ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 декабря 2015 года N 773р-П
[Об утверждении Программы по защите прав
потребителей на территории Республики
Карелия на 2016-2018 годы]
1.
Утвердить прилагаемую Программу по
защите прав потребителей на территории
Республики Карелия на 2016-2018 годы (далее -
Программа).
2. Определить Министерство
экономического развития Республики
Карелия координатором Программы.
Глава
Республики Карелия
А.П. Худилайнен
Утверждена распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 10 декабря 2015 года N 773р-П
Программа по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы
I. Общие положения
1. Программа по защите прав потребителей
на территории Республики Карелия на
2016-2018 годы (далее - Программа) определяет
цели и приоритеты в создании условий по
защите законных прав потребителей, а
также План мероприятий по защите прав
потребителей на территории Республики
Карелия в 2016-2018 годах.
2. Программа разработана в рамках
полномочий высших исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в
области защиты прав потребителей,
предусмотренных статьей 42.1 Закона
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года
N 2300-1 "О защите прав потребителей"
(далее - Закон).
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание
условий для эффективной и доступной
защиты установленных законодательством
Российской Федерации прав
потребителей.
Основными задачами Программы
являются:
первая задача - обеспечение эффективного
взаимодействия органов государственной
власти всех уровней, органов местного
самоуправления и общественных
организаций.
Для совершенствования механизмов защиты прав потребителей в Республике Карелия необходимо придерживаться системного организационного подхода к решению существующих проблем по обеспечению потребительских прав жителей республики на основе согласованных действий органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, общественных организаций. Обеспечение взаимодействия всех составляющих региональной системы защиты прав потребителей осуществляется с 2008 года в рамках деятельности Совета по защите прав потребителей при Правительстве Республики Карелия (далее - Совет), являющегося постоянно действующим консультативным органом.
В ходе работы Совета вырабатываются общие подходы к осуществлению практической деятельности по обеспечению и защите прав потребителей, в первую очередь, в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, где уровень защиты соответствующих прав потребителей еще не соответствует реальным запросам граждан, таких как: жилищно-коммунальное хозяйство, рынок финансовых услуг, платных медицинских услуг, туристическое обслуживание, розничная торговля.
Анализ ситуации на потребительском рынке в республике показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
Основными причинами, порождающими нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Динамика обращений по вопросам
защиты прав потребителей, поступивших в
Управление федеральной службы в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека по Республике Карелия,
свидетельствует о сокращении обращений
по вопросам защиты прав потребителей.
Так, в 2014 году общее число обращений
составило 830 и сократилось по сравнению с
2013 годом в 1,6 раза, в основном за счет
снижения числа обращений на оказание
жилищно-коммунальных услуг (в 5,4 раза).
Тенденции, сложившиеся в структуре
обращений за ряд последних лет,
сохранились в 2014 году: наибольшее
количество обращений приходится на
сферу услуг - 462 (55,7%) и торговлю - 368 (44,3%).
При этом в анализируемом периоде
наблюдался значительный рост обращений
в сравнении с 2013 годом на оказание
медицинских услуг (в 2 раза), услуг
общественного питания (в 1,8 раза),
финансовых услуг (в 1,6 раза) и туристских
услуг (в 1,5 раза).
Важным элементом национальной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. В соответствии с Законом органы местного самоуправления наделены полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию потребителей по вопросам защиты их прав, обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Используя свои полномочия, органы местного самоуправления обеспечивают оперативную защиту интересов потребителей, а также являются источником информации для контролирующих органов в области качества и безопасности товаров (работ, услуг) и населения о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей.
В республике защита прав потребителей органами местного самоуправления пока остается на недостаточном уровне, поскольку в администрациях муниципальных образований функции по защите прав потребителей распределены между специалистами, занимающимися иными отраслевыми вопросами. Организована работа по защите прав потребителей в Петрозаводском городском округе. В 2014 году оказана консультационная и практическая помощь порядка 2 тысячам граждан, в том числе оформлено 209 исковых заявлений в суд. В пользу потребителей взыскано более 1 млн. рублей.
Важную роль в защите прав потребителей должны играть общественные организации при оказании гражданам юридической, экспертной, консультационной услуги по защите их прав и законных интересов. Однако в республике не в полной мере реализованы полномочия и потенциал общественных организаций;
вторая
задача - повышение уровня
информированности и правовой
осведомленности населения Республики
Карелия по вопросам их законных прав в
сфере защиты прав потребителей и
механизмов их реализации, а также
правовой грамотности хозяйствующих
субъектов, работающих на
потребительском рынке в Республике
Карелия.
Право потребителей на просвещение в области защиты их прав в соответствии со статьей 3 Закона обеспечивается, в том числе посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Целью создания такой системы является формирование у населения навыков грамотного поведения на потребительском рынке, возможности самому отстаивать свои законные права.
Этой же цели служит созданная в Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия общественная приемная, подразделения которой имеются во всех районах республики.
Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеют защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающих интересы большого числа граждан, пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявление и устранение проблем в организации оказания жилищно-коммунальных услуг, туристских и финансовых услуг, транспортного обслуживания населения.
Министерством внутренних дел по Республике Карелия за 2014 год выявлено 1307 правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), 51 правонарушение, связанное с нарушением товарного знака. За нарушения в области оборота аудиовизуальных произведений составлено 29 административных протоколов, за нарушение авторских прав возбуждено 106 дел об административных правонарушениях. В сфере оборота алкогольной продукции выявлено 1798 административных правонарушений, из них 260 по фактам реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Из незаконного оборота изъято 5 тысяч декалитров этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
III. Система программных мероприятий
Программа основывается на реализации
мероприятий по следующим основным
направлениям:
1. Подготовка предложений по
совершенствованию законодательства в
сфере защиты прав потребителей и
обращения товаров (работ, услуг).
3. Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на потребительском рынке в республике.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации
Программы в соответствии с намеченной
целью являются:
1. Повышение социальной защищенности
населения Республики Карелия за счет
повышения эффективности региональной
системы защиты прав потребителей, в том
числе за счет информированности
населения в области законодательства,
регулирующего вопросы защиты прав
потребителей, применения новых
информационно-коммуникационных
технологий и прогрессивных методов
работы с потребителями. Программа
позволит создать равные и реальные
условия для реализации потребителями
своих прав и законных интересов на
территории Республики Карелия.
2. Обеспечение сбалансированной
региональной системы защиты прав
потребителей за счет взаимодействия
органов государственной власти всех
уровней, органов местного
самоуправления и общественных
организаций и обеспечения комплексного
подхода к защите прав потребителей.
3. Повышение уровня доступности
информации о товарах (работах, услугах),
необходимой потребителям для реализации
предоставленных им законодательством
прав.
4. Уменьшение количества нарушений
законодательства в сфере
потребительского рынка, повышение
уровня защищенности потребителей от
действий недобросовестных продавцов,
производителей товаров и услуг
посредством реализации комплекса мер,
направленных на предупреждение
нарушений прав потребителей.
V. Сроки реализации, ресурсное обеспечение и контроль за исполнением Программы
Срок реализации Программы - 2016-2018 годы.
Реализация программных мероприятий
предусматривает исполнение Плана
мероприятий по защите прав потребителей
на территории Республики Карелия на
2016-2018 годы и достижение поставленной
Программой цели.
В 2018 году будут подведены итоги
исполнения указанного Плана.
VI. План мероприятий по защите прав потребителей на территории Республики Карелия на 2016-2018 годы
N |
Содержание мероприятия |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
I. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей и обращения товаров (работ, услуг) | ||
1. |
Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей |
Министерство
экономического развития |
|
|
Министерство
образования Республики Карелия (далее -
Минобразования РК), |
2. |
Подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Минобразования РК, |
3. |
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
органы
местного самоуправления |
4. |
Подготовка ежегодного доклада в сфере защиты прав потребителей в Республике Карелия |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по
согласованию), |
II.
Реализация комплекса мер, направленных
на предупреждение и минимизацию
нарушений прав потребителей, в том числе
за счет информированности | ||
5. |
Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
6. |
Организация взаимодействия с общественными организациями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, проведения совместных мероприятий |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
7. |
Организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по согласованию),
|
8. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций в Республике Карелия об основах потребительских знаний |
Минобразования РК, |
9. |
Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров |
Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
10. |
Организация и проведение семинаров, совещаний с представителями хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Республики Карелия |
органы
местного самоуправления (по
согласованию), |
11. |
Организация и проведение семинаров с производителями пищевой продукции по соблюдению требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
12. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта) |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по согласованию),
|
13. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, "горячие" телефонные линии, организацию информационных стендов |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по
согласованию), |
14. |
Разработка и издание для потребителей информационно-справочных материалов (брошюр, памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по согласованию),
|
15. |
Ежегодная организация и проведение анкетирования населения по доступности медицинской помощи жителям республики с последующим доведением результатов социологического исследования на заседании Совета |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию) |
16. |
Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной действующим законодательством, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий |
УФАС по РК (по
согласованию), |
17. |
Анализ эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Карелия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Государственный контрольный комитет Республики Карелия |
18. |
Информирование граждан по
вопросам защиты прав потребителей в
сфере транспорта (размещение информации
на странице Государственного комитета
Республики Карелия по транспорту на
официальном |
Государственный комитет Республики Карелия по транспорту |
III. Профилактика и пресечение правонарушений на потребительском рынке Республики Карелия | ||
19. |
Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований действующего законодательства (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по
согласованию), |
20. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по
согласованию), |
21. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по
согласованию), |
22. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
Управление
Роспотребнадзора по РК (по согласованию),
|
23. |
Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами |
Госжилинспекция РК |
24. |
Проведение мероприятий по пресечению правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
МВД по РК (по согласованию) |
25. |
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках |
Управление ветеринарии РК |
26. |
Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минздравсоцразвития РК |
27. |
Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
28. |
Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
29. |
Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Минстрой РК |
30. |
Заключение
соглашения о сотрудничестве и
взаимодействии с органами
исполнительной власти Республики
Карелия, |
Госжилинспекция РК |
31. |
Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
Минздравсоцразвития РК |
32. |
Проведение мониторинга качества предоставляемых в Республике Карелия туристских услуг |
Минкультуры РК |
Текст сверен по:
Официальная рассылка
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 24 мая 2005 года N 147р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 11 октября 2006 года N 309р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 апреля 2016 года N 311р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 апреля 2016 года N 312р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 7 мая 2015 года N 287р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 13 апреля 2016 года N 271р-П
- О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Карелия от 10 декабря 2015 года N 773р-П