КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2020 года N б/н
По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статьи 15 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании" и постановления Правительства Республики Карелия от 20 мая 2014 года N 155-П "Об утверждении Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты" в связи с обращением депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Гуменниковой Марины Алексеевны, Шмаеник Ольги Николаевны
город Петрозаводск 3 марта 2020 года
Конституционный Суд Республики Карелия
в составе председательствующего М.В.
Даниловой, судей С.А. Беньяминовой, А.А.
Тайбакова,
с участием сторон: заявителей - депутатов
Законодательного Собрания Республики
Карелия М.А. Гуменниковой, О.Н. Шмаеник,
представителей Законодательного
Собрания Республики Карелия - Э.А.
Калкасовой, Е.В. Катаевой, представителя
Главы Республики Карелия и
Правительства Республики Карелия - Н.С.
Карповой,
руководствуясь статьей 68 Конституции
Республики Карелия, статьями 3 (подпункты
"а", "б" пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84
Закона Республики Карелия "О
Конституционном Суде Республики
Карелия",
рассмотрел в открытом судебном
заседании дело о проверке на
соответствие Конституции Республики
Карелия положений статьи 15 Закона
Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N
1755-ЗРК "Об образовании" и
постановления Правительства Республики
Карелия от 20 мая 2014 года N 155-П "Об
утверждении Порядка обращения за
получением компенсации платы, взимаемой
с родителей (законных представителей) за
присмотр и уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядка ее выплаты".
Поводом к рассмотрению дела явилось
обращение депутатов Законодательного
Собрания Республики Карелия
Гуменниковой Марины Алексеевны, Шмаеник
Ольги Николаевны.
Основанием для рассмотрения дела
явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли Конституции Республики
Карелия правовые предписания статьи 15
Закона Республики Карелия "Об
образовании" и постановления
Правительства Республики Карелия "Об
утверждении Порядка обращения за
получением компенсации платы, взимаемой
с родителей (законных представителей) за
присмотр и уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядка ее выплаты".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.А.
Тайбакова, объяснения сторон,
выступление представителей: Управления
Министерства юстиции Российской
Федерации по Республике Карелия - Е.А.
Соломатиной, Государственного
учреждения - Отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по Республике
Карелия - Д.С. Перхина, исследовав
представленные документы и иные
материалы дела, Конституционный Суд
Республики Карелия
установил:
1. Закон
Республики Карелия N 1755-ЗРК "Об
образовании" принят Законодательным
Собранием Республики Карелия 19 декабря
2013 года, подписан Главой Республики
Карелия 20 декабря 2013 года, опубликован в
газете "Карелия" от 26 декабря 2013
года N 101, от 31 декабря 2013 года N 102 и
действует с последующими изменениями и
дополнениями.
Постановление N 155-П "Об утверждении
Порядка обращения за получением
компенсации платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядка ее выплаты"
издано Правительством Республики
Карелия 20 мая 2014 года, опубликовано в
газете "Карелия" от 3 июня 2014 года N 43
и действует с последующими изменениями.
В соответствии с положениями статьи 15
Закона Республики Карелия "Об
образовании" в целях материальной
поддержки воспитания и обучения детей,
посещающих образовательные организации,
реализующие образовательную программу
дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается
компенсация в размере 20 процентов
среднего размера родительской платы за
присмотр и уход за детьми в
государственных и муниципальных
образовательных организациях,
находящихся на территории Республики
Карелия (далее также - родительская
плата), на первого ребенка, 50 процентов
среднего размера такой платы на второго
ребенка, 70 процентов среднего размера
такой платы на третьего ребенка и
последующих детей. Средний размер
родительской платы устанавливается
Правительством Республики Карелия.
Право на получение компенсации имеет
один из родителей (законных
представителей), внесших родительскую
плату.
Постановлением Правительства
Республики Карелия N 155-П утвержден
Порядок обращения за получением
компенсации платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядок ее выплаты.
Оспариваемые правовые предписания
статьи 15 Закона Республики Карелия "Об
образовании" и постановления
Правительства Республики Карелия N 155-П,
по мнению заявителей, не соответствуют
Конституции Республики Карелия, ее
статьям 4 (части 1, 2), 19, 24, поскольку не
предусматривают возможности и механизма
получения компенсации родительской
платы в случае ее внесения родителями
(законными представителями) путем
направления средств (части средств)
регионального материнского (семейного)
капитала, что ставит их в неравное
положение по сравнению с родителями
(законными представителями), внесшими
родительскую плату самостоятельно (за
счет собственных средств).
В соответствии со статьей 74 (части 1, 2)
Закона Республики Карелия "О
Конституционном Суде Республики
Карелия" Конституционный Суд
Республики Карелия принимает
постановление по делу, оценивая как
буквальный смысл рассматриваемого акта,
так и смысл, придаваемый ему официальным
и иным толкованием или сложившейся
правоприменительной практикой, а также
исходя из его места в системе правовых
актов, только по предмету, указанному в
обращении, и лишь в отношении той части
акта, конституционность которой
подвергается сомнению. При этом
Конституционный Суд Республики Карелия
не связан основаниями и доводами,
изложенными в обращении.
Конституционный Суд Республики Карелия
разрешает исключительно вопросы права и
воздерживается от установления и
исследования фактических обстоятельств
во всех случаях, когда это входит в
компетенцию других судов или иных
органов.
Таким образом, предметом рассмотрения
Конституционного Суда Республики
Карелия по настоящему делу являются
правовые предписания статьи 15 Закона
Республики Карелия "Об образовании"
и постановления Правительства
Республики Карелия "Об утверждении
Порядка обращения за получением
компенсации платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядка ее выплаты" в
той мере, в которой на их основании
решается вопрос о компенсации
родительской платы в случае, если на
исполнение обязательств по ее внесению
были направлены средства регионального
материнского (семейного) капитала.
Конституционность указанных положений в
иных аспектах заявителями не
оспаривается, а потому Конституционным
Судом Республики Карелия в настоящем
деле не проверяется.
2. В соответствии с частью 1 статьи 29
Конституции Республики Карелия каждый
имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и
бесплатность дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
Общие вопросы воспитания, образования
находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, по предметам
которого издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (пункт
"е" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
Основным федеральным законом по
предмету совместного ведения,
закрепленному в пункте "е" части 1
статьи 72 Конституции Российской
Федерации, устанавливающим правовые,
организационные и экономические основы
образования в Российской Федерации,
основные принципы государственной
политики Российской Федерации в сфере
образования, общие правила
функционирования системы образования и
осуществления образовательной
деятельности, определяющим правовое
положение участников отношений в сфере
образования, является Федеральный закон
от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
Частями 2 и 5 статьи 65 указанного
Федерального закона установлено, что за
присмотр и уход за ребенком учредитель
организации, осуществляющей
образовательную деятельность,
устанавливает родительскую плату и ее
размер; в целях материальной поддержки
воспитания и обучения детей, посещающих
образовательные организации,
реализующие образовательную программу
дошкольного образования, родителям
(законным представителям)
предоставляется компенсация.
Обращаясь к вопросам финансового
обеспечения реализации права родителей
на компенсацию затрат на содержание
детей в муниципальных дошкольных
образовательных учреждениях,
Конституционный Суд Российской
Федерации указал, что реализация
конституционного права на общедоступное
и бесплатное дошкольное образование
предполагает нормативное закрепление
соответствующих минимальных
федеральных стандартов обеспечения
этого права, которые субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования
должны учитывать, осуществляя
собственное нормативное регулирование;
органы государственной власти и органы
местного самоуправления должны при
принятии нормативных правовых актов
руководствоваться принципом наиболее
полного финансирования
публично-правовых обязательств,
вытекающих из необходимости реализации
общегосударственных гарантий прав и
свобод, закрепленных непосредственно
Конституцией Российской Федерации, в
частности ее статьями 43 (часть 2) и 38
(часть 1); по своей юридической природе
установление платы, взимаемой с
родителей за содержание детей в детских
дошкольных учреждениях, в размере,
выраженном в процентах от затрат на
содержание ребенка в данном учреждении,
представляет собой одну из форм
общегосударственного гарантирования
доступности получения образования в
детских дошкольных учреждениях,
предопределяемого конституционными
положениями, поэтому, в отличие от льгот,
оно не может считаться находящимся в
полной дискреции законодателя
(Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Регламентируя правоотношения, связанные
с взиманием родительской платы,
федеральный законодатель отнес к
полномочиям субъекта Российской
Федерации установление:
максимального размера родительской
платы для каждого муниципального
образования, находящегося на его
территории, в зависимости от условий
присмотра и ухода за детьми;
среднего размера родительской платы за
присмотр и уход за детьми в
государственных и муниципальных
образовательных организациях;
размера компенсации родительской
платы;
порядка обращения за получением
компенсации родительской платы и
порядка ее выплаты (части 4-6 статьи 65
Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации").
Во исполнение вышеуказанных норм
Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации"
республиканский законодатель в
оспариваемых положениях статьи 15 Закона
Республики Карелия "Об образовании"
установил конкретные размеры
компенсации родительской платы,
предоставил Правительству Республики
Карелия полномочия по установлению
среднего размера родительской платы,
порядка обращения за получением
компенсации родительской платы и
порядка ее выплаты, а также воспроизвел
положения части 5 статьи 65 Федерального
закона "Об образовании в Российской
Федерации", предусматривающие, что
право на получение компенсации имеет
один из родителей (законных
представителей), внесших родительскую
плату.
Таким образом, оспариваемые правовые
предписания статьи 15 Закона Республики
Карелия "Об образовании" приняты в
пределах предоставленных полномочий по
нормативному правовому регулированию
установленной федеральным
законодательством гарантии доступности
получения образования в организациях,
реализующих образовательную программу
дошкольного образования, в виде права на
получение компенсации родительской
платы.
2.1. В Республике Карелия как социальном и
правовом государстве в составе
Российской Федерации, проводящем
политику, направленную на обеспечение
равных и справедливых возможностей для
развития личности, обеспечивается
поддержка семье, материнству, отцовству,
детству, которые находятся под защитой
Республики Карелия, в том числе
создаются и развиваются детские
дошкольные учреждения, предоставляются
льготы и пособия семьям, имеющим детей,
другие виды помощи семье; может
устанавливаться в соответствии с
законом дополнительное социальное
обеспечение (части 1 и 2 статьи 4, части 1 и 2
статьи 24, часть 2 статьи 25 Конституции
Республики Карелия).
Поскольку Конституция Республики
Карелия не закрепляет конкретные меры
социальной поддержки, объем и условия их
предоставления тем или иным категориям
граждан, постольку соответствующее
правовое регулирование относится к
полномочиям законодателя, который
располагает достаточно широкой
дискрецией при определении
организационно-правовых форм и
механизмов реализации социальной
защиты, включая социальную поддержку, и
вправе осуществлять выбор тех или иных
мер социальной защиты, определять
порядок и условия их предоставления
устанавливаемому им кругу лиц
(постановления Конституционного Суда
Республики Карелия от 14 января 2014 года,
от 29 апреля 2016 года, от 23 апреля 2018 года,
от 12 ноября 2019 года и другие).
В Республике Карелия действует
многоаспектный механизм социальной
поддержки граждан, имеющих детей,
направленный на обеспечение реализации
конституционных гарантий защиты семьи,
материнства, отцовства и детства. Так,
статьей 1 Закона Республики Карелия от 16
декабря 2005 года N 927-ЗРК "О некоторых
вопросах социальной поддержки граждан,
имеющих детей" предусмотрены
следующие меры социальной поддержки:
единовременное пособие при рождении
ребенка, выплачиваемое дополнительно к
единовременному пособию при рождении
ребенка, предусмотренному Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей";
пособие на ребенка;
ежемесячная денежная выплата семьям при
рождении (усыновлении) третьего ребенка
или последующих детей;
ежегодная компенсационная выплата на
приобретение школьных принадлежностей
для детей из многодетных семей;
региональный материнский (семейный)
капитал;
единовременная денежная выплата семьям
при одновременном рождении троих и более
детей на приобретение (строительство)
жилого помещения.
Указанные региональные меры социальной
поддержки граждан, имеющих детей,
предоставляются в зависимости от
количества и возраста детей, нуждаемости
получателей социальной поддержки в
улучшении жилищных условий, их
материального благополучия, наличия
гражданства Российской Федерации.
Такая мера социальной поддержки граждан,
имеющих детей, как региональный
материнский (семейный) капитал,
предоставляемая в случае рождения
(усыновления) третьего, четвертого
ребенка или последующих детей, введена в
Республике Карелия в рамках проводимой в
Российской Федерации политики по
стимулированию и закреплению
положительных тенденций в изменении
демографической ситуации в стране. Как
следует из Закона Республики Карелия
"О некоторых вопросах социальной
поддержки граждан, имеющих детей",
возможность получения регионального
материнского (семейного) капитала
предоставляется, по общему правилу,
женщинам, родившим (усыновившим)
третьего ребенка начиная с 1 января 2012
года; женщинам, родившим (усыновившим)
четвертого ребенка или последующих
детей начиная с 1 января 2012 года, если
ранее они не воспользовались правом на
получение регионального материнского
(семейного) капитала; мужчинам,
являющимся единственными усыновителями
третьего, четвертого ребенка или
последующих детей, ранее не
воспользовавшимся правом на получение
регионального материнского (семейного)
капитала, если решение суда об
усыновлении вступило в законную силу
начиная с 1 января 2012 года (часть 1 статьи
4(1)).
Согласно указанному Закону Республики
Карелия средства регионального
материнского (семейного) капитала в
полном объеме либо по частям могут
направляться на улучшение жилищных
условий, на исполнение обязательств по
внесению родительской платы, на
обеспечение детей-инвалидов
техническими средствами реабилитации и
услугами, не входящими в федеральный
перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду,
утвержденный Правительством Российской
Федерации; полномочиями по установлению
порядка предоставления мер социальной
поддержки, в том числе регионального
материнского (семейного) капитала,
наделено Правительство Республики
Карелия (часть 9 статьи 4(1), часть 1 статьи
6).
Таким образом, региональный материнский
(семейный) капитал является мерой
социальной поддержки граждан, имеющих
детей, которая предоставляется за счет
средств бюджета Республики Карелия в
случае рождения (усыновления) третьего и
последующих детей, и которая может быть
направлена, в частности, на исполнение
обязательств по внесению родительской
платы.
2.2. Как неоднократно отмечал
Конституционный Суд Российской
Федерации, законодатель субъекта
Российской Федерации не должен вводить
процедуры и условия, которые искажают
само существо тех или иных
конституционных прав, и снижать уровень
гарантий, закрепленных на основе
Конституции Российской Федерации
федеральными законами, а также вводить
какие-либо ограничения конституционных
прав и свобод, поскольку таковые - в
определенных Конституцией Российской
Федерации целях и пределах - может
устанавливать только федеральный
законодатель (постановления от 21 июня 1996
года N 15-П, от 18 июля 2012 года N 19-П, от 10
декабря 2019 года N 39-П и другие).
Оспариваемыми положениями статьи 15
Закона Республики Карелия "Об
образовании" установлено, что право на
получение компенсации имеет один из
родителей (законных представителей),
внесших родительскую плату. Названные
положения, рассматриваемые в системе
действующего правового регулирования,
не предусматривают оснований для отказа
в получении компенсации родительской
платы, не указывают на способы внесения
родительской платы, не устанавливают
ограничения права родителей (законных
представителей) на компенсацию
родительской платы в зависимости от
реализации ими права на какие-либо иные
меры социальной поддержки,
предоставляемые за счет средств бюджета
Республики Карелия, в том числе права на
региональный материнский (семейный)
капитал, от источников происхождения
денежных средств, используемых
родителями (законными представителями)
для внесения родительской платы
(заработок родителей (законных
представителей), заемные средства,
средства регионального материнского
(семейного) капитала).
Кроме того, ни оспариваемые положения
статьи 15 Закона Республики Карелия "Об
образовании", ни иные нормы правовых
актов Российской Федерации, Республики
Карелия, регулирующих вопросы
государственной поддержки семей,
имеющих детей, не содержат требования
для граждан выбирать между получением
компенсации родительской платы и
предусмотренными законодательством
иными мерами социальной поддержки.
Как указал Конституционный Суд
Республики Карелия в Постановлении от 18
ноября 2005 года, в законодательной
практике и российского, и
республиканского законодателей
сформировалось правило, согласно
которому при наличии у гражданина права
на получение одной и той же меры
социальной поддержки по нескольким
основаниям она предоставляется по
одному из них по выбору получателя, за
исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
По смыслу приведенной правовой позиции
необходимость выбора одного из
оснований для получения социальной
поддержки при наличии нескольких
предусмотренных законом оснований
допустима в отношении одной и той же меры
социальной поддержки и должна быть прямо
предусмотрена в законе.
Так, в региональной системе мер
социальной поддержки граждан, имеющих
детей, такое правило закреплено лишь в
части 2 статьи 6 Закона Республики
Карелия "О некоторых вопросах
социальной поддержки граждан, имеющих
детей", предусматривающей, что лицам,
имеющим одновременно право на получение
пособия на ребенка по нескольким
предусмотренным статьей 3 указанного
Закона основаниям, названное пособие
назначается по одному из оснований по
выбору получателя.
Из приведенного анализа оспариваемых
положений статьи 15 Закона Республики
Карелия "Об образовании",
рассматриваемых в системной связи с
положениями Закона Республики Карелия
"О некоторых вопросах социальной
поддержки граждан, имеющих детей",
следует, что лицо, исполнившее
обязательства по внесению родительской
платы путем направления средств
регионального материнского (семейного)
капитала в полном объеме либо по частям,
как лицо, внесшее ее, имеет право на
получение компенсации.
Такое правовое регулирование,
предусматривающее сочетание различных
мер социальной поддержки,
предоставляемых за счет средств бюджета
Республики Карелия, для тех граждан, у
которых родились (которыми были
усыновлены) третий и последующие дети,
обеспечивает повышенный уровень
государственной поддержки многодетных
семей и соответствует характеристике
Республики Карелия как социального
государства. Иное понимание
оспариваемой статьи 15 Закона Республики
Карелия "Об образовании" означало
бы лишение граждан, имеющих детей, такой
государственной гарантии доступности
получения образования в детских
дошкольных учреждениях, как право на
получение компенсации родительской
платы, и создавало бы необоснованные
различия в праве на получение
компенсации родительской платы в
зависимости от источника происхождения
денежных средств, используемых
родителями (законными представителями)
для внесения родительской платы, что
нарушало бы конституционный принцип
равенства (части 1 и 2 статьи 19
Конституции Республики Карелия).
Таким образом, оспариваемые положения
статьи 15 Закона Республики Карелия "Об
образовании" не противоречат
Конституции Республики Карелия,
поскольку по своему
конституционно-правовому смыслу в
системной связи с положениями Закона
Республики Карелия "О некоторых
вопросах социальной поддержки граждан,
имеющих детей" предполагают
предоставление права на получение
компенсации родительской платы в случае,
если на исполнение обязательств по ее
внесению были направлены средства
регионального материнского (семейного)
капитала.
3. Правительство Республики Карелия,
реализуя предоставленные ему пунктом 8
части 1 статьи 5 Закона Республики
Карелия "Об образовании"
полномочия, оспариваемым Постановлением
утвердило обращения за получением
компенсации платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядок ее выплаты (далее
- Порядок обращения за получением
компенсации родительской платы).
Оспариваемое Постановление направлено
на урегулирование публичных
правоотношений, возникающих по поводу
реализации права на получение
компенсации родительской платы между
гражданами и органами (организациями),
участвующими в осуществлении переданных
органам местного самоуправления
муниципальных районов и городских
округов государственных полномочий
Республики Карелия по выплате
компенсации родительской платы. Так,
определены перечень документов,
предоставляемых для выплаты компенсации
родительской платы, сроки совершения
юридически значимых действий, методика
расчета компенсации родительской платы,
установлено, что компенсация
родительской платы выплачивается
непосредственно заявителю: на счет,
открытый в кредитной организации, через
организацию федеральной почтовой связи
или наличными денежными средствами.
Специальных норм, регулирующих
предоставление компенсации
родительской платы, внесенной за счет
средств регионального материнского
(семейного) капитала, оспариваемое
Постановление не содержит.
Согласно части 4 статьи 1 Закона
Республики Карелия "О некоторых
вопросах социальной поддержки граждан,
имеющих детей" средства регионального
материнского (семейного) капитала
выплачиваются имеющим на него право
лицам, указанным в частях 1, 3-5 статьи 4(1)
названного Закона. Правительство
Республики Карелия, регламентируя
порядок предоставления регионального
материнского (семейного) капитала в
постановлении от 17 апреля 2006 года N 46-П
"О порядке предоставления мер
социальной поддержки, предусмотренных
Законом Республики Карелия "О
некоторых вопросах социальной поддержки
граждан, имеющих детей", установило
такой способ выплаты материнского
(семейного) капитала, при котором в
случае направления его средств на
исполнение обязательств по внесению
родительской платы региональный
материнский (семейный) капитал
непосредственно гражданину, имеющему на
него право, не перечисляется. Так,
согласно абзацу второму пункта 52.1 и
подпункту "д" пункта 67 Порядка
предоставления мер социальной
поддержки, предусмотренных Законом
Республики Карелия "О некоторых
вопросах социальной поддержки граждан,
имеющих детей", утвержденного
постановлением Правительства
Республики Карелия от 17 апреля 2006 года N
46-П, средства регионального материнского
(семейного) капитала предоставляются
Государственным казенным учреждением
социальной защиты Республики Карелия
"Центр социальной работы Республики
Карелия" в безналичной форме путем
перечисления средств на счет (лицевой
счет) образовательной организации.
Следовательно, выплата компенсации
родительской платы, внесенной за счет
средств регионального материнского
(семейного) капитала, способами,
исчерпывающий перечень которых
установлен в пункте 7 Порядка обращения
за получением компенсации родительской
платы, означала бы ее выплату
непосредственно родителю (законному
представителю). Поскольку поступившими в
качестве компенсации родительской платы
средствами родитель (законный
представитель) распоряжается по своему
усмотрению, то такая выплата, в нарушение
требований Закона Республики Карелия
"О некоторых вопросах социальной
поддержки граждан, имеющих детей",
может привести к нецелевому
использованию средств регионального
материнского (семейного) капитала.
Требование определенности правового
регулирования, обусловленное
конституционными принципами правового
государства, верховенства закона и
юридического равенства, предполагает,
что механизм его действия должен быть
понятен субъектам соответствующих
правоотношений из содержания
конкретного нормативного положения или
системы нормативных положений,
находящихся в очевидной взаимосвязи.
Между тем правовое регулирование
отношений по поводу выплаты компенсации
родительской платы, внесенной за счет
средств регионального материнского
(семейного) капитала, не является
достаточно определенным, что не
способствует достижению целей
социальной политики Республики Карелия,
создает условия для произвольного
принятия органами (организациями),
участвующими в осуществлении переданных
органам местного самоуправления
муниципальных районов и городских
округов государственных полномочий
Республики Карелия по выплате
компенсации родительской платы, решений
о предоставлении компенсации либо об
отказе в ее предоставлении, а также
создает препятствия для реализации
права на получение компенсации
родительской платы.
Отсутствие в оспариваемом Постановлении
специальных норм, учитывающих
особенности предоставления компенсации
родительской платы в случае направления
на исполнение обязательств по ее
внесению средств регионального
материнского (семейного) капитала и
необходимость обеспечения его целевого
характера, порождает правовую
неопределенность в вопросе о порядке
выплаты компенсации родительской платы,
что, в свою очередь, приводит к
противоречивой правоприменительной
практике.
Так, по информации Министерства
образования Республики Карелия в ряде
муниципальных образований при выплате
компенсации родительской платы
используются различные способы ее
предоставления: размер родительской
платы, подлежащий уплате, уменьшается на
сумму компенсации; сумма в размере
компенсации возвращается на
восстановление средств регионального
материнского (семейного) капитала; при
одновременном использовании для
исполнения обязательств по внесению
родительской платы средств
регионального материнского (семейного)
капитала и собственных средств
родителей (законных представителей)
часть, уплачиваемая родителями
(законными представителями) за счет
собственных средств, устанавливается
равной сумме компенсации и возвращается
в порядке, предусмотренном оспариваемым
Постановлением. В некоторых
муниципальных образованиях, в которых
предоставляется компенсация
родительской платы, внесенной за счет
средств регионального материнского
(семейного) капитала, используется по
аналогии механизм расчета размера
родительской платы, внесенной за счет
средств материнского (семейного)
капитала, право на который установлено
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года
N 256-ФЗ "О дополнительных мерах
государственной поддержки семей,
имеющих детей". Названный механизм
рекомендован совместным письмом
Пенсионного фонда Российской Федерации N
ЛЧ-28-24/843 и Министерства образования и
науки Российской Федерации N МД-36/03 от 27
января 2012 года "О реализации
постановления Правительства Российской
Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926".
Органы (организации), участвующие в
осуществлении переданных органам
местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов
государственных полномочий Республики
Карелия по выплате компенсации
родительской платы, некоторых
муниципальных образований не
усматривают правовых оснований для
выплаты компенсации родительской платы,
внесенной родителями (законными
представителями) за счет средств
регионального материнского (семейного)
капитала, в связи с чем компенсация
родительской платы в этих муниципальных
образованиях не предоставляется.
Подобные расхождения в
правоприменительной практике
свидетельствуют о неравном правовом
положении граждан, имеющих детей,
приводят к ограничению права на
получение компенсации родительской
платы, что нарушает конституционный
принцип равенства, а также препятствует
достижению такой конституционной цели,
как обеспечение поддержки семье,
материнству, отцовству, детству, которые,
исходя из части 2 статьи 4, части 1 статьи 24
Конституции Республики Карелия,
находятся под защитой Республики
Карелия.
Конституция Республики Карелия при
регулировании общественных отношений
обязывает органы государственной власти
соблюдать конституционные принципы
равенства, справедливости и
соразмерности, из которых вытекают
требования формальной определенности,
ясности, четкости, непротиворечивости
правового регулирования (часть 1 статьи 5,
часть 1 статьи 19).
Вводимый органом государственной власти
порядок реализации того или иного права,
особенно в публично-правовой сфере,
должен создавать условия для
эффективного достижения выраженных в
этом праве социальных целей и интересов.
Напротив, неопределенность правового
регулирования приводит к нарушению
принципов равенства и верховенства
права (постановления Конституционного
Суда Республики Карелия от 2 декабря 2014
года, от 22 февраля 2017 года).
При таких обстоятельствах нарушение
требования формальной определенности
правовой нормы само по себе является
достаточным основанием для признания
положений оспариваемого Постановления
не соответствующими Конституции
Республики Карелия, ее , , в той мере, в
какой они не обеспечивают реализацию
права на получение компенсации
родительской платы для всех граждан,
которые приняли решение о направлении
средств регионального материнского
(семейного) капитала на исполнение
обязательств по внесению родительской
платы.
Правительству Республики Карелия
надлежит - исходя из требований
Конституции Республики Карелия и с
учетом основанных на ее положениях
правовых позиций Конституционного Суда
Республики Карелия, выраженных в
настоящем Постановлении, - внести в
действующее правовое регулирование
необходимые изменения.
Впредь до внесения в правовое
регулирование надлежащих изменений,
вытекающих из настоящего Постановления,
при решении вопроса о компенсации
родительской платы, следует исходить из
недопустимости отказа в ее выплате в
случае, если на исполнение обязательств
по внесению родительской платы были
направлены средства регионального
материнского (семейного) капитала, при
этом учитывая необходимость обеспечения
целевого характера использования
средств регионального материнского
(семейного) капитала.
С учетом изложенного, руководствуясь
статьями 3, -75, 80, 85 Закона Республики
Карелия "О Конституционном Суде
Республики Карелия", Конституционный
Суд Республики Карелия
постановил:
1.
Признать не противоречащими Конституции
Республики Карелия положения статьи 15
Закона Республики Карелия от 20 декабря
2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании", как
предполагающие по своему
конституционно-правовому смыслу в
системной связи с положениями Закона
Республики Карелия от 16 декабря 2005 года N
927-ЗРК "О некоторых вопросах
социальной поддержки граждан, имеющих
детей" предоставление права на
получение компенсации родительской
платы в случае, если на исполнение
обязательств по ее внесению были
направлены средства регионального
материнского (семейного) капитала.
2. Выявленный в настоящем Постановлении
конституционно-правовой смысл статьи 15
Закона Республики Карелия от 20 декабря
2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании"
является общеобязательным, что
исключает любое иное ее истолкование в
правоприменительной практике.
3. Признать положения постановления
Правительства Республики Карелия от 20
мая 2014 года N 155-П "Об утверждении
Порядка обращения за получением
компенсации платы, взимаемой с родителей
(законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими
образовательные программы дошкольного
образования в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность, и порядка ее выплаты" не
соответствующими Конституции
Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 1),
19 (часть 1), в той мере, в какой они не
обеспечивают реализацию права на
получение компенсации родительской
платы для всех граждан, которые приняли
решение о направлении средств
регионального материнского (семейного)
капитала на исполнение обязательств по
внесению родительской платы.
4. Настоящее Постановление окончательно,
обжалованию не подлежит, вступает в силу
немедленно после его провозглашения и
обязательно для исполнения.
5. Настоящее Постановление подлежит
опубликованию в очередном номере газеты
"Карелия" и официальном издании
"Собрание законодательства
Республики Карелия", а также
размещению на официальном сайте
Конституционного Суда Республики
Карелия.
Конституционный Суд Республики Карелия
Текст
первоначальной редакции документа
сверен по:
официальная рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (с изменениями на 28 декабря 2022 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 17 февраля 2023 года) (редакция, действующая с 28 февраля 2023 года)
- О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей (с изменениями на 26 декабря 2022 года)
- О порядке предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Карелия "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (с изменениями на 11 декабря 2020 года)
- Об образовании (с изменениями на 5 июля 2022 года)
- Об утверждении порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты (с изменениями на 8 мая 2020 года)