Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 11 июля 2022 года N 841


Об утверждении концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2022-2025 годы и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2022-2025 годы


В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 10 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования",

приказываю:

1. Утвердить Концепцию развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2022-2025 годы согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2022-2025 годы согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3 Признать утратившим силу приказ Министерства образования и спорта Республики Карелия от 16 марта 2021 г. N 237 "Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2021-2025 годы и Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2021-2025 годы".

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Министр
Р.Г.Голубев





Приложение 1 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 11 июля 2022 года N 841


Концепция развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия до 2025 года

1. Общие положения


Настоящая Концепция развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи и направления деятельности, способствующие формированию у подростков одной из важнейших ключевых компетентностей - профориентационной, и представляет систему актуальных мер и механизмов для создания в образовательных организациях профориентационного пространства, направленного на формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Актуальность разработки Концепции обусловлена формированием у обучающегося готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознанию требований к профессии/специальности, а также качественным формированием трудовых ресурсов и их использованием в интересах социально-экономического развития Республики Карелия с учетом запросов рынка труда.

Создание непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является важной задачей современного образования и общества, что отражено в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации:

- Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;

- Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в части построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- Региональном проекте "Успех каждого ребенка" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

Предметом Концепции является система деятельности по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Республики Карелия.

2. Основные понятия и определения, используемые в Концепции


В Концепции применяются следующие основные термины и понятия:

профессиональная ориентация - это проведение комплекса специальных мер содействия обучающемуся в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его личных способностей и интересов, социально-экономической ситуации на рынке труда;

система профессиональной ориентации - это совокупность органов исполнительной власти, государственных органов, государственных, негосударственных и общественных организаций, работодателей, институтов гражданского общества, включая семью, деятельность которых направлена на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения обучающихся в интересах личности и общества в целом;

координация деятельности по профессиональной ориентации - согласование действий субъектов системы профессиональной ориентации;

профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, предполагает выбор профессиональной карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей;

профессиональная карьера - профессиональный путь личности, на котором он осознанно и ответственно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками, ценностными ориентациями и социальным опытом осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения этой профессиональной деятельности, а также связанных с ней других социальных ролей, что обеспечивает наиболее полную самореализацию человека.

3. Направления профессиональной ориентации


Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями предприятий в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий/специальностей, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация - оказание помощи обучающемуся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающемуся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям;

профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности обучающегося к конкретной профессии;

профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующая профессиональному становлению обучающегося, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

4. Актуальность разработки Концепции


В настоящее время в Республике Карелия проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в экономику, что способствует развитию и модернизации ведущих отраслей экономики, открытию новых производств и созданию современных, квалифицированных рабочих мест.

Вопросы обеспечения новых и модернизируемых рабочих мест кадрами соответствующей квалификации на основе межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон рынка труда выходят на первый план. В данный процесс вовлечены органы исполнительной власти Республики Карелия, государственное казенное учреждение Республика Карелия "Центр занятости населения Республики Карелия", профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации; Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Карелия, предприятия и организации различных отраслей экономики Республики Карелия, общественные организации и другие, ответственные за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство обучающихся.

Таким образом, на ситуацию с обеспечением трудовыми ресурсами реального сектора экономики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение обучающегося, как основной элемент формирования трудового потенциала населения. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, особую актуальность приобретают следующие вопросы:

формирование современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появление новых профессий и специальностей, изменение содержания и условий труда традиционных профессий;

исследование перспективных потребностей рынка труда;

обеспечение эффективной политики занятости населения;

развитие профессиональной и территориальной мобильности обучающихся, готовность к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;

повышение престижа рабочих профессий;

укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

Профессиональная ориентация должна не только помогать обучающимся в выборе профессии/специальности, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

5. Цель, задачи и принципы Концепции


Целью Концепции является содействие самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на основе совершенствования гибкой системы межведомственного взаимодействия образовательных организаций с сетевыми партнерами для обеспечения востребованными кадрами экономики Республики Карелия, формирование и развитие определенных профориентационных компетенций.

На достижение цели направлено решение следующих приоритетных взаимосвязанных целевых задач:

организация и проведение работы по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;

сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;

осуществление работы по проведению ранней профориентации обучающихся;

сопровождение профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);

осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
осуществление взаимодействия образовательных организаций с предприятиями Республики Карелия;

содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;

обеспечение потребности предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия, кадрами, с учетом потребностей рынка труда;

развитие конкурсного движения профориентационной направленности.

Концепция основывается на следующих принципах:

научной обоснованности, предполагающий обязательность теоретико-методологического обоснования любых направлений профориентационной работы;

единства, предполагающий согласованность различных подходов, направлений и методов работы в территориальной или локальной системах сопровождения профессионального самоопределения;

целостности, требующий рассматривать профессиональное самоопределение обучающихся в контексте их жизненного и личностного самоопределения;

системности, предполагающий приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения и др.);

открытости и социального партнерства, требующий активного включения в деятельность систем сопровождения профессионального самоопределения всех заинтересованных субъектов: обучающихся и их родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей, представителей общественных организаций, средств массовой информации, органов исполнительной власти, органов муниципального самоуправления, и организация их диалога и взаимодействия на локальном, муниципальном, региональном уровнях;

непрерывности и последовательности, предполагающий учет постепенного и продолжительного характера формирования субъекта профессионального самоопределения, развития его профориентационно значимых качеств;

позитивности, предполагающий использование творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации профориентационной деятельности, особенно массовых и групповых форм работы.

6. Субъекты реализации Концепции


Субъектами реализации Концепции являются:

обучающиеся образовательных организаций, расположенных на территории Республики Карелия;

педагогические работники образовательных организаций, расположенных на территории Республики Карелия, в том числе профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования;

органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования в Республике Карелия, предприятия Республики Карелия, профессиональные сообщества.

7. Состояние системы профориентационного сопровождения обучающихся в Республике Карелия


В Республике Карелия сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации обучающихся.

С 2017 года Министерством образования Республики Карелия, федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования "Петрозаводский государственный университет", Управлением труда и занятости Республики Карелия, государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" ежегодно проводится республиканский профориентационный урок "Живи, учись и работай в Карелии" с использованием инструментария Интернет-портала "Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!". Ставшая традиционной, профориентационная акция признана уникальным опытом Республики Карелия, которая способствует формированию будущего кадрового потенциала региона. Агентство стратегических инициатив признало республиканский опыт лучшей практикой для социально-экономического развития российских регионов и рекомендовало его для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.

С 2017 года на территории Республики Карелия проводится региональный чемпионат по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы Карелии" (WorldSkills Russia), основной целью которого является развитие профессионального образования в соответствии со стандартами WorldSkills для обеспечения экономики Республики Карелия квалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии региона. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему профессионального образования лучших международных практик и напрямую влияют на будущую карьеру молодых профессионалов.

В Республике Карелия функционируют 17 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых обучаются 15298 студентов и работают 855 педагогических работников.

Большинство программ подготовки рабочих и специалистов вошли в справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

В 2022 году Республика Карелия прошла конкурсный отбор на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию пилотного Федерального проекта Министерства просвещения Российской Федерации "Профессионалитет". Субсидии получили государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Северный колледж" (г. Сегежа) и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Петрозаводский автотранспортный техникум".

Арктический образовательно-производственный кластер создадут в городе Сегеже на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Северный колледж". Уникальные практико-ориентированные образовательные модули разрабатываются для подготовки сварщиков, слесарей, токарей и мастеров слесарных работ. Опорным работодателем учреждения станет Акционерное общество "Сегежский ЦБК".

Образовательно-производственный центр (кластер) Республики Карелия "САМПО" создадут в городе Петрозаводске на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Петрозаводский автотранспортный техникум", где будут готовить специалистов по 12 направлениям. Опорным работодателем учреждения станет Онежский судостроительно-судоремонтный завод.

Федеральный проект "Профессионалитет" будет реализован в сотрудничестве с ведущими предприятиями Карелии. АО "Сегежский ЦБК" - один из лидеров по производству мешочной бумаги, на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе ведется строительство первой в России цифровой верфи.

Важнейшим направлением работы в рамках профориентации является реализация профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательные организации Республики Карелия проводят множество мероприятий, направленных на профориентацию школьников: классные часы, уроки-беседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях. Проводятся занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8-9-х классов: "Я и профессия", "Твоя профессиональная перспектива", "Основы выбора профессии", "Выбор профиля обучения" и др.

Новый импульс в развитии профориентационной работы со школьниками дали региональные проекты: "Цифровая образовательная среда"; "Современная школа"; "Успех каждого ребенка"; "Молодые профессионалы".

Так, в Республике Карелия с 2019 года в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" организуется проведение открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОрия", направленных на раннюю профориентацию (далее - уроки "ПроеКТОрия").

Открытые онлайн-уроки "ПроеКТОрия" проводятся с использованием интерактивной цифровой платформы, которая представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.

Спикерами уроков "ПроеКТОрия" становятся ведущие эксперты и лидеры индустрий, лучшие педагоги страны и школьники, мотивированные для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.

Уроки "ПроеКТОрия" нацелены на знакомство обучающихся с передовыми индустриями и перспективными профессиями, достижениями отечественной науки и экономики.

Общее число участников уроков "ПроеКТОрия": 2019 год - 22 400 человек, 2020 год - 27 200 человек, планы 2021 года - 21 400 человек.

В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в республике функционирует Детский Технопарк Кванториум "Сампо", в мероприятиях которого принимают участие более 4300 обучающихся (800 обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности, 3500 участников мероприятий по техническому творчеству).

Также в Республике Карелия с 2019 года в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" организуется реализация проекта "Билет в будущее" (в 2020 году реализация не предусмотрена).

Проект "Билет в будущее" реализуется с использованием интернет-платформы, на которой ребенок может пройти онлайн-диагностику в виде тестов (60 тестов) и интерактивных игр, помогающих определить профессиональные интересы и склонности, оценить осведомленность о мире профессий, выявить свои сильные стороны и зоны развития.

Все тесты разработаны на основе доказанных научных теорий в области психологии и профориентации, опираются на труды отечественных и зарубежных ученых и прошли предварительную апробацию. Результаты тестирования ребенка доступны родителям в их личном кабинете. Второй этап - практические занятия, состоящие из мастер-классов, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.

Мероприятия могут быть разного уровня сложности и длительности, проводится очно и в онлайн-формате, при этом доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Родители согласовывают участие ребенка в мероприятии. По итогу прохождения онлайн-диагностики и практической части ребенок получает рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории. Результаты онлайн-диагностики появляются в личном кабинете сразу после прохождения, рекомендации о дальнейших шагах - после прохождения профессиональных проб (предложения по выбору дополнительных общеобразовательных программ, участию в олимпиадах; выбор профессиональных образовательных организаций и курсов подготовки; описание карьерных траекторий и т.д.).

В 2019 году в мероприятиях данного проекта приняли участие 60 обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия "Карельский кадетский корпус имени Александра Невского" и государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия "Специализированная школа искусств", в 2021 году планируется 2 389 человек.
В 2020 году в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" на базе муниципальных школ республики созданы Центры образования "Точка роста", оснащенные современным технологическим оборудованием (интерактивные доски, 3D-принтеры с расходными материалами, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры и конструкторы, планшеты, фотоаппараты и др.).
Дети имеют возможность осваивать как основные, так и дополнительные образовательные программы самой различной направленности: конструирование, шахматы, видео- и фотосъемка, полеты на беспилотниках, оказание первой медицинской помощи.
С помощью "Точки роста" ребенок познает большой спектр профессий и имеет возможность попробовать себя в той или иной сфере и получает рекомендации по профессиональному самоопределению.

8. Основные направления реализации Концепции


1. Нормативное правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство.

Цель - создание единой системы сопровождения профессионального самоопределения для всех уровней образования, обладающей признаками непрерывности и преемственности.

Основные задачи:

разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения в целевой сфере на всех уровнях управления;

обеспечение равных возможностей при получении профориентационной услуги (независимо от места проживания, типа школы и т.д.);

разработка, апробация и внедрение институциональных форм, моделей и механизмов согласования кадровой и молодежной политики межведомственного взаимодействия, многостороннего социального партнерства в решении профориентационных задач;

формирование комплексных региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения; разработка соответствующих пакетов документов регионального, муниципального и локального уровней;

разработка и внедрение критериев, показателей и технологии управленческого мониторинга результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения на региональном, муниципальном, локальном уровнях.

2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся.

Цель - проектирование институциональных форматов, обеспечивающих оптимальную концентрацию профориентационных ресурсов общего пользования в территориях.

Основные задачи:

изучение опыта и определение условий эффективности деятельности специализированных организаций различного типа (в т.ч. негосударственных), оказывающих услуги в целевой области;

разработка и внедрение механизмов интеграции негосударственных профориентационных организаций в региональные системы сопровождения профессионального самоопределения;

формирование и развитие единой межрегиональной информационной (информационно-методической) базы по всем аспектам сопровождения профессионального самоопределения.

3. Научное, программное и учебно-методическое обеспечение.

Цель - обеспечение сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.

Основные задачи:

разработка рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;

уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования в условиях действующего федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ОО);

разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням) и на этой основе - создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов;

разработка комплексных и локальных моделей, программ и методик психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательных организациях различного типа, основанных на современных научных подходах и отвечающих актуальным требованиям к результатам профориентационной деятельности;

разработка содержания и методического обеспечения практико-ориентированного компонента сопровождения профессионального самоопределения (ориентационные практико-ориентированные проекты, профессиональные пробы, профориентационные мастер-классы и др.);

формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодежи, обучающейся в образовательных организациях различных типов;

формирование системы "образовательного хэнд-хантинга" ("hand-hunting") - системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в том числе техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования;

поиск и отбор лучших практик, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах работы с детьми и молодежью в системе непрерывного образования и на этой основе создание единой технологии профориентационной работы, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

разработка подходов и методик работы по сопровождению профессионального самоопределения особых категорий обучающихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты);

разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования.

4. Кадровое обеспечение.

Цель - создание условий для введения в перспективе должности специалиста по сопровождению самоопределения в образовательный процесс каждой из образовательных организаций (в формате штатной единицы или на основе аутсорсинга).

Основные задачи:

разработка профессионального стандарта по виду деятельности "профориентационное сопровождение профессионального самоопределения" и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);

формирование и развитие региональных систем подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций, а также системы сертификации соответствующих кадров;

разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;

создание системы условий для привлечения внешних экспертов (специалистов центров профориентации, представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных организациях республики.

9. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия


В системе развития региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся можно выделить следующие уровни: региональный; муниципальный; институциональный; индивидуальный.

Региональный уровень подразумевает:

разработку и совершенствование нормативной базы по профориентационному сопровождению обучающихся;

повышение квалификации педагогических работников, работающих по данному направлению;

анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии дополнительного образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности;

организацию научно-методического обеспечения работы по профориентационному сопровождению обучающихся;

финансовое обеспечение профориентационного сопровождения обучающихся.

Муниципальный уровень предусматривает:

разработку и реализацию муниципальных составляющих развития дополнительного образования, нацеленного на профориентационное сопровождение обучающихся.

Институциональный уровень предусматривает:

создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования, ориентированного на профориентационное сопровождение обучающихся;

стимулирование образовательной и педагогической деятельности.

Индивидуальный уровень предусматривает:

проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;

проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений, на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных достижений и причин невысоких образовательных результатов (при наличии).

Основной задачей межведомственного взаимодействия по профориентационному сопровождению обучающихся является обеспечение системного подхода к участию детей и молодежи в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на профориентацию и расширение возможностей для их самореализации.

Для достижения целей и задач Концепции необходимо организовать тесное межведомственное сотрудничество органов исполнительной власти Республики Карелия, союз работодателей, кадровых агентств, муниципальных органов власти для проведения анализа, выявления тенденций и динамики развития рынка труда Республики Карелия; разработки прогноза баланса трудовых ресурсов; организации и оказания государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы (содействие молодежи в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и др.); организационно-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования на всех уровнях общего и профессионального образования.

Взаимодействие субъектов представляет собой обмен ресурсами, необходимыми для функционирования системы профессиональной ориентации обучающихся. Ресурсы могут быть организационные, финансовые, интеллектуальные (в том числе информационные), материально-технические и др.

10. Основные показатели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

1.

Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации

Доля обучающихся 9 классов, прошедших диагностику готовности по профессиональному самоопределению, %

2.

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных образовательными программами/курсами, направленными на профессиональное самоопределение, %

3.

Учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне

Доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне, от общего числа выпускников 11 классов, %

4.

Учет обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения

Доля обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации;
доля обучающихся, поступивших в образовательные организации высшего образования по профилю обучения, %

5.

Проведение ранней профориентации обучающихся

Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных образовательными программами/курсами, направленными на профессиональное самоопределение, %;
Доля обучающихся 8-9 классов, охваченных информационными, практико-ориентированными мероприятиями, направленными на профессиональное самоопределение, %;
Доля обучающихся 6-11 классов, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в том числе в рамках программы "Билет в будущее", %;
Численность детей, принявших участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", направленных на раннюю профориентацию, чел.

6.

Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ

Численность обучающихся 9, 11 классов, из числа лиц с ОВЗ, инвалидов, детей-инвалидов, охваченных профориентационной работой, чел.;
Численность обучающихся с ОВЗ 9, 10, 11, 12 классов, профессионально самоопределившихся в соответствии со своими психофизическими особенностями и возможностями, чел.

7.

Осуществление взаимодействия образовательных организаций с предприятиями Республики Карелия

Доля образовательных организаций, осуществляющих взаимодействие с предприятиями в рамках соглашений/договоров о сотрудничестве, договоров о сетевом взаимодействии / о сетевой форме реализации образовательных программ, %

8.

Взаимодействие с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных в рамках социального партнерства школ и профессиональными образовательными организациями и (или) образовательными организациями высшего образования, от общего числа обучающихся, %

9.

Соответствие профессиональных предпочтений обучающихся потребностям рынка труда

Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся после окончания обучения по профилю обучения, %

10.

Учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности

Численность обучающихся 8-11 классов, участвующих в конкурсах профориентационной направленности, чел.


11. Методы сбора и обработки информации


Основными методами сбора и обработки информации о реализации концепции с учетом целей и задач являются:

анализ документов, нормативных актов, предоставляемых органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями Республики Карелия, в отношении качества их исполнения и достаточности для решения имеющейся проблемы (анализ проводится, как правило, в отношении документов, размещенных на официальных сайтах: положения, приказы, распоряжения, отчеты и др.);

опрос (интервьюирование) как метод сбора информации, предусматривающий непосредственное взаимодействие с респондентом;

анализ содержания информационных ресурсов (оценка доступности, возможности дополнения, удобства использования).

По итогам проведения мониторинга региональных показателей проводится анализ результатов мониторинга региональных показателей и ведется работа по принятию мер и управленческих решений, подготовке методических рекомендаций для различных целевых групп и категорий, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия.

В рамках реализации Концепции применяются разнообразные методы обработки данных:

группировка - это метод разделения совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами;

классификация - это метод разделения множества объектов по определенному основанию, что позволит представить всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о ее объектах;

обобщение - это метод позволяет сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо, сформулировать прогнозы будущих изменений;

сопоставление - это метод сравнения объектов (явлений, идей, результатов мониторинга и т.д.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

12. Этапы реализации Концепции


Реализация Концепции предполагается в II этапа:

I этап - 2022 год;

II этап - 2023-2025 годы.

I этап предусматривает создание основных механизмов и принятие сопутствующих нормативных документов по реализации Концепции.

II этап нацелен на выстраивание целостной системы работы по реализации комплекса мер, направленных на развитие региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся Республики Карелия, отвечающей современным требованиям.

Начиная с I этапа Министерством образования и спорта Республики Карелия, органами исполнительной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления Республики Карелия обеспечивается проведение постоянного мониторинга реализации Концепции и оценка ее эффективности в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.

13. Ожидаемые результаты реализации Концепции


Результатом совершенствования системы профессиональной ориентации является подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению.

Реализация настоящей Концепции направлена на:

совершенствование системы профессиональной ориентации на всех уровнях образования, способствующая обеспечению востребованными кадрами экономики Республики Карелия;

создание условий функционирования открытой и доступной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, от профориентации до имеющихся вакансий трудоустройства обучающихся;

совершенствование сетевого взаимодействия организаций общего, дополнительного, профессионального образования с предприятиями региона;

проведение работы по оказанию психолого-педагогической и консультационной помощи родителям и обучающимся по их профессиональному самоопределению;

создание условий для развития профориентационной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью;

введение в мир профессий, включая профессии будущего и профессиональное самоопределение, через включение в планы учебно-воспитательной работы образовательной организации профориентационных мероприятий, способствующих самоопределению обучающихся в регионе проживания;

усиление работы по реализации проектов ранней профессиональной ориентации обучающихся на основе использования ресурсов современных цифровых платформ "Билет в будущее" и "Проектория".




Приложение 2 к приказу
Министерства образования и спорта
Республики Карелия
от 11 июля 2022 года N 841


План мероприятий ("дорожная карта") по реализации концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся Республики Карелия на 2022-2025 годы

N

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Субъекты, координирующие и осуществляющие деятельность по профессиональной ориентации

1.

Формирование общих представлений о современных профессиях, развитие интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
Образовательные организации Республики Карелия

2.

Вовлечение учащихся в активное познание мира профессий, в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
Образовательные организации Республики Карелия

3.

Организация просветительской работы с родителями обучающихся по вопросам профессионального самоопределения

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
Образовательные организации Республики Карелия

4.

Информирование обучающихся образовательных организаций по вопросам:
- востребованности кадров на региональном рынке труда;
- специфики работы по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
образовательные организации Республики Карелия, органы местного самоуправления Республики Карелия

5.

Проведение профориентационных мероприятий, направленных на презентацию предприятий Республики Карелия и популяризацию профессий, востребованных на рынке труда Республики Карелия:
- экскурсии на предприятия;
- мастер-классы;
- встречи обучающихся с представителями производства, лучшими представителями профессий, востребованных на региональном рынке труда

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
образовательные организации Республики Карелия

6.

Диагностика профессиональных предпочтений и профессионально значимых способностей

Один раз в год

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
образовательные организации Республики Карелия; ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

7.

Проведение профориентационных встреч обучающихся образовательных организаций с представителями профессиональных образовательных организаций

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации

8.

Реализация мероприятий, направленных на раннюю профориентацию обучающихся общеобразовательных организаций:
- открытые онлайн-уроки, реализуемые с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория";
- мероприятия по профессиональной ориентации в рамках реализации проекта "Билет в будущее"

Один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
ГБОУ ДО РК "Ресурсный центр развития дополнительного образования"

9.

Организация и проведение профориентационных мероприятий в рамках конкурсов по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы Карелии", среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс

Один раз в год

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
профессиональные образовательные организации Республики Карелия

10.

Подготовка методических материалов по распространению лучших практик профориентационной работы на уровне региона, муниципалитета

Ежегодно, III квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

11.

Разработка дополнительных образовательных программ, программ обучающих семинаров, тренингов для руководящих и педагогических работников, других специалистов по профориентационной работе по вопросам профориентационной работы с обучающимися в новых экономических условиях

Ежегодно, III квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

12.

Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах (официальные сайты органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и общественных организаций)

Ежемесячно

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
образовательные организации Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия (по согласованию)

13.

Составление справочника для поступающих в профессиональные образовательные организации Республики Карелия (в электронном виде)

Ежегодно, II квартал

Исполнители:
Министерство образования и спорта Республики Карелия

14.

Организация обучения руководящих и педагогических работников, других специалистов по профориентационной работе по вопросам профориентационной работы с обучающимися в новых социально-экономических условиях

Один раз в год

Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

15.

Повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам теории и практики профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидами

Ежегодно, III квартал

Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

16.

Выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с учащимися и самореализации обучающихся в Республике Карелия

Ежегодно, III квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"

17.

Проведение мониторинга самоопределения и профессионального обучения в отношении выпускников образовательных организаций

Ежегодно, один раз в квартал

Координаторы:
Министерство образования и спорта Республики Карелия;
Исполнители:
ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования", органы местного самоуправления в Республике Карелия





Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ