ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2017 года N 182р-П
[Об утверждении Концепции развития
этнокультурного образования в
Республике Карелия (языки и культура
карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы]
Утвердить прилагаемую Концепцию
развития этнокультурного образования в
Республике Карелия (языки и культура
карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025
годы.
Временно исполняющий
обязанности
Главы Республики Карелия А.О.
Парфенчиков
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 4 апреля 2017 года N 182р-П
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы
I. Общие положения
Концепция развития этнокультурного
образования в Республике Карелия (языки
и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017
- 2025 годы (далее - Концепция) представляет
собой систему взглядов на цели, задачи,
содержание, базовые принципы и основные
направления развития этнокультурного
образования в Республике Карелия.
Концепция разработана во исполнение
решения Совета представителей карелов,
вепсов и финнов Республики Карелия при
Главе Республики Карелия (протокол
заседания от 27 августа 2015 года, пункт
1.4).
Сохраняя преемственность с Концепцией
развития финно-угорской школы
Республики Карелия, утвержденной
постановлением Председателя
Правительства Республики Карелия от 25
апреля 1997 года N 225, в системе принципов и
приоритетов государственной
образовательной политики, Концепция
учитывает изменения законодательства в
сфере этнокультурного образования,
имеет ряд отличительных характеристик и
определяет новые векторы развития в
современных социально-экономических
условиях.
Нормативную правовую основу Концепции
составляют:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 года N 1807-I "О языках народов
Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 года N 1662-р;
Концепция устойчивого развития коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации,
утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4
февраля 2009 года N 132-р;
приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 3 августа 2006 года
N 201 "О Концепции национальной
образовательной политики Российской
Федерации";
Конституция Республики Карелия;
Закон Республики Карелия от 19 марта 2004
года N 759-ЗРК "О государственной
поддержке карельского, вепсского и
финского языков в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011
года N 1562-ЗРК "О поддержке социально
ориентированных некоммерческих
организаций в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013
года N 1755-ЗРК "Об образовании";
постановление Законодательного
Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010
года N 1755-IV ЗС "О Стратегии
социально-экономического развития
Республики Карелия до 2020 года";
постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы";
постановление Правительства Республики Карелия от 30 августа 2014 года N 278-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Культура Республики Карелия" на 2014 - 2020 годы";
Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 13 ноября 2015 года N 699р-П;
приказ Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства образования Республики Карелия и Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 28 мая 2009 года N 443/100/208 "Об утверждении Плана и Перечня комплексных мероприятий "Развитие карельского языка в Республике Карелия на 2009 - 2020 годы";
иные
правовые акты Российской Федерации и
Республики Карелия, регулирующие
приоритетные направления развития
отраслей экономики и социальной
сферы.
При разработке Концепции также учтены
основные положения федеральных
государственных образовательных
стандартов (далее - ФГОС) дошкольного
образования, начального общего
образования, основного общего
образования, среднего общего
образования, профессионального
образования, а также федеральных
государственных требований в части
обеспечения региональных, национальных
и этнокультурных потребностей и
интересов обучающихся.
В настоящее время в условиях
многонационального российского
государства защита и развитие
этнокультурных особенностей и традиций
народов Российской Федерации являются
ведущими принципами государственной
национальной, культурной и
образовательной политики.
Этнокультурное образование
представляет собой целостный процесс
изучения и практического овладения
ценностями народной культуры,
прорастающей в культуру этноса и
входящей в систему мировой культуры; это
процесс становления, социализации,
воспитания личности на этнокультурных
традициях, сочетающий моноэтническую
глубину и полиэтническую широту
постижения родной культуры.
Содержательная основа этнокультурного
образования базируется на комплексном
освоении этнокультуры с доминантой на ее
системообразующих элементах - языке и
народной культуре.
Этнокультурное образование рассматривается как непрерывное, обеспечивающее возможность реализации права личности на образование в течение всей жизни: посредством индивидуальной познавательной деятельности (информальное образование, или самообразование), путем освоения различных программ подготовки по месту работы или через просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций (неформальное образование).
Необходимость развития этнокультурного образования в Республике Карелия определяется следующими обстоятельствами:
глобализацией сферы образования,
что приводит к оттоку молодежи в другие
регионы России, а также к миграции в
зарубежные страны;
потребностью в создании условий,
способствующих развитию этнической и
этнокультурной идентичности
прибалтийско-финского населения
Республики Карелия;
неустойчивостью развития системы
этнокультурного образования в
переходный период внедрения в
образовательный процесс новых
образовательных стандартов;
неравномерностью развития
этнокультурных образовательных центров
в регионе;
сокращением численности
прибалтийско-финских народов, вызванным
в числе прочего нарастающими процессами
ассимиляции и глобализации;
снижением общего уровня знаний
населения в области карельского,
вепсского, финского языков и культуры их
носителей;
потребностью развития экономики региона
с учетом его этнокультурных
особенностей.
При этом основными предпосылками
разработки Концепции являются:
наличие многоуровневой системы изучения
карельского, вепсского и финского языков
и преподавания культуры этих народов;
наличие устойчивого спроса населения
региона на образовательные услуги в
сфере этнокультурного образования.
В период с 1991 по 2016 год в Республике
Карелия созданы следующие основы для
реализации Концепции:
возрождаются и сохраняются национально-культурные традиции прибалтийско-финских народов, активно работают их общественные объединения;
обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов этнокультурного образования в области изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей;
реализуются государственные программы, в рамках которых осуществляется поддержка карельского, вепсского и финского языков;
функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
разрабатывается научно-методическая и учебно-методическая база обучения карельскому, вепсскому, финскому языкам и предметам (дисциплинам) этнокультурной направленности.
Вместе с тем в Республике Карелия существует необходимость разработки комплексных подходов, позволяющих решать задачи системного развития этнокультурного образования, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных образовательных технологий, методик и практик.
II. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия
В настоящее время система
этнокультурного образования в
Республике Карелия представлена всеми
уровнями и видами образования:
общее образование (дошкольное
образование, начальное общее
образование, основное общее образование,
среднее общее образование);
профессиональное образование (среднее
профессиональное образование, высшее
образование);
дополнительное образование
(дополнительное образование детей и
взрослых, дополнительное
профессиональное образование).
Общее образование
В дошкольных образовательных
организациях в Республике Карелия
этнокультурное образование
представлено в части образовательной
программы, формируемой (в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного
образования) участниками
образовательных отношений. Знакомство
детей дошкольного возраста с
государственной символикой,
географическим положением, климатом,
природой, экономикой Карелии, а также
приобщение к культуре, искусству,
традициям, фольклору, национальным
языкам карелов, вепсов и финнов
происходит в рамках освоения всех
образовательных областей реализуемой
программы.
В настоящее время прибалтийско-финские языки изучают около 1000 (3%) воспитанников в 26 (10%) дошкольных образовательных организациях в 5 муниципальных районах и 2 городских округах в Республике Карелия. Всего преподают карельский, финский, вепсский языки 50 педагогов (средний возраст - 42 года; 41% - с высшим образованием; 65% педагогов не имеют профессиональной подготовки в области преподавания языка).
В 2016 году создана региональная инновационная площадка "Непрерывное этнокультурное образовательное пространство образовательных учреждений" на базе:
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад комбинированного вида N 20 "Лумикелло";
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения Петрозаводского городского
округа "Финно-угорский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей N
56 "Марьяне";
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Центр развития ребенка -
финно-угорский детский сад N 107
"Жемчужинка";
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Средняя общеобразовательная
финно-угорская школа имени Элиаса
Лённрота".
Основной целью деятельности
региональной инновационной площадки
является объединение образовательных
сред дошкольных образовательных и
общеобразовательных организаций в
единую этнокультурную среду для
воспитанников и обучающихся. Важным
направлением работы становится
взаимодействие с семьей как в рамках
образовательного процесса, так и за его
пределами через воскресные школы для
родителей, семейные конкурсы, фестивали
и другие.
В связи с переходом на ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования была обновлена инструктивно-методическая и учебно-методическая база, подготовлены и прошли региональную экспертизу примерные программы по прибалтийско-финским языкам и предметам этнокультурной направленности для начальной, основной и старшей школы, изданы учебные пособия по карельскому, вепсскому и финскому языкам для 1 - 5 классов, учебники "Край, в котором я живу" для 2 - 4 классов, "Моя Карелия" для 5 - 9 классов, "История Карелии" для 10 - 11 классов.
В настоящее время в общеобразовательных организациях этнокультурный компонент включен в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей (например, "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Технология", "География", "Биология" и другие), изучаются учебные предметы "Родной язык (карельский, вепсский, финский)", "Иностранный (финский) язык", "История Карелии", интегрированные предметы "Край, в котором я живу" и "Моя Карелия", элективные спецкурсы региональной тематики.
При
этом в качестве доминантной
этнокультурной составляющей школьного
образования выступает обучение
карельскому, вепсскому и финскому
языкам. Ежегодно прибалтийско-финские
языки изучают около 7000 (11%) обучающихся в
49 (22%) общеобразовательных организациях 13
муниципальных образований в Республике
Карелия. Карельский, вепсский и финский
языки изучаются как в урочной (70%), так и в
кружковой форме во внеурочной
деятельности (30%).
Преподают языки 94 учителя; 95% педагогов
имеют высшее образование, средний
возраст учителей - 43 года.
В образовательных организациях
организуется проектная и
исследовательская деятельность,
работают школьные музеи, проводятся
олимпиады, конкурсы, викторины,
конференции. Многие мероприятия
приурочены к Международному дню родных
языков (21 февраля), Международному дню
Калевалы (28 февраля), Дню финского языка (9
апреля), Дню карельской и вепсской
письменности (20 апреля), Международному
дню коренных народов мира (9 августа),
Дням родственных финно-угорских народов
(третья неделя октября).
Профессиональное образование
В профессиональных организациях
среднего профессионального и высшего
образования этнокультурное образование
представлено преподаванием карельского,
вепсского и финского языков и
краеведческим компонентом курсов
теоретических и практических
дисциплин.
Преподают карельский и финский языки в системе среднего профессионального образования Республики Карелия 5 педагогов.
В
организациях среднего
профессионального образования
республики реализуются основные
образовательные программы, которые
предполагают изучение спецкурсов и
дисциплин, включающих этнокультурную
составляющую (например, "Организация
музейного дела в образовательном
учреждении", "Культурное наследие
Карелии", "Народный костюм",
"Краеведение", "История и
этнография финно-угорских народов"),
организуется
фольклорно-этнографическая
(экспедиционная) практика, ведется
внеурочная и проектно-исследовательская
деятельность, включая курсовые и
выпускные квалификационные работы,
посвященные вопросам истории
образования, развития культуры,
искусства Карелии, для студентов
организуются культурно-образовательные
поездки по районам республики.
Этнокультурное образование в сфере
музыкального искусства предлагается в
государственном бюджетном
профессиональном образовательном
учреждении Республики Карелия
"Петрозаводский музыкальный колледж
имени Карла Эриковича Раутио" и в
федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего
образования "Петрозаводская
государственная консерватория имени А.К.
Глазунова", где с 1993 года существует
кафедра музыки финно-угорских народов,
открыт бакалавриат и магистратура по
профилю "Этномузыкология", с 2014/15
учебного года преподается финский язык.
По направлению 52.05.01 "Актерское
искусство" в консерватории готовят
актеров для бюджетного учреждения
"Государственный Национальный театр
Республики Карелия".
В настоящее время преподавателями кафедры прибалтийско-финской филологии ведется разработка магистерской программы "Прибалтийско-финские языки в социокультурном пространстве Европы".
Финский язык также изучается в
качестве иностранного языка в рамках
образовательных программ, реализуемых в
Институте физической культуры, спорта и
туризма, а также в Институте истории,
политических и социальных наук
Петрозаводского государственного
университета. Этнокультурный компонент
широко представлен в содержании
дисциплин учебных планов кафедры
технологического образования Института
педагогики и психологии Петрозаводского
государственного университета. Студенты
изучают такие курсы, как "Народное
судостроение", "Технология
изготовления и ремонта музыкальных
инструментов", "Народное
зодчество", "Народная кукла" и
другие. На кафедре технологического
образования функционирует учебная
лаборатория "Историческое и народное
судостроение", по итогам работы
которой опубликована монография
"Народное судостроение Карелии",
изготовлено свыше 10 карельских лодок;
ведется обучение профессии "столяр по
изготовлению и ремонту деталей и узлов
музыкальных инструментов"
(карело-финских музыкальных
инструментов кантеле).
В 2017/18 учебном году в Институте
педагогики и психологии Петрозаводского
государственного университета
планируется открытие академического
бакалавриата по направлению
"Педагогическое образование.
Начальное образование и родной язык
(карельский)".
Дополнительное образование
В системе дополнительного образования детей этнокультурная составляющая интегрируется в содержание дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ художественной, естественно-научной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности (например, национальные танцы, игры, декоративно-прикладное творчество и другие).
При этом из прибалтийско-финских языков изучаются только карельский и финский (около 150 человек). В республиканской системе дополнительного образования детей преподают языки 5 педагогов дополнительного образования.
В последние годы произошли позитивные изменения в системе дополнительного образования взрослых. Наряду с массовым изучением финского языка на различных языковых курсах по инициативе национальных общественных организаций началось преподавание взрослому населению Республики Карелия карельского и вепсского языков (например, на базе бюджетного учреждения "Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия"). Каждый желающий также может начать изучение карельского и вепсского языков в рамках курсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В г. Петрозаводске, Олонецком, Пряжинском национальных муниципальных районах созданы и действуют клубы общения на карельском и вепсском языках (Paginkanzu, Paginklub "Vepslдiћed besedad"). Деятельность клубов строится в том числе на использовании современных компьютерных технологий путем организации регулярных виртуальных тематических встреч, посвященных различным событиям в жизни карельского и вепсского народов.
III. Научно-методическое, организационно-информационное и учебно-методическое сопровождение системы этнокультурного образования
Вопросы оказания научно-методической,
учебно-методической и
организационно-информационной
поддержки педагогическим работникам,
осуществляющим образовательный процесс
на карельском, вепсском и финском языках,
входят в компетенцию Центра
этнокультурного образования
государственного автономного
учреждения дополнительного
профессионального образования
Республики Карелия "Карельский
институт развития образования" (далее
- ГАУ ДПО РК "Карельский институт
развития образования", Центр).
На постоянной основе проводятся курсы
повышения квалификации педагогов,
организуются конференции, семинары,
практикумы, мастер-классы и другие
образовательные мероприятия,
направленные на повышение
профессиональной компетентности
педагогических и руководящих работников
сферы этнокультурного образования
республики.
В целях научно-методическая и учебно-методического обеспечения этнокультурного образовательного процесса в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, методистами Центра ведется работа по подготовке, изданию и апробации учебно-методических комплексов нового поколения по предметам и курсам этнокультурной направленности. Разрабатываются дидактические и наглядные материалы, брошюры, сборники заданий к государственной (итоговой) аттестации по карельскому, вепсскому и финскому языкам, примерные образовательные программы, хрестоматии по родной литературе.
В Республике Карелия активно внедряются конкурсные механизмы поддержки педагогических работников системы этнокультурного образования республики, ежегодно проводятся различные профессиональные конкурсы для педагогов:
"Лучшие учебно-методические материалы по карельскому, финскому и вепсскому языкам";
"Лучшие практики по этнокультурному образованию в дошкольных образовательных учреждениях Республики Карелия";
"Лучшая предметно-пространственная среда этнокультурной направленности";
"Лучший сайт образовательной организации этнокультурной направленности";
"Лучший персональный сайт
этнокультурной направленности";
республиканский конкурс "Учитель года
Карелии" (номинация "Учитель
родного языка");
республиканский конкурс "Воспитатель
года" (номинация "Воспитатель с
правом преподавания родного
языка").
Важным направлением деятельности Центра
является организационно-методическое
сопровождение муниципального и
регионального этапов Республиканской
олимпиады школьников по карельскому,
вепсскому и финскому языкам, которая на
протяжении последних лет приобрела
статус межрегиональной, так как в ней
принимают участие обучающиеся из школ
Санкт-Петербурга, Ленинградской и
Вологодской областей. В 2016 году впервые
прошла межрегиональная олимпиада по
предметам этнокультурной
направленности "Морошка" (более 2000
участников). С использованием
интернет-сервисов были организованы
сетевые конкурсы знатоков карельских
сказок и "Калевалы".
В 2014 году в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" был открыт образовательный портал "Этнокультурное образование Республики Карелия" (http://edu-rk.ru), на котором представлена информация о тенденциях развития данной сферы в Республике Карелия. Портал работает и как инструмент сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
В целях решения актуальных вопросов разработки нормативной, научно-методической и учебно-методической базы для реализации образовательных программ по прибалтийско-финским языкам и другим аспектам этнокультурного содержания образования в 2016 году на базе ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" создано региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования Республики Карелия.
Научные организации, учреждения культуры, общественные и религиозные организации, средства массовой информации в этнокультурном образовательном пространстве Республики Карелия
В
формировании этнокультурного
образовательного пространства наряду с
образовательными организациями
принимают активное участие национальные
общественные организации, религиозные
организации, средства массовой
информации, учреждения культуры и
науки.
Старейшим и единственным в Республике
Карелия академическим институтом
гуманитарного профиля является
федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Институт языка,
литературы и истории Карельского
научного центра Российской академии
наук (далее - ИЯЛИ КарНЦ РАН). В ИЯЛИ КарНЦ
РАН открыта аспирантура, ведется прием
по направлениям "Языкознание и
литературоведение" (специальность
"Литература народов Российской
Федерации (финно-угорская)" и
"Исторические науки и археология"
(специальность "Этнография, этнология
и антропология") и другим.
В последние годы большое влияние приобрели национальные общественные организации как субъекты этнокультурного образования и воспитания, выполняющие на местах особую миссию восстановления необходимых для сохранения языковой среды межпоколенных связей и объединения местного сообщества вокруг национальных традиций. Всего в Республике Карелия зарегистрировано 30 национальных общественных объединений, которые представляют интересы прибалтийско-финских народов. Общественные организации участвуют в конкурсах проектов этнокультурной направленности, получают грантовую поддержку для организации и проведения просветительских мероприятий, курсов родного языка, мастер-классов, творческих фестивалей.
В 1992 году по инициативе 3 национальных общественных организаций: региональной общественной организации "Союз карельского народа", Карельской региональной общественной организации "Общество вепсской культуры", Карельской региональной общественной организации "Ингерманландский союз финнов Карелии" - с целью содействия сохранению культурной и языковой идентичности прибалтийско-финских народов Республики Карелии было создано бюджетное учреждение "Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия", в задачи которого входит содействие национально-культурному развитию населения Республики Карелия, реализации творческих инициатив национальных общественных организаций с целью выявления и развития их этнокультурного потенциала.
В бюджетном учреждении "Государственный Национальный театр Республики Карелия", бюджетном учреждении "Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле", бюджетном учреждении "Национальная библиотека Республики Карелия" проводят вечера национальных культур, интерактивные программы, концертные выступления и презентации, ставят спектакли на языках прибалтийско-финских народов, создают тематические музыкальные программы ("Вепсские фантазии", "Карсикко"). Работают библиотечные ресурсы "Карелика", "Вепсика". Информация о литературе и мероприятиях, посвященных прибалтийско-финским народам Карелии, размещается на сайте бюджетного учреждения "Национальная библиотека Республики Карелия" в разделе "Коренные народы Карелии".
Ведется работа по сохранению и
популяризации традиционной культуры в
музеях Республики Карелия. В федеральном
государственном бюджетном учреждении
культуры "Государственный
историко-архитектурный и
этнографический музей-заповедник
"Кижи" накоплен большой опыт работы
с подрастающим поколением, реализуются
этнокультурные образовательные
программы для детей и молодежи:
музейно-образовательный проект
"Детский музейный праздник "Кижи -
мастерская детства", "Летняя
музейно-этнографическая школа",
"Летний университет". Разделы по
этнографии и нематериальному
культурному наследию представлены в
экспозициях бюджетного учреждения
"Национальный музей Республики
Карелия", муниципального бюджетного
учреждения "Олонецкий национальный
музей карелов-ливвиков им. Н.Г.
Прилукина", филиала бюджетного
учреждения "Национальный музей
Республики Карелия", Шелтозерского
вепсского этнографического музея им. Р.П.
Лонина.
В последнее время популярность получили
этнокультурные акции, организуемые
Министерством культуры Республики
Карелия. Под эгидой проекта "Эпический
форум" проходят крупные мероприятия,
национальные праздники и фестивали,
связанные с эпической традицией и
направленные на поддержку и развитие
традиционной материальной и
нематериальной культуры
прибалтийско-финских народов Карелии.
Проведение мероприятий проекта
"Эпический форум" - важнейший этап в
подготовке к празднованию 100-летия
образования Республики Карелия в 2020
году.
На базе муниципальных учреждений
культуры созданы и получили комплексное
развитие этнокультурные центры
Калевальского, Пряжинского, Олонецкого
национальных и других муниципальных
районов, которые определяют в качестве
фактора развития своей территории
использование этнокультурного
потенциала прибалтийско-финских
народов.
Эффективным механизмом, способствующим
развитию карельского и вепсского языков,
популяризации финского языка в
Республике Карелия, сохранению
историко-культурного наследия карелов,
вепсов и финнов является
государственная поддержка издания
печатных средств массовой информации и
литературы на карельском, вепсском и
финском языках.
В настоящее время периодические издания
на карельском, вепсском и финском языках
выпускаются автономным учреждением
Республики Карелия "Издательство
"Периодика". В составе издательства
5 редакций: газеты Karjalan Sanomat ("Новости
Карелии"), Oma Mua ("Родная земля"),
Kodima ("Родная земля"), журналы Carelia
("Карелия") и Kipinд ("Искорка").
Популярностью пользуются
сканированные копии периодических
печатных средств массовой информации и
литературы на национальных языках.
Ежемесячно в 3 районных газетах
национальных муниципальных районов
(Пряжинского, Калевальского, Олонецкого)
выходит полоса на карельском языке
соответствующего диалекта.
Радио- и телепередачи на карельском, вепсском и финском языках транслируются редакцией национального вещания федерального государственного унитарного предприятия государственной телевизионной и радиовещательной компании "Карелия" (дочернее предприятие Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании). Общее количество часов вещания в месяц составляет 18 часов радиовещания и 9 часов телевещания.
В Республике Карелия активно ведется издательская деятельность. За последние 25 лет на карельском, вепсском, финском языках издано более 200 наименований книг и брошюр, включающих произведения художественной литературы, научные исследования, словари и учебно-методические издания. Особого внимания заслуживает работа членов республиканской термино-орфографической комиссии при Главе Республики Карелия, образованной Указом Главы Республики Карелия от 29 мая 2003 года N 94, по подготовке словарей, разговорников, пособий по изучению карельского и вепсского языков.
В целях обеспечения доступности изданной литературы, расширения информационного пространства электронные версии книг размещаются на сайте бюджетного учреждения "Национальная библиотека Республики Карелия", в разделе "Электронная библиотека авторов Карелии", в подразделе "Национальная литература".
Значительную роль в популяризации национальной литературы, повышении полиграфической культуры, поддержке книгоиздания играет республиканский конкурс "Книга года Республики Карелия", в котором Указом Главы Республики Карелия от 3 марта 2005 года N 22 предусмотрена номинация "Лучшая книга на карельском, вепсском или финском языках".
В
соответствии со статьей 11 Закона
Республики Карелия от 19 марта 2004 года N
759-ЗРК "О государственной поддержке
карельского, вепсского и финского языков
в Республике Карелия" в местах
традиционного проживания карелов и
вепсов изготавливаются дорожные
указатели населенных пунктов на
карельском и вепсском языках (в период с
2006 по 2016 год изготовлено 88 дорожных
указателей), а также фасадные вывески для
учреждений образования и культуры на
карельском, вепсском и финском языках (в
период с 2006 по 2016 год изготовлена 101
фасадная вывеска).
Несмотря на достигнутое, существуют
проблемы в области развития
этнокультурного образования, требующие
комплексного подхода при анализе и
решении:
незначительная доля обучающихся,
осваивающих образовательные программы
этнокультурной направленности;
недостаточность материально-технического и информационно-методического оснащения образовательных организаций;
несформированность единого этнокультурного (в том числе электронного) образовательного пространства;
отсутствие комплексного межведомственного подхода к мониторингу и оценке качества этнокультурного образования в регионе;
невозможность массового приобщения к процессу изучения карельского, вепсского и финского языков заинтересованных групп населения региона, в том числе взрослых, готовых к получению неформального и информального образования.
IV. Цель и задачи развития этнокультурного образования в Республике Карелия
Цель развития этнокультурного
образования в Республике Карелия
состоит в создании условий для
формирования человеческого потенциала,
способного повысить привлекательность и
конкурентоспособность республики в
экономической и культурной сферах, в том
числе за счет владения карельским,
вепсским и финским языками и знания
национальной культуры.
Указанная цель достигается путем
реализации следующих задач:
организация и проведение мониторинга
потребности населения Республики
Карелия в изучении карельского,
вепсского и финского языков, а также в
получении образования на этих языках;
развитие нормативной правовой базы
этнокультурного образования в
Республике Карелия;
повышение правовой осведомленности
участников отношений в сфере
образования об условиях сохранения и
введения изучения в школах карельского,
вепсского и финского языков;
повышение престижа и привлекательности
карельского, вепсского и финского языков
(в том числе за счет создания механизмов
использования этих языков в социальной
сфере, а также расширения их бытования во
внутрисемейном общении);
создание и распространение структурных
и технологических инноваций в
профессиональном этнокультурном
образовании, обеспечивающих высокую
мобильность современной экономики (в том
числе модернизация программ среднего
профессионального и высшего
образования, технологий и содержания
образовательного процесса на всех
уровнях профессионального образования
через внедрение новых вариативных
образовательных программ на основе
индивидуализации образовательных
траекторий с учетом личностных свойств,
интересов и потребностей обучающегося, а
также через внедрение в
профессиональную образовательную среду
технологий проектного обучения);
создание системы непрерывного этнокультурного образования, включающего общее, в том числе дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное образование детей и взрослых, а также неформальное образование (образование в течение всей жизни), путем реализации региональных образовательных проектов, разработки открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сохранение и совершенствование
кадрового потенциала системы
этнокультурного образования (в том числе
за счет повышения уровня
профессиональной подготовки
специалистов, престижа профессии);
решение проблемы обеспечения
региональной системы этнокультурного
образования учебной и методической
литературой;
создание инфраструктуры, обеспечивающей
доступность этнокультурного
образования, независимо от места
проживания обучающихся;
формирование востребованной системы
оценки качества этнокультурного
образования и образовательных
результатов (в том числе создание
региональной системы независимого
мониторинга и оценки качества
этнокультурного образования на всех его
уровнях в условиях межведомственного
взаимодействия);
популяризация среди детей и молодежи
научно-образовательной и творческой
деятельности в сфере этнокультурного
образования (в том числе создание
условий для личностного развития детей и
молодежи, реализация механизмов
вовлечения молодежи в активную
социальную практику, совершенствование
моделей и механизмов организации отдыха
и оздоровления детей).
Решение поставленных задач
обеспечивается в первую очередь за счет
реализации инновационных проектов,
связанных с разработкой и созданием
новых моделей этнокультурного
образования, развитием и
совершенствованием существующих
механизмов, образовательных программ,
технических средств и технологий.
V. Общая модель этнокультурного образования в Республике Карелия
принципе усиления значимости этнокультурного образования в современном поликультурном мире;
принципе преемственности и непрерывности этнокультурного образования на протяжении всей жизни;
принципе доступности, в том числе благодаря возможности дистанционного образования;
принципе вариативности и индивидуализации образовательных маршрутов в процессе этнокультурного образования;
принципе межведомственного взаимодействия и согласованности государственной политики в сфере этнокультурного образования, экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры, спорта, молодежной политики и других сферах.
В 2025 году по итогам реализации Концепции любой житель Республики Карелия сможет удовлетворить свои потребности в освоении программ этнокультурной направленности, а также в изучении карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей. Концепция предусматривает предоставление соответствующих образовательных услуг в системе общего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также информального и неформального образования взрослых.
Главным центром этнокультурного образования должна оставаться школа, в которой преподавание предметов этнокультурной направленности, прибалтийско-финских языков и культуры осуществляется преимущественно в форме урочной деятельности с 1 по 11 класс и дополняется различными формами внеурочной работы с обучающимися и их родителями. При этом финский язык в системе общего образования может изучаться как родной язык, а также как первый или второй иностранный.
Общеобразовательная организация должна обеспечить преемственность в сфере этнокультурного образования путем предоставления гарантий и возможностей продолжения изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов обучающимся, начавшим осваивать эти языки и культуру в дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия.
Непрерывность этнокультурного образования должна быть поддержана системой государственных гарантий в отношении возможности продолжения освоения этнокультурных образовательных программ в организациях среднего профессионального и высшего образования в Республике Карелия. Освоение карельского, вепсского и финского языков в системе профессионального образования может происходить как в связи с профессиональной подготовкой в области этих языков и культуры их носителей, так и сопровождать процесс получения профессий по другим специальностям.
В 2017 - 2019 годы необходимо определить мотивационные условия, которые будут способствовать приобщению обучающихся в образовательных организациях республики к изучению карельского, вепсского и финского языков, дисциплин и модулей с этнокультурным компонентом содержания образования. В частности, должна быть разработана специальная государственная программа на период с 2017 по 2025 год стимулирующая использование в различных сферах административно-управленческой, хозяйственно-экономической, научно-образовательной, культурно-просветительской и иной деятельности кадрового потенциала, владеющего карельским, вепсским и финским языками. Этой программой должно быть в первую очередь предусмотрено создание рабочих мест для специалистов в области образования и культуры, а также разработана система мер, побуждающих их к использованию в работе карельского, вепсского и финского языков в целях повышения привлекательности и конкурентоспособности региона.
Начиная с 2017 года при разработке подходов к языковой и образовательной политике в Республике Карелия особое значение придается тому, что на современном этапе язык представляет собой не только средство общения определенной группы населения, но и самостоятельную, в известной мере автономную от ее носителей культурную ценность, вследствие чего в систему этнокультурного образования должно быть вовлечено максимальное количество желающих освоить и использовать в деловом и бытовом общении карельский, вепсский и финский языки, независимо от национальной принадлежности, возраста, социального статуса обучающихся. Необходимо расширить изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках дополнительного образования детей, а также создать условия для изучения этих языков в системе неформального образования взрослых (образование в течение всей жизни).
До 2018 года необходимо разработать региональную программу дошкольного этнокультурного образования, предусматривающую различные формы проведения занятий в детских садах, а также поддержание практики изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов в "языковых гнездах". Для реализации данной программы предстоит подготовить соответствующий учебно-методический комплекс, включающий современные учебно-методические материалы для преподавателей, обучающихся и их родителей.
До 2022 года в системе дополнительного образования детей необходимо расширить спектр современных образовательных услуг по преподаванию карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, что позволит привлечь в сферу дополнительного этнокультурного образования значительное количество новых обучающихся.
До 2020 года все педагоги в Республике Карелия, работающие в сфере этнокультурного образования, должны повысить профессиональную квалификацию по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим повышение их лингвистической и методической грамотности.
К 2025 году надлежит обеспечить доступ всех желающих к дистанционным этнокультурным образовательным ресурсам в любом населенном пункте Республики Карелия, оснащенном доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет". Следует привлечь к разработке таких ресурсов ведущих специалистов в области преподавания соответствующих дисциплин, модулей, языков и культуры, а также сделать их тьюторами для нескольких специализированных групп обучающихся, готовых в дальнейшем стать дистанционными преподавателями по системе равного обучения (по принципу "равный обучает равного" (peer education, vertaisopetus). В целях обеспечения качества образования дистанционные этнокультурные образовательные ресурсы, открывающие всем желающим доступ к изучению карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, должны проходить общественно-профессиональную экспертизу и курироваться муниципальными органами управления образования.
К 2025 году необходимо предусмотреть возможность участия всех желающих в различных конкурсах знатоков этнокультурной специфики региона, прибалтийско-финских языков и культуры карелов, вепсов, финнов, а также массовых мероприятиях, предусматривающих использование карельского, вепсского и финского языков (театральные фестивали, песенные праздники).
К 2025 году надлежит проработать различные способы взаимодействия системы этнокультурного образования в Республике Карелия с региональными средствами массовой информации в плане приобщения населения региона к истории и культуре малой родины, пробуждения в жителях республики интереса к изучению языков и культуры карелов, вепсов, финнов. Следует вывести процесс этнокультурного образования за стены образовательных организаций, сделать его наглядным в местах массового пребывания жителей и гостей республики (учреждениях культуры, спортивных комплексах, торговых организациях) путем размещения рекламных видеороликов, постеров и распространения других средств информирования об этнокультурном своеобразии региона.
В целом к 2025 году этнокультурное образование в Республике Карелия должно представлять собой гибкую мобильную образовательную систему, способную предоставить образовательные услуги обучающимся на любом уровне общего и профессионального образования, а также в рамках дополнительного, информального и неформального образования, погруженную в современную информационно-коммуникационную среду и насыщенную современными образовательными технологиями.
VI. Этапы и механизмы реализации
Концепции
Государственная политика в сфере
этнокультурного образования
реализуется на основе
программно-целевого подхода в рамках
государственной программы Республики
Карелия "Развитие образования в
Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы,
других региональных государственных
программ.
Органы исполнительной власти Республики
Карелия, являющиеся учредителями
организаций, реализующих программы
этнокультурной направленности,
учитывают положения Концепции при
разработке и модернизации отраслевых
программ подготовки и переподготовки
кадров.
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, учитывают
положения Концепции при разработке и
реализации основных и дополнительных
образовательных программ, а также
программ развития организаций.
Для реализации Концепции необходимо:
осуществлять межведомственное взаимодействие в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;
обеспечить разработку и исполнение государственных и муниципальных программ в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;
организовать деятельность консультативных органов по вопросам этнокультурного образования и развития;
обеспечить при необходимости разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;
осуществлять проведение научных исследований по вопросам развития этнокультурного образования, подготовку на их основе практических предложений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений культуры, образовательных, общественных и иных организаций;
проводить регулярный мониторинг хода реализации этнокультурной образовательной политики;
обеспечить заключение и исполнение соглашений в сфере реализации этнокультурной образовательной политики на территории Республики Карелия в рамках межведомственного взаимодействия.
Концепция предусматривает поэтапную реализацию с формированием соответствующего плана мероприятий для каждого этапа.
Координацию работ и методическое сопровождение Концепции осуществляет Министерство образования Республики Карелия во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия, общественными и профессиональными организациями.
Временно исполняющий
обязанности
Главы Республики Карелия А.О.
Парфенчиков
Текст сверен по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года)
- Об утверждении Стратегии национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года (с изменениями на 30 января 2020 года)
- Об утверждении Концепции развития финно-угорской школы Республики Карелия (Утратило силу с 23 марта 2017 года на основании Указа Главы Республики Карелия от 23 марта 2017 года N 36)
- О республиканской термино-орфографической комиссии при Главе Республики Карелия (с изменениями на 21 сентября 2007 года) (с изменениями на 21 мая 2010 года) (с изменениями на 10 июня 2010 года)
- О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия (с изменениями на 7 июня 2017 года)
- О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (утратил силу с 24 января 2019 года на основании Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 января 2019 года N 946-VI ЗС)
- О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия (с изменениями на 20 июля 2015 года)
- Об образовании (с изменениями на 23 сентября 2020 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина" на 2014-2020 годы (с изменениями на 29 апреля 2020 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования на 2014 - 2025 годы" (с изменениями на 30 октября 2019 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Культура Республики Карелия" на 2014-2020 годы (с изменениями на 6 декабря 2019 года)