МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2016 года N 94
Об утверждении основных требований к
планировке, перепланировке и застройке
розничных рынков, реконструкции и
модернизации зданий, строений,
сооружений, расположенных на розничных
рынках, и находящихся в них помещений
В соответствии с подпунктом 22 пункта 10
Положения о Министерстве строительства,
жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Республики Карелия",
утвержденного постановлением
Правительства Республики Карелия от 9
июля 2013 года N 216-П,
приказываю:
утвердить основные требования к
планировке, перепланировке и застройке
розничных рынков, реконструкции и
модернизации зданий, строений,
сооружений, расположенных на розничных
рынках, и находящихся в них помещений
согласно приложению.
Министр
Д.С.Матвиец
Приложение к приказу
Министерства строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Карелия
от 29.03.2016 N 94
Основные требования к планировке,
перепланировке и застройке розничных
рынков, реконструкции и модернизации
зданий, строений, сооружений,
расположенных на розничных рынках, и
находящихся в них помещений
1. Общие положения
1.1. Основные требования к планировке,
перепланировке и застройке розничных
рынков, реконструкции и модернизации
зданий, строений, сооружений,
расположенных на розничных рынках, и
находящихся в них помещений разработаны
в соответствии со статьей 11 Федерального
закона "О розничных рынках и о
внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации" от 30 декабря 2006
года N 271-ФЗ.
1.2. Розничный рынок (далее - рынок) -
имущественный комплекс, предназначенный
для осуществления деятельности по
продаже товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) на основе цен, свободно
определяемых непосредственно при
заключении договоров розничной
купли-продажи и договоров бытового
подряда, и имеющий в своем составе
торговые места.
1.3. Настоящие требования распространяются на существующие, вновь строящиеся и реконструируемые рынки и обязательны для соблюдения при планировке, перепланировке, застройке и оборудовании рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений, расположенных на розничных рынках, и находящихся в них помещений.
1.4. Выбор земельного участка для размещения рынка осуществляется в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого планируется его создание.
1.5. Размещение рынков осуществляется в соответствии с планом организации рынков на территории Республики Карелия, предусматривающим места расположения рынков (адреса), их количество и типы (универсальный, специализированный, автомобильный).
1.6. Управляющая рынком компания обязана обеспечить доступность зданий и сооружений рынка для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также условия беспрепятственного и удобного передвижения их на территории рынка.
2. Параметры земельного участка для
размещения рынка
2.1. С учетом обеспечения рационального
использования территории предельную
минимальную торговую площадь рынка
следует проектировать из расчета 24-40 кв.
м торговой площади на 1 000 жителей.
2.2. Размеры земельных участков следует
принимать от 7 до 14 кв. м на 1 кв. м торговой
площади розничного рынка (комплекса) в
зависимости от вместимости:
- 14 кв. м - при торговой площади до 600 кв.
м;
- 7 кв. м - при торговой площади свыше 3 000
кв. м.
2.3. Площадь земельного участка под рынок
определяется формулой:
S зем. уч. = N x S.1 x S,
где N - количество торговых мест;
S.1 - площадь земельного участка на 1 кв. м
торговой площади;
S - торговая площадь на 1 торговое
место.
2.4. Минимальная торговая площадь под
специализированные непродовольственные
рынки (авторынки, автозапчасти - далее
авторынки) определяется формулой:
S зем. уч. = N.а x S.а,
где N.а - количество автомобилей;
S.а - площадь земельного участка под 1
автомобиль.
Площадь одного торгового места на
авторынке принимается 30 кв. м на 1
автомобиль.
2.6. Торговые места могут проектироваться в крытом рынке (здании, сооружении), а также на открытой площадке территории рынка.
3. Характеристика расположенных на рынке
зданий, строений, сооружений и
находящихся в них помещений
3.1. Требования к обустройству,
оборудованию и содержанию рынков
устанавливаются Федеральным законом от
30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных
рынках и о внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации".
3.2. Запрещается продажа товаров
(выполнение работ, оказание услуг) с
автотранспортных средств на рынке, за
исключением деятельности по продаже на
сельскохозяйственном рынке и
сельскохозяйственном кооперативном
рынке сельскохозяйственной продукции,
не прошедшей промышленной
переработки.
Организацию торговых мест с
автотранспортных средств следует
предусматривать в схеме размещения
торговых мест исходя из расчета не менее
25 кв. м на 1 торговое место. При планировке
рынка следует предусматривать
организацию зоны для торговли с
автотранспортных средств, при этом она
не должна совмещаться со стоянкой для
индивидуального транспорта
обслуживающего персонала и посетителей
рынка.
3.3. Проектируемые на рынке здания,
строения, сооружения и находящиеся в них
помещения должны соответствовать
архитектурным, технологическим,
градостроительным, строительным,
санитарным нормам и правилам,
требованиям пожарной безопасности и
иным требованиям законодательства
Российской Федерации.
3.4. На земельном участке для размещения
рынков предусматриваются следующие
функциональные зоны:
- торговая зона;
- административно-складская зона;
- хозяйственная зона;
- зона стоянки автотранспорта;
- зона приема и распределения связанных с
рынком пешеходных потоков;
- зона озеленения и отдыха
покупателей.
3.5. В состав торговой зоны входят подзоны продовольственных и непродовольственных торговых зданий, сооружений, в которых проектируются помещения для оказания дополнительных услуг, в том числе помещения предприятий общественного питания, и открытые торговые площадки.
3.6. В торговой зоне проектируется подзона для организации торговых мест сезонной торговли. Соотношение площади для круглогодичной и сезонной торговли устанавливается заданием на проектирование.
3.7. В состав административно-складской зоны рынка входят служебные, в том числе лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, бытовые, складские и подсобные здания, строения и сооружения.
3.8. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы может проектироваться в здании рынка или в отдельно стоящем здании на территории рынка. Состав и минимальная норма площади помещений лаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы на продовольственных рынках устанавливается заданием на проектирование.
Планировка и застройка лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках должна обеспечивать поточность технологического процесса, исключая пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее в торговый зал для последующей реализации.
3.9. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров проектируются раздельными.
Помещения для хранения пищевых продуктов с холодильными камерами и подготовки их к продаже должны быть приближены к загрузочным местам и местам реализации и не должны быть проходными.
На рынках, работающих с контейнерами, проектируются площадки для хранения контейнеров и их санитарной обработки.
3.10. В хозяйственной зоне следует проектировать следующие помещения (навесы):
- помещения для хранения тары (под навесом или в неотапливаемом помещении);
- помещения для хранения упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды;
- помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;
- иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование;
- площадки для сбора мусора и пищевых отходов.
3.11. Площади складских, подсобных и иных помещений устанавливаются в соответствии с требованиями СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87. При этом максимальная площадь складских, подсобных и иных помещений не должна превышать 50% от общей площади рынка.
3.12. Рынки должны быть обеспечены стоянками для временного хранения (парковки) автомобилей обслуживающего персонала и посетителей.
3.13. Требуемое расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей проектируется из расчета 1 машино-место на 1 торговое место или на 10 кв. м торговой площади.
На рынках, расположенных в общественно-деловых зонах, при размерах торговой площади до 1 000 кв. м расчетное количество составляет 25 машино-мест на 50 торговых мест.
При проектировании рынка в отдельно стоящем здании площадку для парковки транспорта обслуживающего персонала и посетителей необходимо предусматривать со стороны проезжей части автодорог. Площадка не должна размещаться на придомовой территории жилых зданий.
При расчете площадь стоянок для временного хранения автомобилей в общую площадь рынка не включается.
3.14. Минимальные расстояния от автостоянок для парковки легковых автомобилей следует принимать согласно СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
3.15. На территории рынка здания, строения, сооружения и находящиеся в них помещения должны располагаться с учетом зонирования, которое обеспечивает отсутствие встречных потоков движения персонала, посетителей, погрузочно-разгрузочного, транспортного оборудования, автомобильного транспорта.
3.16. При проектировании рынков необходимо обеспечивать:
- безопасность пешеходного передвижения в пределах пешеходной зоны;
- возможности передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения на всем пространстве пешеходной зоны;
- пешеходную доступность от остановок общественного пассажирского транспорта не более 250 м;
- подъезд грузового автомобильного транспорта к торговым объектам с боковых и параллельных улиц, без пересечения основного пешеходного пути;
- места парковки автомобилей на расстоянии не более 400 м от любой точки рынка;
- длину перехода между наиболее удаленными объектами рынка не более 400 м;
- длину перехода из любой точки рынка до общественного туалета не более 200 м.
3.17. Минимальные расстояния между зданиями, крайними строениями и группами строений следует принимать в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом требований к инсоляции и освещенности зданий и находящихся в них помещений, зооветеринарных и санитарно-эпидемиологических требований.
3.18. При проектировании рынков следует предусматривать санитарно-защитную зону, которая устанавливается согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
3.19. Проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны должен разрабатываться в составе проектной документации для строительства рынка.
Озеленение санитарно-защитной зоны рекомендуется не менее 60% ее площади.
3.20. Расстояния от территории рынка до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
3.21. По периметру застройки розничных рынков площадью 9 га и более проектируется круговой объезд. Расстояние между полотном объезда и расположенными на периферии комплекса зданиями не должно превышать 50 м.
Через каждые 300 м по фронту проезда следует предусматривать сквозные проезды для пожарных автомашин.
3.22. Въезды и входы на территорию рынка, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерным площадкам для сбора мусора проектируются в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
3.23. Через территории рынков не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).
3.24. Системы горячего, холодного водоснабжения и канализации розничных рынков должны соответствовать требованиям СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*.
4. Характеристика расположенных на рынке подсобных и иных помещений, площадь торговых мест
4.1. Здания рынков должны иметь в своем
составе следующие группы помещений:
- торговые помещения;
- помещения подготовки товаров к
продаже;
- служебно-бытовые помещения;
- помещения для хранения товаров
(складские помещения);
- подсобные помещения.
4.2. Предельные площади групп помещений
рынка, характеристика помещений,
входящих в состав функциональных групп
помещений, и их состав определяются
проектной документацией на основании
требований градостроительных,
строительных,
санитарно-эпидемиологических норм и
правил, требований пожарной
безопасности, а также иных требований
действующего законодательства.
Не допускается использование помещений
для нужд, не предусмотренных
функциональным назначением этих
помещений.
4.3. Группа торговых помещений включает
торговые залы с оборудованными
торговыми местами и помещения для
дополнительных услуг, в том числе
помещения для предприятий общественного
питания, иные помещения, предусмотренные
заданием на проектирование.
4.4. В торговых залах проектируются места
для организации сезонной торговли.
Площадь данной подзоны определяется в
соответствии с заданием на
проектирование на основании норм,
приведенных в пп. 2.2, 3.6 настоящего
приложения.
4.5. Для подготовки пищевых продуктов к
продаже проектируются изолированные
помещения, которые оборудуются
необходимым технологическим
оборудованием. Размеры помещений для
подготовки пищевых продуктов к продаже
определяются согласно проектной
документации.
4.6. В состав служебных и бытовых
помещений входят:
- офисные помещения администрации рынка
(отдельные помещения при торговой
площади рынка 900 кв. м и более);
- комната персонала для приема пищи или
столовая (буфет);
- помещения для хранения личных вещей
персонала;
- помещения охраны рынка (при торговой
площади 1 500 кв. м и более);
- помещения для сотрудников органов
внутренних дел, контрольных и надзорных
органов на постоянной или временной
основе (по их требованию);
- помещение гигиены женщин (при торговой площади 1 500 кв. м и более);
- радиоузел (при торговой площади 600 кв. м и более);
- иные помещения, предусмотренные заданием на проектирование.
4.7. Состав подсобных и складских помещений включает помещения, указанные в пп. 3.9 и 3.10 настоящего приложения, а также:
- помещения для временного хранения изъятых из оборота товаров;
- помещения для хранения торгово-весового инвентаря и измерительных приборов, соответствующих метрологическим правилам и нормам, в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг);
- предприятия массового и сервисного обслуживания населения;
- мусоросборники (для сбора пищевых отходов должны быть предусмотрены специальные емкости).
4.8. Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное в торговой зоне управляющей рынком компанией.
Торговое место на рынке предоставляется в соответствии со схемой, разрабатываемой и утверждаемой управляющей рынком компанией, по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Минимальная площадь торгового места на розничном рынке составляет 6 кв. м.
Для граждан (в том числе ведущих крестьянское/фермерское хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) допускается организация сезонной торговли с лотков при обеспечении площади торгового места не менее 1,5 кв. м.
Торговое место должно иметь номер согласно схеме, который указывается при заключении договора о предоставлении торгового места. Сведения о количестве и расположении торговых мест размещаются на информационном стенде на территории рынка.
4.9. Торговое место на рынке должно отвечать требованиям:
- пожарной безопасности;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- норм и правил при продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения;
- обеспечения охраны и безопасности труда;
- обеспечения средствами измерений (весы, мерные емкости, гири и т.д.) при продаже определенных групп товаров;
- обеспечения применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством.
4.10. Размещение торговых мест и оборудования должно обеспечивать посетителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
4.11. Из залов торговых помещений должны быть предусмотрены не менее двух эвакуационных выходов. Полы на путях перемещения товара и эвакуации не должны иметь порогов и других препятствий.
Расстояние от наиболее удаленной точки торгового зала до ближайшего эвакуационного выхода и ширину последнего следует принимать в соответствии с СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 и Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
4.12. Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории рынка, должны быть выполнены из негорючих материалов в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями пожарной безопасности.
4.13. При многоэтажной застройке входы и лестницы для обслуживающего персонала должны быть отдельными от входов и лестниц для посетителей.
4.14. Высоту этажей следует принимать 3,3 м. Допускается при обосновании (механизация, оборудование, конструкции) увеличивать высоту этажей с торговой площадью свыше 400 кв. м до 3,6 м, а свыше 1 000 кв. м - до 4,2 м и 4,8 м. Если внутренний объем зала позволяет предусматривать естественную вентиляцию, допускается принимать высоту этажа свыше 4,8 м (по заданию на проектирование).
Текст
первоначальной редакции документа
сверен по:
официальная рассылка