ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 декабря 2015 года N 773р-П
[Об утверждении Программы по защите прав
потребителей на территории Республики
Карелия на 2016-2018 годы]
(с изменениями на 25 июля 2016 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П)
1. Утвердить прилагаемую Программу по
защите прав потребителей на территории
Республики Карелия на 2016-2018 годы (далее -
Программа).
2. Определить Министерство
экономического развития и
промышленности Республики Карелия
координатором Программы.
(в ред. Распоряжения Правительства
Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П)
Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН
Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 10 декабря 2015 года N 773р-П
ПРОГРАММА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА 2016-2018
ГОДЫ
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П)
I. Общие положения
1. Программа по защите прав потребителей
на территории Республики Карелия на
2016-2018 годы (далее - Программа) определяет
цели и приоритеты в создании условий по
защите законных прав потребителей, а
также План мероприятий по защите прав
потребителей на территории Республики
Карелия в 2016-2018 годах.
2. Программа разработана в рамках
полномочий высших исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в
области защиты прав потребителей,
предусмотренных статьей 42.1 Закона
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
N 2300-1 "О защите прав потребителей"
(далее - Закон).
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание
условий для эффективной и доступной
защиты установленных законодательством
Российской Федерации прав потребителей.
Основными задачами Программы являются:
первая задача - обеспечение эффективного
взаимодействия органов государственной
власти всех уровней, органов местного
самоуправления и общественных
организаций.
Последовательная и эффективная политика
в сфере защиты прав потребителей
является важным фактором развития рынка,
который оказывает влияние на
повседневную жизнь граждан,
способствует повышению их
благосостояния и создает благоприятные
условия ведения бизнеса для
добросовестных производителей
материальных благ и услуг.
Для совершенствования механизмов защиты
прав потребителей в Республике Карелия
необходимо придерживаться системного
организационного подхода к решению
существующих проблем по обеспечению
потребительских прав жителей республики
на основе согласованных действий
органов исполнительной власти
Республики Карелия, органов местного
самоуправления, территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти в Республике Карелия,
общественных организаций. Обеспечение
взаимодействия всех составляющих
региональной системы защиты прав
потребителей осуществляется с 2008 года в
рамках деятельности Совета по защите
прав потребителей при Правительстве
Республики Карелия (далее - Совет),
являющегося постоянно действующим
консультативным органом.
В ходе работы Совета вырабатываются
общие подходы к осуществлению
практической деятельности по
обеспечению и защите прав потребителей,
в первую очередь в наиболее проблемных
секторах потребительского рынка, где
уровень защиты соответствующих прав
потребителей еще не соответствует
реальным запросам граждан, таких как:
жилищно-коммунальное хозяйство, рынок
финансовых услуг, платных медицинских
услуг, туристическое обслуживание,
розничная торговля.
Анализ ситуации на потребительском
рынке в республике показывает, что
количество нарушений в сфере защиты прав
потребителей все еще остается на высоком
уровне.
Основными причинами, порождающими
нарушения прав потребителей, являются
низкая правовая грамотность населения и
хозяйствующих субъектов, а также
недостаточная информированность
граждан о механизмах реализации своих
прав.
Динамика обращений по вопросам защиты
прав потребителей, поступивших в
Управление федеральной службы в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Карелия,
свидетельствует о сокращении обращений
по вопросам защиты прав потребителей.
Так, в 2014 году общее число обращений
составило 830 и сократилось по сравнению с
2013 годом в 1,6 раза, в основном за счет
снижения числа обращений на оказание
жилищно-коммунальных услуг (в 5,4 раза).
Тенденции, сложившиеся в структуре
обращений за ряд последних лет,
сохранились в 2014 году: наибольшее
количество обращений приходится на
сферу услуг - 462 (55,7%) и торговлю - 368 (44,3%).
При этом в анализируемом периоде
наблюдался значительный рост обращений
в сравнении с 2013 годом на оказание
медицинских услуг (в 2 раза), услуг
общественного питания (в 1,8 раза),
финансовых услуг (в 1,6 раза) и туристских
услуг (в 1,5 раза).
По результатам рассмотрения обращений
граждан возбуждено 209 дел об
административных правонарушениях,
выдано 107 предписаний об устранении
выявленных нарушений, направлено в суд 64
заключения по делам в защиту прав
потребителей, 15 исков в защиту прав
потребителей, в том числе 5 - в защиту
интересов неопределенного круга
потребителей.
Важным элементом национальной системы
защиты прав потребителей являются
органы местного самоуправления. В
соответствии с Законом органы местного
самоуправления наделены полномочиями по
рассмотрению жалоб потребителей,
консультированию потребителей по
вопросам защиты их прав, обращению в суды
в защиту прав потребителей
(неопределенного круга потребителей).
Используя свои полномочия, органы
местного самоуправления обеспечивают
оперативную защиту интересов
потребителей, а также являются
источником информации для
контролирующих органов в области
качества и безопасности товаров (работ,
услуг) и населения о проблемах,
возникающих при осуществлении защиты
прав потребителей.
В республике защита прав потребителей
органами местного самоуправления пока
остается на недостаточном уровне,
поскольку в администрациях
муниципальных образований функции по
защите прав потребителей распределены
между специалистами, занимающимися
иными отраслевыми вопросами.
Организована работа по защите прав
потребителей в Петрозаводском городском
округе. В 2014 году оказана
консультационная и практическая помощь
порядка 2 тысячам граждан, в том числе
оформлено 209 исковых заявлений в суд. В
пользу потребителей взыскано более 1 млн.
рублей.
Важную роль в защите прав потребителей
должны играть общественные организации
при оказании гражданам юридической,
экспертной, консультационной услуги по
защите их прав и законных интересов.
Однако в республике не в полной мере
реализованы полномочия и потенциал
общественных организаций;
вторая задача - повышение уровня
информированности и правовой
осведомленности населения Республики
Карелия по вопросам их законных прав в
сфере защиты прав потребителей и
механизмов их реализации, а также
правовой грамотности хозяйствующих
субъектов, работающих на
потребительском рынке в Республике
Карелия.
Важнейшим направлением деятельности
всех составляющих национальной системы
защиты прав потребителей и наиболее
эффективным методом борьбы с
правонарушениями на потребительском
рынке является применение мер
превентивного характера, направленных в
первую очередь на повышение правовой
грамотности и информированности
потребителей об их правах и механизмах
защиты этих прав. При этом доступность
информации для потребителей должна быть
обеспечена независимо от места их
нахождения и социально-экономического
положения. Для достижения
положительного эффекта такая работа
должна вестись не только с
потребителями, но и с юридическими
лицами и индивидуальными
предпринимателями, работающими на
потребительском рынке.
Право потребителей на просвещение в
области защиты их прав в соответствии со
статьей 3 Закона обеспечивается в том
числе посредством организации системы
информации потребителей об их правах и о
необходимых действиях по защите этих
прав. Целью создания такой системы
является формирование у населения
навыков грамотного поведения на
потребительском рынке, возможности
самому отстаивать свои законные права.
Этой же цели служит созданная в
Управлении Роспотребнадзора по
Республике Карелия общественная
приемная, подразделения которой имеются
во всех районах республики.
Защита нарушенных прав наряду с мерами
по реализации и обеспечению прав
потребителей остается одним из основных
направлений государственной социальной
политики. При этом особое значение имеют
защита прав неопределенного круга
потребителей, затрагивающих интересы
большого числа граждан, пресечение
распространения контрафактных и
некачественных товаров, включая сферу
обращения фармацевтической, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, выявление
и устранение проблем в организации
оказания жилищно-коммунальных услуг,
туристских и финансовых услуг,
транспортного обслуживания населения.
Министерством внутренних дел по
Республике Карелия за 2014 год выявлено 1307
правонарушений, связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности без государственной
регистрации или без специального
разрешения (лицензии), 51 правонарушение,
связанное с нарушением товарного знака.
За нарушения в области оборота
аудиовизуальных произведений
составлено 29 административных
протоколов, за нарушение авторских прав
возбуждено 106 дел об административных
правонарушениях. В сфере оборота
алкогольной продукции выявлено 1798
административных правонарушений, из них
260 - по фактам реализации алкогольной
продукции несовершеннолетним. Из
незаконного оборота изъято 5 тысяч
декалитров этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции.
III. Система программных мероприятий
Программа основывается на реализации
мероприятий по следующим основным
направлениям:
1. Подготовка предложений по
совершенствованию законодательства в
сфере защиты прав потребителей и
обращения товаров (работ, услуг).
2. Реализация комплекса мер, направленных
на предупреждение и минимизацию
нарушений прав потребителей, в том числе
за счет информированности потребителей
и повышения правовой грамотности
населения Республики Карелия по
вопросам защиты прав потребителей.
3. Взаимодействие органов исполнительной
власти Республики Карелия, органов
местного самоуправления,
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти в
Республике Карелия по вопросам
профилактики и пресечения
правонарушений на потребительском рынке
в республике.
IV. Ожидаемые результаты реализации
Программы
Ожидаемыми результатами реализации
Программы в соответствии с намеченной
целью являются:
1. Повышение социальной защищенности
населения Республики Карелия за счет
повышения эффективности региональной
системы защиты прав потребителей, в том
числе за счет информированности
населения в области законодательства,
регулирующего вопросы защиты прав
потребителей, применения новых
информационно-коммуникационных
технологий и прогрессивных методов
работы с потребителями. Программа
позволит создать равные и реальные
условия для реализации потребителями
своих прав и законных интересов на
территории Республики Карелия.
2. Обеспечение сбалансированной
региональной системы защиты прав
потребителей за счет взаимодействия
органов государственной власти всех
уровней, органов местного
самоуправления и общественных
организаций и обеспечения комплексного
подхода к защите прав потребителей.
3. Повышение уровня доступности
информации о товарах (работах, услугах),
необходимой потребителям для реализации
предоставленных им законодательством
прав.
4. Уменьшение количества нарушений
законодательства в сфере
потребительского рынка, повышение
уровня защищенности потребителей от
действий недобросовестных продавцов,
производителей товаров и услуг
посредством реализации комплекса мер,
направленных на предупреждение
нарушений прав потребителей.
V. Сроки реализации, ресурсное
обеспечение и контроль за исполнением
Программы
Срок реализации Программы - 2016-2018 годы.
Реализация программных мероприятий
предусматривает исполнение Плана
мероприятий по защите прав потребителей
на территории Республики Карелия на
2016-2018 годы и достижение поставленной
Программой цели.
В 2018 году будут подведены итоги
исполнения указанного Плана.
Контроль за реализацией Программы
осуществляет Министерство
экономического развития и
промышленности Республики Карелия,
которое представляет ежегодный отчет
Главе Республики Карелия о результатах
реализации Программы и соответствующие
предложения.
(в ред. Распоряжения Правительства
Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П)
VI. План мероприятий по защите прав
потребителей на территории Республики
Карелия на 2016-2018 годы
N п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
I. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг) | ||
1. |
Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей |
Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Минэкономразвития РК), Министерство образования Республики Карелия (далее - Минобразования РК), Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее - Минсоцзащиты РК), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК), Министерство культуры Республики Карелия (далее - Минкультуры РК), Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - Минсельхоз РК), Управление ветеринарии Республики Карелия (далее - Управление ветеринарии РК), Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам), Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Госжилинспекция РК), Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по РК) (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по РК) (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление Роспотребнадзора по РК) (по согласованию), Северо-западное межрегиональное территориальное управление (далее - СЗМТУ Росстандарта) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
2. |
Подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Минобразования РК, Минсоцзащиты РК, Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, МВД по РК (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
3. |
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. |
Подготовка ежегодного доклада в сфере защиты прав потребителей в Республике Карелия |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Совет |
II. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности потребителей и повышение правовой грамотности населения Республики Карелия по вопросам защиты прав потребителей | ||
5. |
Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
6. |
Организация взаимодействия с общественными организациями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, проведения совместных мероприятий |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
7. |
Организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
8. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций в Республике Карелия об основах потребительских знаний |
Минобразования РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
9. |
Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров |
Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
10. |
Организация и проведение семинаров, совещаний с представителями хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Республики Карелия |
органы местного самоуправления (по согласованию), Минэкономразвития РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), МВД по РК (по согласованию), УФАС по РК (по согласованию) |
11. |
Организация и проведение семинаров с производителями пищевой продукции по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
12. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта) |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минкультуры РК, органы местного самоуправления (по согласованию) |
13. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, "горячие" телефонные линии, организация информационных стендов |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минэкономразвития РК, Минобразования РК, Минсоцзащиты РК, Минстрой РК, Минкультуры РК, Минсельхоз РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госжилинспекция РК, МВД по РК (по согласованию), СЗМТУ Росстандарта (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (далее - ТО Росздравнадзора по РК) (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
14. |
Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов (брошюр, памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
15. |
Ежегодная организация и проведение анкетирования населения по доступности медицинской помощи жителям республики с последующим доведением результатов социологического исследования на заседании Совета |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию) |
16. |
Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной действующим законодательством, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий |
УФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по ценам и тарифам |
17. |
Анализ эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Государственный контрольный комитет Республики Карелия |
18. |
Информирование граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере транспорта (размещение информации на странице Государственного комитета Республики Карелия по транспорту на официальном интернет-портале Республики Карелия, проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан) |
Государственный комитет Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
III. Профилактика и пресечение правонарушений на потребительском рынке Республики Карелия | ||
19. |
Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований действующего законодательства (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), СЗМТУ Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минсоцзащиты РК, Минобразования РК, Госжилинспекция РК, Минстрой РК, Управление ветеринарии РК |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
20. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию) |
21. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (по согласованию) |
22. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
23. |
Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами |
Госжилинспекция РК |
24. |
Проведение мероприятий по пресечению правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
МВД по РК (по согласованию) |
25. |
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках |
Управление ветеринарии РК |
26. |
Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минсоцзащиты РК |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
27. |
Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
28. |
Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
29. |
Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Минстрой РК |
30. |
Заключение соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органами местного самоуправления и общественными организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Госжилинспекция РК |
31. |
Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
Минсоцзащиты РК |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Карелия от 25.07.2016 N 550р-П) | ||
32. |
Проведение мониторинга качества предоставляемых в Республике Карелия туристских услуг |
Минкультуры РК |
Ссылается на
- О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 года N 773р-П
- ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (с изменениями на 22 апреля 2024 года)
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 года N 773р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 13 апреля 2016 года N 271р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 7 мая 2015 года N 287р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 апреля 2016 года N 312р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 апреля 2016 года N 311р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 11 октября 2006 года N 309р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 24 мая 2005 года N 147р-П