Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 29 марта 2016 года N 94
 


Об утверждении основных требований к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений

 


     В соответствии с подпунктом 22 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия", утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июля 2013 года N 216-П,
     
     приказываю:
     
     утвердить основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений согласно приложению.

Министр
Д.С.Матвиец





Приложение к приказу
Министерства строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Карелия
от 29.03.2016 N 94


Основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений


1. Общие положения


     1.1. Основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ.
     
     1.2. Розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе цен, свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда, и имеющий в своем составе торговые места.
     
     1.3. Настоящие требования распространяются на существующие, вновь строящиеся и реконструируемые рынки и обязательны для соблюдения при планировке, перепланировке, застройке и оборудовании рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений.
     
     1.4. Выбор земельного участка для размещения рынка осуществляется в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого планируется его создание.
     
     1.5. Размещение рынков осуществляется в соответствии с планом организации рынков на территории Республики Карелия, предусматривающим места расположения рынков (адреса), их количество и типы (универсальный, специализированный, автомобильный).
     
     1.6. Управляющая рынком компания обязана обеспечить доступность зданий и сооружений рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также условия беспрепятственного и удобного передвижения их на территории рынка.


2. Параметры земельного участка для размещения рынка


     2.1. С учетом обеспечения рационального использования территории предельную минимальную торговую площадь рынка следует проектировать из расчета 24-40 кв. м торговой площади на 1 000 жителей.
     
     2.2. Размеры земельных участков следует принимать от 7 до 14 кв. м на 1 кв. м торговой площади розничного рынка (комплекса) в зависимости от вместимости:
     
     - 14 кв. м - при торговой площади до 600 кв. м;
     
     - 7 кв. м - при торговой площади свыше 3 000 кв. м.
     
     2.3. Площадь земельного участка под рынок определяется формулой:
     
     S зем. уч. = N x S.1 x S,
     
     где N - количество торговых мест;
     
     S.1 - площадь земельного участка на 1 кв. м торговой площади;
     
     S - торговая площадь на 1 торговое место.
     
     2.4. Минимальная торговая площадь под специализированные непродовольственные рынки (авторынки, автозапчасти - далее авторынки) определяется формулой:
     
     S зем. уч. = N.а x S.а,
     
     где N.а - количество автомобилей;
     
     S.а - площадь земельного участка под 1 автомобиль.
     
     Площадь одного торгового места на авторынке принимается 30 кв. м на 1 автомобиль.
     
     2.5. Минимальную плотность застройки территории рынков рекомендуется обеспечивать не менее 50%.
     
     2.6. Торговые места могут проектироваться в крытом рынке (здании, сооружении), а также на открытой площадке территории рынка.


3. Характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений


     3.1. Требования к обустройству, оборудованию и содержанию рынков устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
     
     3.2. Запрещается продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств на рынке, за исключением деятельности по продаже на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки.
     
     Организацию торговых мест с автотранспортных средств следует предусматривать в схеме размещения торговых мест исходя из расчета не менее 25 кв. м на 1 торговое место. При планировке рынка следует предусматривать организацию зоны для торговли с автотранспортных средств, при этом она не должна совмещаться со стоянкой для индивидуального транспорта обслуживающего персонала и посетителей рынка.
     
     3.3. Проектируемые на рынке здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны соответствовать архитектурным, технологическим, градостроительным, строительным, санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям законодательства Российской Федерации.
     
     3.4. На земельном участке для размещения рынков предусматриваются следующие функциональные зоны:
     
     - торговая зона;
     
     - административно-складская зона;
     
     - хозяйственная зона;
     
     
     - зона стоянки автотранспорта;
     
     - зона приема и распределения связанных с рынком пешеходных потоков;
     
     - зона озеленения и отдыха покупателей.
     
     Количество и площадь расположенных в вышеперечисленных функциональных зонах рынка зданий, строений, сооружений, в том числе складских, подсобных и иных, устанавливаются управляющей компанией в соответствии с документацией по планировке территории, при реконструкции рынка - градостроительным планом земельного участка в соответствии с требованиями строительных норм и правил и настоящих нормативов.
     
     3.5. В состав торговой зоны входят подзоны продовольственных и непродовольственных торговых зданий, сооружений, в которых проектируются помещения для оказания дополнительных услуг, в том числе помещения предприятий общественного питания, и открытые торговые площадки.
     
     3.6. В торговой зоне проектируется подзона для организации торговых мест сезонной торговли. Соотношение площади для круглогодичной и сезонной торговли устанавливается заданием на проектирование.
     
     3.7. В состав административно-складской зоны рынка входят служебные, в том числе лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, бытовые, складские и подсобные здания, строения и сооружения.
     
     3.8. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы может проектироваться в здании рынка или в отдельно стоящем здании на территории рынка. Состав и минимальная норма площади помещений лаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы на продовольственных рынках устанавливается заданием на проектирование.
     
     Планировка и застройка лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках должна обеспечивать поточность технологического процесса, исключая пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее в торговый зал для последующей реализации.
     
     3.9. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров проектируются раздельными.
     
     Помещения для хранения пищевых продуктов с холодильными камерами и подготовки их к продаже должны быть приближены к загрузочным местам и местам реализации и не должны быть проходными.
     
     На рынках, работающих с контейнерами, проектируются площадки для хранения контейнеров и их санитарной обработки.
     
     3.10. В хозяйственной зоне следует проектировать следующие помещения (навесы):
     
     - помещения для хранения тары (под навесом или в неотапливаемом помещении);
     
     - помещения для хранения упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды;
     
     - помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;
     
     - иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование;
     
     - площадки для сбора мусора и пищевых отходов.
     
     Площадки для сбора мусора и пищевых отходов должны иметь твердое покрытие и находиться на расстоянии не менее 25 м от границ торговой зоны.
     
     3.11. Площади складских, подсобных и иных помещений устанавливаются в соответствии с требованиями СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87. При этом максимальная площадь складских, подсобных и иных помещений не должна превышать 50% от общей площади рынка.
     
     3.12. Рынки должны быть обеспечены стоянками для временного хранения (парковки) автомобилей обслуживающего персонала и посетителей.
     
     3.13. Требуемое расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей проектируется из расчета 1 машино-место на 1 торговое место или на 10 кв. м торговой площади.
     
     На рынках, расположенных в общественно-деловых зонах, при размерах торговой площади до 1 000 кв. м расчетное количество составляет 25 машино-мест на 50 торговых мест.
     
     При проектировании рынка в отдельно стоящем здании площадку для парковки транспорта обслуживающего персонала и посетителей необходимо предусматривать со стороны проезжей части автодорог. Площадка не должна размещаться на придомовой территории жилых зданий.
     
     При расчете площадь стоянок для временного хранения автомобилей в общую площадь рынка не включается.
     
     3.14. Минимальные расстояния от автостоянок для парковки легковых автомобилей следует принимать согласно СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
     
     3.15. На территории рынка здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны располагаться с учетом зонирования, которое обеспечивает отсутствие встречных потоков движения персонала, посетителей, погрузочно-разгрузочного, транспортного оборудования, автомобильного транспорта.
     
     3.16. При проектировании рынков необходимо обеспечивать:
     
     - безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны;
     
     - возможности передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на всем пространстве пешеходной зоны;
     
     - пешеходную доступность от остановок общественного пассажирского транспорта не более 250 м;
     
     
     - подъезд грузового автомобильного транспорта к торговым объектам с боковых и параллельных улиц, без пересечения основного пешеходного пути;
     
     - места парковки автомобилей на расстоянии не более 400 м от любой точки рынка;
     
     - длину перехода между наиболее удаленными объектами рынка не более 400 м;
     
     - длину перехода из любой точки рынка до общественного туалета не более 200 м.
     
     3.17. Минимальные расстояния между зданиями, крайними строениями и группами строений следует принимать в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом требований к инсоляции и освещенности зданий и находящихся в них помещений, зооветеринарных и санитарно-эпидемиологических требований.
     
     3.18. При проектировании рынков следует предусматривать санитарно-защитную зону, которая устанавливается согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
     
     3.19. Проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны должен разрабатываться в составе проектной документации для строительства рынка.
     
     Озеленение санитарно-защитной зоны рекомендуется не менее 60% ее площади.
     
     3.20. Расстояния от территории рынка до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
     
     3.21. По периметру застройки розничных рынков площадью 9 га и более проектируется круговой объезд. Расстояние между полотном объезда и расположенными на периферии комплекса зданиями не должно превышать 50 м.
     
     Через каждые 300 м по фронту проезда следует предусматривать сквозные проезды для пожарных автомашин.
     
     3.22. Въезды и входы на территорию рынка, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерным площадкам для сбора мусора проектируются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
     
     3.23. Через территории рынков не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
     
     3.24. Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации розничных рынков должны соответствовать требованиям СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*.

4. Характеристика расположенных на рынке подсобных и иных помещений, площадь торговых мест


     4.1. Здания рынков должны иметь в своем составе следующие группы помещений:
     
     - торговые помещения;
     
     - помещения подготовки товаров к продаже;
     
     - служебно-бытовые помещения;
     
     - помещения для хранения товаров (складские помещения);
     
     - подсобные помещения.
     
     4.2. Предельные площади групп помещений рынка, характеристика помещений, входящих в состав функциональных групп помещений, и их состав определяются проектной документацией на основании требований градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, требований пожарной безопасности, а также иных требований действующего законодательства.
     
     Не допускается использование помещений для нужд, не предусмотренных функциональным назначением этих помещений.
     
     4.3. Группа торговых помещений включает торговые залы с оборудованными торговыми местами и помещения для дополнительных услуг, в том числе помещения для предприятий общественного питания, иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование.
     
     4.4. В торговых залах проектируются места для организации сезонной торговли. Площадь данной подзоны определяется в соответствии с заданием на проектирование на основании норм, приведенных в пп. 2.2, 3.6 настоящего приложения.
     
     4.5. Для подготовки пищевых продуктов к продаже проектируются изолированные помещения, которые оборудуются необходимым технологическим оборудованием. Размеры помещений для подготовки пищевых продуктов к продаже определяются согласно проектной документации.
     
     4.6. В состав служебных и бытовых помещений входят:
     
     - офисные помещения администрации рынка (отдельные помещения при торговой площади рынка 900 кв. м и более);
     
     - комната персонала для приема пищи или столовая (буфет);
     
     - помещения для хранения личных вещей персонала;
     
     
     - помещения охраны рынка (при торговой площади 1 500 кв. м и более);
     
     - помещения для сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов на постоянной или временной основе (по их требованию);
     
     - туалеты для персонала и покупателей;
     
     - помещение гигиены женщин (при торговой площади 1 500 кв. м и более);
     
     - радиоузел (при торговой площади 600 кв. м и более);
     
     - иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование.
     
     4.7. Состав подсобных и складских помещений включает помещения, указанные в пп. 3.9 и 3.10 настоящего приложения, а также:
     
     - помещения для временного хранения изъятых из оборота товаров;
     
     - помещения для хранения торгово-весового инвентаря и измерительных приборов, соответствующих метрологическим правилам и нормам, в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг);
     
     - предприятия массового и сервисного обслуживания населения;
     
     - мусоросборники (для сбора пищевых отходов должны быть предусмотрены специальные емкости).
     
     4.8. Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное в торговой зоне управляющей рынком компанией.
     
     Торговое место на рынке предоставляется в соответствии со схемой, разрабатываемой и утверждаемой управляющей рынком компанией, по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Минимальная площадь торгового места на розничном рынке составляет 6 кв. м.
     
     Для граждан (в том числе ведущих крестьянское/фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) допускается организация сезонной торговли с лотков при обеспечении площади торгового места не менее 1,5 кв. м.
     
     Торговое место должно иметь номер согласно схеме, который указывается при заключении договора о предоставлении торгового места. Сведения о количестве и расположении торговых мест размещаются на информационном стенде на территории рынка.
     
     4.9. Торговое место на рынке должно отвечать требованиям:
     
     - пожарной безопасности;
     
     
     - санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
     
     - характеристики торгового места, установленной управляющей рынком компанией;
     
     - норм и правил при продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения;
     
     - обеспечения охраны и безопасности труда;
     
     - обеспечения средствами измерений (весы, мерные емкости, гири и т.д.) при продаже определенных групп товаров;     
     
     - обеспечения применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством.
     
     4.10. Размещение торговых мест и оборудования должно обеспечивать посетителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
     
     4.11. Из залов торговых помещений должны быть предусмотрены не менее двух эвакуационных выходов. Полы на путях перемещения товара и эвакуации не должны иметь порогов и других препятствий.
     
     Расстояние от наиболее удаленной точки торгового зала до ближайшего эвакуационного выхода и ширину последнего следует принимать в соответствии с СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 и Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
     
     4.12. Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории рынка, должны быть выполнены из негорючих материалов в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями пожарной безопасности.
     
     4.13. При многоэтажной застройке входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для посетителей.
     
     4.14. Высоту этажей следует принимать 3,3 м. Допускается при обосновании (механизация, оборудование, конструкции) увеличивать высоту этажей с торговой площадью свыше 400 кв. м до 3,6 м, а свыше 1 000 кв. м - до 4,2 м и 4,8 м. Если внутренний объем зала позволяет предусматривать естественную вентиляцию, допускается принимать высоту этажа свыше 4,8 м (по заданию на проектирование).

     

Текст первоначальной редакции документа сверен по:
официальная рассылка


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ