Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатно для специалистов по охране труда и безопасности    Бесплатно для специалистов строительной отрасли   

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2018 года N б/н


По делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" и части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Шмаеник Ольги Николаевны


город Петрозаводск 23 апреля 2018 года



Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего А.А. Тайбакова, судей С.А. Беньяминовой, М.В. Даниловой,

с участием сторон: заявителя депутата Законодательного Собрания Республики Карелия О.Н. Шмаеник, представителей Законодательного Собрания Республики Карелия - Э.В. Калкасовой, Е.В. Катаевой, представителя Главы Республики Карелия - Н.С. Карповой,

руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт "б" пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" и части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании".

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Шмаеник Ольги Николаевны.

Основанием для рассмотрения дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия отдельные положения законов Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" и "Об образовании".

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.А. Беньяминовой, объяснения сторон, выступление представителя Министерства социальной защиты Республики Карелия С.В. Егорова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Закон Республики Карелия N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" от 25 декабря 2004 года N 145 и действует с последующими изменениями и дополнениями.

Закон Республики Карелия N 1755-ЗРК "Об образовании" принят Законодательным Собранием Республики Карелия 19 декабря 2013 года, подписан Главой Республики Карелия 20 декабря 2013 года, опубликован в газете "Карелия" от 26 декабря 2013 года N 101, от 31 декабря 2013 года N 102 и действует с последующими изменениями и дополнениями.

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия О.Н. Шмаеник оспаривает конституционность следующих положений:

пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", согласно которым социальная поддержка проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием, специалистами ветеринарной службы, социальными работниками учреждений социального обслуживания, непосредственно занимавшимися социальным обслуживанием населения, специалистами учреждений культуры, педагогическими работниками (за исключением педагогических работников образовательных учреждений) в государственных учреждениях и (или) муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, и (или) в учреждениях социалистической формы собственности до их преобразования в результате приватизации или реорганизации в организации иной формы собственности, располагавшихся в сельской местности, поселках городского типа, осуществляется в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда;

части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия "Об образовании", согласно которым проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 100 процентов.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 4 (часть 2), 16, 17, 19, 25 (части 1 и 2), поскольку не позволяют предоставлять меру социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим менее десяти лет в сельской местности на должностях специалистов, указанных в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", и менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но имеющим общий стаж работы в сельской местности на указанных должностях более десяти лет, тем самым несоразмерно ограничивают право на социальную поддержку и ставят их в неравное положение по сравнению с лицами, имеющими минимально необходимый стаж в соответствии с каждым из вышеуказанных законов.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия по настоящему делу являются положения пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" и положения части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия "Об образовании" постольку, поскольку на их основании решается вопрос о круге лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами и имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

Конституционность указанных положений в иных аспектах заявительницей не оспаривается, а потому Конституционным Судом Республики Карелия в настоящем деле не проверяется.

2. Конституция Республики Карелия в соответствии с целями социального государства гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Карелия может устанавливаться в соответствии с законом дополнительное социальное обеспечение (статьи 2, 4, части 1 и 2 статьи 25). Вместе с тем Конституция Республики Карелия не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять порядок и условия их предоставления устанавливаемому им кругу лиц.

Раскрывая содержание указанных конституционных положений применительно к мере социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением для проживающих за пределами городов пенсионеров из числа специалистов, имеющих стаж работы в сельской местности, и исследуя ее правовую природу, Конституционный Суд Республики Карелия констатировал следующее:

указанная мера социальной поддержки по своей правовой природе представляет собой социальную льготу, обусловленную долгосрочной, проводимой более 70 лет государственной политикой стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, деятельность которых имеет высокую социальную значимость для всего общества и обеспечивает реализацию гражданами, проживающими за пределами городов, своих конституционных прав, в том числе на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение (постановления от 17 мая 2006 года, от 21 июля 2006 года, от 8 ноября 2007 года, от 25 марта 2008 года, от 30 июня 2008 года, от 10 ноября 2008 года, от 14 января 2014 года);

установив в Законе Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" право проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет в сельской местности и рабочих поселках квалифицированными специалистами, на освобождение от оплаты жилой площади с отоплением и освещением, Республика Карелия в рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) добровольно взяла на себя обязательство по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки (постановления от 21 июля 2006 года, от 30 июня 2008 года).

Что касается аналогичной меры социальной поддержки для проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), то согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, от 2 апреля 2009 года N 553-О-П), Конституционного Суда Республики Карелия (постановления от 17 мая 2006 года, от 25 марта 2008 года, от 16 апреля 2008 года, от 10 ноября 2008 года) законодатель субъекта Российской Федерации обязан был определить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной категории лиц меры социальной поддержки, право на которую было установлено сохранявшим свою силу федеральным законодательством.

Вместе с тем в настоящее время федеральное законодательство не устанавливает право проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на меру социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением. Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", ссылка на которое положена в обоснование вышеуказанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Карелия, признано не действующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 634 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР".

Таким образом, после вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, сохранив меру социальной поддержки для проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотренную оспариваемыми положениями Закона Республики Карелия "Об образовании", Республика Карелия также добровольно приняла на себя обязательство в рамках собственных полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

3. Законодатель Республики Карелия, устанавливая дополнительную меру социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением, в качестве ее получателей изначально определил те категории лиц, которые по состоянию на 1 января 2005 года на основе ранее действовавшего законодательства СССР, РСФСР, Карельской АССР, Российской Федерации пользовались аналогичной мерой социальной поддержки в натуральной форме (пункт 12 статьи 2 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в первоначальной редакции).

До 1 января 2005 года правовое регулирование предоставления жилищно-коммунальных льгот пенсионерам из числа специалистов, работавших в сельской местности, рассматривало указанные льготы как сохраняемые при выходе на пенсию тем специалистам, которые ими пользовались, при условии, что они проживают за пределами городов и проработали не менее десяти лет специалистами в учреждениях, расположенных в сельской местности. Такое системное единство категорий граждан, которые имели право на льготы как в период своей работы, так и после выхода на пенсию, обеспечивало приток квалифицированных кадров в сельскую местность и их закрепление на длительный период.

При установлении правил подсчета 10-летнего стажа работы, необходимого для предоставления пенсионерам из числа работавших в сельской местности квалифицированных специалистов натуральной льготы в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, ранее действовавшее законодательство предусматривало различные подходы. Так, в зависимости от специальности работника и (или) профиля учреждения в вышеуказанный стаж засчитывались либо периоды работы на должностях специалистов в определенных учреждениях, расположенных в сельской местности (пункт 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", пункт 7 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1985 года N 85 "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах", пункт 15 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года N 82 "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы"), либо общий стаж работы в сельской местности (пункт 21 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", пункт 13 постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1977 года N 981 "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения").

Поскольку социальная поддержка, предусмотренная оспариваемыми положениями, является дополнительной, установленной Республикой Карелия в рамках предоставленных полномочий за счет средств собственного бюджета, постольку при установлении круга лиц, имеющих право на данную социальную поддержку, правил подсчета стажа, необходимого для ее получения, законодатель Республики Карелия вправе избрать по своему усмотрению любой из перечисленных подходов либо установить новые подходы.

3.1. Согласно пункту 12 статьи 2 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" с 1 января 2005 года (дата вступления в силу) получающие пенсию педагогические работники были указаны в числе квалифицированных специалистов, которые после выхода на пенсию имели право на частичную оплату за счет средств бюджета Республики Карелия жилой площади с отоплением и освещением - в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Впоследствии указанная категория льготополучателей разделена на пенсионеров из числа педагогических работников образовательных учреждений, правовое регулирование социальной поддержки которых осуществляется законами Республики Карелия об образовании (с 1 января 2007 года - Закон Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК "Об образовании", а с 10 января 2014 года - Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании"), и пенсионеров из числа педагогических работников иных учреждений, правовое регулирование социальной поддержки которых осуществляется Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".

Реализуя свои полномочия в сфере установления социальной поддержки, законодатель Республики Карелия как в части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК "Об образовании", так и в части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании" предусмотрел, что педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Таким образом, в отношении пенсионеров из числа педагогических работников образовательных учреждений законодателем Республики Карелия был избран подход, согласно которому право на меру социальной поддержки рассматривается как сохраняемое при выходе на пенсию, и для его приобретения необходим 10-летний специальный стаж работы, определяемый как специальностью работника, так и профилем учреждения, расположенного в сельской местности.

Такое правовое регулирование не выходит за пределы дискреции законодателя Республики Карелия, направлено на привлечение и закрепление педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, их социальную защищенность при выходе на пенсию и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

3.2. Из буквального смысла положений статей 2 и 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" следует, что право на меру социальной поддержки пенсионеров из числа специалистов, указанных в пункте 12 статьи 2, не зависит от наличия права на аналогичную меру социальной поддержки в период их работы. Так, перечни специалистов в пунктах 10, 10№, 11, 11№ статьи 2 не совпадают с перечнем, содержащимся в пункте 12 статьи 2, ни по наименованиям, ни по форме собственности учреждений, ни по их территориальному расположению (в пределах Республики Карелия или на территории иного субъекта Российской Федерации). Кроме того, работающие специалисты, указанные в пунктах 10, 10№ статьи 2, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а работающие специалисты, указанные в пунктах 11 и 11№ статьи 2, а также проживающие за пределами городов пенсионеры из числа квалифицированных специалистов, имеют право на полную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Такое правовое регулирование, при котором право на меру социальной поддержки работающих специалистов не рассматривается как сохраняемое при выходе на пенсию, будучи направленным на социальную защиту работающих специалистов и пенсионеров как различных категорий лиц, установлено в рамках имеющейся у законодателя Республики Карелия дискреции.

Вместе с тем из исторического, телеологического и буквального анализа оспариваемых положений в системе действующего правового регулирования следует, что в силу использованного законодателем Республики Карелия способа построения текста правовой нормы наличие 10-летнего стажа, необходимого для приобретения права на меру социальной поддержки, может определяться как путем суммирования периодов работы только по одной из специальностей (в одной из отраслей), указанных в пункте 12 статьи 2 Закона, так и путем суммирования периодов работы по любым из указанных специальностей (в различных отраслях), что не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить избранный законодателем подход к исчислению 10-летнего стажа.

Различное понимание правоприменителями оспариваемых правовых предписаний подтверждается сведениями, представленными Конституционному Суду Республики Карелия в рамках рассмотрения настоящего дела государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия: указанные государственные учреждения, в чьи полномочия входит принятие решения о назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, используют в своей правоприменительной практике двойственный подход к интерпретации оспариваемых правовых предписаний. Так, большинство центров социальной работы включают в стаж работы, необходимый для получения меры социальной поддержки, периоды работы по каждой специальности (либо в отрасли), указанной в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", отдельно, не суммируя их, в то время как ряд центров социальной работы включает в необходимый стаж периоды работы по любым специальностям (в различных отраслях), перечисленным (перечисленных) в данном пункте. О суммировании периодов работы как установленном правиле для подсчета стажа, минимально необходимого для приобретения права на меру социальной поддержки, указано и в имеющейся в материалах дела позиции представителя Законодательного Собрания Республики Карелия.

Кроме того, из анализа положений пункта 12 статьи 2 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" следует, что из круга лиц, имеющих право на меру социальной поддержки, исключены пенсионеры-педагогические работники образовательных учреждений. Такое указание законодателя обусловлено разделением пенсионеров из числа педагогических работников на две категории льготополучателей и переносом правового регулирования предоставления меры социальной поддержки проживающим за пределами городов пенсионерам из числа педагогических работников образовательных учреждений в отраслевое законодательство об образовании. Однако, поскольку законодатель однозначно не разрешил вопрос относительно включения в стаж работы, необходимый для получения социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", периодов работы на должностях педагогических работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, то это также привело к различному пониманию оспариваемых положений Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия": в правоприменительной практике существует две противоположные правовые позиции - о необходимости учета таких периодов и об отсутствии для этого правовых оснований.

При этом такие различные варианты понимания правоприменителями оспариваемых положений имеют разумное юридическое обоснование и укладываются в конституционные рамки законодательной дискреции.

Таким образом, очевидным является отсутствие устоявшегося понимания нормативного содержания оспариваемых правовых предписаний пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", что позволяет правоприменителям принимать прямо противоположные решения - как о назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, так и об отказе в ее назначении гражданам, проработавшим менее десяти лет в сельской местности специалистами, перечисленными в указанном пункте, и менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но имеющим общий стаж работы специалистами в сельской местности более десяти лет.

4. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Республики Карелия, неоднозначность, неясность и противоречивость правового регулирования неминуемо препятствуют адекватному уяснению его содержания и предназначения, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе правоприменения, создают предпосылки для административного произвола, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Республики Карелия (постановления от 14 ноября 2013 года, от 2 декабря 2014 года, от 29 апреля 2016 года, от 22 февраля 2017 года).

Отсутствие четкого законодательного разрешения порядка исчисления минимально необходимого 10-летнего стажа позволяет правоприменителям различным образом определять круг лиц, имеющих право на социальную поддержку, препятствует гражданам соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть правовые последствия своих действий, что влечет за собой серьезные издержки в правоприменении, не поддающиеся исправлению посредством конституционно-правового истолкования, что не отвечает принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом, закрепленным в статьях 5 (части 1, 2), 19 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

Таким образом, положения пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1, 2), 19 (часть 1), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания в части исчисления 10-летнего стажа порождает возможность неоднозначного решения вопроса о круге лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

Что касается разрешения вопроса о конституционности положений части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия "Об образовании", то их проверка в заявленном аспекте невозможна до устранения выявленной неопределенности положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия". При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 41 (пункт 1.1), 68 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" производство по делу в данной части подлежит прекращению.

Имея в виду возможность наступления негативных социальных последствий, которые могут быть вызваны утратой силы и прекращением действия положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в связи с признанием их не соответствующими Конституции Республики Карелия, а также в целях обеспечения определенности прав и обязанностей участников правоотношений в области предоставления гарантированных мер социальной поддержки Конституционный Суд Республики Карелия, руководствуясь пунктом 12 части 1 статьи 75 и статьей 80 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", считает целесообразным установить следующий порядок исполнения настоящего Постановления:

законодателю Республики Карелия надлежит - исходя из требований Конституции Республики Карелия и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Республики Карелия, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в части исчисления 10-летнего стажа в целях определения круга лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда;

впредь до внесения в законодательство о предоставлении гарантированных мер социальной поддержки необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, подсчет 10-летнего стажа для предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", - принимая во внимание, что в правовом государстве, высшей ценностью которого являются человек, его права и свободы (статья 2 Конституции Республики Карелия), неустранимые сомнения в правовом регулировании публичных (административных) отношений не могут быть, по общему правилу, обращены против этих лиц как заведомо более слабой стороны таких правоотношений, - должен осуществляться путем суммирования любых периодов работы по специальностям (в отраслях), указанным (указанных) в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", а также в части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании".

Этим не затрагивается прерогатива Законодательного Собрания Республики Карелия при исполнении настоящего Постановления предусмотреть иные правовые механизмы социальной поддержки лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами, с соблюдением требований Конституции Республики Карелия и с учетом настоящего Постановления.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 41 (пункт 1.1), 68, 70-75, 77-80, 85 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 19 (часть 1), положения пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания в части исчисления 10-летнего стажа порождает возможность неоднозначного решения вопроса о круге лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

2. Прекратить производство по делу в части проверки конституционности положений части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании".

3. Законодателю Республики Карелия надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" в части исчисления 10-летнего стажа в целях определения круга лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности специалистами, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

4. Впредь до внесения в законодательство о предоставлении гарантированных мер социальной поддержки необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, подсчет 10-летнего стажа для предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", должен осуществляться путем суммирования любых периодов работы по специальностям (в отраслях), указанным (указанных) в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", а также в части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании".

5. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обязательно для исполнения.

6. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия", а также размещению на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия


Текст сверен по:
Официальная рассылка


 


 

   Яндекс.Метрика    © 2023 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane