сайте ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в разделе
"Система обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров" https://kiro-karelia.ru/activity/rsoko/smkpkp

декабрь 2023 года
декабрь 2024 года





Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ