ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 марта 2023 года N 185р-П
[Об утверждении Программы по защите прав
потребителей в Республике Карелия на
2023-2026 годы]
(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П)
В соответствии с Законом
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
N 2300-I "О защите прав потребителей" и
подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений
Президента Российской Федерации по
итогам заседания президиума
Государственного совета Российской
Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС
утвердить прилагаемую Программу по
защите прав потребителей в Республике
Карелия на 2023-2026 годы.
Глава Республики Карелия
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 2 марта 2023 года N 185р-П
ПРОГРАММА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В
РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ НА 2023-2026 ГОДЫ
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П)
Паспорт Программы по защите прав
потребителей в Республике Карелия на
2023-2026 годы
Ответственный исполнитель программы |
Министерство промышленности и торговли Республики Карелия (далее - Минпромторг РК) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П) | |
Участники программы |
Минпромторг РК, Министерство экономического развития Республики Карелия (далее - Минэкономразвития РК), Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее - Минсельхоз РК), Министерство здравоохранения Республики Карелия (далее - Минздрав РК), Министерство культуры Республики Карелия (далее - Минкультуры РК), Министерство образования и спорта Республики Карелия (далее - Минобразования РК), Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам), Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК), Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по РК) (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по РК) (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление Роспотребнадзора по РК) (по согласованию), Инспекция по Республике Карелия и Мурманской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Инспекция по РК и МО Росстандарта) (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (далее - ТО Росздравнадзора по РК) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК") (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее - Управление Роскомнадзора по РК) (по согласованию), Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление Россельхознадзора) (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П) | |
Цель программы |
развитие в Республике Карелия системы обеспечения прав потребителей, направленной на минимизацию риска нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи программы |
дальнейшее формирование и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей; повышение уровня правовой грамотности населения, формирование навыков рационального потребительского поведения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; оказание содействия органам местного самоуправления и общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг; обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей |
Целевые показатели реализации программы |
количество муниципальных образований в Республике Карелия, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей; количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленных на повышение потребительской грамотности; количество граждан и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тыс. чел.; количество обращений потребителей, связанных с нарушением их прав |
Сроки реализации программы |
2023-2026 годы |
Ресурсное обеспечение программы |
реализация мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и участников Программы по защите прав потребителей в Республике Карелия на 2023-2026 годы (далее - Программа) |
Ожидаемые результаты реализации программы |
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и обеспечение комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности потребителей за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей |
I. Характеристика текущего состояния
сферы обеспечения прав потребителей
В настоящее время вопросам защиты
прав потребителей уделяется повышенное
внимание как на уровне Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, так и на уровне
Правительства Республики Карелия.
В Республике Карелия реализация
мероприятий, направленных на создание
условий для эффективной и доступной
защиты прав потребителей,
осуществляется территориальными
органами федеральных органов
исполнительной власти в Республике
Карелия, исполнительными органами
Республики Карелия, органами местного
самоуправления и общественными
организациями в рамках деятельности
Комиссии по защите прав потребителей при
Главе Республики Карелия.
Как показывает сложившаяся
практика, одной из основных причин,
порождающей нарушения прав
потребителей, является недостаточная
правовая грамотность населения
Республики Карелия и хозяйствующих
субъектов. В связи с этим важнейшим
направлением деятельности в рамках
функционирования региональной системы
защиты прав потребителей и наиболее
эффективным методом борьбы с
правонарушениями на потребительском
рынке является применение мер
превентивного характера, направленных в
первую очередь на повышение правовой
грамотности и информированности
потребителей об их правах и механизмах
защиты этих прав. Для достижения
положительного эффекта такая работа
проводится не только с потребителями, но
и с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими деятельность на
потребительском рынке Республики
Карелия.
По информации Управления
Роспотребнадзора по РК, в целях
применения мер превентивного характера,
направленных на предупреждение и
минимизацию нарушений прав
потребителей, в том числе за счет
повышения правовой грамотности
населения и информированности
потребителей по вопросам защиты их прав,
в 2021 году им размещены в средствах
массовой информации 127 публикаций по
вопросам защиты прав потребителей, в том
числе 116 - в
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, проведено 43
профилактических мероприятия, 15 горячих
линий. В последние годы Управлением
Роспотребнадзора по РК также проводятся
тематические телефонные горячие линии
по определенной тематике. В ходе
вышеуказанных мероприятий потребителям
дано 807 консультаций.
В г. Петрозаводске на базе ФБУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в РК"
работает консультационный центр по
вопросам защиты прав потребителей. Его
структурные подразделения -
консультационные пункты - созданы в г.
Сегеже, Кеми, Костомукше. В
консультационном центре и
консультационных пунктах
осуществляется консультирование
граждан по вопросам защиты прав
потребителей, оказывается помощь в
составлении претензий, а также готовятся
иски в суд.
Законодательство Российской
Федерации позволяет защищать права
потребителей как в досудебном
(претензионном), так и в судебном
порядке.
В 2021 году, по информации Управления
Роспотребнадзора по РК, им было
направлено в суд 100 заключений по делам о
защите прав потребителей (в 2020 году - 106),
из них по делам о защите прав
потребителей в сфере розничной торговли
- 46%, сфере услуг - 54%. Значительную долю
занимают заключения в области защиты
прав потребителей жилищно-коммунальных
услуг - 12%, бытового обслуживания
населения - 10%, туристских и транспортных
услуг - 6%.
Управлением Роспотребнадзора по РК
в 2021 году подано 9 исковых заявлений в суд
о защите прав конкретных потребителей,
из них 3 иска - в сфере розничной торговли,
6 - в сфере услуг.
В Управлении Роспотребнадзора по
РК продолжает работать общественная
приемная по вопросам защиты прав
потребителей, в которую обращаются
жители республики.
Обучающиеся в общеобразовательных
организациях знакомятся с основами
потребительских знаний и
потребительской культурой в рамках
учебных предметов "Обществознание",
"Экономика" и "Основы безопасности
жизнедеятельности". В профессиональных
образовательных организациях
проводятся тематические
потребительские уроки-практикумы,
беседы, тренинги, факультативные
занятия, лекции по актуальным аспектам
защиты прав потребителей.
Одним из сдерживающих факторов
развития региональной системы защиты
прав потребителей является низкий
уровень вовлеченности органов местного
самоуправления в реализацию
мероприятий, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
N 2300-I "О защите прав потребителей".
Исполнение Программы, направленной
на продолжение работы в сфере защиты
прав потребителей на территории
Республики Карелия, позволит обеспечить
сбалансированную защиту интересов
потребителей Республики Карелия, в том
числе за счет ее активизации на
муниципальном уровне, и будет
способствовать повышению социальной
защищенности населения Республики
Карелия.
II. Методика оценки эффективности
Программы
Оценка эффективности реализации
Программы осуществляется ответственным
исполнителем Программы ежегодно по
итогам выполнения целевых показателей
реализации Программы (далее - целевой
показатель), которые приведены в
приложении 1 к Программе. Выполнение
целевых показателей оценивается
следующим образом:
1) на первом этапе оценивается
степень выполнения запланированного
значения целевого показателя (Иi),
которая рассчитывается по следующей
формуле:
Иi = Фi x 100% / Пi,
где:
Фi - фактическое значение i-го
целевого показателя;
Пi - запланированное значение i-го
целевого показателя;
2) на втором этапе определяется
показатель эффективности реализации
Программы (П), который рассчитывается по
следующей формуле:
где:
n - количество целевых показателей.
На основе проведенной оценки
выполнения целевых показателей могут
быть сделаны следующие выводы:
реализация Программы признается
эффективной, в случае если показатель
эффективности реализации Программы
составляет более 85%;
реализация Программы признается
недостаточно эффективной, в случае если
показатель эффективности реализации
Программы составляет от 85 до 65%;
реализация Программы признается
низкой, в случае если показатель
эффективности реализации Программы
составляет менее 65%.
III. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы
приведен в приложении 2 к Программе.
IV. Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы
осуществляется ответственным
исполнителем Программы.
Ответственный исполнитель
Программы:
готовит и вносит в установленном
порядке на рассмотрение в Правительство
Республики Карелия предложения о
внесении изменений в Программу;
готовит отчет о ходе реализации
Программы и совместно с соисполнителями
ежегодно до 1 мая года, следующего за
отчетным, размещает его в
информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
Участники Программы направляют
ответственному исполнителю ежегодно до
31 марта года, следующего за отчетным,
информацию для включения в отчет о ходе
реализации Программы.
Приложение 1
к Программе
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
N п/п |
Наименование целевого показателя реализации Программы |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1. |
Количество муниципальных образований в Республике Карелия, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
7 |
7 |
7 |
7 |
2. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
80 |
85 |
90 |
95 |
3. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
478 |
480 |
492 |
504 |
4. |
Количество граждан и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тыс. чел. |
ед. |
133 |
134 |
135 |
136 |
5. |
Количество обращений потребителей, связанных с нарушением их прав |
ед. |
2900 |
2875 |
2850 |
2825 |
Приложение 2
к Программе
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(в
ред. Распоряжения Правительства
Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П)
N п/п |
Мероприятие |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
I. Укрепление системы обеспечения прав потребителей | ||
1. |
Проведение заседаний Комиссии по защите прав потребителей при Главе Республики Карелия |
Минпромторг РК |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П) | ||
2. |
Подготовка ежегодного доклада о защите прав потребителей в Республике Карелия |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
3. |
Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
4. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
II. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей | ||
5. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, горячих телефонных линий, организация информационных стендов |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Минпромторг РК, Минэкономразвития РК, Минобразования РК, Минстрой РК, Минкультуры РК, Минсельхоз РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П) | ||
6. |
Разработка, тиражирование и распространение информационно-справочных и методических материалов, брошюр, плакатов, учебных пособий по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
7. |
Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности, среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров |
Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию) |
8. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций об основах потребительских знаний |
Минобразования РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
9. |
Организация и проведение семинаров для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), УФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
10. |
Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий |
УФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по ценам и тарифам |
11. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта) |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минкультуры РК, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
III. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей | ||
12. |
Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минстрой РК, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
13. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию) |
14. |
Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минздрав РК, МВД по РК (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию) |
15. |
Проведение мероприятий по пресечению органами внутренних дел правонарушений, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
МВД по РК (по согласованию) |
16. |
Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Минстрой РК |
17. |
Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
18. |
Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами |
Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору |
19. |
Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
IV. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей | ||
20. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию) |
21. |
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках |
Минсельхоз РК |
22. |
Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
Минздрав РК |
23. |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
V. Совершенствование механизмов обеспечения прав потребителей | ||
24. |
Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей |
Минэкономразвития РК, Минсельхоз РК, Минздрав РК, Минкультуры РК, Минобразования РК, Минпромторг РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Минстрой РК, МВД по РК (по согласованию), УФАС по РК (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.10.2024 N 1257р-П) |
Ссылается на