Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 декабря 2015 года N 773р-П


[Об утверждении Программы по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы]

1. Утвердить прилагаемую Программу по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство экономического развития Республики Карелия координатором Программы.

Глава Республики Карелия
А.П. Худилайнен


Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 10 декабря 2015 года N 773р-П


Программа по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы

I. Общие положения


1. Программа по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы (далее - Программа) определяет цели и приоритеты в создании условий по защите законных прав потребителей, а также План мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия в 2016-2018 годах.

2. Программа разработана в рамках полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей, предусмотренных статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).


II. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является создание условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.

Основными задачами Программы являются:

первая задача - обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.

Для совершенствования механизмов защиты прав потребителей в Республике Карелия необходимо придерживаться системного организационного подхода к решению существующих проблем по обеспечению потребительских прав жителей республики на основе согласованных действий органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, общественных организаций. Обеспечение взаимодействия всех составляющих региональной системы защиты прав потребителей осуществляется с 2008 года в рамках деятельности Совета по защите прав потребителей при Правительстве Республики Карелия (далее - Совет), являющегося постоянно действующим консультативным органом.

В ходе работы Совета вырабатываются общие подходы к осуществлению практической деятельности по обеспечению и защите прав потребителей, в первую очередь, в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, где уровень защиты соответствующих прав потребителей еще не соответствует реальным запросам граждан, таких как: жилищно-коммунальное хозяйство, рынок финансовых услуг, платных медицинских услуг, туристическое обслуживание, розничная торговля.

Анализ ситуации на потребительском рынке в республике показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.

Основными причинами, порождающими нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.

Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, свидетельствует о сокращении обращений по вопросам защиты прав потребителей. Так, в 2014 году общее число обращений составило 830 и сократилось по сравнению с 2013 годом в 1,6 раза, в основном за счет снижения числа обращений на оказание жилищно-коммунальных услуг (в 5,4 раза).

Тенденции, сложившиеся в структуре обращений за ряд последних лет, сохранились в 2014 году: наибольшее количество обращений приходится на сферу услуг - 462 (55,7%) и торговлю - 368 (44,3%). При этом в анализируемом периоде наблюдался значительный рост обращений в сравнении с 2013 годом на оказание медицинских услуг (в 2 раза), услуг общественного питания (в 1,8 раза), финансовых услуг (в 1,6 раза) и туристских услуг (в 1,5 раза).

По результатам рассмотрения обращений граждан возбуждено 209 дел об административных правонарушениях, выдано 107 предписаний об устранении выявленных нарушений, направлено в суд 64 заключения по делам в защиту прав потребителей, 15 исков в защиту прав потребителей, в том числе 5 - в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Важным элементом национальной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. В соответствии с Законом органы местного самоуправления наделены полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию потребителей по вопросам защиты их прав, обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Используя свои полномочия, органы местного самоуправления обеспечивают оперативную защиту интересов потребителей, а также являются источником информации для контролирующих органов в области качества и безопасности товаров (работ, услуг) и населения о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей.

В республике защита прав потребителей органами местного самоуправления пока остается на недостаточном уровне, поскольку в администрациях муниципальных образований функции по защите прав потребителей распределены между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами. Организована работа по защите прав потребителей в Петрозаводском городском округе. В 2014 году оказана консультационная и практическая помощь порядка 2 тысячам граждан, в том числе оформлено 209 исковых заявлений в суд. В пользу потребителей взыскано более 1 млн. рублей.

Важную роль в защите прав потребителей должны играть общественные организации при оказании гражданам юридической, экспертной, консультационной услуги по защите их прав и законных интересов. Однако в республике не в полной мере реализованы полномочия и потенциал общественных организаций;

вторая задача - повышение уровня информированности и правовой осведомленности населения Республики Карелия по вопросам их законных прав в сфере защиты прав потребителей и механизмов их реализации, а также правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке в Республике Карелия.

Важнейшим направлением деятельности всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей и наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является применение мер превентивного характера, направленных, в первую очередь, на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав. При этом доступность информации для потребителей должна быть обеспечена независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работающими на потребительском рынке.

Право потребителей на просвещение в области защиты их прав в соответствии со статьей 3 Закона обеспечивается, в том числе посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Целью создания такой системы является формирование у населения навыков грамотного поведения на потребительском рынке, возможности самому отстаивать свои законные права.

Этой же цели служит созданная в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия общественная приемная, подразделения которой имеются во всех районах республики.

Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеют защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающих интересы большого числа граждан, пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявление и устранение проблем в организации оказания жилищно-коммунальных услуг, туристских и финансовых услуг, транспортного обслуживания населения.

Министерством внутренних дел по Республике Карелия за 2014 год выявлено 1307 правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), 51 правонарушение, связанное с нарушением товарного знака. За нарушения в области оборота аудиовизуальных произведений составлено 29 административных протоколов, за нарушение авторских прав возбуждено 106 дел об административных правонарушениях. В сфере оборота алкогольной продукции выявлено 1798 административных правонарушений, из них 260 по фактам реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Из незаконного оборота изъято 5 тысяч декалитров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

III. Система программных мероприятий


Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям:

1. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг).

2. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности потребителей и повышение правовой грамотности населения Республики Карелия по вопросам защиты прав потребителей.

3. Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на потребительском рынке в республике.

IV. Ожидаемые результаты реализации Программы


Ожидаемыми результатами реализации Программы в соответствии с намеченной целью являются:

1. Повышение социальной защищенности населения Республики Карелия за счет повышения эффективности региональной системы защиты прав потребителей, в том числе за счет информированности населения в области законодательства, регулирующего вопросы защиты прав потребителей, применения новых информационно-коммуникационных технологий и прогрессивных методов работы с потребителями. Программа позволит создать равные и реальные условия для реализации потребителями своих прав и законных интересов на территории Республики Карелия.

2. Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей.

3. Повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав.

4. Уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров и услуг посредством реализации комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей.

V. Сроки реализации, ресурсное обеспечение и контроль за исполнением Программы


Срок реализации Программы - 2016-2018 годы.

Реализация программных мероприятий предусматривает исполнение Плана мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы и достижение поставленной Программой цели.

В 2018 году будут подведены итоги исполнения указанного Плана.

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития Республики Карелия, которое представляет ежегодный отчет Главе Республики Карелия о результатах реализации Программы и соответствующие предложения.

VI. План мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы


N
п/п

Содержание мероприятия

Ответственные исполнители

1

2

3

I. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг)

1.

Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Министерство экономического развития

Республики Карелия (далее - Минэкономразвития РК),

Министерство образования Республики Карелия (далее - Минобразования РК),

Министерство здравоохранения и социального

развития Республики Карелия

(далее - Минздравсоцразвития РК),

Министерство строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК),

Министерство культуры Республики Карелия (далее - Минкультуры РК),

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - Минсельхоз РК),

Управление ветеринарии Республики Карелия (далее - Управление ветеринарии РК), Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам),

Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Госжилинспекция РК),

Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по РК) (по согласованию),

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

(далее - УФАС по РК) (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление Роспотребнадзора по РК) (по согласованию), Северо-западное межрегиональное территориальное управление (далее - СЗМТУ Росстандарта) (по согласованию),

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)

2.

Подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Минобразования РК,

Минздравсоцразвития РК,

Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия,

МВД по РК (по согласованию),

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

органы местного самоуправления (по согласованию)

3.

Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

органы местного самоуправления

(по согласованию)

4.

Подготовка ежегодного доклада в сфере защиты прав потребителей в Республике Карелия

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

Совет

II. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности

потребителей и повышение правовой грамотности населения

Республики Карелия по вопросам защиты прав потребителей

5.

Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию)

6.

Организация взаимодействия с общественными организациями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, проведения совместных мероприятий

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию)

7.

Организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

органы местного самоуправления (по согласованию)

8.

Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций в Республике Карелия об основах потребительских знаний

Минобразования РК,

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

9.

Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров

Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

10.

Организация и проведение семинаров, совещаний с представителями хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Республики Карелия

органы местного самоуправления (по согласованию),

Минэкономразвития РК,

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию),

МВД по РК (по согласованию),

УФАС по РК (по согласованию)

11.

Организация и проведение семинаров с производителями пищевой продукции по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию)

12.

Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта)

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

Минобразования РК,

Минкультуры РК,

органы местного самоуправления (по согласованию)

13.

Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, "горячие" телефонные линии, организацию информационных стендов

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

Минэкономразвития РК,

Минобразования РК,

Минздравсоцразвития РК,

Минстрой РК,

Минкультуры РК,

Минсельхоз РК,

Госкомитет РК по ценам и тарифам,

Госжилинспекция РК,

МВД по РК (по согласованию),

СЗМТУ Росстандарта (по согласованию),

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике

Карелия (далее - ТО Росздравнадзора по РК) (по согласованию),

органы местного самоуправления (по согласованию)

14.

Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов (брошюр, памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию),

Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)

15.

Ежегодная организация и проведение анкетирования населения по доступности медицинской помощи жителям республики с последующим доведением результатов социологического исследования на заседании Совета

ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию)

16.

Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной действующим законодательством, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий

УФАС по РК (по согласованию),

Госкомитет РК по ценам и тарифам

17.

Анализ эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Государственный контрольный комитет Республики Карелия

18.

Информирование граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере транспорта (размещение информации на странице Государственного комитета Республики Карелия по транспорту на официальном

интернет-портале Республики Карелия, проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан)

Государственный комитет Республики Карелия по транспорту

III. Профилактика и пресечение правонарушений на потребительском рынке Республики Карелия

19.

Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований действующего законодательства (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

СЗМТУ Росстандарта (по согласованию),

ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию),

Минздравсоцразвития РК,

Минобразования РК,

Госжилинспекция РК,

Минстрой РК,

Управление ветеринарии РК

20.

Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (по согласованию)

21.

Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу

(по согласованию)

22.

Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей

Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию),

органы местного самоуправления (по согласованию)

23.

Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами

Госжилинспекция РК

24.

Проведение мероприятий по пресечению правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

МВД по РК (по согласованию)

25.

Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках

Управление ветеринарии РК

26.

Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения

ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минздравсоцразвития РК

27.

Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей

УФАС по РК (по согласованию)

28.

Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей

УФАС по РК (по согласованию)

29.

Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Минстрой РК

30.

Заключение соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Карелия,

территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, органами местного

самоуправления и общественными организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Госжилинспекция РК

31.

Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями

Минздравсоцразвития РК

32.

Проведение мониторинга качества предоставляемых в Республике Карелия туристских услуг

Минкультуры РК


Текст сверен по:

Официальная рассылка



 

Яндекс.Метрика    © 2018 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane