Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 апреля 2017 года N 182р-П


[Об утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы]



Утвердить прилагаемую Концепцию развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы.

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия А.О. Парфенчиков



Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 4 апреля 2017 года N 182р-П


Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы


I. Общие положения


Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, содержание, базовые принципы и основные направления развития этнокультурного образования в Республике Карелия.

Концепция разработана во исполнение решения Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия (протокол заседания от 27 августа 2015 года, пункт 1.4).

Сохраняя преемственность с Концепцией развития финно-угорской школы Республики Карелия, утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 25 апреля 1997 года N 225, в системе принципов и приоритетов государственной образовательной политики, Концепция учитывает изменения законодательства в сфере этнокультурного образования, имеет ряд отличительных характеристик и определяет новые векторы развития в современных социально-экономических условиях.

Нормативную правовую основу Концепции составляют:

Конституция Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201 "О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации";

Конституция Республики Карелия;

Закон Республики Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия";

Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011 года N 1562-ЗРК "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия";

Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании";

постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС "О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года";

постановление Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2013 года N 365-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина" на 2014 - 2020 годы";

постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы";

постановление Правительства Республики Карелия от 30 августа 2014 года N 278-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Культура Республики Карелия" на 2014 - 2020 годы";

Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 13 ноября 2015 года N 699р-П;

приказ Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства образования Республики Карелия и Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 28 мая 2009 года N 443/100/208 "Об утверждении Плана и Перечня комплексных мероприятий "Развитие карельского языка в Республике Карелия на 2009 - 2020 годы";

иные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия, регулирующие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

При разработке Концепции также учтены основные положения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, а также федеральных государственных требований в части обеспечения региональных, национальных и этнокультурных потребностей и интересов обучающихся.

В настоящее время в условиях многонационального российского государства защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации являются ведущими принципами государственной национальной, культурной и образовательной политики.

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры; это процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях, сочетающий моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения родной культуры. Содержательная основа этнокультурного образования базируется на комплексном освоении этнокультуры с доминантой на ее системообразующих элементах - языке и народной культуре.

В рамках Концепции этнокультурное образование понимается как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре карелов, вепсов и финнов через изучение карельского, вепсского и финского языков, а также предметов этнокультурной направленности в организациях общего, дополнительного и профессионального образования, на основе равноправного партнерства и взаимодействия с семьей, научными организациями, учреждениями культуры, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации и органами власти.

Этнокультурное образование рассматривается как непрерывное, обеспечивающее возможность реализации права личности на образование в течение всей жизни: посредством индивидуальной познавательной деятельности (информальное образование, или самообразование), путем освоения различных программ подготовки по месту работы или через просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций (неформальное образование).

Необходимость развития этнокультурного образования в Республике Карелия определяется следующими обстоятельствами:

глобализацией сферы образования, что приводит к оттоку молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны;

потребностью в создании условий, способствующих развитию этнической и этнокультурной идентичности прибалтийско-финского населения Республики Карелия;

неустойчивостью развития системы этнокультурного образования в переходный период внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов;

неравномерностью развития этнокультурных образовательных центров в регионе;

сокращением численности прибалтийско-финских народов, вызванным в числе прочего нарастающими процессами ассимиляции и глобализации;

снижением общего уровня знаний населения в области карельского, вепсского, финского языков и культуры их носителей;

потребностью развития экономики региона с учетом его этнокультурных особенностей.

При этом основными предпосылками разработки Концепции являются:

наличие многоуровневой системы изучения карельского, вепсского и финского языков и преподавания культуры этих народов;

наличие устойчивого спроса населения региона на образовательные услуги в сфере этнокультурного образования.

В период с 1991 по 2016 год в Республике Карелия созданы следующие основы для реализации Концепции:

восстановлены карельская и вепсская письменность;

возрождаются и сохраняются национально-культурные традиции прибалтийско-финских народов, активно работают их общественные объединения;

обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов этнокультурного образования в области изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей;

реализуются государственные программы, в рамках которых осуществляется поддержка карельского, вепсского и финского языков;

функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

разрабатывается научно-методическая и учебно-методическая база обучения карельскому, вепсскому, финскому языкам и предметам (дисциплинам) этнокультурной направленности.

Вместе с тем в Республике Карелия существует необходимость разработки комплексных подходов, позволяющих решать задачи системного развития этнокультурного образования, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных образовательных технологий, методик и практик.

II. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия


В настоящее время система этнокультурного образования в Республике Карелия представлена всеми уровнями и видами образования:

общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);

профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование);

дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование).

Общее образование

В дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия этнокультурное образование представлено в части образовательной программы, формируемой (в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования) участниками образовательных отношений. Знакомство детей дошкольного возраста с государственной символикой, географическим положением, климатом, природой, экономикой Карелии, а также приобщение к культуре, искусству, традициям, фольклору, национальным языкам карелов, вепсов и финнов происходит в рамках освоения всех образовательных областей реализуемой программы.

В Республике Карелия накоплен позитивный опыт раннего обучения детей карельскому, вепсскому и финскому языкам посредством применения различных методик и технологий, среди которых центральное место занимает языковое погружение. Методика языкового погружения апробируется в 9 дошкольных образовательных организациях республики в рамках реализации международного проекта "Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании".

В настоящее время прибалтийско-финские языки изучают около 1000 (3%) воспитанников в 26 (10%) дошкольных образовательных организациях в 5 муниципальных районах и 2 городских округах в Республике Карелия. Всего преподают карельский, финский, вепсский языки 50 педагогов (средний возраст - 42 года; 41% - с высшим образованием; 65% педагогов не имеют профессиональной подготовки в области преподавания языка).

В 2016 году создана региональная инновационная площадка "Непрерывное этнокультурное образовательное пространство образовательных учреждений" на базе:

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад комбинированного вида N 20 "Лумикелло";

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N 56 "Марьяне";

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Центр развития ребенка - финно-угорский детский сад N 107 "Жемчужинка";

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота".

Основной целью деятельности региональной инновационной площадки является объединение образовательных сред дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в единую этнокультурную среду для воспитанников и обучающихся. Важным направлением работы становится взаимодействие с семьей как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами через воскресные школы для родителей, семейные конкурсы, фестивали и другие.

В целях обеспечения реализации этнокультурной специфики общеобразовательных программ приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 5 мая 2006 года N 598 был утвержден региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования в Республике Карелия, определены цели и задачи, предметное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих соответствующие программы этнокультурного образования.

В связи с переходом на ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования была обновлена инструктивно-методическая и учебно-методическая база, подготовлены и прошли региональную экспертизу примерные программы по прибалтийско-финским языкам и предметам этнокультурной направленности для начальной, основной и старшей школы, изданы учебные пособия по карельскому, вепсскому и финскому языкам для 1 - 5 классов, учебники "Край, в котором я живу" для 2 - 4 классов, "Моя Карелия" для 5 - 9 классов, "История Карелии" для 10 - 11 классов.

В настоящее время в общеобразовательных организациях этнокультурный компонент включен в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей (например, "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Технология", "География", "Биология" и другие), изучаются учебные предметы "Родной язык (карельский, вепсский, финский)", "Иностранный (финский) язык", "История Карелии", интегрированные предметы "Край, в котором я живу" и "Моя Карелия", элективные спецкурсы региональной тематики.

При этом в качестве доминантной этнокультурной составляющей школьного образования выступает обучение карельскому, вепсскому и финскому языкам. Ежегодно прибалтийско-финские языки изучают около 7000 (11%) обучающихся в 49 (22%) общеобразовательных организациях 13 муниципальных образований в Республике Карелия. Карельский, вепсский и финский языки изучаются как в урочной (70%), так и в кружковой форме во внеурочной деятельности (30%).

Преподают языки 94 учителя; 95% педагогов имеют высшее образование, средний возраст учителей - 43 года.

В образовательных организациях организуется проектная и исследовательская деятельность, работают школьные музеи, проводятся олимпиады, конкурсы, викторины, конференции. Многие мероприятия приурочены к Международному дню родных языков (21 февраля), Международному дню Калевалы (28 февраля), Дню финского языка (9 апреля), Дню карельской и вепсской письменности (20 апреля), Международному дню коренных народов мира (9 августа), Дням родственных финно-угорских народов (третья неделя октября).

Профессиональное образование

В профессиональных организациях среднего профессионального и высшего образования этнокультурное образование представлено преподаванием карельского, вепсского и финского языков и краеведческим компонентом курсов теоретических и практических дисциплин.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики ведется преподавание карельского языка в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Карельский колледж культуры и искусств", в рамках специальности "Народное художественное творчество" по виду "Этнохудожественное творчество" (10 человек). Финский язык изучают в качестве иностранного языка более 250 человек в Петрозаводском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I", в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Северный колледж" и государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" (специальности "Туризм", "Гостиничный сервис", "Преподавание в начальных классах").

Преподают карельский и финский языки в системе среднего профессионального образования Республики Карелия 5 педагогов.

В организациях среднего профессионального образования республики реализуются основные образовательные программы, которые предполагают изучение спецкурсов и дисциплин, включающих этнокультурную составляющую (например, "Организация музейного дела в образовательном учреждении", "Культурное наследие Карелии", "Народный костюм", "Краеведение", "История и этнография финно-угорских народов"), организуется фольклорно-этнографическая (экспедиционная) практика, ведется внеурочная и проектно-исследовательская деятельность, включая курсовые и выпускные квалификационные работы, посвященные вопросам истории образования, развития культуры, искусства Карелии, для студентов организуются культурно-образовательные поездки по районам республики.

Этнокультурное образование в сфере музыкального искусства предлагается в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия "Петрозаводский музыкальный колледж имени Карла Эриковича Раутио" и в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова", где с 1993 года существует кафедра музыки финно-угорских народов, открыт бакалавриат и магистратура по профилю "Этномузыкология", с 2014/15 учебного года преподается финский язык. По направлению 52.05.01 "Актерское искусство" в консерватории готовят актеров для бюджетного учреждения "Государственный Национальный театр Республики Карелия".

На кафедре прибалтийско-финской филологии в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Петрозаводский государственный университет" (далее - Петрозаводский государственный университет) ведется подготовка кадров (в том числе педагогических) со знанием карельского, вепсского и финского языков по направлениям "Педагогическое образование" и "Филология" (программы бакалавриата). Учебные планы кафедры прибалтийско-финской филологии содержат дисциплины, раскрывающие особенности материальной и духовной культуры прибалтийско-финских народов: "Краеведение Карелии", "Традиции и обычаи Финляндии", "История литературы Карелии", "Карело-финское устное народное творчество", "История литературы Финляндии", "Язык и стиль эпоса "Калевала". Вопросы этнолингвистического образования рассматриваются в лекционно-практических курсах ("Карельский язык", "Вепсский язык", "Финский язык", "Сравнительная типология", "Введение в финскую диалектологию", "Введение в финно-угроведение", "Диалектология карельского языка", "Диалектология вепсского языка", "Лексикология современного финского языка". С целью овладения практическими навыками и умениями студенты проходят диалектологическую и педагогическую практику.

В настоящее время преподавателями кафедры прибалтийско-финской филологии ведется разработка магистерской программы "Прибалтийско-финские языки в социокультурном пространстве Европы".

Финский язык также изучается в качестве иностранного языка в рамках образовательных программ, реализуемых в Институте физической культуры, спорта и туризма, а также в Институте истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Этнокультурный компонент широко представлен в содержании дисциплин учебных планов кафедры технологического образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Студенты изучают такие курсы, как "Народное судостроение", "Технология изготовления и ремонта музыкальных инструментов", "Народное зодчество", "Народная кукла" и другие. На кафедре технологического образования функционирует учебная лаборатория "Историческое и народное судостроение", по итогам работы которой опубликована монография "Народное судостроение Карелии", изготовлено свыше 10 карельских лодок; ведется обучение профессии "столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов" (карело-финских музыкальных инструментов кантеле).

В 2017/18 учебном году в Институте педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета планируется открытие академического бакалавриата по направлению "Педагогическое образование. Начальное образование и родной язык (карельский)".


Дополнительное образование

В системе дополнительного образования детей этнокультурная составляющая интегрируется в содержание дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ художественной, естественно-научной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности (например, национальные танцы, игры, декоративно-прикладное творчество и другие).

При этом из прибалтийско-финских языков изучаются только карельский и финский (около 150 человек). В республиканской системе дополнительного образования детей преподают языки 5 педагогов дополнительного образования.

В последние годы произошли позитивные изменения в системе дополнительного образования взрослых. Наряду с массовым изучением финского языка на различных языковых курсах по инициативе национальных общественных организаций началось преподавание взрослому населению Республики Карелия карельского и вепсского языков (например, на базе бюджетного учреждения "Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия"). Каждый желающий также может начать изучение карельского и вепсского языков в рамках курсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В г. Петрозаводске, Олонецком, Пряжинском национальных муниципальных районах созданы и действуют клубы общения на карельском и вепсском языках (Paginkanzu, Paginklub "Vepslдiћed besedad"). Деятельность клубов строится в том числе на использовании современных компьютерных технологий путем организации регулярных виртуальных тематических встреч, посвященных различным событиям в жизни карельского и вепсского народов.

III. Научно-методическое, организационно-информационное и учебно-методическое сопровождение системы этнокультурного образования


Вопросы оказания научно-методической, учебно-методической и организационно-информационной поддержки педагогическим работникам, осуществляющим образовательный процесс на карельском, вепсском и финском языках, входят в компетенцию Центра этнокультурного образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования", Центр).

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации педагогов, организуются конференции, семинары, практикумы, мастер-классы и другие образовательные мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников сферы этнокультурного образования республики.


В целях научно-методическая и учебно-методического обеспечения этнокультурного образовательного процесса в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, методистами Центра ведется работа по подготовке, изданию и апробации учебно-методических комплексов нового поколения по предметам и курсам этнокультурной направленности. Разрабатываются дидактические и наглядные материалы, брошюры, сборники заданий к государственной (итоговой) аттестации по карельскому, вепсскому и финскому языкам, примерные образовательные программы, хрестоматии по родной литературе.

В Республике Карелия активно внедряются конкурсные механизмы поддержки педагогических работников системы этнокультурного образования республики, ежегодно проводятся различные профессиональные конкурсы для педагогов:

"Лучшие учебно-методические материалы по карельскому, финскому и вепсскому языкам";

"Лучшие практики по этнокультурному образованию в дошкольных образовательных учреждениях Республики Карелия";

"Лучшая предметно-пространственная среда этнокультурной направленности";

"Лучший сайт образовательной организации этнокультурной направленности";

"Лучший персональный сайт этнокультурной направленности";

республиканский конкурс "Учитель года Карелии" (номинация "Учитель родного языка");

республиканский конкурс "Воспитатель года" (номинация "Воспитатель с правом преподавания родного языка").

Важным направлением деятельности Центра является организационно-методическое сопровождение муниципального и регионального этапов Республиканской олимпиады школьников по карельскому, вепсскому и финскому языкам, которая на протяжении последних лет приобрела статус межрегиональной, так как в ней принимают участие обучающиеся из школ Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской областей. В 2016 году впервые прошла межрегиональная олимпиада по предметам этнокультурной направленности "Морошка" (более 2000 участников). С использованием интернет-сервисов были организованы сетевые конкурсы знатоков карельских сказок и "Калевалы".

В учебный процесс внедряют дистанционные технологии. На платформе виртуальной школы государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж" размещены дистанционные курсы карельского языка для начальной школы и финского языка - для основной школы. В электронной учебной среде Moodle ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" в дистанционном режиме предлагаются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В 2014 году в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" был открыт образовательный портал "Этнокультурное образование Республики Карелия" (http://edu-rk.ru), на котором представлена информация о тенденциях развития данной сферы в Республике Карелия. Портал работает и как инструмент сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

В целях решения актуальных вопросов разработки нормативной, научно-методической и учебно-методической базы для реализации образовательных программ по прибалтийско-финским языкам и другим аспектам этнокультурного содержания образования в 2016 году на базе ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования" создано региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования Республики Карелия.

Научные организации, учреждения культуры, общественные и религиозные организации, средства массовой информации в этнокультурном образовательном пространстве Республики Карелия

В формировании этнокультурного образовательного пространства наряду с образовательными организациями принимают активное участие национальные общественные организации, религиозные организации, средства массовой информации, учреждения культуры и науки.

Старейшим и единственным в Республике Карелия академическим институтом гуманитарного профиля является федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук (далее - ИЯЛИ КарНЦ РАН). В ИЯЛИ КарНЦ РАН открыта аспирантура, ведется прием по направлениям "Языкознание и литературоведение" (специальность "Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)" и "Исторические науки и археология" (специальность "Этнография, этнология и антропология") и другим.

Совместно с Петрозаводским государственным университетом регулярно проводятся научно-исследовательские и научно-практические конференции, публикуются сборники научных трудов, создаются словари. Сотрудники ИЯЛИ КарНЦ РАН выступают в качестве составителей и редакторов учебников и учебных пособий, участвуют в экспертной деятельности, возглавляют термино-орфографическую работу в республике.

В последние годы большое влияние приобрели национальные общественные организации как субъекты этнокультурного образования и воспитания, выполняющие на местах особую миссию восстановления необходимых для сохранения языковой среды межпоколенных связей и объединения местного сообщества вокруг национальных традиций. Всего в Республике Карелия зарегистрировано 30 национальных общественных объединений, которые представляют интересы прибалтийско-финских народов. Общественные организации участвуют в конкурсах проектов этнокультурной направленности, получают грантовую поддержку для организации и проведения просветительских мероприятий, курсов родного языка, мастер-классов, творческих фестивалей.

В 1992 году по инициативе 3 национальных общественных организаций: региональной общественной организации "Союз карельского народа", Карельской региональной общественной организации "Общество вепсской культуры", Карельской региональной общественной организации "Ингерманландский союз финнов Карелии" - с целью содействия сохранению культурной и языковой идентичности прибалтийско-финских народов Республики Карелии было создано бюджетное учреждение "Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия", в задачи которого входит содействие национально-культурному развитию населения Республики Карелия, реализации творческих инициатив национальных общественных организаций с целью выявления и развития их этнокультурного потенциала.

В бюджетном учреждении "Государственный Национальный театр Республики Карелия", бюджетном учреждении "Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле", бюджетном учреждении "Национальная библиотека Республики Карелия" проводят вечера национальных культур, интерактивные программы, концертные выступления и презентации, ставят спектакли на языках прибалтийско-финских народов, создают тематические музыкальные программы ("Вепсские фантазии", "Карсикко"). Работают библиотечные ресурсы "Карелика", "Вепсика". Информация о литературе и мероприятиях, посвященных прибалтийско-финским народам Карелии, размещается на сайте бюджетного учреждения "Национальная библиотека Республики Карелия" в разделе "Коренные народы Карелии".

Ведется работа по сохранению и популяризации традиционной культуры в музеях Республики Карелия. В федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" накоплен большой опыт работы с подрастающим поколением, реализуются этнокультурные образовательные программы для детей и молодежи: музейно-образовательный проект "Детский музейный праздник "Кижи - мастерская детства", "Летняя музейно-этнографическая школа", "Летний университет". Разделы по этнографии и нематериальному культурному наследию представлены в экспозициях бюджетного учреждения "Национальный музей Республики Карелия", муниципального бюджетного учреждения "Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина", филиала бюджетного учреждения "Национальный музей Республики Карелия", Шелтозерского вепсского этнографического музея им. Р.П. Лонина.

В последнее время популярность получили этнокультурные акции, организуемые Министерством культуры Республики Карелия. Под эгидой проекта "Эпический форум" проходят крупные мероприятия, национальные праздники и фестивали, связанные с эпической традицией и направленные на поддержку и развитие традиционной материальной и нематериальной культуры прибалтийско-финских народов Карелии. Проведение мероприятий проекта "Эпический форум" - важнейший этап в подготовке к празднованию 100-летия образования Республики Карелия в 2020 году.

На базе муниципальных учреждений культуры созданы и получили комплексное развитие этнокультурные центры Калевальского, Пряжинского, Олонецкого национальных и других муниципальных районов, которые определяют в качестве фактора развития своей территории использование этнокультурного потенциала прибалтийско-финских народов.

Эффективным механизмом, способствующим развитию карельского и вепсского языков, популяризации финского языка в Республике Карелия, сохранению историко-культурного наследия карелов, вепсов и финнов является государственная поддержка издания печатных средств массовой информации и литературы на карельском, вепсском и финском языках.

В настоящее время периодические издания на карельском, вепсском и финском языках выпускаются автономным учреждением Республики Карелия "Издательство "Периодика". В составе издательства 5 редакций: газеты Karjalan Sanomat ("Новости Карелии"), Oma Mua ("Родная земля"), Kodima ("Родная земля"), журналы Carelia ("Карелия") и Kipinд ("Искорка").

Популярностью пользуются сканированные копии периодических печатных средств массовой информации и литературы на национальных языках. Ежемесячно в 3 районных газетах национальных муниципальных районов (Пряжинского, Калевальского, Олонецкого) выходит полоса на карельском языке соответствующего диалекта.

Большой интерес у детей и молодежи вызывают проекты, направленные на внедрение новых ресурсов при помощи современных мультимедийных технологий, полиграфическая, аудио- и видеопродукция, в том числе популярные фильмы, рассказывающие о жизни, быте, традиционных занятиях прибалтийско-финских народов. В социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook организуются группы, популяризирующие карельский, вепсский и финский языки среди населения.

Радио- и телепередачи на карельском, вепсском и финском языках транслируются редакцией национального вещания федерального государственного унитарного предприятия государственной телевизионной и радиовещательной компании "Карелия" (дочернее предприятие Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании). Общее количество часов вещания в месяц составляет 18 часов радиовещания и 9 часов телевещания.

В Республике Карелия активно ведется издательская деятельность. За последние 25 лет на карельском, вепсском, финском языках издано более 200 наименований книг и брошюр, включающих произведения художественной литературы, научные исследования, словари и учебно-методические издания. Особого внимания заслуживает работа членов республиканской термино-орфографической комиссии при Главе Республики Карелия, образованной Указом Главы Республики Карелия от 29 мая 2003 года N 94, по подготовке словарей, разговорников, пособий по изучению карельского и вепсского языков.

В целях обеспечения доступности изданной литературы, расширения информационного пространства электронные версии книг размещаются на сайте бюджетного учреждения "Национальная библиотека Республики Карелия", в разделе "Электронная библиотека авторов Карелии", в подразделе "Национальная литература".

Значительную роль в популяризации национальной литературы, повышении полиграфической культуры, поддержке книгоиздания играет республиканский конкурс "Книга года Республики Карелия", в котором Указом Главы Республики Карелия от 3 марта 2005 года N 22 предусмотрена номинация "Лучшая книга на карельском, вепсском или финском языках".

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия" в местах традиционного проживания карелов и вепсов изготавливаются дорожные указатели населенных пунктов на карельском и вепсском языках (в период с 2006 по 2016 год изготовлено 88 дорожных указателей), а также фасадные вывески для учреждений образования и культуры на карельском, вепсском и финском языках (в период с 2006 по 2016 год изготовлена 101 фасадная вывеска).

Несмотря на достигнутое, существуют проблемы в области развития этнокультурного образования, требующие комплексного подхода при анализе и решении:

незначительная доля обучающихся, осваивающих образовательные программы этнокультурной направленности;


недостаточность материально-технического и информационно-методического оснащения образовательных организаций;

несформированность единого этнокультурного (в том числе электронного) образовательного пространства;

отсутствие комплексного межведомственного подхода к мониторингу и оценке качества этнокультурного образования в регионе;

невозможность массового приобщения к процессу изучения карельского, вепсского и финского языков заинтересованных групп населения региона, в том числе взрослых, готовых к получению неформального и информального образования.

IV. Цель и задачи развития этнокультурного образования в Республике Карелия


Цель развития этнокультурного образования в Республике Карелия состоит в создании условий для формирования человеческого потенциала, способного повысить привлекательность и конкурентоспособность республики в экономической и культурной сферах, в том числе за счет владения карельским, вепсским и финским языками и знания национальной культуры.

Указанная цель достигается путем реализации следующих задач:

организация и проведение мониторинга потребности населения Республики Карелия в изучении карельского, вепсского и финского языков, а также в получении образования на этих языках;

развитие нормативной правовой базы этнокультурного образования в Республике Карелия;

повышение правовой осведомленности участников отношений в сфере образования об условиях сохранения и введения изучения в школах карельского, вепсского и финского языков;

повышение престижа и привлекательности карельского, вепсского и финского языков (в том числе за счет создания механизмов использования этих языков в социальной сфере, а также расширения их бытования во внутрисемейном общении);

создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном этнокультурном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики (в том числе модернизация программ среднего профессионального и высшего образования, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также через внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения);

развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного этнокультурного образования детей (в том числе выполнение комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедренных ФГОС, включая их методическое обеспечение и программы повышения квалификации преподавательского состава, формирование нового содержания общего (включая дошкольное) образования и внедрение новых технологий обучения по общеобразовательным программам, а также методическая и инновационная поддержка дополнительного образования);

создание системы непрерывного этнокультурного образования, включающего общее, в том числе дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное образование детей и взрослых, а также неформальное образование (образование в течение всей жизни), путем реализации региональных образовательных проектов, разработки открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

сохранение и совершенствование кадрового потенциала системы этнокультурного образования (в том числе за счет повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, престижа профессии);

решение проблемы обеспечения региональной системы этнокультурного образования учебной и методической литературой;

создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность этнокультурного образования, независимо от места проживания обучающихся;

формирование востребованной системы оценки качества этнокультурного образования и образовательных результатов (в том числе создание региональной системы независимого мониторинга и оценки качества этнокультурного образования на всех его уровнях в условиях межведомственного взаимодействия);

популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности в сфере этнокультурного образования (в том числе создание условий для личностного развития детей и молодежи, реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику, совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей).

Решение поставленных задач обеспечивается в первую очередь за счет реализации инновационных проектов, связанных с разработкой и созданием новых моделей этнокультурного образования, развитием и совершенствованием существующих механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий.

V. Общая модель этнокультурного образования в Республике Карелия


Концепция охватывает период до 2025 года. Концепция базируется на следующих основополагающих принципах этнокультурного образования:

принципе усиления значимости этнокультурного образования в современном поликультурном мире;

принципе преемственности и непрерывности этнокультурного образования на протяжении всей жизни;

принципе доступности, в том числе благодаря возможности дистанционного образования;

принципе вариативности и индивидуализации образовательных маршрутов в процессе этнокультурного образования;

принципе межведомственного взаимодействия и согласованности государственной политики в сфере этнокультурного образования, экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры, спорта, молодежной политики и других сферах.

В 2025 году по итогам реализации Концепции любой житель Республики Карелия сможет удовлетворить свои потребности в освоении программ этнокультурной направленности, а также в изучении карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей. Концепция предусматривает предоставление соответствующих образовательных услуг в системе общего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального и высшего образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также информального и неформального образования взрослых.

Главным центром этнокультурного образования должна оставаться школа, в которой преподавание предметов этнокультурной направленности, прибалтийско-финских языков и культуры осуществляется преимущественно в форме урочной деятельности с 1 по 11 класс и дополняется различными формами внеурочной работы с обучающимися и их родителями. При этом финский язык в системе общего образования может изучаться как родной язык, а также как первый или второй иностранный.

Общеобразовательная организация должна обеспечить преемственность в сфере этнокультурного образования путем предоставления гарантий и возможностей продолжения изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов обучающимся, начавшим осваивать эти языки и культуру в дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия.

В дошкольных образовательных организациях, реализующих программы этнокультурного образования, карельский, вепсский и финский языки должны преподаваться в форме специальных занятий, продолжительность и содержание которых зависят от возраста и интересов детей. Следует интегрировать языковую составляющую в структуру музыкальных занятий, занятий физической культурой. К 2025 году необходимо сохранить и развить сеть "языковых гнезд", предусматривающих погружение обучающихся в языковую среду в течение всего времени пребывания в образовательной организации. Следует использовать в образовательном процессе возможности этнокультурных центров, учреждений культуры, религиозных организаций.

Непрерывность этнокультурного образования должна быть поддержана системой государственных гарантий в отношении возможности продолжения освоения этнокультурных образовательных программ в организациях среднего профессионального и высшего образования в Республике Карелия. Освоение карельского, вепсского и финского языков в системе профессионального образования может происходить как в связи с профессиональной подготовкой в области этих языков и культуры их носителей, так и сопровождать процесс получения профессий по другим специальностям.

В 2017 - 2019 годы необходимо определить мотивационные условия, которые будут способствовать приобщению обучающихся в образовательных организациях республики к изучению карельского, вепсского и финского языков, дисциплин и модулей с этнокультурным компонентом содержания образования. В частности, должна быть разработана специальная государственная программа на период с 2017 по 2025 год стимулирующая использование в различных сферах административно-управленческой, хозяйственно-экономической, научно-образовательной, культурно-просветительской и иной деятельности кадрового потенциала, владеющего карельским, вепсским и финским языками. Этой программой должно быть в первую очередь предусмотрено создание рабочих мест для специалистов в области образования и культуры, а также разработана система мер, побуждающих их к использованию в работе карельского, вепсского и финского языков в целях повышения привлекательности и конкурентоспособности региона.

Начиная с 2017 года при разработке подходов к языковой и образовательной политике в Республике Карелия особое значение придается тому, что на современном этапе язык представляет собой не только средство общения определенной группы населения, но и самостоятельную, в известной мере автономную от ее носителей культурную ценность, вследствие чего в систему этнокультурного образования должно быть вовлечено максимальное количество желающих освоить и использовать в деловом и бытовом общении карельский, вепсский и финский языки, независимо от национальной принадлежности, возраста, социального статуса обучающихся. Необходимо расширить изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках дополнительного образования детей, а также создать условия для изучения этих языков в системе неформального образования взрослых (образование в течение всей жизни).

До 2025 года школы, в которых реализуются программы этнокультурной направленности, а также программы по карельскому, вепсскому и финскому языкам и культуре их носителей, должны получить полные учебно-методические комплексы, обязательно включающие печатные и электронные учебники и учебные пособия, прошедшие научную, педагогическую, общественную и этнорегиональную экспертизу и внесенные в федеральные и региональные перечни рекомендованных к использованию изданий, а также электронные приложения к учебникам, учебно-методические пособия для учителя, рабочие тетради, контрольно-измерительные и демонстрационные материалы.

До 2018 года необходимо разработать региональную программу дошкольного этнокультурного образования, предусматривающую различные формы проведения занятий в детских садах, а также поддержание практики изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры этих народов в "языковых гнездах". Для реализации данной программы предстоит подготовить соответствующий учебно-методический комплекс, включающий современные учебно-методические материалы для преподавателей, обучающихся и их родителей.

До 2022 года в системе дополнительного образования детей необходимо расширить спектр современных образовательных услуг по преподаванию карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, что позволит привлечь в сферу дополнительного этнокультурного образования значительное количество новых обучающихся.

До 2020 года все педагоги в Республике Карелия, работающие в сфере этнокультурного образования, должны повысить профессиональную квалификацию по программам дополнительного профессионального образования, предусматривающим повышение их лингвистической и методической грамотности.

К 2025 году надлежит обеспечить доступ всех желающих к дистанционным этнокультурным образовательным ресурсам в любом населенном пункте Республики Карелия, оснащенном доступом к информационно-коммуникационной сети "Интернет". Следует привлечь к разработке таких ресурсов ведущих специалистов в области преподавания соответствующих дисциплин, модулей, языков и культуры, а также сделать их тьюторами для нескольких специализированных групп обучающихся, готовых в дальнейшем стать дистанционными преподавателями по системе равного обучения (по принципу "равный обучает равного" (peer education, vertaisopetus). В целях обеспечения качества образования дистанционные этнокультурные образовательные ресурсы, открывающие всем желающим доступ к изучению карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей, должны проходить общественно-профессиональную экспертизу и курироваться муниципальными органами управления образования.

К 2025 году любой желающий должен иметь возможность получить сертификат, подтверждающий владение соответствующим языком на уровне А1, А2, В1, В2, С1 или С2, в том числе посредством интернет-тестирования. Объединение возможностей дистанционного обучения и интернет-тестирования позволит привлечь к изучению карельского, вепсского и финского языков не только жителей Республики Карелия, но и представителей других регионов Российской Федерации, а также иностранных граждан.

К 2025 году необходимо предусмотреть возможность участия всех желающих в различных конкурсах знатоков этнокультурной специфики региона, прибалтийско-финских языков и культуры карелов, вепсов, финнов, а также массовых мероприятиях, предусматривающих использование карельского, вепсского и финского языков (театральные фестивали, песенные праздники).

К 2025 году надлежит проработать различные способы взаимодействия системы этнокультурного образования в Республике Карелия с региональными средствами массовой информации в плане приобщения населения региона к истории и культуре малой родины, пробуждения в жителях республики интереса к изучению языков и культуры карелов, вепсов, финнов. Следует вывести процесс этнокультурного образования за стены образовательных организаций, сделать его наглядным в местах массового пребывания жителей и гостей республики (учреждениях культуры, спортивных комплексах, торговых организациях) путем размещения рекламных видеороликов, постеров и распространения других средств информирования об этнокультурном своеобразии региона.

В целом к 2025 году этнокультурное образование в Республике Карелия должно представлять собой гибкую мобильную образовательную систему, способную предоставить образовательные услуги обучающимся на любом уровне общего и профессионального образования, а также в рамках дополнительного, информального и неформального образования, погруженную в современную информационно-коммуникационную среду и насыщенную современными образовательными технологиями.


VI. Этапы и механизмы реализации Концепции


Государственная политика в сфере этнокультурного образования реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы, других региональных государственных программ.

Органы исполнительной власти Республики Карелия, являющиеся учредителями организаций, реализующих программы этнокультурной направленности, учитывают положения Концепции при разработке и модернизации отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, учитывают положения Концепции при разработке и реализации основных и дополнительных образовательных программ, а также программ развития организаций.

Основными формами координации действий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.

Для реализации Концепции необходимо:

осуществлять межведомственное взаимодействие в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;

обеспечить разработку и исполнение государственных и муниципальных программ в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;

организовать деятельность консультативных органов по вопросам этнокультурного образования и развития;

обеспечить при необходимости разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере реализации этнокультурной образовательной политики;

осуществлять проведение научных исследований по вопросам развития этнокультурного образования, подготовку на их основе практических предложений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений культуры, образовательных, общественных и иных организаций;

проводить регулярный мониторинг хода реализации этнокультурной образовательной политики;

обеспечить заключение и исполнение соглашений в сфере реализации этнокультурной образовательной политики на территории Республики Карелия в рамках межведомственного взаимодействия.

Концепция предусматривает поэтапную реализацию с формированием соответствующего плана мероприятий для каждого этапа.

Координацию работ и методическое сопровождение Концепции осуществляет Министерство образования Республики Карелия во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия, общественными и профессиональными организациями.

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия А.О. Парфенчиков


Текст сверен по:
Официальная рассылка

Ссылается на




 

Яндекс.Метрика    © 2018 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane