ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2017 года N 182р-П
[Об утверждении Концепции развития
этнокультурного образования в
Республике Карелия (языки и культура
карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы]
Утвердить прилагаемую Концепцию
развития этнокультурного образования в
Республике Карелия (языки и культура
карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы.
Временно исполняющий
обязанности
Главы Республики Карелия А.О.
Парфенчиков
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 4 апреля 2017 года N 182р-П
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы
I. Общие положения
Концепция развития этнокультурного
образования в Республике Карелия (языки
и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017
- 2025 годы (далее - Концепция) представляет
собой систему взглядов на цели, задачи,
содержание, базовые принципы и основные
направления развития этнокультурного
образования в Республике Карелия.
Концепция разработана во исполнение
решения Совета представителей карелов,
вепсов и финнов Республики Карелия при
Главе Республики Карелия (протокол
заседания от 27 августа 2015 года, пункт
1.4).
Сохраняя преемственность с Концепцией
развития финно-угорской школы
Республики Карелия, утвержденной
постановлением Председателя
Правительства Республики Карелия от 25
апреля 1997 года N 225, в системе принципов и
приоритетов государственной
образовательной политики, Концепция
учитывает изменения законодательства в
сфере этнокультурного образования,
имеет ряд отличительных характеристик и
определяет новые векторы развития в
современных социально-экономических
условиях.
Нормативную правовую основу Концепции
составляют:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 года N 1807-I "О языках народов
Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ
"О государственном языке Российской
Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от
19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии
государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025
года";
Указ Президента Российской Федерации от
24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении
Основ государственной культурной
политики";
постановление Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об
утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013 - 2020 годы"
постановление Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об
утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие
культуры и туризма" на 2013 - 2020
годы";
постановление Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2015 года N 497 "О
Федеральной целевой программе развития
образования на 2016 - 2020 годы";
Концепция долгосрочного
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 года N 1662-р;
Концепция устойчивого развития коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации,
утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4
февраля 2009 года N 132-р;
приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 3 августа 2006 года
N 201 "О Концепции национальной
образовательной политики Российской
Федерации";
Конституция Республики Карелия;
Закон Республики Карелия от 19 марта 2004
года N 759-ЗРК "О государственной
поддержке карельского, вепсского и
финского языков в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011
года N 1562-ЗРК "О поддержке социально
ориентированных некоммерческих
организаций в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013
года N 1755-ЗРК "Об образовании";
постановление Законодательного
Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010
года N 1755-IV ЗС "О Стратегии
социально-экономического развития
Республики Карелия до 2020 года";
постановление Правительства Республики
Карелия от 19 декабря 2013 года N 365-П "Об
утверждении государственной программы
Республики Карелия "Развитие
институтов гражданского общества и
развитие местного самоуправления,
защита прав и свобод человека и
гражданина" на 2014 - 2020 годы";
постановление Правительства Республики
Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П "Об
утверждении государственной программы
Республики Карелия "Развитие
образования в Республике Карелия" на
2014 - 2020 годы";
постановление Правительства Республики
Карелия от 30 августа 2014 года N 278-П "Об
утверждении государственной программы
Республики Карелия "Культура
Республики Карелия" на 2014 - 2020
годы";
Стратегия национальной политики в
Республике Карелия на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением
Правительства Республики Карелия от 13
ноября 2015 года N 699р-П;
приказ Министерства Республики Карелия
по вопросам национальной политики и
связям с религиозными объединениями,
Министерства образования Республики
Карелия и Министерства культуры и по
связям с общественностью Республики
Карелия от 28 мая 2009 года N 443/100/208 "Об
утверждении Плана и Перечня комплексных
мероприятий "Развитие карельского
языка в Республике Карелия на 2009 - 2020
годы";
иные
правовые акты Российской Федерации и
Республики Карелия, регулирующие
приоритетные направления развития
отраслей экономики и социальной сферы.
При разработке Концепции также учтены
основные положения федеральных
государственных образовательных
стандартов (далее - ФГОС) дошкольного
образования, начального общего
образования, основного общего
образования, среднего общего
образования, профессионального
образования, а также федеральных
государственных требований в части
обеспечения региональных, национальных
и этнокультурных потребностей и
интересов обучающихся.
В настоящее время в условиях
многонационального российского
государства защита и развитие
этнокультурных особенностей и традиций
народов Российской Федерации являются
ведущими принципами государственной
национальной, культурной и
образовательной политики.
Этнокультурное образование
представляет собой целостный процесс
изучения и практического овладения
ценностями народной культуры,
прорастающей в культуру этноса и
входящей в систему мировой культуры; это
процесс становления, социализации,
воспитания личности на этнокультурных
традициях, сочетающий моноэтническую
глубину и полиэтническую широту
постижения родной культуры.
Содержательная основа этнокультурного
образования базируется на комплексном
освоении этнокультуры с доминантой на ее
системообразующих элементах - языке и
народной культуре.
В рамках Концепции этнокультурное
образование понимается как
целенаправленный педагогический
процесс приобщения обучающихся к
этнической культуре карелов, вепсов и
финнов через изучение карельского,
вепсского и финского языков, а также
предметов этнокультурной
направленности в организациях общего,
дополнительного и профессионального
образования, на основе равноправного
партнерства и взаимодействия с семьей,
научными организациями, учреждениями
культуры, общественными и религиозными
организациями, средствами массовой
информации и органами власти.
Этнокультурное образование
рассматривается как непрерывное,
обеспечивающее возможность реализации
права личности на образование в течение
всей жизни: посредством индивидуальной
познавательной деятельности
(информальное образование, или
самообразование), путем освоения
различных программ подготовки по месту
работы или через просвещение в рамках
деятельности общественных и иных
социально ориентированных организаций
(неформальное образование).
Необходимость развития этнокультурного
образования в Республике Карелия
определяется следующими
обстоятельствами:
глобализацией сферы образования,
что приводит к оттоку молодежи в другие
регионы России, а также к миграции в
зарубежные страны;
потребностью в создании условий,
способствующих развитию этнической и
этнокультурной идентичности
прибалтийско-финского населения
Республики Карелия;
неустойчивостью развития системы
этнокультурного образования в
переходный период внедрения в
образовательный процесс новых
образовательных стандартов;
неравномерностью развития
этнокультурных образовательных центров
в регионе;
сокращением численности
прибалтийско-финских народов, вызванным
в числе прочего нарастающими процессами
ассимиляции и глобализации;
снижением общего уровня знаний
населения в области карельского,
вепсского, финского языков и культуры их
носителей;
потребностью развития экономики региона
с учетом его этнокультурных
особенностей.
При этом основными предпосылками
разработки Концепции являются:
наличие многоуровневой системы изучения
карельского, вепсского и финского языков
и преподавания культуры этих народов;
наличие устойчивого спроса населения
региона на образовательные услуги в
сфере этнокультурного образования.
В период с 1991 по 2016 год в Республике
Карелия созданы следующие основы для
реализации Концепции:
восстановлены карельская и вепсская
письменность;
возрождаются и сохраняются
национально-культурные традиции
прибалтийско-финских народов, активно
работают их общественные объединения;
обеспечено нормативное правовое
регулирование вопросов этнокультурного
образования в области изучения
карельского, вепсского и финского языков
и культуры их носителей;
реализуются государственные программы,
в рамках которых осуществляется
поддержка карельского, вепсского и
финского языков;
функционирует система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров;
разрабатывается научно-методическая и
учебно-методическая база обучения
карельскому, вепсскому, финскому языкам
и предметам (дисциплинам) этнокультурной
направленности.
Вместе с тем в Республике Карелия
существует необходимость разработки
комплексных подходов, позволяющих
решать задачи системного развития
этнокультурного образования, повышения
эффективности и качества управления на
основе внедрения современных
образовательных технологий, методик и
практик.
II. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия
В настоящее время система
этнокультурного образования в
Республике Карелия представлена всеми
уровнями и видами образования:
общее образование (дошкольное
образование, начальное общее
образование, основное общее образование,
среднее общее образование);
профессиональное образование (среднее
профессиональное образование, высшее
образование);
дополнительное образование
(дополнительное образование детей и
взрослых, дополнительное
профессиональное образование).
Общее образование
В дошкольных образовательных
организациях в Республике Карелия
этнокультурное образование
представлено в части образовательной
программы, формируемой (в соответствии с
требованиями ФГОС дошкольного
образования) участниками
образовательных отношений. Знакомство
детей дошкольного возраста с
государственной символикой,
географическим положением, климатом,
природой, экономикой Карелии, а также
приобщение к культуре, искусству,
традициям, фольклору, национальным
языкам карелов, вепсов и финнов
происходит в рамках освоения всех
образовательных областей реализуемой
программы.
В Республике Карелия накоплен
позитивный опыт раннего обучения детей
карельскому, вепсскому и финскому языкам
посредством применения различных
методик и технологий, среди которых
центральное место занимает языковое
погружение. Методика языкового
погружения апробируется в 9 дошкольных
образовательных организациях
республики в рамках реализации
международного проекта
"Финно-угорские языки и культуры в
дошкольном образовании".
В настоящее время прибалтийско-финские
языки изучают около 1000 (3%) воспитанников
в 26 (10%) дошкольных образовательных
организациях в 5 муниципальных районах и
2 городских округах в Республике Карелия.
Всего преподают карельский, финский,
вепсский языки 50 педагогов (средний
возраст - 42 года; 41% - с высшим
образованием; 65% педагогов не имеют
профессиональной подготовки в области
преподавания языка).
В 2016 году создана региональная
инновационная площадка "Непрерывное
этнокультурное образовательное
пространство образовательных
учреждений" на базе:
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Финно-угорский детский сад
комбинированного вида N 20
"Лумикелло";
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения Петрозаводского городского
округа "Финно-угорский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей N
56 "Марьяне";
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Центр развития ребенка -
финно-угорский детский сад N 107
"Жемчужинка";
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Средняя общеобразовательная
финно-угорская школа имени Элиаса
Лённрота".
Основной целью деятельности
региональной инновационной площадки
является объединение образовательных
сред дошкольных образовательных и
общеобразовательных организаций в
единую этнокультурную среду для
воспитанников и обучающихся. Важным
направлением работы становится
взаимодействие с семьей как в рамках
образовательного процесса, так и за его
пределами через воскресные школы для
родителей, семейные конкурсы, фестивали
и другие.
В целях обеспечения реализации
этнокультурной специфики
общеобразовательных программ приказом
Министерства образования и по делам
молодежи Республики Карелия от 5 мая 2006
года N 598 был утвержден региональный
(национально-региональный) компонент
государственного стандарта общего
образования в Республике Карелия,
определены цели и задачи, предметное
содержание и требования к уровню
подготовки обучающихся, осваивающих
соответствующие программы
этнокультурного образования.
В связи с переходом на ФГОС начального
общего образования, основного общего
образования и среднего общего
образования была обновлена
инструктивно-методическая и
учебно-методическая база, подготовлены и
прошли региональную экспертизу
примерные программы по
прибалтийско-финским языкам и предметам
этнокультурной направленности для
начальной, основной и старшей школы,
изданы учебные пособия по карельскому,
вепсскому и финскому языкам для 1 - 5
классов, учебники "Край, в котором я
живу" для 2 - 4 классов, "Моя
Карелия" для 5 - 9 классов, "История
Карелии" для 10 - 11 классов.
В настоящее время в общеобразовательных
организациях этнокультурный компонент
включен в содержание учебных предметов,
курсов, дисциплин и модулей (например,
"Литературное чтение",
"Окружающий мир", "Основы
религиозных культур и светской этики",
"Музыка", "Технология",
"География", "Биология" и
другие), изучаются учебные предметы
"Родной язык (карельский, вепсский,
финский)", "Иностранный (финский)
язык", "История Карелии",
интегрированные предметы "Край, в
котором я живу" и "Моя Карелия",
элективные спецкурсы региональной
тематики.
При
этом в качестве доминантной
этнокультурной составляющей школьного
образования выступает обучение
карельскому, вепсскому и финскому
языкам. Ежегодно прибалтийско-финские
языки изучают около 7000 (11%) обучающихся в
49 (22%) общеобразовательных организациях 13
муниципальных образований в Республике
Карелия. Карельский, вепсский и финский
языки изучаются как в урочной (70%), так и в
кружковой форме во внеурочной
деятельности (30%).
Преподают языки 94 учителя; 95% педагогов
имеют высшее образование, средний
возраст учителей - 43 года.
В образовательных организациях
организуется проектная и
исследовательская деятельность,
работают школьные музеи, проводятся
олимпиады, конкурсы, викторины,
конференции. Многие мероприятия
приурочены к Международному дню родных
языков (21 февраля), Международному дню
Калевалы (28 февраля), Дню финского языка (9
апреля), Дню карельской и вепсской
письменности (20 апреля), Международному
дню коренных народов мира (9 августа),
Дням родственных финно-угорских народов
(третья неделя октября).
Профессиональное образование
В профессиональных организациях
среднего профессионального и высшего
образования этнокультурное образование
представлено преподаванием карельского,
вепсского и финского языков и
краеведческим компонентом курсов
теоретических и практических
дисциплин.
В настоящее время в системе среднего
профессионального образования
республики ведется преподавание
карельского языка в государственном
бюджетном профессиональном
образовательном учреждении Республики
Карелия "Карельский колледж культуры
и искусств", в рамках специальности
"Народное художественное
творчество" по виду
"Этнохудожественное творчество" (10
человек). Финский язык изучают в качестве
иностранного языка более 250 человек в
Петрозаводском филиале федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
образования "Петербургский
государственный университет путей
сообщения императора Александра I", в
государственном автономном
профессиональном образовательном
учреждении Республики Карелия
"Северный колледж" и
государственном автономном
профессиональном образовательном
учреждении Республики Карелия
"Петрозаводский педагогический
колледж" (специальности "Туризм",
"Гостиничный сервис",
"Преподавание в начальных
классах").
Преподают карельский и финский языки в
системе среднего профессионального
образования Республики Карелия 5
педагогов.
В
организациях среднего
профессионального образования
республики реализуются основные
образовательные программы, которые
предполагают изучение спецкурсов и
дисциплин, включающих этнокультурную
составляющую (например, "Организация
музейного дела в образовательном
учреждении", "Культурное наследие
Карелии", "Народный костюм",
"Краеведение", "История и
этнография финно-угорских народов"),
организуется
фольклорно-этнографическая
(экспедиционная) практика, ведется
внеурочная и проектно-исследовательская
деятельность, включая курсовые и
выпускные квалификационные работы,
посвященные вопросам истории
образования, развития культуры,
искусства Карелии, для студентов
организуются культурно-образовательные
поездки по районам республики.
Этнокультурное образование в сфере
музыкального искусства предлагается в
государственном бюджетном
профессиональном образовательном
учреждении Республики Карелия
"Петрозаводский музыкальный колледж
имени Карла Эриковича Раутио" и в
федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего
образования "Петрозаводская
государственная консерватория имени А.К.
Глазунова", где с 1993 года существует
кафедра музыки финно-угорских народов,
открыт бакалавриат и магистратура по
профилю "Этномузыкология", с 2014/15
учебного года преподается финский язык.
По направлению 52.05.01 "Актерское
искусство" в консерватории готовят
актеров для бюджетного учреждения
"Государственный Национальный театр
Республики Карелия".
На кафедре прибалтийско-финской
филологии в федеральном государственном
бюджетном образовательном учреждении
высшего образования "Петрозаводский
государственный университет" (далее -
Петрозаводский государственный
университет) ведется подготовка кадров
(в том числе педагогических) со знанием
карельского, вепсского и финского языков
по направлениям "Педагогическое
образование" и "Филология"
(программы бакалавриата). Учебные планы
кафедры прибалтийско-финской филологии
содержат дисциплины, раскрывающие
особенности материальной и духовной
культуры прибалтийско-финских народов:
"Краеведение Карелии", "Традиции
и обычаи Финляндии", "История
литературы Карелии",
"Карело-финское устное народное
творчество", "История литературы
Финляндии", "Язык и стиль эпоса
"Калевала". Вопросы
этнолингвистического образования
рассматриваются в
лекционно-практических курсах
("Карельский язык", "Вепсский
язык", "Финский язык",
"Сравнительная типология",
"Введение в финскую диалектологию",
"Введение в финно-угроведение",
"Диалектология карельского языка",
"Диалектология вепсского языка",
"Лексикология современного финского
языка". С целью овладения
практическими навыками и умениями
студенты проходят диалектологическую и
педагогическую практику.
В настоящее время преподавателями
кафедры прибалтийско-финской филологии
ведется разработка магистерской
программы "Прибалтийско-финские языки
в социокультурном пространстве
Европы".
Финский язык также изучается в
качестве иностранного языка в рамках
образовательных программ, реализуемых в
Институте физической культуры, спорта и
туризма, а также в Институте истории,
политических и социальных наук
Петрозаводского государственного
университета. Этнокультурный компонент
широко представлен в содержании
дисциплин учебных планов кафедры
технологического образования Института
педагогики и психологии Петрозаводского
государственного университета. Студенты
изучают такие курсы, как "Народное
судостроение", "Технология
изготовления и ремонта музыкальных
инструментов", "Народное
зодчество", "Народная кукла" и
другие. На кафедре технологического
образования функционирует учебная
лаборатория "Историческое и народное
судостроение", по итогам работы
которой опубликована монография
"Народное судостроение Карелии",
изготовлено свыше 10 карельских лодок;
ведется обучение профессии "столяр по
изготовлению и ремонту деталей и узлов
музыкальных инструментов"
(карело-финских музыкальных
инструментов кантеле).
В 2017/18 учебном году в Институте
педагогики и психологии Петрозаводского
государственного университета
планируется открытие академического
бакалавриата по направлению
"Педагогическое образование.
Начальное образование и родной язык
(карельский)".
Дополнительное образование
В системе дополнительного образования
детей этнокультурная составляющая
интегрируется в содержание
дополнительных общеобразовательных и
предпрофессиональных программ
художественной, естественно-научной,
туристско-краеведческой,
физкультурно-спортивной и
социально-педагогической
направленности (например, национальные
танцы, игры, декоративно-прикладное
творчество и другие).
При этом из прибалтийско-финских языков
изучаются только карельский и финский
(около 150 человек). В республиканской
системе дополнительного образования
детей преподают языки 5 педагогов
дополнительного образования.
В последние годы произошли позитивные
изменения в системе дополнительного
образования взрослых. Наряду с массовым
изучением финского языка на различных
языковых курсах по инициативе
национальных общественных организаций
началось преподавание взрослому
населению Республики Карелия
карельского и вепсского языков
(например, на базе бюджетного учреждения
"Центр национальных культур и
народного творчества Республики
Карелия"). Каждый желающий также может
начать изучение карельского и вепсского
языков в рамках курсов в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет". В г. Петрозаводске,
Олонецком, Пряжинском национальных
муниципальных районах созданы и
действуют клубы общения на карельском и
вепсском языках (Paginkanzu, Paginklub "Vepslдiћed
besedad"). Деятельность клубов строится в
том числе на использовании современных
компьютерных технологий путем
организации регулярных виртуальных
тематических встреч, посвященных
различным событиям в жизни карельского и
вепсского народов.
III. Научно-методическое, организационно-информационное и учебно-методическое сопровождение системы этнокультурного образования
Вопросы оказания научно-методической,
учебно-методической и
организационно-информационной
поддержки педагогическим работникам,
осуществляющим образовательный процесс
на карельском, вепсском и финском языках,
входят в компетенцию Центра
этнокультурного образования
государственного автономного
учреждения дополнительного
профессионального образования
Республики Карелия "Карельский
институт развития образования" (далее
- ГАУ ДПО РК "Карельский институт
развития образования", Центр).
На постоянной основе проводятся курсы
повышения квалификации педагогов,
организуются конференции, семинары,
практикумы, мастер-классы и другие
образовательные мероприятия,
направленные на повышение
профессиональной компетентности
педагогических и руководящих работников
сферы этнокультурного образования
республики.
В целях научно-методическая и
учебно-методического обеспечения
этнокультурного образовательного
процесса в рамках государственной
программы Республики Карелия
"Развитие образования в Республике
Карелия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства
Республики Карелия от 20 июня 2014 года N
196-П, методистами Центра ведется работа
по подготовке, изданию и апробации
учебно-методических комплексов нового
поколения по предметам и курсам
этнокультурной направленности.
Разрабатываются дидактические и
наглядные материалы, брошюры, сборники
заданий к государственной (итоговой)
аттестации по карельскому, вепсскому и
финскому языкам, примерные
образовательные программы, хрестоматии
по родной литературе.
В Республике Карелия активно внедряются
конкурсные механизмы поддержки
педагогических работников системы
этнокультурного образования республики,
ежегодно проводятся различные
профессиональные конкурсы для
педагогов:
"Лучшие учебно-методические материалы
по карельскому, финскому и вепсскому
языкам";
"Лучшие практики по этнокультурному
образованию в дошкольных
образовательных учреждениях Республики
Карелия";
"Лучшая предметно-пространственная
среда этнокультурной направленности";
"Лучший сайт образовательной
организации этнокультурной
направленности";
"Лучший персональный сайт
этнокультурной направленности";
республиканский конкурс "Учитель года
Карелии" (номинация "Учитель
родного языка");
республиканский конкурс "Воспитатель
года" (номинация "Воспитатель с
правом преподавания родного языка").
Важным направлением деятельности Центра
является организационно-методическое
сопровождение муниципального и
регионального этапов Республиканской
олимпиады школьников по карельскому,
вепсскому и финскому языкам, которая на
протяжении последних лет приобрела
статус межрегиональной, так как в ней
принимают участие обучающиеся из школ
Санкт-Петербурга, Ленинградской и
Вологодской областей. В 2016 году впервые
прошла межрегиональная олимпиада по
предметам этнокультурной
направленности "Морошка" (более 2000
участников). С использованием
интернет-сервисов были организованы
сетевые конкурсы знатоков карельских
сказок и "Калевалы".
В учебный процесс внедряют
дистанционные технологии. На платформе
виртуальной школы государственного
автономного профессионального
образовательного учреждения Республики
Карелия "Петрозаводский
педагогический колледж" размещены
дистанционные курсы карельского языка
для начальной школы и финского языка -
для основной школы. В электронной
учебной среде Moodle ГАУ ДПО РК
"Карельский институт развития
образования" в дистанционном режиме
предлагаются дополнительные
профессиональные программы повышения
квалификации и переподготовки
педагогических кадров.
В 2014 году в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" был открыт
образовательный портал
"Этнокультурное образование
Республики Карелия" (http://edu-rk.ru), на
котором представлена информация о
тенденциях развития данной сферы в
Республике Карелия. Портал работает и
как инструмент сетевого взаимодействия
участников образовательного процесса.
В целях решения актуальных вопросов
разработки нормативной,
научно-методической и
учебно-методической базы для реализации
образовательных программ по
прибалтийско-финским языкам и другим
аспектам этнокультурного содержания
образования в 2016 году на базе ГАУ ДПО РК
"Карельский институт развития
образования" создано региональное
учебно-методическое объединение в
системе общего образования Республики
Карелия.
Научные организации, учреждения
культуры, общественные и религиозные
организации, средства массовой
информации в этнокультурном
образовательном пространстве
Республики Карелия
В
формировании этнокультурного
образовательного пространства наряду с
образовательными организациями
принимают активное участие национальные
общественные организации, религиозные
организации, средства массовой
информации, учреждения культуры и
науки.
Старейшим и единственным в Республике
Карелия академическим институтом
гуманитарного профиля является
федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Институт языка,
литературы и истории Карельского
научного центра Российской академии
наук (далее - ИЯЛИ КарНЦ РАН). В ИЯЛИ КарНЦ
РАН открыта аспирантура, ведется прием
по направлениям "Языкознание и
литературоведение" (специальность
"Литература народов Российской
Федерации (финно-угорская)" и
"Исторические науки и археология"
(специальность "Этнография, этнология
и антропология") и другим.
Совместно с Петрозаводским
государственным университетом
регулярно проводятся
научно-исследовательские и
научно-практические конференции,
публикуются сборники научных трудов,
создаются словари. Сотрудники ИЯЛИ КарНЦ
РАН выступают в качестве составителей и
редакторов учебников и учебных пособий,
участвуют в экспертной деятельности,
возглавляют термино-орфографическую
работу в республике.
В последние годы большое влияние
приобрели национальные общественные
организации как субъекты
этнокультурного образования и
воспитания, выполняющие на местах особую
миссию восстановления необходимых для
сохранения языковой среды межпоколенных
связей и объединения местного
сообщества вокруг национальных
традиций. Всего в Республике Карелия
зарегистрировано 30 национальных
общественных объединений, которые
представляют интересы
прибалтийско-финских народов.
Общественные организации участвуют в
конкурсах проектов этнокультурной
направленности, получают грантовую
поддержку для организации и проведения
просветительских мероприятий, курсов
родного языка, мастер-классов,
творческих фестивалей.
В 1992 году по инициативе 3 национальных
общественных организаций: региональной
общественной организации "Союз
карельского народа", Карельской
региональной общественной организации
"Общество вепсской культуры",
Карельской региональной общественной
организации "Ингерманландский союз
финнов Карелии" - с целью содействия
сохранению культурной и языковой
идентичности прибалтийско-финских
народов Республики Карелии было создано
бюджетное учреждение "Центр
национальных культур и народного
творчества Республики Карелия", в
задачи которого входит содействие
национально-культурному развитию
населения Республики Карелия,
реализации творческих инициатив
национальных общественных организаций с
целью выявления и развития их
этнокультурного потенциала.
В бюджетном учреждении
"Государственный Национальный театр
Республики Карелия", бюджетном
учреждении "Национальный ансамбль
песни и танца Карелии "Кантеле",
бюджетном учреждении "Национальная
библиотека Республики Карелия"
проводят вечера национальных культур,
интерактивные программы, концертные
выступления и презентации, ставят
спектакли на языках
прибалтийско-финских народов, создают
тематические музыкальные программы
("Вепсские фантазии",
"Карсикко"). Работают библиотечные
ресурсы "Карелика", "Вепсика".
Информация о литературе и мероприятиях,
посвященных прибалтийско-финским
народам Карелии, размещается на сайте
бюджетного учреждения "Национальная
библиотека Республики Карелия" в
разделе "Коренные народы Карелии".
Ведется работа по сохранению и
популяризации традиционной культуры в
музеях Республики Карелия. В федеральном
государственном бюджетном учреждении
культуры "Государственный
историко-архитектурный и
этнографический музей-заповедник
"Кижи" накоплен большой опыт работы
с подрастающим поколением, реализуются
этнокультурные образовательные
программы для детей и молодежи:
музейно-образовательный проект
"Детский музейный праздник "Кижи -
мастерская детства", "Летняя
музейно-этнографическая школа",
"Летний университет". Разделы по
этнографии и нематериальному
культурному наследию представлены в
экспозициях бюджетного учреждения
"Национальный музей Республики
Карелия", муниципального бюджетного
учреждения "Олонецкий национальный
музей карелов-ливвиков им. Н.Г.
Прилукина", филиала бюджетного
учреждения "Национальный музей
Республики Карелия", Шелтозерского
вепсского этнографического музея им. Р.П.
Лонина.
В последнее время популярность получили
этнокультурные акции, организуемые
Министерством культуры Республики
Карелия. Под эгидой проекта "Эпический
форум" проходят крупные мероприятия,
национальные праздники и фестивали,
связанные с эпической традицией и
направленные на поддержку и развитие
традиционной материальной и
нематериальной культуры
прибалтийско-финских народов Карелии.
Проведение мероприятий проекта
"Эпический форум" - важнейший этап в
подготовке к празднованию 100-летия
образования Республики Карелия в 2020
году.
На базе муниципальных учреждений
культуры созданы и получили комплексное
развитие этнокультурные центры
Калевальского, Пряжинского, Олонецкого
национальных и других муниципальных
районов, которые определяют в качестве
фактора развития своей территории
использование этнокультурного
потенциала прибалтийско-финских
народов.
Эффективным механизмом, способствующим
развитию карельского и вепсского языков,
популяризации финского языка в
Республике Карелия, сохранению
историко-культурного наследия карелов,
вепсов и финнов является
государственная поддержка издания
печатных средств массовой информации и
литературы на карельском, вепсском и
финском языках.
В настоящее время периодические издания
на карельском, вепсском и финском языках
выпускаются автономным учреждением
Республики Карелия "Издательство
"Периодика". В составе издательства
5 редакций: газеты Karjalan Sanomat ("Новости
Карелии"), Oma Mua ("Родная земля"),
Kodima ("Родная земля"), журналы Carelia
("Карелия") и Kipinд ("Искорка").
Популярностью пользуются
сканированные копии периодических
печатных средств массовой информации и
литературы на национальных языках.
Ежемесячно в 3 районных газетах
национальных муниципальных районов
(Пряжинского, Калевальского, Олонецкого)
выходит полоса на карельском языке
соответствующего диалекта.
Большой интерес у детей и молодежи
вызывают проекты, направленные на
внедрение новых ресурсов при помощи
современных мультимедийных технологий,
полиграфическая, аудио- и
видеопродукция, в том числе популярные
фильмы, рассказывающие о жизни, быте,
традиционных занятиях
прибалтийско-финских народов. В
социальных сетях "ВКонтакте",
"Одноклассники", Facebook организуются
группы, популяризирующие карельский,
вепсский и финский языки среди
населения.
Радио- и телепередачи на карельском,
вепсском и финском языках транслируются
редакцией национального вещания
федерального государственного
унитарного предприятия государственной
телевизионной и радиовещательной
компании "Карелия" (дочернее
предприятие Всероссийской
государственной телевизионной и
радиовещательной компании). Общее
количество часов вещания в месяц
составляет 18 часов радиовещания и 9 часов
телевещания.
В Республике Карелия активно ведется
издательская деятельность. За последние
25 лет на карельском, вепсском, финском
языках издано более 200 наименований книг
и брошюр, включающих произведения
художественной литературы, научные
исследования, словари и
учебно-методические издания. Особого
внимания заслуживает работа членов
республиканской
термино-орфографической комиссии при
Главе Республики Карелия, образованной
Указом Главы Республики Карелия от 29 мая
2003 года N 94, по подготовке словарей,
разговорников, пособий по изучению
карельского и вепсского языков.
В целях обеспечения доступности
изданной литературы, расширения
информационного пространства
электронные версии книг размещаются на
сайте бюджетного учреждения
"Национальная библиотека Республики
Карелия", в разделе "Электронная
библиотека авторов Карелии", в
подразделе "Национальная
литература".
Значительную роль в популяризации
национальной литературы, повышении
полиграфической культуры, поддержке
книгоиздания играет республиканский
конкурс "Книга года Республики
Карелия", в котором Указом Главы
Республики Карелия от 3 марта 2005 года N 22
предусмотрена номинация "Лучшая книга
на карельском, вепсском или финском
языках".
В
соответствии со статьей 11 Закона
Республики Карелия от 19 марта 2004 года N
759-ЗРК "О государственной поддержке
карельского, вепсского и финского языков
в Республике Карелия" в местах
традиционного проживания карелов и
вепсов изготавливаются дорожные
указатели населенных пунктов на
карельском и вепсском языках (в период с
2006 по 2016 год изготовлено 88 дорожных
указателей), а также фасадные вывески для
учреждений образования и культуры на
карельском, вепсском и финском языках (в
период с 2006 по 2016 год изготовлена 101
фасадная вывеска).
Несмотря на достигнутое, существуют
проблемы в области развития
этнокультурного образования, требующие
комплексного подхода при анализе и
решении:
незначительная доля обучающихся,
осваивающих образовательные программы
этнокультурной направленности;
недостаточность
материально-технического и
информационно-методического оснащения
образовательных организаций;
несформированность единого
этнокультурного (в том числе
электронного) образовательного
пространства;
отсутствие комплексного
межведомственного подхода к мониторингу
и оценке качества этнокультурного
образования в регионе;
невозможность массового приобщения к
процессу изучения карельского,
вепсского и финского языков
заинтересованных групп населения
региона, в том числе взрослых, готовых к
получению неформального и информального
образования.
IV. Цель и задачи развития этнокультурного образования в Республике Карелия
Цель развития этнокультурного
образования в Республике Карелия
состоит в создании условий для
формирования человеческого потенциала,
способного повысить привлекательность и
конкурентоспособность республики в
экономической и культурной сферах, в том
числе за счет владения карельским,
вепсским и финским языками и знания
национальной культуры.
Указанная цель достигается путем
реализации следующих задач:
организация и проведение мониторинга
потребности населения Республики
Карелия в изучении карельского,
вепсского и финского языков, а также в
получении образования на этих языках;
развитие нормативной правовой базы
этнокультурного образования в
Республике Карелия;
повышение правовой осведомленности
участников отношений в сфере
образования об условиях сохранения и
введения изучения в школах карельского,
вепсского и финского языков;
повышение престижа и привлекательности
карельского, вепсского и финского языков
(в том числе за счет создания механизмов
использования этих языков в социальной
сфере, а также расширения их бытования во
внутрисемейном общении);
создание и распространение структурных
и технологических инноваций в
профессиональном этнокультурном
образовании, обеспечивающих высокую
мобильность современной экономики (в том
числе модернизация программ среднего
профессионального и высшего
образования, технологий и содержания
образовательного процесса на всех
уровнях профессионального образования
через внедрение новых вариативных
образовательных программ на основе
индивидуализации образовательных
траекторий с учетом личностных свойств,
интересов и потребностей обучающегося, а
также через внедрение в
профессиональную образовательную среду
технологий проектного обучения);
развитие современных механизмов,
содержания и технологий общего и
дополнительного этнокультурного
образования детей (в том числе
выполнение комплекса мер по
использованию ранее разработанных и
внедренных ФГОС, включая их методическое
обеспечение и программы повышения
квалификации преподавательского
состава, формирование нового содержания
общего (включая дошкольное) образования
и внедрение новых технологий обучения по
общеобразовательным программам, а также
методическая и инновационная поддержка
дополнительного образования);
создание системы непрерывного
этнокультурного образования,
включающего общее, в том числе
дошкольное, общее, среднее
профессиональное, высшее,
дополнительное профессиональное
образование детей и взрослых, а также
неформальное образование (образование в
течение всей жизни), путем реализации
региональных образовательных проектов,
разработки открытых образовательных
ресурсов в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
сохранение и совершенствование
кадрового потенциала системы
этнокультурного образования (в том числе
за счет повышения уровня
профессиональной подготовки
специалистов, престижа профессии);
решение проблемы обеспечения
региональной системы этнокультурного
образования учебной и методической
литературой;
создание инфраструктуры, обеспечивающей
доступность этнокультурного
образования, независимо от места
проживания обучающихся;
формирование востребованной системы
оценки качества этнокультурного
образования и образовательных
результатов (в том числе создание
региональной системы независимого
мониторинга и оценки качества
этнокультурного образования на всех его
уровнях в условиях межведомственного
взаимодействия);
популяризация среди детей и молодежи
научно-образовательной и творческой
деятельности в сфере этнокультурного
образования (в том числе создание
условий для личностного развития детей и
молодежи, реализация механизмов
вовлечения молодежи в активную
социальную практику, совершенствование
моделей и механизмов организации отдыха
и оздоровления детей).
Решение поставленных задач
обеспечивается в первую очередь за счет
реализации инновационных проектов,
связанных с разработкой и созданием
новых моделей этнокультурного
образования, развитием и
совершенствованием существующих
механизмов, образовательных программ,
технических средств и технологий.
V. Общая модель этнокультурного образования в Республике Карелия
Концепция охватывает период до 2025 года.
Концепция базируется на следующих
основополагающих принципах
этнокультурного образования:
принципе усиления значимости
этнокультурного образования в
современном поликультурном мире;
принципе преемственности и
непрерывности этнокультурного
образования на протяжении всей жизни;
принципе доступности, в том числе
благодаря возможности дистанционного
образования;
принципе вариативности и
индивидуализации образовательных
маршрутов в процессе этнокультурного
образования;
принципе межведомственного
взаимодействия и согласованности
государственной политики в сфере
этнокультурного образования, экономики,
промышленности, труда, социальной
защиты, культуры, спорта, молодежной
политики и других сферах.
В 2025 году по итогам реализации Концепции
любой житель Республики Карелия сможет
удовлетворить свои потребности в
освоении программ этнокультурной
направленности, а также в изучении
карельского, вепсского и финского языков
и культуры их носителей. Концепция
предусматривает предоставление
соответствующих образовательных услуг в
системе общего образования, среднего
профессионального, дополнительного
профессионального и высшего
образования, дополнительного
образования детей и взрослых, а также
информального и неформального
образования взрослых.
Главным центром этнокультурного
образования должна оставаться школа, в
которой преподавание предметов
этнокультурной направленности,
прибалтийско-финских языков и культуры
осуществляется преимущественно в форме
урочной деятельности с 1 по 11 класс и
дополняется различными формами
внеурочной работы с обучающимися и их
родителями. При этом финский язык в
системе общего образования может
изучаться как родной язык, а также как
первый или второй иностранный.
Общеобразовательная организация должна
обеспечить преемственность в сфере
этнокультурного образования путем
предоставления гарантий и возможностей
продолжения изучения карельского,
вепсского и финского языков и культуры
этих народов обучающимся, начавшим
осваивать эти языки и культуру в
дошкольных образовательных
организациях в Республике Карелия.
В дошкольных образовательных
организациях, реализующих программы
этнокультурного образования,
карельский, вепсский и финский языки
должны преподаваться в форме
специальных занятий, продолжительность
и содержание которых зависят от возраста
и интересов детей. Следует интегрировать
языковую составляющую в структуру
музыкальных занятий, занятий физической
культурой. К 2025 году необходимо
сохранить и развить сеть "языковых
гнезд", предусматривающих погружение
обучающихся в языковую среду в течение
всего времени пребывания в
образовательной организации. Следует
использовать в образовательном процессе
возможности этнокультурных центров,
учреждений культуры, религиозных
организаций.
Непрерывность этнокультурного
образования должна быть поддержана
системой государственных гарантий в
отношении возможности продолжения
освоения этнокультурных
образовательных программ в организациях
среднего профессионального и высшего
образования в Республике Карелия.
Освоение карельского, вепсского и
финского языков в системе
профессионального образования может
происходить как в связи с
профессиональной подготовкой в области
этих языков и культуры их носителей, так
и сопровождать процесс получения
профессий по другим специальностям.
В 2017 - 2019 годы необходимо определить
мотивационные условия, которые будут
способствовать приобщению обучающихся в
образовательных организациях
республики к изучению карельского,
вепсского и финского языков, дисциплин и
модулей с этнокультурным компонентом
содержания образования. В частности,
должна быть разработана специальная
государственная программа на период с 2017
по 2025 год стимулирующая использование в
различных сферах
административно-управленческой,
хозяйственно-экономической,
научно-образовательной,
культурно-просветительской и иной
деятельности кадрового потенциала,
владеющего карельским, вепсским и
финским языками. Этой программой должно
быть в первую очередь предусмотрено
создание рабочих мест для специалистов в
области образования и культуры, а также
разработана система мер, побуждающих их
к использованию в работе карельского,
вепсского и финского языков в целях
повышения привлекательности и
конкурентоспособности региона.
Начиная с 2017 года при разработке
подходов к языковой и образовательной
политике в Республике Карелия особое
значение придается тому, что на
современном этапе язык представляет
собой не только средство общения
определенной группы населения, но и
самостоятельную, в известной мере
автономную от ее носителей культурную
ценность, вследствие чего в систему
этнокультурного образования должно быть
вовлечено максимальное количество
желающих освоить и использовать в
деловом и бытовом общении карельский,
вепсский и финский языки, независимо от
национальной принадлежности, возраста,
социального статуса обучающихся.
Необходимо расширить изучение
карельского, вепсского и финского языков
в рамках дополнительного образования
детей, а также создать условия для
изучения этих языков в системе
неформального образования взрослых
(образование в течение всей жизни).
До 2025 года школы, в которых реализуются
программы этнокультурной
направленности, а также программы по
карельскому, вепсскому и финскому языкам
и культуре их носителей, должны получить
полные учебно-методические комплексы,
обязательно включающие печатные и
электронные учебники и учебные пособия,
прошедшие научную, педагогическую,
общественную и этнорегиональную
экспертизу и внесенные в федеральные и
региональные перечни рекомендованных к
использованию изданий, а также
электронные приложения к учебникам,
учебно-методические пособия для учителя,
рабочие тетради,
контрольно-измерительные и
демонстрационные материалы.
До 2018 года необходимо разработать
региональную программу дошкольного
этнокультурного образования,
предусматривающую различные формы
проведения занятий в детских садах, а
также поддержание практики изучения
карельского, вепсского и финского языков
и культуры этих народов в "языковых
гнездах". Для реализации данной
программы предстоит подготовить
соответствующий учебно-методический
комплекс, включающий современные
учебно-методические материалы для
преподавателей, обучающихся и их
родителей.
До 2022 года в системе дополнительного
образования детей необходимо расширить
спектр современных образовательных
услуг по преподаванию карельского,
вепсского и финского языков и культуры
их носителей, что позволит привлечь в
сферу дополнительного этнокультурного
образования значительное количество
новых обучающихся.
До 2020 года все педагоги в Республике
Карелия, работающие в сфере
этнокультурного образования, должны
повысить профессиональную квалификацию
по программам дополнительного
профессионального образования,
предусматривающим повышение их
лингвистической и методической
грамотности.
К 2025 году надлежит обеспечить доступ
всех желающих к дистанционным
этнокультурным образовательным
ресурсам в любом населенном пункте
Республики Карелия, оснащенном доступом
к информационно-коммуникационной сети
"Интернет". Следует привлечь к
разработке таких ресурсов ведущих
специалистов в области преподавания
соответствующих дисциплин, модулей,
языков и культуры, а также сделать их
тьюторами для нескольких
специализированных групп обучающихся,
готовых в дальнейшем стать
дистанционными преподавателями по
системе равного обучения (по принципу
"равный обучает равного" (peer education,
vertaisopetus). В целях обеспечения качества
образования дистанционные
этнокультурные образовательные ресурсы,
открывающие всем желающим доступ к
изучению карельского, вепсского и
финского языков и культуры их носителей,
должны проходить
общественно-профессиональную
экспертизу и курироваться
муниципальными органами управления
образования.
К 2025 году любой желающий должен иметь
возможность получить сертификат,
подтверждающий владение
соответствующим языком на уровне А1, А2,
В1, В2, С1 или С2, в том числе посредством
интернет-тестирования. Объединение
возможностей дистанционного обучения и
интернет-тестирования позволит привлечь
к изучению карельского, вепсского и
финского языков не только жителей
Республики Карелия, но и представителей
других регионов Российской Федерации, а
также иностранных граждан.
К 2025 году необходимо предусмотреть
возможность участия всех желающих в
различных конкурсах знатоков
этнокультурной специфики региона,
прибалтийско-финских языков и культуры
карелов, вепсов, финнов, а также массовых
мероприятиях, предусматривающих
использование карельского, вепсского и
финского языков (театральные фестивали,
песенные праздники).
К 2025 году надлежит проработать различные
способы взаимодействия системы
этнокультурного образования в
Республике Карелия с региональными
средствами массовой информации в плане
приобщения населения региона к истории и
культуре малой родины, пробуждения в
жителях республики интереса к изучению
языков и культуры карелов, вепсов,
финнов. Следует вывести процесс
этнокультурного образования за стены
образовательных организаций, сделать
его наглядным в местах массового
пребывания жителей и гостей республики
(учреждениях культуры, спортивных
комплексах, торговых организациях) путем
размещения рекламных видеороликов,
постеров и распространения других
средств информирования об
этнокультурном своеобразии региона.
В целом к 2025 году этнокультурное
образование в Республике Карелия должно
представлять собой гибкую мобильную
образовательную систему, способную
предоставить образовательные услуги
обучающимся на любом уровне общего и
профессионального образования, а также в
рамках дополнительного, информального и
неформального образования, погруженную
в современную
информационно-коммуникационную среду и
насыщенную современными
образовательными технологиями.
VI. Этапы и механизмы реализации
Концепции
Государственная политика в сфере
этнокультурного образования
реализуется на основе
программно-целевого подхода в рамках
государственной программы Республики
Карелия "Развитие образования в
Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы,
других региональных государственных
программ.
Органы исполнительной власти Республики
Карелия, являющиеся учредителями
организаций, реализующих программы
этнокультурной направленности,
учитывают положения Концепции при
разработке и модернизации отраслевых
программ подготовки и переподготовки
кадров.
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, учитывают
положения Концепции при разработке и
реализации основных и дополнительных
образовательных программ, а также
программ развития организаций.
Основными формами координации действий
по реализации Концепции будут выступать
общественные институты управления:
общественные советы при органах
исполнительной власти, отраслевые
советы и фонды, отраслевые общественные
объединения работодателей,
руководителей образовательных
организаций, наблюдательные и
попечительские советы образовательных
организаций.
Для реализации Концепции необходимо:
осуществлять межведомственное
взаимодействие в сфере реализации
этнокультурной образовательной
политики;
обеспечить разработку и исполнение
государственных и муниципальных
программ в сфере реализации
этнокультурной образовательной
политики;
организовать деятельность
консультативных органов по вопросам
этнокультурного образования и
развития;
обеспечить при необходимости разработку
и принятие нормативных правовых актов
Республики Карелия в сфере реализации
этнокультурной образовательной
политики;
осуществлять проведение научных
исследований по вопросам развития
этнокультурного образования, подготовку
на их основе практических предложений
для органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
учреждений культуры, образовательных,
общественных и иных организаций;
проводить регулярный мониторинг хода
реализации этнокультурной
образовательной политики;
обеспечить заключение и исполнение
соглашений в сфере реализации
этнокультурной образовательной
политики на территории Республики
Карелия в рамках межведомственного
взаимодействия.
Концепция предусматривает поэтапную
реализацию с формированием
соответствующего плана мероприятий для
каждого этапа.
Координацию работ и методическое
сопровождение Концепции осуществляет
Министерство образования Республики
Карелия во взаимодействии с органами
исполнительной власти Республики
Карелия, общественными и
профессиональными организациями.
Временно исполняющий
обязанности
Главы Республики Карелия А.О.
Парфенчиков
Текст сверен по:
Официальная рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об утверждении Стратегии национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года (с изменениями на 30 января 2020 года)
- Об утверждении Концепции развития финно-угорской школы Республики Карелия (Утратило силу с 23 марта 2017 года на основании Указа Главы Республики Карелия от 23 марта 2017 года N 36)
- О республиканской термино-орфографической комиссии при Главе Республики Карелия (с изменениями на 13 февраля 2023 года)
- О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия (с изменениями на 8 ноября 2022 года)
- О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (утратил силу с 24 января 2019 года на основании Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 января 2019 года N 946-VI ЗС)
- О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия (с изменениями на 22 декабря 2022 года)
- Об образовании (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина" (с изменениями на 21 ноября 2023 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования" (с изменениями на 26 января 2024 года)
- Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие культуры" (с изменениями на 10 июня 2024 года)